смотреть на рефераты похожие на "Анализ товарного рынка основных продуктов питания"
№ 2.2 Анализ уровня концентрации и степени конкурентной среды на рынке хлебопродуктов.
Для определения уровня концентрации используется коэффициент концентрации производства (G), который рассчитывается по формуле:
G(2) = (V1+V2)/Vт.р. *100%,
где V1 и V2 – объёмы производства двух хозяйствующих субъектов на товарном рынке, а Vт.р. – объём товарного рынка.
Таким образом, в базисном периоде:
G(2) = 32.39 %
G(4) = 43.02 %
G(6) = 48.21 %
G(8) = 52.78 %
HHI = 756.58, т.е. рынок не монополизирован и включает более десяти хозяйствующих субъектов.
В отчётном периоде:
G(2) = 39,66 %
G(4) = 52,37 %
G(6) = 58,55 %
G(8) = 63,36 %
HHI = 950.84, т.е. рынок не монополизирован и включает более десяти хозяйствующих субъектов.
Так как коэффициент концентрации (G(4)) в отчётном периоде четырёх хозяйствующих субъектов больше 45 % и индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) стремиться к 1000, то за анализируемый период степень конкурентной среды на товарном рынке хлебопродуктов ослабла, а уровень монополизации увеличился.
№ 2.3 Оценка степени дефицитности данного товарного рынка
Для оценки дефицитности товарного рынка необходимо определить влияние четырёх факторов на коньюктуру данного товарного рынка (общеэкономическая или общехозяйственная коньюктура (ЭК), влияние спроса с учётом платёжеспособности (С), влияние предложения (П), влияние ценовой эластичности спроса (Ц).
Интегральный показатель степени дефицитности товарного рынка вычисляется о формуле:
Д = ЭК+С+П+Ц.
ЭК может принимать значения от 0 до 0,4. Если показатель принимает
минимальное значение, то экономическая коньюктура способствует
затовариванию рынка. Если показатель принимает максимальное значение, то
экономическая коньюктура способствует возникновению дефицита. В нашем
случае, на примере рынка хлебопродуктов в Читинской области, ЭК примем –
0,2, т.к. предложение полностью удовлетворяет спрос на хлебопродукты, а
затоваривания не наблюдается.
С принимает значения от 0 до 0,2. Если С=0, то спрос уменьшается
более, чем на 10%. Если С=0,2, то спрос увеличивается более, чем на 10%.
Если с=0,1, то возникает равновесие, т.е. спрос не изменяется. Здесь
принимается во внимание динамика потребления хлебопродуктов (относительно
устойчива), экономическую ситуацию потребителей (среднедушевые доходы
увеличились за этот период на 357,7%), а также взаимозаменяемость с другими
товарами (см. пункт № 2.1). Таким образом, можно сделать вывод о равновесии
на рынке хлебопродуктов, т.е С=0,1.
П изменяется в пределах от 0 до 0,3. Если П=0, то предложение
увеличивается более, чем на 10 %. Если П=0,15, то предложение не
изменяется. Если же П=0,3, то предложение уменьшается более, чем на 10 %.
Здесь учитывается объём собственного производства, импорт (в наш регион
хлебопродукты не ввозятся, т.к. это экономически невыгодно) и т.д. В нашем
случае примем П=0,15, т.к. предложение не изменяется.
Ц изменяется в пределах от 0 до 0,1. Если Ц=0, то эластичность спроса
высокая. Если Ц=0,1, то продукт слабо реагирует на изменение его цены. Если
Ц=0,05, то эластичность нормальная. На нашем товарном рынка (рынок
хлебопродуктов в Читинской области) Ц =0,1, т.к. хлеб и хлебопродукты слабо
реагируют на изменение их цены, потому что относятся к товарам первой
необходимости.
Таким образом интегральный показатель степени дефицитности равен:
Д=0,2+0,1+0,15+0,1=0,55
Это свидетельствует об относительно устойчивом состоянии товарного рынка хлебопродуктов в Читинской области.