1. Разговорный стиль языка.
Основой культуры речи является литературный язык. Он составляет высшую форму национального языка. Это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации.
Литературный язык обслуживает разные сферы человеческой деятельности. Назовем основные из них: политика, наука, культура, словесное искусство, образование, законодательство, официально-деловое общение, неофициальное общение носителей языка (бытовое общение), межнациональное общение, печать, радио, телевидение.
Если сравнить разновидности национального языка (просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны), то литературный язык играет ведущую роль среди них. Он включает в себя оптимальные способы, обозначения понятий и предметов, выражение мыслей и эмоций. Между литературным языком и нелитературными разновидностями русского языка происходит постоянное взаимодействие. Ярче всего это обнаруживается в сфере разговорной речи. Так произносительные особенности того или иного диалекта могут характеризовать разговорную речь людей, владеющих литературным языком. Другими словами, образованные культурные люди порой на всю жизнь сохраняют особенности того или иного диалекта. Жаргоны оказываю влияние на разговорную речь, особенно в области лексики, например, широко употребительными стали жаргонные такие слова, как засыпаться (на экзамене), двушка (монета), плавать у доски (плохо отвечать) и др.
Наконец, разговорная речь испытывает влияние книжных стилей литературного языка. В живом непосредственном общении говорящие могут использовать термины, и иноязычную лексику, слова из официально-делового стиля (функции, реагировать, абсолютно, из принципа и под.)
Русский литературный язык существует в двух формах — устной и письменной. Каждая форма речи имеет свою специфику.
Устная речь
- это речь звучащая, в ней используется система фонетических и просодических средств выражения;
- она создается в процессе говорения;
- для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли).
Устная речь отличается от письменной характером адресата.
Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. На письменную речь не
влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает
наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят
друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее
воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их
улыбки и смех — все это может повлиять на характер речи, изменить ее в
зависимости от этой реакции. Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он
одновременно работает над содержанием и формой.
Различен и характер восприятия устной и письменной речи. Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.
Устная форма литературного языка представлена в двух своих разновидностях: разговорная речь и кодифицированная речь.
Разговорная речь обслуживает такую языковую сферу коммуникации, для
которой характерны: непринужденность общения; неофициальность отношений
между говорящими; неподготовленность речи; непосредственное участие
говорящих в акте коммуникации; устная форма как основная форма реализации;
сильная опора на внеязыковую ситуацию, приводящая к тому, что внеязыковая
ситуация становится составной частью коммуникации, «вплавляется» в речь;
использование невербальных средств коммуникации (жесты и мимика);
принципиальная возможность мены говорящий — слушающий. Перечисленные
признаки оказывают большое влияние на выбор вербальных и невербальных
средств общения для разговорной речи. Например, на вопрос «Ну, как?» в
зависимости от конкретной ситуации ответы могут быть самыми разными:
«Пятерка», «Встретил», «Достал», «Проиграл», «Единогласно». Иногда вместо
словесного ответа достаточно сделать жест рукой, придать своему лицу нужное
выражение, и собеседнику понятно, что хотел сказать партнер.
В отличие от разговорной, кодифицированная речь используется преимущественно в официальных сферах общения (симпозиумы, съезды, конференции, собрания, заседания и т. д.). Чаще всего она бывает заранее подготовлена (выступление с лекцией, докладом, сообщением, информацией, отчетом) и далеко не всегда опирается на внеязыковую ситуацию. Для кодифицированной речи характерно умеренное использование невербальных средств коммуникации.
Наша речь при официальном общении (в выступлениях по радио и телевидению, на научных конференциях отличается от той, которая используется в быту. В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.
Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Обычно различают следующие функциональные стили: 1) научный, 2) технический, 3) официально-деловой, 4) газетно-публицистический, 5) разговорно-обиходный.
В зависимости от того какая эмоционально-экспрессивная оценка выражается в слове, оно употребляется в различных стилях речи. Эмоционально- экспрессивная лексика наиболее полно представлена в разговорно-обиходной речи, которая отличается живостью и меткостью изложения.
