смотреть на рефераты похожие на "Новый этап существования человечества – информационное общество "
Государственное унитарное предприятие
«Предприятие перспективных исследований «Научный Центр»
«Новый этап существования человечества – информационное общество»
Выполнил: аспирант Горохов А. Е.
Москва, 2001.
Испокон веков, с самого начала своего существования, человек обладал
способностью принимать, обрабатывать и передавать информацию. В древние
времена это была информация об охоте, позже появилась информация о
земледелии, и передавалась она от поколения к поколению в легендах,
сказаниях и мифах, в наскальных рисунках и позже, с изобретением
письменности, через письма. На заре существования человечества информации
отводилась далеко не первая роль в существовании индивидуума, так как на
первом плане стоял вопрос жизнеобеспечения. По мере развития общества
человек накапливал все больше информации. Знания человечества расширялись в
новые сферы и становились более глубокими. Некоторые современные философы,
например Тоффлер и Белл разбивают существование человечества на три этапа
(три волны).
Первый этап – сельскохозяйственный. От Китая и Индии до Бенина и
Мексики, от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации,
сталкиваясь друг с другом и рождая бесчисленные пестрые картины. Однако за
этими различиями скрывались фундаментальные общие черты. Везде земля была
основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде
господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко
определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или
крепостные. Везде власть была жестко авторитарной. Везде социальное
происхождение человека определяло его место в жизни и переход между слоями
был практически невозможен (закрытые классы). Везде экономика была
децентрализованной, так что каждая община производила большую часть того, в
чем испытывала нужду.
На рубеже XVIII – XIX веков произошел взрыв, ударные волны от
которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно
новую цивилизацию. Таким взрывом была, конечно, промышленная революция.
Высвобожденная ею гигантская сила, распространившаяся по миру, - “вторая
волна” - пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ
жизни миллионов. Так наступил второй этап в существовании человечества, так
называемая “индустриальная цивилизация”. Мощнейшее развитие «индустриальная
волна» пережила в XX веке, чему несомненно способствовало и изобретение
электричества в конце XIX века. Когда было изобретено и выпущено в массы
бесчисленное множество различных машин и устройств, призванных облегчить
быт человека.
Но уже с 70-х годов XX века стала зарождаться новая волна –
«информационная цивилизация» или, как еще ее называют, «постиндустриальная
волна». Несомненно, информационную волну породила индустриальная. Это было
просто неизбежным следствием развития научно-технического потенциала
человечества. И подобно тому как в конце XVIII - начале XIX века сложилась
постаграрная экономика, так сегодня технологически передовые секторы
глобального общества переходят на стадию постиндустриальной экономики. В
аграрной экономике хозяйственная деятельность была связана преимущественно
с производством достаточного количества продуктов питания, а лимитирующим
фактором обычно была доступность хорошей земли. В индустриальной экономике
хозяйственная деятельность была по преимуществу производством товаров, а
лимитирующим фактором - чаще всего капитал. В информационной экономике
хозяйственная деятельность - это главным образом производство и применение
информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными
и тем самым создать больше материального богатства. Лимитирующий фактор
здесь - наличное знание”.
При всем многообразии взглядов на ход исторического развития можно
проследить ряд общих характеристических черт у всех авторов: история подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно
можно назвать “сельскохозяйственный”, “индустриальный” и
“постиндустриальный”; разграничение между этапами проводится по признаку лежащих в основе
рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодействия
человека с природой (соответственно - через орудия, через машину или
технику и через информацию); переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической
революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь,
влечет трансформации в сознании людей; завершающим историческим этапом, который, по мнению одних
философов, уже наступил, а, по мнению других, наступит в ближайшем будущем,
является “информационное общество”.
Следует заметить, что нет ни одного способа производительного приложения труда, который в то же самое время не был бы приложением информации. Более того, информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы будут представлять его основную экономическую ценность, его самый большой потенциальный источник богатства.
Существует три основных способа, которыми страна может увеличить свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала, 2) военные захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии, переводящей “нересурсы” в ресурсы. В силу высокого уровня развития технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал основным принципом создания нового богатства.
