РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ
Дисциплина: конституционное право зарубежных стран
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4
Студентка: Криницы на Анастасия
Александровна, 1 курс
г.Березники
2001
П Л А Н
1. Монархия как форма правления.
2. Виды монархии в зарубежных странах.
3. Республика как форма правления.
4. Виды республики в зарубежных странах.
Монархия как форма правления.
Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть
наследуется на всю жизнь одним лицом, пользующимся ею по собственному
усмотрению. Лицо, имеющее титул монарха, принадлежит роду или «царствующему
дому» и является свободным от какой-либо ответственности за свои действия.
Указанные положения характеризуют современную монархию, однако в течении
многих веков исторический опыт множества государств породил больше
разнообразие монархий, которое трудно охватить единой выверенной формулой.
Термин «монархия» греческого происхождения («монос» - один, «архе» -
власть) и означает «единовластие», «единодержавие», хотя известны и
исключения. Например, в Спарте существовало два царя, Полибий называет
властвование двух консулов в древнем Риме монархией, и наоборот, истории
известны случаи, когда лица, именовавшиеся монархами, не имели фактически
их полномочий – царский период Рима. Реальные монархии на первых порах были
сильно ограничены народными собраниями или собраниями старейшин. Монархию
связывали лишь с исполнением военных функций, позднее жреческих, судебных.
Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии,
более важными выступали личные качества монарха. В период феодализма
институт монархии отличался особой разработанностью, поскольку был связан с
крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности или
довольно жестокое ограничение сословно-представительными собраниями.
В современном понимании монархия – это власть наследуемая. Эта власть
нередко обожествляемая (монарх - помазанник божий). В Японии Император до
1945 года считался сыном богини Солнца – Аматерасу. Ныне божественное
происхождение власти монарха мало кого волнует.
Период расцвета монархии – это рубеж Нового времени. Именно тогда со всей четкостью проявляется отличие монархии от республиканской формы правления, вырабатываются важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная , ограниченная уже парламентом.
Во главе государства находиться монарх, который пользуется своей
властью по наследству, хотя возможны варианты когда началу той или иной
монархической династии кладут выборы. Чаще приход к власти был через
насилие, изредка приглашение. Из этого исходит и большинство действующих
конституций монархических государств.
Согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 года «Император является символом
государства и единства народа, его статус определяется волей народа,
которому принадлежит суверенная власть». Символом единства и постоянства
государства называет Короля ст. 56 Конституции Испании 1978 года.
Монарх приобретает свою власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву. Он не несет никакой юридической ответственности за свои политические действия. В руках главы такого государства сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находиться во главе исполнительной власти, от его имени вершиться правосудие, ему принадлежит право помилования.
На международной арене в сношениях с другими государствами монарх пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора) получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану личности.
Надо отметить то, что не во всех монархиях монархи имеют одинаковые права и полномочия. Это зависит от вида монархии.
В некоторых монархиях глава государства является одновременно религиозной главой.
Виды монархии в зарубежных странах.
История и современность знают разные виды монархий. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования.
На современном этапе развития общества и государства монархии бывают
– абсолютная, дуалистическая, парламентская.
Абсолютная монархия. Эта форма правления типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального.
Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредоточивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, непосредственно руководит административной деятельностью или назначает для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.
В современных условиях абсолютная монархия –чрезвычайная редкость.
Примером таких государств является Саудовская Аравия, Оман. Такие
государства даже могут иметь октроированные «конституции», однако эти акты
не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают
власть монарха.
Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола.
Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.
Дуалистическая монархия. Это первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Здесь возникает или уже развивается разделение властей, видно отделение законодательной власти от исполнительной.
Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной их частью. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой.
Однако разделение властей при данной форме правления обычно
урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом
абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит.
Монарх может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более
высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически
дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска
парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись лишь в
1989 году.
Правительство, если такое есть, за свою деятельность несет
ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом.
Последний может воздействовать на правительство, только используя свое
право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот может использоваться
лишь раз в году, кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством
и через него – с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска
парламента.
Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.
Парламентарная монархия. Эта форма правления существует обычно в
высокоразвитых государствах, где переход от аграрного стоя к
индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних
институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к
новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада,
Австралия и другие государства).
Здесь существует развитое разделение властей при признании принципа верховенство парламента над исполнительной властью, демократический или по крайней мере либеральный политический режим.
Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначить главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.
Монарх при данной форме правления царствует, но не правит. Правом
вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему
принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право
по указанию правительства. Как правило, монарх лишен возможности
действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно
подготавливаются правительством и скрепляются его главой или
соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым
глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный
акт монарха, так как сам монарх неответственен (в Великобритании это
выражается принципом «Король не может быть неправ»). Ст. 4 Конституции
Японии предусматривает, что Император осуществляет только такие действия,
относящиеся к делам государства, которые предусмотрены конституцией.
Главный отличительный признак парламентарной монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительств предложить монарху распустить парламент и назначить новые выборы, с тем чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.
