смотреть на рефераты похожие на "Эмоции "
ЭМОЦИИ
Описывая эмоции, можно расположить их по определенным координатным осям в
соответствии с их свойствами. Например, в зависимости от их положительной
или отрицательной окраски эмоции можно групировать попарно: любовь и
ненависть, симпатя и отвращение, чувство безопасности и страх, подъем и
безнадежность и т.д. Первые, как отмечает Хебб, желанны для субъекта, он к
ним стремиться, в то время как вторых он старается избегать. Это
подразделение сразу указывает на мотивационную роль, которую играет каждое
из наших чувств.
Однако все это только слова,а слова слишком бедны, чтобы выразить то, что
реально испытывает субъект. Разве можно утверждать, что человек, говорящий
"я люблю яблоки", "я люблю маму", "я люблю этого человека" или "я люблю
этот город" выражает одинаковые чувства.
АСПЕКТЫ ЭМОЦИЙ
Одна из первых трудностей при описании эмоций заключается в том, что эмоция
проявляется одновременно и во внутренних переживаниях, и в поведении,
причем то и другое связано еще и с физиологической активацией.
Внутренние переживания субъективны, и единственный способ ознакомиться с
ними - это спросить у субъекта, что он испытывает. Однако мы только что
видели, как трудно передать словами то,что действительно чувствуешь.
Поведение на первый взгляд могло бы восприниматься как объективный факт.
Нои этот показатель не особенно надежен. Когда у человека на глазах слезы,
нам бывает трудно понять, если мы не знаем их пичину,- от радости они, от
огорчения или от негодования.
К тому же выражение данной эмоции очень часто бывает связано с культурой, к
которой принадлежит человек: например, насупленный брови или улыбка не
обязательно воспринимаются однозначно на Востоке и на Эападе.
Что касается физиологической активации, то только благодаря ей и тем резким
изменениям, которые она вызывает в нервных процессах и во всем организме,
человек способен испытывыть эмоцию. Эту активацию можно измерять объективно
при помощи полиграфа. Однако наши приборы еще слишком несовершенны, чтобы
выявлять значения тонких изменений в различных проявлениях активации,
таких, например, как потоотделение или учащенный ритм сердца.
Одни и те же проявления активации часто бывают симптомами совершенно разных
чувств. Поэтому они мало пригодны для распознавания какой-то одной
определенной эмоции. Именно в этом состоит одна из причин, по которым
"детектор лжи" может использоваться лишь с большой осторожностью.
ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭМОЦИИ
Характер эмоции и ее интенсивность определяются расшифровкой сигналов,
поступающих из внешнеий среды, и уровнем активации организма. Расшифровка
сигналов зависит от умственного развития человека и от его способности
интегрировать различные элементы поступающей информации.
ЭМОЦИИ И ИНФОРМАЦИЯ
Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего
мира. Обычно эмоция возникает из-за неожиданности события, к которому мы не
успели подготовиться - не могли собрать всю информацию, необходимую для
адекватной реакции. Пешеход, неожиданно выскочивший прямо перед нашей
машиной, неожиданный резкий звук, непредввиденная встреча с близким сердцу
человеком... Все это случаи, способные вызвать активацию организма и
мобилизовать все способности для быстрого приема дальнейших сигналов, что
позволит реагировать наилучшим образом.
Итак, эмоция не возникает, если мы встречаем данную ситуацию с достаточным
запасом нужных сведений. Когда повторяется уже знакомый нам резкий звук,
когда мы зарание замечаем пешехода или когда встреча с любимым стала
обычным делом, организму уже не зчем приходить в состояние активации.
Зависимость возникновения или невозникновения эмоции от количества
информации, которой располагает субъект, можно было бы выразить следующим
образом:
ЭМОЦИЯ=НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ-ИМЕЮЩАЯСЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Эта формула позволяет понять, что отрицательные эмоции возникают, когда
субъект располагает недостаточным количеством информации, а положительные -
когда информация оказывается в избытке.
