Министерство Образования РФ
Архангельский Государственный Технический Университет
Институт права
Юридический факультет
Кафедра уголовного права и процесса.
Творческая работа по Правоохранительным органам на тему: «Организация частной детективной и охранной деятельности».
Выполнил: студент I курса 2 группы
_____________
Проверил:
__________
Архангельск
2003г.
Содержание.
Введение
I. Основная часть:
1. Частная детективная и охранная деятельность в России.
2. Частная детективная (сыскная) деятельность.
3. Частная охранная деятельность.
4. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью.
II. Заключение.
III. Список использованной литературы.
Введение.
Кардинальные изменения в общественной жизни, политическая,
экономическая нестабильность, возникновение новых форм собственности, рост
числа новых субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие
предпринимательства и расширение частного сектора экономики неизбежно
повлекли за собой изменения в системе борьбы с преступностью в России. В
период реформ утратили прежнее значение отдельные общественные
формирования, такие как добровольные народные дружины, в то же время
возникли новые субъекты борьбы с преступностью. В частности, интенсивно
развивался институт частной детективной и охранной деятельности. В
настоящее время некоторые должностные лица МВД и депутаты Государственной
Думы предлагают отказаться от вооруженной частной охраны вообще. За этими
структурами оставить лишь такие незначительные функции, как неофициальный
частный сыск, сторожевую охрану и прочее, но без оружия. А всю вооруженную
охрану передать в ведение МВД. Это мнение существует, но возможно ли в
условиях рыночной экономики реализовать такие идеи? Известно, что большая
часть денег налогоплательщиков идет на содержание государственного
аппарата, в том числе на содержание правоохранительных органов. Государство
в той или иной степени создает гарантии безопасности своих граждан и их
собственности. Безусловно, эти гарантии могут быть, более высокими в
наиболее развитых в экономическом плане государствах. Вот только способно
ли государство обеспечить полную гарантию безопасности своих граждан и их
собственности? Все цивилизованные страны прошли по пути не только
разрешения деятельности частных охранных и детективных структур, но и
различными способами стимулируют их развитие.
В настоящее время частной охранно-сыскной деятельностью в РФ
занимается около 25 тысяч частных охранных предприятий и служб
безопасности, представляющих на договорных условиях услуги по защите жизни
и здоровья граждан, охране грузов, консультации по защите от преступных
посягательств, монтаж средств сигнализации и охрану порядка на различных
мероприятиях. К этому же кругу предприятий необходимо отнести фирмы,
обеспечивающие производство программно-технических комплексов защиты
информационных систем, предприятия обеспечения информационной,
коммерческой, пожарной и экологической безопасности. Создано значительное
количество негосударственных учебных центров и школ, специализирующихся на
подготовке частных детективов и охранников. Только в Архангельске
зарегистрировано, ______ негосударственных охранно-сыскных предприятий и
служб безопасности при банках, фирмах, общественно-политических
объединениях; выдано более __ тысяч лицензий на право занятия частной
охранной и детективной деятельностью.[1] В нынешней острой криминогенной
ситуации частные охранно-сыскные предприятия стали неотъемлемой частью
системы внутренней безопасности государства. Они вносят существенный вклад
в дело сдерживания роста преступности и борьбы с нею. Попытка бездумного
удушения, разрушения негосударственных охранных предприятий
законодательным, путем, либо волевыми решениями отдельных недальновидных
политиков сыграли бы явно на руку преступному сообществу. Такие действия
способны резко обострить и без того сложный социальный климат в стране,
поскольку сделали бы безработными сотни тысяч здоровых, хорошо
подготовленных, имеющих боевой опыт бывших офицеров и лишили бы средств к
существованию их семьи. Учитывая прогнозируемый экспертами затяжной кризис
российской экономики, сохранение остроты криминогенной обстановки, на
обозримую перспективу совершенно логичным было бы дальнейшее развитие и
укрепление института частных охранных предприятий и служб безопасности.
Поэтому наиболее продуманным, полезным с государственной точки зрения, было
бы подкрепленное законодательно решение о дальнейшем «стимулировании
развития и совершенствовании уже существующей и действующей системы частных
охранных структур, работа по ее более органичному включению в общую систему
органов безопасности страны»[2].
Таким образом, выбранная мной тема “Организация частной детективной и охранной деятельности” представляется весьма актуальной. Важность темы связана с необходимостью определения места, частных охранных и детективных предприятий в борьбе с преступностью, а также создания условий, необходимых для оптимального включения частной охранно-сыскной деятельности в эту деятельность.
