Рефетека.ру / Экология

Реферат: Экологический кризис г. Октябрьского

Министерство образования РБ

Современный гуманитарный университет .

Октябрьский филиал.

ччччччч

по экологии на тему: «Экологический кризис г. Октябрьского»

Содержание:

1. Экологические проблемы республики Башкортостан.

2. Краткий исторический очерк о городе Октябрьский.

3. Сложившаяся экологическая ситуация в городе Октябрьском.

4. Причины экологического кризиса и пути его преодоления.

Экологические проблемы Республики Башкортостан и пути их решения

— Сложившиеся веками традиции, обычаи и быт башкир способствовали сохранению уникального природного богатства

Башкортостана. Культ природы прослеживается в древнем башкирском эпосе «Урал-батыр», где герой, мечтая о счастье своего народа, бился со злыми силами за живую воду, которая должна была принести земле башкир бессмертие. Все это очень символично. Природа Башкортостана — колыбель башкирской нации, естественная основа жизни людей. Но современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу.
Остро встают проблемы по сохранению земли и воздуха, лесов и водоемов, животного мира. Задача охраны окружающей среды приобрела многоаспектный характер: биологический, социально- экономический, технико-технологический, медицинский, философский

— Природно-климатические условия, наличие полезных ископаемых в недрах республики предопределили ее промышленное развитие.
Концентрация промышленного производства существенно превышает общероссийские показатели, особенно в части размещения предприятий нефтепереработки и химии, что обусловило не только рост экономики республики, но и создало серьезные экологические проблемы. За последние десять лет валовые объемы выбросов загрязняющих веществ сократились на 22 %, сейчас они составляют 1,5 млн тонн. Объем водоотведения сократился за тот же период на 23%, а сброс загрязняющих веществ с отводимыми стоками — на 25% и составляет сейчас
715 тыс. тонн. Улучшилось и состояние основных водных артерий — рек
Агидель и Уфа. Среднегодовой объем образования отходов производства и потребления увеличился на 20% и составляет сейчас 20 млн тонн. Объем переработки и обезвреживания отходов вырос до
6,5 млн. тонн, т.е. до 32% от общего годового объема образования. С целью снижения негативного воздействия токсичных отходов предприятий РБ реализуются программы «Отходы», «Обеспечение экологической безопасности при эксплуатации полигона «Цветаевский», «Природоохранные мероприятия по городу Белебей и Белебеевскому району». Внедрена разрешительная система размещения отходов. Общая площадь особо охраняемых природных территорий сегодня составляет более 950 тыс. га
(около 7% от всей территории Республики Башкортостан), причем за последние десять лет она увеличилась на 288 тыс. га. Реализуется республиканская программа «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий». По инициативе Республики Башкортостан
Российское представительство Всемирного фонда дикой природы (WWF) в рамках проекта «Сохранение биоразнообразия Уральского экорегиона» планирует создание системы ООПТ в горно-лесной зоне Южного Урала. По сравнению с 2000 годом продолжается тенденция снижения объема выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Разработка проекта постановления Кабинета
Министров РБ «О расширении использования сжатого и сжиженного газа в качестве моторного топлива» — одно из основных мероприятий программы

«Экологическая безопасность РБ». Согласование документа проходит трудно и на сегодня еще не закончено, но комитет все же не отступает и надеется на положительное решение вопроса правительством республики. Состояние водных объектов Башкортостана свидетельствует о том, что водоохранная деятельность в 2001 году была недостаточной. В прошлом году по сравнению с предыдущим индекс загрязненности поверхностных вод увеличился почти по всем точкам контроля.
Почему это произошло? Увеличение объемов производства повлекло за собой рост массы сброса загрязняющих веществ. Остается нерешенным ряд проблем:

— несанкционированный сброс сточных вод с ОАО «Учалинский ГОК»;

— отсутствие технологии по очистке шахтных и подотвальных вод на ОАО «БМСК» и ЗАО «Бурибаевский ГОК», в связи с чем уровень загрязнения тяжелыми металлами рек Карагайлы и Таналык превышает все установленные нормативы;

— нерешенность вопроса очистки и утилизации дистеллерной жидкости на ОАО «Сода». В результате река Агидель в среднем и нижнем течении испытывает колоссальную нагрузку;
— много проблем связано с очисткой стоков населенных пунктов.

К слову, до сих пор не ведется строительство третьей очереди биологических очистных сооружений Уфы. Но нельзя сказать, что все плохо. Правительством республики, руководителями предприятий принимаются меры по предотвращению загрязнения водных объектов.
В 2001 году была разработана и принята Президентская программа «Питьевые и минеральные воды». Ее реализация предполагает в том числе и обеспечение всех населенных пунктов республики современными очистными сооружениями. За счет средств республиканского бюджета в прошлом году было профинансировано выполнение водоохранных мероприятий на сумму около 4 млн рублей.

— За последнее десятилетие как в Российской Федерации, так и в

Республике Башкортостан почвы не обследовались. Поэтому говорить об истинном состоянии земельных ресурсов, их загрязнении на сегодняшний день не представляется возможным.

Хотя только в 2001 году было выявлено 415 случаев загрязнения земель. По договору с Государственным комитетом РБ по охране окружающей среды Аграрным университетом начата инвентаризация земель, загрязненных химическими веществами, и уже третий год Башгосуниверситетом проводятся работы по оптимизации структуры землепользования в районах республики с целью снижения антропогенного воздействия на почвы. Наиболее опасным источником загрязнения почв являются запрещенные к применению пестициды и агрохимикаты. Государственный комитет взял инициативу в этом вопросе на себя, и в смете расходов республиканского бюджета на 2002 год предусмотрено выделение 1 млн рублей на эти цели. Данные работы включены в программу «Экологическая безопасность», но этого явно недостаточно. Необходима поддержка и со стороны Министерства сельского хозяйства РБ.

— В первую очередь, проблема остатков отходов связана с увеличением объемов производства и ростом потребления товаров. В 2001 году объем образования отходов составил около 23 млн. тонн. Предпринят ряд мер, и, например, в Стерлитамаке организован ГУП «Экополигон» — опытная база по созданию инфраструктуры сбора и утилизации отходов. Для повышения эффективности государственной системы использования отходов в республике необходимо организовать работу по созданию Кадастра отходов и в дальнейшем совершенствовать механизм экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами, внедрять научно обоснованные комплексные схемы их сбора, переработки и размещения. После завершения в 2000 году республиканской программы «Создание Единой государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан» мы оказались перед выбором: развивать существующие системы мониторинга или же объединить информацию, получаемую в ходе проведения мониторинга, в единую республиканскую информационно-аналитическую систему. После долгих консультаций в органах исполнительной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан был принят второй вариант. Правительство республики одобрило наш выбор и утвердило в 2001 году соответствующую республиканскую программу. Подобные работы проводятся впервые не только в нашей республике, но и в Российской Федерации и являются, несомненно, актуальными и перспективными. В прошлом году в рамках реализации программы определена структура реестра объектов экомониторинга, разработаны критерии и оценки территории республики по степени экологической опасности, начато формирование единого информационного пространства и банка данных. Как нам кажется, эта работа является перспективной и наиболее актуальной как для Республики Башкортостан, так и для Российской Федерации.

