смотреть на рефераты похожие на "Маркетинговые коммуникации"
Содержание:
Глава 1. Маркетинговые коммуникации
1. Средства коммуникации, используемые в рекламных целях
1.1. Телевидение.
1.2. Радиовещание.
1.3. Журналы.
1.4. Газеты.
1.5. Уличная реклама.
1.6. Реклама на отдельных предметах.
2. Прямее коммуникации: по почте и по телефону.
Глава 2.
1. Роль маркетинговой коммуникации, её мотивация в условиях рынка.
2. Создание общественной репутации банка. Мероприятия паблик рилейшнз.
3. Реклама в коммуникативной политике банка.
3.1. Реклама в СМИ.
3.1.1. Реклама в прессе.
3.1.2. Реклама по радио.
3.1.3. Телевизионная реклама.
3.1.5. Наружная реклама.
3.1.6. Реклама на транспорте.
3.2. Особенности банковского рекламного процесса.
4. Директ-маркетинг.
Глава 1. Маркетинговые коммуникации
1. Средства коммуникации, используемые в рекламных целях
При проведении рекламной компании менеджер должен решить очень важный
вопрос: какое средство информации использовать? Выбор средства (или канала
связи с общественностью) зависит от характеристик тех людей, к которым вы
хотите обратиться, уровня их доходов и т.д.
1.1. Первое средство коммуникации – телевидение. Бесспорные его
преимущества – массовая аудитория, экономичность и относительно невысокие
затраты на представление продукта в расчете на одного потребителя. Оно
также имеет хорошие конструктивные возможности для демонстрации товара,
поскольку в полной мере можно использовать движение, цвет и зрительный ряд
для точного выражения идей. Телевидение более комплексно воздействует на
органы чувств человека, т.е. на слух и зрение, тогда как газетное
объявление – только на зрение.
Однако здесь существует одна проблема, связанная с общими затратами.
Поскольку это средство именно массовой информации, то сообщение попадает по
большей части тем на кого оно не рассчитано. И хотя затраты на удельное
представление продукта (т.е. одному потребителю) действительно минимальны,
совокупная стоимость достаточно высока, поскольку нельзя настроиться
конкретно на потенциального покупателя. Конечно, телевидение также может
обеспечить некоторую избирательность в зависимости от времени дня и от
программы, но в целом не такую точную, какая требуется. Кроме того,
типичное рекламное сообщение имеет продолжительность 30 секунд, и для
закрепления его сознании надо, чтобы потенциальный клиент смотрел в это
время телевизор, а сообщение было повторено. Только тогда он успеет
записать номер телефона или другую информацию, которая позволила бы ему
купить продукт или узнать о нем побольше.
Другая связанная с телевидением проблема – это переключение зрителями каналов, особенно когда передача прерывается рекламой. Избежать этого невозможно, и телеканалы пытаются передавать рекламные объявления по возможности в одно и тоже время. Это означает, что, даже переключаясь с одного канала на другой, зритель все равно увидит рекламу.
Следующая проблема – слишком большой поток рекламных сообщений. Им посвящено около 25% эфирного времени, а иногда даже больше. Если человек подолгу смотрит телевизор, то он получает множество таких сообщений и, привыкнув ним, отвергает их все, как бы отгораживается от них. Поэтому надо разрабатывать такие сообщения, чтобы они привлекали внимание телезрителя удерживали его пока сообщается информация.
Еще одна проблема заключается в дороговизне создания некоторых типов
рекламных роликов. Если сообщение простое, то больших затрат оно не
потребует. Однако в телерекламе, которая привлечет внимание потребителя,
можно использовать известного всей стране актера или другую личность
национального масштаба для придания большей убедительности, а также
профессиональных актеров для исполнения ролей в рекламном клипе. Такие
телевизионные рекламные ролики стоят очень дорого, поэтому следует
сопоставить результаты и ожидаемую прибыль.
1.2. Преимущества радиовещания заключаются в экономичности и эффективности.
Состав аудитории определяется временем вещания и профилем радиостанции. В
зарубежных странах радиостанции имеют локальную с географической точки
зрения аудиторию, следовательно, можно сосредоточить усилия на определенной
демографической группе населения на небольшой территории. Более того, при
необходимости с радиостанцией можно связаться по телефону и передать нужное
для эфира рекламное сообщение. Используя только звук можно создать
эффективный ментальный образ. В некотором роде в этом заключается одно из
преимуществ радиовещания перед телевидением, где движение на экране
отвлекает от создания образа в сознании зрителя. Он может обратить внимание
на рекламный ролик, увидевший или поразивший его, но вряд ли вспомнит, о
каком продукте шла речь.
Другим преимуществом радиовещания является его географическая направленность, но в некотором роде это и недостаток. Трудно по радио рекламировать свой продукт на всю страну, поскольку частная радиостанция вещает на ограниченную территорию: как правило, на крупные города и их пригороды. Однако номинальная стоимость рекламных объявлений по радио делает его хорошим экспериментальном средством для определения эффективности рекламирования. Радиовещание располагает только одним средством для достижения всех целей – звуком, поэтому при составлении рекламного объявления требуется значительное мастерством. Кроме того, в распоряжении слушателя имеется большое количество различных станций, что делает привередливым и непостоянным.
Обычно передачи определенного профиля передают несколько различных
станций. Состав аудитории зависит от специализации радиостанции: передает
ли она в основном музыку, новости или какие – то ток шоу. Наиболее
распространенный вариант – современная музыка. В каждой местности найдется
несколько радиостанций, передающих современную музыку, которые жестоко
конкурируют между собой в борьбе за лишние рекламные деньги. Часто весьма
затруднительно решить, какой же из них отдать предпочтение. К сожалению,
обычные рейтинги радиостанций, отражающие число слушателей и их основные
демографические черты, часто являются бесполезными для целей рекламодателя
– сбора информации.
1.3. У журналов имеется ряд преимуществ с точки зрения размещения рекламы.
Во-первых, эффективность: они чаще всего размещаются по адресам, поэтому
имеется возможность определить количество и основные характеристики
подписчиков. Читателей журнала, как правило, объединяет некое общее
увлечение. Можно утверждать, что журналы определенных профилей адресованы
людям с общими интересами. Во-вторых, публикуемым в них объявлениям можно
придать привлекательный вид. Можно так подобрать выразительные средства,
что они будут удерживать внимание читателей. В-третьих, журналы, как
правило, находятся у читателей (дома или на работе) по нескольку месяцев,
поэтому реклама часто попадается им на глаза. Более того, рекламное
объявление прочтет не только подписчик, но и множество других людей. Таким
образом, тираж журнала отражает только минимальное количество людей
увидевших рекламу.
Еще одно преимущество заключается в том, что тот или иной журнал связан с определенным престижем в обществе, и чем он более престижен, тем дольше его будут хранить и читать. В этом случае журналы становятся средством повторения рекламных посланий на несколько лет. Их читатели склонны увлекаться определенной тематикой, особенно если это специализированные издания. Если кто-то интересуется футболом, теннисом или другим видом спорта, к его услугам целый набор журналов, которые предложат ему максимум информации по данному вопросу., а производители спортивного инвентаря, форменной одежды, а также владельцы спорт клубов будут размещать в них свою рекламу.
