Рефетека.ру / Бухгалтерский учет и аудит

Реферат: Учет МБП с приминением ПК

Содержание.

Стр.

Введение 2

1. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы: экономическая сущность, правовая основа и задачи учета 3
2. Признание и оценка малоценных и быстроизнашивающихся предметов в соответствии с НСБУ 5
3. Документальное оформление движения малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Отчетность материально ответственных лиц 8
4. Синтетический и аналитический учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов

12
5. Налоговый учет операций, связанных с движением малоценных и быстроизнашивающихся предметов 20
6. Использование ПК в учете малоценных и быстроизнашивающихся предметов 23

Заключение 26

Список используемой литературы

27

Приложение

Введение.

В условиях становления и развития рыночной экономики в Украине возрастает роль бухгалтерского учета и экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности как составной части системы экономической информации и управления.

Растет тенденция снижения контроля за предприятиями со стороны государственных и общественных органов. Развитие хозяйственных связей в условиях рынка требует совершенствования нормативно-правовой базы системы бухучета и экономической сферы в целом. В связи с тем, что Украина стала независимым государством, потребовалось приведение норм отечественного законодательства в соответствие с общепризнанными нормами международного права. Следствием этого стало принятие 16.07.99 г. Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», в соответствии с которым бухучет был признан основным методом учета по сравнению с такими видами хозяйственного учета, как оперативный и статистический.

Целью данной курсовой работы является анализ экономической сущности малоценных и быстроизнашивающихся предметов и задач их учета, изучение нормативно-правовых актов по вопросам осуществления учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также его документального оформления.

В качестве субъекта исследования выбрано ОАО «Донецкгорнефтепродукт».
Предприятие было основано в 1946 г., и называлась «Сталинская нефтебаза». В
1996 г. было приватизировано работниками предприятия и переименовано в ОАО
«Дрнецкгорнефтепродукт». Основным направлением деятельности предприятия является реализация и оказание услуг хранения горюче-смазочных материалов.
ОАО «Донецкгорнефтепродукт» является самым крупным предприятием в сфере своей деятельности по Донецкой области и одно из крупнейших по Украине.

1. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы: экономическая сущность, правовая основа и задачи учета.

В процессе своей хозяйственной деятельности каждая организация приобретает и использует большое количество предметов, которые учитываются не в составе основных средств, а в составе производственных запасов. Такие предметы в бухгалтерском учете принято называть малоценными и быстро изнашивающимися предметами.

В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 9
"Запасы" к малоценным и быстро изнашивающимся предметам относятся предметы, которые используются в течение не более одного года или нормального операционного цикла, если он более одного года. К ним относятся инструменты, хозяйственный инвентарь, специальная одежда, спецобувь, выдаваемые работникам, постельные принадлежности и др.

Предметы, срок полезного использования которых более одного года, в частности, специальные инструменты и специальные приспособления, учитываются в составе прочих необоротных материальных активов на счете 112
"Малоценные необоротные материальные активы". В отличие от малоценных и быстроизнашивающихся предметов их стоимость погашается путем начисления износа по установленным предприятием нормам с учетом ожидаемого срока использования таких объектов.

Правовой основой учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов является:

- Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменением и дополнениями)

- Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов

Украины от 30.11.99 г. № 291, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 21.12.99 г. № 892/4185

- План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом Министерства финансов

Украины от 30.11.99г.

№291, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины

21.12.99 г. №892/4185

- Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 "Запасы", утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. № 246, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины

02.11.99 г. №751/4044

- Приказ Министерства статистики Украины "Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов" от 22.05.96 г. №145

Бухгалтерия предприятия при учете малоценных и быстроизнашивающихся предметов обязана обеспечить:

- их своевременное и полное оприходование и расчеты с поставщиками

- контроль за сохранностью малоценных и быстроизнашивающихся предметов по материально ответственным лицам и в местах их эксплуатации

- выявление фактической себестоимости по приобретенным малоценным и быстроизнашивающимся предметам

- контроль за соблюдением нормативных сроков их службы

- правильное и точное включение в издержки производства затрат, связанных с использованием малоценных и быстроизнашивающихся предметов

- своевременное и правильное оформление пришедших в негодность

(изношенных), испорченных или утерянных инструментов, производственной одежды и обуви, форменной одежды и хозяйственного инвентаря.

2. Признание и оценка малоценных и быстроизнашивающихся предметов в соответствии с НСБУ.

В соответствии с 9 стандартом бухгалтерского учета "Запасы" признание и первоначальная оценка малоценных и быстроизнашивающихся предметов производится:

- Запасы признаются как актив тогда, когда существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, связанные с их использованием, и их стоимость может быть достоверно определена.