— В 2001 году на Госкомэкологии РБ были возложены функции республиканского специально уполномоченного государственного органа надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности. Фактически этим мы занимаемся уже несколько лет, и сделано многое:

— на предприятиях и в учреждениях проведен переучет радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

— эти сведения собираются в электронный банк данных;

— проводится радиационно-гигиеническая паспортизация организаций и территорий;

— с внедрением в комитете программного обеспечения

«Оперативный учет» налажена передача необходимой оперативной информации;

— организованы ввоз, вывоз и транзит радиоактивных веществ и отходов, радиоизотопных приборов по специальным разрешениям Госкомэкологии РБ и Госатомнадзора;

На предприятии «Радон» установлен порядок сбора и приема радиоактивных отходов, строится хранилище твердых радиоактивных отходов. Вместе с тем, проблем в области обеспечения радиационной безопасности остается много, их необходимо решить в рамках комплексной программы «Экологическая безопасность
Республики Башкортостан». Нефтехимический комплекс, химзаводы республики наносят колоссальный ущерб природе, грозят разрушением экологического равновесия.
Экологические службы должны предотвращать разного рода аварии, катастрофы, устанавливать объемы нанесенного природе и человеку ущерба… Как осуществляется экологический контроль Государственным комитетом?

— Организация с июля 2001 года в комитете круглосуточного дежурства позволила оперативно получать информацию о чрезвычайных ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды, и своевременно принимать меры по их предотвращению и ликвидации. Для стимулирования контрольно-инспекционной работы территориальных управлений было разработано и утверждено Временное положение об оценке этого вида деятельности. Отмечу, что это дало свои результаты. По сравнению с 2000 годом было наложено на 733 штрафа больше. Выросла взыскиваемость сумм штрафов с 41% до 65%.
Контроль выполнения предписаний также усилен.

По результатам инспекционной деятельности в 2001 году среди территориальных подразделений Госкомэкологии РБ наилучшими оказались коллективы Уфимского, Туймазинского,
Приуфимского и Стерлитамакского территориальных управлений по охране окружающей среды (ТУООС). Отметим, что данные управления из года в год добиваются высоких показателей. Инспекционная деятельность невозможна без мощной аналитической поддержки. Аналитическое подразделение Госкомэкологии РБ —Управление государственного аналитического контроля (УГАК) —единственная в республике аналитическая структура, осуществляющая поиск источников загрязнения и контроль качества окружающей среды при аварийных и чрезвычайных ситуациях. В 2001 году УГАК, наконец, обрело благоустроенное помещение. А это очень важный фактор для успешного выполнения стоящих перед управлением задач.

— Государственной экологической экспертизой в прошлом году проведено 362 государственные экологические экспертизы материалов по строительству объектов, экологическому обоснованию лицензий, экологических программ, проектов нормативов выбросов загрязняющих веществ. Отделом проведены работы по приведению в соответствие законов Российской Федерации и Республики
Башкортостан «Об экологической экспертизе». В работе экспертных комиссий приняли участие 879 экспертов.
Следует отметить, что в последнее время руководство республики, предприятия и организации стали уделять большее внимание определению негативного воздействия объектов на окружающую среду, созданию экологических программ. Так, в 2001 году государственную экологическую экспертизу прошли:

— Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года»;

— программы по оздоровлению экологической обстановки на
2001—2005 годы городов Белорецк, Сибай;
— проекты строительства полигонов твердых бытовых отходов городов Кумертау, Дюртюли, село Бураево, Месягутово;

— проекты реконструкции очистных сооружений хоз-бытовых сточных вод ОАО «Учалинский ГОК», очистных сооружений производственных сточных вод ОАО «Автонормаль».

Одним из проблемных вопросов государственной экологической экспертизы последних лет является строительство АЗС. Генеральная схема развития АЗС в республике утверждена
Кабинетом Министров РБ только в августе 2001 года. Строительство этих объектов осуществляется спонтанно, без должного обоснования мест их размещения, часто с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды – в водоохранных зонах водных объектов, в санитарно-защитной зоне источников питьевого водоснабжения населенных пунктов.

Государственная экологическая экспертиза позволяет упорядочить решение этих вопросов. В целях совершенствования работы по организации государственной экологической экспертизы в республике, повышения ее качества в 2002 году начата работа по созданию нормативно-правовой базы, соответствующей новым федеральным законам в области охраны окружающей среды. На сегодняшний день в республике действует 435 лицензий. В 2001 году было проведены 193 проверки соблюдения условий лицензионной деятельности. Наряду с осуществлением государственного контроля все более ощутимой становится помощь экоаудиторов. За год проведены более 50 аудитов, выданы заключения, рекомендованы корректирующие мероприятия. В помощь аудиторам отделом экологического лицензирования и нормирования подготовлены методические рекомендации по проведению аудита видов деятельности, связанных с использованием земельных ресурсов и обращением с отходами производства и потребления. В республике созданы все необходимые условия для развития системы экологического страхования. Одновременно с подготовкой нормативной базы по развитию экологического страхования предприняты и практические шаги. Так, Институт Устойчивых

Сообществ (США), Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности и Институт проблем рынка РАН под руководством Госкомэкологии РБ, в рамках проекта
«Практические мероприятия по развитию экологического страхования и аудита в Республике Башкортостан», в 2001 году осуществили практические мероприятия по экострахованию на предприятиях города Туймазы и Туймазинского района. 23 ноября

2001 года в Туймазах прошли парламентские слушания
Законодательной палаты Госсобрания РБ, которые полностью подтвердили эффективность экологического страхования и аудита и определили, что задача последовательной реализации этих направлений является актуальной и нуждается в государственной поддержке.

—Утвержден порядок ведения Красной книги
Республики Башкортостан. Определены списки редких и исчезающих видов животных для занесения в Красную книгу и порядок их добывания. Разработаны правила добывания, форма разрешения и таксы для исчисления размеров ущерба, нанесенного объектам животного мира незаконным добыванием, и порядок ведения

Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. В целях координации действий по сохранению биоразнообразия заключены соглашения и разработаны планы совместных мероприятий с Государственной инспекцией рыбоохраны и Башкортостанской таможней. В плане содействия реализации программы «Создание сети особо охраняемых природных территорий и сохранение биоразнообразия в

Уральском экорегионе» разработан план совместных действий между WWF и Госкомэкологии РБ. Итогом совместной работы в 2001 году явилась разработка обоснований по организации природных парков «Агидель», «Крыкты», «Иремель» и «Ирендык».

— Итоговыми мероприятиями республиканской программы

«Экологическое образование Республики Башкортостан на
1998—2001 годы» стали проведенные нами Республиканская научно- практическая конференция и выставка «Экологическое образование и воспитание в Республике Башкортостан».

Республиканский конкурс «Экология производства» проводился с целью привлечения внимания производственных коллективов предприятий и организаций, общественности республики к проблемам состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Мы ожидали более живого отклика. Но приняли участие в конкурсе всего двадцать два производственных коллектива.
В прошлом году газеты «Табигат» и «Подрост», поддерживаемые
Госкомэкологии, стали призерами престижного всероссийского конкурса журналистов. А газета «Подрост», кроме того, признана лучшим юношеским экологическим изданием страны.

Министерство природных ресурсов России провело III

Всероссийский конкурс детских экологических проектов «Человек на Земле» имени Н.Н. Моисеева, в котором приняли участие 260 детских коллективов. По итогам конкурса состоялась научно- практическая конференция, где деятельность детских экологических коллективов Республики Башкортостан получила высокую оценку. Победители этого конкурса награждены дипломами.

