смотреть на рефераты похожие на "Основные законы материалистической диалектики"
НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
Р Е Ф Е Р А Т
На тему:
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ
- 2 -
С О Д Е Р Ж А Н И Е Р Е Ф Е Р А Т А :
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ...................
I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ......
1. Единство и борьба противоположностей ......
ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ .
I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА .............................
II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В
КАЧЕСТВЕННЫЕ ....................................
1. Понятие о качестве и количесте ............
2. Переход количественных изменений в качественные - закон развития .............
3. Скачки ....................................
"ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ"
ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ ...........
I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ .......................
1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии ..................................
а) диалектическое и метафизическое понима- ние отрицание ..........................
2. Прогрессивный характер развития ...........
а) развитие как прогресс ..................
б) спиралевидный характер развития ........
- 3 -
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фак-
тов, полученных в различных науках, а также общественно-исто-
рической практики, показало, что явлениям действительности
присущ полярный характер, что в любом из них можно найти про-
тивоположности. В математике - плюс и минус, возведение в сте-
пень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в
физике - положительные и отрицательные заряды; в механике -
притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в жимии
- анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциа-
ция; в биологии - ассимиляция и диссимиляция, наследственность
и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиоло-
гии высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение -
таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой.
Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противополжных
тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принци-
пиальное значение для формирования диалектико-материалистичес-
кого миропонимания, для осмысления процессов изменения, разви-
тия.
Противоположными называют такие свойства предметов (явле-
ний, процессов), которые в некоторой школе занимают "предель-
ные", крайние места. Примеры противоположностей: верх - низ,
правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т.д. Под
диалектическими противоположностями понимаются такие стороны,
тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета
(явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и
взаимопредполагают друг друга.
Дилектическим противоположностям присуще единство, взаи-
мосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают,
сложным образом взаимодействуют между соой. Отношение между
диалектическими противоположностями всегда носит динамичный
характер. Они способны переходить одна в другую, меняться
местами и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно
к изменению самого предмета, сторонами которого они являются.
А в результате азрушения их связи они перестают быть противо-
положностями по отношению друг к другу. Таким образом, о диа-
лектических противоположностях бессмысленно говорить порознь,
вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого.
Например, атом представляет собой единство двух его необ- ходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отраца- тельно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то связях. Соответс- твенно, они перестают быть противоположностями - сторонами противоречивого единства атома.
В столкновении противополоных сил, тенденций осуществля- ются процессы изменения, развития как и вобществе (где это об- наруживается в достаточно наглядной форме), так и в живой и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное, подвижное отношение между противоположностями было названо ди- алектическим противоречием. Иначе говоря, термин "единс- тво-и-борьба противоположностей" и "диалектическое противоре-
- 4 - чие" заключают в себе одно и то же содержание.
Правда, надо учитывать, что если в общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть от- несена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкнове- нию их реальных интересов и т.д., то применительно к природе, к сознанию (да во многом и к обществу) слово "борьба" не сле- дует понимать буквально. Нелепо быль бы думать, например, что при решении математических задач "борются" операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в про- цессе обмена веществ "борются" процессы ассимиляции и диссими- ляции веществ и т.д. Очевидно, что термин "борьба противопо- ложностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет специаль- ный смысл, что слово "борьба" употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы "единство-и-борьба противоположностей".
В истории культуры издавна существовали концепции, в ко-
торых признавалась такая полярность (борьба противоположнос-
тей), но трактовалась в духе взаимодополнительности, взаимоу-
равновешенности, нахождения известного баланса противоположных
сил. В частности, это было характерно для мифологического соз-
нания и для тесно связанных с ним ранних философских систем.
Основополагающие полярности, так называемые банарные оппозиции
(типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и лево-
го, женского и мужского начал), являлись для мифологического
сознания принципами как бы некоего вселенского "гомеостаза",
то есть постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восста-
новления равновесия между этими полярностями.