- Единицей бухгалтерского учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов является их наименование или однородная группа (вид)

- Приобретенные (полученные) или произведенные малоценные и быстроизнашивающиеся предметы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости

- Первоначальной стоимостью малоценных и быстроизнашивающихся предметов, приобретенных за плату, является себестоимостью малоценных и быстроизнашивающихся предметов, которая включает такие фактические расходы: o суммы, уплачиваемые согласно договора поставщику (продавцу); o суммы, уплачиваемые за информационные, посреднические и другие подобные услуги в связи с поиском и приобретением запасов; o суммы ввозной пошлины; o суммы непрямых налогов в связи с приобретением запасов, которые не возмещаются предприятию; o затраты на заготовку, погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку малоценных и быстроизнашивающихся предметов к месту их использования, включая расходы по страхованию и проценты за коммерческий кредит поставщиков; o прочие затраты, которые непосредственно связаны с приобретением малоценных и быстроизнашивающихся предметов и доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях. К таким расходам, в частности, относятся прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, прочие прямые затраты предприятия на доработку и повышения качественно-технических характеристик запасов

- Первоначальной стоимостью малоценных и быстроизнашивающихся предметов, изготовляемых собственными силами предприятия, признается себестоимость их производства, которая определяется

Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 "Затраты"

- Первоначальная стоимость единицы малоценных и быстроизнашивающихся предметов, приобретенных в результате обмена на подобные малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, равняется балансовой стоимости переданных малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Если балансовая стоимость переданных малоценных и быстроизнашивающихся предметов превышает их справедливую стоимость, то первоначальной стоимостью полученных малоценных и быстроизнашивающихся предметов является их справедливая стоимость. Разница между балансовой и справедливой стоимостью переданных малоценных и быстроизнашивающихся предметов включается в состав отчетного периода.

Первоначальная стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, приобретенных в обмен (или частичный обмен) на не подобные малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, равняется справедливой стоимости переданных малоценных и быстроизнашивающихся предметов, увеличенных (уменьшенных) на сумму денежных средств или их эквивалентов, которая была передана (получена) в процессе обмена

- Не включается в первоначальную стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а относятся в затраты периода, в котором они были осуществлены (установлены): o сверхнормативные потери и недостачи малоценных и быстроизнашивающихся предметов; o проценты за пользование займами; o затраты на сбыт общехозяйственные и другие подобные затраты, которые непосредственно не связаны с приобретением и доставкой малоценных и быстроизнашивающихся предметов и приведение их в состояние, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.

- Первоначальная стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов в бухгалтерском учете не изменяется, кроме случаев, предусмотренных этим Положением (стандартом).

Оценка выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, переданных в эксплуатацию, исключается из состава активов (списывается с баланса) с дальнейшей организацией оперативного количественного учета таких предметов по местам эксплуатации и соответствующими лицами в течение срока их фактического использования.

3. Документальное оформление движения малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Отчетность материально ответственных лиц.

Основную массу малоценных и быстроизнашивающихся предметов предприятия получают от поставщиков на основе заключенных договоров.

Отпуск материалов поставщиком предприятиям-получателям осуществляется на основании Накладной на отпуск товарно-материальных ценностей форма № М-
20, которая выписывается в трех экземплярах на основании договора
(контракта), нарядов и других соответствующих документов и подписывается лицом, разрешившим отпуск товарно-материальных ценностей, и главным бухгалтером. Первый экземпляр накладной вручается предприятию-получателю малоценных и быстроизнашивающихся предметов как сопроводительный документ и основание для их оприходования; второй остается на складе предприятия- поставщика и служит основанием для списания отпущенных малоценных и быстроизнашивающихся предметов; третий экземпляр накладной передается пропускному пункту для контроля за вывозом малоценных и быстроизнашивающихся предметов за пределы территории предприятия. Второй и третий экземпляры накладной указанными службами сдаются в бухгалтерию для отражения в учете.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые отпускаются и вывозятся автотранспортом на сторону, оформляются товарно-транспортной накладной форма № 1-ТН. Товарно-транспортная накладная является единым документом для поставщика (на списание отпущенных малоценных и быстроизнашивающихся предметов), покупателя (для оприходования полученных малоценных и быстроизнашивающихся предметов) и автотранспортного предприятия (для обоснования записей в путевой лист и расчетов с покупателем за перевозку малоценных и быстроизнашивающихся предметов).

Согласно Закону Украины "О налоге на добавленную стоимость" поставщик
(продавец) представляет предприятию-покупателю налоговую накладную, форма и порядок заполнения которой утверждены ГНА Украины. В налоговой накладной, кроме прочих реквизитов, указывается цена малоценных и быстроизнашивающихся предметов, ставка и сумма НДС, общая сумма, подлежащая уплате поставщику.
Налоговая накладная выписывается в двух экземплярах, оригинал которой вручается предприятию-покупателю, а копия хранится у поставщика (продавца) как отчетный и расчетный налоговый документ. Налоговая накладная дает право покупателю, зарегистрированному как плательщик НДС, на включение в налоговый кредит расходов по уплате НДС поставщику при приобретении материальных ценностей (услуг).