— Если в республике в основном велась работа по приведению своих законов в соответствие с законодательством Российской Федерации, то на федеральном уровне был принят целый блок законов, развивающих в том числе и базу природоохранительного законодательства (I,
II и III части “Гражданского кодекса”, I и II части “Налогового кодекса”, новый кодекс “Об административных правонарушениях” Российской Федерации). А с 12 января текущего года вступил в действие новый федеральный закон
«Об охране окружающей среды», который определил новый уровень взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации в этой области. В соответствии с положениями указанного закона существенно расширились полномочия органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и их специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды. В частности, субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять органы государственной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды на территории субъекта. Кроме того, законом предусмотрено, что разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется, в том числе, и на основе договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. Более того, согласно закону, федеральные органы исполнительной власти имеют право передавать часть своих полномочий, на основе соглашений, органам исполнительной власти субъектов Федерации.

В том числе и полномочия в области государственной экологической экспертизы. Данный закон укрепляет собой юридическую основу сложившихся взаимоотношений между
Российской Федерацией и Республикой Башкортостан в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также позволяет совершенствовать управление природоохранной деятельностью, как в плане передачи республике больших полномочий, так и в плане развития и укрепления структуры республиканских органов управления. Наша задача на ближайшие полтора-два года — как можно полнее использовать эти предоставленные возможности.

Республиканская система государственных органов управления в области природопользования и охраны окружающей среды не потребовала внесения кардинальных структурных изменений, так как в республике создана одна из самых полных в Российской Федерации база природоохранного законодательства. Внедрены и развиваются экономические механизмы управления охраной окружающей среды, система нормирования антропогенной нагрузки и лицензирования видов деятельности в сфере охраны окружающей среды, создаются институты экологического аудита, страхования и сертификации. Уникальная материально-техническая база аналитической службы позволяет контролировать практически все среды и объекты на современном уровне. В природоохранные мероприятия инвестируется ежегодно более 1 млрд. рублей из различных источников, что позволяет реализовывать как мероприятия республиканских, так и федеральных экологических программ. Республика принимает непосредственное участие в реализации федеральных программ “Возрождение Волги”,
“Экологическая безопасность Урала”, “Охрана окружающей среды

Российской Федерации от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения” и других.

Метод разработки целевых программ в области экологического развития и охраны окружающей среды республики является вполне оправданным, поскольку благодаря его существованию законодательно закрепляется возможность финансирования природоохранных мероприятий, в том числе и из республиканского бюджета. С целью реализации данного метода в 2001 году была разработана и утверждена комплексная программа «Экологическая безопасность Республики Башкортостан на 2001-2005 годы», пришедшая на смену действовавшим ранее почти 30 различным экологическим программам, распоряжениям и постановлениям правительства. Принятый механизм реализации программы предусматривает разработку экологических программ на уровне каждого города и района республики, а также на уровне каждого природопользователя. Одним из критериев отбора мероприятий для долевого финансирования из республиканского бюджета является его наличие именно в городской или районной программах, а также и финансирование за счет бюджетов соответствующих территорий.

На сегодняшний день утвержденные программы имеют 18 районов и 11 городов республики. Наиболее удовлетворительно они реализуются в городах Стерлитамак, Салават, Туймазы и
Туймазинском районе. Менее удовлетворительно — в городе Учалы,

Учалинском и Стерлитамакском районах. Завершена разработка экологической программы города Уфы.

— В Государственной Программе “Возрождение и развитие башкирского народа”, принятой I Всемирным курултаем башкир, были освещены и проблемы экологии, охраны здоровья и сохранения генофонда башкирского народа. Как реализована эта часть Программы?

— Положения Программы в области охраны окружающей среды на сегодняшний день в основном выполнены:

— создана и продолжает развиваться нормативная правовая база в области охраны окружающей среды;

— осуществлен ряд мер по улучшению экологической ситуации: введены новые очистные установки на заводах, построены современные производства, позволившие уменьшить поступление загрязняющих веществ в окружающую среду, строятся современные полигоны твердых бытовых отходов, созданы научные и исследовательские структуры. Начиная с
1990 года, проявляется устойчивая тенденция к снижению объемов выбросов и сбросов в окружающую среду;

— приняты и начали действовать комплексная программа

«Экологическая безопасность Республики Башкортостан» на
2001—2005 годы с подпрограммами «Отходы производства и потребления» на
2001—2011 годы и «Создание единой государственной информационной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 2001—2005 годы, основная цель которых — улучшение состояния окружающей среды

Республики Башкортостан и обеспечение безопасности здоровья граждан;

— в природоохранные мероприятия инвестируется ежегодно более 1 млрд. рублей из различных источников, что позволяет реализовывать как мероприятия республиканских, так и федеральных экологических программ;

— в целях установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в республике осуществляется обязательная государственная экологическая экспертиза. Но и сегодня экологическая ситуация Республики Башкортостан продолжает оставаться напряженной. В загрязнении атмосферного воздуха городов республики с каждым годом увеличивается доля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.
Остаются нерешенными проблемы, связанные с расширением использования экологически чистых видов автомобильного топлива, недостаточной оснащенностью источников выбросов загрязняющих веществ промышленных предприятий газоочистными установками. В области охраны водных объектов имеются проблемы, связанные с загрязнением водных объектов в результате добычи нефти и других полезных ископаемых (медь, золото и т.д.), неэффективной работой существующих очистных сооружений и строительством новых. Необходимо решение вопросов канализации и очистки сточных вод сельских населенных пунктов, проведение мероприятий по приведению в соответствие с требованиями законодательства водоохранных зон водных объектов. В области обращения с отходами производства и потребления основными проблемами остаются такие, как отсутствие малоотходных технологий, практически не выводится из эксплуатации устаревшее технологическое оборудование, низок уровень утилизации нефтешламсодержащих отходов нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, крупнотоннажных отходов, основную долю которых составляют отходы горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности, а также отсутствие разветвленной сети сбора вторичных ресурсов, приводящее к увеличению нагрузки на свалки твердых бытовых отходов, к потере источников вторичного сырья.

В сельскохозяйственных системах сохраняется тенденция к деградации почв — усиление эрозионных процессов, переуплотнение почвенного профиля, уменьшение мощности гумусового горизонта, подкисление, переувлажнение почв и т.д.

Наиболее опасным источником загрязнения почв являются запрещенные к применению пестициды и агрохимикаты. Нерешенной остается проблема утилизации пришедших в негодность запрещенных к применению ядохимикатов. В соседних регионах, в местах компактного проживания башкирского населения, также имеются серьезные экологические проблемы. Необходимо добиваться материальной и моральной компенсации в отношении башкирского населения, которое оказалось жертвой радиоактивного заражения в результате атомных испытаний на Тоцком полигоне в Оренбургской области и атомной аварии на радиохимическом комбинате «Маяк» в Челябинской области.

Большую часть перечисленных проблем должно решить выполнение мероприятий комплексной программы «Экологическая безопасность Республики Башкортостан» на 2001-2005 годы.

Важнейшими направлениями улучшения окружающей среды, защиты здоровья и сохранения генофонда в Республике Башкортостан считаем:

— продолжение развития нормативной правовой базы в области охраны окружающей среды;

— выполнение принятых республиканских экологических программ;

— выполнение действующих договоров Республики
Башкортостан с Пермской, Челябинской областями, Республикой Татарстан,

Удмуртской Республикой, Свердловской и Оренбургской областями по сотрудничеству в области охраны окружающей среды и организации совместных действий в случае трансграничного загрязнения;

— принятие нормативных актов по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, включающих механизм льготного налогообложения предприятий, участвующих в природоохранной деятельности;

— развитие институтов экологического страхования и аудирования;

— развитие сети особо охраняемых природных территорий

Республики Башкортостан;

— активизацию в средствах массовой информации республики пропаганды здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей природной среде, развитие системы всеобщего непрерывного экологического образования.

