Вопрос № 3. Функции и методы управления. Особенности управления регионом на современном этапе.
Функции управления:
. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
. Антимонопольное регулирование;
. Макроэкономическая стабилизация;
. Размещение ресурсов;
. Перераспределение доходов;
. Фискальная политика;
. Кредитно-денежная политика
Административные методы квалифицируются в качестве способов и средств
прямого или внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов
исполнительной власти на соответствующие объекты управления со стороны
независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они
находят в свершении субъектом управления таких действий , в содержании
которых проявляется властное обеспечение должного поведения объектов.
Прямое их направление означает, что субъект управления принимает управленческое решение обязательное для адресата управления.
Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств
экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов
государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты
управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субьект
управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на
их материальные интересы, т.е. опосредствованно в отличие от способов
прямого властного воздействия.
. Энергетическая политика;
. Таможенная политика;
. Кредитная политика; o Политика обязательных резервов; o Политика количественных кредитных ограничений (кол-во выданных кредитов);
. Налоговая политика.
Вопрос № 4. Роль экономических прогнозов в управлении экономикой. Методы прогнозирования.
Уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.
1. Фактографические
. Опережающие методы (основаны на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, учитывающих ее свойство опережать прогресс науки и техники)
. Методы аналогий (выявление сходства в закономерностях развития различных процессов) i. Математический (в качестве аналога для объекта используют объекты другой физической природы, других областей науки и техники, имеющие математическое описание процесса развития, совпадающие с объектом прогнозирования) ii. Исторический
. Статистические методы iii. Экстраполяция (изучение динамики изменения экономического явления в предпрогнозном периоде и перенесения найденной закономерности на некоторый период будущего) iv. Моделирование v. Корреляционные vi. Регрессионные
2. Экспертные
. Экспертные оценки с обратной связью
. Прямые экспертные оценки
«Мозговая атака»
Метод «Дельфи» (служит для определения и оценки вероятности наступления тех
или иных событий)
Вопрос № 10. Формы и методы государственного регулирования рыночной
экономики.
Меркантилизм – ГР необходимо. Классики – ГР не нужно, рынок
саморегулируется. Кейнс – в процессе эк. спада только ГР может
стабилизировать. 2 пол. ХХ века – расширение масштабов ГР.
Методы прямого государственного воздействия:
. определение стратегических целей развития экономики их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
. государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
. нормативные требования к качеству и сертификации технологии и
. продукции (стандартизация);
. правовые и административные ограничения и запреты по выпуску
. определенных видов продукции и т.р.;
. лицензирование некоторых видов деятельности и внешнеторговых
. операций;
. экологический контроль.
Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с
созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового
ущерба и базируются на силе государственной власти.
Методы косвенного государственного воздействия
. налогообложение, его уровень и систему налоговых льгот;
. регулирование цен, их уровня и соотношений;
. платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
. таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и
. условия обмена валют.
Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов
опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют "правила игры"
в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов
хозяйственной деятельности.
Методы носят экономический и административный характер (важен баланс).
Формы государственного воздействия:
. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
. Антимонопольное регулирование;
. Макроэкономическая стабилизация;
. Размещение ресурсов;
. Перераспределение доходов;
. Фискальная политика;
. Кредитно-денежная политика.
Вопрос № 11. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции и ее влияние на экономическое развитие.
Инфляция – это рост цен на товары и услуги (переполнение денежной массой, путей товарного обращения). Она проявляется когда спрос повышается относительно текущего предложения.
P = MV/Y где Р = уровень цены
М = денежная масса в экономике
V = скорость оборачиваемости денег в экономике
Y = реальный объем производства в экономике
?P = (?M)(?V)/(?Y)
Существует три наиболее используемых показателя инфляции:
1. индекс потребительских цен (ИПЦ) - измеряет инфляцию на уровне потребителя;
2. индекс цен производителя (ИЦП) - измеряет инфляцию на уровне производителя;
3. дефлятор валового национального продукта (ВНП) - обращает внимание на общее движение цен в отдельно взятой экономике.
Эффекты инфляции на стоимость инвестиции будут зависеть часто от того,
является ли она ожидаемой или непредсказуемой. Ожидаемая инфляция может
быть использована в расчетах денежных потоков и ставок дисконтирования во
время анализа, и стоимость инвестиции может основываться на этом.