На основании накладной на отпуск товарно-материальных ценностей и налоговой накладной поставщик выписывает счет-фактуру и другие расчетно- платежные документы, подтверждающие факт передачи (отпуска) материальных ценностей и его оплату с указанием суммы НДС.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, поступающие на склады предприятия, материально ответственными лицами (заведующий складом, кладовщик) принимаются на основании накладных, счетов-фактур и других товаросопроводительных документов.

Однако для сокращения объема работы разрешается вместо выписки приходных ордеров ставить штамп или надпись от руки материально ответственным лицом на счете-фактуре или накладной поставщика об оприходовании малоценных и быстроизнашивающихся предметов (если между фактическим количеством поступивших материалов и данными товаросопроводительных документов расхождений не имеется).

Для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру ведется карточка складского учета материалов типовой формы № М-12 которая утверждена Приказом № 193. Форма № М-12 заполняется на каждый номенклатурный номер материала на основании первичных приходно-расходных документов в тот же день, когда осуществляется операция (приход или расход малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Открывается форма № М-12 обычно ежегодно с указанием остатков материалов на начало нового года.

Заготавливают карточки складского учета в соответствии с номенклатурой материалов и по мере поступления приходных документов работники бухгалтерии и вместе с приходными документами передают их материально ответственным лицам под расписку в реестре выдачи карточек.

В полученных карточках складского учета формы № М-12 заведующий складом
(кладовщик) заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов
(стеллажи, ячейки и т. п.). Кроме того, в местах хранения товарно- материальных ценностей прикрепляется материальный ярлык, форма которого № М-
16 утверждена Приказом № 193.

Материальный ярлык предназначен для характеристики материалов каждого номенклатурного номера, находящегося в местах хранения. Бланк ярлыка, заполненный необходимыми данными, служит для материальных ценностей паспортом.

При отпуске материальных ценностей со склада заведующий складом
(кладовщик) должен проверить наличие всех реквизитов и подписей, предусмотренных формой расходного документа.

Расходный документ - это утвержденная Приказом № 193 накладная- требование на отпуск (внутреннее перемещение материалов) по форме № М-11 .
Эта форма применяется для учета движения материальных ценностей внутри предприятия, при отпуске в хозяйства своего предприятия, а также при отпуске материальных ценностей сторонним организациям (в том числе при бесплатной передаче). Выписывается накладная-требование в двух экземплярах и обязательно должна быть подписана главным бухгалтером или уполномоченным на это лицом.

С 01.03.99 г. всеми предприятиями, организациями, филиалами, отделениями, другими структурными подразделениями, расположенными за пределами их территорий , независимо от формы собственности и хозяйствования, а также бюджетными организациями отпуск товарно- материальных ценностей предприятиям, учреждениям, физическим лицам следует осуществлять по типовой форме № М-20 "Накладная на отпуск товарно- материальных ценностей", утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 27.07.98 г» № 263 "Об утверждении типовых форм первичного учета и Инструкции о порядке их изготовления, хранения и применения" (далее -Приказ № 263). Согласно названному приказу бланки формы
№ М-20 в отличие от бланков формы № М-11 являются бланками строгой отчетности.

Отпуск материалов внутри предприятия и их отпуск хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории, пока осуществляется по форме № М-11.

Графа 11 "Инвентарный номер" форма № М-11 заполняется в случае учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов по инвентарным номерам.

При выдаче малоценных и быстроизнашивающихся предметов работникам предприятия в кладовой применяется "Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов" форма № МШ-2. Она заполняется в одном экземпляре кладовщиком на каждого рабочего, который получил эти предметы.

При поломке, и потери инструментов и других малоценных и быстроизнашивающихся предметов составляется "Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов " форма № МШ-4. Составляется в одном экземпляре мастером и начальником цеха (участка) на одного или нескольких рабочих. При предъявлении рабочим акта выбытия ему вместо непригодного или потерянного предмета выдается пригодный и записывается в карточку учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов форма № МШ-2. Акт выбытия потом прикладывается к акту списания форма № МШ-8.

Для оформления списания морально устарелых, изношенных и непригодных для дальнейшего использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов и сдача их в кладовую для утиля. Акт составляется в одном экземпляре комиссией. После сдачи списанных предметов в кладовую для утиля акт с распиской кладовщика здается в бухгалтерию.