Многие журналы помещают почтовые карточки, которые очень облегчают процедуру заказа различных продуктов по почте, а также обеспечивают обратную связь с читателем, что позволяет быстро оценить действенность какого – либо рекламного начинания. На таких карточках уже указан адрес, и читателю остается только ответить на предложенный вопрос или дать свой отзыв и опустить ее в почтовый ящик, причем пересылка, как правило, бывает оплачена журналом.
Недостатки использования журнала в качестве места размещения рекламы
заключается в их дороговизне, периодичности (раз в месяц, в квартал или
даже реже), долгой процедуре подготовки к размещению рекламного объявления.
Кроме того, конкуренты могут напечатать свою рекламу в том же номере
журнала, хотя существует негласное правило: н6е размещать рядом объявления
конкурирующих компаний.
1.4. Следующее средство массовой информации, которым можно воспользоваться
для размещения рекламы, - газеты. В крупных городах и мегаполисах издаются
ежедневные газеты, причем некоторые из них ориентированы на
профессиональные интересы или развлечения. Существуют еженедельные и
ежедневные национальные газеты, которые во многом подобны национальным
телевещательным системам и имеют в качестве своей аудитории все население
страны, а также региональные, предназначенные для значительной части
населения.
Газеты всех типов имеют приложения, делающие их предметом интереса рекламодателей. Это приложения, которые печатают либо компании, связанные с газетой контрактом, либо сами газеты. Они издаются исключительно для нужд потребителей. В приложениях, которые выходят преимущественно по выходным дням, когда у читателя есть свободное время для более внимательного изучения прессы, рекламодатель может продемонстрировать внешний вид своего продукта, привести его описание указать цену, обсудить качество. В этом смысле приложения к газете представляют собой мини-каталоги. В ряде случаев очень эффективный инструмент рекламирования.
Газеты представляют еще одну возможность для размещения рекламы. Это
так называемые классифицированные объявления, где предлагаемые на продажу
продукты распределены по разделам(например, «Автомобили», «Мебель»,
«Стройматериалы» и т. д.), и люди, желающие продать что – либо могут
поместить свое объявление в соответствующий раздел. Такие специальные
объявления – экономичный и эффективный способ передачи рекламного
сообщения, особенно для тех, кто предлагает на продажу продукты,
принадлежащие лично им.
Преимуществом рекламирования в газете является прежде всего
возможность выбора между демонстрационным объявлением и классификационным.
Обычно это обеспечивает широкое проникновение на рынок и дает отличную
возможность для проявления гибкости с точки зрения времени и места
помещения рекламного объявления. Кроме, того читатели в основном весьма
позитивно относятся к рекламным объявлениям, помещенным в газете, поскольку
в них предлагается ряд услуг, например почтовые ящики для анонимных
объявлений, на которые люди могут отвечать не зная имени рекламодателя.
Газеты также предлагают почтовые карточки, при помощи которых потребитель
может разместить заказ на какой - либо продукт.
Особенность газет как средства рекламы заключается в том, что их аудитория очень разнообразна. Поэтому менеджер по маркетингу должен в некотором роде нацелить рекламу своего продукта на более заинтересованную группу читателей. В крупных газетах материал размещается по рубрикам: новости, бизнес, спорт, культура и т. д. Следовательно, можно попытаться выявить своего потребителя по этим границам, т. е. выбрать наиболее подходящий раздел для размещения объявления. Более того, читательская аудитория меняется в зависимости от дней недели. Обычно наиболее удачным временем размещения рекламы в газете является воскресенье. Воскресная газета имеет несколько приложений и почтовых карточек, приводит обзор событий за неделю. В воскресенье у людей больше времени на чтение газет, и по этому больше людей увидит рекламу, причем их восприимчивость будет выше в спокойной домашней обстановке.
Недостатки газет как средства рекламы – короткая жизнь и сравнительно
низкое качество оттисков. несмотря на то что некоторые газеты печатаются в
четыре краски, качество изображения в них не такое высокое, как в журналах.
Если рекламное объявление выделяется художественным оформлением,
целесообразнее поместить его в журнале.
1.5. Уличная реклама включает использование рекламных щитов, общественного
транспорта и других аналогичных средств. Эффективность рекламного щита
может быть измерена только количеством людей, проходящих мимо него в
дневное время. Любая компания, предлагающая к продаже рекламное
пространство на улице, может указать примерное количество транспорта или
пешеходов, минующих это место в данный промежуток времени. Часто в
зависимости от этого и определяется цена рекламного пространства.
Плакаты, помещенные в метрополитене и наземном транспорте, несколько отличаются от рекламы на щитах. Обычно человек, который видит такой плакат, может в течении нескольких минут праздно смотреть на него, поэтому сообщение как бы записывается в его сознании.
Уличная реклама хороша тем, что является массовой. Однако она не селективна, а поэтому особенно подходит для тех компаний, которые хотят в целом представить свой продукт на рынке. Еще одним достоинством уличной рекламы является то, что можно выбрать наиболее интересный географический район.
К недостаткам этого вида рекламы можно отнести ограниченные возможности в передаче сообщения и большое количество тех людей, кто этой рекламы вообще не видит или не хочет замечать. Это связано с неспособностью прохожего сосредоточить свое внимание на рекламе. Минимум средств, используемых для передачи сообщений на рекламном щите, требует от составителя большого мастерства, чтобы все – таки донести до прохожего основную идею, поскольку в его распоряжении всего несколько секунд (пока автомобиль проноситься мимо рекламного щита или прохожий минует его), чтобы привлечь внимание. Некоторым реклама может так примелькаться, что они начинают негативно воспринимать рекламируемый продукт. Это явление называется износ (истощение).
Отметим также, что реклама на улице и общественном транспорте
практически не может быть оценена с точки зрения эффективности. Существует
несколько методик для определения количества «откликов» на нее, но это
обычно требует значительных усилий.
1.6. Реклама на отдельных предметах предполагает продажу таких предметов,
как ручки, карандаши, календари или какие – либо мелкие сувениры, а иногда
одежду, на которых указано название компании (логотип).
Трудно, даже практически не возможно определить эффективность такого типа рекламы., поэтому из бюджета компании на нее выделяются минимальные средства.
2. Прямые коммуникации: по почте и по телефону
Имеются еще два дополнительных средства прямого контакта с потребителем – прямые коммуникации: по почте и по телефону.
Прямое почтовое обращение – это процесс составления, изготовления и рассылки рекламного сообщения конкретным лицам, которые представляют интерес как потенциальные потребители. Это, как правило, довольно дорогостоящий метод в перерасчете на одно представление продукта. В тоже время высокая избирательность обращения вследствие предварительной работы делает его весьма эффективным.
