СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 1
Введение 2
1. Проблемы перехода к рынку. 3
2. Концепции перехода к рыночной экономике. 6
2.1. Общая концепция перехода России к рыночной экономике 6
2.2. Программа экономических реформ 9
3. Особенности переходной экономики в России 13
3.1. Понятие переходной экономики. 13
3.2. Закономерности перехода к рыночной экономике. 18
Заключение 22
Библиография 24
Введение
На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества.
В этой курсовой работе я постараюсь объяснить, почему экономика c
централизованным планированием не могла существовать в СССР, из-за чего
произошла постепенная демократизация общества и дальнейший переход нашей
страны к рынку, модель которого была скопирована с запада. Я также напишу
о выбранных нами путях этих грандиозных преобразований экономической
системы и с какими трудностями мы сталкиваемся и столкнемся в дальнейшем.
Логичным завершением этой научной работы будет рассмотрение особенностей
переходной экономики России, что я и проделаю в последней главе.
Как ни страшно осознавать, что нам приходится быть подневольными участниками этого глобального эксперимента, но это наша жизнь. Именно поэтому я счел данную тему достойной рассмотрения.
1. Проблемы перехода к рынку.
Современная экономическая наука сегодня по-новому рассматривает многие процессы, происходящие в нашем обществе. Это касается проблем собственности, соотношения плановых и рыночных методов регулирования хозяйственной деятельности, прямых и косвенных методов управления общественными процессами, пределами использования товарно-денежных отношений и общественных отношений и общественной жизни. Внедрение новых подходов заставляет заглянуть в историю. Знание истории позволяет увереннее строить планы и программы предстоящих действий, избегать допущенных ранее ошибок. В истории существования человеческого общества существовали самые различные социальные и экономические структуры. Одни из них отличались гибкостью и подвижностью, а, следовательно, не ограничивали развитие общества. Другие - страдали жесткостью и поэтому в конце концов, превращались либо в голые абстракции, либо, будучи наложенными на развивающийся живой социальный организм, давили и деформировали его. Нечто подобное имело место и в истории развития нашей страны. Насаждение жестких, не допускающих каких-либо отклонений единообразных структур охватывало все сферы жизни общества. Так, в экономике это выразилось в жестком директивном планировании. Я не буду разбирать ошибки способов и методов разработки пятилетних планов, напомню лишь, что ни один из них не был выполнен так, как он намечался. Кроме того, при централизованном планировании объемы будущего спроса при фиксированных ценах определялись в общей совокупности, а не в зависимости от доходов конкретных групп людей. Значит, сложный нелинейный характер этой зависимости заменялся на элементарные агрегированные линейные показатели, а это не могло пройти “даром”. Но главная ошибка, на мой взгляд, заключалось в том, что использовалась посылка о том, что социалистический потребитель потребляет товар на рациональном уровне вне зависимости от уровня благосостояния этого потребителя. Действительно, в бывшем СССР часто оперировали среднедушевыми показателями там, где они были совершенно непригодными (рис. 1.)
Но особенно ярко в экономической сфере данные структуры проявились в отношениях собственности. Если в первые годы Советской власти в стране имели место самые различные формы собственности и основанные на них формы хозяйствования, то уже к середине 30-х годов практически все формы хозяйствования были обобществлены, т.е. переведены в государственную или колхозно-кооперативную собственность, что фактически также являлось государственной собственностью. Что же касается личной собственности граждан, то хотя она и имела формальное право на существование, реально она в общественном сознании оценивалась как пережиток прошлого, затем как признак потребительства и конформизма. В 50-х годах процесс дискриминации всех других форм собственности и соответственно их субъектов был доведен до своего логического завершения. В Уголовном кодексе РСФСР, вступившем в силу с 1 января 1964 года, ответственность за покушения на государственную и общественную собственность стала, как правило, в два раза выше, чем за покушения на собственность личную.
В результате практически все, сложившееся прежде, до революции, в
нашей стране, и позже в передовых капиталистических странах было либо
разрушено, либо отброшено как ненужное, вредное, несоциалистическое,
мешающее строить светлое будущее общество. Итогом этого стала потеря
человека как главного субъекта и объекта не только производства, но и
жизни общества. Глобализм, всеобъемлющая идеологизация, игнорирование
элементарных экономических и социальных требований сделали человека
“винтиком” какого-то огромного, чуждого интересам конкретных людей
механизма. Человек лишается возможности проявить свою личную инициативу,
деловые качества, что имеет ключевое значение в развитии рыночных
отношений.