Работники бухгалтерии предприятия обязаны систематически, не реже одного раза в неделю (декаду), осуществлять проверку своевременности, достоверности записей, и оформления первичных документов по складским операциям, подтверждая их своей подписью на соответствующей карточке складского учета.

Первичные документы сдаются в бухгалтерию материально-ответственными лицами по реестру приема сдачи документов, который заполняется в одном экземпляре и сдается в бухгалтерию одновременно с первичными документами.

4. Синтетический и аналитический учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Синтетический учет наличия и движения таких предметов ведут на счете 22
"Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы " по первоначальной стоимости их приобретения или изготовления. Под первоначальной стоимостью приобретенных малоценных предметов понимают фактическую себестоимость приобретения, которая включает покупную стоимость и транспортно- заготовительные расходы (расходы по перевозке, погрузочно-разгрузочные работы, оплату услуг посреднических организаций, таможенные сборы, включая расходы по страхованию рисков транспортировки запасов).

Первоначальной стоимостью изготовленных самим предприятием малоценных и быстроизнашивающихся предметов (инструментов, инвентаря, спецприспособлений и др.) признается фактическая себестоимость их изготовления, а полученные в порядке взносов в уставный капитал предприятия учредителями (участниками) справедливая стоимость, согласованная сторонами.

При приобретении малоценных и быстроизнашивающихся предметов в бухгалтерском учете предприятия делают записи:

1) на покупную стоимость приобретенных предметов (без НДС):

Д-т сч. 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы",

К-т сч. 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";

2) на сумму налогового кредита по НДС:

Д-т сч. 641 "Расчеты по налогам ",

К-т сч. 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";

3) на сумму, уплаченную поставщикам за приобретенные малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (включая НДС);

Д-т сч. 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",

К-т сч. 31 "Счета в банках".

Оприходование на баланс малоценных и быстроизнашивающихся предметов, полученных из других источников, отражается записью по дебету счета 22
"Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и кредиту счетов:

40 "Уставный капитал" (на стоимость малоценных предметов, внесенных учредителями (участниками) в уставный капитал предприятия);

23 "Производство" (на стоимость инструментов, спецприспособлений и других предметов, изготовленных в собственном производстве);

745 "Доход от бесплатно полученных активов" (на стоимость предметов, полученных бесплатно от других юридических и физических лиц).

Аналитический учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов ведется по их видам (однородным группам), установленным исходя из потребностей предприятия.

Стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, переданных в эксплуатацию, в соответствии с Положением (стандартом) 9 исключается из состава активов (списывается с баланса). При этом в бухгалтерском учете делают запись по кредиту счета 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и дебету счетов:

23 "Производство " (на стоимость инструментов и приспособлений и других предметов, используемых в производстве для изготовления определенных изделий, выполнения специальных заказов);

91 "Общепроизводственные расходы", 92 "Административные расходы" (на стоимость малоценных предметов общего назначения, используемых в цехах и других производственных подразделениях основного и вспомогательных производств, в том числе и по уходу за работой машин и оборудования, а также для общехозяйственных потребностей);

93 "Расходы на сбыт" (на стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, используемых в подразделениях, занятых сбытом (реализацией) готовой продукции (товаров, работ, услуг);

949 "Прочие расходы операционной деятельности" (на стоимость предметов, переданных в пользование обслуживающим производствам и хозяйствам) и др.

Однако для предупреждения злоупотреблений по местам использования должен быть обеспечен оперативный контроль за сохранностью малоценных и быстроизнашивающихся предметов с помощью ведения учета в карточках (ф. № МШ-
2, № МШ-6), инвентарных описей и др. Инструменты и приспособления, выдаваемые, из цеховых кладовых рабочим в длительное пользование, записываются в инструментальную карточку рабочего. Контроль за сохранностью инструментов, выдаваемых из цеховой кладовой рабочим на короткий срок, обеспечивается с помощью инструментальных марок (жетонов) с выбитыми табельными номерами рабочих, в обмен на которые выдается нужный инструмент и прочее.

Предметы пришедшие в негодность, списываются по актам о выбытии малоценных и быстроизнашивающихся предметов (ф. № МШ-8). Полезные отходы, полученные от их списания (металлолом, ветошь и др.), приходуются по цене их возможного использования или реализации на дебет счета 209 "Прочие материалы" в корреспонденции с кредитом счета 719 "Прочие доходы от операционной деятельности".

Существует проблема сохранности малоценных и быстроизнашивающихся предметов, то есть тех предметов, которые отражаются на счете 22. Ведь согласно п. 23 ПБУ-9 стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, переданных в эксплуатацию, "... исключается из состава активов (списывается с баланса) с дальнейшей организацией оперативного количественного учета таких предметов по местам эксплуатации и соответствующим лицам в течение срока их фактического использования».