Принятую в 2001 году концептуальную основу комплексного решения вопросов охраны окружающей среды в рамках республиканской целевой программы «Экологическая безопасность

Республики Башкортостан» на период до 2005 года необходимо закрепить в соответствующих районных, городских и объектовых программах.

Одним из основных загрязнителей воздушного бассейна республики является автотранспорт. Его доля в общем объеме выбросов составляет 60%. Отработанные газы автомобильных двигателей содержат свыше двухсот токсичных компонентов, которые плохо рассеиваются в воздухе и концентрируются на уровне органов дыхания человека. Необходимо определить на республиканском уровне комплекс мероприятий по более полному использованию природного и сжиженного газа в качестве моторного топлива. Продолжает оставаться актуальной и проблема безопасного обращения с отходами производства и потребления. Важными направлениями в ее решении являются создание эффективной системы экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами, оказание государственной поддержки предприятиям малого бизнеса, занимающимся решением проблемы отходов, обеспечение комплексного подхода к проблеме промышленных и твердых бытовых отходов.

В условиях недофинансирования природоохранной деятельности важными методами экономического регулирования являются институты экологического страхования и сертификации, а также экоаудита, представляющие собой связующий рычаг в отношениях между природопользователями и органами государственного управления. Необходимо способствовать их развитию. Одним из факторов, обеспечивающих устойчивое экологическое развитие республики, являются особо охраняемые природные территории. Необходимо продолжить работу по выявлению и организации новых особо охраняемых природных территорий в республике. В то же время, учитывая ограничение финансовых ресурсов, необходимо содействовать внедрению элементов самофинансирования особо охраняемых природных территорий.
Учитывая первостепенную важность формирования экологического сознания населения, необходимо активизировать в средствах массовой информации республики пропаганду здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей природной среде, способствовать развитию системы всеобщего непрерывного экологического образования.

Значительный объем экологической информации, требующей систематического отслеживания, регулярного анализа и принятия оперативных управленческих решений, а также увеличивающийся поток документооборота, диктуют необходимость форсированного развития единых коммуникационных систем и создания электронных банков данных.

Краткий исторический очерк о г. Октябрьском.
Город Октябрьский расположен на широком, расчлененном увалами плоскогорье Бугульминско-Белебеевской возвышенности, где южные и западные склоны Нарыш-тау резкими ступенями падают к обширной долине реки Ик. Вокруг — красочные леса и колки, березовые рощи и зеленые дубравы, ковыльные степи и пойменные луга, изрезанные говорливыми речками. Археологические исследования А.В.Збруевой, В.Е.Гарутта, С.И. Киктенко, А.П.Шокурова,
В.Л.Яхимович свидетельствуют, что этот благодатный уголок западной
Башкирии еще в первом тысячелетии н.э. был густо заселен людьми кипчакско-тюркского племени. В период Волго-Булгарского государства на кочевьях скотоводов начинается пашенное земледелие. Во второй половине ХVI и в течение ХVII века Икская долина и склоны Нарыш-тау стали местом массового переселения народов Среднего Поволжья —усиливается хозяйственное освоение края.

В 1632 г. старшина Кыр-Еланского рода Кулчан сын Куккуз- бея получает от Уфимского воеводы князя М.Ю.Трубецкого жалованную грамоту Московского царя на владение вотчинной землей по долине реки Ик и склонам Нарыш-тау. Вскоре стали появляться и деревни: в 1684 г. началось становление аула Туркменево, в 1742 г. — строительство Нарышево, в 1740—50-е гг. появились Мулла-аулы, Верхне-
Заитово. В эти же годы строился здесь и аул родового старшины Москау
Давлеткулова Тау-баш, названный позже Московкой.

В период кантонной системы управления деревни склона
Нарыш-тау входили в состав 12 башкирского и 5 мишарско-татарского кантонов — население относилось к военному сословию. С образованием Уфимской губернии в 1865 г. они вошли в Верхне-
Бишиндинскую волость Белебеевского уезда.

В 1930 году геолог К.Р.Чепиков, опираясь на научные прогнозы академика И.М.Губкина, обнаруживает на склонах
Нарыш-тау крупную структуру нефтеносного пласта, в 1935 г. нефтеразведочная партия С.Т.Саргаева устанавливает четыре бурильные скважины. Вскоре приезжает в Туймазы и командированный трестом
«Башнефть» руководитель разведки Т.Ф.Амиркулиев. 13 мая
1936 г. завершается строительство буровой близ Нарышево, 15 мая буровой мастер И.П.Лузянин начинает бурение. 25 сентября состоялся пуск буровой под руководством Г.Х.Хамидуллина близ деревни Московка. Начинается интенсивная борьба за большую нефть.

Осенью 1938 г. комиссия, созданная исполкомом
Туймазинского райсовета, после бурных дебатов определяет местоположение будущего поселка нефтяников: на четырехугольной равнине правобережного плато между деревнями Муллино—Туркменево—Нарышево—Заятово. В 1939—40-х гг. интенсивно строился поселок нефтяников, гордо называвшийся социалистическим городком — Соцгородком, который Указом Верховного Совета
РСФСР от 16 марта 1940 года был назван поселком Октябрьским городского типа. Вскоре исполком поссовета разработал план благоустройства: был сдан в эксплуатацию родильный дом, открылось движение по железнодорожному мосту через реку
Ик. Гордостью являются нефтяной техникум со своим учебно- лабораторным корпусом, построенным в классическом стиле, два училища профтехобразования, учебно-лабораторный корпус филиала Уфимского технического нефтяного университета, здания двух научно-исследовательских институтов. Архитектурной достопримечательностью города стало построенное в 1952 году здание ресторана «Башкирия» с двумя наружными лестницами, просторным вестибюлем, расписными стенами.

Огромным достижением строителей города стал Дом техники нефтяников, заложенный еще в 1948 году. Его торжественное открытие состоялось в октябре 1953 года.. В том же 1953 году горожане получили больничный городок на 380 коек. Этот архитектурный ансамбль спроектирован в стиле русского классицизма с симметричной композицией. Вскоре стала принимать больных и поликлиника в трехэтажном здании.

Вскоре город получил Дом школьников, Дворец спорта, Дом быта. Было завершено строительство аэропорта, связывающего

Октябрьский с Уфой, Казанью, Москвой и городами Урала,
Сибири. Еще в начальном периоде становления города близ
Московки был создан питомник декоративного садоводства с целью обеспечения материалом для озеленения. В наши дни основу зеленого ландшафта города составляют пирамидальный и серебристый тополя, лиственница, ясень, клен туя, можжевельник и многое другое. Зеленые газоны, красочные клумбы цветов украшают улицы, бульвары и площади города.

Город Октябрьский построен мудрым умом, щедрым сердцем, умелыми руками известных и безымянных созидателей. Этими людьми возведены и их собственное величие и слава, свой исторический памятник. Назовем некоторых из них: это академик

И.М.Губкин и те, кто воплотил его идеи в реальность, и город Октябрьский стал для них своеобразным стартовым полигоном для взлета на всесоюзную и всероссийскую орбиту деятельности.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 апреля
1946 г. утверждено представление Президиума Верховного
Совета Башкирской АССР о преобразовании рабочего поселка
Октябрьский Туймазинского района в город республиканского подчинения и передаче Октябрьскому горсовету населенных пунктов Муллино, Нарышево, Верхне-Заитово, Туркменево,
Московка. Эти деревни, в которых насчитывалось 695 дворов, 6619 жителей, со всеми земельными угодьями, хозяйственным инвентарем, сооружениями, крупным и мелким скотом вошли в распоряжение городского хозяйства.