Однако с демократизацией нашего общества появились мотивы перехода к рыночной экономике, именно с них началась медленная и болезненная ломка наших старых экономических стереотипов….
2. Концепции перехода к рыночной экономике.
2.1. Общая концепция перехода России к рыночной экономике
Общая концепция перехода России к рыночной экономике — это концепция стратегического взаимодействия с Западом. Путь, по которому Россия реально могла пойти к новым переменам, во многом зависит от характера и степени участия Запада в этих процессах.
Концепция стратегического взаимодействия не нова. Она была сердцевиной плана Маршалла. В 1947 г. Государственный секретарь США Дж. Маршалл впервые выступил в Гарварде с обращением, в котором он бросил вызов европейским государствам. В нем говорилось, что если эти страны смогут совместно разработать план того «как поставить на ноги экономику Европы», то США окажут им поддержку и предоставят свой финансовые ресурсы для такого плана действия в той мере, в какой они сочтут это для себя практически целесообразным.
И хотя этот факт затерялся на страницах исторических исследований, среди стран, приглашенных участвовать в программе американской помощи в то время, был Советский Союз и страны Восточной Европы. Однако Сталин отклонил это предложение и Советский Союз стал самостоятельно восстанавливать послевоенную экономику.
Идея Маршалла в США была встречена со скептицизмом. Одни говорили, что после пяти лет войны ограниченные ресурсы страны в первую очередь должны быть направлены на решение внутренних проблем. Другие находили странной мысль о том, что доллары, необходимые Америке, могут пойти в страны, среди которых ее недавние враги, чьи солдаты еще недавно убивали американских солдат. И может быть, самым невероятным для специалистов было предположение, что страны Европы смогут стать мирным сообществом наций.
Тем не менее, Маршалл продолжал верить, что интересы Америки требуют
по-настоящему скоординированной работы с европейскими странами в деле
строительства их будущего. Он был убежден, что тесное сотрудничество
европейских государств, обусловленное щедрой помощью Америки, может сделать
реальным мир и процветание, о котором прежние поколения едва ли могли даже
мечтать. В 80-90-х гг. правительству Советского Союза была предложена
программа мероприятий по переходу к рыночно-демократическому обществу под
названием «Согласие на шанс». Эта программа была разработана американскими
учеными Гарвардского университета совместно с экономистами из Советского
Союза Г. Явлинским, M. Задорновым и др.
В соответствии с этой программой в экономической сфере основным принципом являлось создание рыночной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство, т.е.: во-первых - легализация основных Экономических прав, начиная с утверждения прав собственности; во-вторых - приватизация большей части государственных предприятий; в-третьих - демонополизация в целях создания новых предприятий и свободной конкуренции предприятий; бюджетная и денежная стабилизация за счет резкого сокращения государственных расходов, субсидий, расходов на оборону и т. п.; либерализация цен для того, чтобы они могли определяться силами спроса и предложения, действующими на рынке; нормализация внешней торговли, включая конвертируемость валюты.
За период 1985-1991 гг. Советский Союз сделал первые шаги на пути к демократии: свободные выборы республиканских и местных органов власти, отказ от конституционного закрепления монополии КПСС на власть, принятие законов, гарантирующих независимость печатных изданий, свободу вероисповедания и выезда из страны.
Часть властных полномочий уже передана с союзного на республиканский уровень, значительно возросли права местного самоуправления.
Качественно новый этап политических реформ открыло Заявление
Президента СССР и лидеров девяти союзных республик от 23 апреля 1991 г.,
где было предусмотрено: завершение работы над новым Союзным Договором между
суверенными республиками; в течение 6 месяцев со дня подписания Договора
подготавливается и принимается новая Конституция Союза; за принятием новой
Конституции следуют выборы новых союзных органов власти; признается право
всех республик свободно определять свое членство в Союзе; запрещается
дискриминация по национальному признаку.
Этот план, по мнению разработчиков, позволит создать новый Союз на принципах добровольности, равноправия и зашиты прав человека; переломить тенденцию дезинтеграции СССР.
2.2. Программа экономических реформ
Целью программы экономических реформ было создание в возможно более короткий срок в Советском Союзе эффективной рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.
Чтобы можно было рассчитывать на успех, реформы должны быть быстрыми и комплексными, о чем свидетельствует не только практический опыт других стран, но и объективные законы экономики.