Немедленным эффектом повышающегося темпа инфляции является падение
стоимости облигации и повышение цен на акции (в особенности цикличных
акциях как лесных, химических предприятий и драгоценных металлов), а также
понижение стоимости инвестиций чувствительных к изменению процентных
ставок.
Подавленная или скрытая инфляция проявляется при фиксированных ценах
недостаточного развития производства и быстром росте платежеспособного
спроса, ведет к товарному дефициту.
Открытая инфляция. Рост цен, отказ государства от регулирования
воспроизводственного процесса переход от первой ко второй был характерен
для нашей страны в период Гайдаровской либерализации цен в 1992 году.
Вопрос № 12. Приватизация как элемент трансформирования российской
экономики.
Всемирный Банк: способы приватизации:
. прямая продажа активов;
. массовая приватизация по ваучерным схемам;
. выкуп контрольного пакета акций менеджментом и/или работниками;
. публичное предложение;
. ликвидация;
. безвозмездная передача муниципальным органам;
. акционирование;
. акционерное государственное предприятие с участием иностранного капитала.
Этапы приватизации в России:
1. Акционирование и ваучерная приватизация (1992 – 1994 гг.) - началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора.
2. Денежная приватизация (1995 г.) – не смогла эффективно заработать по 3 причинам: 1) на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний; 2) у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений—рынок государственных ценных бумаг;
3) из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.
Проблемы были неизбежны и в основном могут быть сведены к следующему.
1. Несовершенство, неразвитость институтов собственности в переходных экономиках, отсутствие механизмов самонастройки и компенсации сторонних воздействий позволяют государству в лице чиновничьей номенклатуры фактически сохранять полностью или частично контроль над приватизированными активами.
2. Нет никаких гарантий, что вслед за юридическим изменением формы собственности на государственные активы изменятся сами собой экономические отношения в распределении ресурсов. На самом деле регулирование ресурсной базы, как правило, сохранялось в руках государства безотносительно к форме собственности на активы. И необходимы большие дополнительные усилия, чтобы действительно разделить собственность и власть после смены юридического статуса.
3. В трансформирующихся экономиках переход прав собственности не ведет автоматически к изменению системы управления и контроля. Опыт всех стран свидетельствует о неизбежности конфликтов по вопросам профессионального управления и контроля между новым и старым менеджментом, внешними и внутренними инвесторами приватизированных компаний даже независимо от их размеров.
Вопрос № 14. Иностранные инвестиции. Цели, формы и методы привлечения.
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является одной из важнейших задач, которые предстоит в ближайшие годы решить экономическому руководству России. Цели:
. пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;
. аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;
. пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской
Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;
. эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.
. финансирования как конкретных проектов в сфере производства, так и бюджетной сферы (через увеличение внешнего государственного долга);
. существенное повышение конкурентоспособности отечественного производства путем внедрения современных технологий, привносимых иностранными инвесторами в российскую экономику (что особенно важно для экспортноориентированных отраслей);
. создание новых рабочих мест предприятиями с иностранными инвестициями, что способствуют повышению уровня занятости населения России и снижению социальной напряженности;
. конкуренция предприятий с иностранными инвестициями со “старыми” российским предприятиями на внутреннем рынке может иметь существенное значение в борьбе с монополизмом;
. в долгосрочной перспективе “встраивание” России в мировой цикл движения капитала будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной “ниши” во всемирном разделении труда.
Прямые - иностранный инвестор получает контроль над предприятием на
территории России или активно участвует в управлении им;
Портфельные - участие иностранного инвестора в управлении предприятием
отсутствует или весьма пассивно (в большинстве случаев такие инвестиции
производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг).
Методы:
1. привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
2. регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
3. привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
4. создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны;
5. привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило, номинированных в национальной валюте;
6. размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках.
Вопрос № 16. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами.
1. Тарифные методы
. Таможенные тарифы на импорт – специфические (фикс. сумма с единицы измерения); адвалорные (в виде процента от таможенной стоимости товара); фискальный и протекционистский характер.
. Тариф на экспорт – мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке
. Таможенный союз – беспошлинная торговля или единый тариф.