В обиходно-бытовом диалоге характерном для устной речи, употребляется преимущественно разговорная лексика. Она не нарушает общепринятых норм литературной речи, однако ей свойственна известная свобода. Слова разговорного стиля отличаются большой смысловой емкостью и красочностью, придают речи живость и экспрессивность. Разговорные слова противопоставляются книжной лексике. К ней относятся слова научного, технического, газетно-публицестического и официально-делового стилей, представленных обычно в письменной форме.
В отличие от разговорно-бытовой лексики, для которой характерна конкретность значения, книжная лексика является преимущественно абстрактной. Термины книжная и разговорная лексика являются условными, так как они не обязательно связываются с представлением только об одной какой- либо форме речи. Книжные слова, типичные для письменной речи могут употребляться и в устной форме речи (научные доклады, публичные выступления и др.), а разговорные – в письменной ( в дневниках, бытовой переписке и т.д.).
К разговорно-обиходной речи примыкает просторечная лексика, которая
находится за пределами стилей литературного языка. Просторечные слова
употребляются обычно в целях сниженной, грубоватой характеристике явлений и
предметов реальной действительности. Например: барахло, брехня, мразь и др.
В официально-деловом общении эти слова недопустимы, а в обиходно-
разговорной речи их следует избегать.
Однако не все слова распределяются между различными стилями речи. В русском языке имеется большая группа слов употребляемых во всех стилях без исключения и характерных как для устной, так и для письменной речи. Такие слова образуют фон на котором выделяется стилистически окрашенная лексика.
Их называют стилистически нейтральными.
Для чего же необходимо знать различные стили литературного языка и владеть ими? По этому поводу Л. В. Щерба писал: «Можно сказать — и многие нелингвисты так и думают, — что все эти разновидности, в сущности, не нужны и что лучше было бы, если бы все писалось на некотором общем языке. но в основном каждая разновидность вызывается к жизни функциональной целесообразностью»
Каждый конкретный акт речевой деятельности требует совершенно
определенных средств выражения. Говорящие должны следить за тем, чтобы
слова, употребляемые ими, были по своим стилистическим свойствам однородны,
чтобы не возникал стилевой разнобой, а использование стилистически
окрашенных слов было оправдано целью высказывания.
Книжные, разговорные, просторечные слова, правильно введенные в ткань
высказывания, придают речи особый колорит, повышают ее выразительность,
экспрессивность. Однако далеко не все в достаточной степени обладают
языковым чутьем, чувством меры в использовании стилистически окрашенной
лексики. Например: «Училась она не так уже хорошо (разг.), но не ревела
(разг.), если мальчишки приставали (разг.), чем завоевала определенный
авторитет» (офиц.-дел.).
Стилистически окрашенная, в частности, разговорная и просторечная лексика в силу своей оценочности и сниженности требует тщательного отбора, внимательного к себе отношения.
Особенно недопустимо неоправданное смешение в речи разностилевой лексики — разговорной, просторечной, книжной. В таком случае высказывание становится как бы разноголосым, лишается внутренней гармонии. Совершенно недопустимо употребление разговорной и просторечной лексики в текстах официально-делового стиля.
Следует иметь в виду, что функционально-стилистические границы
современного литературного языка очень подвижны. Как подчеркивал В. В.
Виноградов, «разные функциональные стили речи находятся в живом соотношении
и взаимодействии». Функциональные стили не представляют собой замкнутой
системы. Основная часть языкового материала — общеязыковые, межстилевые
средства. Поэтому очень важно знать и тонко чувствовать специфические
особенности каждого функционального стиля, умело пользоваться языковыми
средствами разных стилей в зависимости от ситуации общения и целей
высказывания. Владение функциональными стилями является необходимым
составным элементом культуры профессиональной речи дипломата, политика,
преподавателя, журналиста, адвоката, руководителя предприятия.
2. Причины коммуникативных неудач.
Наше время – время активных, деловых, предприимчивых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.