Цели, провозглашаемые программой, предполагалось достичь к концу
1997г. К этому времени экономика должна достигнуть финансовой стабильности,
а структура форм собственности будет приближена к структуре, существующей в
странах Западной Европы. К этому моменту намечается осуществить интеграцию
страны в систему мировой торговли; поток товаров, капитала и услуг между
Советским Союзом, другими странами с рыночной экономикой станет
регулироваться Сообразно общепринятым международным правилам. В итоге
уровень жизни советских граждан будет приближаться к уровню жизни жителей
промышленно развитых стран, укрепив уверенность в правильности выбранного
курса. У каждой нации есть свои исторические и культурные особенности,
определяющие специфику организации экономики.
Процесс предполагаемых реформ в Советском Союзе был разделен на два этапа:
V 1991-1993 гг. — период создания юридических и экономических институтов рыночной экономики, а также превращения значительной части государственной собственности в частную;
V 1994-1997 гг. — период структурной перестройки экономики, дальнейшего перехода от государственной собственности к частной, от военной промышленности к гражданской, от тяжелой индустрии к производству товаров народного потребления и услуг, от закрытой экономики к открытой, свободно торгующей с другими странами.
Трудность и многоаспектность процесса экономических преобразований, по
мнению разработчиков программы, требует тщательной координации каждого шага
реформ с проведением политических преобразований в Советском Союзе, а также
с возможной международной финансовой поддержкой. Успех макроэкономической
стабилизации возможен лишь при условии формирования надежной защиты права
частной собственности; опоры на развитую систему демократических институтов
в политической сфере на всех уровнях государственного устройства,
построенную на прочной базе нового законодательства, соответствующего новой
Конституции СССР.
Предполагалось, что переход к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных принципов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука «перехода к рыночным отношения». Итак:
V Либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения.
V Частная собственность, в том числе в сельском хозяйстве,
[гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров.
V Приватизация государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях.
V Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриации прибылей и конвертируемый рубль.
V Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику.
Успешное завершение экономической реформы потребует полного пересмотра традиционной роли государствa. Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т. д. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта и средств связи и др.
V Макроэкономическая стабилизация, означающая ликвидацию дефицита государственного бюджета.
Программа экономической реформы должна заменить командную экономику
Советского Союза системой рыночных отношений, но масштаб и сложность
экономических преобразований, безусловно, требовали экономического
сотрудничества с Западом.
Основным принципом этого сотрудничества была западная экономическая поддержка, обусловленная принятием и реализацией программы экономических реформ, а также продолжением демократических преобразований в соответствии с уже принятыми в СССР решениями. Помощь должна была предоставляться шаг за шагом в процессе обоюдного взаимодействия. Это значит, что Запад предоставлял широкомасштабную помощь только в том случае, если советское руководство следовало заранее согласованной программе реформ. Сама поддержка предоставлялась за счет международных финансовых организаций, так как ни одна отдельно взятая страна не смогла бы нести столь большой объем финансовой нагрузки по оказанию помощи. Наиболее вероятными участниками такой программы были индустриально развитые демократические страны и некоторые страны МВФ, Мировой Банк и Европейский Банк реконструкции и развития. Решения по оказанию помощи принимались на основе согласований между советским правительством, правительствами стран Запада, оказывающих помощь, и международными финансовыми организациями. Эта помощь должна была быть масштабной, учитывающей резкое падение производства на начальной стадии перехода к новой экономической системе, и достаточной, чтобы обеспечить экономическую и политическую жизнеспособность реформ.
Эти виды программ многоплановой поддержки уже отработаны для стран
Восточной Европы, проводящих радикальные реформы, а также для многих стран
в других регионах мира, которые сотрудничают с мировым сообществом при
проведении политики фундаментальных изменений. Программа поддержки
Российских реформ опиралась на удачный опыт многих других стран, эти
процедуры выдержали проверку временем и предоставляли международному
сообществу исчерпывающие гарантии в том, что деньги на оказание поддержки
реформ будут использованы эффективно.
3. Особенности переходной экономики в России
3.1. Понятие переходной экономики.
В первую очередь хочется определиться с самим понятием переходной
экономики, в большинстве учебников это понятие определено как промежуточное
состояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в
результате социально-экономических изменений. Определяющую роль в этих
изменениях играет трансформация отношений собственности. Если переходная
экономика в России после 1917 г. формировалась на основе господства
государственной собственности, то в 90-х гг. началось движение от
государственной собственности к частной. Это движение не знает мировых
аналогов. Впервые за всю цивилизацию мир стал свидетелем движения от
«справедливого коммунизма» к «несправедливому», но свободному капитализму.