Это становится особенно очевидным в случае эмоций, связанных с
удовлетворением какой-либо потребности. Если голод толкает человека к
буфету, где он может найти кусок пирога, который он сам туда положил, то
понятно, что от этой "находки", очевидно, не возникает никаких эмоций. Все
будет совсем иначе, если вдруг, вопреки ожиданию, окажется, что пирог
исчез, или же напротив, в буфете обнаружится целый пирог, кем-то туда
положенный вместо одного кусочка. Точно так же можно объяснить отвращение к
какомуто блюду, вкус котого оказался хуже, чем ожидалось.
Такой процесс можно наблюдать в случае гнева ребенка, которому не дали
требуемую конфету. Вероятность такой эмоции тем больше, чем менее
убедительным будет объяснение причины, по которой конфета не была дана.
Боязнь крыс у студентов-психологов, которым предстоит впервые столкнуться с
этми животными при проведении экперимента, тоже можно объяснить при помощи
этой схемы. Боязнь будет существовать до тех пор, пока число рациональных
сигналов (уверенность в отсутствии опасности, предосторожности лица,
ответственного за виварий, и т.д.) не достигнет и не превзойдет количество
необходимых сигналов после первых опытов, проведенных самими студентами.
Точно так же безобидный уж, переползая через дорогу, у наивного прохожего
вызывает страх, а у зоолога, изучающего рептилий, он вызовет радость.
Итак, отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации
и особенно при недостаточной информации; что касается положительных эмоций,
то они возникают при получении достаточной информации, особенно тогда,
когда она оказалась лучше ожидаемой.
КОГДА ИНФОРМАЦИЯ САМА НЕСЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАРЯД...
Когда субъект не обладает достаточной информацией для объективного понимания события, у него более вероятна отрицательная эмоция. Иногда полученная информауия сама несет эмоциональный заряд, так как вызывает болнзненное или драматическое воспоминание о пережитом раньше. Это может еще больше усилить эмоцию, возникающую от новой ситуации, с которой человек сталкивается.
Это было показано в эксперименте Спайсмана и его коллег.
Эксперимент заключался в следующем: четыре группам испытуемых показывали фильм о том, как в каком-то австралийском племени осуществляют надрезание подростков во время церемонии посвящения. Операция состоит в том, что острым камнем надрезают поверхность пениса по всей его длинне, а подростка в это время крепко держат четыре взрослых человека.
Все четыре показа этого фильма производились по разному: первая группа смотрела документальную картину без звукового сопровождения; вторая группа прослушивала комментарий, произносимый патетическим тоном, где подчеркиваласи жестокость и травматичность подобной практики; третьей группе предлагали комментарий, в котором, напротив, делался упор на обычность сцены и незначительность причиняемой травмы; Демонстрация фильма для четвертой группы сопровождалась нейтральным комментарием, где как можно более объективно описывались детали различных фаз данной практики.
Сделав анализ записй сердечного ритма и психо-гальванической реакции испытуемых, исследователи отметили, что наименьшая эмоциональная реакция наблюдалась в двух последних группах.
Напротив, относительно сильной была эмоциональная реакция в группе, получившей только зрительную информацию, а самой сильной
- у испытуемых, прослушавших эмоционально заряженный коментарий.
Результаты подобного эксперимента можно сравнить с реакцией ребенка, впервые идущего в детский сад, в зубоврачебный кабинет или в кабинет врача-терапевта: его поведение - будет ли он кричать, лишь немного бояться или перенесет все спокойно - очень часто зависит от количества и характера информации, которую он получил раньше.
Но, с другой стороны, во время проведения кампании гуманитарной помощи именно из этих соображений соображений так важно делать особенно выразительный акцент на драматические обстоятельства, в котрых находятся жители некоторых областей земного шара: это нужно противопоставить "притуплению чувств" из- за перегрузки "объективными" сообщениями в обычных информационных передчах. Известно также что эмоции, возникающие во время этих кампаний, длятся очень недолго, и если телезритель не окажет денежную помощь сразу, то надежда на этот акт милосердия бедет уменьшаться, так как эмоция со временем угасает.
Из-за постоянного несоответствия действительности текущим потребностям
живые существа отдают предпочтение тем ситуациям, в которых, судя по
имеющейся информации, удовлетворение потребности ниболее вероятно. Кроме
того, необходимо отметить, что положительная эмоция чаще возникает от
уверенности в том, что потребность может быть удовлетворена, чем от самого
ее удовлнтворения. Действительно, стоит только удовлетворить потребность,
как эмоция бстро забывается.