Основная часть.
1. Частная детективная и охранная деятельность в России.
К числу изменений, произошедших в последние годы в правовой сфере, следует отнести передачу части функций государственных правоохранительных органов и спецслужб негосударственным детективным и охранным агентствам, службам безопасности предприятий и организаций, в которых в настоящее время работают сотни тысяч человек.
На данный момент правовой основой частной детективной и охранной
деятельности являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон
Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности» от 11
марта 1992 года, Федеральный Закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г,
Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 2001
г. Существует также целый ряд законов и подзаконных актов, кругом своего
действия задевающих частную охранную и детективную деятельность. В
соответствии выше указанными источниками частная детективная и охранная
деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе
услуг физическим и юридическим лицам, предприятиями, имеющими специальное
разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях зашиты законных прав
и интересов своих клиентов. Не мало важным является факт указания того, что
граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, «не
вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные
законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов,
закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц,
осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не
распространяется»[3].
Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.
В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
5) поиск без вести пропавших граждан;
6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
В целях охраны предусмотрены следующие виды услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Указанные выше услуги, особо подчеркивается в Законе, могут оказывать
лишь физические или юридические лица, имеющие статус частного детектива,
частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или
частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения.
Физические и юридические лица, не имеющие такого статуса, не вправе
оказывать сыскные и охранные услуги, причем частный охранник может
оказывать услуги по охране только в составе предприятия, имеющего лицензию
на оказание охранных услуг. «Физическим лицам лицензия на частную охранную
деятельность не выдается, они получают только документ (удостоверение
частного охранника), подтверждающий их статус частного охранника»[4].
Регламентируется вопрос о праве предприятий, осуществляющих частную
детективную и охранную деятельность, на содействие правоохранительным
органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Далее
Закон разделяет понятия частной детективной и охранной деятельности, и дает
подробное описание обоим видам, что попытаемся сделать и мы.
2. Частная детективная (сыскная) деятельность.
Частным детективом признается гражданин Российской Федерации,
получивший в установленном порядке лицензию на частную сыскную деятельность
и выполняющий перечисленные в Законе сыскные услуги. Согласно Закону
сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного
детектива, таким образом, Законодатель приближает частного детектива к
работнику правоохранительных органов, так же лишенному права совмещать
службу с иными способами заработка. Статья 5 ФЗ РФ «О частной детективной и
охранной деятельности» очерчивает круг действии частного детектива.
Согласно этой статье частный детектив имеет право на устный опрос граждан и
должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и
документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений,
помещений, и других объектов, наблюдение. Допускается использование видео-
и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не
причиняющих вреда жизни и здоровью граждан окружающей среде. Нельзя не
отметить важность оговорок о согласии лиц, на которых направлена частная
детективная деятельность, что, соответствует положениям Конституции РФ, в
частности ее п. 1 ст. 23: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной
жизни, личную и семейную тайну…».
В ст. 5 рассматривается также и вопрос о применении специальных
средств в ходе оказания услуг. Отдельно оговорено то, что частные детективы
имеют право использовать специальные средства только в ситуациях,
сопряженных с опасностью для жизни и здоровья. Виды, порядок приобретения,
учета, хранения и ношения специальных средств устанавливаются
Правительством Российской Федерации. На данный момент действует
Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. №587 «Вопросы частной
детективной и охранной деятельности». Приложение №2 к этому Постановлению
приводит перечень специальных средств, используемых в частной детективной и
охранной деятельности: жилет защитный 1-5 класса защиты, шлем защитный 1-3
класса защиты, спецсредство «Черемуха-10» и его аналоги, газовый пистолет,
наручники, палка резиновая (пластиковая). Постановление также заявляет о
том, что применение спец. средств – прерогатива лиц, прошедших специальную
подготовку, и выдержавших ежегодную проверку в органах внутренних дел на
профессиональную пригодность. Любому использованию этих средств должно
предшествовать предупреждение о намерении их применения, в случае, если
спец средства были все же применены частный детектив обязан оказать
доврачебную помощь, уведомить о произошедшем органы здравоохранения и
внутренних дел. Неправомерное применение специальных средств влечет
установленную законодательством ответственность.
В определении частной детективной и охранной деятельности задевается
вопрос о необходимости получения специального разрешения (лицензии). Это
положение развивается в статье 6 настоящего Закона и в Положении о
лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности.
