Рефетека.ру / Экономическая теория

Реферат: Лекции по экономике (Рынок. Конкуренция. Монополия)

Рынок. Конкуренция. Монополия.

1. понятие рынка

2. функции рынка

3. структура или инфраструктура рынка

4. типы рынков

5. конкуренция как главный элемент рынка

6. монополия и конкуренция

7. рынок и государство

1. В 17 в. в мире начинают складываться рыночные отношения (хоз-во)

Рынок – 1) система эк. Отношений между продавцами и покупателями, когда происходит передача прав собственности

2) совокупность эк. отношений производства и обмена при помощи денег

3) совокупность сделок (трансакций)

4) одна из основных эк. категорий, которая выражает сущность отношений по поводу движения товаров и денег

Рынок не создаёт богатства. Он создаёт условия для производства богатств. Рынок работает на основе частной собственности.

Чтобы появился рынок и функционировал, нужны определённые условия:

. Ничем не ограниченное число участников конкуренции

. Мобильность факторов производства (свободное перемещение капитала и рабочей силы)

. Доступность любой инфо для участников рынка

. Полная однородность произведенных товаров

. Ни один участник рынка не должен влиять на других

2. функции рынка

Сущность рынка всегда видна через функции рынка.

. Коммуникативные – торговля. Обеспечивает связь между производителем и потребителем; между работниками и работодателями

. Оценочная – рынок позволяет соизмерить индивидуальные издержки с общественно-необходимыми

Общественно-необходимые затраты – это некие затраты при среднем уровне умелости, интенсивности (средний уровень затрат)

. Солирующая – на рынке побеждает сильнейший. В России – система банкротства. Предприятие – банкрот продаётся на аукционе

. Стимулирующая – рынок влияет на соотношение спроса и предложения, стимулирует производство; это заставляет производителей совершенствовать качество товара, увелич. производительность, умен. затраты на производство продукции

Рынок – стихийный регулятор производства

. Информационная – рынок это гигантский компьютер.

В последнее время эта ф-ия играет всё большую роль. Прежде чем принять решение – любой пр-ть за деньги может получить любую инфо.

3. структура рынка

Рынок формировался в течение столетий. Он состоит из множества элементов, сложившихся в систему. Из мн-ва рыночных отношений выделяется три крупных сектора:

. Рынок товаров

. Рынок услуг

. Рынок денежный

. Рынок раб. Силы
В настоящее время – перестройка системы обращения и российский диплом будет признаваться на рынках Европы, Америки, Азии, но для этого нужно произвести бакалавризацию.
Инфраструктура:

1) Это совокупность организаций (правовых, административных и т.д.), обеспечивающих движение товаров и услуг

2) Это совокупность организаций, обслуживающих рыночную систему

К инфрас-ре отн-ся: фондовая, сырьевая, продовольственная биржи, банки

(коммерческие, сберегательные, эмиссионные), сбытовые организации, биржа труда, страховые компании (в России они только на начальном этапе), налоговая система, рекламные агентства, ярмарки и т.д..

4. типы рынков

V Местные

V Региональные

V Национальные

V Межнациональные

V Международные

По степени насыщенности товаров:

V Дефицитный

V Равновесный

V Избыточный

По степени развития:

V Развитый

V Формирующийся

V Рынок потребительских товаров (краткосрочный, длинноср.)

V Рынок ср-в производства

V Рынок услуг

V Рынок духовных благ

5. Для функционирования рынка нужен механизм рынка. Конкуренция – главный элемент рыночного механизма. Она объединяет участников рынка чрез цены, спрос, предложение и т.д.. К. пронизывает все рыночные отношения. К – способ организации рынка. Это отношения между хоз. субъектами по поводу сравнения результатов их деят-ти. К – объективная среда, обеспечивает функц. рынка.

Основные формы конкуренции:

V Совершенная – это конкуренция в эпоху развития рынка

V Несовершенная – разновидность несовершенной конкуренции

(монополия)

6. Монополия

На определённом этапе развития конкуренции идёт на вытеснение проигравших с рынка. Идёт процесс концентрации и централизации капитала. Победившие крупные пред-ия расширяют свои границы (2 способа расширения: 1) предприятие за счёт прибыли увеличивает свои масштабы;

2)центр. капитала; небольшие капиталообъединения искусств).

Монополия создана за счёт эффекта масштаба. Эм заключается в том. Что на предприятиях создаётся крупное поточное производство, внедряются новые машины и механизмы, растёт производительность труда, умен. издержки производства. На крупном предприятии легче внедрить новые механизмы, пригласить новых специалистов.