Использование телефона для информирования потенциальных покупателей о продукте при возможности его продажи называется телемаркетингом. Это достаточно дорогостоящее средство, но оно дает возможность сосредоточить внимание только на тех, кому нужно передать рекламное сообщение. У этого средства имеется ряд недостатков. Во-первых, многие люди не желают, чтобы их беспокоили по телефону, и поэтому, обнаружив, что кто – то пытается им что – то продать по телефону, они могут отнестись к этому отрицательно. Во- вторых, телемаркетинг можно проводить только в ограниченные часы, да и состав предлагаемых продуктов также ограничен. В-третьих, здесь в распоряжении имеются только вербальные средства убеждения. Однако, несмотря на недостатки, присущие телемаркетингу и прямым почтовым контактам с потенциальными клиентами, эти виды рекламы являются специализацией множества компаний.
Глава 2. Маркетинговые коммуникации в современном банке
1. Роль маркетинговой коммуникации, её мотивация в условиях рынка
Современная концепция маркетинга требует кроме традиционных, также принципов коммуникативности и мотивации.
Коммуникация осуществляется для создания и поддержания необходимых связей и контактов как со всеми субъектами маркетинга, так и внутри организации. Ее эффективность тесно связана с уменьшением помех, возникающих в процессе коммуникации.
Мотивация в системе маркетинга является комплексным процессом, включающим все стороны предпринимательской деятельности. Она направлена на стабилизацию и упорядочение коммуникаций и дает возможность снизить неопределенность в управлении спросом.
Интеграция маркетинговых коммуникаций требует создания в рамках структуры службы маркетинга отдела (группы), занимающегося координацией всей работы по организации коммуникаций и мотивации, их планированию и контролю. Организация процесса коммуникаций и мотивации зависит от места фирмы в рыночных структурах.
Сложность процессов коммуникации и мотивации, невозможность проведения
эксперимента в реальной жизни обуславливает необходимость их моделирования,
которое целесообразно проводить по этапам жизненного цикла товара (услуги).
Такой подход дает возможность наиболее полно охватить все направления и
уровни и с оптимальной отдачей использовать ресурсы.
Маркетинговая коммуникация фирмы - это комплексное воздействие фирмы на внутреннюю и внешнюю среду с целью создания благоприятных условий для стабильной прибыльной деятельности на рынке.
Маркетинговая коммуникация - двусторонний процесс: с одной стороны, предполагается воздействие на целевые и иные аудитории, а с другой, - получение встречной информации о реакции этих аудиторий на осуществляемое фирмой воздействие. Обе эти составляющие одинаково важны; их единство дает основание говорить о маркетинговой коммуникации как о системе.
Хорошо отлаженные коммуникационные (прямые и обратные) связи фирмы- товаропроизводителя (равно как и других субъектов рыночной деятельности) являются непременным условием ее нормального функционирования в качестве хозяйственной единицы, одной из решающих предпосылок ее успешной рыночной деятельности. Значимость коммуникации в современных условиях устойчиво возрастает в следствие все большей насыщенности рынков товарами, все большего разнообразия потребностей потребителей, форм и методов конкуренции, все более совершенных средств сбора, хранения, обработки, передачи информации и целого ряда других факторов.
Современный маркетинг требует гораздо большего, чем создать товар, удовлетворяющий потребности клиента, назначить на него подходящую цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей. Фирмы должны осуществлять коммуникацию со своими клиентами. При этом в содержании коммуникаций не должно быть ничего случайного, в противном случае, у фирмы уменьшится прибыль из-за больших расходов на осуществление коммуникации и из-за нанесенного ущерба имиджу фирмы.
Современная фирма управляет сложной системой маркетинговых коммуникаций. (рис.1).[1]
Сама она поддерживает коммуникации со своими посредниками, потребителями и различными контактными аудиториями. Ее посредники поддерживают коммуникации со своими потребителями и различными контактными аудиториями. Потребители занимаются устной коммуникацией в виде молвы и слухов друг с другом и с другими контактными аудиториями. И одновременно каждая группа поддерживает коммуникационную обратную связь со всеми остальными.
К основным видам маркетинговой деятельности, в частности, относятся:
> исследования (потребителя, товара, рынка);
> научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), скоординированные с маркетинговой деятельностью;
> планирование;
> ценовая политика;
> упаковка;
> рекламная деятельность;
> сбытовая деятельность (работа со штатом товаропроводящей сети, тренинги, контроль, организация специальных систем продажи, мероприятия по оптимизации продажи на местах и т.д.);
> выработка систем распределения товара по сбытовым точкам;
> международные операции;
> послепродажное обслуживание;
В последнее время конкурентная борьба ещё более усилилась и во всём мире повысилась маркетинговая активность, особенно у фирм, ориентированных на экспорт. Всё большие материальные средства интеллектуальный потенциал вкладываются в развитие маркетинговой и как следствие рекламной деятельности.
Поэтому степень разработанности проблемы рекламы очень высока, что требует постоянного инвестирования со стороны крупных финансовых объединений, а также внедрения новых технических достижений в сфере науки и техники. А также попечительства со стороны государственных наблюдателей, создание благоприятной обстановки для развития рекламы в рамках государства.
Источники рекламы на данный момент строго ограничены, и рекламопроизводителям приходиться искать все новые и новые пути для проталкивания своего бизнеса, используются самые оригинальные способы.
В условиях административно-командной системы реклама была не нужна и
бесполезна потребителю. Ассортимент товаров определялся государством, и
количество товаров одного класса и одной "весовой категории" редко
превышало один - то есть был телевизор "Рубин", и никаких "Sony" и
"Panasonic". Таким образом, у покупателя не было выбора, да и проблема была
не в том, чтобы выбрать товар, а в том, чтобы достать хоть какой-нибудь.
Не нужна была реклама и производителям товаров - государство покупало товар, который само и заказывало, по фиксированной, независимо от его популярности на рынке. В том случае, если товар не пользовался спросом, государство давало деньги на переоборудование предприятия.
На этом фоне смешно, например, выглядела бы реклама типа "Летайте самолетами Аэрофлота" - а на чем еще мог тогда летать житель СССР?
Характерной чертой современной рекламы является приобретение её новой роли в результате вовлечения в процесс управления производственно-сбытовой деятельности промышленных и сервисных фирм. Суть новой рекламы в том, что она стала неотъемлемой и активной частью комплексной системы маркетинговых коммуникаций. Эффективность рекламно-информационной деятельности производителя - её соответствие новым требованиям мирового рынка.
Появление новых требований обусловлено, прежде всего, структурными
изменениями мирового рынка, “пик” которых пришёлся на 70е годы, и которые
продолжаются до сих пор. Эти изменения повлияли на маркетинговую ситуацию.
Резкое усложнение сбыта и обострение конкуренции привели к тому, что
маркетинг стал фактором конкурентной борьбы, не менее важным, чем
достижение превосходства на рынке путём внедрения технических новшеств или
снижение себестоимости продукции. Реклама оказалась практически
единственным инструментом воздействия на рынок.