Ныне территория города раскинулась на более чем 100 квадратных километров. Муниципальный жилищный фонд составляет около 15 млн квадратных метров. Развивается индивидуальное жилищное строительство — возникли загородные поселки-спутники. Население города насчитывает
115000 человек. Город Октябрьский — крупный индустриальный и научно- культурный центр западного Башкортостана. Здесь работают около 2500 предприятий машиностроения, приборостроения, электротехники, вахтенных жилых комплексов, нефтепромыслового оборудования, обуви, швейных изделий, мебели, фарфора и др. Они производят более 250 наименований различной продукции и поставляют ее не только на российский рынок, но и в
36 стран мира. Октябрьский — город со славными трудовыми традициями, огромным научным потенциалом, высоким образовательным и профессионально-квалификационным уровнем рабочих, инженерно- технических работников, служащих, специалистов здравоохранения, образования, культуры. В городе трудятся десятки кандидатов и докторов наук, работают научно-исследовательские институты, филиал Уфимского нефтяного технического университета, филиал
Московского гуманитарного института, 2 колледжа, 3 технических лицея, музыкальное и медицинское училища, художественная и музыкальные школы, 3 гимназии, 21 общеобразовательная школа, спортивные комплексы и т.д.

История Октябрьского — это уникальная повесть о том, как на пустыре героическими усилиями народа был возведен
Город-сад, привлекающий пристальное внимание и исследователей-историков, и ученых-демографов, и деятелей литературы, искусства.

Сложившаяся экологическая ситуация в г. Октябрьском.

Составной частью национальной безопасности является экологическая безопасность. Ее обеспечение в соответствии с

Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении России и субъектов Российской Федерации. Федеральным законом “Об охране окружающей среды”, принятым в конце прошлого года, дано следующее определение понятию экологической безопасности: это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Анализ экологической ситуации в стране за последние 10 лет свидетельствует об устойчивой тенденции ухудшения качества окружающей среды в местах компактного проживания человека, несмотря на все еще имеющийся спад производства. Так, согласно информации Министерства здравоохранения Российской
Федерации, санитарно-эпидемиологическая среда обитания в стране остается напряженной. Сохраняется вредное воздействие факторов окружающей среды на здоровье человека. Яркими примерами фактического состояния загрязнения окружающей среды городов, по мнению Минздрава РФ, являются
Магнитогорск, Карабаш, Красноярск, Норильск, Братск, Ангарск, Каменск-
Уральский, Волгоград. Министерство финансов Российской Федерации в последние три года из федерального бюджета финансирует только 9 правительственных программ, направленных на оздоровление экологической обстановки и охрану здоровья населения Тульской, Оренбургской и Самарской областей, городов Братска, Нижнего Тагила, Чапаевска,
Череповца, а также на решение экологических проблем, связанных с Каспийским морем и Волжским водным бассейном.
Поэтому проблема обеспечения экологической безопасности населения Российской Федерации продолжает оставаться насущной и актуальной. Ее актуальность явственно просматривается на примере двух индустриальных городов
Башкортостана: столицы республики — Уфы с миллионным населением и второго по величине города республики Стерлитамака с населением около трехсот тысяч человек.

Проблемы экологической безопасности Уфы и Стерлитамака понятны многим, ибо экологическая ситуация почти во всех российских индустриальных городах аналогична. Уфа и Стерлитамак сконцентрировали многоотраслевую производственную структуру, перенасыщенную техногенноопасными объектами. На территории городских земель располагаются крупнейшие промышленные предприятия химии и нефтехимии, энергетики и машиностроения, строительного комплекса и ряда других. Стерлитамак является экологически неблагополучным и входит в число лидирующих городов России по суммарному количеству выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов загрязненных веществ в водоемы.

Уфа лишь в последние три года не входит в число экологически неблагополучных городов, но далеко от этого списка не отошла. Обострение экологической ситуации в Уфе выпало на конец 80-х и начало 90-х годов прошлого столетия. Поэтому правительством СССР принято известное горожанам постановление № 556, закрыт ряд “грязных” производств. В связи с общественно-политическими событиями 90-х годов вопросы разрешения экологических проблем и улучшения окружающей среды со временем перенесены на “плечи” республики и города. Тяжела ноша. Но город продолжает осуществлять природоохранные мероприятия с привлечением бюджетных средств и средств предприятий. Экономика Уфы на сегодня имеет тенденцию устойчивого развития. Но при этом растут и темпы загрязнения окружающей среды. Общий выброс вредных веществ 525 природопользователей составляет 339,7 тыс. тонн в год. Очистные сооружения не позволяют снизить уровень высокого и экстремально высокого загрязнения водоемов.
Ежегодно в водные объекты сбрасывается более половины всего объема сточных вод по республике. Очистные сооружения, построенные более 30 лет назад, требуют модернизации, внедрения новых технологий очистки. Накоплено 180 тысяч тонн неутилизированного осадка. Система канализации является основным источником загрязнения водных объектов, через которую сбрасывается 152,18 млн м3 загрязнённых сточных вод и предприятиями теплоэнергетики —135,2 млн м3.

Проблема очистки сточных вод разрешима путем реконструкции и расширения третьей очереди городских сооружений канализации при финансовой поддержке федеральных органов власти. Строительство объекта осуществляется с 1990 года и сегодня практически заморожено. Ежегодно более 200 тыс. тонн отходов складируются на территории предприятий Уфы и свыше 300 тыс. тонн вывозится на городскую свалку. Лишь небольшая часть отходов утилизируется и перерабатывается с последующим использованием в качестве вторичных материалов. Но проблема захоронения и утилизации бытовых и промышленных отходов города остается напряженной. В сложившейся ситуации миллионному городу необходим завод по переработке твердо- бытовых и промышленных отходов с современными и передовыми технологиями, отвечающий требованиям природоохранного законодательства. Проектирование и строительство завода, по предварительным расчетам, составит

300 млн рублей и реализация проекта возможна за счет средств федерального бюджета. Обострение экологических проблем в Стерлитамаке произошло в середине 80-х годов. Совет Министров СССР постановлением от
14 июля 1987 года № 781 “О первоочередных мерах по охране окружающей среды в городах Октябрьском и Салавате Башкирской

АССР” определил централизованное финансирование природоохранных мероприятий как в производственной, так и в социальной сферах. Указом Президента Российской Федерации от

27 февраля 1992 года № 197 “О неотложных мерах по стабилизации экономики, развитию социальной сферы и охране окружающей среды

Республики Башкортостан” необходимость продолжения осуществления мер по постановлению № 781 была подтверждена. Но город так и не получил денежных средств из Москвы. Почти пятнадцать лет медленно, но планомерно за счет средств предприятий и скудных бюджетных средств финансируются намеченные и так необходимые природоохранные мероприятия. Из 53 мероприятий по постановлению № 781, несмотря на сложное финансово-экономическое положение, предприятия ОЗНА, фарфоровый завод, «ЛУКОЙЛ – Нефтегазмаш» выполнили 18, а всего по городу выполнено 21 мероприятие.

Хотелось бы остановиться на некоторых мероприятиях, которые не исполнены и их реализация возможна лишь при участии федерального центра. Тем более, что развитие межбюджетных отношений имеет тенденцию к централизации финансовых ресурсов в федеральном центре. Соответственно, в городах не остается достаточного объема финансовых средств для разрешения всех проблем по обеспечению экологической безопасности населения. Так, в бюджете
Октябрьского из общего объема налоговых поступлений остается лишь 23,3%.