Важно понимать, что информация имеет некоторые специфические свойства. Если у меня есть две монеты и я из них отдам кому-нибудь одну монету, у меня останется лишь одна монета. Но если у меня есть некоторое количество информации и ее часть я отдам другому человеку, у меня останется все что было. Но также нужно понимать и то, что информация сама по себе, не одухотворенная человеческой эмоциональностью, не переработанная человеческим разумом не способна двигать вперед человеческую культуру, способствовать прогрессу духа.
Зарождение информационной эры началось с изобретением телеграфа,
что ускорило передачу информации на большие расстояния между людьми.
Очередной мощный всплеск в середине XX века был связан с изобретением
телевидения. Ну и, наконец, в 70-х годах с изобретением ЭВМ наступление
информационной эры стало просто очевидным. В настоящее время мы являемся
свидетелями и непосредственными участниками стремительного развития
информационных технологий. В середине 80-х годов США способствовали
ускорению развития компьютерных технологий, выпустив в коммерческую
эксплуатацию бывшую до того момента сугубо военной NASA’вскую компьютерную
сеть, получившую впоследствии название World Wide Web («всемирная
паутина»). Сейчас можно смело утверждать, что эта сеть полностью
оправдывает свое название. С развитием всемирной сети стал возможным обмен
данными между любыми ее участниками, находящимися в разных уголках планеты.
Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Образование больших потоков информации обуславливается:
. быстрым ростом числа документов, отчетов, и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно - конструкторских работ;
. постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;
Как результат - наступает информационный кризис, который имеет следующие проявления:
. появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые
50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно (трудно вообразить, что же будет дальше?);
. существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
. возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.
Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире
накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им
воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей.
Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей
выхода из создавшегося положения. Внедрение компьютеров, современных
средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности
послужило началом нового эволюционного процесса, называемого
информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе
индустриального развития.
Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея
информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени
зависит от их информированности, способности эффективно использовать
информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный
специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и
использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других
средств. Об информации начинают говорить как о стратегическом курсе
общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства.
Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития
к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все
необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит
индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией.
Арнольд Тойнби как-то заметил, что XX век - это время, когда человечество впервые за всю свою историю может всерьез подумать о благосостоянии всех людей. Если это так, то это в основном благодаря эволюции универсальной электронной информационной сети, способной связать воедино всех людей. Речь идет о наступлении информационного века. Налицо некая общая модель изменений - трехстадийное прогрессирующее движение: становление основных экономических отраслей по производству и распределению информации; расширение номенклатуры информационных услуг для других отраслей промышленности и для правительства; создание широкой сети информационных средств на потребительском уровне.
Третья промышленная революция в значительной мере основывается на успехах в телекоммуникациях и информационных процессах. Занятость в сфере промышленности и строительства остается многие годы более или менее неизменной в абсолютном измерении, тогда как в целом рабочая сила значительно возросла в 60-70-е годы. Долговременные тенденции показывают, что наиболее растущими в прошлом веке были сферы, связанные с информацией.
Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.
В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества.
Например, Дж. Мартин:
“Представьте себе город будущего... Высотные дома расположены не
слишком близко друг к другу, так что их жителям открываются далекие виды.
Под улицами проведены кабельные сети, обеспечивающие всевозможные виды
коммуникации.
У жителей этого города нет такой необходимости в транспортных поездках... Банковские операции осуществляются из дома, равно как и приобретение товаров... Всяческие поощряется работа дома, выполняемая через терминалы и видеофоны... Преступность канула в прошлое, уличных ограблений не происходит, потому что люди носят при себе мало наличности... Прежде люди имели при себе карманный калькулятор, теперь - карманный компьютерный терминал. Общественные сети коммуникации повсеместны и дешевы, доступны из каждой телефонной будки.
Промышленность управляется главным образом машинами. Основную часть механической работы выполняют автоматические производственные линии и роботы, а административной - системы обработки данных... Во избежание безработицы продлены уик-энды, профсоюзы же требуют дальнейшего сокращения рабочего времени. Бумажная работа расценивается как преступное расточительство времени. Деловые люди носят с собой миниатюрные компьютеры, через которые они из любой точки связываются со своим офисом.