Для организации аналитического учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, особенно на крупных предприятиях, можно воспользоваться методами, которые применялись ранее и достаточно подробную информацию о которых можно найти в старых (иногда в очень старых) документах по бухгалтерскому учету. В частности, за основу аналитического учета можно принять метод постоянного запаса или метод обменного фонда (второй вариант
Основных положений по учету малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений в эксплуатации, утвержденных приказом бывшего Министерства финансов СССР от 09.09.59 г. № 276), но с учетом требований национальных стандартов (ПБУ-9 и ПБУ-7) и нового Плана счетов бухгалтерского учета.

Суть этого метода сводится к тому, что в синтетическом и аналитическом учете отражаются только те операции, которые приводят к изменению остатков малоценных и быстроизнашивающихся предметов у материально ответственных лиц, за исключением операций по учету, связанных с движением инструментов, содержащих алмазы и драгоценные металлы.

Суть метода обменного фонда заключается в следующем:

1. Для каждой инструментально-раздаточной кладовой устанавливается норма постоянного запаса инструментов и предметов в разрезе позиций номенклатуры их учета по группам, видам, наименованиям, номерам чертежей.
Указанная норма запаса инструментов устанавливается расчетным путем исходя из потребностей для обеспечения:

- постоянного комплекта инструментов и приспособлений, закрепленного за станочным оборудованием;

- рабочих и специалистов инструментами, которые должны находиться в их индивидуальном длительном пользовании;

- оборотного фонда, находящегося на рабочих местах и в кратковременном пользовании;

- минимального переходящего запаса, необходимого для бесперебойной текущей выдачи на рабочие места взамен пришедших в негодность или требующих заточки.

2. Остатки инструментов и предметов, числящиеся за инструментально- раздаточной кладовой, приводятся в соответствие с установленными расчетными нормами запаса. Для этого лишние и ненужные инструменты из инструментально- раздаточной кладовой и передаются в центральный инструментальный склад, а недостающие - пополняются отпуском из центрального инструментального склада.

Все перечисленные операции по регулированию остатков инструментов в инструментально-раздаточной кладовой оформляются первичными документами (ф.
№ М-11) с отражением в синтетическом и аналитическом учете, поскольку это приводит к изменению остатков в инструментально-раздаточной кладовой

Первоначальная выдача инструментов производится на основании требования мастера, в котором указывается:

- рабочие места;

- перечень инструментов и приспособлений, необходимых на каждом рабочем месте в соответствии с технологическими картами;

- время, на которое выдается инструмент;

- получатели инструментов и приспособлений: рабочие-станочники, наладчики и т.д.

На каждого получателя инструментов и приспособлений открывается лицевая карточка, в которой работники расписываются за полученный инструмент.
Выдача инструмента во временное пользование производится по записке мастера, в которой на ряду с наименованием и количеством инструмента, указывается время на которое выдается инструмент.

Возвращенные работниками в инструментально-раздаточную кладовую инструменты и приспособления подлежат обязательному осмотру и технической проверке на предмет определения возможности их дальнейшего использования, а также установления факта сохранности всех его съемных частей.

Нормально изношенные или затупленные инструменты сдаются работниками непосредственно в раздаточную кладовую и обмениваются на годные инструменты, штука за штуку, без оформления документов.

Во всех случаях поломки, порчи или потери инструментов, если это произошло по вине работника, составляется акт выбытия (ф. № МШ-4) в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию для удержания с виновного в установленном законом порядке соответствующей суммы для возмещения причиненного ущерба.

Нормально изношенные, поломанные и негодные инструменты предъявляются в центральный инструментальный склад для обмена. Операции обмена центральным инструментальным складом негодных инструментов на годные производятся по принципу «только штука за штуку» и оформляются актом обмена. В актах обмена по строке «Причина списания» в соответствующих случаях указывается:

- «естественный износ»;

- «поломка, порча»;

- «подлежит переточке, перешлифовке, переделке».

На каждую из указанных причин списания составляется отдельный акт обмена. При этом к акту на списание по причине поломки и порчи должны быть приложены вторые экземпляры актов выбытия с распиской бухгалтерии в получении первых экземпляров для удержания с виновных причиненного предприятию ущерба.

Обмен инструментов осуществляется в установленные графиком сроки в присутствии лиц, ответственных за составление актов.

При отсутствии или недостатке в центральном инструментальном складе отдельных инструментов составляется сигнальная записка и передается в инструментальный отдел (бюро) для принятия мер.

Подписанные и оформленные акты на списание инструментов
(приспособлений) и обмен их на годные центральным инструментальным складом по реестру передаются в бухгалтерию предприятия, где группируются и отражаются в учете в корреспонденции со следующими счетами.

Таким образом, записи по регистрам бухгалтерского учета по малоценным и быстроизнашивающимся предметам, подлежащим учету на балансовом счете 22, сокращены до минимума.