Реклама является каналом распространения информации на рынке, а также предпосылкой обратной связи с ним. С учетом того, что реклама представляет собой неотъемлемую часть системы маркетинга, возникает необходимость рассмотреть ее функции, механизм взаимодействия с другими элементами системы, определить место рекламы в их иерархии, а значит найти пути оптимального управления рекламной деятельностью.
Банковский маркетинг, следовательно, можно определить как поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры.
Первоначально маркетинг ограничивался, главным образом, рамками реализации произведенной банковской продукции и услуг, то ныне он превратился в теорию и практику управления всей производственно- сбытовой деятельности банка.[2] Современный банковский маркетинг предполагает не только решение относительно пассивной задачи детального и тщательного изучения требований клиентуры к услугам, оказываемым банком, но и адаптацию к ним этих услуг, а также решение активной задачи по формированию и стимулированию спроса на различные банковские услуги в целях увеличения объемов реализации, повышения их эффективности и общей прибыльности предпринимательской деятельности банка.
Среда в которой происходит функционирование банка, как капиллярами пронизана различными связями, взаимоотношениями, в том числе не только с клиентами, но и с другими банками, Центральным банком, различными финансовыми организациями и т. д. Для любого банка необходима четкая система взаимосвязей, коммуникаций, которая признана постоянно совершенствоваться в соответствии внешней и внутренней среды. Именно для этого разрабатывается коммуникационная политика в составе комплекса маркетинговых мер воздействия на рынок, которая включает в себя развитие отношений с общественностью, рекламу, многочисленные средства стимулирования сбыта, услуг, сервисную политику, организацию участия в различных выставках, фирменный стиль и знак, работу со средствами массовой информации и т.д.[3]
2. Создание общественной репутации банка. Мероприятия паблик рилейшнз
Особое место в маркетинговых коммуникациях банка занимает “public relations” – система мероприятий, направленная на обеспечение взаимопонимания, взаимной доброжелательности банка и публики, которая уже реализуется в практике многих кредитных учреждений России. В рамки “public relations” входит обеспечение общественности информацией о банке, изучение общественного мнения о нем, ориентация деятельности банка с учетом интересов публики, изучение складывающихся тенденций и заблаговременная разработка мер по укреплению авторитета банка. Суть мероприятий такого рода в обеспечении благоприятного мнения о банке, преодолении барьера недоверия к нему, его услугам.
Паблик рилейшнз предполагает использование редакционной части средств распространения массовой информации с целью осуществления престижной рекламы, направленной на завоевание благожелательного отношения к товарным семействам или выпускающим их фирмам. Будучи одной из форм связи рекламодателей с общественностью через средства массовой информации, паблик рилейшнз предполагает получение рекламными агентствами дохода от рекламодателей в виде гонораров, оплачивающих время затраченное на выполнение их заказов.
Реализация престижных рекламных кампаний на всех трех уровнях осуществляется, в основном, рекламными мероприятиями паблик рилейшнз, направленными на завоевание благожелательного отношения общественности к стране, отрасли, фирме и ее продукции в целом, т.е. именно на завоевание общественной репутации.
Качество и технический уровень выпускаемых фирмой товаров являются
важнейшими факторами престижа и используются в качестве важнейших
аргументов при создании материалов корпоративной престижной рекламы.
Высокий авторитет фирмы создается на основе информации о ее лидирующем
положении в производстве и реализации товаров, особенно уникальных,
требующих усложненных исследований, особой квалификации в проектировании и
исполнении, современной технологии.
Оценивая ситуацию на российском рынке рекламы, можно отметить, что 12
марта 2002 года в гостинице «RENAISSANCE MOSCOW HOTEL» прошла первая в
России открытая научно-практическая конференция «Особенности корпоративного
PR», посвященная использованию новейших разработок в области корпоративного
PR, цель которой - поиск, оценка эффективности и внедрение передовых
технологий, выявление особенностей корпоративного PR . Организаторами
конференции выступили Международный Клуб PR-Управляющих «PRофессионал» и
Агентство "PR Квадрат".
На пленарном заседании выступили ведущие российские и зарубежные специалистов в области PR. Были представлены доклады и сообщения, посвященные анализу современного состояния public relations, разработки, интересные исследования, новейшие достижения в области корпоративного PR, перспективные для эффективного использования в практической деятельности.
На Конференции обсуждался вопрос «Нужен ли PR для корпоративного PR в
России? Как развивается отношение общества к PR и нужен ли PR для
корпораций?», и об этом слушатели поспорили с Владиславом Фридманом,
Управляющим партнером агентства PR Квадрат. “Восприятие PR в России
существенно отличается от его восприятия в западном мире. PR в России – это
ассоциативно черный PR, грязные технологии, манипулирование общественным
мнением, либо информационные войны, «слив» компромата. Многие руководители
корпораций (особенно «красные директора») не понимают необходимости в PR,
если (или пока) они не ведут информационные войны с конкурентами, –
утверждал господин Фридман, - С другой стороны, западные компании
используют только свои принципы PRа, работая больше на отчетность, нежели
на результат. Поэтому эффективность бизнес PR довольно низкая, а,
следовательно, низок и имидж этого инструмента в глазах бизнеса».
Таким образом, можно сделать вывод, что PR в России еще очень-очень не совершенен, и должно пройти еще довольно много времени, прежде чем на российском рынке уровень PR приблизится к западному варианту.
3. Реклама в коммуникативной политике банка.
Все более важное значение приобретает сейчас в России реклама, цель которой, прежде всего – привлечь внимание потенциальных клиентов к банку, его возможностям, предоставляемым услугам, подчеркнуть весь спектр положительных черт.
Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств
информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях
(рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц
и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому,
юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации
товаров, идей и начинаний.[4]
Ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации; [5]
Контрреклама - опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий.[6]
Наиболее важные требования к рекламе отражены в статье 5 «Общие
требования к рекламе» Федерального закона о рекламе РФ, принятого Госдумой
РФ 14 июня 1995 г.:
1. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.
2. Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности.
3. Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.
Можно привести следующее определение рекламы. Реклама – это средство информации о банке или услугах им оказываемых, коммерческая пропаганда потребительских свойств предоставляемых услуг для клиентуры и достоинств деятельности банка, готовящая активного и потенциального клиента к расширению деловых контактов с банком.[7]
Реклама, занимая особое место в коммуникационной политике, признана решать наиболее сложную задачу – формировать и стимулировать спрос. Ее можно рассматривать как форму коммуникации, которая имеет цель – перевести качества предоставляемых банком услуг, а также предлагаемых в этой области идей на язык нужд и запросов клиента.
Сфера деятельности рекламы включает в себя:
1. Изучение потребителей услуг, которые предстоит рекламировать;
2. Исследование особенностей рынка, который предстоит освоить;
3. Стратегическое планирование с точки зрения постановки идей, определения границ рынка, обеспечения ассигнований и разработки творческого подхода и планирования использования средств рекламы.