Без общения как без воздуха человек не может существовать. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.
Общение — сложный процесс взаимодействия людей, явление далеко не однозначное. Поэтому особенности поведения людей в процессе общения, применение различных методов и приемов, использование речевых средств во многом определяются видом общения, с которым приходится иметь дело в каждом конкретном случае.
Существуют различные подходы к классификации общения. Прежде всего
выделяют бытовое и деловое общение, т.е. общение, связанное с нашей
повседневной жизнью, с обиходом, и общение на работе, при исполнении
служебных обязанностей, при решении производственных вопросов и т. п.
Бесспорно, эти виды общения взаимосвязаны друг с другом и
взаимообусловлены. Иногда невозможно провести четкую грань между ними.
Умение общаться в домашней обстановке, в кругу семьи, родных, друзей
является зачастую хорошей опорой и в деловом общении. И наоборот, навыки
делового общения порой помогают человеку с честью справиться со сложной
ситуацией, возникающей дома, на улице, в общественном месте.
В зависимости от различных признаков как бытовое, так и деловое
общение можно разделить на следующие виды:
1. контактное — дистантное (по положению коммуникантов в пространстве и
времени);
2. непосредственное — опосредованное (по наличию или отсутствию какого-либо
опосредующего «аппарата»);
3. устное — письменное (с точки зрения формы существования языка);
4. диалогическое — монологическое (в зависимости от переменной и постоянной
позиции: я — говорящего и ты — слушающего);
5. межличностное — массовое (с точки зрения количества участников) и др.
В жизни большинства людей преобладает бытовое общение. Оно — самое распространенное. Не только дома, в кругу семьи, но и на работе, на улице, в городском транспорте, в электричке, особенно когда дорога дальняя, мы часто вступаем в контакт с окружающими, чтобы о чем-то спросить, что-то узнать, посоветоваться, рассказать, как говорят, отвести душу, наконец, просто скоротать время. Но всегда ли такой разговор удается? Всегда ли мы бываем им довольны?
Если разговор не получается, значит, отсутствует одно из необходимых условий: обоюдное желание вести диалог. В нашей жизни довольно часто встречаются такие ситуации. Например, сидит человек на скамейке в парке или едет в автобусе, троллейбусе, в электричке. Рядом садится гражданин и заводит разговор. Ему односложно отвечают из вежливости, давая понять, что не хотят поддерживать разговор, а он назойливо лезет с вопросами, что-то рассказывает. Остается в таких случаях только встать и поменять место или уйти. Да иногда и дома нет желания разговаривать даже с близкими, отвечать на вопросы, выслушивать их рассказы. Причины этому бывают разные: недомогание, усталость, хандра, необходимость сосредоточиться на каком-то деле, обдумать его. В таких случаях следует помнить о культуре общения. Нельзя навязываться с разговором. Когда собеседник не проявляет интереса, необходимо прекратить разговор, подождать, когда у партнера появится необходимость в общении.
Успех общения зависит так же и от того, насколько удачно выбрана тема разговора, представляется ли она актуальной и интересной для обоих собеседников, в какой степени предмет обсуждения известен каждому из разговаривающих.
Общенародный русский язык — сложное явление. Высшая его форма — литературный язык, которым владеют люди, получившие образование. Затем, как средство общения в среде недостаточно грамотных людей, преимущественно жителей городов, используется просторечие, а в сельской местности, особенно в деревнях, — различные диалекты. Существуют еще жаргоны. Есть профессиональные жаргоны, молодежные (школьный, студенческий), жаргон воровской, тюремный.
Таким образом, чтобы говорить на одном языке, надо хорошо знать нравы, обычаи, особенности людей, с которыми приходится общаться.
Общение сопровождает человека всю его жизнь. В былинах, сказках, песнях, пословицах и поговорках народ выразил свое понимание значения общения в процессе труда, определил его положительные и отрицательные качества, показал, что влияет на успех общения, какие требования следует предъявлять к участникам общения. В этом отношении особенно показательны пословицы и поговорки.