Именно экономику 90-х годов я буду в дальнейшем называть “переходной экономикой”, дабы не загромождать текст лишними временными характеристиками.
Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в результате правительственной политики «перестройки». Россия начала рыночную реформу, имея командную экономику. Эта экономика формировалась на основе государственной собственности и централизованного управления. В России господствовала доктрина, что основа экономики — это тяжелая промышленность, или производство средств производства. Производству потребительских товаров отводилась роль падчерицы, равно как и сфере услуг. Более 90% государственных производственных капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс и менее 10% — в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность. Это были отсталые отрасли с изношенным оборудованием, они не удовлетворяли потребностей населения. В России производство работало ради производства, а не ради потребителя, чего не может быть в рыночной экономике. Централизованная система управления подавляла предпринимательские способности работников. Эта система была основана на подчинении, допуская инициативу лишь в узких границах. Свобода предпринимательства и свобода выбора не действовали.
В целом в середине 80-х гг. централизованная система управления с неизбежностью вошла в глобальный экономический кризис, поразивший всю совокупность экономических отношений.
По мнению большинства экономистов, наиболее эффективной является
рыночная экономика. Она способствует эффективному распределению ресурсов.
Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в
производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего
нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов
комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и
внедрению новых, более эффективных технологий производства. Важным
неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то
обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы, создавая тем
самым стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и
хозяйственной активности. Лишь рыночная система способна координировать
экономическую деятельность без принуждения. Она представляет свободу
предпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она и
преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным
директивам их одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение
производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим
правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно
могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно,
вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.
Только рыночная экономика устраняет диктат производителей, ликвидирует
дефицит, обеспечивает равновесность экономики — и все это с целью
удовлетворения безграничных потребностей людей. Свойственные рынку
механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности
всех экономических субъектов, рациональное использование природных,
трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного
хозяйства. Очевидно переход к экономической системе, основанной на рыночных
отношениях, позволит России решить наиболее острые, десятилетиями
накапливавшиеся проблемы страны, органично соединить внутреннюю экономику с
мировым хозяйством, обеспечить рост производства и тем самым социальную
ориентацию экономики, открывая доступ населению ко всем достижениям мировой
цивилизации.
Переход, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственности каждого человека за свое благосостояние и благосостояние общества и через рыночный механизм связаться с различными государствами, что позволит создать основу для эффективного экономического сотрудничества России с промышленно развитыми странами. Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в течение переходного периода. Они образуют как бы каркас новой экономической системы:
1. Максимальная свобода предпринимательства и свобода выбора всех экономических субъектов. Признание важной социальной роли собственников капитала, рабочих, крестьян, предпринимателей и организаторов производства.
2. Формирование новых форм собственности, включая частную. Это позволит определить, кто несет ответственность за результаты хозяйствования, какая из форм собственности представляет сферу наиболее эффективного применения ресурсов. На основе новых отношений собственности может быть решена проблема оптимальных пропорций потребления и накопления, обновления и наращивания производственного потенциала, повышения эффективности капитальных вложений, доходы от собственности признаются законной категорией доходов.
3. Конкуренция как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с действием закона спроса и предложения. Развитие конкуренции требует демонополизации экономики, формирования соответствующей структуры производства, обеспечивающей присутствие на рынке достаточного числа производителей каждого вида товаров, свободного входа на рынок любого экономического субъекта, государственной поддержки малого бизнеса, проведения антимонопольной политики.
4. Свободное ценообразование. Рыночные механизмы могут эффективно
функционировать только в том случае, если подавляющее большинство цен
устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение.
Государственный контроль допустим только в ограниченной сфере и без
нарушения законов рыночного ценообразования.
5. Распространение рыночных отношений на все сферы экономики. Отсюда
необходимы рынок земли, рынок капитала, рынок рабочей силы, денежный рынок,
которые в своем взаимодействии обеспечивают высокую мобильность
экономических ресурсов, их быстрое перемещение в сферы наиболее
рационального применения, стимулируют накопление и рост жизненного уровня.
Вместе с тем в рыночной экономике сохраняется значительный нерыночный
сектор, включающий те виды деятельности, которые не могут быть подчинены
исключительно коммерческим критериям (оборона, часть здравоохранения,
образования, науки, культуры), или так называемая инфраструктура.
6. Открытость экономики, ее последовательная интеграция в систему мирохозяйственных связей. Принцип состоит в том, что любой экономический субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции. Иностранные юридические и физические лица на равных условиях со всеми производителями действуют на внутреннем рынке в соответствии с установленным законодательством и общепринятыми международными нормами.
