смотреть на рефераты похожие на "Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому "
Университет Наяновой
философский факультет кафедра философии
Коспект I-V глав книги Н. Я. Данилевского
РОССИЯ и ЕВРОПА взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-
Романскому.
Санкт-Петербург 1871.
Работа выполнена студенткой 14Б класса
философского факультета
Светлой Татьяной.
Самара 1999 г.
|Австро-пру|Пруссия и Австрия, два первоклассных|В 1864 г. Австрия и |
|сско-датск|государства, имевшие в совокупности |Пруссия напали на Данию |
|ая война |около 60,000,000 жителей и могшие |без особого права и при |
|1864 года.|распологать чуть не миллионною |полном попустительстве |
| |армией, нападают на Данию, одно из |правительств европейских |
| |самых маленьких государств Европы, -|государств. |
| |государство невоинственное, | |
| |просвещенное, либеральное и гуманное| |
| |в высшей степени… эта обида слабого | |
| |сильным не не возбуждают негодования| |
| |Европы. | |
|Восточная |От Турции требуется только, чтобы |В 1854 г. Россия |
|война |она ясно и положительно подтвердила |правомерно требовала от |
|1854 года |обязательство не нарушать |Турции необходимого |
| |религиозных интересов большинства |протектората над |
| |своих же собственных подданных, - |православными народами |
| |обязательство не новое какое либо, а|Турции. Как известно, |
| |уже восемьдесят лет тому назад |результатом была Восточная|
| |данное… |война, в которой против |
| | |России были не только |
| | |правительства Европы, но и|
| | |общественное мнение. |
|Отношение |Откуда же это равнодушие к гуманной,|Характерно, что свою книгу|
|Европы к |либеральной Дании и эта симпатия к |Данилевский начинает почти|
|данным |варварской, деспотической Турции, |с "тютчевского" вопроса: |
|событиям. |эта снисходительность даже к |почему Европа нас не |
| |несправедливым притязаниям Австрии с|любит? Данилевский |
| |Пруссией и это совершенное |указывает на предвзятость|
| |неуважение к самым законным |европейского общественного|
| |требованиям России? |мнения в оценке внутренней|
| | |и внешней политики России |
| |Откуда же это меряние разными мерами|Дело стоит, чтобы в него |
| |и вешание разными весами, когда дело|вникнуть, ибо на этот |
| |идёт о России и о других европейских|вопрос, как показывает |
| |государствах? |автор далее, невозможно |
| | |найти вразумитель-ный |
| | |ответ из числа тех, кои |
| | |обыкновенно приводятся. |
|Обвинения |1.Россия,- не устают кричать на все |Возможно, конечно, что |
|Европы |лады,- колоссальное завоевательное |данные обвинения, полные |
|против |государство, беспрестанно |гордости, ненависти и |
|России |расширяющее свои пределы, и |презрения, являются |
| |следовательно угрожает спокойствию и|результатом незнания |
| |независимости Европы. |Европы, её невежества |
| |2.Россия представляет собою какую-то|относительно России. Но, |
| |мрачную силу, враждебную прогрессу и|может, Европа не знает, |
| |свободе. |потому что не хочет знать,|
| | |или лучше сказать, знает |
| | |так, как хочет знать? |
|Критика |1. Состав Русского государства, |Капитальные обвинения |
|Данилевски|войны, которые оно вело, цели, |против России выказаны |
|м |которые преследовало, а ещё более |надуманными и |
|обвинений |благоприятные обстоятельства, |бездоказательными. |
|против |столько раз повторявшиеся, которыми |Из них основной - что |
|России |оно и не думало воспользоваться, всё|Россия своими прежними |
| |показывает, что Россия не |делами, вероломствами и |
| |честолюбивая, не завоевательная |насилиями возбудила |
| |держава, что в новейший период своей|справедливые негодования и|
| |истории она большей частью |опасения Европы |
| |жертвовала своими очевиднейшими |- подвергается Данилевским|
| |выгодами, самыми справедливыми и |доскональному разбору и |