Осмысление народной мудрости позволяет нам лучше
ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и находить наиболее верные
решения.
Собеседование, общение, речь, по мнению народа, должны обогащать человека,
развивать его интеллект, содержать в себе что-то новое, неизвестное,
поучительное. Тогда общение приносит удовлетворение собеседникам, рождает
взаимное уважение обогащает жизненный опыт. «В чужой беседе всяк ума
наберется». Отсюда предупреждение определяющее отношение к словам, речи,
языку: «Слово не зря молвится», «Когда говоришь – думай», «Не бросай слов
на ветер».
Общение двусторонний процесс. В нем участвуют по меньшей мере два человека. И от каждого из них зависит каким будет собеседование. Каждый по собственному опыту знает, что собеседники бывают разные. Пословицы показывают какими качествами должен обладать собеседник, чтобы беседа приносила удовлетворение, не была в тягость. « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать», то есть знай меру в разговоре, не утомляй собеседника, дай возможность ему высказаться.
Очень неприятно когда тебя не слушают, но еще хуже когда один из участников диалога, не дослушав, включается в разговор и одновременно звучат два голоса. Такое общение похоже скорее на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда подобное наблюдается на заседаниях собраниях и дискуссиях. Пословица предостерегает: «Петь хорошо вместе, а говорить порознь».
Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре – положительные качества говорящего.
Общение и общество - родственные слова. Именно объединение людей, их совместная работа, добывание пищи, защита от нападений, стихийных бедствий и породили необходимость общения. Слово общение (как и общество) восходит к слову общий. Это не случайно. При общении должны быть:
- общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации;
- общая тема разговора;
- общий язык с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.
Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые
оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки
и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся:
— богатство (разнообразие) речи,
— ее чистота,
— выразительность,
— ясность и понятность,
. точность и правильность.
Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейший книжно-письменной традицией.
Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои
мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса,
стараться использовать богатства родного языка.
Не следует забывать о том, что словесные штампы не вызывают в
сознании необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий
стандартными выражениями, может взволновать слушателей, убедить их в чем-
то, воздействовать на них. Шаблонная, избитая фраза «отскакивает» от
слушателей, не дает им возможности вникнуть в суть высказывания.
Почему же некоторые все-таки используют в своей речи шаблонные слова и
выражения? Причины бывают самые разные. Одни стараются говорить «гладко и
плавно», другие пытаются скрыть свое отношение к (предмету речи,
доверительный разговор заменяют общими фразами. Употребление шаблонных
выражений и фраз бывает вызвано неподготовленностью, поверхностными
знаниями, обусловлено низкой речевой культурой, недостаточным запасом слов.
А бедность, серость языка связывается в свою очередь с однообразием,
бедностью, серостью и не оригинальностью мысли.
Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не
обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют
ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того,
лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают
подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.
Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.
Речь должна быть яркой, образной, выразительной. Говорящий должен
воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.
Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют
лучшему пониманию, восприятию и запоминанию, доставляют эстетическое
удовольствие.
Если слушатели не воспринимают смысл произносимых слов, они неправильно понимают то, о чем говорится, следовательно, не могут усвоить преподносимый материал. Ясность, понятность речи в значительной степени зависят от правильного использования различных пластов лексического состава языка: терминов, иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов, историзмов, архаизмов, неологизмов. Применение слов ограниченной сферы употребления должно быть обязательно мотивировано.
Точность — необходимое качество речи. Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов.
Вспомним слова Л. Н. Толстого:
Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия
Ораторское выступление на тему: «Женщины-гении».