Состояние атмосферного воздуха вызывает особую озабоченность горожан. Выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников и автотранспорта в
2000 году составили 93971 тонну. Ситуация усугубляется рядом неблагоприятных факторов, способствующих накоплению выбросов в атмосфере воздуха. В частности, неблагоприятны физико-географические характеристики Октябрьского. На улучшение качества атмосферного воздуха должна повлиять южная объездная дорога, строительство которой затягивается. Проект дороги имеется. Существующая городская система контроля загрязненности атмосферного воздуха не отражает ее истинного состояния.

Необходима современная система автоматизированного контроля и наблюдения за состоянием загрязнения атмосферы из 11 станций (АСКЗА). Работа по ее созданию уже ведется.
Построены три станции. Автоматизированные системы экологического контроля станут инструментом экологического мониторинга повседневной работы.
Промышленные предприятия города строились несколько десятилетий назад в иной эпохе, без учета мер экологической безопасности. Указанные предприятия являются наследием прошлого нашего государства. Сегодня им необходимо оказать помощь, в конечном итоге населению города, в реализации невыполненных мероприятий по постановлению № 781. В частности, по «Автоприбор» следует завершить строительство третьей очереди сооружений для биологической очистки сточных вод и метантенков (отстойников) для обработки осадков сточных вод.

Продолжение строительства БОС (биологических очистных сооружений) прежде всего необходимо городу, поскольку здесь очищаются 90% городских стоков. Действующее БОС перегружено, работая сверх предусмотренной мощности. Невыполненные природоохранные мероприятия есть и по ОАО “ЛУКОйЛ – Нефтегазмаш» ” и по «Автокомплект». Их выполнение кардинально изменит экологическую обстановку Октябрьского и позволит обеспечить его безопасное существование и нормальную жизнедеятельность. Горожане не теряют надежды, что федеральный центр
“реанимирует” постановление № 781 и Указ Президента Российской
Федерации № 197 от 27 февраля 1992 года в части реального финансирования невыполненных мероприятий. В свое время была популярна фраза “Россия сильна регионами”.
Злободневность и актуальность фразы остается и сегодня. Россия действительно может стать сильной, но необходимо внимание со стороны федерального центра к нуждам и проблемам не только каждого региона, но и крупных промышленных городов. Проблемы обеспечения экологической безопасности индустриальных городов

России должны быть предметом заботы российского государства. Поэтому в целях совершенствования государственной стратегии в области экологической безопасности целесообразно:

— разработать и принять Федеральный закон “Об улучшении экологии промышленных городов”;

— провести анализ принятых правительствами СССР и РФ нормативных актов по вопросам реабилитации экологически неблагополучных территорий с целью их учета и обеспечения финансирования из федерального бюджета;

— в отношении всех промышленных городов России провести паспортизацию для выяснения состояния экологической ситуации;

— разработать и принять долгосрочную программу действий по улучшению экологической обстановки индустриальных городов России (особенно экологически неблагополучных), предусмотрев в ней необходимые природоохранные мероприятия по каждому городу;

— внести изменения и дополнения в бюджетное законодательство в части установления повышенных нормативов отчислений от регулирующих доходов субъектам
РФ и промышленным городам для улучшения экологической обстановки и состояния здоровья населения, а также для предотвращения дальнейшей деградации природной среды.

Кроме того, в целях поддержки предприятий промышленности в решении экологических проблем и стимулирования их деятельности в этом направлении необходимо изменить налоговое законодательство в части предоставления льготного налогообложения.

Причины экологического кризиса и пути его преодоления.

Экологический кризис - что это такое? Наверное стоит, и это может быть засчитано как хороший тон, перед тем как что-либо объяснять определиться с терминологией. Слово экология происходит от двух греческих слов - “экос”- происходит от греческих слов “ойкос” - дом, и “логос” - изучаю. Таким образом в грубом переводе “домоведение” это наука о собственном жилище, каковым и является наша земля для каждого населяющего ее существа. В строгом понимании вопроса различаются различные экосистемы. В частности есть экосистемы локальные и глобальные, замкнутые и незамкнутые, самодостаточные и внешнезависимые. Углубление в вопрос позволяет сказать, что любое сообщество живых организмов и систем может носить название экосистемы. При этом следует учитывать, что и наша Земля, несмотря на широко распространенное заблуждение является незамкнутой экосистемой. Она напрямую зависима от энергии, которую получает из космоса. В настоящее время мы лишь приближаемся к пониманию разнообразия форм этой энергии.
Воспринимаемая как данность, она, тем не менее, является тем базисом на котором зиждется все разнообразие форм жизни на Земле. Оборвись эта связь и все живое будет поставлено на грань вымирания. Но даже не обрыв, а лишь небольшое нарушение баланса, способно привести к необратимым изменениям.

Кризис. Слово происходит от греческого “кризис” или “кринейн”, что в буквальном переводе означает - принимать решение. Исходя из того сдвига семантического поля слова, которое произошло в результате широкого его употребления, можно констатировать, что принятие любого решения уже само по себе есть занятие неприятное. Но что делать, если в доме действительно не все ладно и “принятие решения по наведению порядка в доме”, как мы теперь можем перевести словосочетание “экологический кризис”, уже давно должно было состояться. В противном случае, нерадивые хозяева рискуют быть погребены грузом собственного невежества и преступной халатности.

Что же указывает на необходимость принятия такого решения? Может не стоит особенно беспокоиться и зря расходовать драгоценные ресурсы? Что конкретно может указывать на приближающуюся катастрофу?

Вот лишь неполный список указывающих на общее неблагополучие:

1. глобальное потепление, сдвиг климатических зон,

2. озоновые дыры,

3. частично обратимое загрязнение окружающей среды,

4. неуничтожимые радиоактивные отходы,

5. эрозия и сокращение площадей плодородных почв,

6. демографический взрыв,

7. истощение невозобновляемых минеральных ресурсов,

8. энергетический кризис,

9. резкий рост числа ранее неизвестных и зачастую неизлечимых болезней,

10. недостаток продуктов питания, перманентное состояние голода большей части населения планеты,

11. Истощение ресурсов мирового океана и его загрязнение.

Вот неполный перечень тех проблем с которым приходится сталкиваться человечеству. Предлагаемые пути и методы решения пока не приводят к устойчивому результату. И причин такого положения можно насчитать великое множество. Некоторые исследователи считают источником всех несчастий технический прогресс, некоторые - внезапный взрывообразный рост населения планеты. Отдельные представители религиозных конфессий выставляют на передний план недостаток нравственности и общий, по их мнению, упадок морали общества. Здесь трудно выделить что-либо в отдельности, скорее можно сказать о том, что все эти факторы в совокупности влияют на формирование той неблагополучной ситуации в которой оказалось человечество в конце 20-го века.