Английский философ К.Поппер писшет:"Если мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обна- ружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтвержда- ют всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявля- ется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с по- мощью слова "полярность". Пример такой структуры - существова- ние положительного и отрицательного электричества".
Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается
фиксацией таких полярностей, а стремится понять их "пульса-
цию", дающую ключ к уяснению сложных, динамичных, живых про-
цессов существования, изменения и развития всего сущего. Соот-
ношение противоположностей подвижно. Усиление или ослабление
(разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли, значи-
мости в рамках противоречивого единства изменяющегося, разви-
вающегося предмета и, соответственно, влияет на роль и значе-
ние, "удельный вес" другой противоположности, их напряженного
противоречивого единства в целом, его баланса, дисбаланса и
т.д. Одним словом, здесь открывается целый комплекс нелегких,
но важных проблем.
I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Закон единства и борьбы противоположностей В.И.Ленин наз- вал сутью, ядром диалектики. Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и развития материаль- ного мира. Знание его имеет основополагающее значение для по- нимания диалектики развития природы, общества и мышления, для науки, практической революционной деятельности.
Анализ противоречий объективной действительности, раскры-
- 5 - тие их природы - важнейшее требование всякого научного иссле- дования и практического действия.
1. Единство и борьба противоположностей
Каждый из нас не раз имел дело с самым обыкновенным маг- нитом и хорошо знает, что его главным отличительным признаком является наличие таких взаимоисключающих, но связанных нераз- рывно сторон, как северный и южный полюсы. Как бы мы ни пыта- лись отделить северный полюс магнита от южного, нам это сде- лать не удастся. Разрезанный пополам, на четыре, восемь и т.д. частей магнит все же будет обладать теми же двумя полюсами.
Противоположности и есть те внутренние стороны, тенден- ции, силы предмета, которые исключают, а вместе с тем и пред- полагают друг друга. Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей.
Противоречивые стороны заключены во всех предметах и яв-
лениях. Все они представляют собой органическую связь, нераз-
рывное едниство противоположностей. Противоречивы не только
элементарные частицы, но и образованный из них атом. В центре
его находится положительно заряженное ядро, вокруг которого
движутся отрицательно заряженные электроны. Химический процесс
- это противоречивое единство ассоциации (соединения) и диссо-
циации (разъединения) атомов.
Противоположности имеют место и в живых организмах. Нас- ледственность - это тенденция организма сохранять приобретен- ные по наследству свойства, изменчивость же - это его способ- ность вырабатывать новые свойства, совершенствоваться, разви- ваться.
Психическая деятельность человека характеризуется проти- воположными процессами возбуждения и торможения, концентрации и иррадиации (распространения) возбуждений в коре больших по- лушарий головного мозга.
Противоречивые стороны присущи и процессу познания. Чело- век пользуется такими противоположными и взаимосвязанными при- емами исследования, как индукция и дедукция, анализ и сентез и др.
Таким образом, противоречивость предметов и явлений мира носит всеобщий, универсальный характер. В мире нет предмета или явления, которые не раздваивались бы на противоположности.
Противоположности не только исключают, но и обязательно предполагают одна другую. Они сосуществуют в едином предмете или явлении и друг без друга немыслимы. Мы уже отмечали нераз- рывное единство противоположных полючов магнита. Столь же не- разрывны ассимиляция и диссимиляция в живом организме, анализ и сентез - процессе познания. капиталистическое общество не- возможно без притивоположных классов.
Итак, мы установили, что предметы и явления есть единство противоположностей. Каков же характер этого единства? Сосу- ществуют ли противоположности в этом единстве мирно или всту- пают противоречия, в борьбу друг с другом?
Развитие самых различных предметов и явлений действитель- ности говорит о том, что противоположные стороны не могут мир- но сосуществевать в едином предмете: противоречивый, взаимоис- ключающий характер противоположностей с необходимостью вызыва- ет борьбу между ними. Не могут не вступать в противоречия, не
- 6 - бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее в предме- тах. Противоречие, борьба противоположностей и составляет ос- новной источник развития материи и сознания.