Лицензирующим органом является Министерство внутренних дел РФ. Выдача
лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории РФ
производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его
компетенции. «Таким образом, в основе лицензирования сыскной деятельности
положен территориальный принцип: орган внутренних дел конкретного региона
(субъекта РФ) дает разрешение на проведение вышеуказанной деятельности на
территории конкретного региона (субъекта РФ)»[5]. Для получения лицензии
гражданин – соискатель лицензии обязан лично предоставить в соответствующий
орган внутренних дел анкету, фотографии, медицинскую справку о состоянии
здоровья, документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического
образования или прохождения специальной подготовки для работы в качестве
частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных
подразделениях не менее трех лет, сведения о потребности в спец. средствах
и намерении их использовать. Органы внутренних дел вправе устанавливать
достоверность сведений, изложенных в документах. Но только в течение 60
дневного срока, после чего обязательно принятие решения. В случае отказа в
выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом
гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение
может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или суд.
Гражданину, получившего лицензию на работу в качестве частного детектива,
соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ,
установленного образца, удостоверяющий его личность. Лицензия выдается на
срок 5 лет, и может быть продлена еще на 5 лет в случае представления в
лицензирующий орган соответствующего заявления лицензиата, не позднее, чем
за один месяц до истечения срока ее действия.
Помимо необходимости лицензирования, Закон накладывает и другие
ограничения в сфере детективной деятельности. Довольно широкий спектр этих
ограничений изложен в статье 7 ФЗ РФ «О частной детективной и охранной
деятельности». Среди них наиболее примечательные и важные: запрет выдавать
себя за сотрудников правоохранительных органов, запрет скрывать от
правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или
совершенных преступлений. Эти требования формулируют необходимость
содействия между правоохранительными органами и частными детективами.
Дублируются запреты о недопустимости посягательств на конституционные права
и свободы граждан: запреты собирать сведения, связанные с личной жизнью, с
политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц, прибегать к
действиям, ставящим под угрозу жизнь, здоровье, честь и достоинство
граждан. Закреплены положения морально-нравственного характера: запреты
фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента, разглашать
собранную информацию, использовать ее вопреки интересам своего клиента. В
заключении статьи сказано, что нарушение данных положений влечет
установленную законом ответственность.
Защита интересов клиента подтверждается статьей 9 вышеназванного закона. Согласно этой статье частное детективное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг. В договоре должны быть обозначены сведения о договаривающихся сторонах, содержание поручения, срок выполнения, меры ответственности сторон, дата заключения договора. В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о проделанной работе. Копия отчета подлежит в архиве предприятия (объединения) в течении трех лет. Споры между клиентом и частным детективным предприятием (объединением) по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором, рассматриваются в судебном порядке.
3. Частная охранная деятельность.
Оказание охранных услуг, перечисленных в части третьей статьи третьей
выше указанного Закона, разрешается только предприятиям, специально
учрежденным для их выполнения, получившим соответствующую лицензию в
соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и
Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной
деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 600 от 14
августа 2002 года.
Для получения лицензии на оказание охранных услуг предприятие,
создаваемое для этих целей, представляет в соответствующий территориальный
орган внутренних дел записку, в которой «перечисляются виды охранных услуг
и указываются территория деятельности, данные о предполагаемой численности
персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные
средства, оружие и потребности в них»[6]. Обязательным требованием к
руководителю охранного предприятия является наличие высшего образования.
ОВД при необходимости вправе устанавливать достоверность сведений,
изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о
выдаче лицензий на охранную деятельность. На рассмотрение представленных
документов органам внутренних дел отводится до 60 суток, после чего
выносится решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии на охранную
деятельность. При отказе в выдаче лицензии, ответ дается в письменном виде
с объяснением причин отказа. Претендент вправе обжаловать данное решение в
вышестоящий орган внутренних дел или суд.
Лицензии, выданные частным охранным предприятиям и их объединениям, должны своевременно продлеваться. Лицензия подлежит аннулированию в случаях нарушения закона и только по решению суда.
Охранная деятельность не распространяется на объекты, подлежащие
государственной охране, перечень которых утверждается Правительством
Российской Федерации.
Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Охранникам запрещается использовать методы сыска. Смешанная охранно- розыскная деятельность может осуществляться путем создания ассоциаций частных охранных и частных детективных предприятий с сохранением их самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия различных форм собственности, действующие на территории Российской Федерации, вправе создавать свои службы безопасности для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности. Руководитель и персонал таких служб обязаны получить лицензии и действовать на основании Закона о частной детективной и охранной деятельности и уставов, согласованных с органами внутренних дел. Службе безопасности запрещается оказывать какие- либо услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.