Учет инструментов (предметов) по принципу обменного фонда в сравнении с вариантом их учета на основе отражения всех операций в аналитическом и синтетическом учете имеет следующие преимущества:

- значительно сокращается работа по ведению карточек в инструментально- раздаточной кладовой, разноска, выверка и уточнение записей в них по сравнению с данными бухгалтерского учета, поскольку операции по обмену негодных инструментов и предметов на годные в них не отражаются;

- кладовщики инструментально-раздаточной кладовой, освобожденные от трудоемкой работы, по записям в карточках операций по выбытию и пополнению запасов инструментов получают возможность полнее использовать рабочее время для выполнения обязанностей по содержанию в порядке инструментального хозяйства цеха и лучшего обслуживания производственных нужд;

- использование одной и той же картотеки в течение нескольких лет в связи с тем, что в карточках учета инструментов отражаются только немногочисленные операции, вызванные периодическим изменением норм запаса;

- происходит существенное сокращение первичной документации по операциям между инструментально-раздаточной кладовой и центральным инструментальным складом, поскольку она, в основном, заменяется единым приходно-расходным документом - актом обмена;

- отпадает необходимость составлять акты на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов, которые уже списаны при выдаче и отражены в количественном учете;

- самое главное - потерянный и поломанный инструмент выявляется в том

периоде, когда это произошло, и оперативно принимаются соответствующие

меры. ,

Основные бухгалтерские проводки, используемые при учете малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

|Содержание хозяйственной |Дебет |Кредит |
|Операции |счета |счета |
|1 |2 |3 |
|Оприходование малоценных и быстроизнашивающихся | | |
|предметов, приобретенных у поставщиков: | | |
|на покупную стоимость | | |
|на сумму налогового кредита по НДС | | |
|на сумму, перечисленную поставщикам (включая НДС) | | |
| |22 |63 |
| |641 |63 |
| |63 |31 |
|Отражение расходов по перевозке малоценных и | | |
|быстроизнашивающихся предметов сторонними | | |
|организациями: | | |
|по действующим тарифам | | |
|на сумму налогового кредита по НДС | | |
|на оплаченную сумму (включая НДС) | | |
| |22 |63 |
| |641 |63 |
| |63 |31 |
| |20 |23 |
|Оприходование малоценных и быстроизнашивающихся | | |
|предметов (инструментов, спецприспособлений, инвентаря| | |
|и пр.), изготовленных в своем производстве (по | | |
|себестоимости изготовления) | | |
|Оприходование малоценных и быстроизнашивающихся | | |
|предметов, полученных из других источников: | | |
|внесенных учредителями (участниками) в уставный | | |
|капитал предприятия | | |
|полученных бесплатно от других юридических и | | |
|физических лиц | | |
|ранее не взятых на учет (выявленных при инвентаризации| | |
|как излишки) | | |
| |22 |40 |
| |22 |745 |
| | | |
| | | |
| |22 |719 |
|Списаны с баланса по первоначальной стоимости | | |
|малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, переданные| | |
|в эксплуатацию: | | |
|цехам основного и вспомогательных производств для | | |
|изготовления определенных изделий, выполнения | | |
|специальных заказов | | |
|цехам основного и вспомогательных производств | | |
|инструменты и прочие предметы общего назначения | | |
|подразделениям общехозяйственного значения | | |
|складу готовой продукции для использования для | | |
|затаривания готовой продукции, отгружаемой | | |
|покупателям, и других нужд | | |
|обслуживающим производствам и хозяйствам | | |
| |23 |22 |
| |91 |22 |
| |92 |22 |
| |93 |22 |
| |949 |22 |
|Оприходование на склад полезных отходов по цене |209 |716 |
|возможного использования или реализации, полученных от| | |
|списания пришедших в непригодность предметов | | |
|Отражение изменения балансовой стоимости малоценных и | | |
|быстроизнашивающихся предметов в результате | | |
|переоценки: | | |
|на сумму дооценки | | |
|на сумму уценки | | |
| |22 |719 |
| |946 |22 |

5. Налоговый учет операций, связанных с движением малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Бухгалтерский учет и налоговый учет направлены на решение задач, но при этом связаны между собой множеством неразрывных нитей. Поэтому изменения в одном виде учета не могут не отразится на другом. Вспомним 1997г., когда реформирование системы налогообложения вызвало многочисленные изменения в бухгалтерском учете. Причем изменения эти вносились сознательно, и их главной целью было единство учета. В 2000г., наоборот, реформа бухгалтерского учета вызвала определенные налоговые последствия. Однако эти
(главным образом, неблагоприятные для субъектов предпринимательства) последствия возникли не как результат сознательно внесенных изменений. Как раз наоборот, они возникли из-за того, что законодатели не сочли нужным обратить должное внимание на изменение в бухгалтерском учете даже по тем позициям, прямые ссылки на которые содержатся в налоговом законодательстве.
Отсюда – целый ряд проблем, первое место среди которых, безусловно, занимает проблема «налоговой малоценки».

