Рефетека.ру / Право

Реферат: Правовые основы организации и деятельности банковской системы РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКАДЕМИЯ БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА

МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реферат по правоведению

на тему:

«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БАНКА РОССИИ С КРЕДИТНЫМИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ»

Студентки группы 1ВФ6

БАЛЕБАНОВОЙ Анны Владимировны

Москва 2002

Содержание


Введение

I. Банковская система в России – правовые основы организации и деятельности

II. Центральный банк Российской Федерации, его задачи и функции.

1. Правовой статус

2. Функции Центрального Банка РФ

3. Взаимодействие Банка России с кредитными организациями

III. Правовые основы деятельности банков и других кредитных организаций.
3.1. Правовой статус кредитных организаций
2. Лицензирование банковских операций


Список использованной литературы

Введение

Проблемы дальнейшего развития экономики являются сейчас наиболее актуальными для России, так как от их решения во многом зависит будущее страны. Необходимость реструктуризации банковской системы и содействие развитию данного сектора экономики – вопрос очевидный и не требующий доказательств.

Банки играют огромную роль в дальнейшем углублении и совершенствовании рыночных отношений в стране. Банки России образуют единую, развивающуюся систему, сочетающую в себе автономию и централизм. Автономия выражается в том, что банки, как заинтересованные участники рыночных отношений, являются собственниками аккумулированных ими денежных средств. Они самостоятельно определяют пути выхода на кредитный, валютный и фондовый рынки и отношения с коммерческими предприятиями. Централизм проявляется в единстве требований со стороны Правительства РФ и Центрального Банка России к коммерческим банкам в вопросах обеспечения их надежности и соблюдения интересов их клиентов и государства. Централизм в управлении банковской системой основан, прежде всего, на экономических методах и лишь в необходимых случаях – на командно-административных.

I. Банковская система России – правовые основы организации и деятельности

Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель; разделена на два яруса. Первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего эмиссию денег. Его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков.
Второй ярус состоит из различных деловых банков, задача которых – обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).

Банковская система России находится в переходной стадии: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система, так или иначе, происходит из предшествующей, поэтому содержит «родимые пятна» прошлого.
Рыночная система России, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть еще «наполнена» рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.

К элементам банковской системы относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др.

Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. Организация и деятельность банков осуществляется при совокупности правовых норм, регулирующих имущественный оборот вообще ( в частности, норм Гражданского кодекса), и норм, непосредственной целью которых является урегулирование тех или иных правовых отношений в процессе банковской деятельности.
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией
Российской Федерации, а также двумя законами, прямо относящимися к работе банков. Это Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)», принятый Государственной Думой 27 июня 2002 года и «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990г. (в редакциях от
03.02.96, 31.07.98, 05.07.99, 08.07.99, 19.06.01, 07.08.01 и 21.03.02).

Помимо этого в систему банковского законодательства обычно также входят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в том числе кредитное дело, систему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков и др.

Особое внимание в банковской системе должно уделяться совершенствованию системы банковского надзора. Ведь его задача заключается не только в том, чтобы своевременно выявлять проблемные банки, а том, чтобы побуждать их вводить систему риск-менеджмента, улучшать корпоративное управление, профессиональный уровень персонала. В то же время пора сделать надзор не формальным, а реальным. Практика показывает, что само по себе количество контрольных нормативов, которых сегодня больше 20, не обеспечивает действенный анализ складывающейся ситуации. Более того, некоторые из них, не смотря на кажущуюся жесткость, препятствуют развитию банковского бизнеса.

В России растет число крупных банков: на начало прошлого года количество банков с капиталом не менее 150 млн. Рублей равнялось 161, на начало текущего – 250. Количество же небольших банков с капиталом до 20 млн. Руб. сократилось с 456 до 332, в основном, за счет того, что часть банков перешла из категории небольших в категорию средних. А потому есть смысл не искусственно ликвидировать часть банков, которые вполне могли бы вырасти до средних, а дать им возможность эволюционировать. Тем более что за последние три года число банков сократилось на 20%, а число филиалов крупных банков – на 23%. Это может привести к тому, что часть регионов останется без полноценного банковского обслуживания.

Но главная трудность в том, что развитая банковская система не сможет существовать в отрыве от других финансовых институтов: рынка ценных бумаг, страхового рынка, инвестиционных и паевых взносов, добровольной пенсионной системы. А тут ситуация хуже – ведь становление и укрепление банков все же происходит, а в других финансовых секторах этот процесс затягивается на неопределенное время.

II. Центральный банк Российской Федерации, его задачи и функции

1. Правовой статус

Как уже говорилось, банковская система России, как большинства стран мира, состоит из двух уровней. Первый (верхний) уровень – это Центральный
Банк Российской Федерации, который является главным банком страны, подотчетен Государственной Думе и независим от Правительства РФ.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке

России)" и другими федеральными законами.

Согласно Конституции Российской Федерации, главной задачей Банка
России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)”, основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы
России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти[1].

Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется прежде всего в том, что Банк
России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка
России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка
России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5
Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и
Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению

Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка

России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение. Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки Банка России.

