смотреть на рефераты похожие на "Философия, ее предназначение, сущность и функции"
Философия, ее предназначение, сущность и функции.
Введение
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.
Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой
борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего
многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма
выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных
классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В
VММ-VМ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла
высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не
существовала, она была частью богословия. XV-XVМ века знаменуют собой
начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному
исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли,
великие географические и астрономические открытия и достижения в других
областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения,
опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея,
Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.
Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в
себя частицы фантазии.
Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет
борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему
же идет эта борьба, каковы ее причины?
Мир и человек. Основной вопрос философии.
Мир един и многообразен – в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи, движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа – это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм материального движения существует в единстве. Действительное единство мира состоит в его материальности. Единство мира и его разнообразие находятся в диалектическом соотношении, они внутренне и неразрывно связаны между собой, единая материя не существует иначе, как в качественно многообразных формах, все многообразие мира – это многообразие форм единой материи, единого материального мира. Все данные науки и практики убедительно подтверждают единство материального мира.
Философия - теоретически сформулированое мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении философии употребляются понятия теоретическое мировоззрение, система взглядов.
На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основаное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.
В мировозрении всгда присутвуют два противоположных угла зрения:
направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с
другой стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление
понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире.
Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть,
радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры
совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю
философию.
Возьмем к примеру вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он касается только человека. Но он предполагает также понимания не зависящих от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с которыми люди не могут не считаться.
Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.
Эта большая многоплановая проблема «мир – человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.
Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии, материальном, то сюда относится все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.
Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.
При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его
стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное?
Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому
что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать
ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать
окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны
основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого
мышления верно отражать объективную действительность.
Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в
зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное.
Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а
вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление,
называемое материалистическим. В философии существует и противоположное
материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты
признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е.
идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии –
дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют
отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.
Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону – вопрос о
познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир?
Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира.
Парвый вопрос с которого начиналось философское познание: что собой представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые устойчивые общие черты.
Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления - первых зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний достигли теоретической зрелости значительно позже и притом в разное время.
К философскому познанию мира предъявлялись свои требования. В отличие от
других видов теоретического познания (в математике, естествознании)
философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно
Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия,
философия берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.
В познании мира философы разных эпох обращались к решению таких задач,
которые либо временно, в определенный исторический период, либо
принципиально, навсегда, оказывались вне поля понимания, компетенции
отдельных наук.
Можно заметить, что во всех философских вопросах присутствует соотношение
"мир - человек". Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой
познаваемости мира, трудно - такова природа философии.
Общественно-исторический характер философии.
Философия в системе культуры.
Функции философии.
История не должна проходить для нас бесследно, ибо прошлое всегда так или
иначе, живет в настоящем, а настоящее неизбежно явится составной частью
будущего. Знание исторического развития философии может и должно
предостеречь нас от повторения ошибок и заблуждений, свойственных
мыслителям прошлого.
Созданное Марксом материалистическое учение об обществе внесло существенные изменения в ренее сложившееся понимание философии. Суть этого изменения состояла в рассмотрении философии как особой формы общественного, историчекого знания. В свете новых материалистических взглядов на общество, к которым пришел Маркс, представления об особой, сверхисторической позиции философского разума стали принципиально невозможными. Всякое сознание, в том числе философское, предстало как выражение исторически изменяющегося бытия, само вплетенное в исторический процесс и подверженное различным его воздействиям. В абстрактной, внеисторической форме философии Маркс усмотрел симптом определенной ушербности традиционного философского сознания, которое в целом он высоко ценил. Вековым представлениям о философии как автономном «царстве разума» был противопоставлен совсем иной взгляд: импульсы для теоретического мышления дает жизнь, практика; филоофия же должна осмысливать опыт исторического развития и указывать пути, идеалы, цели на основе анализа этого опыта. В новом марксовом видении философия предстала, таким образом, как форма социально-исторического знания. Это относилось прежде всего к предмету философского осмысления. Общественное сознание было понято как выражение общественного бытия.