Утверждение о том, что решающим в развитии является борь-
ба потивоположностей, вовсе не умаляет значения их единства.
Единство противоположностей составляет необходимое условие
борьбы, так как борьба имеет место только там, где противопо-
ложные стороны существуют в едином предмете или явлении.
Весь опыт развития науки и общественно-исторической прак- тики людей необпоримо свидетельствует, что источником развития является борьба противоположностей. В то же время надо иметь в виду, что борьба эта по-разному проявляется в различных облас- тях материальной действительности.
В неорганической природе имеет широкое распространение борьба (взаимодействие) таких противоположных сил, как притя- жение и отталкивание. Взаимодействие механических, электричес- ких, ядерных и других сил притяжения и отталкивания играет ог- ромную роль в возникновении и существовании атомных ядер, ато- мов и молекул. Борьба этих сил, как это следует из современных космогонических теорий, явилась важнейшим источником возникно- вения Солнечной системы.
Современная астрономия показала также, что взаимодействие
сил притяжения и отталкивания является одним из важных источ-
ников тех разнообразных процессов, которые совершаются в нас-
тояще время в космическом пространстве. В различных областях
Вселенной не существует абсолютного равновесия этих сил, одна
из них обязательно преобладает. Там, где преобладает отталки-
вание, материя и энергия рассеиваются, звезды угасают. Там же,
где верх берет притяжение, материя и энергия концентрируются,
в рзультате вспыхивают новые звезды. Таким образом, в ходе
борьбы, взаимодействия этих противоположных сил осуществляется
вечное движение материи и энергии в космосе.
Выше уже отмечалось, что живым организмам присущи проти-
воречивые процессы ассимиляции и диссимиляции. Их борьба, вза-
имодействие и представляют собой специфический источник разви-
тия живого. Эти противоречивые процессы не могут находиться в
абсолютном равновесии, один из них обязательно преобладает. В
молодом организме ассимиляция берет верх над диссимиляцией,
что обусловливает его рост, развитие. Когда же диссимиляция
преобладает над ассимиляцией, организм стареет, разрушается.
Однако в любом организме, молодом или старом, эти процессы
взаимодействуют. Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь.
С прекращением этого противоречия жизнь прекращается, наступа-
ет смерть.
Прогресс общественного развития также осуществляется на основе едниства и борьбы противоположностей. Среди противоре- чий общественного развития особенно большую роль играют проти- воречия в материальном производстве, и прежде всего между про- изводительными силами и производственными отношениями. Послед- нее в классово антагонистических обществах находит свое выра- жение в борьбе враждебных классов, которая приводит к социаль- ной революции, замене старого общественного строя новым.
Итак, предметы и явления раздваиваются на противоположные
стороны, они представляют собой единство противоположностей.
Противоположности не просто существуют, а находятся в состоя-
нии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба про-
тивоположностей составляет внутреннее содержание, источник
- 7 - развития действительнеости.
Такова суть диалектического закона единства и борьбы про- тивоположностей.
ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незамет- ными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление чис- ла песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. причем граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она про- черчивается резко.
Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров можно привести великое множество. По крупицам накап- ливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность мудрость. Неза- метно подкрадывается к человеку старость. коварна граница пе- рехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или нарко- тика к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начина- ясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до опеделенной температуры меняет их агрегатные состояния.
Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. В марксист- ской философии этот закон получил научно-материалистическое осмысление и был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе.
I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА
Мир многообразен. Он предстает перед человеком не скопле- нием одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.
Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем, с деловой точки зрения существенные не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды; важно, какой он специалист, высок или низок уровень его профессионализма. Предметы, по тем или иным причи- нам утатившие существенные свойства, не просто переходят в но- вое состояние, но становятся другими предметами. Например, по- терпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом.
Различают также специфические и неспецифические свойства.