2. Нетарифные методы
. Квотирование
. Добровольные экспортные ограничения - страна – импортер устанавливает квоту, а страны – экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну; вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры
. Экспортные субсидии - прямые ( выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок ); косвенные ( путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.)
. Демпинг - следствие государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию
. Международные картели
. Экономические санкции
Вопрос № 17. Фискально-бюджетная политика. Ее роль и функции в системе государственного управления.
Фискально-бюджетная политика – мероприятия государства по мобилизации
финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового
законодательства страны.
Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства
взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для
регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных
задач.
Дискрециональная ФП (сознательное регулирование государством
налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на
реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и
экономический рост)
В период спада: увеличения государственных расходов; снижения налогов; сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.
В условиях инфляции:
уменьшения государственных расходов;
увеличения налогов;
сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.
Политика автоматических (встроенных) стабилизаторов (встроенные,
стабилизаторы – экономический механизм, который автоматически реагирует на
изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо
шагов со стороны правительства).
Налоги
Государственный бюджет (подлежащая перераспределению часть национального
дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный
период.)
Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие
показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно
уделяется большое внимание.
Вопрос № 18. Кредитно-денежная политика. Ее роль и функции в системе государственного управления.
Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредственное влияние на
такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и уровень
цен. Рассмотрим общую схему такого воздействия.
Высшая конечная цель КДП заключается в обеспечении стабильности цен, полной
занятости и росте реального объема ВНП. Проводником КДП является
Центральный Банк страны, а объектами являются предложение и спрос на
денежном рынке.
Инструменты регулирования денежной массы в обращении:
7. операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг (Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.);
8. политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка (Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными.);
9. изменение норматива обязательных резервов (если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег).
Вопрос № 22. Формы и методы управления инновационными процессами в современной экономике.
Цели инновационной политики:
. выделение ее приоритетов, разработка механизмов их реализации;
. активизация развития инновационной инфраструктуры, расширение практики вторичного использования в этих целях производственных площадей и ресурсов;
. ускорение принятия закона об инновационной деятельности;
. принятие мер по развитию финансовой системы для привлечения в инновационную область внебюджетных источников финансирования, оздоровление кредитной сферы, развитие венчурных и страховых механизмов и др.
Инструменты инновационной политики государства
. программы технологического развития, формируемые для решения задач отраслей и способствующие выявлению точек экономического роста, технологическому перевооружению тех производств, которые способны дать максимальный эффект для экономики в целом;
. отдельные инновационные проекты высокой степени коммерциализации, обеспечивающие экономически значимый эффект на конкретных производствах.
Прямые методы
Косвенные методы
. Кредитные методы (преобразование кредитной и банковской систем, льготные условия кредитования)
. Налоговая система
. Амортизационная система (Повышение норм амортизации и увеличение сумм отчислений расширяет финансовые возможности предприятий и повышает их инвестиционную активность)
Вопрос № 25. Основные понятия теории эффективности
Содержание эффективности производства. В основе экономического прогресса
лежит повышение эффективности производства. Специфическое содержание
эффективности в каждой системе хозяйства определяется общественной формой
производства, его целевой направленностью, своеобразием факторов и
результатов производства. На всех этапах исторического развития общество
интересовал вопрос: ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный
производственный результат?
Эффективность общественного производства — это соотношение конечного
результата производства — продукта П и затрат совокупного труда Т на его
получение. Иными словами, критерием эффективности общественного
производства является достижение наивысших результатов с наименьшими
затратами. В наиболее общей форме эффективность общественного производства
можно выразить как отношение П:Т.
В национальной экономике эффективность общественного производства
измеряется величиной национального дохода, а по отдельным регионам,
отраслям, объединениям и предприятиям - величиной чистой продукции,
отнесенных к соответствующим затратам общественного труда, а также темпами
роста этих показателей. Важным требованием эффективности общественного
производства является производство потребительных стоимостей, в наиболее
полной мере соответствующих по качеству и составу потребностям общества.
Радикальная экономическая реформа, всесторонняя демократизация общественной
жизни создают предпосылки для повышения эффективности общественного
производства. Показатели эффективности. Для характеристики эффективности
производства применяется система показателей, таких как качество продукций,
соответствие ее общественным потребностям, производительность труда,
фондовооруженность, фондоотдача, фондо- и материалоемкость. Рост качества
продукции — важнейший показатель эффективности производства. Расширение
выпуска высококачественной продукции — признак интенсивного типа развития
производства, характерная черта научно-технического прогресса.