Почему же мы, столкнувшись с неожиданностью или с ситуацией, возникшей в
результате какой-то потребности, чаще испытываем гнев, чем разочарование,
чаще отвращение, чем страх, чаще любовь, чем удовольствие? По-видимому,
силы наших эмоций и направленность, которую они приобретают, тесно связана
с уровнем активации, на котором мы находимся,и с тем, как мы воспринимаем
ситуацию в целом.
ЭМОЦИИ И УРОВЕНЬ БОДРСТВОВАНИЯ
Интенсивность наших эмоций зависит от уровня бодрствования. Действительно,
нам гораздо труднее рассердиться, только что проснувшись, чем в конце
рабочего дня.
Зиллмен и его коллеги тем не менее показали, что если уровень активации
слишком высок, то ее остаток переноситься на последующую эмоцию, которая в
результате усиливается. Например, во время просмотра эротического фильма
испытуемые, которые только что выполнили трудную работу, проявили большее
сексуальное возбуждение, чем те, которые до этого отдыхали или же смотрели
фильм не сразу после нагрузки а по прошествии длительного перерыва.
Точно так же было показано, что мужчины проявляли гораздо больший "интерес"
к интервьюеру-женщине, особенно если она их распрашивала в опасном месте,
например на очень высоком подвесном мосту, чем тогда, когда это происходило
в обычных условиях или же условия оставались опасными, но интервьюером был
мужчина.
ЭМОЦИИ И ВОСПРИЯТИЕ
По мнению Шахтера и Сингера, характер возникающей эмоции в значиельной мере
зависит как от физиологической активации, так и от того, что мы
воспринимаем из окружающего мира. Например, люди, активированные в
результате инъекции адреналина, о возбуждающем действии которого они не
подозревают, дают различную реакцию в зависимости от того, в какой
обстановке они находяться - в веселой или в напряженной. В первом случае
они чувствуют себя раскованными и счастливыми, а во втором их охватывает
чувство гнева. По мнению Шахтера, совершенно очевидно, что для
возникновения эмоции необхдима физиологическая активация, но только
восприятие ситуации определяет направленность эмоции.
Валнис, однако, частично оспаривал это утверждение; по его мнению,
достаточно верить, что произошла активация, чтобы испытать эмоцию,
направление которой будет зависеть от обстановки. Например, испытуемые,
которым во время просмотра фотографий обнаженных женщин давали слушать
биение сердца, быстрое или медленное, чаще отдавали предпочтение тем
фотографиям, которые соответствовали учащенному ритму, если они были
убеждены, что это удары их собственного сердца.
ЭМОЦИИ, ЭВОЛЮЦИЯ И ИНТЕЛЛЕКТ
Итак, эмоции имеют важнейшее значение дл живых существ, так как служат
средством мобилизации организма, позволяющим преодолевать двойственные и
неожиданные ситуации.
Легко заметить, чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем
больше стереотипные эмоциональные реакции, свойственные низшим животным,
уступают место сложным и разнообразным формам поведения. Так, у приматов, и
особенно у людей, эмоциональные проявления принимают бесчисленное множество
оттенков; приэтом разнообразие их увеличивается с возрастом и с обогащением
жизненного опыта.
Кроме того эмоциональная реакция зависит от умственного развития. В самом
деле, очевидно, что чем выше этот уровень, тем легче индивидуум может
понять причину несоответствия между тем, с чем столкнулся, и тем, чего
ожидал, и благодаря этому уменьшить свою эмоциональную реакцию. Однако этот
контроль, зависящий от умственного развития и позволяющий влиять на
проявление собственных эмоций, не всегда бывает постоянным. Лишь немногие
способны при любых обстоятельствах сохранять невозмутимое спокойствие. Чаще
всего их поведение связано с социальным контекстом, в котором возникает
данная ситуация. Человек может весто себя чрезвычайно деликатно в одной
обстановке и, напротив, постоянно "срываться" в другой. Ситуация как будто
такая же, но восприятие общего контекста делает ее совсем иной. Жена
служащего, который вынужден весь день улыбаться, или дети учительницы,
всегда сдержанной и спокойной в классе, увы, знают это на собственном
опыте.