Общественное бытие – совокупность условий материальной жизни общества,
прежде всего способ производства материальных благ и экономический строй.
Общественное бытие определяет собой общественное сознание людей. Под
общественным сознанием понимаются философские, политические, религиозные
взгляды и т. п. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и
общественного сознания – основной вопрос философии применительно к
общественным явлениям. Общественное бытие является первичным, определяет
общественное сознание, духовную жизнь общества. Каким является бытие
общества, какими являются условия материальной жизни общества, такими
являются и идеи, теории, политические взгляды, политические учреждения
общества.
В свете такого понимания предложенное ранее описание отношений человека к миру можно конкретизировать следующим образом: человек не вынесен за рамки мира, он - внутри него; ближайшим бытием для людей выступает общественное бытие, их отношение к природе опосредовано общественным бытием – трудом, знанием; границы в системе «человек – общество – природа» подвижны.
Общественные отношения – отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Производство материальных благ составляет основу существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех общественных отношений важнейшими являются производственные, экономические отношения. Производственные отношения определяют характер всех других общественных отношений – политических, правовых и т.д. Понимание зависимости всех общественных отношений от производственных впервые позволило объяснить действительный ход человеческой истории.
Философия в новой ее интерпритации раскрылась как обобщенная концепция
общественной жизни в целом и различных ее подсистем – практики, познания,
политики, права, морали, искусства, науки, в том числе естествознания, на
основе которого во многом воссоздается научно-философская картина природы.
Наиболее емкое уяснение общественно-исторической жизни людей в единстве,
взаимодействии, развитии всех ее составляющих осуществляется сегодня в
рамках культурно-исторического подхода. Историко-материалистическое
понимание общества позволило выработать широкий взгляд на философию как на
явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально-
исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и
результаты философского мироуяснения.
Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет
охватить весь динамический комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций.
Общественная жизнь людей при культурно логическом ее рассмотрении предстает
как единый, целостный процесс, связанный с формированием,
функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей,
с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со
сложными системами корреляции многообразных проявлений человеческой
деятельности в различных исторически конкретных типах типах культур.
Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический
подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или
иных социальных явлений, поскольку таковая выступает как резюме, обобщение
их реальной истории. Заключая, что философия базируется на осмыслении
человеческой истории, К.Маркс имел в виду не фактическое описание
исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории.
Соответственно и философ, в отличие от историка, представлялся ему
теоретиком, особым образом обобщающий исторический материал и формирующим
на этой основе философско-теоритическое миропонимание.
С исторической точки зрения философия – не первичная, а простейшая форма сознания. К моменту возникновения философии человечеством был пройден большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии – это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно воплощенный в философии способ мышления, обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных
человечеством в процессе общественно-исторической практики. Культура есть
общественное явление, выражающее достигнутый на данном этапе развития
общества уровень в области технического прогресса, производственного опыта
и навыков людей к труду, в области образования и воспитания, в области
науки, литературы, искусства и соответствующих им учреждений. В более узком
смысле под культурой понимают совокупность форм духовной жизни общества,
возникающих и развивающихся на основе исторически определенного способа
производства материальных благ. В связи с этим к культуре относят
достигнутый в обществе уровень в развитии образования, в развитии науки,
литературы, искусства, философии, нравственности и др. и соответствующих им
учреждений. Важнейшими показателями исторически достигнутого уровня
развития культуры является степень применения технических
усовершенствований, научных открытий в общественном производстве, культурно-
технический уровень производителей материальных благ, а также степень
распространения образования, литературы, искусства среди населения.
Всякая новая культура исторически связана с культурой прошлого.
Прежде всего, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина – следствие, случайное – необходимое, часть – целое, элемент – структура и др. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. В своей совокупности они отражают основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Эти понятия приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись, скажем без понятия причины. Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятия философии с учением о категориях. В схеме ромашка сердцевина соответствует общему понятийному аппарату философии – системе категорий.