| |законными, европейским интересам. |мощной аргументированной |
| |2. Какова бы ни была форма правления|критике с выводом того, |
| |в России, каковы бы ни были |что: |
| |недостатки русской администрации, |Россия не есть |
| |русского судопроизводства, русской |завоевательное государство|
| |фискальной системы и т.д., до всего | |
| |этого, я полагаю, никому дела нет, |Россия не есть |
| |пока она не стремится навязать всего|гасительница света и |
| |этого другим…если уж гневаться на |свободы |
| |взаимные советы и влияние, то, | |
| |конечно, Россия имела бы столько же | |
| |(если не более) права негодовать на | |
| |Австрию, да и на другие немецкие | |
| |дворы, как Германия на Россию. | |
|Объяснение|Дело в том, что Европа не признаёт |Славянский мир имеет силу |
|политическ|нас своими. Она видит в России и в |жить самостоятельной, |
|ой |славянах вообще нечто ей чуждое, а |независимой жизнью и, |
|несправедл|вместе с тем такое, что не может |несмотря на внешнюю |
|и-вости и |служить для неё простым материалом, |податливость и |
|обществен-|из которого она могла бы извлекать |подверженность влияниям, |
|ной |свои выгоды, как извлекает из Китая,|крепнет и разрастается. |
|неприязни |Индии, Африки, большей части |Этим обусловлено |
| |Америки... Европа видит поэтому в |недоверчивое, |
| |Руси и в Славянстве не чуждое |предосудительное отношение|
| |только, но и враждебное начало. |Европы к России. В |
| | |результате России |
| | |приписывается |
| | |агрес-сивный, |
| | |завоевательный характер, |
| | |она оценивается по меркам |
| | |европейской цивилизации |
| | |как отсталая, неразвитая |
| | |страна, которая должна |
| | |стремиться достичь уровня |
| | |экономического, |
| | |социального и культурного |
| | |развития Европы. |
|Что такое |Европа есть одна из пяти частей |Автор превосходно |
|Европа? |света, скажет всякий ученик |доказывает условность |
| |приходского училища. Что же такое |термина Европа как |
| |часть света, спросим мы далее?.. |географического, |
| |Части света составляют самое общее |доставшегося новому миру в|
| |географическое деление всей суши на |наследие от древности, |
| |нашей планете и противополагаются |обозначавшей этим термином|
| |делению жидкого элемента на океаны. |северный берег |
| | |Средиземного моря. |
|Искусствен|Искусственно или естественно это |Итак, деление на части |
|-ность |деление? Под естественным делением |света признаются |
|деления |или естественной системой разумеется|Данилевским искусственным,|
|частей |такая группировка предметов или |при установлении которого |
|света |явлений, при которой принимаются во |принимается в расчет |
| |внимание все их признаки, |только граничные очертания|
| |взвешивается относительное |воды и суши. |
| |достоинство этих признаков, и | |
| |предметы располагаются так, чтобы | |
| |входящие в состав какой-либо | |
| |естественной группы имели между | |
| |собой более сродства, более сильную | |
| |степень сходства, чем с предметами | |
| |других групп. Искусственная же | |
| |система довольствуется одним | |
| |каким-либо или немногими признаками,| |
| |по чему-нибудь резко заметными, хотя| |
| |бы и вовсе несущественными. В этой | |
| |системе может разделяться самое | |
| |сходное в сущности и соединяться | |
| |самое разнородное. Рассматривая с | |
| |этой точки зрения части света, мы | |
| |сейчас же придём к заключению, что | |
| |это группы искусственные. | |
|Культурно-|Европа есть германо-романская |Европа есть понятие со |
|историческ|цивилизация. Но германо-романская ли|смыслом |
|ий смысл |только цивилизация совпадает со |культурно-историческим, а |
|Европы. |значением слова Европа? Не |именно, Европа есть |
| |переводится ли оно точнее |германо-романская |
| |,,общечеловеческой цивилизацией”? |цивилизация. |