Изложенная система отношений между монархом, парламентом и
правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Этот
государственный режим действует при условии, что в парламенте ни одна
политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может
сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно
существует в Дании, Нидерландах, а в 1993 году сложилась в Японии ст. 41
Конституции предусматривает, что парламент является высшим органом
государственной власти и единственным законодательным органом государства.
. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это
правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между
партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Иногда
стоит какой-либо партии отозвать своих полномочных представителей из
правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте
(нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.
Напротив, в станах, где существует двухпалатная система
(Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной
доминирующей партией (Япония 1955-1993 гг.) и правительства в принципе
однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и
правительством практически превращается в свою противоположность.
Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на
деле правительство, которое состоит из лидеров партий, обладающей а
парламенте большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует
работу парламента. Такой государственный режим получил название системы
кабинета, или министериализма.
Следовательно, при одной и той же форме правления – парламентарной монархии – возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.
Из развивающих стран к числу парламентарных монархий относится
Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь
приходиться констатировать наличие дуалистического государственного режима.
Особая разновидность монархии – выборная (или избирательная),
сочетающая элементы монархии и республики. Такая монархия существует в
Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет –
особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в
Малазийскую федерацию.
Республика как форма правления.
Республика (от латинского res publica – общественное дело) – это
такая форма правления, при которой глава государства (например президент)
избирается народом или специальной избирательной коллегией. Законодательная
власть принадлежит выборному представительному органу парламенту.
Большинство стран современного мира являются республиками.
В отличии от монархии при республиканской форме правления
единственным источником власти по закону является народное большинство.
Само происхождение термина республика связано с народом. «Respublica est
res populi», - подчеркивал Цицерон, считая государство – делом народа.
Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции
лишь с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации
монархии. Швейцария и Сан-Марино имеют эту форму правления изначально.
Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и
революционных потрясений ХХ века, связанных прежде всего с мировыми
войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба
бывших колоний против монархических метрополий также, как правило,
порождало республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке и Азии
распад колониальной системы в середине ХХ века привел, за единичным
исключением, к образованию республик.
При прочих равных условиях республика - наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства. В конечном счете основывается не мандате народа.
Существуют извращенные разновидности республики, характеризующиеся
нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный
переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора или
группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или
оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это
происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное
должностное лицо (президент, премьер-министр) захватывает принадлежащие ему
по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по
истечении срока полномочий. Так поступили А.Гитлер в Германии в 1933 году,
«черные полковники» в Греции в 1967 году, А.Пиночет в Чили в 1973 году.
Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают
ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же «черные
полковники» в июне 1973 года ликвидировали монархию, однако демократии
стране такая «республика» отнюдь не добавила. Мало отличаются от абсолютной
монархии некоторые республики Тропической Африки, где, несмотря на наличие
парламента, формально независимых судов, власть президента практически
неограниченна (так называемые монократические республики). Смена
президентов происходит здесь обычно лишь в результате их смерти или
военного переворота, но не как в следствии всеобщих выборов. Перевыборы же
на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. В Малави, к
примеру, до недавнего времени Президент вообще считался находящимся в
должности пожизненно. «Социалистические» республики служили и служат
прикрытием единоличной диктатуры генерального секретаря компартии или
групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета. Генеральный
секретарь может при этом занимать должность президента или/ и премьер-
министра, а может не занимать никакой государственной должности,
осуществляя свою громадную власть неформальным образом, как это долгое
время делал И.В. Сталин.
Виды республик в зарубежных странах.
Известно несколько видов республик: дуалистическая (президентская), парламентарная и смешанная (полупрезидентская).
На выбор формы правления оказывают влияние ряд факторов, но определяющим здесь должны быть долговременные интересы стабильности государства, а не сиюминутные политические проблемы и та или иная расстановка сил.
Парламентарная республика. К этой форме правления относиться сказанное немногим выше о парламентарной монархии, кроме, естественно, главы государства.
Вместо слабого монарха здесь есть слабый президент, который избирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей на ряду с парламентом обычно депутатов парламентов субъектов федераций или региональных представительных органов самоуправления. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра констрассигнует акты президента.
Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной
монархии, - политическая ответственность правительства перед парламентом.
Ответственность здесь часто солидарная: недоверие одному члену
правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства.
Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента
распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.
При парламентарной республике так же возможны два государственных режима - парламентарный и министериальный.
Чисто парламентских республик не так уж много. К ним относиться
Германия, Венгрия, Индия, Чехия и некоторые другие страны. В тех странах,
где многопартийность обуславливает действие парламентарного
государственного режима, следствием этого являются частые правительственные
кризисы.
Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже малочисленные партии могут предстать частью парламентской коалиции большинства. Это может оказаться не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти.
Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство, то есть эффективность и стабильность парламентских форм правления зависит от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодательной, то есть мажоритарной или пропорциональной системой.