Объясните мне, почему мировое мужское сообщество будет шумно
праздновать годовщину изобретения подводной лодки Леонардо да Винчи, даже
не вспомнив о том, что наиважнейшая часть субмарины - перископ был в 1845
году запатентован женщиной - американкой Сарой Мэтер? Да что перископ! Не
предмет первой необходимости, в конце концов. Автомобиль - классическая
мужская вотчина (как они неистово пытаются нам внушить, без конца повторяя
имена Форда, Бенца, Даймлера и Майбаха) - сплошь состоит из женских
изобретений. Ведь именно дамы придумали дворники-стеклоочистители. А
Долорес Джонс в 1917 году изобрела глушитель. И не кто-нибудь усатый, а
Цинтия Вестовер в 1892 году разработала идею снегоуборочной машины.
Спросите любого мужчину, припавшего к экрану телевизора во
время чемпионата "Формула-1", почему, мол, на гонки не допускаются женщины.
Даже сопливый пятилетний мальчишка вроде моего сына нахально ответит: тетям
нельзя, только дядям. Они просто не знают (или делают вид?), что первыми
гонщицами (а также угонщицами и обгонщицами) являлись дамы. Дело было так.
Карл Бенц, построивший в 1885 году трехколесный моторный экипаж, все никак
не решался (читай: трусил) испытать собственное детище. Тогда его жена
Берта тайком от супруга в августе 1888 года отважно усадила в авто своих
ребятишек и урулила за 120 километров к родителям. Как она потом
вспоминала, ехала деликатно, чтобы не испугать лошадей. В 1893-м, когда во
Франции ввели Правила дорожного движения, их первой нарушительницей стала
княгиня де Юзек, совершившая обгон. Теперь я понимаю, почему историки
упорно твердят, что изобретатель колеса не известен. Скорее всего, ученые-
археологи (до недавнего времени все сплошь мужчины) обнаружили лет этак сто
назад неоспоримые доказательства того, что колесо придумала женщина, и
сговорились этот факт предать забвению.
"Не может этого быть!" - воскликнешь ты. Еще как может. Попытайся
перечислить древних врачей. На ум идут только Гиппократ, Авиценна, Конфуций
- одни мужские имена. Между тем в Древней Греции были и женщины-врачи.
Стать медиком в те времена девушке было чрезвычайно трудно. Потому что
женщин, добившихся успехов на какой-либо ученой стезе, мужчины подвергали
осуждению, дружно и публично называя их, мягко говоря, безнравственными.
Сомнительно, чтобы такую женщину взяли в жены. Только чрезвычайно отважные
"сестры наши" могли решиться стать врачом. Их трудам мужчины специально не
давали ходу, их имена старались даже не произносить, но при этом отдельные
"ученые мужи" не стеснялись ссылаться в своих мудрых изысканиях на научные
работы женщин. Зачем им это было нужно? А зачем с 1500 года сонмы "ученых"
корпели над трактатами о женщинах-ведьмах? На полном серьезе был
"исследован" весь механизм соития "алчных, похотливых, лживых бабенок"
(каковыми, естественно, являются все женщины) с дьяволом, ход шабашей и
принцип полетов на метле. Трудно поверить, но всего несколько столетий
назад мужчины собирались на "конференции", на которых всерьез бились над
проблемой: является ли женщина человеком? Большинство склонялись к
отрицательному ответу. Сотни, а то и тысячи лет женщина, пытавшаяся
овладеть науками, считалась опасной. Еще бы!
Ведь если только от того, что девушка снимает в поле чулки, нападает мор на целое стадо коров, то что будет, если она возьмет в руки колбы и пробирки? Неудивительно, что подавляющее большинство дам и помыслить боялись об учебе и занятиях! Женские литература, творчество, научные изыскания отсутствовали. И мужчины по истечении веков сделали логичный вывод: дамы глупы. Даже сегодня большинство "теоретиков" сильного пола уверены: женщина и открытия в чем бы то ни было - понятия несовместимые. Мозг у дам, видите ли, по весу меньше. Зоны, отвечающие за аналитику, опять же недоразвиты. "Зато вы можете рожать", - великодушно успокаивают нас мужики. И даже щедро признали за нами такой дар, как интуиция. Правда, с оговоркой - женская интуиция не совсем полноценная. Но уж какая есть! А мне между тем интересно, стал бы Лобачевский Лобачевским, если бы ему позволили окончить три класса на дому, причем делая основной упор на такие предметы, как вышивание и танцы?