Многие века философы считали категории вечными формами «чистого» разума.
Историко-материалистический подход выявил иную картину: категории
формируются исторически с развитием человеческого мышления и воплощаются в
речевых структурах, в языке. Обращаясь к языку как культурно-историческому
образованию, анализируя формы высказываний и действия людей, философы
выявляют наиболее общие основания речевого мышления и практики.
В комплексе самых общих оснований культуры важное место занимают обобщенные
образы бытия и его различных частей (природа, общество, человек) в их
взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие
образы трансформируются в философское учение о бытии – онтологию (от
греческого ontos – сущее и logos – учение). Кроме того, теоретическому
осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека –
практические, познавательные и ценностные; отсюда и название
соответствующих разделов философии: праксиология (от греческого praktikos –
деятельный), гносеология (от греческого gnoseos – познание) и аксиология
(от греческого axios – ценный).
Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно- эмоциональные и другие «универсалии», всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур и вместе с тем принадлежащие человечеству в целом, всемирной истории.
Помимо функции экспликации «универсалий» философия как рационально- теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации – перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизаци, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.
Разработка обобщенных идей и представлний с самого начала входила в задачу философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. В процессе исторического развития база философских обобщений меняла свой вид, охватывая все более обширные опытные, а затем и теоретические знания. На первых порах философская мысль обращалась к разным вненаучным и донаучным, в том числе обыденным, формам опыта. Широта охвата явлений, рассмотрение под единым углом зрения, казалось бы, далеких друг от друга форм опыта, знаний вкупе с силой теоретической, поднимающейся над частностями мысли способствовали формированию общей концепции атомистики. Самые обычные, повседневные наблюдения в сочетании с особым философским образом мысли служили нередко толчком к открытию удивительных черт и закономерностей окружающего мира (перехода количества в качество, внутренней противоречивости различных явлений и многих других ). Повседневный опыт, жизненная практика участвуют во всех формах философского освоения мира людьми постоянно, а не только на ранних этапах истории. Базис для философских обобщений существенно обогащался по мере развития, углубления конкретно-научных знаний.
Философия в культуре выполняет также важную критическую функцию. Поиск
решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидиния
обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков,
ошибок, стереотипов, восстающих на пути к истинному познанию, правильному
действию.
По отношению к предшествующему и наличному культуро-историческому опыту
философия выполняет роль своего рода мировоззренческого «сита». Передовые
мыслители, как правило, ставят под сомнение, разрушают устаревшие взгляды,
догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стремятся сохранить в
отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное,
оказать ему поддержку, обосновать, развить.
Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструктивными возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов. Философия способна выстраивать различные варианты миропонимания, как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего, которое полно неожиданностей, никогда не бывает всецело ясным для ныне живущих людей. Это подтверждается существованием в истории философии разных вариантов понимания и решения мировоззренческих проблем.
Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются
согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического,
познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление –
необходимое условие гармоничной и сбалансированой общественной жизни.
Соответствующая интересам человечества мировоззренческая ориентация требует
интеграции всех основных задач, ценностей человеческой культуры. Их
согласование посильно лишь для универсального мышления, обеспечеваемого той
сложной духовной работой, которую в человеческой культуре взяла на себя
философия.
Анализ важнейших функций философии в системе культуры показывает, что культурно-исторический подход внес заметные изменения в классические представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности.
Понятие научно-философского мировоззрения.
Философия и наука: общее и различия.
Сщность философского мировоззрения не исчерпыватся ответом на вопросы о
том, что принимается за первичное – материальное или идеальное и признается
ли познаваемость мира. Для характеристики любой философской системы важно
так же учитывать, какой метод познания используется при философском
рассмотрении окружающего мира. Если мы обратимся к истории философии, то
увидим, что существуют два основных метода познания, два взаимно
противоположных способа мышления – диалектика и метафизика.