Эффективность производства находит свое отражение в достижении соответствия
его результатов общественным потребностям. Главным показателем
эффективности производства является производительность труда. Некоторые
экономисты их отождествляют. Производительность труда выражается в
количестве по-гребительных стоимостей, произведенных в единицу времени, или
величиной времени, затрачиваемого на единицу продукции. Повышение
производительности труда зависит от квалификации работников, их опыта,
уровня организации производства. На производительность труда влияет
величина и особенно качество фондовооруженности труда. Последняя измеряется
отношением стоимости фондов к затратам живого труда (численности
работников). Фондо-отдача характеризует эффективность использования
основных производственных фондов и измеряется количеством продукции,
приходящейся на данную величину основных фондов. Фондоемкость — стоимость
основных производственных фондов на единицу объема производства продукции.
Снижение фондоемкости означает рост эффективности воспроизводства и
использования основных производственных фондов. Материалоемкость — один из
важных показателей эффективности использования материальных ресурсов —
сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. Она определяется отношением
стоимости материальных затрат к величине произведенной продукции.
Обобщающими показателями экономической эффективности являются норма прибыли
и уровень рентабельности. Прибыль в рыночных условиях — главная цель
предпринимательства и критерий эффективности производства. Показателем
эффективности здесь выступает норма прибыли как отношение полученной
прибыли к затратам на производство.
Рентабельность характеризует результативность использования средств
производства и трудовых ресурсов. Она определяется как отношение полученной
предприятием прибыли к сумме основных и оборотных фондов. Управление
рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся в
центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок.
В условиях перехода к рыночной экономике изменяются содержание и показатели
эффективности производства. Поскольку основой рыночной экономики и
предпринимательства является прибыль, в качестве первичного хозрасчетного
показателя экономической рентабельности выступает максимизация прибыли на
единицу затрат и ресурсов при высоком качестве продукции, работ и услуг,
обеспечение конкурентоспособности.
В новых условиях сохраняется и общенациональный показатель эффективности:
максимизация национального дохода, валового национального продукта на
единицу затрат и ресурсов при повышающемся уровне благосостояния народа.
Общенациональная эффективность производства зависит от эффективности
производственной деятельности первичных ячеек производства (предприятия,
объединения, акционерные общества, совместные предприятия). Чем эффективнее
производственная деятельность первичных звеньев, тем выше эффективность
национальной экономики, тем больше у общества ресурсов для решения
социальных и экономических задач.
Возрастает связь экономических показателей эффективности с социальными. Чем
выше экономические результаты, тем выше должны быть и социальные результаты
и наоборот. Социальные результаты выражаются в таких показателях, как
повышение уровня жизни, увеличение свободного времени, улучшение условий
труда и экологической обстановки в регионе.
Пути и факторы повышения эффективности производства. Повышению
эффективности общественного производства способствуют освоение достижений
научно-технической революции, научная организация труда, рациональная
система специализации и кооперирования производства, развитие инициативы и
самостоятельности трудовых коллективов, структурная и организационная
перестройка национальной экономики, совершенствование хозяйственного
механизма, использование преимуществ международного разделения труда,
совершенствование системы стимулирования и мотивации труда.
Факторами повышения эффективности общественного производства можно считать
научно-технические, организационно-экономические, социально-психологические
и внешнеэкономические условия функционирования производства.
Вопрос № 26. Затраты производства: классификация, принципы формирования и управления.
1. Материальные затраты
- сырья и материалов;
- покупных материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов;
- запасных частей;
- износа инструментов;
- работ и услуг производственного характера;
- транспортных услуг;
- природного сырья;
- топлива;
- покупной энергии;
- потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли
2. Оплата труда
3. Отчисления на социальные нужды
4. Амортизация основных фондов
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).
5. Прочие затраты
Вопрос № 28. Прибыль как экономическая категория. Классификация прибыли.
Особенности формирования и использования.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Экономическая прибыль - это разность между валовым доходом и экономическими издержками. Валовая прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли от реализации товаров, основных фондов и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на единицу расходов по этим операциям. Чистая прибыль - это та часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.
