Сотрудничество науки и практики
В условиях рыночной экономики наиболее успешно действуют и достигают наилучших результатов субъекты хозяйствования использующие в полной мере достижения практической и научной деятельности.
Муниципальным учреждениям, особенно медицинского профиля, находящимся
на бюджетном финансировании достаточно сложно изыскать резервы для
совершенствования организации медицинской помощи населению. Тем не менее,
Пятигорская станция скорой медицинской помощи – одно из учреждений, которое постоянно работает в направлении развития и совершенствования
организационных форм и методов оказания скорой медицинской помощи
населению, внедрению современных медицинских технологий, расширения своих
финансовых возможностей , при этом делая ставку на повышение качества
обслуживания и эффективное использование имеющегося потенциала.
Для исследования отношения жителей города к качеству предоставляемых услуг муниципальным учреждением здравоохранения «Пятигорская станция скорой медицинской помощи» весной этого года был проведен анкетный опрос среди жителей города Пятигорска. Для проведения анкетирования были привлечены преподаватели и студенты Пятигорского Института экономики и управления (ИНЭУ) и колледжа этого института. Студенты с огромным интересом и ответственностью отнеслись к заданию, поскольку получили реальную возможность внести свой вклад в развитие социально важной отрасли, применить на практике знания, полученные на занятиях по статистике. Анкеты составлялись совместно специалистами ПССМП и преподавателями Вуза, а студенты занимались сбором данных и обработкой полученной информации.
В ходе исследования было анонимно опрошено 2 551 человек, из которых
30,9 % в возрасте до 20 лет, 29,5% в возрасте от20 до 40 лет и , 24,5 % в
возрасте от 40 до 60 и 15,1 % в возрасте свыше 60 лет. Медицинские
работники получили возможность узнать объективную оценку своей
деятельности. Согласно опросу нормативы доезда скорой помощи в основном
соблюдаются в зависимости от категории вызова, 85,2 % респондентов
положительно оценили работу скорой помощи в целом качество оказываемых
услуг. Только 12,5 % опрошенных отмечают отсутствие эффекта после
проведенных манипуляций. Обращает внимание тот факт. Что хотя среди
опрошенных доля молодых людей в возрасте до 20 лет более 30 %, к услугам
скорой помощи ни разу не обращались только 8, 4 % респондентов. Только
40,8 % опрошенных регулярно обращаются к участковому врачу ,29% один раз
в год , а 12, 3 % вообще не обращаются. Результаты анкетирования
свидетельствуют, что граждане не уделяют внимания лечению и профилактике
хронических заболеваний, которые обостряясь заставляют обращаться к
услугам скорой помощи, как панацее от всех бед. Интересно, что отрицательно
качество услуг СМП оценили в основном те, кто никогда или крайне редко
обращается к участковому врачу.
СМП оказывает услуги на хозрасчетной основе , это инъекции по назначению врача, перевозка из медицинских учреждений домой после оказания медицинской помощи, вызовы, которые могут быть осуществлены поликлиникой и др. Пока доля платных медицинских услуг СМП незначительна, но как показал опрос 24,9 % граждан положительно относятся к расширению возможностей скорой и оплате дополнительных услуг. Это свидетельствует о том, что у СМП имеются резервы для развития своей платной деятельности.
Выводы, полученные в ходе опроса носят предварительный характер и ставят пока больше вопросов , чем дают ответов. В то же время этот небольшой совместный опыт проведения маркетинговых исследований демонстрирует широкие возможности и благоприятные перспективы сотрудничества науки и практики.
Мельник Е.А. Канд. экон. наук., доцент
Морев И.И. Главный врач СМП г.Пятигоска.
|Всего листов |119 |
| |опрошено чел. |2551 |
|1 . Возраст | |
|1.1 |0-20 |78|30,9 |
| | |9 | |
|1.2 |20-40 |75|29,5 |
| | |3 | |
|1.3 |40-60 |62|24,5 |
| | |5 | |
|1.4 |Свыше 60 |38|15,1 |
| | |4 | |
| | |25|100,0 |
| | |51| |
|2. Как часто обращаетесь в "Скорую помощь" | |
|2.1 |Более 1 раза в месяц |22|8,9 |
| | |8 | |
|2.2 |1 раз в месяц |34|13,7 |
| | |9 | |
|2.3 |1 раз в полгода |53|20,8 |
| | |1 | |
|2.4 |1 раз в год |64|25,3 |
| | |6 | |
|2.5 |1 раз |58|22,9 |
| | |3 | |
|2.6 |Не обращался |21|8,4 |
| | |4 | |
| | |25|100,0 |
| | |51| |
|3. В течении какого времени приехала "Скорая | |
|3.1 |15 минут |43|18,8 |
| | |9 | |
|3.2 |30 минут |10|43,8 |
| | |23| |
|3.3 |1 час |52|22,3 |
| | |1 | |
|3.4 |Более часа |35|15,1 |
| | |4 | |
| | |23|100 |
| | |37| |
|4. Какие диагностические мероприятия | |
|4.1 |Осмотр |14|40,4 |
| | |50| |
|4.2 |Выслушивание |94|26,2 |
| | |1 | |
|4.3 |Измерение артериального давления|83|23,3 |
| | |7 | |
|4.4 |ЭКГ |20|5,6 |
| | |2 | |
|4.5 |Определение сахара в крови |15|4,5 |
| | |8 | |
| | |35|100 |
| | |88| |
|Сколько времени потребовалось для достижения положительного эффекта, для улучшения Вашего состояния | |
| | |
| | |
|5.1 |10 минут |36|15,4 |
| | |0 | |
|5.2 |30 минут |85|36,4 |
| | |0 | |
|5.3 |Более 30 минут |83|35,7 |
| | |4 | |
|5.4 |Улучшение не наступило |29|12,5 |
| | |3 | |
| | |23|100 |
| | |37| |
|6 Какие лечебные мероприятия проводились | |
|6.1 |Таблетки |89|28,6 |
| | |3 | |
|6.2 |Внутримышечные инъекции |97|31,3 |
| | |4 | |
|6.3 |Внутривенные инъекции |40|12,8 |
| | |1 | |
|6.4 |Капельницы |17|5,6 |
| | |3 | |
|6.5 |Транспортировка |33|10,8 |
| | |8 | |
|6.6 |Другие |33|10,9 |
| | |9 | |
| | |31|100 |
| | |18| |
| 7 Вызов был осуществлен | |
| |Бесплатно |19|85,4 |
| | |96| |
|7.2 |Платно |34|14,6 |
| | |1 | |
| | |23|100 |
| | |37| |
| 8 Как Вы относитесь к оказанию медицинской помощи на дому на платной основе | |
| | |
| |Положительно |63|24,9 |
| | |7 | |
| |Отрицательно |19|75,1 |
| | |14| |
| | |25|100 |
| | |51| |
|9. Как Вы оцениваете работу "Скорой помощи" | |
| |Хорошо |56|24,1 |
| | |3 | |
| |Удовлетворительно |14|61,1 |
| | |28| |
| |Неудовлетворительно |34|14,8 |
| | |6 | |
| | |23|100 |
| | |37| |
|10. Как часто Вы обращаетесь к участковому врачу | |
| |Более 1 раза в месяц |17|6,6 |
| | |0 | |
| |1 раз в месяц |33|12,9 |
| | |0 | |
| |1 раз в полгода |71|27,9 |
| | |0 | |
| |1 раз в год |73|29 |
| | |9 | |
| |1 раз |28|11,3 |
| | |9 | |
| |Не обращался |31|12,3 |
| | |3 | |
| | |25|100 |
| | |51| |