Трудно представить, чтобы в наши дни авторы осмелились издать
книгу постулатов о врожденной тупости чернокожего человека или скудоумии
жителя севера. Однако выпустить сборник философских откровений "великого
мыслителя" XVII века Филиппа Дорме-ра Стэнхоупа - в порядке вещей.
"Разумный человек должен относиться к женщине как к беззаботному,
смышленому (и на этом спасибо! ) ребенку: с ней можно играть, веселиться,
шутить, ей можно делать комплименты -но ни советоваться, ни говорить с ней
на серьезные темы, ни доверять ей нельзя"; "Сами женщины не созданы для
забот; их предназначение в том, чтобы брать на себя наши заботы". А как вам
следующая цитата из той же книги: "Женщине не нужно много ума - так, нам
довольно, если попугай отчетливо произнесет хоть несколько слов". Я никоим
образом не ратую за то, чтобы собрать такие книги да сжечь. Просто пытаюсь
пояснить, из чего родился миф о неспособности женщин к наукам и серьезному
творчеству. Эту удобную теорию (кому же захочется, чтоб жена, не приготовив
ужин, умчалась в лабораторию) мужчины лелеяли и с успехом вбивали в наши
головы веками. С неугодными расправлялись...
Гипатия (Ипатия) из города Александрия родилась в 370 году. Можно
только догадываться, какие препоны ей пришлось преодолеть, чтобы заняться
наукой. Скорее всего, этой женщине пришлось принести в жертву личное
семейное счастье, ведь в те времена мужчина не женился бы даже на
сочинительнице стихов, не говоря уж об изобретательнице астролябий. Да,
именно Гипатия создала несколько научных приборов, в том числе и плоскую
астролябию, применявшуюся для определения положения планет, Солнца и других
звезд. Достоверно известно, что Гипатии принадлежат труды по толкованию
произведений Платона, Аристотеля и других философов. А также сочинения по
математике и астрономии, комментарии к Аполлонию по теории конических
сечений и к Диофанту по алгебре. Ученость Гипатии была столь велика, что ей
было великодушно позволено преподавать в Александрийском музее. Красноречие
позволило ей принимать участие в политической жизни города, к ее мнению
прислушивались в александрийском обществе. Конечно, это вызывало бурный
протест среди множества мужчин. По наущению епископа Кирилла 45-летняя
Гипатия была растерзана фанатично настроенной толпой.
В истории цивилизации было немало женщин-ученых, но их труды упорно не
признавались. Вы когда-нибудь видели одну из первых карт Вселенной? А ведь
ее нарисовала женщина -Хильдегарда Бингенская, аббатиса монастыря в
Германии. Хильдегарда писала книги по теологии, медицине, составила
энциклопедию, в которой описала 230 растений, 60 пород деревьев, животных и
минералы. Открытия, сделанные женщинами, мужским обществом упорно
игнорировались, их имена забывались. Таким забытым оказалось имя математика
и философа Анны Конвей. Графиня Конвей родилась в 1631 году в Лондоне. С
книгами ее познакомил брат. Анна увлеклась работами Декарта. Ее труд
"Принципы античной и современной философии" был издан лишь спустя 11 лет
после ее смерти. Книга оказала большое влияние на математика Лейбница,
который высоко оценил труд женщины-ученой. Однако все заслуги этой книги
приписали голландцу Хельмонту, и вскоре забылось и само имя Конвей.
Трудно поверить, что каких-то сто лет назад женщин не принимали в
высшие учебные заведения! Все, на что они могли рассчитывать, - это
обучение на дому. Даже получив серьезное образование и став авторами
собственных разработок, женщины могли претендовать на место ассистентки при
ученых-мужчинах. Только в 1878 году по настоянию кружка прогрессивной
интеллигенции для российских девушек были открыты Бестужевские курсы
-женский вуз. Но такой кошмар мужчины пережить не смогли: в 1886 году курсы
были закрыты. Лишь в 1890 году учреждение возобновило свою деятельность. Но
было введено множество ограничений - вдвое повышена плата, принимались лишь
девушки, имевшие родственников, у которых можно было проживать (Самой
снимать комнату? Разврат!). Окончившие курсы (а таких в 1914 году было 6996
на многомиллионную Россию) имели всего лишь право работать учительницами.