| |…Несправедливо думать, что Европа | |
| |составляет поприще человеческой | |
| |цивилизации вообще, она есть только | |
| |поприще великой германо-романской | |
| |цивилизации, её синоним, и только со| |
| |временем развития этой цивилизации | |
| |слово ,,Европа” получило тот смысл и| |
| |значение, в котором теперь | |
| |употребляется. | |
| | | |
|Россия не |Она не питалась ни одним из тех |Россия, и эту идею |
|принадлежи|корней, которыми всасывала Европа |Данилевский делает |
|т Европе. |как благотворные, так и вредоносные |основополагающей в своих |
| |соки непосредственно из почвы ею же |историософских |
| |разрушенного древнего мира… Она не |построениях, ни по корням |
| |причастна ни европейскому добру, ни |своим, ни по истории и |
| |европейскому злу. |традициям, ни по |
| | |духовно-культурным связям |
| | |не принадлежит Европе. |
| | |Действительно, Россия |
| | |почти не знала феодализма |
| | |и католичества; не входила|
| | |в состав империи Карла |
| | |Великого; не ведала |
| | |схоластики и рыцарства; не|
| | |пережила протестантства и |
| | |гуманизма. |
|Смерть |Всему живущему, как отдельному |Таким образом, Данилевский|
|народов. |неделимому, так и целым видам, |замечает, что народу |
| |родам, отрядам животных или |одряхлев-шему, сделавшему |
| |растений, дается известная только |своё дело, и которому |
| |сумма жизни, с истощением которой |пришла пора долой со |
| |они должны умереть. История говорит |сцены, ничто не поможет, |
| |тоже самое о народах: и они |совершенно независимо от |
| |нарождаются, достигают различных |того, где он живёт – на |
| |степеней развития, стареют, дряхлеют|Востоке или на Западе. |
| |и умирают, но умирают не от внешних | |
| |только причин. Внешние причины…по | |
| |большей части только ускоряют смерть| |
| |больного и расслабленного тела… но | |
| |иногда организм умирает тем, что | |
| |называется естественною или | |
| |старческою немочью. | |
|Запад и |Прогресс не составляет |Является ли Европа и |
|Восток. |исключительной привилегии Запада или|общечеловеческой |
| |Европы, а застой - исключительного |цивилизаци-ей? - вот |
| |клейма Востока или Азии; тот и |вопрос, на который |
| |другой суть только |большинство даёт |
| |характеристические признаки того |положительный ответ, |
| |возраста, в котором находится |противопоставляя Запад как|
| |народ... важнейшая причина, по |полюс прогресса и Восток |
| |которой отвергается мысль о |как полюс застоя и |
| |какой-либо самостоятельной |коснения. Но Данилевский |
| |цивилизации вне германо-романских |справедливо указывает, |
| |форм культуры, заключается в |например, на множественные|
| |неправильном понимании самых общих |достижения Китая, как то |
| |начал исторического процесса и в |земледелие, садоводство, |
| |неясном, туманном представлении об |рыбоводство, не говоря уже|
| |историческом явлении, называемом |о порохе, компасе, бумаге.|
| |прогрессом.. | |
|Понятие |Степень совершенства, достигнутого |Система науки есть таким |
|системы |какою-либо наукой, степень понимания|образом сокращение самой |
|науки. |входящих в круг ее предметов или |науки, в котором |
| |явлений в точности отражается в том,|выражается существенное её|
| |что называется системою науки… Я |содержание и отражается |
| |говорю о внутренней системе наук, |степень её совершенства. |
| |т.е. о расположении, группировке | |
| |предметов или явлений, принадлежащих| |
| |к кругу известной науки, сообразно | |
| |их взаимному сродству и | |
| |действительным отношениям друг к | |
| |другу. | |
|Понятие и |Понятие о естественной системе... не| |
| |составляет какой-либо особенной | |
|требования|принадлежности ботаники и зоологии, | |
|естественн|а есть общее достояние всех наук, | |
|ой |необходимое условие их | |