Представьте себе небольшое
[совмещенное с системой телевидения] устройство с клавиатурой в каждом
доме. Через него по телекоммуникационным сетям передаются несложные
сообщения центральному компьютеру.... После трансляции политической речи
или во время передачи последних новостей зрителей просят сообщить о своей
позиции по тому или иному вопросу. Президент сам может запросить мнение
зрителей по тому или иному положению своей речи... Респондентное
телевидение может стать эффективнейшим каналом коммуникации, часть
демократического процесса - в большей степени, нежели нынешние опросы
общественного мнения.
Расцвет демократии - правительства народа, силами народа и для
народа - имел место в Афинах и других греческих городах-государствах.
Греческая демократия была эффективна потому, что у мужчин было достаточно
много свободного времени, чтобы встречаться, дискутировать и получать
новейшую информацию: за них трудились женщины и рабы. Сегодня мы вступаем в
век автоматизации, женщины уравнены в правах с мужчинами, но рабы у нас
могут быть - это машины”[1].
Оценивая это заявление Дж. Мартина с позиции современного общества нужно заметить, что хоть и на лицо интеграция общества: организация глобальной сети, создание единой Европы, свободное перемещение человека по всему миру, но у него (Мартина) интеграция слишком идеализирована. Это напоминает заявления про смерть театров и кинотеатров при появлении телевидения. Сейчас мы видим, что с развитием телекоммуникаций, необходимость личного контакта между людьми хоть и уменьшилась, но не исчезла вовсе, также как и не приобрела глобальный характер работа на дому даже в такой профессии как программист.
В настоящее время совершенно очевидно, что мы вступаем в информационную эру, где основным товаром будет информация в различных ее проявлениях.
И получая неоспоримые блага, такие как доступность информации, ее быстрое распространение, свободный обмен данными между людьми и др. нельзя не учитывать и возросшие и изменившиеся требования к человеку как члену общества.
В период перехода к информационному обществу кроме решения
описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому
восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им
современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые
условия работы порождают зависимость информированности одного человека от
информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь
самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой
технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются
решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек
должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. То
есть для свободной ориентации в информационном потоке человек должен
обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.
Нарастающая сила потока информационного обмена между людьми породила новый
тип культуры, в которой все подчинено необходимости классификации,
унификации с целью наибольшей компрессии и повышения эффективности при
передачи от человека к человеку, будь то лично или через средства массовой
информации.
Также встает проблема существования человека в новом обществе,
форма его существования. Будет ли он жить в «Электронном коттедже» как
предсказывали некоторые футурологи или же форма жизни не изменится
кардинально. Не менее важна проблема семьи как ячейки общества. Как будет
выглядеть семья будущего? Может супруги будут жить в разных частях света?
Тоффлер, например, предсказывает рождение (просьюмера( (потребителя и
производителя в одном лице). В период “первой волны” большинство людей
потребляло то, что производили сами. Они были, так сказать,
“протребителями”. Промышленная революция развела функции производства и
потребления, породив тем самым производителя и потребителя. В настоящее
время граница, отделяющая производителя от потребителя, становится все
менее четкой. Растет значение “просьюмера”... Одним словом, происходит как
бы возвращение в общество “просьюмера”, который был господствующей фигурой
в обществе “первой волны”. Но, разумеется, это будет “просьюмер”,
оснащенный современной техникой, работающий в электронном коттедже и
ведущий современный образ жизни”[2].
Каждому предстоит переосмыслить свою жизненную позицию как
индивидуума, совершено ясно, что произойдет перераспределение жизненных
ценностей. И оглядываясь на прошлое, человечество должно сделать прорыв в
понимании своего существования на земле, так как при дальнейшем таком
существовании в виде некоего паразитирующего организма, высасывающего
жизненные соки из земли и бездумно разрушающего природу, у него просто нет
будущего. Пока еще остается неясен вопрос о перестройке сознания людей для
нового типа мышления. И будущее во многом зависит от того, по какому руслу
мы направим развитие техники и организацию труда.
Литература
1) Философский словарь. М.:Политиздат, 1987.
2) Информационные ресурсы России. - М.:Росинформресурс,1996
3) Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.:Политическая литература,1990.
4) Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во полит. литературы,
1991.
5) Тоффлер О. Третья волна. В жур.: США - экономика, политика, идеология. №
7-11 за 1982 год.
6) Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге
XXI века. М.: Изд-во АН СССР, 1991.
-----------------------
[1] Мартин Дж. Телематическое общество. Вызов ближайшего будущего.
[2] Тоффлер О. Третья волна.