Определенное значение атомного веса специфично для данного хи-
мического элемента, вес же вообще - общая характеристика любых
- 8 -
материальных тел, находящихся в поле тяготения. Специфические
свойства, присущие данному явлению, характерные для него, час-
то называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаружи-
вать тот или иной предмет среди многих других, не обладающих
такими признаками (отпечатки пальцев в ситуации преступления,
характерная для данного заболевания сыпь и др.). Некоторые
свойства предмета могут видоизменяться, их можно приобретать и
утрачивать. Однако есть также неотёемлемые свойства. В филосо-
фии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без харак-
теристик пространства, времени, движения. Для человеческой
личности атрибутивным свойством является, в частности, память.
Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий
облик. Различаются также актуальные и потенциальные свойства.
Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые
(их называют диспозиционными) носят как бы скрытый характер и
развертываются, выявляются постепенно при различных взаимо-
действиях данного предмета с другими. Такие свойства, как
электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость и
др., проявляются именно таким образом.
Предметы - это не механический набор или простая сумма свойств, но их взаимосвязь, единство. Вот почему познание предметов требует усилия мысли - синтеза их многообразных про- явлений. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество. А множественность различных пред- метов характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон пред- метов в их отношениях с другими предметами.
Каждый предмет многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам и к людям разными сторонами, входить в раз- личные связи с другими предметами, по-разному использоваться в человеческой практике.
Соходства и различия свойств определяют существование ка-
чественно однотиных и разнотиных групп предметов, явлений,
процессов. Под качеством понимают целостную, интегральную ха-
рактеристику предмета (единства его свойств) в системе его
связей и отношений с другими предметами. При размышлении о ка-
честве и свойствах предметов возникает философский вопрос: но-
сят ли они обёективный характер или же зависят от точки зре-
ния, практических целей, особенностей восприятия человека.
Этот вопрос (один из многочисленных вариантов основного вопро-
са философии) встал перед философами давно. Вспомните харак-
терный для XVII-XVIII веков спор о "первичных" (плотность,
протяженность, движение, вес) и "вторичных" (звук, цвет, вкус,
запах) "качествах" вещей. Мыслители того времени были склонны
относить к объективным лишь первую группу свойств, вторые же
рассматривались как субъективные, возникающие в результате
воздействия предметов на человеческие органы чувств. Это соот-
ветствовало механистическому взгляду на материю как совокуп-
ность протяженных тел, частиц, движущихся в пространстве и в
разных сочетаниях - по законам притяжения и отталкивания - об-
разующих свевозможные вещественные предметы.
Дальнейшие размышления о реальности или иллюзорности ка-
чественного многообразия мира приели к выводу, что и "первич-
ные" качества воспринимаются людьми посредством органов чувств
(с добавлением к ним все более совершенных приборов). И в этом
смысле тяжесть, скорость перемещения, шероховатость или глад-
кость поверхности и все другие свойства, учитываемые в механи-
- 9 -
ке, в случае их чувственного восприятия людьми не менее субъ-
ективны, чем восприятие звуков, цветов и других "вторичных"
свойств. Иначе говоря, люди телесно (а не только мысленно, ду-
ховно) включены в сложные взаимодействия предметов, участвуют
в них. Они имеют возможность судить о свойствах, качествах ве-
щей по тому, как они представлены в их опыте. кант называл это
"явлениями" - в отличие от характеристик "вещей самих по се-
бе". Приходится признать, что все свойства вещей познаются на-
ми в форме "субъективных образов объективного мира". Но чело-
веческий опыт заключает в себе реальные возможности нарастания
объективных знаний о мире, о различных свойствах и качествен-
ном многообразии предметов. Такая возможность обеспечивается
многократными контактами с предметами, притом каждый раз в
иных условиях, на другой основе. Делу помогают также различные
процедуры перекрестных практических проверок получаемых зна-
ний, их историческое накопление,суммирование усилий множества
людей.
Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших и малых групп предметов. Оно помогает уяснению качественных границ между природой и обществом, живой и неживой природой, твердыми телами, жидкостями и газами, растительным и животным миром и т.д. Установление качественных границ лежит в основе классиикаций минералов, растений, животных, технических уст- ройств, профессий, наций и народностей. Вместе с тем качест- венное многообразие мира не является застывшим, раз навсегда данным. Оно весьма подвижно. Чем же определяются качественные характеристики предметов, явлений, процессов? Для ответа на этот вопрос необходимо понятие качества соотнести с противопо- ложным ему понятием количества.
II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ
Качество - такая определенность предмета (явления, проце- са), котоая характеризует его как данный предмет, одбадающий совокупностю присущих ему свойств и принадлежащий к классу од- нотипных с ним предметов.
Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, вы- ражаемая в величинах и числах.
Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса.
Чтобы понять существо этого закона, следует прежде всего выяснить, что такое качество и количество.
1. Понятие о качестве и количестве
Вокруг нас очень многсамых различных предметов и явлений,
причем все они постоянно движутся, изменяются. Но, несмотя на
это, мы не путает эти предметы, а различаем, определяем их.
Они не сливаются для нас в какую-то серую, безликую массу, а
каждый из них отличается отдругих своеобразными, только ему
присущими особенностями и свойствами.
- 10 -
Возьмем, наприме, такой металл, как золото. Оно обладает характерным желтым цветом, тягучестью и ковкостью, имеет опре- деленную плотность и теплоемкость, температуру плавления и ки- пения. Золото не растворяется ни в целочах, ни в целом рде ки- сот, химически оно малоактивно, на воздухе не окисляется. все это, вместе взятое, и отличает золото от других металлов.
Все то, что делает предмет именно данным, а не другим предметом, что отличает его от бесчисленного множества других, и есть его качество.
Качеством обладают все предметы и явления. Это и позволя- ет нам определять, различать их. Чем отличается, например, жи- вое от неживого? Способностью вступать в обмен с окружающей средой, целесообразно отвечать на внешние воздействия, размно- жаться. Эти и некоторые другие черты и являются его качеством.
Качественно различаются и общественные явления. Так, ка- питализм отличает от феодализма господство товарного произ- водства, наличие капиталистической собственности, наемного труда и другие признаки.
Качество проявляется в свойствах. Свойство характеризует вещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом. Желтый цвет, ковкость, тягу- честь и другие пизнаки холота, взятые в отдельности, являются его свойствами, а эти же свойства в их совокупности - его ка- чеством.
Кроме определенного качества каждый предмет обладает и
количеством. В отличие от качества количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также его величины, объема и т.п. как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют разме- ры, вес, объем предметов, интенсивность присущих им цветов, издаваемых ими звуков и т.д.
Количественная характеристика присуща и общественным яв- лениям. Каждый общественно-экономический строй обладает соот- ветствующим уровнем, степенью развития производства. Государс- тво располагает определенными производственными мощностями, людскими, сырьевыми,, энергетическими ресурсами.
Количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Но между ними имеются и серьезные различия. Изменение качества приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет; изменение же ко- личества в известных пределах не приводит к заметному преобра- зованию предмета.
Единство количества и качества называется мерой. Мера -
это своего рода граница, рамке, в которых предмет остается са-
мим собой. "Нарушение" меры, этого определенного сочетания ко-
личественной и качественной сторон, приводит к изменению пред-
мета, к превращению его в другой предмет. Так, мерой для ртути
в жидком состоянии является температура от -39 гр. до +357 гр.
При температуре -39 гр. ртуть затвердевает, а при +357 гр. на-
чинает кипеть, переходит в парообразное состояние.
Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Количественная и качественная определенности присущи и общественным явлениям.
- 11 -
В познании и практической деятельности исключительно важ- но учитывать единство количественной и качественной сторон яв- ления.
2. Переход количественных изменений в качественные - закон развития
Как было сказано, изменение количества в известных преде-
лах не приводит к изменению качественного состояния предмета.