|системы. |совершенствования. |Данные требования сами по |
| |1.Принцип деления должен обнимать |себе ясны и являются |
| |собою всю сферу делимого, входя в |требованиями здравой |
| |нее как наисущественнейший признак… |логики. |
| |Это нуждается, может быть, в | |
| |некотором разъяснении. Если принять | |
| |за принцип деления любой первый | |
| |попавшийся на глаза признак и, | |
| |охарактеризовав им одну группу, | |
| |характеризовать всё остальное | |
| |отсутствием этого признака, то при | |
| |такой методе каждый признак может | |
| |быть, конечно, назван принципом, | |
| |обнимающим всю сферу деления. Но | |
| |такой отрицательной характеристики | |
| |ни естественная система, ни даже | |
| |здравый смысл не допускают. | |
| |Все предметы или явления одной | |
| |группы должны иметь между собой | |
| |бульшую степень сходства или | |
| |сродства, чем с явлениями или | |
| |предметами, отнесенными к другой | |
| |группе. | |
| |Группы должны быть однородны, то | |
| |есть степень сродства, соединяющая | |
| |их членов, должна быть одинакова в | |
| |одноименных группах. | |
|Оценка |Самая общая группировка всех |Данилевский считает, что |
|общеприня-|исторических явлений и фактов |подобная историческая |
|той |состоит в распределении их на |периодизация связана с |
|системы в |периоды древней, средней и новой |нарушением основных |
|науке |истории…но формы исторической жизни |принципов систематики, |
|всемирной |человечества не только изменяются и |поскольку в основу её |
|истории. |совершенствуются повозрастно, но ещё|положена идея временнуго |
| |и разнообразятся по |синхронизма, или |
| |культурно-историческим типам. |одновременного сравнения |
| |Поэтому, собственно говоря, только |государств и регионов, с |
| |внутри одного и того же типа, или, |целью выявления общих, |
| |как говориться, цивилизации – и |характерных для данного |
| |можно отличать те формы |периода, тенденций и |
| |исторического движения, которые |особенностей развития. |
| |обозначаются словами ,,древняя”, |Сопоставляются не |
| |,,средняя” и ,,новая” история. Это |одинаковые, а различные |
|Новая |деление есть только подчиненное. |ступени |
|естественн| | |
|ая | | |
|группировк|Главное же должно состоять в |развития народов, ибо |
|а |отличении культурно-исторических |зарождаются, расцветают и |
|историческ|типов; так сказать самостоятельных |дряхлеют они не |
|их |своеобразных планов религиозного, |одновременно, и и делается|
|явлений. |социального, бытового, |не имеющий ничего общего с|
|Понятие |промышленного, политического, |реальностью вывод о |
|культурно-|научного, художественного, одним |превосходстве одних |
|историческ|словом, исторического развития. |народов и неразвитости |
|их типов. |Рассматривая историю отдельного |других. Традиционное |
| |культурного типа, мы точно и |деление истории на периоды|
| |безошибочно можем определить возраст|содержит в себе ошибочное |
| |этого развития, - можем сказать: |смешение ступеней и типов |
| |здесь оканчивается его детство, его |развития. Вместо того, |
| |юность, его зрелый возраст, здесь |чтобы проводить параллели |
| |начинается его старость, здесь его |между народами, для |
| |дряхлость, - или, что тоже самое, |которых одна и та же эпоха|
| |разделить его историю на древнейшую,|имеет совершенно разное |
| |древнюю, среднюю, новую, новейшую и |значение – ибо одни только|
| |т. п…Но что можно сказать о ходе |начинают формироваться, |
| |развития человечества вообще и как |другие же, увенчанные |
| |определить возраст всемирной |плодами тысячелетнего |
| |истории? На каком основании отнести |развития, уже завершают |
| |жизнь таких-то народов, такую-то |свой жизненный цикл, - |
| |группу исторических явлений – к |гораздо целесообразнее |
| |древней, средней или новой истории, |было бы выделять |
