смотреть на рефераты похожие на "Мишель Нострадамус "
МПС
Белгородское медицинское училище
ЮВЖД
Реферат по философии.
Тема:
«Мишель Нострадамус».
Выполнил
Преподаватель
студент 20-й группы
Атанов Андрей
Дробин Н. И.
г. Белгород
2001 г.
Будь проклят прорицатель, предсказывающий
столь жестко и точно!
Граф Монтгомери о пророчестве Нострадамуса
по поводу гибели Генриха Второго.
Мишель Нострадамус был одним из известных философов средневековья. К тому
же он прекрасно знал медицину, был лучшим врачевателем того времени. Но
человечеству он больше известен как астролог и самый удивительный пророк, в
чьих предсказаниях не нашли до сих пор ни одной ошибки, катренами
(четверостишиями) которого руководствовался даже фашистский Рейх. Тогда, не
сумев воспринять всю серьезность одного из катренов, фашистская Германия
сделала роковую ошибку, напав на СССР. Об этом предупреждал фюрера сам
швейцарский астролог Крафт, руководствуясь четверостишием Нострадамуса:
Войдут в состав Германии Великой
Брабант и Фландрия, Женева и Болонья;
Но все же князь Армении Великий
На Вену нападет и Кельн.
Поскольку к тому времени первая часть пророчества уже исполнилась, и
Германия действительно захватила земли, перечисленные в первых двух строках
катрена, то, предположив, что под Великим князем Армении следует иметь в
виду Сталина, выходца из Закавказья, которое в древности целиком относили
к Армении, можно было ожидать самых больших неприятностей для Третьего
Рейха. Однако министр пропаганды Геббельс, понимая какой гнев фюрера
вызовет это пророчество, изменил смысл катрена, по-другому истолковав его.
В результате пророчество исполнилось именно так, как толковал его
Нострадамус. Война с СССР закончилось поражением Германии и Сталин, в конце
концов, действительно овладел Веной и Кельном, — только «Кельном на Шпрее»
как еще в XVII веке именовали Берлин.
Вот такую фатальную роль сыграло то обстоятельство, что один
государственный деятель счел возможным пренебречь пророчеством
Нострадамуса.
Мишель Нострадамус родился 14 декабря 1503 года по юлианскому календарю в
небольшом городке Прованса Сен-Реми. Его мать происходила из знатного рода,
представители которого нередко проявляли незаурядные способности в области
математики и медицины. Это давало им возможность занимать весьма почетные
должности. Например, дед Нострадамуса по материнской линии, Жан де Сен-
Реми, был лейб-медиком герцога Калабрии. А это по тем временам было чем-то
вроде министра здравоохранения. По отцу Нострадамус принадлежал к древнему
иудейскому роду, патриархом которого считался Иссахар, пятый сын Иакова от
Лии. По традиции этому роду приписывался особый пророческий дар. Не меньшую
славу стяжали его предки в качестве врачей и фармацевтов, как например,
Пьер Абрагам Соломон, личный врач графа Рене Прованского, сопровождавший
своего патрона даже в крестовом походе.
Отец Нострадамуса был нотариусом. В силу сложившихся обстоятельств ему
пришлось совершить выбор: либо сменить религию, либо отказаться от
профессии, поскольку в то время вышел указ, запрещающий иудеям занимать
определенные должности. Чтобы остаться нотариусом, он крестился, получив
при этом имя Нострадамус по названию церкви, в которой происходило
крещение. Последующая блестящая карьера его сына Мишеля предвосхитила
судьбу многих евреев, порвавших со своей религией. Судьбой им была
уготована роль кометы, пронесшейся по небу христианской культуры и внесшей
смуту и оживление в мерный ход европейской истории. Хрестоматийные примеры
— Спиноза и Маркс. Отец Маркса, предки которого были раввинами во многих
поколениях, также счел для себя наиболее целесообразным перейти в
христианство. Его сын стал создателем революционной теории, перевернувшей
все прежние представления о цели истории. Тем не менее первым, кто
провозгласил приход коммунизма был не Маркс, а Нострадамус, писавший о том,
что «коммуна грядет» (Le commun advenement).
Первоначальное образование Нострадамус получил дома под руководством деда,
которому удалось пробудить в маленьком Мишеле интерес к тайнам звездного
неба. Вскоре занятия Нострадамуса настолько вышли за рамки обычной детской
любознательности, что окружающие прозвали его «маленьким звездочетом».