7. Обеспечение гражданам социальных гарантий и государственная поддержка нетрудоспособных, социально уязвимых членов общества.
8. Отказ государства от прямого участия в хозяйственной деятельности
(за исключением отдельных специальных областей). В то же время усиление
косвенного (административного) государственного и общественного
регулирования таких явлений, как инфляция, безработица, имущественная и
социальная дифференциация, нестабильность производства, неравномерность
развития отдельных регионов. Государство осуществляет макроэкономическую
политику и содействует формированию среды, благоприятной для хозяйственной
деятельности, прежде всего на направлениях, соответствующих общественным
интересам.
Деятельность государственных органов по регулированию экономики строится на строгом разграничении полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти.
3.2. Закономерности перехода к рыночной экономике.
Процесс перехода от командной к рыночной экономике имеет общие
закономерности. С одной стороны, этот процесс включает глубокие изменения в
структуре социально-экономических отношениях, а также производства, с
другой — осуществление незамедлительных жестких стабилизационных мер,
прежде всего в нормализации потребительского рынка, системе хозяйственных
связей, в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании.
Рассмотрим подробнее.
1) Нормализация и восстановление потребительского рынка, насыщение его товарами и услугами для населения. Предполагается, что это во многом снимет социальную неудовлетворенность населения, ибо на деле будет означать улучшение условий жизни всех слоев населения, что в итоге восстановит материальную заинтересованность людей, усилит стимулы к производительной деятельности. Для этого необходима специальная система мер по стимулированию производства и реализации потребительских товаров за рубежом, грамотная денежно-кредитная и фискальная политика, направленная на регулирование денежной массы в обращении; гибкая политика ценообразования: постепенное снятие государственного контроля над ценами, переход к ценообразованию в соответствии с механизмом действия закона спроса и предложения, без которого невозможно функционирование рыночного механизма.
2. Разгосударствление экономики, приватизация, развитие свободного
предпринимательства. Разгосударствление понимается как снятие с государства
функций прямого хозяйственного управления, передача соответствующих
полномочий на уровень предприятия, замена вертикальных связей
горизонтальными, которые могут происходить без смены собственника.
Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или
продажи на различных условиях государственной собственности экономическим
субъектам, которые будут в дальнейшем использовать ее в хозяйственной
деятельности, неся полную имущественную ответственность за результаты.
Разгосударствление и приватизация закрепляют режим коммерческого расчета и самофинансирования и являются в этом смысле важным фактором финансового оздоровления. Они также создают гарантии для развития предпринимательства, которое позволит в кратчайшие сроки пустить в дело наши огромные резервы и на этой основе облегчить экономическое положение страны. Предприниматель — одна из ключевых фигур рыночной экономики, заинтересованная в эффективном использовании ресурсов, максимизации прибыли.
3. Формирование разных типов рынка и рыночной инфраструктуры, новых
механизмов установления хозяйственных связей и развития свободного
предпринимательства. В переходный период для поддержания материальной
сбалансированности в важнейших секторах экономики потребуется применение
госзаказов и лимитированного распределения изготовленной по ним продукции и
в гибких формах, которые не препятствовали бы развитию рыночных отношений.
Это предполагает демонополизацию экономики и устранение организационных
структур, сложившихся в рамках командной системы и препятствующих развитию
рыночных отношений, что является важнейшей предпосылкой для конкуренции,
перехода к рыночному ценообразованию. При формировании рынка ключевое
значение приобретает создание сильной системы социальной поддержки и
гарантий для населения, которая облегчила бы людям приспособление к
условиям рыночной экономики, защитила социально уязвимые слои от трудностей
переходного периода.
4. Осуществление активной инвестиционной политики. Эта политика, опираясь преимущественно на экономические методы, должна обеспечить необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении его социальной переориентации, опережающего развития производства потребительских товаров и услуг, сокращения потерь, восприимчивости производства к изменениям спроса и технологическим нововведениям.
Структурная перестройка является в конечном счете необходимым условием устойчивого рыночного равновесия, эффективного функционирования всех механизмов рынка.
По каждому из перечисленных направлений должно быть обеспечено опережающее создание правовой базы и институтов государственной власти и управления.
Задача перехода к рыночной экономике состоит в том, чтобы свести к минимуму экономические и социальные издержки; неизбежные в переходный период. Ее решению должен быть подчинен выбор мер, осуществляемых по каждому направлению, их координация между собой и во времени. Необходимо учесть, что переход к рыночной экономике до момента, когда она в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный, охватывающий весь период глубинной структурной перестройки социально-экономических отношений, серьезных изменений в установках и нормах поведения миллионов людей. А это не просто.