| |то есть к детству, юношеству, |реальности |
| |возмужалости или старости |культурно-исторических |
| |человечества?.. |типов. |
| | | |
| |Итак, естественная система истории | |
| |должна заключаться в различении | |
| |культурно-исторических типов | |
| |развития как главного основания её | |
| |делений от степеней их развития, по | |
| |которым только эти типы (а не | |
| |совокупность исторических явлений) | |
| |могут подразделяться. | |
| | | |
|Перечисле-|1)египетский, 2)китайский, |Как отмечено выше, |
|ние |3)ассирийско-вавилонско-финикийский,|Данилевский выступил с |
|культурно-|халдейский или древне-семитический, |идеей обоснования |
|историческ|4)индийский, 5)иранский, |,,естественной систе-мы |
|их типов в|6)еврейский, 7)греческий, 8)римский,|истории”, предложив |
|хронологич|9)ново-семитический или аравийский и|считать главным основанием|
|е-ском |10)романо-германский или |её периодизации деление на|
|порядке. |европейский… к ним можно причислить |обособленные замкнутые |
| |ещё: мексиканский и перуанский, |национально-государственны|
| |погибшие насильственною смертью и не|е образования, или |
| |успевшие совершить своего развития. |культурно-исторические |
| |Только народы, составлявшие эти |типы, с присущими им |
| |культурно-исторические типы, были |специфическими чертами в |
| |положительными деятелями в истории |художественно-эстетической|
| |человечества; каждый развивал |, нравственной, |
| |самостоятельным путем начало, |религиозной, |
| |заключавшееся как в особенностях его|экономической, |
| |духовной природы, так и в особенных |социально-политической |
| |внешних условиях жизни, в которые он|сферах. Историю он |
| |был поставлен, и этим вносил свой |интерпретировал как |
| |вклад в общую сокровищницу. |циклический процесс |
| | |возникновения, расцвета и |
| | |упадка поочерёдно |
| | |сменяющих друг друга |
| | |разнообразных национальных|
| | |культур. Таким образом, |
| | |история становилась |
| | |чередованием локальных, |
| | |мало связанных друг с |
| | |другом |
| | |культурно-исторических |
| | |типов. |
| | | |
|Пять |Закон 1. Всякое племя или семейство |Итак, самобытный тип |
|законов |народов характерезуемое отдельным |составляют племя или |
|развития |языком или группою языков, довольно |семейство народов, |
|типов. |близких между собою – для того, |ощущающих внутреннее |
| |чтобы сродство их ощущалось |родство и способных по |
| |непосредственно, без глубоких |своим задаткам к |
| |филологических изысканий, - |историческому развитию. |
| |составляет самобытный |Для возможности зарождения|
| |культурно-исторический тип, если оно|и развития самобытной |
| |вообще по своим духовным задаткам |цивилизации народ и |
| |способно к историческому развитию и |входящие в его состав |
| |вышло уже из младенчества. |дробные национальные |
| |Закон 2. Дабы цивилизация, |единицы должны обладать |
| |свойственная самобытному |политической |
| |культурно-историческому типу, могла |независимостью, ибо нет ни|
| |зародиться и развиваться, |одной цивилизации, которая|
| |необходимо, чтобы народы, к нему |бы зародилась и развилась |
| |принадлежащие, пользовались |без политической |
| |политической независимостью. |самостоятельности, хотя, |
| |Закон 3. Начала цивилизации одного |достигнув уже известной |
| |культурно-исторического типа не |силы, цивилизация может |
| |передаются народам другого типа. |ещё некоторое время |
| |Каждый тип выработывает ее для себя,|продолжаться и после |
| |при большем или меньшем влиянии |потери независимости, что |
| |чуждых ему предшествовавших или |можно наблюдать на примере|
| |современных цивилизаций. |Греков. Каждый |
| |Закон 4. Цивилизация, свойственная |культурно-исторический тип|
| |каждому культурно-историческому |вырабатывает |
| |типу, только тогда достигает |самостоятельные и не |