Дальнейшее образование Нострадамус получил в Авиньоне, изучая риторику и
философию, а затем в Монпелье, где был собран цвет медицины того времени.
Нострадамус был еще студентом, когда в ряде городов Франции разразилась
чума. Юному врачу пришлось на практике столкнуться с «черной смертью», о
которой он знал лишь по трудам Гиппократа «Об эпидемиях». Когда чума
отступила, Нострадамус окончил университет и получил степень доктора. Он
был полон планов, у него появилось много друзей и влиятельных знакомых,
среди которых был знаменитый филолог и гуманист того времени Юлиус
Скалигер. Однако дружба маститого ученого и 26-летнего врача не была
продолжительной. Скалигер сблизился с Нострадамусом, уже успевшим
прославиться своими познаниями, в надежде выведать у него секретные
астрологические знания. Однако, потерпев неудачу, он отошел от него и
впоследствии не удержался от выпадов против бывшего друга.
Вслед за этим произошла семейная драма: внезапно умерли жена и двое детей
Нострадамуса. Потрясенный случившимся, он попытался найти утешение в
путешествиях. Эта часть его жизни является наиболее таинственной. Очень
странно, что никто нигде не упоминает о местах пребывания знаменитого
врача, способного справиться даже с чумой. Поэтому о том, каким был маршрут
его путешествия, можно только гадать. Полагают, что он отправился на Восток
и даже побывал в Египте, желая приобщиться к сокровенной мудрости древних.
Вернулся Нострадамус с бесценным грузом — редчайшими книгами, содержавшими
свод герметических наук. За удивительно короткий срок Нострадамус постиг
глубины древней премудрости и затем, поразмыслив, решил сжечь книги,
вероятно, чтобы, пресечь даже самую малую возможность конкуренции в
будущем.
Когда пламя камина коснулось старинных фолиантов, столб огня вдруг
взметнулся ввысь с ослепительным блеском. В это мгновение Нострадамус
ощутил первую вспышку озарения и заговорил языком пророка. С тех пор он
стал видеть скрытую до времени сторону жизни. В одном из путешествий,
повстречав безвестного монаха, он бросился перед ним на колени. Удивленным
очевидцам Нострадамус объяснил, что счел своим долгом почтить будущего папу
римского. Уже тогда Нострадамус был слишком уважаемым человеком, чтобы
слова его посчитали просто шуткой. Однако их восприняли всерьез лишь после
того, когда именно этот монах стал сначала кардиналом монтальским, а затем
взошел на папский престол под именем Сикста Пятого.
Слава о пророческом даре Нострадамуса стремительно распространялась, к нему
стали обращаться за советом многие знатные особы. Сделала это и герцогиня
Савойская, пожелавшая узнать пол и судьбу своего будущего ребенка.
Нострадамус предсказал ей рождение сына, которому суждено стать
прославленным полководцем и пережить тяжелую травму в расцвете лет. Все
сбылось до мельчайших деталей. Однако благополучно дожив до средних лет без
предсказанной травмы, герцог позволил себе усомниться в истинности
пророчества. «Даже сам Нострадамус, и тот ошибся!» — как-то заметил он,
полагая, что срок, назначенный пророком, давно истек. «Не перепутал ли
герцог дату, « — предположил его друг, которому его высочество поведало
свои сомнения. Тот встал, чтобы принести записи, и задел при этом тяжелый
дубовый шкаф. Шкаф опрокинулся ему на ногу и надолго приковал герцога к
постели. Предсказал Нострадамус и дату смерти герцога, однако в форме
загадки: она должна была наступить не раньше, чем девятка окажется перед
семеркой, и герцог надеялся дожить до девяносто семи лет. Однако смерть
настигла его в шестидесятидевятилетнем возрасте. Ведь и в данном случае
девятка предшествует семерке, так как за числом шестьдесят девять следует
семьдесят.
Таких случаев история сохранила немало. Вот еще один. Нострадамус был
приглашен сеньором Де Флэранвиль погостить в его владениях. Во время
прогулки в окрестностях замка разговор коснулся предсказаний. Сеньор Де
Флоранвиль позволил себе усомниться в их истинности, и пожелал получить
быстрое и надежное доказательство. Он указал на двух молочных поросят,
попавших в поле его зрения, и как бы в шутку предложил Нострадамусу
предсказать их судьбу. «Черного мы съедим, а белого загрызет волк, « —
ответил Нострадамус. Задетый за живое, хозяин втайне от гостя, приказал
повару зарезать и подать на ужин белого поросенка. «Ну как Вам белый
поросенок?» — обратился торжествующий сеньор к Нострадамусу, когда тот
отведывал кушанья. «Велите позвать повара», невозмутимо отвечал
Нострадамус. Повар в смущении признался, что ему пришлось зарезать не
белого, а черного поросенка, поскольку белого, уже приведенного на кухню,
по недосмотру задрал ручной волк.