4. Принятие тактических решений по смете расходов при выборе средств рекламы, разработки графиков публикаций и трансляции объявлений;
5. Составление рекламных объявлений, включая подготовку текста, макета, художественное оформление и их производство.
Для более полной характеристики рекламы нужно выделить ее специфические особенности, в частности, следующие:
1. Реклама (особенно сегодня в России) отнюдь не беспристрастна;
2. Реклама ориентируется на конкретного адресата, имеет специфическую направленность, идет в рамках оплаченного места или времени;
3. Реклама выступает как многофункциональное явление. Она способна стимулировать трату денег или их накопление, цели высокие или низкие, платные или бесплатные акции от имени самых разных источников, для любых аудиторий и по самым различным причинам;
4. Реклама является средством, способным принести колоссальный успех или катастрофический провал, и нередко действующим в условиях неопределенности конечного результата.
У рекламы великое множество сфер применения. Ею пользуются для формирования долговременного образа банка, для выделения конкретного специфического банковского продукта, для распространения информации об услугах или других действиях в интересах потенциальной клиентуры, для освещения конкретной акции и т.д.
Различают непосредственную и косвенную рекламу. Непосредственная реклама осуществляется на коммерческих началах и указывает рекламодателя, прямо выполняя рекламную функцию по отношению к конкретной услуге банка или к самому банку. Косвенная же реклама выполняет рекламную функцию в завуалированной форме. При этом не используются прямые каналы распространения рекламы и не указывается непосредственно рекламодатель. Например, показ по телевидению рекламного ролика о качественных преимуществах услуг конкретного банка - это прямая реклама. А если в видеоролике свидетельствуется о выгодах для тех, кто пользуется конкретными банковскими услугами без упоминания наименования банка, причем подобные услуги можно получить только в этом банке - это косвенная реклама.
В зависимости от характера и особенностей рекламного материала, стадий жизненного цикла банковских продуктов и задач, которые ставятся перед рекламой на конкретном этапе, она может быть информативной, увещевательной и напоминающей.
Информативная реклама преобладает, в основном, при выведении нового банковского продукта на рынок, когда стоит задача формирования первичного спроса. Например, потенциальных клиентов сначала нужно проинформировать о тех выгодах, которые они могут приобрести от новой банковской услуги.
Увещевательная реклама приобретает особую значимость на этапе расширения рынка, клиентуры, когда перед банком встает задача формирования нового рынка сбыта. В этом случае средства рекламы нацелены на доказательства преимущества условий и качества конкретной услуги, оказываемой банком за счет конкретного сравнения ее с аналогичной практикой других кредитных учреждений.
Напоминающая реклама особенно важна на этапе, когда банк уже многого
достиг в оказании конкретных услуг, и ему нужно вновь сконцентрировать
внимание клиентуры на их достоинствах.
3.1. Реклама в СМИ.
Одной из основных задач отдела маркетинга является выбор оптимального средства распространения своего рекламного обращения. Банком используются и безличные средства массовой информации (СМИ).
К рекламе в средствах массовой информации (СМИ) обычно относят рекламные объявления в прессе (газетах и журналах), по радио, телевидению и на стандартных щитах наружной рекламы.
Реклама в самых читаемых изданиях и популярных передачах, естественно, самая дорогая. Поэтому, экономя на них, рекламодатель рискует потерять широкий круг потребителей. Рекламное обращение нередко делается броским, привлекающим внимание. Вместе с тем читателю, зрителю, слушателю должно быть понятно, где реклама и где редакционный материал. Форма рекламного обращения должна соответствовать культуре и миропониманию рекламной аудитории, на которую оно направлено.
Творческие подходы могут быть разными. Например, при рекламе товаров массового спроса, как правило, используют эмоциональные мотивы, для изделий промышленного назначения — рациональные.
Но в любом случае реклама эффективна лишь тогда, когда удовлетворяет следующим требованиям:
1. четко формулирует рыночную позицию товара, т.е. содержит информацию о специфике его использования, отличия от товаров конкурентов;
2. обещает потребителю существенные выгоды при приобретении товара, для чего показываются его достоинства, создается положительный образ, формируются другие предпосылки предпочтения и в заголовке рекламного обращения, и в его иллюстрировании, и в стилистике подачи текстового и графического материалов;
3. содержит удачную рекламную идею — оригинальную и в то же время легкую для восприятия;
4. создает и внедряет в сознание ясный, продуманный в деталях образ товара — стереотип, увеличивающий его ценность в глазах потребителей;
5. подчеркивает высокое качество предлагаемого товара и в то же время сама уровнем исполнения ассоциируется с этим высоким качеством;
6. оригинальна и потому не скучна, не повторяет известные, надоевшие решения;
7. имеет точную целевую направленность, отражая разные запросы, желания, интересы конкретных потребителей и информируя их таким образом, чтобы учитывали различия потребительского спроса в определенной рекламной аудитории;
8. привлекает внимание, что достигается удачными художественными и текстовыми решениями, размещением рекламного объявления в средствах массовой информации, пользующихся высокой репутацией, которые читают, слушают, смотрят те, на кого реклама рассчитана;
9. делает акцент на новые уникальные черты и свойства товара, что является предпосылкой его успеха на рынке и наиболее действующей составляющей рекламной аргументации;
10. концентрирует внимание на главном, не усложняя, предлагает лишь то, что важно для потребителя, и обращается непосредственно к нему.
Реклама в средствах массовой информации отличается воздействием на широкие круги населения и поэтому целесообразна для изделий и услуг широкого потребления и массового спроса. Когда встает вопрос о выборе СМИ, то основными доводами "за" и "против" принятия альтернативных решений являются: соответствие рекламы целевым группам населения, потенциально заинтересованным в рекламируемом товаре; популярность среди них издания или передачи, их тиражность или соответственно аудитория зрителей или слушателей; уровень тарифов за рекламные площади или эфирное время; география распространения или действия. Естественно, учитываются особенности конкретных средств распространения рекламы.
Комплексные рекламные кампании, включающие в себя объявления в прессе, по радио, телевидению, на щитах наружной рекламы, строятся на одних и тех же рекламных идеях и творческих находках, так чтобы возможности каждого средства распространения рекламы дополняли друг друга.
Проанализируем подробнее эффективность использования различных средств
рекламы.
3.1.1. Реклама в прессе.
Наиболее традиционным, доступным и сравнительно дешевым средством рекламы является газета - средство распространения информации событийного характера. Читатель рассчитывает найти в ней самые свежие новости и хочет верить, что они окажутся достоверными. Когда банк-рекламодатель предлагает услуги, имеет смысл прорекламировать его в свете газетных новостей.
Газеты или журналы - идеальное средство рекламирования для фирмы, которая хочет иметь широкий круг клиентов. Они позволяют передать клиентам конкретную информацию, такую как цена, скидки, характеристика продаваемого продукта и т.д.