Правило в максимизации прибыли заключается в выборе такого объема
производства и реализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным
предельным издержкам. - Предельные издержки представляют собой
дополнительные переменные издержки, связанные с каждой дополнительной
единицей выпуска, реализации продукции. -Фирмы, как правило, решают задачу
максимизации прибыли на долговременный период. Распределение прибыли
основывается на соблюдении трех принципов:
. обеспечение материальной заинтер-ности работников в достижении наивысших рез-тов при наименьших затратах;
. накопление собственного капитала;
. выполнение обязательств перед государственным бюджетом,
В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам.
В фондах специального назначения аккумулируется значительная часть прибыли, резервированная или направленная на образование источников финансирования, затрат на создание нового имущества предприятия производственного назначения и социальной инфраструктуры.
Фонды специального назначения четко разграничивают средства, направленные предприятием на производственное развитие и на потребительские нужды. В этой связи образуются две самостоятельные группы фондов: фонды накопления и фонды потребления.
Фонды накопления объединяют ту часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая направлена на строительство и приобретение основных фондов, т.е. на создание нового имущества предприятия.
Средства фондов потребления предназначены для финансирования расходов
на социальные нужды и материальное стимулирование коллектива предприятия.
За счет средств фондов работникам выплачиваются премии, не связанные с
производственными результатами, различного вида поощрения, социальные и
компенсационные выплаты, материальная помощь, лечение и отдых, приобретение
медикаментов.
По экономическому содержанию фонды - это чистая прибыль отчетного года либо прошлых лет, распределенная по фондам для её целевого использования; на приобретение новой техники; мероприятия социальной направленности; материальное поощрение и прочие нужды.
Совет учредителей вправе направлять средства фондов на покрытие убытков, перераспределять средства фондов между ними, направлять часть средств на увеличение уставного капитала и финансирование других мероприятий.
Вопрос № 29. Инвестиционное проектирование: сущность, цели, этапы.
Критерии эффективности инвестиционных проектов.
Цели инвестиционного проектирования:
. привлечения инвестиций;
. получения кредита;
. трезвой оценки реальных возможностей.
Основные этапы инвестиционного проектирования
. Исследование рынка
. Поиск партнера
. Привлечение финансов
. Структуризация сделки
. Осуществление инвестиций
Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно
подразделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет
временной параметр: а) основанные на дисконтированных оценках; б)
основанные на учетных оценках.
К первой группе относятся критерии:
. чистый приведенный эффект (NPV – Net Present Value);
. чистая терминальная стоимость (NTV – Net Terminal Value);
. индекс рентабельности инвестиции (PI – Profitability Index);
. внутренняя норма прибыли (IRR – Internal Rate of Return);
. модифицированная внутренняя норма прибыли (MIRR – Modified Internal Rate of Return)
. дисконтированный срок окупаемости инвестиции (DPP – Discounted Payback
Period).
Ко второй группе относятся критерии:
. срок окупаемости инвестиции (PP - Payback Period);
. коэффициент эффективности инвестиции (ARR – Accounting Rate of Return).
Критерий NVP отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала
коммерческой организации в случае принятия рассматриваемого проекта, причём
оценка делается на момент окончания проекта, но с позиции текущего проекта,
т.е. начала проекта. Проект рекомендуется к принятию если его NVP
положителен ( т.е. > 0).
Вопрос № 31. Основные средства. Понятие, классификация, показатели и проблемы использования.
Основные фонды предприятия – это совокупность материально-вещественных
ценностей, созданных общественным трудом длительно участвующих в процессе
производства в неизменной натуральной форме и переносящие свою стоимость на
изготовленную продукцию по частям по мере износа.
В зависимости от характера участия основных фондов в сфере материального
производства они подразделяются на:
- производственные основные фонды функционируют в процессе производства, постоянно участвуют в нем, изнашиваются постепенно, перенося свою стоимость на готовый продукт, пополняются они за счет капитальных вложений,
- непроизводственные основные фонды предназначены для обслуживания процесса производства, и поэтому в нем непосредственно не участвуют, и не переносят своей стоимости на продукт, потому что он не производится;
Согласно существующей классификации основные фонды промышленности по своему
составу в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций
подразделяются на следующие виды:
. здания,
. сооружения,
. передаточные устройства,
. машины и оборудование,в том числе: o силовые o рабочие o измерительные и регулирующие предметы o вычислительная техника o прочие
. транспортные средства,
. инструменты,
. производственный инвентарь и принадлежности,
. прочие основные фонды (рабочий скот, многолетние насаждения).