| |полноты, разнообразия и богатства, |передаваемые другим начала|
| |когда разнообразны этнографические |цивилизации. Идея |
| |элементы, его составляющие, - когда |изолированности и |
| |они, не будучи поглощены одним |непередоваемости начал |
| |политическим целым, пользуясь |одних типов другим |
| |независмостью, составляют федерацию,|оказывается относительной |
| |или политические систему государств.|в связи с признанием, что |
| | |большинство цивилизаций, |
| |Закон 5. Ход развития |за исключением Индии и |
| |культурно-исторических типов всего |Китая, были |
| |ближе уподобляется тем многолетним |преемственными. |
| |одноплодным растениям, у которых |Культурно-исторические |
| |период роста бывает неопределенно |типы в своём развитии |
| |продолжителен, но период цветения и |проходят стадии, |
| |плодоношения – относительно короток |аналогичные жизненному |
| |и истощает раз и навсегда их |циклу организма, - рост, |
| |жизненную силу. |цветение и увядание: |
| | |,,Народы… рождаются, |
| | |достигают различных |
| | |степеней развития, |
| | |стареют, дряхлеют и |
| | |умирают”. |
|Возможност|Передать цивилизацию какому-либо |Данилевский выдвигает |
|ь передачи|народу, очевидно, значит заставить |исключи-тельно высокие |
|цивилизаци|этот народ до того усвоить себе все |требования наро-ду, |
|и |культурные элементы (религиозные, |вознамерившемуся влиять на|
| |бытовые, социальные, политические, |развитие других |
| |научные и художественные), чтобы он |народов.Если взаимодейтвие|
| |совершенно проникнулся ими и мог |не взаимовыгодно, если |
| |продолжать действовать в духе |преимуществами его |
| |передавшего их, с некоторым, по |пользуется лишь одна |
| |крайней мере, успехом, так чтобы |сторона, если не созданы |
| |хотя отчасти стать в уровень с |предпосылки для того, |
| |передавшим, быть его соперником и |чтобы слабый народ мог в |
| |вместе пролжателем его направления. |дальнейшем превзойти |
| | |своего ,,покровителя”, то |
| | |оно не имеет права на |
| | |существование и должно |
| | |быть перкращено. |
|Пересадка |Самый простейший способ |Этот способ состоит в |
|цивилизаци|распространения есть пересадка с |изгнании культуры с |
|и |одного места на другое посредством |занимаемой ею территории. |
| |колонизации… точно так, как, |Например, индейские |
| |например, в интересах земледелия |племена Северной Америки |
| |весьма было бы желательно, чтобы |были вытеснены европейцами|
| |никаких сорных трав на свете не |с их родных земель и |
| |было; и пожалуй, как позволительно |загнаны в резервации, где |
| |заемледельцу всеми мерами их |индейская культура увяла и|
| |уничтожать, так было бы |разложилась. |
| |позволительно распространителям |Данная форма влияния |
| |единой общечеловеческой цивилизации |является политической или |
| |– уничтожать прочие народы, служащие|религиозной экспансией |
| |более или менее тому препятствием. |развитых государств. Она |
| | |предполагает повсеместное |
| | |распространение |
| | |единственной формы |
| | |цивилизации любыми |
| | |средствами и методами, |
| | |вплоть до признания |
| | |целесообразности |
| | |уничтожения мешающих |
| | |данному процессу народов, |
| | |или превращения их в |
| | |служащий чужим целям, не |
| | |способный к сопротивлению |
| | |этнографический материал. |
|Прививка |Другая форма распространения |Второй тип взаимодействия |
|цивилизаци|цивилизации есть привика и это и |означает таким образом, |
|и |разумеют под передачею |что зрелые плоды культуры |
| |цивилизации…Надо быть глубоко |– учреждения , формы быта |
| |убежденным в негодности самого |и искусства переносятся на|
| |дерева, чтобы решиться на подобную |почву другой, менее зрелой|
| |операцию…Как бы то ни было, прививка|культуры. Если такая |