В условиях, когда планета Земля становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер. Сегодня важно сознавать неразрывную связь природы и общества, которое носит взаимный характер. Здесь уместно вспомнить слова А.И.Герцена о том, что "природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам". С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Эти факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное развитие труда. С другой стороны общество влияет на естественную среду обитания человека. история человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных её последствиях. Нет необходимости доказывать, что общественная жизнь находится в постоянном изменении. Немецкий философ начала 19 века Гегель утверждал, что общественное развитие есть движение вперёд от несовершенного к более совершенному. Критерии прогресса - в развитии разума, общественной нравственности, что лежит в основе совершенствования всех сторон жизни общества. Вспомним известные слова тургеневского героя Базарова: "Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник". К чему ведёт и уже привела эта установка сегодня, хорошо известно на конкретных фактах. Позвольте мне остановится лишь на некоторых из них. Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно-технической революции усилили отрицательное воздействие на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете. Возросло потребление в сфере материального производства природных ресурсов. За годы после второй мировой войны было использовано столько же минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. Поскольку запасы угля, нефти, газа, железа и других полезных ископаемых не возобновляемы, они будут исчерпаны, по расчётам учёных через несколько десятилетий. Но даже если ресурсы и относятся к категории возобновляемых, это вовсе не значит, что с ними все в порядке. Большинство этих ресурсов на деле быстро убывает, вырубка леса в мировом масштабе значительно превышает прирост древесины, площадь лесов, дающих земле кислород уменьшается с каждым годом.
Главный фундамент жизни - почвы, повсюду на Земле деградируют. В то время как Земля накапливает один сантиметр чернозёма за 300 лет, ныне один сантиметр почвы погибает за три года. Не меньшую опасность представляет собой загрязнение планеты. Мировой океан постоянно загрязняется из-за расширения добычи нефти на морских промыслах.
Огромные нефтяные пятна губительны для жизни океана. В океан сбрасываются миллионы тонн фосфора, свинца, радиоактивных отходов. На каждый квадратный километр океанской воды сейчас приходится 17 тонн различных отбросов суши. Самой уязвимой частью природы стала пресная вода. Сточные воды, пестициды, удобрения, ртуть, мышьяк, свинец и многое другое в огромных количествах попадают в реки и озёра. Сильно загрязнены
Дунай, Волга, Рейн, Миссисипи, Великие Американские озёра. По заключению специалистов, в некоторых районах земли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой. Загрязнение атмосферного воздуха превзошло все допустимые пределы. Концентрация вредных для здоровья веществ в воздухе превышает медицинские нормы во многих городах в десятки раз. Кислотные дожди, содержащие двуокись серы и окись азота, являющиеся следствием функционирования тепловых электростанций и заводов, несут гибель озёрам и лесам. Авария на Чернобыльской АЭС показала экологическую угрозу, которую создают аварии на атомных электростанциях, а они эксплуатируются в 26 странах мира. Исчезает вокруг городов чистый воздух, реки превращаются в сточные канавы, повсюду груды мусора, свалки, искалеченная природа - такова бросающаяся в глаза картина безумной индустриализации мира.
Главное, однако, не в полноте списка этих проблем, а в осмыслении причин их возникновения, характера и, что самое важное, в выявлении эффективных путей и способов их разрешения. Подлинная перспектива выхода из экологического кризиса в изменении производственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания. Научно-технический прогресс создаёт не только "перегрузки" для природы; в наиболее прогрессивных технологиях он даёт средства предотвращения негативных воздействий, создаёт возможности экологически чистого производства. Возникла не только острая необходимость, но и возможность изменить суть технологической цивилизации, придать ей природоохранительный характер. Одно из направлений такого развития - создание безопасных производств.
Используя достижения науки, технологический прогресс может быть организован таким образом, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в производственный цикл как вторичное сырьё. Пример даёт сама природа: углекислый газ, выделяемый животными, поглощается растениями, которые выделяют кислород, необходимый для дыхания животных. Безотходным является такое производство, в котором всё исходное сырьё в конечном счёте превращается в ту или иную продукцию. Если учесть, что 98% исходного сырья современная промышленность переводит в отходы, то станет понятной необходимость задачи создания безотходного производства. Расчёты показывают, что 80% отходов теплоэнергетической, горнодобывающей, коксохимической отраслей годны в дело. При этом получаемая из них продукция зачастую превосходит по своим качествам изделия, изготовленные из первичного сырья.
Например, зола тепловых электростанций, используемая в качестве добавки при производстве газобетона, примерно в два раза повышает прочность строительных панелей и блоков. Большое значение имеет развитие природовосстановительных отраслей (лесное, водное, рыбное хозяйство), разработка и внедрение материалосберегающих и энергосберегающих технологий. Экологически чистыми являются и некоторые альтернативные
(по отношению к тепловым, атомным и гидроэлектростанциям) источники энергии. Необходим быстрейший поиск способов практического использования энергии солнца, ветра, приливов, геотермальных источников.

Экологическая ситуация вызывает необходимость оценивать последствия любой деятельности, связанной вмешательством в природную среду.
Необходима экологическая экспертиза всех технических проектов. Ещё Ф.Жолио-
Кюри предупреждал: "Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить". Время не ждёт. Наша задача всеми доступными методами стимулировать всякую инициативу и предприимчивость, направленную на создание и внедрение новейших технологий, способствующих решению любых экологических проблем. Способствовать созданию большого числа контрольных органов, состоящих из высококвалифицированных специалистов, на основе чётко разработанного законодательства согласно международным соглашениям по экологическим проблемам. Постоянно доносить информацию до всех государств и народов по экологии посредством радио, телевидения и прессы, тем самым поднимать экологическое сознание людей и способствовать их духовно - нравственному возрождению согласно требованиям эпохи. Хочется напомнить высказывание Сен-Симона:
"Счастливой будет та эпоха, когда честолюбие начнёт видеть величие и славу только в приобретении новых знаний и покинет нечистые источники, которыми оно пыталось утолить свою жажду. То были источники бедствий и тщеславия, утолявшие жажду только невежд, героев завоевателей и истребителей человеческого рода. Довольно почестей
Александрам! Да здравствует Архимед".

Несомненным можно считать тот факт, что только человек как ничто друге, как никакие другие внешние воздействия, ответственен за накопление груза проблем. Давление на биосферу возрастает прямо пропорционально росту населения планеты. Неразрешимые пока проблемы внутри человеческого сообщества не позволяют сконцентрировать все силы и средства на решении экологических проблем. Человечество пока с большей охотой создает средства разрушения нежели средства созидания. Национальная разобщенность, межэтнические конфликты, неравномерность в развитии отдельных государств и регионов мира провоцируют неравномерность распределения материальных благ, несовершенство системы государственного управления большинства развивающихся стран, нестабильность политической ситуации, тормозящая процесс экономического развития не позволяют большей части человечества выйти на уровень жизни промышленно развитых стран.

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы - той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию.При этом можно выделить несколько наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает экологическую ситуацию на планете. Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них - газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере. Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете. Вызывает тревогу у экологов и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже 5/11 его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения газо- и водообмена между гидросферой и атмосферой. Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы. В целом все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.
Человек загрязняет атмосферу уже тысячелетиями, однако последствия употребления огня, которым он пользовался весь этот период, были незначительны. Приходилось мириться с тем, что дым мешал дыханию и что сажа ложилась черным покровом на потолке и стенах жилища. Получаемое тепло было для человека важнее, чем чистый воздух и незакопченные стены пещеры. Это начальное загрязнение воздуха не представляло проблемы, ибо люди обитали тогда небольшими группами, занимая неизменно обширную нетронутую природную среду. И даже значительное сосредоточение людей на сравнительно небольшой территории, как это было в классической древности, не сопровождалось еще серьезными последствиями.