Но стоит только выйти за эти пределы, "нарушить" меру, как ра-
нее казавшиеся несущественными количественные изменения обяза-
тельно приведут к коренным качественным превращениям. Коли-
чество перейдет в качество. В процессе развития, писал
К.Маркс, "чисто количественные изменения на известной ступени
переходят в качественные различия".
Переход количественных изменений в качественные - всеоб- щий закон развития материального мира.
Мало того, само развитие и есть прежде всего переход ко- личественных изменений в качественные, поскольку именно в про- цессе этого перехода происходит движение предметов и явлений от низшего к высшему, от старого к новому.
Чтобы раскрыть всеобщий характер этого закона, покажем его действие в различных областях действительности.
Современной физикой установлено, что одни элементарные частицчы способны превращаться в другие, качественно от них отличные. При этом процесс превращения их всегда связан с из- вестными количественными накоплениями: он протекает только в том случае, если частицы обладают определенным, достаточно вы- соким уровнем энергии.
Широко распространенным появлением закона перехода коли-
чественных изменений в качественные являются многочисленные
превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое
(из твердого в жидкое,из жидкого в газообразное и т.д.). Так,
при нагревании воды свыше 100 град. она превращается в иное
качество - пар. Пар имеет отличные от воды свойства. Он, нап-
ример, не обладает способностью растворять соли, сахар, тогда
как в воде эти вещества растворяются.
Закон перехода количественных изменений в качественные особенно ярко проявляется в химических процессах. Периодичес- ких закон химических элементов Д.И.Менделеева устанавливает, что качество химических элементов зависит от количества поло- жительного заряда ядра их атома. До известных пределов коли- чественное изменение заряда ядра не вызывает качественных из- менений химического элемента, но на определенной ступени эти количественные изменения приводят к образованию нового элемен- та. Так, при радиоактивном распаде с потерей атомного веса и заряда ядра уран превращается в конечном счете в качественно иной элемент - свинец.
Химия вообще представляет собой науку о качественных превращениях веществ, являющихся результатом количественных изменений. Молекула кислоода, например, содержит два атома, но стоит только присоединить к этой молекуле ще еодин атом кисло- рода, как она превращается в качественно новое химическое ве- щество - озон.
В объективной действительности имеет место не только пе- реход количественных изменений в качественные, но и обратный
- 12 - процесс - возрастание количества под влиянием качественных из- менений.
Количественные и качественные изменения, таким образом, взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
3. Скачки
Качественное изменение, в отличие от количественного, вы- ажается понятием скачка. Скачок - переход количественных изме- нений в качественные или переход из одного качественного сос- тояния в другое (в результате превышения меры).
Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности
Солнечной системы, возникновние жизни на Земле, формирование
новых видов растений и животных, человека и его сознания, воз-
никновение и смена общественно-экономических формаций в исто-
рии человеческого общества, социальные революции.
Один из примеров того, как накапливающиеся количественные
изменения со временем привдят к скачку (качественному измене-
нию), - поломка детали машины из-за "усталости металла". Мик-
роскопические изменения структуры находящейся под нагрузкой
металлической детали в конце концов приводят к излому. Если
микротрещины возникают одна за другой, их количество растет
постепенно, то разрыв металлического стержня, выкрашивание зу-
ба шестеренки в зубчатой передаче происходит практически мо-
ментально, по наступлении некоторого предельного состояния ме-
талла. В результате нарастания температуры наступает момент
свертывания белка - перехода его из жидкого в твердое состоя-
ние. Можно постепенно наращивать количество ядерного горючего,
но при достижении определенной массы плутония происходит цеп-
ная ядерная реакция, взрывное высвобождение энергии. Это -
примеры скачков с резко выраженной границей перехода из одного
качественного состояния в другое, с довольно быстрой интенсив-
ной, целостной перестройкой всей исходной системы. Но бывают
скачки и другого типа, когда наблюдается не резкий качествен-
ный переход, а происходит постепенное накопление элементов но-
вого качества и отмирание элементов старого качества; такие
"скачки" длительны, постепенны.
"ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ"
ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ
В философии Гегеля, согласно принципу тождества бытия и мышлений, ритм разрешения диалектических противоречий мысли и связанных с ними диалектических отрицаний был перенесен и на бытие. В материалистической диалектике также были предприняты попытки осмыслить диалектические "противоречия" и "отрицания" в бытийных (онтологических) понятиях.
"Отрицание" как реальный аналог логического, мысленного отрицания (антитезиса) при этом было истолковано как непремен- ный момент, многократно повторяющийся в любом процессе, где имеет место смена фаз, периодов, этапов изменения того или иного объекта.
В отличие от метафизически толкуемого "отрицания", под- черкивающего разрыв, противоположность черт предыдущего и пос-
- 13 - ледующего этапов изменений, диалектическое "отрицание" предпо- лагнает связь, переход от одного этапа к другому. Диалектичес- кое "отрицание" включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего, комуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (формирования, созидания нового).
Первый момент - преодоление пройденного, его "сбрасыва- ние" изживание - обеспечивает необходимую почву для следующей фазы данного процесса. Но сама по себе деструкция, возобладай она, отбрасывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки продвижения к последующим фазам. Нормальное продолжение про- цесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в целом напоминал бы некое "топтание на месте", а то и вообще становился бы невозможным. Нарастание процесса движение его к новым фазам требует также третьего момента - новаций (формиро- вание качественно новых связей, функций, черт).
Реальным аналогом "отрицания отрицания" и в природе, и в обществе служат, в частности, "спиралевидные" процессы, соче- тающие в себе цикличность, относительную повторяемость и пос- тупательность. Циклических поцессов - различных циклов, круго- оборотов - существует в мире великое множество. Цикличность формирования и гибели, рождения и смерти, обновления и старе- ния и т.д. проявляется во всех процессах природных и общест- венных изменений. Глубокие дгадки заключены и в мыслях и про- тивоборстве противоположностей, ритмическом чередовании их сбалансированности, гармонизации и нарушении равновесия как постоянно воспоизводящихся циклах. Эти высказывавшиеся еще в древности догадки в дальнейшем развитии диалектики были уточ- нены, получили свое развитие. идея цикличности была дополнена идеей поступательности прорыва, преодоления исходного уровня бытия, выхода за рамки того, что существовало на предыдущем уровне, формирования качественно новых уровней бытия. В мате- риалистической диалектике отношение противоположностей толку- ется не просто как чередование нарушений и восстановлений их равновесия, но и как их ассиметрия, приводяцая к направленному поступательному изменению, развитию.
I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира.
Чтобы понять сущность и значение этого закона, нужно прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и каково его место в развитии.
- 14 -
1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии
В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отми- рающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление ста- рого новым, возникающим на основе старого, и называется отри- цанием.
Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вклады- вал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.
Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представля- ет собой неотъемлемый момент развития самой материальной дейс- твительности. "Ни в одной области, - указывал Маркс, - не мо- жет происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм су- ществования". Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органичес- ком мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. Исто- рия общества также есть цепь отрицаний старых общественных по- рядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, ра- бовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом. От- рицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, бо- лее совершенная научная теория преодолевает старую, менее со- вершенную.
Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явле- ние извне. Оно результат его собственного, внутреннего разви- тия. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами соз- дают условия для собственного уничтожения, для перехода в но- вое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самод- вижения предметов и явлений.
Диаликтическое и метафизическое понимание отрицания
Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущ- ности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития матери- альной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, обсолютное уничтожение старого.
Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие орга- низмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохра- нили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижениянауки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.