| |не приносит пользы тому, к чему |прививка и приносит плоды,|
| |прививается, ни в физиологическом, |то за счет прекращения |
|Реформы |ни в культурно-историческом смысле. |роста самобытных начал той|
|Петра |Он ... захотел во что бы то ни стало|культуры, которая |
|Первого. |сделать Россию Европой. Видя плоды, |становится средством для |
| |которые приносило европейское |усиленного развития |
| |дерево, он заключил о превосходстве |насаждаемой цивилизации. |
| |самого растения, их приносившего, | |
| |над русским, ещё бесплодным, дичком,| |
| |... , не подумав, что для дичка ещё | |
|Значение |не пришло время плодоносить… |Пётр, ясно сознавая |
|реформ | |необходи-мость укрепления |
|Петра. |После Петра наступили царствования, |России для отражения |
| |в которых правящие государством лица|неизбежного давления со |
| |относились к России уже не с |стороны предприимчивой и |
| |двойственным характером ненависти и |честолюбивой Европы, |
| |любви, а с одною лишь ненавистью, с |захотел привить |
| |одним презрением, которым так богато|европейские начала |
| |одарены немцы ко всему славянскому, |,,русскому дичку”. Но |
| |в особенности ко всему русскому. |операция не удалась. Дичок|
| | |не захотел стать |
| | |питательной основой для |
| | |чуждой культуры и |
| | |продолжает давать свои |
| | |собственные цветы и плоды.|
| | |Но его организм испытал |
| | |глубокое потрясение. |
| | |Болезнь подражатель-ности,|
| | |заискивания перед Европой |
| | |до сих пор обессиливает |
| | |Россию. |
| | |Изменение обычаев, без |
| | |которого можно было бы |
| | |обойтись, зашло слишком |
| | |далеко и проявилось в |
| | |насаждении иностранных |
| | |форм управления, |
| | |действующих вразлад с |
| | |характером русского |
| | |человека. |
|Почвенное |Наконец, есть ещё способ воздействия|Данный способ не |
|удобрение |цивилизации на цивилизацию…Это |составляет бесполезного |
| |действие, которое мы уподобим |повторения старого, как |
| |влиянию почвенного удобрения на |это должно неминуемо |
| |растительный организм, или, что тоже|произойти там, где один |
| |самое, влиянию улучшенного питания |культурно-исторический тип|
| |на организм животный. За организмом |приносится в жертву |
| |оставляется его специфическая |другому посредством |
| |образовательная деятельность; только|прививки. Эта форма |
| |материал, из которого он должен |влияния связана с |
| |возводить своё органическое здание, |признанием права народа, |
| |доставляется в большем количестве и |рождающегося для |
| |в улучшенном качестве, и результаты |культурно-исторической |
| |выходят великолепные, всякий раз – |деятель-ности, на |
| |вносящие разнообразие в область |самобытное творчество и |
| |всечеловеческого развития…Народы |предполагает использование|
| |иного культурного типа могут и |и самостоятельную |
| |должны знакомится с результатами |переработку им результатов|
| |чужого опыта, принимая и прикладывая|предшествовавших |
| |к себе выводы и методы положительной|цивилизаций, особенно в |
| |науки, технические приёмы и |плане усовершенствования |
| |усовершенствования искусств и |промышлен-ности и |
| |промышленоости…всё остальное, в |заимствования дости-жений |
| |особен-ности относящееся до познания|науки.При таком свободном |
| |человека и общества вовсе не может |отношениии народов одного |
| |быть предметом заимствования, а |типа к результатам |
| |может быть только принимаемо к |деятельности другого, |
| |сведению – как один из элементов |когда первый сохраняет |
| |сравнения. |свое политическое и |
| | |общественное устройство, |
| | |быт, нравы, религи-озные |
| | |воззрения, одним словом, |
| | |свою самобытность, |
| | |возможно наиболее |
| | |плодотворное воздейст-вие |
| | |завершенной или более |
| | |развитой цивилизации на |
| | |вновь возникающую. |