Так было вплоть до начала девятнадцатого века. Лишь за последние сто лет развитие промышленности "одарило" нас такими производственными процессами, последствия которых вначале человек еще не мог себе представить. Возникли города-миллионеры, рост которых остановить нельзя.
Все это результат великих изобретений и завоеваний человека. В основном существуют три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные, транспорт. Доля каждого из этих источников в общем загрязнении воздуха сильно различается в зависимости от места. Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Источники загрязнений - теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух оксиды азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы. Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов. Атмосферные загрязнители разделяют на первичные, поступающие непосредственно в атмосферу, и вторичные, являющиеся результатом превращения последних.
Так, поступающий в атмосферу сернистый газ окисляется до серного ангидрида, который взаимодействует с парами воды и образует капельки серной кислоты. При взаимодействии серного ангидрида с аммиаком образуются кристаллы сульфата аммония. Подобным образом, в результате химических, фотохимических, физико-химических реакций между загрязняющими веществами и компонентами атмосферы, образуются другие вторичные признаки. Основным источником пирогенного загрязнения на планете являются тепловые электростанции, металлургические и химические предприятия, котельные установки, потребляющие более 170% ежегодно добываемого твердого и жидкого топлива. Основными вредными примесями пирогенного происхождения являются следующие: Оксид углерода. Получается при неполном сгорании углеродистых веществ. В воздух он попадает в результате сжигания твердых отходов, с выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий.
Ежегодно этого газа поступает в атмосферу не менее 1250 млн.т. Оксид углерода является соединением, активно реагирующим с составными частями атмосферы и способствует повышению температуры на планете, и созданию парникового эффекта.

Есть еще один аспект, который заслуживает внимания. Человек первое и пока единственное на земле существо, которое не только использует уже готовые и пригодные для жизни ареалы обитания, но и создает новую, искусственную среду, приспособленную для его нужд. С ростом его могущества, растет и этот ареал и к настоящему времени человек - единственное существо на земле, площадь ареала обитания которого, практически полностью совпадает с площадью планеты. Можно торжествовать победу - человек живет везде! Но цену за такой успех пришлось заплатить немалую. Прежде всего потесненными оказались целые классы животных, которые не так успешно как человек умеют приспосабливаться к окружающей среде. Создание искусственной среды потребовало немало ресурсов и отняты они были прежде всего у тех, кто не смог защититься.

Но создание этой среды имеет и свою обратную сторону. Оторвавшись от своего биологического древа человек поставил под удар прежде всего самого себя. Приумножение материальных благ, поставленное во главу угла, произвело и продолжает производить постепенно, но неуклонно уничтожение планетарного биоценоза. Первые ласточки этого процесса - это климатические изменения, природные катаклизмы и бури, понижение урожайности, снижение объемов производства продовольствия и как следствие всеобщая угроза голода. Мы лишь вершина огромной пищевой пирамиды и уничтожение небольшого звена в ее основании может повлечь за собой лавинообразное нарастание последствий, что в конце-концов разрушит ее вершину.

Кроме исключительно внутренних проблем человечества существуют проблемы объективного характера. Минеральные ресурсы планеты недостаточны для поддержания высокого уровня жизни во всех странах. К примеру, если в настоящий момент, все страны мира выйдут на уровень США по потреблению одной только нефти, то общепланетарных запасов хватит лишь на 10 лет. Здесь явно прослеживается несоответствие современного технологического уровня, насущным потребностям современности. Ответственность за это положение формально может быть возложена на промышленно развитые страны. И в самом деле, трудно ожидать технологического прорыва, к примеру, от раздираемого внутренними противоречиями Афганистана.

Ученые всего мира уже давно бьют тревогу по поводу явного недостатка средств к жизни. Перспективным направлением здесь могла бы быть экспансивная космонавтика: исследование, заселение и использование минеральных ресурсов соседних планет. В настоящее время уже есть наработки по промышленному освоению поверхности Венеры, как ближайшей к нам, и относительно пригодной к жизни планете. По крайней мере у нее есть углекислотная атмосфера. Разумный объем инвестиций в эту планету мог бы дать человечеству дополнительную надежду на спасение в случае какой-либо катастрофы. Все что нужно в настоящий момент это серия автоматических станций, которые доставили бы на поверхность этой планеты, колонию бактерии хлореллы. Согласно современным расчетам, занесенная колония этих бактерий, питаясь углекислотой, которая составляет порядка 90% от общего состава атмосферы, примерно за 300 лет размножаясь, сможет полностью переработать углекислый газ в кислород, попутно создав некоторое подобие почвы на поверхности планеты. Углекислотные облака растаяв перестанут создавать парниковый эффект и среднегодовая температура на поверхности планеты упадет до 20 - 30 градусов по Цельсию. Причем, так как ось вращения планеты перпендикулярна плоскости эклиптики, то на планете установится равномерный континентальный климат. По желанию, направленными ядерными взрывами можно было бы сместить эту ось на заданную величину, но думается, что этого делать не следует. Масштабы радиоактивного заражения сделают значительные области планеты непригодными для обитания еще примерно на 150-300 лет.
Слишком дорогая цена за косметический эффект смены сезонов года.

Как еще можно было бы получить минеральные ресурсы? Есть несколько путей и все они исполнимы, хотя и с разной степенью стоимости реализации.

Первый и самый тривиальный - внедрение новых ресурсосберегающих технологий.

Путь этот хотя и самый разумный, но в то же время самый недалекий.
Всем понятно, что рано или поздно наступит момент, когда население земли увеличившись до определенного предела, не сможет больше экономить, потому что это станет невозможно физически. В разряд таких технологий следует отнести и технологии повторного использования отработанных ресурсов - благородное направление, наиболее дешевое, но по уже указанным причинам недалекое, разумеется в обозримом будущем.

Нет ли какого-нибудь принципиально иного способа? Чисто субъективно подходя к вопросу, в истории уже были моменты, когда технология решительнейшим образом меняла ее ход. Да, есть. Хотя на сегодняшний день они могут показаться совершенно бесплотным умствованием. Тем не менее современная технология предлагает эти два основных способа:

1- разработка минеральных ресурсов соседних планет солнечной системы.
Весьма многообещающая отрасль человеческой деятельности. Планетарные ресурсы ближайших к нам планет позволят обеспечить достойный материальный уровень жизни для любого числа землян, сколько бы их ни было. Видимые же недостатки такого пути заключаются в неразвитости современной космической техники, поэтому массовой транспортировки сырья на Землю вряд ли можно ожидать даже в отдаленном будущем. Транспортировка же готового продукта или полуфабриката сделает его настолько дорогим, что всякая торговля таким продуктом потеряет смысл. Так получаем еще одно подтверждение необходимости расселения человечества по соседним планетам солнечной системы.

2- более экзотический, но зато и более экономичный и эстетически красивый способ. Для объяснения его требуется небольшой экскурс в королеву наук - физику.

Тернист и извилист путь цивилизации. Зачастую он оплачивается слишком дорогой ценой, но другого пути нет и идти по нему означает постоянно совершенствоваться. Проблемы с которыми сталкивается сегодня человечество возникли еще на заре его развития, просто до настоящего времени их можно было так или иначе игнорировать. Современная же ситуация потребовала слишком кардинального изменения от человека и многие не смогли смириться с мыслью о необходимости перемен.

Понимаем мы или нет, но мы обречены стать лучше и гармоничнее, добрее и сострадательнее. Можно прийти к этому коротким путем, но маловероятно, чтобы человечество нашло в себе силы идти по этому короткому пути. Он требует совершенно иной внутренней организации и другого уровня сознания, к сожалению подавляющему большинству наших современников недоступному. И не стоит их в этом винить. Формировавшая их среда зачастую не только не способствовала какому бы то ни было развитию, но и напрямую противодействовала элементарному каждодневному существованию.

Ответственность лежит на всех, но в разной степени, поэтому подводя итог ко всему вышеизложенному хочется верить, что человечество сможет найти в себе силы к обновлению, в противном случае оно просто перестанет быть.
Времени для этого осталось немного, но оно еще есть.

Пожелаем же себе удачи...


Рефетека ру refoteka@gmail.com