Т.о., для максистского понимания отрицания характерно
- 15 - признание преемственности, связи нового со старым в процессе развития. Но следует иметь в виду, что новое никогда не восп- ринимает старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из старого только его отдельные элементы, стороны, причем не ме- ханически присоединяет их к себе, а ассимилирует, преобразует их соответственно своей собственной природе. Марксистская диа- лектика требует критического отношения к прошлому опыту чело- вечества, указывает на необходимость творческого использования этого опыта, строгого учета изменившихся условий и новых задач революционной практики. Марксистская философия, например, не просто восприняла достижения философской мысли пошлого, а кри- тически пререработала, обогатила их новыми достижениями науки и практики, подняла философскую науку на качественно новую, высшую ступень.
2. Прогрессивный характер развития
Развитие как прогресс
Итак, мы выяснили, что в результате отрицания разрешается то или иное противоречие, уничтожается старое и утверждается новое. Но прекращается ли на этом развитие? Нет, с возникнове- нием нового развитие не прекращается. Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это уже отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело старое, замена нового еще более новым - новей- шим. Результат этого второго отрицания снова отрицается, прео- долевается, и так без конца. Развитие выступает, таким обра- зом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отри- цаний, как бесконечкая замена, преодоление старого новым.
Поскольку всякая высшая ступень развития отрицает в низ- ших только то, что устарело, воспринимая и умножая в то же время достижения предыдущих ступеней, развитие в целом приоб- ратает прогрессивный, поступательный характер. Прогресс и есть то общее направление, которое характерно для диалектического развития.
Прогресс осуществляется во всех областях действительнос- ти. Рассмотрим, хотя бы в общих чертах, прогрессивное развитие на нашей планете.
Как мы уже говорили, исходным материалом для образования
планет Солнечной системы, в том числе и Земли, послужила газо-
пылевая материя, содержащая простейшие химические вещества. В
ходе развития природы эти вещества становились все сложнее и
сложнее. В результате возникла живая, органическая природа.
Живые организмы также развивались от простого к сложному: от
доклеточных форм - к клетке, из одноклеточных - к более слож-
ным животным, эволюция которых привела к появлению человекопо-
добных существ, а поднее и человека. С возникновением человека
начинается процесс общественного развития. Последовательными
этапами прогрессивного развития общества явились первобытнооб-
щинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй.
Важнейшей особенностью прогресса в обществе является на- растание темпов развития. Процесс возникновения человека на- чался примерно миллион лет назад. Если учесть, что современный
- 16 - человек существует всего несколько десятков тысяч лет, то мож- но представить себе, какими медленными темпами шел процесс становления человека. Более быстро шло становление рабовла- дельческого и феодального обществ, хотя и оно затянуловь на тысячелетия. В дальнейшем строй меняется еще быстрее.
Спиралевидный характер развития
Утверждение прогрессивного характера развития представля- ет собой главную, но не единственную черту закна отрицания от- рицания. Этот закон характеризует развитие не как прямолиней- ное движение, а как чрезвычайно сложный, как бы спиралеобраз- ный процесс с определенным повторением пройденных ступеней, с известным возвратом к прошлому. "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяюще их иначе, на более высо- кой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой лянии..." - писал В.И.Ленин, указывая на эту черту диалектики.
Спиралевидный характер развития присущ различным областям действительности. Одним из самых ярких проявлений этой особен- ности развития в неживой природе является периодический закон химических элементов, открытый Д.И.Менделеемым.
Спиралеобразное развитие имеет место и в общественной
жизни. Певой формой общественной организации был первобытнооб-
щинный строй. Это было бесклассовое общество, основанное на
общем владении крайне примитивными средствами производства.
Дальнейшее развитие производства привело к отрицанию этого
строя классовым рабовладельческим обществом и т.д.
Итак, развитие осуществляется посредством отрицания ста- рого новым, нижшего высшим. Поскольку новое, отрицая строе, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приоб- ретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали с посторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших.
Такова суть диалектического закона отрицания отрицания.
- 17 -
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА:
1. "Ведение в философию" 2 т., Москва, 1989 г.
2. В.Г.Афанасьев "Основы философских знаний",
Москва, "Мысль", 1987 г.
3. Квасова И.И. "Учебное пособие по курсу "Введение
в философию", Москва - 1990 г.