Местные ежедневные и еженедельные газеты очень популярны среди малых и средних предприятий именно благодаря большим тиражам (реклама доходит до большого числа потребителей), относительно небольшой стоимости газетной площади, а также возможности поместить объявление сразу после его подачи и при необходимости оперативно изменить его содержание.
Газеты другой направленности, издаваемые, к примеру, для национальных меньшинств, членов тех или иных партий и движении, деловых людей и т.д., или же так называемые центральные газеты дают возможность рекламодателям донести свою информацию до аудитории, отобранной по какому-либо признаку.
В последнее время число периодических изданий во всех постсоветских странах резко возросло. Издаются газеты для компьютерщиков, бизнесменов, торговцев, любителей орхидей и вязания крючком, для жителей определенной области, города, района. Есть и простор для роста - в Италии, например, своя газета издается в каждой деревне. Предпринимателю нужно ориентироваться в этом газетном море и сотрудничать с газетой или несколькими газетами и журналами, которые донесут рекламу именно до того сегмента рынка, на который данная реклама направлена.
Реклама в газетах имеет ряд преимуществ:
1) на определенной территории немного конкурирующих между собой местных газет, что облегчит вам выбор СМИ;
2) местная газета, как правило, имеет значительный тираж, т.е. доходит до большего числа потребителей, чем другие местные СМИ. Типичная газета, занимающая в городе позиции монополиста, по данным специалистов, доходит до 65% взрослого населения города;
3) у читателя рекламных объявлений в газете больше времени на осмысление содержания объявления, чем в случае рекламы по радио или телевизору;
4) в газетной рекламе вы можете, без вреда для основного содержания, поместить карту или план, показывающие, как добраться до вашей фирмы, адреса других принадлежащих вам магазинов, а также условия продажи;
5) газеты вообще очень эластичны в действии. Ваше объявление появится в номере через 1-3 дня после подачи, буквально в последнюю минуту вы сможете внести изменения в содержание;
6) поместить объявление в газеты проще и дешевле, чем в другие СМИ.
Кроме того, сделав однажды оригинал-макет, вы сможете пользоваться им многократно.
Однако необходимо помнить и о недостатках газетной рекламы:
1) потребители часто игнорируют газетную рекламу. В этом смысле теле- и радиореклама, а также реклама по почте будут эффективнее. В газете ваше объявление появится по соседству с целой "кучей" объявлений других фирм. Более того, весьма сложно изготовить газетное объявление, столь разительно отличающееся от остальных, чтобы притягивать взгляд читателя;
2) читатели газет, как правило, зрелые личности, которые свои пристрастия к тем или иным товарам меняют менее охотно, чем аудитория других СМИ;
3) иногда качество газетного текста бывает очень низким, из-за чего теряется качество фотографий, текста, могут полностью исчезнуть некоторые их особенности:
4) у типичного современного читателя меньше времени на чтение газет, чем у читателя прошлых лет. Он бегло просматривает статьи и лишь мельком - рекламу.
Рекламодатели, действующие на всю страну, пользуются газетами по следующим соображениям: для достижения запланированного охвата рынка; для учета региональных различий в рекламе и для извлечения пользы из ситуации, связанной с появлением новой услуги.
Газета служит и местным банкам. Для большинства из них газета является
идеальным носителем рекламы. Район распространения ее тиража, как правило,
совпадает с границами бизнеса.
3.1.2. Реклама по радио.
Преимущество радио перед другими средствами массовой информации: 24-
часовое вещание на многие регионы и разнообразие программ. Радио может
использовать любая фирма с достаточно широким кругом потребителей.
Рекламные объявления, размещенные в соответствующих радиопрограммах,
охватывают значительный процент заданной аудитории потребителей, независимо
от того, где они находятся — на работе, на отдыхе, в пути. Радио вызывает
мгновенную реакцию на рекламируемое предложение. Оно прекрасно оправдывает
возлагаемые на него надежды, если речь идет о том, чтобы познакомить
клиентов с фирмой, а также помочь создать ей репутацию. Благодаря
сравнительно невысокой стоимости, а также возможности избирательного
воздействия на потребителей, радиореклама занимает почетное второе место
среди рекламного инструментария небольших фирм. Однако в процессе
восприятия рекламных обращений, транслируемых по радио, не участвует
зрение, через которое человек получает до 90% информации. Кроме того,
радиореклама усложняет установление двусторонних коммуникаций с
потребителем. Часто у его нет под рукой ручки, карандаша, бумаги, чтобы
записать переданные в объявлении данные.
Достоинства радиорекламы:
- дает хорошие результаты даже для относительно небольшого бизнеса;
- позволяет воздействовать на определенным тип аудитории;
- произвести рекламный радиоролик достаточно просто и недорого, более того, это довольно занимательно;
- доносит рекламу до людей активных, перемещающихся, что позволяет работникам розничной торговли буквально вытаскивать клиентов из машин;
- радио - одно из наиболее интимных средств массовой информации. Это ценное для рекламодателя качество;
- реклама по радио прекрасно создает вокруг событий (открытие нового магазина, распродажа, специальные предложения) атмосферу торжественности и актуальности;
- легко внести изменения, как в текст рекламы, так и в план ее звучания в эфире;
- радиоаудитория обычно несколько моложе, чем типичные читатели газет, и поэтому более охотно покупает новые товары и услуги.
Недостатки радиорекламы:
- некоторые радиослушатели переключают приемники с одной станции на другую буквально ежеминутно и особенно не любят блоки рекламы и объявлений;
- если рекламный рынок велик, то эфирное время может быть очень дорогим.
Для повышения эффективности радиорекламы полезно следовать следующим советам:
11. добивайтесь, чтобы объявление включало воображение слушателей;
12. сопровождайте рекламу конкретного продукта, услуги запоминающимся звуком;
13. рекламная идея должна быть лаконичной, ясно выраженной;
14. необходимо поставить цель сразу заинтересовать слушателя, иначе он может переключить на другую программу;
15. очень эффективно вводить в радиообъявления известных людей;
16. результат будет наилучшим, если использовать "прайм-тайм" — время, когда число слушателей наибольшее;
17. если по тому же товару или услуге параллельно ведется рекламная кампания по телевидению, нужно использовать те же позывные, мелодии, тексты, персонажи;
18. радиорекламу нельзя оценить по написанному тексту, ее надо прослушать;
19. объявления должны соответствовать контексту передачи, в которую они включаются.
3.1.3. Телевизионная реклама
Каждый способ рекламы имеет свои особенности. Телевидение сфокусировало в себе абсолютное большинство преимуществ всех видов рекламы. Телевизионная реклама, выступая в качестве домашнего страхового агента, может демонстрировать новые товары и моды, показать технологию приготовления разных блюд, показывать в работе бытовую технику, автомобили, сельскохозяйственный и садовый инвентарь, демонстрировать различное оружие, музыкальные инструменты, рекламировать работу эстрадных групп, спектаклей и т.п. Телевидение охватывает самую большую аудиторию слушателей.
Для рекламы по телевидению используются слайды, кино- и видеоролики.
