Рефетека.ру / Философия

Реферат: Философские направления

смотреть на рефераты похожие на "Философские направления"

ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Индия

Две группы школ:

Ортодоксальные (строго следуют законам "Веды")
Философия йоги Сформулирована во 2 веке до н.э. философос
Патанджами. Основная позиция: мир вечен, в мире cуществуют 2 сферы: природы и людей Задача: избавить человека от страданий в этом мире путем освобождения ума от материи.

Неортодоксальные(не являются поддержателями законов "Веды")
Философия буддизма Основана в 6 в до н.э. царевичем Сиддхардом
(Буддой).Учение

Будды: мир вечен, никем не создан состоит из 5 первоначал и

дхарм. Душа - комбинация дхарм - смертна.Cмысл жизни: уйти в

мир нирваны.В 1 в. до н.э. возникают 2 направления:хинаяна и махаяна.

Китай

Возникает во 2 тыс. до н.э. - религиозно-мифологическое

мировоззрение:мир - хаос, в котором небом управляет ян мужское начало), а землей - инь (женское).1 тыс. до н.э. - натурфилософская концепция: в результате взаимодействия эфира

(ци) на нь и ян появилось 5 первоначал и дао
("путь").
Даосизм

Основан Лао-цзы в 604 г. до н.э.Дао - всеобщая закономерность, первооснова и завершение всего существующего;вечно и безымянно, бестелестно и бесформенно; присутствует везде.
Конфуцианство

Основатель - Кун-цзы (551 - 471 гг. до н.э.).Небо - высшая сила и грозный повелитель, судьбаи рок.
Идеалы конфуция - в прош- лом. Основа порядка в стране - ли
(церемонии и ретуалы). Каждый должен следоватьдао - "правильный путь" '.Конфуций развивал концепцию политики: лучше , если бы народ знал, поэтому нужно его просвещать.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Материалистическая философия Древней
Греции
Милетская школа:
Файес (624 - 547 гг до н.э.): Архэ (первоначала мира ) - вода, в воде зародилась жизнь.
Анаксимандр (610-546 гг. до н.э. Архэ - это апейрон (первоначальная материя, из которой возник мир; сочитание противоположностей).
Анаксимен (588 - 525 гг. до н.э.) Архэ - воздух, от степени его уплотнения появляются вода, огонь, земля и т.д.
Гераклит Эфеский
(к .6 - н. 5 вв.) Архэ - огонь, душа состоит из огня и воды - "Ради минутной слабости человек пьет вино - он разжижает свою душу".
Элиаты': Ксенофан и Зенон (сер. 6 - н. 5в.) Все в мире из воды и земли. Мир вечен , неизменяем, в целом постоянен.Движение - диaлектика прерывного и непрерывного.
Эмпидокл (490 -430 гг. до н.э.) Выделяет 4 формы мира: земля, вода, огонь и воздух, на которые действуют активныеначала: Вражда и Дружба, под влиянием которых корни мира перемещаются.
Анаксгор (500 - 428 гг. до н.э.) продолжатель ЭмпидоклаСуществуют гомеомерии - первоначала материи.
Нус - умы обусловлены смешиванием и разделением гомеометрии. Источник движения противостоит материи.Атомистическая концепция: Левкипп и Демокрит
Левкипп (500 - 440 гг до нэ) Небытие существует нисколько не менее, чем бытие (совокупность атомов).
Изменение вещей - результат изменения порядка и положения атомов.
Демокрит (460 -370 гг до нэ) Выделяет 2 вида качеств: первичные
(зависящие от свойств аома - плотность, величинна), вторичные (появляются когда вещь воспринимается человеком - вкус, запах).
Идеалистическая философия
Древней Греции
Орфейская школа
Орфей Говорил о переселении души, считал, что вести чистую жизнь - это значит соблюдать религиозные ретуалы, воздерживаться от живой пищи.
Пифагор(582 - 500 гг до нэ).

Считал, что истинное познание лежит через разум и логику, результат деятельности которой является математика. Вся

Вселенная - гармония и число, мир возникает изпротивоположностей.
Школа софистов(5 в до нэ)
Протогор (481-411 гг до нэ) Человек - мера всех вещей, каким человек видит мир, таким он его и воспринимает.Объективной истины не существует.
Горкий (483-373 гг до нэ) Отрицает существование: если существует, то непознаваемо, а если существует и познаваемо, то знания свои не может передать другому. Каждый человек живет в своем мире, принадлежащем только ему.
Сократ(469-399 гг. до н.э.) Считал, что цель философии - научить человека, как должно ему

жить."Язнаю только то,что я ничего не знаю - с этого начинается путь познания."Существует 2 вида извлечения знаний: ирония и майевтика.
Платон (427-347 гг. до н.э.) Парадокс знаний: "если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать, а если ты ничего не знаешь, то как найдешь что искать".