Закон о прибыли, предложив собственное определение термина «основные фонды» (первый абзац пп.8.2.1 ст.8), фактически заимствовал из бухгалтерского учета критерии разграничения между этим видом материальных активов и малоценными и быстроизнашивающимися предметами, что зафиксировано во втором абзаце пп.8.2.1 ст.8 названного Закона.

Решение Кабинета Министров Украины, на которое содержится ссылка в
Законе о прибыли, – это Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине, утвержденное постановлением Кабинета Министров
Украины от 03.04.93 г. М 250 (с изменениями и дополнениями, далее –
Положение №250). В пункте 47 этого документа был приведен перечень материальных ценностей, которые относятся к категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Процитированная норма Закона о прибыли давала основания не амортизировать в целях налогообложения расходы на приобретение, улучшение и т.д. предметов, которые в бухгалтерском учете согласно Положению №250 классифицировались как малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Такие расходы включались в состав валовых расходов по первому событию с дальнейшей корректировкой в соответствии с п.5.9 ст.5 Закона о прибыли.

Согласно Постановлению №419 Положение №250 утратило силу, и в настоящее время нет постановления Кабинета Министров Украины, в котором был бы приведен перечень предметов, относящихся к малоценным и быстроизнашивающимся предметам, либо дано определение понятия «малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». Такое определение фактически приведено в.п.6 ПБУ-9. Однако, во-первых, этот стандарт, как и все остальные, утвержден приказом Министерства финансов Украины, а не постановлением
Кабинета Министров. А во-вторых, определение малоценных и быстроизнашивающихся предметов в ПБУ-9 существенно отличается от перечня, который был приведен в п.47 Положения №250. Таким образом, сегодня нет такого бухгалтерского документа, из которого можно было бы заимствовать критерии для разграничения основных фондов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Следовательно, второй абзац пп.8.2.1 ст.8
Закона о прибыли применяться не может. Что же в таком случае остается? А остается первый абзац этого подпункта и приведенное в нем налоговое определение термина «основные фонды».

Таким образом, единственный критерий, который применяется для разграничения средств труда в целях налогообложения, – это срок их эксплуатации. Если этот срок превышает 365 календарных дней, расходы на приобретение, изготовление или улучшение объекта должны увеличить балансовую стоимость соответствующей группы и в ее составе амортизироваться. Ни стоимость объекта, ни то, каким образом он отражен в бухгалтерском учете, ни какие-либо иные факторы значения не имеют. То есть в налоговом учете должны амортизироваться многие мелкие и малоценные в буквальном смысле этого слова предметы (стулья, молотки, калькуляторы, замки, фуфайки и т.д.).

На первый взгляд, критерий разграничения между основными средствами и малоценными и быстроизнашивающимися предметами в бухгалтерском и налоговом учете совпадает. Однако это только на первый взгляд, и, если не обратить внимания на некоторые нюансы, можно допустить ошибку в налоговом учете.
Согласно п.4 ПБУ-7 основные средства – это «малоценные активы… предполагаемый срок полезного использования которых более одного года (или операционного цикла, если он превышает год)». Сравнивая это определение с приведенным ранее определением термина «основные фонды» из Закона о прибыли, необходимо обратить внимание на два момента.

Во-первых, в ПБУ-7 речь идет о предполагаемом сроке, в то время как норма Закона о прибыли сформулирована достаточно жестко и весьма категорично: «...которые используются...». Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что если предположение окажется неверным, и объект, который предполагалось использовать менее года, фактически будет использоваться дольше запланированного срока, в налоговом учете могут возникнуть весьма неприятные последствия.

Во-вторых, в бухгалтерском учете, помимо годичного срока, существует еще понятие «операционный цикл». Согласно п.4 ПБУ-2 операционный цикл – это
«промежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением денежных средств от реализации изготовленной из них продукции или товаров и услуг». Предприятия, у которых операционный цикл превышает один год, имеют возможность расширить круг объектов, относящихся к малоценным и быстроизнашивающимся предметам. При этом необходимо учитывать, что в Законе о прибыли понятие «операционный цикл» отсутствует. Следовательно, стоимость объектов, отнесенных в бухгалтерском учете к малоценным и быстроизнашивающимся предметам, исходя из срока использования, не превышающего один операционный цикл, но который при этом превышает один год (365 дней), в налоговом учете должна амортизироваться по общим правилам.