Диалектика – слово греческое. Древние мыслители понимали под диалектикой
такой способ ведения беседы, споров, посредством которого раскрываются
противоречия в суждениях собеседника, выясняется истина и уточняются
понятия. Позже под диалектикой стали понимать философский метод, т.е. общие
правила и средства познания окружающего мира, тот способ, с помощью
которого мышление изучает данный предмет.
Диалектика рассматривает мир как единое, связаное целое. Она исходит из того, что все вещи, явления, а также наши понятия как их мысленные отражения находятся во взаимной связи, в непрпрывном движении и противоречивом развитии. Диалектический взгляд на природу, историю и человеческое мышление требует исследования изучаемого предмета во всех его связях и отношениях, прослеживания действительной истории его развития, раскрытия подлинных причин сложного и противоречивого процесса его изменения.
Метафизика тоже слово греческое. В древности оно означало учение о началах всего существующего. В дальнейшем под метафизикой стали понимать такой способ мышления, при котором предметы и явления рассматриваются вне их взаимной связи, как неподвижные, раз навсегда данные, лишенные внутренних противоречий.
История философии начиная с древних времен и до наших дней насыщена борьбой материализма и идеализма, диалектики и метафизики. За этой борьбой философских взглядов, философских мировоззрений нужно видеть в конечном счете борьбу реальных общественных сил – определенных классов и социальных групп.
Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания.
Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное
взаимодействие. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом
масштабе, имеют ввиду преобладающие на том или ином этапе истории предельно
общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то
есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного
настроя той или иной эпохи. Но в реальной действительности мировоззрение
формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и
социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это
значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи
живет, действует во множестве груповых и индивидуальных вариантов.
Мировоззрение – образование интегральное. В состав мировозрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания – повседневные, или жизненно- практические, профессиональные, научные.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.
Мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире в целом. Мировоззрение в широком смысле включает в себя совокупность всех взглядов на окружающий мир, на явления природы и общества: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественно- научные воззрения и т.д.
Основное ядро всякого мировоззрения, мировоззрение в собственном смысле слова, составляют философские взгляды. Главным вопросом мировоззрения является основной вопрос философии, т.е. вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. В зависимости от того, что считается первичным – материя или сознание, существуют два основных вида мировоззрения, два основных философских лагеря: материалистический и идеалистический.
Мировоззрение является отражением материального общественного бытия людей.
Оно зависит от уровня человеческих знаний, достигнутых в данный
исторический период, а также от господствующего общественного строя.
Мировоззрение, следовательно, имеет исторический характер. С развитием
общества изменяется и мировоззрение людей. В антогонистическом классовом
обществе не может быть единого мировоззрения. Мировоззрение в классовом
обществе носит классовый характер; господствующим мировоззрением является
мировоззрение господствующего класса. Так, в условиях феодального строя
господствовало религиозно-идеалистическое мировоззрение крупных
землевладельцев, светских и духовных. А в условиях феодально-
крепостнической России возникло мировоззрение революционных демократов
Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, Салтыкова-
Щедрина и др., выражавших революционные устремления угнетенного
крестьянства.
Мировоззрение имеет не только теоретическое, познавательное, но и огромное
практическое значение: выражая общий взгляд на мир в целом, оно определяет
отношение людей к окружающему миру и служит руководством для действия.
Передовое, научное мировоззрение, раскрывая объективные законы природы и
общества, направляет деятельность людей в соответствии с прогресивным
развитием общества и тем ускоряет развитие общества.
Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Почти
вплоть до возникновения марксизма философия выступала как наука наук,
включающая в себя все положительные знания о мире и заменяющая собой все
науки. Исторически это было оправдано слабым развитием конкретных знаний о
природе и обществе, недифференцированностью науки. Развитие конкретных наук
положило конец такой философии. Дифференциация наук, способность опытных
наук вскрывать действительные связи явлений природы и заменять
фантастические вымыслы старой, особенно идеалистической философии
конкретными положительными знаниями о вещах и явлениях сделали излишней
философию как «науку наук», стремящуюся к построению всеобъемлющих систем,
в которых отдельные науки являются лишь подчиненными философии частями и
звеньями. Последней попыткой создания такого рода системы была философия
Гегеля.