В конце 19 в. – в начале 20 в. монополии стали играть решающую роль в экономике, так как выпускают большую часть продукции.

ТНК – международные монополии , т. образом монополия уничтожает конкуренцию. Монополия – результат конкурентной борьбы. На опр. этапе останавливается технический прогресс, монополия идёт по пути повышения цены. М – паразит, опасный элемент производства. Общество принимает антимонополистические законы, которые не уничтожают монополию, а ограничивают аппетиты монополий. М присутствует, и будет присутствовать всегда пока существует рыночное хозяйство. Ограничение

М позволяет существовать мелкому и среднему бизнесу. Мелкий и средний бизнес – элементы эк-ки, т.к. наш работает большая часть занятых в производстве людей (менее автоматиз.). М и малый бизнес сосуществуют, так как М не может выпускать все виды продукции (автомобиль). Малый бизнес более гибок, учитывает раньше изменения потребностей покупателей.

Олигополия

Олигополия – в отрасле остаётся несколько крупных производителей. Они, как правило, делят рынок, согласуясь. Используется метод неценовой конкуренции: сговор, блат, связь с властью. Ол. пред-ия часто составляют соглашение по объёму производства, по секторам рынка, по уровню цен. Олигополия – мощно использует рекламу.

В России модное слово «олигарх» (тот, кто делает экономику)
|Признаки |Совершенная |Несовершенная конкуренция |
| |конкуренция | |
| | |Монополия |Олигополия |Мон. |
| | | | |Конкурен. |
|Число |Много |1 |Несколько |Много |
|потребит. | | | | |
|Тип продукции|Массовая |Массовая |Дифференциал.|Дифференциал |
|Контроль |Отсутствует |Полный |Ограниченный |Некоторый |
|гос-ва | | | | |
|Условия |Свободный |Блокированный|Ограниченный |Легкое |
|вступл. | | | | |
|Неценовая |Отсутствует |Нет |Типично |Широкая |
|конк. | | | | |

Спрос и предложение
1. экономика спроса и её географическое изображение
2. факторы изменения спроса
3. экономика предложения и её график
4. факторы, влияющие на предложение
5. эластичность спроса и предложения
6. рыночное равновесие спроса и предложения
7. роль гос-ва в рыночной проблеме спроса и предложения

Спрос, предложение и цена – это важнейшие элементы рыночного механизма.

Рын. механизм – процесс формирования цен и распределения ресурсов.

Цена – денежное выражение стоимости между спросом и предложением, которые образуют диалектичное единство противоположностей.
1. Спрос – 1) та часть потребности в товарах и услугах, которая обеспечена деньгами; 2) платёжеспособная потребность покупателей.
|индивидуальный | |
| |удовлетворённый |
|Спрос - рыночный | |
|(группа покупателей) |Спрос - |
|Совокупный |неудовлетворённый |
|(всего общества) | |
| |отложенный |
| | |
| | |


Объём спроса связан с количеством товара, который могут купить потребитель.
Закон спроса: чем меньше цена, тем больше количество товара может произвести потребитель. С этим связан эффект дохода.
Эффект дохода – когда цена уменьшается и на некоторое количество денег можно купить больше. 1

Цена =спрос (V)
Закон спроса – при прочих равных условиях между ценой и величиной спроса существует отрицательная (или обратная) связь.

[pic]
2. факторы, влияющие на спрос:

- взаимозаменяемые товары (субституты) масло – маргарин. Рост цен на товар => к росту спроса на субститут

- сопряженные товары (взаимодополняемые товары) Это такие пары товаров, рост цен на один из товаров => ведёт к падению цены на другой товар.

- Фактор потребительских ожиданий (слухи о подешевении)

- Изменение вкусов

- Изменение в полезности товара

- Парадокс Гиффена (заметил, что при росте цен на продукты начинается увеличение спроса на отдельные продукты, самые дешёвые: мясо, рыба, хлеб)

- Эффект престижа

Есть товары, потребление которых не зависит от уровня цен (соль)

Нестоимостные факторы, влияющие на спрос:

- национально-типичные

- природно-географические

- медико-биологические

- гендерные факторы (поло-возрастной)

- урбанизация населения (уровень развития)

- реклама, как фактор спроса
3. экономика предложения
Предложение связано с количеством товаров и услуг, которые будут предложены на рынке, в течение определённого времени.
Закон предложения гласит – при прочих равных условиях между ценой и величиной предложения существует прямая связь. Чем выше цена, тем выше объём предложений.
4. факторы, влияющие на предложение:

- цена на экономические ресурсы (имеет тенденцию к росту: если на ресурсы растут, то предложение уменьшается)

- изменение технология производства

- изменение цен на другие товары

- изменение в экономической политики

- изменение внешних условий, форс-мажорные обстоятельства

- потребительские ожидания (производители удерживают товар)

Все эти факторы влияют на поведение кривой

Цена – это денежное выражение стоимости

Стоимость – опорная экономическая категория, если нет стоимости, то цены тоже.