Но даже ради этой возможности женщины ехали в любую глушь, в сельские
школы. Можно буквально по пальцам пересчитать случаи, когда женщинам
доверялись высокие научные посты. Так, только в 1787 году в Англии первой
из дам была назначена на пост помощника главного придворного астронома 35-
летняя Каролина Гершель (обучилась астрономии и математике не в
университете, а с помощью брата-астронома Уильяма). Каролина открыла
множество комет, ей были присуждены премии, а в 1828 году - золотая медаль
Королевского астрономического общества. Надо ли говорить, что путь к
признанию был "вопреки". А через какие тернии пришлось пройти Софье
Ковалевской!.. Она родилась в 1850 году в Москве, рано обнаружила
незаурядные математические способности Но заниматься любимой наукой могла
не в университетских аудиториях ( доступ в Петербургский университет был
закрыт), а лишь беря частные уроки у известного педагога
А.Н.Страннолюбского. В 1868 году, чтобы иметь возможность проводить
изыскания, Софье пришлось вступить в фиктивный брак (незамужнюю ученую
подвергли бы осуждению) с В.О.Ковалевским. К счастью, позднее этот брак
стал фактическим. В 1870 году Софья переехала в Берлин, но в тамошний
университет ее тоже не приняли, и она брала частные уроки у К.Вейерштрасса.
В 1874 году на основании трех работ представленных этим ученым,
Геттигенский университет заочно (ведь даже само появление женщины среди
ученых мужей осквернило бы храм науки!) присудил ей степень доктора
философии. Счастливая Ковалевская вернулась в Россию, но ее надежды
получить место в Петербургском университете не сбылись. А в Московском
университете ученой не разрешили сдавать экзамены на звание магистра.
Безуспешными были и ее попытки получить должность профессора на высших
женских курсах во Франции. В 1888 году Ковалева написала работу "Задача о
вращении твердого тела вокруг неподвижной точки", за которую Парижская
академия присудила ей премию. За следующий труд на эту же тему через год
Ковалевская получила премию Шведской А.Н. Ее труды получили всеобщее
признание, ими вовсю пользовались, но при этом женщине чинились всяческие
препятствия. По сути дела, академическая карьера Ковалевской была
разрушена, она стала жертвой мужского шовинизма. Можно только догадываться
что творилось в душе автора повести "Нигилистка" и драмы "Борьба за
счастье", пережившей столько несправедливостей только потому, что она
родилась женщиной. ...Надеясь занять пост профессора в Стокгольме,
Ковалевская отправилась в Швецию, но по пути простудилась и умерла.
Более удачно (в силу более позднего рождения), но так же многотрудно
складывалась научная жизнь Марии Склодовской-Кюри, выдающегося физика и
химика. В 1883 году 16-летняя Мария окончила с золотой медалью Варшавскую
гимназию, но не могла получить высшего образования в родной Польше. С
большим трудом ей удалось поступить в Парижский университет. В 1897 году в
лаборатории П. Кюри Мария закончила первую свою научную работу "О
магнитных свойствах закаленной стали", а 6 лет спустя защитила докторскую
диссертацию "Исследование радиоактивных веществ". Мария Кюри стала первой
женщиной-профессором Парижского университета. В 1903 году женщина, которую
когда-то не хотели принимать в ряды студентов, получила Нобелевскую премию.
В 1911 году она стала Нобелевским лауреатом вторично!