Существенно то, что все это многообразие знаний объединено в целостность.
Эта целостность обеспечивается не только теми взаимосвязями между
теоретическим и эмпирическим уровнями знания. Структура научного знания не
исчерпывается этими уровнями - она включает также и то, что принято
называть основаниями научного знания. Эти основания помимо того, что за
счет них достигается целостность предметной области, вместе с тем
определяют стратегию научного поиска и во многом обеспечивают включение его
результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. Именно в
процессе формирования, перестройки и функционирования оснований наиболее
отчетливо прослеживается социокультурная размерность научного познания.
Основания каждой конкретной науки, в свою очередь, имеют достаточно сложную структуру. Можно выделить по меньшей мере три главных составляющих блока оснований науки: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания.
Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых
знаний выполняют также эвристическую функцию. Они активно участвуют в
построении новых теорий, целенаправляя перестройку нормативных структур
науки и картин реальности. Используемые в этом процессе философские идеи и
принципы могут применятся и для обоснования полученных результатов (новых
картин реальности и новых представлений о методе). Но совпадение
философской эвристики и философского обоснования не является обязательным.
Может случится, что в процессе формирования новых представлений
исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые
им представления получают другую философскую интерпретацию, и только на
этой основе они обретают признание и включаются в культуру.
На первом этапе основной установкой, которая пронизывала разнообразные
философские принципы, применяемые при обосновании научных знаний о природе,
была идея абсолютной суверенности познающего разума, который, как бы со
стороны созерцая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную сущность.
Считалось, например, что объективность и предметность знания достигается
лишь тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к
субъекту, средствам и процедурам его познавательной деятельности. Эти
процедуры принимались как раз и навсегда данные, неисторические. Идеалом
познания было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы;
главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных и "вытекающих из
опыта" онтологических принципов.
На втором этапе обнаруживается кризис этих установок и осуществляется переход к новому типу философских оснований. Этот период характеризуется отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. Допускается истинность различных конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них содержится момент объективно-истинного знания. Осмысливаются взаимосвязи между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности.
На третьем этапе, становление которого охватывает эпоху становления современной НТР, по-видимому, складываются новые структуры философских оснований естествознания. Они характеризуются осмыслнием исторической изменчивости не только онтологий, но и самих идеалов и норм научного понания, видением науки в контексте социальных условий ее бытия и ее социальных последствий, обоснованием допустимости и даже необходимости включения аксиологических (ценностных) факторов при объяснении и описании ряда сложных системных объектов (примеры тому - теоретическое описание экологических процессов, глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т.д.).
Переход от одной структуры философских оснований к другой означает пересмотр ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной научной революцией.
Философские основания науки не стоит отождествлять с общим массивом
философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов
ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука
использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и
принципы. Философия не является рефлексией над наукой. Она - рефлексия над
основаниями всей культуры. В ее задачу входит анализ под определенным углом
зрения не только науки, но и других аспектов человеческого бытия - анализ
смысла человеческой жизни, обоснование желательного образа жизни и т.д.
Обсуждая и решая эти проблемы, философия вырабатывает и такие
категориальные структуры, которые могут быть использованы в науке.
Таким образом, философия в целом обладает опредленной избыточностью содержания по отношению к запросам науки каждой исторической эпохи. При решении философией мировоззренчеких проблем вырабатываются не только те наиболее общие идеи и принципы, которые являются предпосылкой освоения объектов на данной стадии развития науки, но и формируются категориальные схемы, значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. В этом смысле можно говорить об определенных прогнозирующих функциях философии по отношению к естествознанию.