Центр тяжести на первом этапе реформы приходится на оздоровление денежной системы, а также на поддержание сложившихся хозяйственных связей и материальных потоков в экономике. Без устойчивых денег невозможно стимулирование производства, налаживание хозяйственного оборота, переход к рыночному ценообразованию. Твердый рубль окажет немедленное воздействие на соотношение потребительского спроса и товарной массы, на насыщение рынка, послужит отправной точкой для действий по другим направлениям.
Одновременно должны проводиться активные меры по разгосударствлению и
демонополизации экономики, развитию предпринимательства и конкуренции,
чтобы в максимально короткие сроки создать предпосылки для включения
рыночных механизмов саморегулирования. Только они могут обеспечить
устойчивую стабилизацию цен, побудить к увеличению объема и разнообразия
продукции, повышению ее качества и снижению издержек. До тех пор пока они
не заработают с достаточной силой, придется придерживаться жесткой
финансово-кредитной политики, чтобы не допустить неуправляемой инфляции.
Тем самым, однако, может сдерживаться деловая активность, развитие
производства.
Время, в течение которого проводится жесткая финансово-кредитная политика, осуществляется либерализация цен, разгосударствление и демонополизация экономики до проявления очевидных признаков включения механизмов конкуренции и рыночного саморегулирования, образует период стабилизации экономики.
Вслед за осуществлением Программы проведения курса реформ должен начаться период развития рынка, подъема производства и повышения его эффективности. Но это теоретически, а практически движение экономики может пойти «вспять» — вновь к системе централизованного управления.
Заключение
Работая над своей курсовой работой, я преследовал целью не только оценку тех исторических шагов, которые были сделаны нашей страной на пути к рыночной экономике, но и размышление о дальнейших попытках этого перехода.
Переход к рынку, как я уже отмечал, - очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.
Пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут заметные
простому человеку положительные результаты реформ Российской экономики,
однако, первые видимые результаты постсоциалистических реформ уже есть :
|Темпы роста (падения) ВВП (к предыдущему году). |
|1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |
|-- |-5,0 |-14,5 |-8,7 |-12,7 |-4,1 |-3,5 |0,4 |
|Инфляция (на конец года) |
|-- |161,0 |2506,1 |840,0 |204,4 |128,6 |21,8 |10,9 |
|Отношение широких денег к ВВП |
|70,1 |68,4 |37,4 |21,4 |16,0 |13,9 |13,1 |14,2 |
По данным этой таблицы видно безоговорочное оздоровление экономики
России. Для продолжения реформ россияне должны осознать всю сложность
теперешней ситуации и приложить все усилия чтобы они осуществлялись в
интересах всего населения России, а не для узких финансовых и криминальных
структур. Короче, успешное развитие экономики зависит от совместных
действий всего населения России, от каждого из нас. Так давайте же сделаем
все возможное для вывода из кризиса экономики России, для обеспечения
достойного уровня жизни себе и своим детям.
Я бы хотел отметить, что нельзя сворачивать с правильно выбранного,
как я думаю, пути. Ведь переход к рынку является показателем демократизации
России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку
и укрепления прав собственника. Данные категории выступают самыми яркими
показателями возрождения России. И пусть переход к рынку у нас происходит
очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако я уверен,
если мы пройдем весь этот трудный путь до конца, Россия будет
цивилизованным государством во всех отношениях.
Библиография
1. Проблемы развития экономики нашей страны. Борисов Е. Ф., Социально - политический журнал 1993 г., № 3 , с. 76
2. Введение в рыночную экономику. Лившиц А.Я., М., Станкин, 1992г.
3. О закономерностях становления рынка. Вопросы экономики. Маневич В.А.,
1993 г ., № 3, с. 140
4. Экономическая теория : учебник для вузов. С. С. Носова. М.: ВЛАДОС.
1999г.
5. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России.
Рывкина Р.В., М., Наука, 1994 г.
6. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов.
Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С.Булатова.
Издательство БЕК. Москва 1995.
Наследие социалистической экономики: Макро- и микроэкономические последствия мягких бюджетных ограничений. Е.Гайдар, 1998 г.
-----------------------
Данные таблицы : Наследие социалистической экономики ; Е.Гайдар. (7)
[pic]
Рисунок 1. Кривая зависимости объема потребления Q от величины дохода С при фиксированной цене