Слава о Нострадамусе дошла до августейших покоев. Его пригласили ко двору
для беседы с самой Екатериной Медичи. Был задан вопрос о судьбе династии
Валуа. Пророк предсказал, что троим королям вскоре предстоит умереть одному
за другим.
Даже самые лучшие астрологи ошибались в предсказаниях. Так, например,
неудача постигла астролога Горика, предсказавшего королю Генриху II смерть
в шестьдесят девять лет, тогда как король умер задолго до обещанного срока
от удара копья во время турнира. Или астролога Кардано, пообещавшего
долголетие королю Англии Эдуарду VI, умершему в возрасте 15 лет, всего лишь
через 10 месяцев после составления его гороскопа. Нострадамус же никогда не
ошибался. За его заслуги перед городом граждане Экса наградили его
пожизненной рентой, а король Франции назначил своим лейб-медиком.
Одно из его предсказаний было признано пророческим шедевром. Королевская
чета навестила Нострадамуса в Салоне, чтобы он предсказал будущее
семилетнему Анри Беарнскому, герцогу Наваррскому. Изучив знаки на теле
мальчика, Нострадамус заявил, что тот станет королем. Это казалось
невероятным, поскольку предполагало угасание правящей династии Валуа,
представители которой к моменту пророчества находились еще в полном
здравии, и воцарение на французском престоле рода Бурбонов.
Вскоре после этого Нострадамус умер. Он точно знал время и час своей
смерти. В принадлежавшем ему экземпляре эфемерид Стадиуса напротив одной
даты стояла помета:«Нiс ргоре mors est». («Смерть близка»). Эпитафия на его
могиле гласит: «Здесь покоятся бренные останки Нострадамуса, божественное
перо которого описывало будущие события всей земли согласно влиянию звезд.
Мир праху его. Да не побеспокоит никто его останки.»
Многие верили, что и после смерти Нострадамус будет продолжать писать свои
центурии. По этой причине он был похоронен в вертикальном положении. Слова
эпитафии, однако, не были услышаны потомками. В 1791 году, в самый разгар
якобинского террора, его могила была осквернена, а кости выброшены из
гробницы. Однако на следующий день, как это и было предсказано
Нострадамусом, тот, кто осмелился потревожить прах человека, составлявшего
гордость французской культуры, был найден мертвым. Впоследствии останки
пророка были вновь собраны и перезахоронены в церкви Святого Лаврентия, где
и находятся до сегодняшнего дня. Там же хранится, вмурованный в стену, и
единственный подлинный портрет Нострадамуса, принадлежащий кисти его сына
Цезаря.
Посмертной славой Нострадамус во многом был обязан своим «Центуриям» —
пророческим циклам, сгруппированным по 100 катренов каждый. Предсказание
охватывает период с 1555 по 3797 годы. Биографы утверждают, что публикацию
своих пророчеств Нострадамус предпринял для того, чтобы защититься от
ложных прорицаний, распространяемых от его имени.
В «Центуриях» содержатся удивительные по достоверности рассказы о грядущих
событиях. Пророческий взгляд Нострадамуса, казалось, легко проникал сквозь
толщу столетий, но язык его представляет для исследователей множество
загадок. В этом повинны и латинский синтаксис его французских фраз, и
грамматические изыски, и многократные сокращения слов, и анаграммы, и
многое другое. В единственном катрене, написанном по латыни, Нострадамус
предает анафеме всех тех, кто будет пытаться проникнуть в смысл его
пророчеств без должной подготовки.
Отношение к наследию Нострадамуса никогда не было однозначным. Во всем мире
и преклонение перед его гением, и яростное возмущение его предсказаниями
исходили как из революционных, так и реакционных кругов. Конечно, наиболее
решительного противника Нострадамус нашел в лице церкви, никогда не
мирившейся с тем, что он предсказал ей гонения и падение престижа на долгие
времена. Гитлеру и его приближенным Нострадамус представлялся чем-то вроде
иудейского черного ворона, свившего себе страшное гнездо между синагогой и
церковью, что не мешало им использовать его пророчества в пропагандистских
целях.