В процессе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять как специальные средства так и огнестрельное оружие. Условия и порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия определены в ст.ст. 16, 17, 18 Закона. Охранник либо частный детектив при применении специальных средств или огнестрельного оружия обязан: предупредить противника о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия; стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить в возможно короткий срок о происшедшем органы здравоохранения и внутренних дел; немедленно уведомить прокурора обо всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.
Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию).
Частные охранники имеют право применять огнестрельное оружие в
следующих случаях: для отражения нападения, когда его собственная жизнь
подвергается непосредственной опасности; для отражения группового или
вооруженного нападения на охраняемую собственность; для предупреждения
(выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а так же для подачи
сигнала тревоги или вызова помощи. О каждом случае применения
огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган
внутренних дел по месту применения оружия.
4. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью.
Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности», Положения о
лицензировании негосударственной (частной) охранной и детективной
деятельности определяют порядок контроля и надзора за данными видами
деятельности. В соответствии с этими документами контроль возложен на
Министерство внутренних дел РФ и иные министерства и ведомства РФ. В целях
контроля за соблюдением лицензионных условий и требований, лицензирующий
орган имеет право проводить плановые и внеплановые проверки. Плановые
проверки проводятся не чаще одного раза в 2 года, продолжительность таких
проверок не должна превышать 5 дней. О проведении плановой проверки
лицензиат извещается не менее чем за 3 дня.
Проверка наличия, организации хранения оружия, патронов и специальных средств проводится в соответствии с Приказом МВД РФ _____, регламентирующим порядок __________.
В случае выявления нарушений в ходе плановой проверки или поступления в лицензирующий орган информации о нарушениях от органов государственной власти, граждан, юридических лиц проводится внеплановая проверка.
По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из
которых вручается проверяемому. В случае выявления нарушений лицензионных
требований и условий в акте указывается, какие именно требования и условия
нарушены, и устанавливаются сроки их устранения. В зависимости от характера
нарушения ОВД вправе вынести предупреждение либо (если ранее выносились
предупреждения) приостановить действие лицензии, до устранения нарушений. В
случае неоднократных нарушений лицензионных требований, орган внутренних
дел вправе ходатайствовать перед судом о лишении предприятия лицензии.
Лицензиат в течение указанного в акте срока обязан устранить выявленные
недостатки и известить об этом в письменной форме орган, проводивший
проверку. В случае изменения места нахождения, либо замены руководителя
охранного предприятия необходимо в 5-дневный срок письменной уведомить об
этом орган внутренних дел по месту нахождения учетного дела.
«Надзор за исполнением законодательства осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры»[7].
Создание или деятельность незаконных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом «О частной детективной и охранной деятельности», влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Заключение.
В настоящее время частная детективная и охранная деятельность переживает «период нормативно-правового многообразия»[8]. Одновременно действуют Федеральный Закон «О частной детективной и охранной деятельности», Федеральный Закон «Об оружии», Гражданский и Уголовный кодексы РФ, ряд Постановлений Правительства РФ и соответствующих ведомственных нормативно-правовых актов. Существенные изменения в правовую базу внес Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с которым были приняты новые нормативно-правовые акты и внесены изменения в старые.
15 января 2003 года вступил в силу Федеральный Закон «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О лицензировании
отдельных видов деятельности». Данный закон вносит изменения и дополнения в
Федеральные законы «О милиции», «О частной детективной и охранной
деятельности», «Об оружии» и т.д. Изменения в ФЗ РФ «О частной детективной
и охранной деятельности» носят весьма значимый характер.
Так, например, исключены положения, регламентирующие продление срока действия и аннулирование лицензий на частную детективную и охранную деятельность. Таким образом, вопросы аннулирования лицензии должны решаться только в судебном порядке. Исключены требования получения персональных лицензий руководителями частных охранных предприятий и охранниками. Более того, формально сняты ограничения к физическим лицам, занимающимся охранной деятельностью, в результате исключения отсылочной нормы, устанавливавшей требования к охранникам, аналогичные требованиям к детективам. В то же время в статье 16 часть 3 осталась норма, связывающая обязанность проходить периодическую проверку частных детективов и охранников, обладающих лицензией, на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия.