Цена определяется количеством денег, уплаченных за товар.

Существует ли стоимость?

Стоимость (А. Смит, К. Маркс) определяется количеством затрат на производство товара, количеством труда, общественно-необходимого товара.

Трудовая теория стоимости подверглась критике со стороны маржиналистов. Степень удовлетворения потребителей зависит от количества блага, по мере удовлетворения потребностей ценность блага уменьшается.

А. Маршал пытался уравновесить … «с точки зрения покупателя может быть допущен маржинальный подход, а с точки зрения продавца – подход Смита и Маркса». Отсюда возникает проблема цены равновесия. Цена равновесия в условиях совершенной конкуренции с одной стороны равняется предельной полезности, а с другой – предельным издержкам.

Цена – решающий фактор спроса и предложения.

5. эластичность спроса и предложения по цене

Ввёл это понятие А.Маршал.

Эластичность: чем больше Q спроса (пр-я) реагирует на цену, тем больше эластичность.

Все товары в зависимости от эластичности спрос спроса:

- товары с низкой эластичностью Q спроса слабо реагирует на изменение цены

- со средней эластичностью: спрос умеренно реагирует на колебания цены

- с высокой степенью эластичности: если изменение цены вызывает адекватное изменение спроса

Если спрос эластичен, то даже уменьшение цены товара приведёт к увеличению прибыли (общей выручки)

Коэффициент эластичности измеряется % соотношением спроса и цен

% изм. спроса

Е =

% изм. цены

6. Равновесная цена

Как правило, цена и предложение никогда не совпадают, спрос может опережать предложение (С>П). Сейчас в России П>С (идеально П=С)

Равновесная цена = количество реального товара соответствует платёжеспособному спросу населения.

7. На современном этапе – вмешательство гос-ва в эти проблемы

Вмешательство – гос-во фиксирует цены на с/х продукцию, тарифы на ж/д перевозки, ком. услуги, установление налогов, таможенная пошлина

В Японии 70% доходов фермеров

В ЕЭС 50%

В Чел. Области – угледобывающая промышленность самая дотационная

Гос-во может повлиять на с и п за счёт увеличения реальных доходов населения (номинальная и реальная зар. плата). При росте цен и номинальной зар. Платы реальная может падать. Если доходы уменьшается, спрос уменьшается. Существует проблема экономической безопасности.

Спрос может удовлетворяться за счёт импортных товаров. Вмешательство гос-ва – непостоянная политика, а политика, диктуемая обстоятельствами.

Предпринимательство и фирма

1. предпринимательство и его сущность

2. место фирмы в предпринимательстве

3. типы фирм: a. индивидуальное предприятие b. хоз. товарищество c. хоз. общество

4. цели и показатели деятельности фирм

2. предпринимательство предпринимательство – результат углублённого распределения труда. В связи с его сложной экономикой предприниматель – новая профессия.

Предприниматель управляет эк. процессами, создаёт новые комбинации факторов производства.

И. Шулинегер: «предприниматель – бизнесмен, который делает не то и не так, как делают остальные».

Предприниматель ставит цель разработки нетрадиционных решений. Главное

– общественное признание его трудов.

Предпринимательство – вид деятельности в экономике, состоящий в организации факторов производства и в получении прибыли. Количество благ в результате зависит от таланта предпринимателя. Большинство предпринимателей рискуют при открытии своего дела. Отсюда рисковый капитал (деньги, которые могут исчезнуть), венчурный капитал.

Индивидульное

Коллективное предпринимательство

Коммерческое

Некоммерческое (отстаивание интересов группы людей, благотворительные и другие фонды, союзы предпринимателей)

ПРОМАСС – союз предпринимателей Челябинской области «за возрождение

Урала»

Учёные разработали портрет предпринимателя:

1. инициативность

2. готовность к риску

3. ориентация на эффективность и качество

4. умение взять на себя ответственность

5. умение организовать людей

6. умение информировать

7. коммуникативная функция

Существует много форм бизнеса. В основном это единоличная и корпоративная.