В зависимости от непосредственного участия в производственном процессе
производственные основные фонды подразделяются на:
. активные (обслуживают решающие участки производства и характеризуют производственные возможности предприятия)
. пассивные (здания, сооружения, инвентарь, обеспечивающие нормальное функционирование активных элементов основных фондов).
1. фондоотдача а
Ф = --------------
2С 0осн + 2 С 0об а - количество продукции
2С 0осн - средняя стоимость основных средств
2С 0об - средняя стоимость оборотных средств
2. фондоемкость - это величина, обратная фондоотдаче.
3. фондовооруженность
2Сосн - ст-ть основных производственных фондов
Ф = ------
Ч - численность персонала
Вопрос № 32. Оборотные средства. Понятие, классификация, показатели и проблемы использования.
Оборотные фонды – та часть средств производства, которая целиком
потребляется в течении 1 цикла производства. Они изменяют свою натурально-
вещественную форму. Их стоимость полностью включается в затраты на пр-во
эк. благ.
Все источники финансирования оборотных средств подразделяются на
собственные, заемные и привлеченные
Заемные средства представляют собой в основном краткосрочные кредиты банка, с помощью которых удовлетворяются временные дополнительные потребности в оборотных средствах. Основными направлениями привлечения кредитов для формирования оборотных средств являются:
. кредитование сезонных запасов сырья, материалов и затрат, связанных с сезонным процессом производства;
. временное восполнение недостатка собственных оборотных средств;
. осуществление расчетов и опосредование платежного оборота.
Коэффициент обеспеченности собственными и приравненными к ним оборотными средствами (КОБЕСП) исчисляется по формуле:
КОБЕСП = ОСФС / ОСНЕ где: ОСФС – фактическое наличие собственных и приравненных к ним оборотных средств;
ОСНС — норматив собственных оборотных средств.
Коэффициент оборачиваемости (КП) оборотных средств определяется отношением объема реализованной строительной продукции по сметной стоимости к сумме среднегодового остатка оборотных средств. Он показывает, сколько оборотов сделали оборотные средства за рассматриваемый период, и определяется по формуле:
КП = РП / ОС где: РП — объем реализованной строительной продукции, оплаченной заказчиками;
ОС — средний в течение рассматриваемого периода остаток оборотных средств.
Коэффициент загрузки (закрепления) оборотных средств в обороте (КЗ) показывает, сколько оборотных средств имеется в распоряжении строительной организации на каждую гривну реализованной строительной продукции. Он является величиной, обратно пропорциональной коэффициенту оборачиваемости, и определяется по формуле:
КЗ=ОС : РП
Продолжительность одного оборота в днях (о) определяется по формуле:
о=РПД / РП,
где: Д – число дней в периоде, за который исчисляется оборачиваемость (в финансовых расчетах продолжительность года принимается за 360 дней, квартала-90 и месяца-30 дней).
Вопрос № 33. Трудовые ресурсы. Понятия, структура, проблема управления.
Трудовые ресурсы - это совокупность людей, обладающих способностью трудиться. Они включают, прежде всего, население в трудоспособном возрасте. В эту группу входят мужчины в возрасте от 18 до 60 лет и женщины от 18 до 55 лет.
К промышленно - производственному персоналу (ППП) относятся работники основных и вспомогательных цехов, отделов, служб, т.е. все те, кто непосредственно связан с основной деятельностью предприятия:
. рабочие,
. инженерно - технические работники,
. служащие,
. младший обслуживающий персонал,
. ученики и
. охрана
В состав непромышленного персонала входят работники подразделений, не связанных с основной производственной деятельностью предприятия: жилищно- коммунального хозяйства, детских, культурно - бытовых, медицинских подразделений, подсобных сельскохозяйственных предприятий и т.п.