Душа бессмертна - она причина самого себя.
Аристотель(324-322 гг. до н.э.) вершина классич. антич. философииПроблема философии: проблема отношения единичных вещей и общих понятий(идей).

Высшие роды бытия - категории
(отрожают объективные отношения

вещей).Источник движения, существующий вне материи - форма

(активное начало).

Эллинско-римская философия
Эпикур(341-270 до н.э.) Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из позиции вечности материи,обладающей внутренним источником движения.Стоики (к.4в до н.э.) - Зенон и ХрисиппМесто и роль науки определили следующим образом: логика - ограда, физика - пло-дотворная почва, этика - ее плоды, главная задача философии - в этике.Скептики (4 в до н.э.) - Пиррон, Аркселай,

КарнеадПроповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия(атараксии) и тем самым счастья, которое и есть цель философии.

Средневековая философия

В странах западной Европы 5-15 века.

Господствующая идеалогия - религиозная.Мистика - познание бога через чувства, эмоции без участия разума. Бернар Клервосский (12 в.)
Путь познания мира: смирение, любовь, удивление перед Богом,

экстаз.Схоластика - путь познания бога - рационально-логический
Фома Аквинский (13 в.) Познание Бога: интуитивное познание (загробный мир), мистический (вера), разум,рациональные доказательства существования Бога.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Возникает в 9 в с принятием
Христианства на Руси.

До 17 века философия существует в рамках богословия, в 17 веке происходит отделение философии от богословия
Ломоносов М.В.
(1711-65гг.) Основоположник материалистической философии в России. Считал, что разнообразиеявлений природы обусловлено разными формами движения материи, основнымисвойствами которой являются: протяженность, сила инерции, форма, непроница-емость, механическое движение.
Радищев А.Н.
(1749-1802гг.) Пытался применить в материалистической системе доказательств смертности душидиалектические идеи, в частности, идею Лейбница о том, что "настоящее чревато будущим".
Первая четверть 19 в.
Западники -
П.Я.Чаадаев(
1794-1856 гг.),
Н.В.Станкевич
(1813 1840гг.) Считали, что Россия должна учиться у
Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия -

католицизм.
Герцен Александр
1812-1870 Существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания).

Форма движения к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами; тогда начнется пора "сознательного деяния"
(это характеристика сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой).
Природа - первичный живой процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и

продолжение.
Белинский
1811-1848 Духовная природа человека отлична от его физической природы, но неотделима от нее; духовное есть деятельность физического.

Источник исторического прогресса - сознание, выдвигающее новые идеалы. Национальное - выражение и развитие общечеловеческого: человечество вне национальностей - лишь логическая абстракция. Славянофилы неправы, противопоставляя

Россию и Западную Европу.
Чернышевский
1828-1889 Природа человека находится не внутри индивида, а в его единстве с природными и социальными силами. История циклична. Она состоит из закономерных восходящих и

нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На

историю влияют силы "зла", т.е. отрицательные качества людей на правящих постах.

Словянофилы -
И.В.Киреевский
(1806-56гг.),
А.С.Хомяков(1804-60гг.) Стремились обосновать необходимость особого пути развития России.Считали, что русские могут расчитывать на прогресс, т.к. истинной религией являетсяправославие, а основа общественной жизни - религия народа, определяющая характерего мышления.
Конец 19 - начало 20 вв. религиозная философия
В.С.Соловьев
(1853-1900гг. ) Представил слудующую картину мира: существует один

божественный мир в трех главных сферах
(субстанции, умственной чувственной), человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть.
Иванов-Разумнин Человек - это божья тварь, если человек гордится собой, то это приводит к падениюморали. Считал,что Россия движется к страшной катастрофе, отвергая совершенство-вание личности.
Н.А. Бердяев
(1874-1948гг.) Существует 2 вида свободы: иррациональная
(первоначальная, хаос) и разумная
(сво-бода в боге), преодоление зла - соединение с

Богом, возникновение богочеловека.


Рефетека ру refoteka@gmail.com