Вид корпорации – конгломерат. Связан с диверсификацией производства

(разное).

В мире распространены ТНК – крупнейшие компании, выпускающие около 70% всех товаров.

2. В мире много фирм, основанных на частных предпринимателях (около

75%), но они выпускают около 25% продукции.

На них работает большая часть экономически активного населения.

Частнопредпринимательская фирма организует выпуск товаров или оказание услуг. Её отличие в том, что ЧП несёт ответственность всем своим имуществом.

+ мелкого предпринимательства:

1) гибкость (новые виды продукции)

2) простота организации

3) упрощённая система налообложения

4) неограниченная свобода действий

- мелкого предпринимательства:

1) ограниченность в средствах

2) недостаток обращения

3) трудности при передачи собственности

4) большой риск

3. товарищество и партнёрство

Несколько собственников. Одна из сложных проблем – взаимопонимание между партнёрами. Если кто-то из членов товарищества выбывает, оно перестаёт существовать. Все формы фирм расписаны в гражданском кодексе.
| Полное |Полное от неполного отличается тем, |
|Товарищество |что в нём все являются |
|Неполное |собственниками и рабочими, неся |
| |ответственность. В неполном – часть |
| |членов, которые не работают, а лишь |
| |вкладывают свой капитал. |
| |Разница ещё в том, что в полном все |
| |участники несут ответственность всем|
| |своим имуществом, а в командном лишь|
| |своей долей. |

ООО – базируется на сумме вкладов, ответственности на вкладах. Для открытия ООО нужно 10 тыс. рублей. Все вопросы решаются на общих собраниях товарищества. Достаточно простая форма налогообложения. Эту форму (ООО) часто используют для прикрытия теневого капитала .

Акционерное общество

ОАО, ЗАО

Если в товариществе все, как правило, работают, то в АО это не обязательно, нужно лишь иметь акции и всё.

Общество ЭМИТЕНТ – имеет право выпуска ценных бумаг.

Организация для АО усложнена. Требуется ряд документов. Количество акционер практически неограниченно. Оно зависит от количества выпускаемых акций.

Стоимость фирмы

Количество акций =

Стоимость акций

Стоимость акций определяет собрание. В России с помощью политики проведения акционеров создавался класс крупных собственников.

Контрольный пакет акций – как правило, 51% всех акций, но может быть меньше, если много мелких акционеров. На акции при получении прибыли выплачивают дивиденды. Сначала выплачивают на привилегированные акции, потом на обычные. Привилегированные составляют мощную часть от всех.

Акционеры соединяются в блоки для решения совместных проблем. Акции продаются на фондовых биржах. Все вопросы вне собрания акционеров решает совет директоров.

Стоимость акции зависит от нормы ссудного %

Дивиденд

Цена акции = *100%

Норма %

ЗАО – отличается от ОАО тем, что акции продаются только членам ЗАО, а в ОАО всем, кому угодно. В ЗАО акции на руки не выдаются, а находятся в регистратуре, где все регистрируется.

4. Цели и показатели деятельности фирм

Главная цель – получение мах прибыли. Могут быть и другие цели: подборка кадрового состава, обновление технологий производства, внедрение новых технологий, внедрение научной организации труда, вытеснение конкурентов, захват новых рынков сбыта, повышение качества продукции.

Добиться цели сразу невозможно: нужны усилия хорошо организованной команды. В зависимости от условий определяется политика: стратегическая, тактическая (количество соц. гарантий)

Система показателей связана прежде всего с прибылью, но это количественный показатель.

Качественный показатель: 1)рентабельность – рассчитывается отношением суммы прибыли к затратам (Р>15% = +

Р формах. Она может быть балансовая, расчетная, чистая.

Балансовая прибыль – общая сумма прибыли вд

Расчётная - это прибыль как часть балансовой прибыли, которая составляет после расчётов с бюджет., кредиторами и т.д.

Чистая прибыль – то, что остаётся у фирмы и то, что она может потратить на свои нужды.

В потребление (около 25%). Премии, подарки, соц. мероприятия

Нужды

На расширение производства (около 75%)

6. Разница между эк. и бухгалтерской прибылью.

Бухгалтерская прибыль – это вд – сумма издержек

Эк. прибыль – это выручка за вычетом внешних и внутренних издержек


Рефетека ру refoteka@gmail.com