Выявление внутрипроизводственных резервов труда осуществляется на основе
комплексного изучения трудовых ресурсов на предприятии и включает следующие
основные вопросы:
1) состояние обеспечения производства кадрами и их профессионально - квалификационный состав;
2) динамика производительности труда и основные факторы ее роста;
3) использование рабочего времени;
4) уровень занятости ручным, малоквалифицированным и тяжелым физическим трудом;
5) текучесть кадров и мероприятия по их закреплению.
Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:
1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих
потребностей в людских ресурсах.
2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем
должностям.
3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва,
созданного в ходе набора.
4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной
платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.
5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию
и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от
него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам,
требующимся для эффективного выполнения работы.
7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой
деятельности и доведения ее до работника.
8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов
перемещения работников на должности с большей или с меньшей
ответственностью, развития их профессионалького опыта путем перемещения на
другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора
найма.
9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе:
разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение
эффективности труда руководящих кадров.
РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
2.1. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе
2.2. Подготовка кадров
2.3. Оценка результатов деятельности
2.4. Подготовка руководящих кадров
2.5. Управление продвижением по службе
Вопрос № 34. Налоговая система РФ на современном этапе. Направления совершенствования.
1. Федеральные налоги
1. налог на добавленную стоимость
2. акцизы на отдельные группы и виды товаров
3. налог на доходы банков
4. налог на доходы от страховой деятельности
5. налог с биржевой деятельности (биржевой налог)
6. налог на операции с ценными бумагами
7. таможенная пошлина
8. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
9. платежи за пользование природными ресурсами
10. подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий
11. подоходный налог с физических лиц
12. дорожный налог
13. гербовый сбор
14. государственная пошлина
15. налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения
16. сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний
17. налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
2. Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов
18. налог на имущество предприятий
19. лесной доход
20. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем
21. сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц
3. Местные налоги
22. налог на имущество физических лиц
23. земельный налог
24. регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
25. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне
26. курортный сбор
27. сбор за право торговли
28. целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели
29. налог на рекламу
30. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров
31. сбор с владельцев собак
32. лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями
33. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей
34. сбор за выдачу ордера на квартиру
35. сбор за парковку автотранспорта
36. сбор за право использования местной символики (гербы; виды городов, местностей, исторических памятников и прочее)
37. сбор за участие в бегах на ипподромах
38. сбор за выигрыш на бегах
39. сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме
40. сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами
41. сбор за право проведения кино - и телесъемок
42. сбор за уборку территорий населенных пунктов
43. сбор за открытие игорного бизнеса
44. налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы
Первая группа проблем - нестабильность налогового режима, ухудшающая
инвестиционный климат в России.
Вторая группа проблем - это совершенствование понятийного аппарата.
Известно, насколько некорректны определения понятий, данные в действующем
Законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”. В статье 2
этого закона таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж
(какой платеж?) дается одно общее определение, что противоречит правилам
элементарной логики.
Третья группа проблем - это проблема разграничения компетенции властных
структур различного уровня в области налогообложения и сборов.
Четвертая группа проблем, которые необходимо разрешить при разработке
проектов новых налоговых законов, касается взаимоотношений налоговых
органов с налогоплательщиками.
Вопрос № 35. Особенности налогообложения субъектов хозяйственной деятельности.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.
К ним относятся :
а) субъект налога или налогоплательщик - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо поэтому рассматривают и
б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;
в) объект налога - доход или имуществ, с которого начисляется налог
(заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и т.д.);
г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;
д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные
налоговые ставки .
1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу
обложения, независимо от размеров дохода ( например, на тонну нефти или
газа ).
2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к
объекту налога без учета дифференциации его величины (например,
действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере
13 % ) .
3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по
мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения
налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но
и большую его долю.
4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере
роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму,
а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении
доходов.
Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с
населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги
в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны
платежеспособности.
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные
налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на
добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы
(облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные
пошлины.
Вопрос № 36. Банковская система РФ на современном этапе. Направления совершенствования.
А) ЭМИССИОННЫЕ БАНКИ
Эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк
(ЦБ).
Сформулируем основные функции центрального банка:
. эмиссия и контроль денежного обращения;
. расчетный и резервный центр банков;
. управление государственным догом и исполнение государственного бюджета;
. выполнение роли "кредитора последней инстанции", "банка банков";
. установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной ставки Центрального банка по кредитам;
. определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики и их реализация;
. проведение научных исследований;
. определение правовых основ и принципов функционирования кредитно- финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;
. формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики.