Банк России имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России имеет двойственную правовую структуру. Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции, а с другой стороны, как говорилось выше, банк России является юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, государством в лице Правительства
Российской Федерации.

2.2. Функции Центрального Банка РФ

Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора.
Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк России:

- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской
Федерации;

- устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

- осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства

Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса

Российской Федерации и организует составление платежного баланса

Российской Федерации;

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской
Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно- финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

3. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями

Банк России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

Банк России обязан давать ответ в письменной форме кредитной организации по вопросам, отнесенным к его компетенции, не позднее чем в месячный срок со дня получения письменного запроса кредитной организации.
При необходимости срок рассмотрения указанного запроса может быть продлен
Банком России, но не более чем на один месяц.

В целях взаимодействия с кредитными организациями Банк России имеет право создавать с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.

Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка
России, за исключением случаев, когда кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. Это не распространяется на участие Банка России в капиталах Сбербанка РФ, Банка внешней торговли
(далее - Внешторгбанк), а также в капиталах следующих кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств: Донау-банка
АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для
Северной Европы - Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд,
Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне.

Банк России выходит из капитала Внешторгбанка до 1 января 2003 года.

Уменьшение или отчуждение долей участия Банка России в уставных капиталах Сбербанка и Внешторгбанка, не приводящие к сокращению какой-либо из указанных долей участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляются Банком России по согласованию с
Правительством Российской Федерации.

Уменьшение или отчуждение долей участия Банка России в уставных капиталах Сбербанка и Внешторгбанка, приводящие к сокращению какой-либо из указанных долей участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляются на основании федерального закона.

Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно- кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками, иностранных государств.

Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами
Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.

Для обеспечения контроля и устойчивого функционирования банковской системы и регулирования кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

- минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций[2] в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов;

- предельный размер имущественных (не денежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации. Инструкцией ЦБ N49 определено, что предельный размер не денежной части уставного капитала кредитной организации не должен превышать 20% в первые два года ее деятельности и 10
% в последующие годы (с учетом сумм, направленных в уставный капитал по результатам капитализации переоценки не денежной части капитала);

- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

- максимальный размер крупных кредитных рисков. Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственный средств кредитной организации. Банк
России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций;

- нормативы ликвидности кредитной организации;

- нормативы достаточности собственных средств (капитала);

- размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

- минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

- нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

- максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам.

Исторически практикой был выработан широкий ассортимент методов денежно-кредитной политики. Что касается России, основные из них сформулированы в ст.35 Закона о банке России. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

- процентные ставки;

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России
(резервные требования). В течение 2001 года эти нормативы составляли: по привлеченным кредитными организациями средствам юридических лиц в валюте
Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте –
10%, по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады
(депозиты) в валюте РФ – 7%[3];

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

ЦБ является кредитором последней инстанции, т.е. выдает кредиты коммерческим банкам. В законе говорится, что Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Что касается процентных ставок (ставок рефинансирования), то по закону
Банк России может устанавливать одну или несколько ставок по разным видам операций и проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
Изменение ставки рефинансирования представляет собой изменение цены дополнительных кредитных ресурсов, предоставляемых Центральным Банком остальным банкам. Рефинансирование ЦБ банков в 2001 году осуществлялось путем предоставления внутренних кредитов, кредитов «овернайт» и проведения ломбардных кредитных аукционов на срок до 7 дней. Кредиты «овернайт» использовались для обеспечения бесперебойности расчетов по межбанковским кредитам. В 2001 году ЦБ приступил к использованию механизма рефинансирования, в соответствии с которым обеспечением кредитов Банка
России может выступать залог векселей, прав требований по кредитным договорам организаций, а также поручительства финансово-устойчивых банков.

Для повышения гибкости управления банковской ликвидностью ЦБ воздействует на процентные ставки денежного рынка, применяя рыночные инструменты денежно-кредитной политики. ЦБ устанавливает параметры процентных ставок по своим операциям: нижней границей являются ставки по депозитным операциям, верхней – ставки по кредиту «овернайт», позволяющему ему оперативно обеспечивать кредитные организации необходимыми средствами в случае возникновения дефицита ликвидности. Действенность данного метода подтверждается тем, что ставки, установленные кредитными организациями по своим операциям, и ставки денежного рынка находились в пределах сформированного Банком России. В 2001 году действовала ставка рефинансирования в размере 25% годовых, ставка по кредитам «овернайт» – 22% годовых[4].

Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в
Российской Федерации.

ЦБ устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской
Федерации.

Банк России осуществляет межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения.

Иностранная валюта в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары (работы, услуги) может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.

III. Правовые основы деятельности банков и других кредитных организаций.

3.1. Правовой статус кредитных организаций

Кредитные организации – это юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеют осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Кредитные организации подразделяются на две группы – банки и небанковские кредитные организации. Они не могут заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

В соответствии и законом РФ «О банках и банковской деятельности», банк определяется как кредитная организаций, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие виды операций:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц[5].

Кроме того, к банковским операциям относятся:

- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам,

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц,

- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах,

- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов,

- выдача банковских гарантий.