Дуалистическая (президентская) республика. Эта форма правления немного напоминает дуалистическую монархию, но имеет весьма существенные отличия от нее.
Достоинство президентской формы правления заключается прежде всего в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществлять полномочия в чрезвычайных обстоятельствах. Президентская система правления обеспечивает большую степень политической стабильности.
Глава государства в президентской республике получает свои полномочия
в результате избрания на известных срок. Срок нахождения в должности в
разных республиках различный: ст. II раздел 1 Конституции США 1788 года
предусматривает срок полномочий президента 4 года. Ст. 85 Конституции
Италии 1947 года предусматривает, что этот срок равен семи годам, также как
и во Франции[1].
Здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти стояться на базе принципа так называемых сдержек и противовесов. Это проявляется в следующем.
И законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получает свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту. Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из компетентности и моральных качеств.
Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.
Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Тем не менее парламент и правительство вынуждены сотрудничать, так как ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем так называемого импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).
Сдержки и противовесы проявляются в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное (суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.
Государственный режим при такой форме правления – только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качества государственного режима это не меняет.
Президентская форма правления не является безупречной. Во-первых, в отличии от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежит к различным партиям или политическим течениям. Предположения, что президент всегда находится над партийной борьбой и политикантсвом лоббистов, могут не иметь под собой веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской и президентской формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом двух властей.
Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента.
Любой из них имеет свои сильные и слабые стороны. На первое место по
значимости выходит метод президентских выборов. Прямые выборы
представляются наиболее простыми и демократическими. Но моделей прямых
выборов тоже много, а выбор способов не всегда зависит от президента.
Президентская власть может оказаться в большой зависимости от
законодательной ветви, от которой может зависеть многое, например процедура
переизбрания президента на второй строк в чрезвычайно усложненном порядке.
Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта
форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки.
Правда, зачастую в этих странах власть главы государства на деле выходит за
конституционные рамки. Латиноамериканские республики исследователями чаще
назывались суперпрезидентские. В последние 15-20 лет ситуация стала
меняться, во многих странах она приближается к конституционному эталону.
В конкретике политической жизни той или иной страны, с учетом того или иного соотношения политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ, возможны смешанные или промежуточные (между президентской и парламентской республикой) формы государственного правления.
Смешанная (полупрезидентская) республика. Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.
Например,, по Конституции Французской республики 1958 года Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента – Национального Собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное Собрание по своему усмотрению, что не характерно не для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.
В целом ряде стран президент избирается гражданами, что характерно
для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему
возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике
он ими не пользуется («спящие полномочия»), а существующий государственный
режим типичен для парламентарной республики (парламентаризм или
министериализм). Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия, где
«человеком № 1» признается все же не глава государства, а глава
правительства.
Можно отметить, что в большинстве стран, свергших в недавнем прошлом тоталитарные режимы (Португалия, Польша, Хорватия и ряд других стран), установилась смешанная республиканская форма правления, при которой правительство опирается на парламентское большинство, а всенародно избранный президент, будучи нередко харизматическим лидером нации, то есть обладая общепризнанной популярностью и народным доверием, не вмешиваясь в текущее управление, направляет политический курс. Глава правительства подчас выступает в роли «мальчика для битья»: если что не получается, то причина не в политическом курсе президента, а в плохом проведении этого курса правительством.
Своеобразная форма правления в Швейцарии. Правительство (Федеральный
Совет) назначается парламентом (Федеральным Собранием)[2] и подотчетно
ему[3], однако политическая ответственность правительства перед парламентом
конституционно не предусмотрена, и государственный режим, следовательно,
скорее всего дуалистический, а не парламентарный.
«Классические» формы правления на рубеже ХХI века все более рельефно обнаруживают недостатки, коренящиеся в их конституционно-правовой природе: тенденцию к авторитаризму, монополизации власти в президентских республиках и возрастающую правительственную нестабильность а республиках парламентарных.
Список литературы:
1. Конституция Итальянской Республики 1947 года.
2. Конституция Соединенных Штатов Америки 1788 года.
3. Конституция Франции 1958 года.
4. Конституция Швейцарской Конфедерации от 29 мая 1874 года.
5. Конституция Японии 1947 года.
6. Конституционное право: Учебник/Отв.ред. А.Е.Козлов – М.: Издательство
БЕК, 1997.
7. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. М.Н.Марченко. –М.:
Зерцало, 1997.
8. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник Т.1-
2/Отв.ред. Б.С.Страшун – М.: Издательство БЕК, 1996.
9. Юридический энциклопедический словарь. Гл.ред. А.Я.Сухарев, Ред.кол.:
М.М.Богуславский и др. – 2-е изд., доп. – М.: Советская энциклопедия,
1987 год.
-----------------------
[1] Ст. 6 Конституции Франции 1958 года
[2] Ст. 96.1 Конституции Швейцарской Конфедерации от 29 мая 1874 года.
[3] Ст. 102 п. 16 Конституции Швейцарской Конфедерации от 29 мая 1874
года.