6. Использование ПК в учете малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

В совершенных экономических условиях, когда многим предприятиям приходится балансировать на грани рентабельности, а конкуренция на рынке обостряется, потери предприятий от неэффективного управления становится особенно болезненными, и, зачастую, невосполнимыми. Поэтому руководство все чаще обращает свое внимание на автоматизацию управления предприятием современных компьютерных технологий.

На рынке программного обеспечения существует широкий выбор программ, способных предоставить актуальную и достоверную информацию о всех бизнес - процессах предприятия (в том числе территориально распределенного и имеющего сложную структуру), необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа, несущих в себе технологический регламент и управленческий опыт.

Рассмотрим совершенствование учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов при использовании ПК и комплексной системы автоматизации управления предприятием «Галактика», которая имеет модульную структуру, модули, в свою очередь, объединены в функциональные контуры.

Модуль «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» входит в контур бухгалтерского учета и предназначен для автоматизации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, формирование и получение соответствующей бухгалтерской отчетности.

Основным средством работы с малоценными и быстроизнашивающимися предметами, являются карточки учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, которые объединены в каталог – картотеку.

Карточка может создаваться в ручную (после заполнения специальной формы) или автоматически (при переводе материальных ценностей в категорию малоценных и быстроизнашивающихся предметов). При необходимости средствами модуля можно создать запись и в карточке материальных ценностей, но приходные операции по ней следует выполнять в модуле «Материальные ценности».

Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов может вестись относительно подразделений (складов) и / или материально – ответственным лицам. В любой момент можно получить справку о наличии малоценных и быстроизнашивающихся предметов, учтенных по конкретным подразделениям или материально – ответственным лицам. Также реализованная возможность ведения личных карточек учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выдаваемых персонально сотруднику, которые создаются на основе лицевых счетов работников предприятия.

В программе предусмотрено также формирование накладных на перемещение:

Склад малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы склад

Оформление документов на ввод малоценных и быстроизнашивающихся предметов в эксплуатацию, возврат из эксплуатации, внутреннее перемещение, ведомостей начисления износа, акт списания и на переоценку.
Также предусмотрено выполнение следующих операций:

- проверка наличия малоценных и быстроизнашивающихся предметов по разрезам;

- регламентное начисления износа и списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

- объединение операций в документы.

При систематическом и правильном заполнении всей первичной документации в программе возможно автоматическое получение следующей отчетности:

- Отчет о наличии малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

- Отчет о движении малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

- Отчет о наличии драгоценных металлов в малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

- Движение драгоценных металлов;

- Инвентаризационная опись малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

В результате комплексной автоматизации предприятия наблюдается качественное улучшение процессов подготовки и принятия решений; уменьшение трудоемкости процессов обработки и использования данных; экономия условно – постоянных расходов за счет сокращения персонала; стандартизация бизнес – процессов во всех подразделениях предприятия; уменьшение зависимости от конкретных физических лиц, являющихся «держателями» информации или технологий обработки данных; использование незаметных (скрытых) для исполнителей технологий контроля выполняемой ими работы, не требующих предоставления справок и отчетов к определенной дате.

Заключение.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о том, что цель работы достигнута полностью, раскрыта существующая система бухгалтерского учета и методология ведения учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов на предприятии ОАО “Донецкгорнефтепродукт”:

В ходе проведения исследования организации учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов были предложены изменение в организации работы бухгалтерского учета предприятия ОАО “Донцкгорнефтепродукт”, что позволит сделать систему более динамичной и повысить оперативность отражения в учете требований быстро меняющейся рыночной ситуации.
Задачи данной работы достигнуты полностью.

Автор данной работы ознакомился с основными нормативными материалами и положениями по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов на предприятиях, проанализировал их выполнение на анализируемом предприятии. Отчетность, по отражению в бухгалтерском учете данного предприятия малоценных и быстроизнашивающихся предметов, признана достоверной, а также внесены конкретные предложения по совершенствованию учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Список используемой литературы.

1. «Бухгалтерский учет в производственных и торговых предприятиях

2000» Н.Н. Грабова, В.Н. Добровский, г. Киев «АСК» Экономика финансы право 2000г.

2. Текст документа №0145202/96V Министерства статистики Украины

«Приказ» №145 от 22.05.96г. г.Киев

3. Журнал «Бухгалтерский учет и аудит» №11/99г. статья

«Положение(стандарт) бухгалтерского учета №9 «Запасы»»

4. Газете «Бухгалтерия» №46/2000г. статья «Малоценка как зеркало бухгалтерской реформы», «МБП особенности переходного периода»,

«Налоговая малоценка»

5. Газете «Бухгалтерия» №20/2000г. статья «МБП: 11или 22», «Новый учет МБП»

6. Журнал «Налоги и бухгалтерский учет» текст закона ГНИ Украины о налогообложении прибыли предриятий.

Рефетека ру refoteka@gmail.com