Как и сам Петербург, легенда о Ксении Петербургской возникла, образно говоря, на болоте. Лахтинская трясина сохранилась в черте города до сих пор - как напоминание о зыбкости фундамента, на котором покоится Петербург. Она же дала название небольшой улочке, с которой, если верить приданию, все и начинается.
История небесной покровительницы Города на Неве начинается в XVIII веке, когда Петербург только зарождался, и большая часть его прямолинейных улиц располагалась лишь на бумаге да в голове великого Петра. Как и сам город, легенда о Ксении Петербургской возникла, образно говоря, на болоте. Лахтинская трясина сохранилась в черте города до сих пор - как напоминание о зыбкости фундамента, на котором покоится Петербург. Она же дала название небольшой улочке, с которой, если верить приданию, все и начинается.
Венчание рабы Божьей Аксиньи и раба Божьего Андрея, как это водится, сопровождалось пересудами кумушек и соседок. "А жених-то придворный певчий!", "Да и повезло же ему, такую красавицу еще поискать!"... Довольно скоро молодые стали гордостью Лахтинской улицы, молва о них прокатилась по всей Петербургской стороне. Их жизнь превратилась в реализовавшуюся мечту многих представительниц слабого пола, грезивших о любви и счастье... Но то ли сглазили кумушки молодых, то ли болезнь какая случилась, ни с того ни с сего Андрей Петрович умер. И Аксинья Ивановна сама не своя стала. Нарядилась в мужское платье, перестала откликаться на свое имя, уверяя всех, что она и есть скончавшийся супруг Андрей Петрович. Окрестный народ стекался поглазеть на помешанную. Качали головами, сокрушались, а после привыкли и даже улицу, где жила Аксинья, прозвали улицей Андрея Петровича.
Так в Петербурге появилась Блаженная Ксения. Речи ее были путанны и неразборчивы и поначалу к словам Блаженной особо не прислушивались, лишь жалели ее да копеечкой помогали. Кем и когда было замечено, что Ксения приносит удачу, сказать трудно. Легенда рассказывает о некой Прасковье Ивановне, которая знала Аксинью еще до смерти мужа. Говорят, что именно благодаря ей о Ксении заговорили как о святой. Согласно легенде Прасковья была бездетна и тщетно молила Бога послать ей дитя. Однажды пришла к ней Блаженная и посоветовала идти за сыном на Смоленское кладбище. Не долго думая, женщина отправилась туда. Не успела она дойти до кладбищенских ворот, как увидела толпу, собравшуюся вокруг тела молодой женщины, сбитой извозчиком. Рядом с мертвой лежал плачущий ребенок. Прасковья взяла осиротевшего мальчика и воспитала его. С этого момента с Блаженной искали встреч, чтобы узнать будущее или спросить совета. Считалось, что Ксения приносит удачу, что она защитница от бед и помощница в делах. Все на том же Смоленском кладбище обветшала старая деревянная церковь, построенная еще в 1760 г. На ее месте началось строительство нового каменного храма. Церковь выросла настолько быстро, что в народе начали поговаривать, что здесь не обошлось без помощи Блаженной. Будто являлась она на кладбище по ночам, когда вокруг строящегося храма никого не было, и подносила кирпичи на высокие леса, окружавшие священные стены. Слава о божьей угоднице Ксении росла год от года. У торговцев на Сытном рынке существовала примета. Если Блаженная возьмет что-то с прилавка, день будет удачным. Не меньшей популярностью она пользовалась у извозчиков, которые наперебой приглашали Ксению в свои экипажи. Всякое слово, сказанное Блаженной, воспринималось как предсказание. И на то были свои веские причины. Согласно преданиям Ксения Петербургская предсказала смерть трем российским императорам. Накануне кончины Елизаветы Петровны Блаженная ходила по городу и бормотала одну и ту же фразу: "Пеките блины. Вся Россия будет печь блины". Дело было в преддверии Рождества Христова. Россия и без того собиралась печь блины, так что на бормотание Блаженной выглядело вполне безобидно. И только смерть императрицы 25 декабря 1761 г. раскрыла смысл слов Ксении Петербургской. Ею же предсказана гибель царевича Иоанна и знаменитое пророчество о кончине Павла I в возрасте 47 лет.
Никто точно не знает, когда умерла Блаженная Ксения. Из ряда источников следует, что это могло произойти в период от 1777 до 1803 г. Точно известно только то, что паломничество на ее могилу началось в 1820-м. Петербургскую Блаженную похоронили на Смоленском кладбище. Даже земля на том месте считалась святой. На могиле сменилось по меньшей мере две плиты, которые благополучно были разобраны на кусочки. Считалось, что земля или камень с места захоронения Блаженной станет залогом успеха и счастья. В конце концов, в середине XIX века на могиле Ксении Петербургской выросла часовня. И это притом, что официально популярная Блаженная не была причислена к лику святых. Впрочем, это обстоятельство не мешало часовне стать одним из самых популярных мест паломничества.
В 1940 г. часовню закрыли. Семь лет храм бездействовал, но люди все равно приходили сюда, зная, что святая поможет. В 1960 г. власти Петербурга решили полностью стереть даже воспоминания о Блаженной. Могилу Ксении замуровали, а в часовне открылась сапожная мастерская. Однако дело у обувщиков не заладилось. В народе говорили, что святая не дала им вбить ни одного гвоздика. Власти города прикрыли эту артель и организовали новую. Теперь в стенах храма работали скульпторы. Ваятели "девушек с веслом" и "женщин с винтовкой". Но все скульптуры, рожденные в стенах мастерской днем, к утру оказывались разбитыми. А в щелях высокого забора постоянно белели записки, оставленные молящимися для Блаженной Ксении.
Ксения Петербургская была причислена к лику святых только в 1988 г. Вокруг легендарной часовни, как и прежде, много людей. Стены храма почернели не от времени, а от прикосновений человеческих губ и рук. Они словно впитали горе приходящих сюда. Молящиеся обходят храм трижды, произнося священные слова "Святая блаженная мать наша Ксения, моли Бога о нас".
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://worlds.ru/