Возможна и прямая передача из телестудии или с места события. Кино- и
видеоролики могут быть игровыми, отснятыми с натуры, мультипликационные и
графические. Мультипликационные ролики очень популярны и имеют широкие
возможности, еще более повышается эффект при использовании компьютерной
анимации. По типу сюжетов рекламные ролики делятся на три разновидности:
1. Описательные (информационные), в них содержится определенная информация;
2. Благополучно-сентиментальные, создающие атмосферу благополучия, приходящую с рекламируемым товаром, как правило, являющихся атрибутом соответствующего образа жизни;
3. Парадоксальные и шоковые противопоставляют в сюжете неудобства и бедствия без рекламируемого товара и преимуществ, приносимых им.
4. Производство рекламных роликов - удовольствие дорогое и трудоемкое.
Для создания таких роликов необходимы высококвалифицированные специалисты: маркетологи, продюсеры, сценаристы, операторы, а иногда актеры и композиторы.
Наиболее важные преимущества телевизионной рекламы кроме уже названных:
- одновременно визуальное и звуковое воздействие, событие наблюдается в движении, что вовлекает зрителя в демонстрируемое на экране;
- мгновенность передачи, что позволяет контролировать момент получения обращения;
- возможность избирательно действовать на определенную аудиторию;
- личностный характер обращения, что делает это средство близким по эффективности к личной продаже. Эту роль прекрасно выполняет кабельное телевидение;
- огромная аудитория.
- имеет ни с чем не сравнимые возможности для создания незабываемых образов;
- может показать зрителю, как он будет чувствовать себя, купив предлагаемый товар или услугу;
- люди обычно смотрят телевизор в часы отдыха, когда никуда не спешат и не имеют никаких дел (особенно вечером);
- сам факт присутствия вашей фирмы на телеэкране может создать впечатление, что она больше, солиднее и крепче, чем в действительности;
- записавшие ту или иную передачу на видеомагнитофон, увидят присутствующую в ней рекламу несколько раз и в течение длительного времени;
- телевидение может создать вокруг рекламируемых товаров и услуг атмосферу актуальности, успеха и праздника.
Телевизионная реклама имеет некоторые недостатки:
- телереклама кратковременна и эпизодична. Если телевизионная реклама не угадала режим дня потенциального покупателя, то рекламные обращения в срок не попадут.
- краткость телевизионной рекламы не дает возможности детально описывать положительные качества товаров и не позволяет предложить слушателям весь ассортимент товаров.
- главная причина ограничения телевизионной рекламы высокая стоимость.
- ни один другой тип рекламы не требует столько мастерства, знаний и творческих способностей;
- Торговые фирмы используют рекламное время в телепередачах продолжительностью от 5 секунд до 1 минуты. Но этот недостаток можно обойти, составляя телепрограмму с рекламой на кооперативных началах с другими фирмами.
Для достижения эффекта в области телерекламы, необходимо иметь в виду следующее:
20. главное – интересная визуализация (зритель запоминает в первую очередь то, что видит, а не то, что слышит);
21. визуализация должна быть четкой и ясной;
22. привлечь внимание зрителя надо в первые пять секунд, иначе интерес пропадет;
23. телерекламу лучше построить так, чтобы она не заставляла думать, а помогала сразу воспринять ее суть;
24. сюжет лучше построить не вокруг неживого предмета, а вокруг человека, пользующегося им;
25. не надо многословия — каждое слово должно работать.
3.1.4. Наружная реклама
Довольно распространенной формой является наружная реклама. Ее применение - одна из старейших форм доведения информации до широкой публики, включающая в себя: вывески банка и его филиалов; крупногабаритные плакаты наружной расклейки, различные световые щиты и панели.
Наружная реклама - это средство воздействия на человека на улице и во время поездок.
Плакаты на щитах наружной рекламы обычно размещаются вдоль оживленных автотрасс и в местах скопления людей и напоминают потребителям о фирмах или товарах, которые они уже знают или указывают потенциальным покупателям на места, где они могут совершить нужные им покупки либо получить соответствующее обслуживание.
Рекламное объявление в наружной рекламе обычно кратко и не может полностью информировать о фирме либо товаре, поэтому знакомство потенциальных потребителей с новыми товарами с помощью этого средства массовой информации недостаточно эффективно.
Основным типом наружной рекламы является крупногабаритный плакат.
Также существуют электрифицированные или газосветные световые панно. Бывают
табло нестандартного размера и формы, изготовляемые по особому заказу.
Основные рекомендации по наружной рекламе сводятся к следующему: щитовая реклама строится на рекламной идее, специфика которой в том, что она мгновенно схватывается и запоминается; визуализация должна быть простой и плакатно броской, иллюстрация одна и не более семи слов;
28. использовать шрифты простые и ясные, такие, чтобы объявление можно было прочесть с расстояния 30-50 метров;
29. необходимо составлять цветовую гамму так, чтобы это не напрягало зрение и было привычно для глаза;
30. на рекламном щите надо указать реквизиты ближайших торговых и сервисных точек, где можно приобрести рекламируемый товар или услугу;
31. для лучшего восприятия можно ввести в наружную рекламу элементы телерекламы;
32. необходимо проверить, как воспринимается реклама в различную погоду, не заслоняется ли она зданиями и т.д.
В заключении хотелось бы отметить стоимость размещения наружной рекламы
(рекламных щитов) в Самаре.
Эта сумма колеблется от $ 800/мес. до $1500/мес.[8]
3.1.6. Реклама на транспорте
Все шире в российских условиях используется реклама на транспорте. Для людей, которые постоянно пользуются пригородными поездами, метро и наземными видами транспорта, эта реклама не знает себе равных. Практикуются обычно три вида:
1) Внутрисалонные рекламные планшеты в общественном транспорте;
2) Наружные рекламные плакаты, размещенные на наружных сторонах транспортных средств;
3) Станционные плакаты, размещаемые на железнодорожных воkзалах и в аэрофлотах, на автобусных станциях, на остановках трамваев и троллейбусов, на автозаправочных станциях.
Средняя продолжительность проезда в общественном транспорте составляет
30 минут. Число читателей внутрисалонных планшетов превышает число
читателей газет. Круг читателей внутрисалонных планшетов составляет
примерно 25% от взрослого населения.
Реклама на транспорте может быть ограничена рамками одного города, но может включить в себя набор регионов. Реклама на транспорте позволяет варьировать размещение и формы и размеры объявлений. Транспортная реклама рассчитана на специфические аудитории - рабочих - мужчин и женщин, переезжающих из дома на работу и обратно, домашних хозяек, отправляющихся днем за покупками, школьников и студентов.
Существуют пять наиболее важных правил рекламы на транспорте.
1. Часто попадаться на глаза.
2. Привлекать к себе внимание.
3. Быть краткой.
4. Быть без труда читаемой на ходу.
5. Быть понятной.
6. Реклама на средствах транспорта включает в себя три вида: внутренние рекламные наклейки, внешние плакаты на бортах транспорта и щиты на остановках и платформах.