Кредитная организация, помимо перечисленных функций, вправе осуществлять следующие сделки:

- выдачу поручительства за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме,

- приобретение права требований от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме,

- доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами,

- осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ,

- лизинговые операции,

- предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей,

- оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Коммерческие банки – это кредитные организации, осуществляющие универсальные банковские операции для предприятий всех форм собственности и всех отраслей. Они выполняют практически все виды банковских операций.
Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита).

Коммерческие банки являются основными посредниками в совершении денежных операций в обществе.

Небанковские кредитные организации, или специализированные кредитно- финансовые институты, к которым относятся: страховые компании, пенсионные фонды, кредитно-финансовые центры (компании), финансово-строительные компании, ломбарды и пр. имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Все сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Центральным Банком РФ.

Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России – и в иностранной валюте.
Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

2. Лицензирование банковских операций

В соответствии с законодательством, банковские операции могут проводиться только на основании лицензии, выданной кредитным учреждениям
Центральным Банком России.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Вновь созданному банку могут быть выданы следующие виды лицензий на банковские операции:

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях
(без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии указанной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
Указанная лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.

Банку, с даты регистрации которого прошло не менее двух лет, ЦБ может выдать лицензию на осуществление следующих операций:

- лицензия на привлечение во клады денежных средств физических лиц в рублях;

- лицензия на привлечение во клады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Такая лицензия может быть выдана банку при наличии лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) или одновременно с ней;

- генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные Банком России требования к размеру капитала (5 млн. евро). Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения Генеральной лицензии.

Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей России и/или приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций - нерезидентов.

Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

- установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

- задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;

- установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;

- задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности
(отчетной документации);

- осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;

- неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7)

Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем[6];

- неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;

- наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного
Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом;

- неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях[7].

Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

- если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 процентов. Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда в соответствии с настоящей статьей у кредитной организации должна быть отозвана указанная лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, в этих целях применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения;

- если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации;

- если кредитная организация не исполняет в срок, установленный
Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

- если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В своей деятельности банки следуют определенным принципам, которые органически вытекают из их экономической природы.

Первым основополагающим принципом коммерческого банка является работа в пределах имеющихся ресурсов. Это означает, что предоставление кредита, выполнение расчетно-кассовых операций ограничены имеющимися у банка ресурсами.

Второй принцип – коммерческий банк несет полную ответственность за результаты своей деятельности. Весь риск от банковских операций целиком ложится на банк, который при этом имеет полную свободу действий в привлечении ресурсов и размещении средств.

Третий принцип – «рыночные отношения» с клиентами. Выбирая и обслуживая клиентов, банк руководствуется критериями прибыльности и риска.

Четвертый принцип – регулирование его деятельности Банком России возможно только косвенными экономическими методами. Постоянный надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны ЦБ РФ осуществляется через систему лицензий и нормативов, которые должны соблюдать банки.

Список использованной литературы

Правовые документы:

1. Конституция Российской Федерации

2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от

02.12.1990г. (в ред. Федеральных законов от 03.03.96, 31.07.98,

05.07.99, 08.07.99, 19.06.01, 07.08.01, 21.03.02)

3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке

России) от 27.06.2002г.

Учебная литература:

1. Экономическая теория (политэкономия).: Учебник /Под общ.ред.

Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. - М., Инфра-М, 2000

2. Право.: Учебник /Под ред.Тепловой Н.А., Малинкович М.В.

3. Лаврушин О.И. Банковское дело. М., 2000

4. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Финансовое право.:Учебное пособие

Электронные источники информации:

1. Материалы официального сайта Центрального банка РФ – www.cbr.ru

-----------------------
[1] Ст.5 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»
[2] в настоящий момент составляет 5 млн. евро //Вестник Банка России, 2002,
N 1
[3] “Вестник Банка России» N 1 от 3 января 2002г.
[4] «Вестник Банка России» N1, 3.01.2002г.
[5] Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.90г., в редакции от 01.07.02
[6] в ред. ФЗ « О банках и банковской деятельности» от 07.08.01 № 121-ФЗ
[7] в ред. ФЗ « О банках и банковской деятельности» от 21.03.02 № 31-ФЗ


Похожие работы:

  1. • Банковское право РФ
  2. • Денежное обращение и денежная система
  3. • Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирование ...
  4. • Банковская система в РФ. Небанковские организации
  5. • Банковская система РФ
  6. • Управление и регулирование банковской деятельности в РФ
  7. • Финансово-бюджетные правоотношения
  8. • Правовые основы государственного регулирования ...
  9. • Особенности развития банковской системы России
  10. • Ответы на основные экзаменационные билеты по курсу банковское ...
  11. • Банковский кредит как правовая категория
  12. •  ... регулирования банковской деятельности
  13. • Банковское право
  14. • Билеты за весенний семестр 2001 года по предмету ОСНОВЫ ...
  15. • Принципы банковского права
  16. • Билеты за весенний семестр 2001 года по предмету ОСНОВЫ ...
  17. • Сущность банковской системы России
  18. • Современная банковская система
  19. • Конституционно-правовое регулирование организации и ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com