В отличие от творцов многочисленных утопий, обещавших человечеству
достижение земного рая, Нострадамус разрушает многие иллюзии относительно
будущего. В этом смысле он ближе к тем авторам фантастических романов, для
которых в будущем, как в увеличительном стекле, фокусируются пороки и язвы
настоящего. Классические примеры такого видения — роман «Мы» Замятина и
«1984 год» Оруэлла.
В нашей стране «Пророчества» Нострадамуса широкого распространения не
получили. В царской России они были известны лишь в масонских кругах и
среди представителей других тайных обществ, и никогда не выходили за их
пределы. Не было известно имя Нострадамуса в течение многих лет и
советскому читателю. Большая советская энциклопедия обходит его молчанием.
В качестве причин такого замалчивания могут быть названы и эпоха
тоталитаризма, и языковые трудности, и особая сложность образного строя
«Центурий». Даже в выпущенной издательством «Наука» антологии «Легенды о
Фаусте» о Нострадамусе нет ни слова, хотя он имеет к «Фаусту»
непосредственное отношение. Далеко не случайно именно книга Нострадамуса,
по словам Гете, послужила Фаусту «руководством по миру духов».
Нострадамус предсказал многое, о чем его современники не могли и мечтать:
например, открытие новых планет, названия которых (взять хотя бы Нептун) не
были для него тайной. Живя в XVI веке, он называет имена будущих
исторических деятелей, таких как Рузвельт и Руссо. Согласно Нострадамусу,
предел, положенный судьбой мировому владычеству Англии, установлен 1939
годом. Объединение Германии, указанное в его катренах, на наших глазах
становится реальностью.
Сейчас в нашей стране широчайшую известность получило пророчество о 73
годах и 7 месяцах. По тексту В.Завалишина, повторяющему в основном
английский перевод Генри Робертса, пророчество носит отчетливо
«октябрьский» характер. Это сделало возможным слишком упрощенное толкование
отрывка, и даже дописывание некоторых желаемых подробностей: «Восстанут
новые Ксерксы и Аттилы, которые будут уничтожать людей под воздействием
страшной красной секты, одной из самых кровавых. И будут страшные бедствия
для многих народов, окружающих это сатанинское государство. А хуже всего
будет народам Тартарии, которые вынуждены будут терпеть это правление. И
мир переживет две большие войны. И сократились бы дни людей и совсем не
осталось бы на Земле никакой живой плоти, если бы Господь Бог не положил
этому конец. И продлится этот ужас 73 года и 7 месяцев».
Что же говорит подлинник? «Однако затем в области Аттилы и Ксеркса
возникнет великое царство Антихриста... Всему этому будет предшествовать
Солнечное затмение, такое темное и такое зловещее, какого не бывало со дня
сотворения мира и со времени Иисуса Христа, каковое произойдет в октябре
месяце, когда будет совершено великое преобразование такого рода, что
покажется: сила тяготения Земли потеряла привычное направление и мир
погрузился во тьму вечную. До и после этого события будут крайние перемены
и крушения царств. Случится великое землетрясение, и вместе с возвышением
нового Вавилона, благодаря ужасу первого всесожжения, вырастет несчастная
дщерь, и все это продлится долее 73 лет и 7 месяцев»... Как видите, нет у
Нострадамуса в этом отрывке ни «красной секты», ни «народов Тартарии», ни
«двух больших войн». Смысл отрывка в подлиннике достаточно туманен. И есть
гипотеза, утверждающая, что 73 года и 7 месяцев надо бы отсчитывать не с
ноября 1917-го, а с одного из солнечных затмений XVI века...
Однако, несмотря на все бедствия, возвещаемые Нострадамусом, его слова
способны вселить и надежду. Его «Пророчества» позволяют приоткрыть завесу
тайн Божественного Провидения: в будущем человечество определенно ожидают
лучшие времена.
Божественное Слово озарит
Сиянием своим всю твердь земную,
Душа и тело обретут согласье
И будут люди созерцать престол небесный.
Охватит душу радость ликованья:
Она творца предвечного узрит.
Не будет тело больше жертвой тленья,
День смерти станет новой жизни днем.
Использованная литература:
Н. Скородум. «Загадка Нострадамуса». Статья из журнала «Гермес». 1998 год.
Дмитрий и Надежда Зима. «Расшифрованный Нострадамус». Изд. «Рипол Классик».
Москва. 1998 год.
© Copyright Атанов А. Ю. 2001 – 2002 г.