Изменения, внесенные в закон, не коснулись служб безопасности
предприятий. Соответственно их право на существование никто не отменял.
Осуществление службами безопасности «охранно-сыскной деятельности» можно
трактовать двояко. Либо это синоним охранной и сыскной деятельности,
требующий получения двух лицензия, либо особый вид деятельности, формально
под лицензирование не подпадающий. Трактовка зависит от ангажированности
комментатора. Требования в отношении деятельности служб безопасности одно –
согласование устава. Однако правовой статус работников служб безопасности
приравнен к работникам частных охранных предприятий и в связи с этим
необходимо наличие соответствующей квалификации и получение удостоверений
охранников.
Другие мелкие изменения касаются приведения терминов в соответствие с
законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Новым нормативным
документом является Постановление Правительства РФ №600, утвердившее
Положения о порядке лицензирования сыскной и охранной деятельности.
Положения содержат ряд норм, имеющих очень важное значение. Например,
впервые сформулированы лицензионные требования и условия. В то же время
указанные Положения не устраняют все пробелы законодательства,
регулирующего охранную деятельность. Так до настоящего времени не узаконен
институт телохранителей. По действующему Закону можно охранять
собственность, но не жизнь физического лица. Для приведения в систему
совокупности нормативно-правовых актов, регулирующих лицензирование сыскной
и охранной деятельности, требуется еще переиздать Инструкцию о порядке
лицензирования, введенную Приказом МВД №292, работа над которой в настоящее
время ведется. Однако существующие в законодательстве пробелы она не сможет
ликвидировать по определению, т.к. не является законом.
Анализ вышеперечисленных нормативных документов неизбежно приводит к выводу об острейшей необходимости принятия новой редакции закона «О частной детективной и охранной деятельности» поскольку реальная практика негосударственной охранной и сыскной деятельности настолько ушла вперед, что по ряду позиций следовать букве закона невозможно, что приводит к достаточно вольному толкованию закона в подзаконных актах, поскольку иначе работать было бы затруднительно. Хотя поправки, внесенные в Закон «О частной детективной и охранной деятельности», не столько ликвидировали пробелы в праве, сколько породили новые, работать частным детективам и охранникам приходиться сейчас и руководствоваться необходимо нынешней нормативно-правовой базой.
Список использованной литературы.
1. Конституция РФ.
2. ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности» от 11 марта 1992 года (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10.01.2003г №
15-ФЗ).
3. ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа
2001 года №128-ФЗ.
4. ФЗ РФ «Об оружии» от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ (с изменениями от
21.07.98, 31.07.98, 17.12.98, 19.11.99, 10.04.2000, 26.07.2001,
08.08.2001, 27.11.2001, 10.01.2003, 30.06.2003).
5. Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002г. №600 «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной
(частной) сыскной деятельности».
6. Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992г. №587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» (с изменениями от
22.09.93, 11.12.93, 19.06.94, 12.08.94, 30.12.94, 01.11.95, 13.01.96,
14.03.97, 15.05.97, 12.11.98, 03.08.99, 04.09.99, 9.12.99, 02.02.2000,
10.03.2000, 20.06.2000, 5.07.2000, 25.07.2000, 26.07.2000).
7. Александров А. И. Развитие института частной правоохраны.// Мир безопасности, 1997. №1.
8. Бабиков В.Г. ЧОП: от создания до успеха/ М.:НОУ ШО «Баярд», 2002г.
9. Евланова О. А. Участие частных детективных и охранных предприятий в борьбе с преступностью: криминологический аспект./Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук,
М., 1999.
10. Марущенко В. В. Проблемы развития негосударственных служб безопасности./ Сборник “Мир безопасности” 1998. № 1.
-----------------------
[1] Реестр выданных лицензий УВД Архангельской области.
[2] - Александров А. И. Развитие института частной правоохраны.//Мир безопасности, 1997. № 1.
[3] - ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской
Федерации» (с изменениями, внесенными ФЗ от 10.01.2003г. №15-ФЗ).
[4] - Евланова О. А. Участие частных детективных и охранных
предприятий в борьбе с преступностью: криминологический аспект./Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, М.,
1999.
[5] - Александров А. И. Развитие института частной правоохраны.//Мир безопасности, 1997. № 1.
[6] - Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002г. №600 «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности».
[7] - ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности»
[8] - Бабиков В.Г. ЧОП: от создания до успеха/ М.:НОУ ШО «Баярд», 2002г.