7. Внутренние рекламные наклейки и объявления вывешиваются в поездах, автобусах, троллейбусах, трамваях, метро, такси. Реклама на бортах бывает как навесной, так и рисованной.
8. Транспортная реклама подходит для магазинов и фирм, предлагающих различные услуги населению, а также для организаторов массовых мероприятий, целевой рынок которых сосредоточен в данном населенном пункте. Реклама, размещенная снаружи транспортных средств, обращена к иной группе населения, чем реклама внутри их.
Достоинства рекламы на средствах транспорта
- Хорошо заметна и, следовательно, эффективна.
- Доступна потребителям в течение 16 или 18 часов в сутки.
- Ее можно использовать, чтобы донести рекламу до богатых людей, пользующихся машинами.
- Постоянно перемещается по городу; ваше объявление увидят различные группы потребителей.
- Воздействует на людей, пребывающих в замкнутом пространстве
(только реклама внутри салонов).
Недостатки рекламы на средствах транспорта
- Постоянное движении, у людей всего несколько секунд, чтобы усвоить информацию (касается только рекламы на бортах).
- Подвержена воздействию атмосферных факторов и актов вандализма.
- Не всегда уместна и не всегда доступна.
3.2. Особенности банковского рекламного процесса.
Суть рекламы состоит в том, чтобы продемонстрировать клиенту преимущества, которые он приобретет, если доверит обслуживание данному банку. Реклама обычно стремится акцентировать внимание на отличиях в обслуживании между банком и его конкурентами. В нашей действительности подобные отличия, как правило, касаются лишь отдельных тонкостей, поскольку уровень сервиса крупных банков практически идентичен.
При определении способов осуществления маркетинговой кампании банк призван в полной мере учитывать, соотношение между стоимостью рекламы и количеством людей, которые ее воспримут. Телевидение имеет самую широкую аудиторию, но плата за рекламу здесь очень высока. Газетная реклама дешевле, однако круг читателей уже, сведения, таким образом, распространяются медленнее, нередко остаются вообще без внимания. При выборе средств коммуникаций в полной мере следует учитывать целевой рынок, которому адресуется реклама. Неэффективно, например, как это иногда у нас бывает, включать рекламу управления инвестиционным портфелем во время передачи поп-музыки. В данном случае лишь небольшая часть слушателей может быть потенциальным пользователем этого вида услуг.
Важную роль в маркетинговых программах должны играть отделения или
филиалы банков, что пока в российской практике встречается редко. Ранее
управляющие отделениями не считали себя продавцами банковских услуг. Но
сегодня руководство некоторых банков сознательно назначает на пост
управляющего отделением или филиалом специалиста по маркетингу, чтобы
обеспечить активное продвижение банковских продуктов в определенном районе.
4. Директ-маркетинг
Большую роль в маркетинговых коммуникациях банка играет еще одно
средство распространения рекламы - директ-маркетинг.
Директ-маркетинг — постоянно поддерживаемые направленные коммуникации с
отдельными потребителями или фирмами, имеющими очевидные намерения покупать
определенные товары. Деятельность в области директ-маркетинга, в основном,
осуществляется путем прямой почтовой рассылки (direct mail) или через узко
специализированные средства распространения рекламы.
Большинство западных специалистов по рекламе сходится во мнении, что в ближайшие годы директ-маркетинг потеснит все другие виды рекламной деятельности и станет доминирующим в сфере маркетинговых коммуникаций. На мировом рынке директ-маркетинг развивается втрое эффективней, чем реклама в средствах массовой информации, и по сравнению с ней для рекламных агентств вдвое прибыльней.
Одна из причин этого феномена заключается в том, что благодаря
повсеместной компьютеризации стало возможным решить прежде неразрешимую
задачу — соединить в рекламной кампании массовый охват с индивидуальным
подходом к каждому отдельному потребителю. Кроме того, произошла
"демассификация", которая принесла новую идеологию в производство, сбыт,
коммуникации и упразднила универсальный подход в области маркетинга. Рынок
разбился на множество фрагментов.
Суть директ-маркетинга состоит в установлении при посредничестве рекламных агентств долгосрочного взаимовыгодного и развивающегося партнерства между производителем и персонально известными потребителями.
Традиционно, для нахождения целевых групп , подвергаемых рекламному воздействию, используется метод сегментации — выделение потребителей со сходными социально-демографическими характеристиками, предполагающими одинаковые потребности. При директ-маркетинге — наоборот, сначала определяются потребности, а затем формируются группы из соответствующих потребителей, которые индивидуализируются и включаются в рекламном процессе в идентифицированную обратную связь.
Директ-маркетинг — это метод маркетинга, который использует все средства рекламы и все каналы их распространения.
Основными направлениями работы рекламного агентства в сфере директ- маркетинга являются:
33. персональное выделение перспективных покупателей для установления с ними непосредственного двустороннего общения;
34. регулярное поддержание с этими покупателями индивидуализированных коммуникаций;
35. увеличение прибыли путем опробования новых предложений улучшенных товаров и услуг, а также более эффективных рекламных обращений.
Директ-маркетинг является областью, куда сегодня направляют инвестиции многие промышленные, сервисные и рекламные фирмы. Ведь он позволяет найти потенциальных покупателей, убедить их обращаться к фирме-рекламодателю, сделать друзьями и вести с ними дело совместно на персональной, дружеской основе, получая существенные доходы.
На сегодняшнем этапе развития внешнеэкономической рекламы для
отечественных экспортеров наибольшее значение имеет входящая в понятие
"директ-маркетинг", не требующая больших валютных ассигнований, но, вместе
с тем, очень эффективная, прямая почтовая рассылка.
В связи с налаженными идентифицированными и контролируемыми коммуникациями с потребителями кампании директ-маркетинга позволяют точно определить эффективность вложенных в них средств. В этом основное преимущество и отличие директ-маркетинга в сравнении с другими видами рекламы.
-----------------------
[1] Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ.-М.: “Бизнес-книга”, “ИМА-Крос
Плюс”, ноябрь 1995-702с.
[2] Уткин Э. А. Банковский маркетинг. – М.: ИНФРА-М, Метаинфом, 1994. – 304
с.
[3] Уткин Э. А. Банковский маркетинг. – М.: ИНФРА-М, Метаинфом, 1994. – 304
с.
[4] Статья 2 «Основные понятия» Федерального закона о рекламе РФ № 108- ФЗ
от 18.07.1995. (В ред. от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ)
[5] Там же
[6] Там же
[7] Уткин Э. А. Банковский маркетинг. – М.: ИНФРА-М, Метаинфом, 1994. – 304
с.
[8] Прайс – лист на размещение наружной рекламы РА «Абсолют».
-----------------------
Фирма
Реклама;
Стимулир. сбыта;
Пропаганда;
Личные продажи
Посред ники
Реклама;
Стимулир. сбыта;
Пропаганда;
Личные продажи
потребители
Молва слухи
Контактные ауди тории