б) НЕЭМИССИОННЫЕ БАНКИ КОММЕРЧЕСКИЕ (УНИВЕРСАЛЬНЫЕ) БАНКИ
Важнейшими их функциями традиционно являются:
. аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;
. обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;
. кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственного оборота:
. учет векселей и операций с ними:
. хранение финансовых и материальных ценностей:
. доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции)
В) СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ БАНКИ
Инвестиционные и инновационные
Учетные и депозитные банки - исторически специализируются на осуществлении
краткосрочных кредитных операций
Сберегательные (ссудосберегательные, взаимосберегательные) банки - строят
свою деятельность за счет привлечения мелких вкладов
Ипотечные (земельные) банки - осуществляют кредитные операции по
привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог
недвижимого имущества.
Вопрос № 37. Кредит: понятие и классификация. Кредитные отношения.
Банковский кредит.
На рынке реализуются две основные формы кредита: коммерческий и банковский. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования
Коммерческий кредит предоставляется одним функционирующим
предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием
такого кредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк.
Особенность коммерческого кредита состоит в том, что ссудный капитал здесь
сливается с промышленным. Главная цель такого кредита - ускорить процесс
реализации товаров и заключенной в них прибыли. Процент по коммерческому
кредиту, входящий в цену товара и сумму векселя, как правило ниже, чем по
банковскому кредиту. Размеры коммерческого кредита ограничиваются величиной
резервных капиталов, которыми располагают промышленные и торговые компании.
Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно- финансовыми институтами юридическим лицам, населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд. Банковский кредит превышает границы коммерческого кредита по направлению, срокам, размерам и имеет более широкую сферу применения. Замена коммерческого векселя банковским делает этот кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Банковский кредит носит двойственный характер: он может выступать как ссуда капитала для функционирующих предприятий, компаний либо в виде ссуды денег, т.е. как платежное средство при уплате долгов. По мере развития и расширения кредитной системы увеличиваются темпы роста банковского кредита. В настоящее время существует несколько форм банковского кредита:
Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговым компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования. Срок кредита - года, процент - от 10 до 25. В случае неуплаты по нему имущество изымается кредитором.
Государственный кредит следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно- финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом, кроме кредитных институтов, государственные облигации покупают население, юридические лица, т.е. различные предприятия и компании.
Международный кредит носит как частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений.
Вопрос № 30. Инвестиционная деятельность: объекты, субъекты, источники финансирования. Механизм государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Объектами инвестиционной деятельности являются
. вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства
. ценные бумаги,
. целевые денежные вклады,
. научно - техническая продукция,
. другие объекты собственности,
. имущественные права и права на интеллектуальную собственность
Субъекты инвестиционной деятельности
Субъектами инвестиционной деятельности являются
. инвесторы,
. заказчики,
. исполнители работ,
. пользователи объектов инвестиционной деятельности,
. поставщики,
. юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.
Важнейшим условием активизации производственной деятельности в 1997 году остается формирование в российской экономике благоприятного инвестиционного климата, что предполагает необходимость:
. устойчивой стабилизации и последующего оживления производства с опорой на ныне конкурентоспособную часть производственного аппарата;
. осуществления комплекса мер по нормализации платежной дисциплины, что позволит делать сбережения в денежной форме;
. четкого разграничения сфер ответственности федерального и местного бюджетов, а именно:
1. выделение средств на развитие федеральной собственности;
2. в отношении отдельных объектов, находящихся в муниципальной собственности, — выделение средств из федерального бюджета только в порядке софинансирования в объеме, не большем, чем предусматривается за счет местного бюджета;
. дальнейшего последовательного снижения темпов инфляции и реальной банковской процентной ставки до уровня, стимулирующего массовые инвестиции в экономику;
. проведения взвешенной инвестиционной политики на фондовом рынке обеспечивающей разумный баланс интересов секторов;
. создания благоприятного налогового режима, способствующего наращиванию производительного капитала;
. стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики за счет развития системы государственных гарантий, предоставляемых частному инвестору на приоритетных для государства направлениях инвестирования.