Мэри Соммервиль из Шотландии написала труд "О магнитной силе
преломляющихся солнечных лучей", который был представлен в Королевское
общество ее мужем (женщинам вход воспрещен!), и книгу "Небесная механика",
которая до конца XIX века считалась необходимым пособием при изучении
математики. Графиня Ада Лавлейс стала первой программисткой, заодно
опровергнув версию о детях гениев, на которых природа отдыхает: Ада - дочь
Байрона. Вместе с математиком Бэббеджем она работала над арифметическими
программами для счетных машин. Ее работы были напечатаны в 1843 году. Но
Ада издала труд под инициалами (именно так или под вымышленным мужским
именем приходилось издавать свои книги многим женщинам), поэтому
впоследствии об авторе трудов забыли. Россиянка Надежда Кожина
самостоятельно представила на всемирной выставке в 1873 году свое
изобретение -мясные консервы для приготовления солянки. Маргарет Найт в
1870 году придумала машину для склеивания молочных пакетов, идея которой
вовсю используется сегодня. Американка Бетти Грэм в 1956 году изобрела
"жидкую бумагу", или вымарку для машинописных опечаток. Внешне ничем не
примечательная, полненькая Бэтти долго не могла найти работу: главы фирм
наотрез отказывались принять на службу в офис разведенную женщину с
маленьким ребенком на руках. С большим трудом Грэм устроилась секретаршей.
Как-то утром, по дороге в свою контору, Бетти увидела двух маляров,
замазывавших краской надписи на стене... Женщина купила банку
водоэмульсионной краски, беличью кисточку и начала эксперименты по
закрашиванию опечаток. Она сыпала в краску соль, лила клей. Когда фирма IВМ
отказалась начать производство грэмовских "чернил для дураков", Бетти
основала свою фабрику. Результат - в 1978 году Грэм продала предприятие
фирме "Жиллетт" за 47 миллионов долларов! Джесси Картрайт сделала первую в
мире микроволновую печь. Она же разработала компьютер для стиральной
машины, благодаря чему мы пользуемся машиной-автоматом. Американская
кинозвезда Хеди Ламмар изучала радиоэлектронику, благодаря чему современные
мужчины могут болтать по мобильникам. Американка Сара Уокер изобрела
средство для выпрямления волос, впоследствии став миллионершей. Можно
представить, как сложно было ей добиться таких высот, ведь она родилась в
1868 году, была чернокожей и потеряла обоих родителей, когда ей было шесть
лет. Имя Уокер внесено в "Книгу рекордов Гиннесса" как первой женщины-
миллионера с черным цветом кожи. Этель Флори получила Нобелевскую премию за
испытания пенициллина, который ее муж Говард придумал, но побоялся
попробовать на практике. В СССР испытанием этого антибиотика, буквально
спасшего мир, также занималась женщина - микробиолог Зинаида Ермольева.
Список можно было бы продолжать. Но, к сожалению, даже сейчас в мире
гораздо меньше женщин-литераторов, живописцев, ученых. Будет ли положение
меняться - зависит от нас. На мужчин надеяться не приходится: на пороге
третьего тысячелетия в одной из республик нашей "цивилизованной" страны на
законных основаниях вводится многоженство, а в другой - чадра. И повальные
объявления о приеме на работу, в которых написано: "Требуется мужчина".
Мужчины изо всех сил пытаются внушить нам, что женщина, достигшая
самостоятельности и успехов, теряет свои качества ("сухарь", "синий
чулок"). Не слушайте вы их! Мы достигаем высот и при этом не перестаем
любить секс и детей. Просто мужчина боится, что сегодня мы умчимся в
лабораторию или Думу, а потом войдем во вкус и станем президентом! И ладно
бы, что тогда именно ему, мужчине, придется варить кашку и менять памперсы
вашему малышу, так вместо любимых его сердцу бестселлеров "Женщины в жизни
великих людей" (как будто мы - не люди!) в школах будут изучать тома
"Мужчины в жизни великих женщин".
Список используемой литературы
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов - на -
Дону, 1999
2. Водина Н.С. Культура языка государственного служащего. М.,1998
3. Культура русской речи. М., 1999