Источник прогностических функций философии коренится в основных
особенностях философсого познания, нацеленного на постоянную рефлексию над
мировоззренческими основаниями культуры. Здесь можно выделить два основных
аспекта, существенно характеризующих философское познание. Первый из них
связан с обобщением философией предельно широкого материала исторического
развития культуры, который включает не только науку, но и все феномены
творчества. Философия часто сталкивается с фрагментами и аспектами
действительности, которые превосходят по уровню системной сложности
объекты, осваиваемые наукой. Например, человекомерные объекты,
функционирование которых предполагает включенность в них человеческого
фактора, стали предметом естественнонаучного исследования лишь в эпоху
современной НТР, с развитием системного проектирования, применением ЭВМ,
анализом глобальных экологических процессов и т.д. Философский же анализ
традиционно сталкивается с системами, включающими в качестве компонента
"человеческий фактор", например при осмыслении различных феноменов духовной
культуры. Поэтому категориальный аппарат, обеспечивающий освоение таких
систем, торабатывался в философии в общих чертах задолго до его применения
в естествознании.
Второй аспект философского творчества, связанный с генерацией содержания, потенциально выходящего за рамки необходимых для науки определенной исторической эпохи философских идей и категориальных структур, обусловлен внутретеоретическими задачами самой философии. Выявляя основные мировоззренческие смыслы, свойственные культуре соответствующей эпохи, философия затем оперирует с ними как с особыми идеальными объектами, изучает их внутренние отношения, связывает их в целостную систему, где любое изменение одного элемента прямо или косвенно влияет на другие. В результате таких внутритеоретических операций могут возникать новые категориальные смыслы, причем даже такие, для которых трудно подыскать прямые аналоги в практике соответствующей эпохи. Развивая эти смыслы, философия готовит своеобразные категориальные матрицы будущих мировоззренческих структур, будущих способов понимания, осмысления и переживания человеком мира.
Переход от одного типа философских оснований науки к другому всегда обусловлен не только внутренними потребностями науки, но и той социокультурной средой, в которой развиваются и взаимодействуют философия и наука.
Для науки важно не только существование в сфере философского знания соответствующей эпохи необходимого спектра идей и принципов, но и возможность путем селективного заимствования соответствующих категориальных схем, идей и принципов превратить их в свои философские основания.
Сложное взаимодействие между историческим развитием философии и философских оснований науки необходимо учитывать и при анализе современных процессов перестройки этих оснований.
Становление диалектико-материалистической философии знаменовало переход к новому способу философского мышления, который осознает свои собственные социальные предпосылки и свою обусловленность историческим развитием общественных отношений и деятельности людей.
Сами по себе эвристический и прогностический потенциалы диалектико-
материалистической философии не снимают проблемы практического применения в
науке ее идей. Такое применение предполагает особый тип исследований, в
рамках которых выработанные философией категориальные структуры
адаптируются к проблемам науки. Этот процесс связан с конкретизацией
категорий, с их трансформацией в идеи и принципы научной картины мира и в
методологические принципы, выражающие идеалы и нормы той или иной науки.
Указанный тип исследований составляет суть философско-методологического
анализа науки. В результате при решении кардинальных научных проблем
содержание философских категорий весьма часто обретает новые оттенки,
которые затем выявляются философской рефлексией и служат основанием для
нового обагащения категориального аппарата философии. Извращение этих
принципов чревато большими издержками как для науки, так и для философии.
Выводы
Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитромных мыслительных построений,- в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.
Список использованной литературы
1. Акулов В.Л. Философия, ее предмет, структура и место в системе наук. -
Краснодар -1976г.
2. Введение в философию. т.1,т.2 - Москва - Издательство политической
литературы - 1989г.
3. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философкой науки. Л-М. Мысль 1969г.
4. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. - Н. - 1972г.
5. Философский энциклопедический словарь. - Н. - 1989г.
6. Энгельс Ф. Людвиг Фенербах и конец классической немецкой философии.
//соч. т. 21 стр. 282-284.
Содержание
Введение
3
Мир и человек.
Основной вопрос философии 4
Общественно-исторический характер философии. Философия в системе культуры. Функции философии. 7
Понятие научно-философского мировоззрения. Философия и наука: общее и различия. 12
Выводы
19
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ,
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
Выполнила студентка з/о гуппы ПВС
Чих Светлана
Валерьевна
Шифр: 981102
Саратов 2000г.