[pic]
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине “Системный анализ и теория принятия решений”
Тема: Министерство экологии и охраны природы.
выполнили: студенты III курса
Зайцев
Д.А.
Насыров И.М.
Руководитель:
Профессор АН КР
Живоглядов
В.П.
Бишкек-98.
АННОТАЦИЯ
В данной работе были представлены задачи, цели и функции Министерства
экологии и охраны природы. Также функционально - структурный анализ данного
органа управления в виде схемы и описания каждой должности и их
деятельности. Принята попытка, внести несколько предложений в информацию
Министерства экологии и охраны природы, для повышения эффективности
деятельности данного органа управления и облегчения работы служащих.
Рассмотрен жизненный цикл информационной системы в виде схемы и словесного
описания.
Explanation.
In given work were presented problems, purposes and functions of Ministry
nature protection and surrounding ambiences. Also function - a structured
analysis of given management body in the manner of schemes and each job
title descriptions and their activity. Accepted attempt , contribute
several offers in information a Ministry nature protection and surrounding
ambiences, for raising efficiency of given management body activity and
relieving a functioning (working) the employees. Considered life
information system cycle in the manner of schemes and verbal description .
In given work were presented problems, purposes and functions of Ministry
nature protection and surrounding ambiences. Also function - a structured
analysis of given management body in the manner of schemes and each job
title descriptions and their activity. Accepted attempt , contribute
several offers in information a Ministry nature protection and surrounding
ambiences, for raising efficiency of given management body activity and
relieving, а functioning (working) the employees. Considered life
information system cycle in the manner of schemes and verbal description
Ключевые слова: системный анализ, структура, информатизация, жизненный цикл.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение
..................................................................……………….4
2. Описание органа управления Министерства
экологии и охраны природы как
системы
...........................................................………………..5
2.1.Задачи, цели, построение дерева целей ………………………. 6
2.2.Функции. Иерархическая схема функций
...................................7
3. Функционально-структурный анализ органа
управления Министерства экологии и охраны природы……9
3.1. Распределение функций по отделам.
.......................................10
3.2. Предложение по структуре. ....................……………………..13
4. Системный подход к информатизации Министерства экологии и охраны природы. ………………………………14
4.1. Задачи информатизации.
..............................................................14
4.2. Жизненный цикл информационной системы и декомпозиция задач информатизации.
..……...............................15,16
5. Термины и определения.
5.1. Иерархия
терминов....................................................................
....17
5.2.
Глоссарий...................................................................
.....................17
6. Заключение.
.......................................................……………….18
6. Используемые источники и литература. ......………………..19
ВВЕДЕНИЕ
Экология - биологическая наука, изучающая организацию и функционирование
надорганизменных систем различных уровней. Часто Экологию определяют также
как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.
Современная экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия
человека и биосферы.
Целью данной работы является оценка деятельности Министерства экологии и охраны природы Кыргызской республики, а также внесение предложений в структуру и функции этого аппарата управления с помощью системного анализа.
Ecology - a biological science, studying organization and operation on organizing different level systems. Often, Ecology defines also as a science on relations of organisms between itself and with the surround ambience. The Modern ecology intensive studies also problems of interaction of person and biosphere.
Take Aim a given work is a Ministry activity evaluation of eclogues and protection of nature a Kyrgyz republic, as well as a contributing the offers in the structure and functions of this device of management by means of the system analysis.
2. Схема описания органов управления Министерства экологии и охраны окружающей сред
2.1. Задачи и цели Министерства экологии и охраны природы
обеспечение рационального использования природных ресурсов формирование жизненной среды, удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека разработка и проведение государственной политики в области управления охраной окружающей среды обеспечить экологическую безопасность государства
Дерево целей
2.2. ИЕРАХИЧЕСКАЯ СХЕМА ФУНКЦИЙ ДАННОГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ
А
5524
А - Рациональное использование и контроль за природопользованием.
1- формирует эколого-информационный банк о состоянии, использовании и
охране природных ресурсов;
2- учет использования природных ресурсов, выбросов, сборов загрязняющих
веществ, вредных воздействий на окружающую среду и их источников;
3- определение потребности на оборудование, приборов, средств автоматики,
стандартных образцов, химических реактивов;
4 - экологический прогноз, государственная программа, территориальные
комплексные схемы охраны природы, использование и охраны водных, земельных
и других природных ресурсов;
5 - прием объектов, выбор места и отвод земель для народнохозяйственного
пользования;
6 - контроль за хищными ловчими птицами, охотничьим собаководством;
7- рекреационные мероприятия;
8 - регистрация и охрана поднадзорных судов и баз для их стоянок;
безопасность плавания судов;
9 - создание комиссии по международному сотрудничеству;
10- разработка и утверждение Положения о Красной книге;
10.1 - ведение государственного кадастра животного, растительного мира, земельных и водных ресурсов;
10.2 - выдача разрешений на природопользование;
10.3 – мониторинг животного и растительного мира;
11- установление лимитов, выдача и анализ разрешений на:
11.1 - потребление атмосферного воздуха для производственных нужд;
11.2 - выбросы в атмосферу;
11.3 - размещение отходов и токсичных материалов и веществ в окружающей среде;
11.4 - пользование, ввоз и вывоз из страны животного и растительного мира ;
11.5 - бурение скважин на воду;
11.6 - производство работ на водных объектах;
12- организация деятельности заповедников и охотничьих хозяйств;
12.1 - организация научно-исследовательских работ для лесного, сельского и охотничьего хозяйства;
1- 12.2 - государственный контроль за ведением охотничьего хозяйства, охот спорта, промысла, заготовок пушного и мехового сырья;
12.3- учет государственного охотничьего фонда и предоставление права
ведения охотничьего хозяйства.
3. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
| | | | | | | | | | | | | |
|ФУНКЦИИ | | | | | | | | | | | | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ОТДЕЛЫ | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|МИНИСТР | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ЗАМ. МИНИСТРА | | | | | | | | | | | | |
|ЭКОНОМИЧЕСКИЙ | | | | | | | | | | | | |
|СОВЕТНИК | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ | | | | | | | | | | | | |
|СОВЕТНИК | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ОТДЕЛ НОРМАТИВНОЙ | | | | | | | | | | | | |
|ДОКУМЕНТАЦИИ И | | | | | | | | | | | | |
|НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ОТДЕЛ ПРЕДПРОЕКТНЫХ| | | | | | | | | | | | |
|И ПРОЕКТНЫХ | | | | | | | | | | | | |
|ДОКУМЕНТАЦИЙ | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ОТДЕЛ ОХРАНЫ | | | | | | | | | | | | |
|ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ОТДЕЛ | | | | | | | | | | | | |
|НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГ| | | | | | | | | | | | |
|О РЕГУЛИРОВАНИЯ | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ОТДЕЛ КОНТРОЛЯ | | | | | | | | | | | | |
|РЕСУРСОВ | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ОТДЕЛ | | | | | | | | | | | | |
|ЭКОЛОГИЧЕСКОГО | | | | | | | | | | | | |
|ПРОГНОЗА И | | | | | | | | | | | | |
|ЭКОНОМИКИ | | | | | | | | | | | | |
|ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ | | | | | | | | | | | | |
|ОБЩИЙ ОТДЕЛ | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ОТДЕЛ | | | | | | | | | | | | |
|МЕЖДУНАРОДНОГО | | | | | | | | | | | | |
|СОТРУДНИЧЕСТВА | | | | | | | | | | | | |
3.1 Анализ распределения функций по отделам
3.2. Предложение по структуре.
В целях получения более эффективных результатов деятельности Министерства
охраны природы Кыргызской Республики, необходимы качественные изменения в
системе управления органами Министерства. В частности, предлагается
установить компьютерные информационные системы, в каком-нибудь из отделов.
Установление компьютерной информационной системы зависит от цели, которая преследуется, например, для управления структурой при помощи современных технологий (отказываясь от «ручного» способа ).
В связи с этим предлагаем установить КИС в такие отделы
Министерства охраны природы, как Главное контрольно-инспекционное
управление или Главное управление экологической экспертизы. В свою очередь
необходима постановка определенных целей и задач использования КИС в этих
отделах. Начнем рассмотрение Главного контрольно-инспекционного
управления.
Этот орган управления подразделяется на такие отделы, как отдел
охраны среды, отдел контроля биоресурсов и отдел нормативно-правового
регулирования, можно поставить целью сбор и обработку информации, которая
затем поступает в центральный аппарат и является неотъемлемой частью
принятия решения с помощью сети компьютерных средств. Это позволяет вести
учет использования природных ресурсов, выбросов, сбросов, загрязняющих
веществ, вредных воздействий на окружающую среду и их источников, причем
можно обеспечить постоянное обновление информации, данных о состоянии
окружающей среды, количества биоресурсов, не только по областям Республики,
но и по ее районам, с тем, чтобы осуществлять соответствующий контроль и
регулирование деятельности данной структуры управления. Также использование
информационных средств в этой сфере дает возможность связи с другими
ведомственными структурами при необходимости получения или даче
рекомендаций в отношении совместной деятельности по инспектированию и
контролю. Также появится возможность сравнения аналогичной ситуации
Кыргызстана с другими республиками, так как только совместная деятельность
может привести к положительным результатам работы. Причем, как это уже было
сказано выше, использование ИС намного облегчит как работу сотрудников
Главного контрольно-инспекционного управления, так и сотрудников всего
Министерства охраны природы.
Если говорить о Главном управлении государственной экологической экспертизы, то всесторонне известно, что только после одобрения проектов этим управлением можно их внедрить. Следовательно, здесь речь идет о создании, обработке и выборе пред проектной и проектной документации, используя КИС. Таким образом ставится цель об упорядочении всей этой документации и ее анализе для выбора наиболее оптимального проекта или, в целом, решения с помощью КС.
Опять-таки, при рассмотрении какого-либо проекта данное управление принимает во внимание множество важных пунктов: социально-экологическое развитие регионов, на которых намереваются осуществить проект; все санитарно-гигиенические нормы будущего проекта, использование технологий, материалов, веществ, их характеристики, и самое главное экологическую ситуацию этих регионов.
Отсюда вытекает следующее: o сеть компьютерных средств будет содержать всю информацию по данным пунктам и, таким образом, обеспечит быстрый и легкий доступ к этим данным, а также дает возможность выбора альтернатив путем сравнения и оценки информации o Все те проекты, которые не подходят экологическим нормам, установленными
Главным управлением государственной экологической экспертизы, будут
«отметаться» информационной системой в целях их переработки, внесения дополнений или изменений, либо в целях их отмены.
4. Системный подход к информатизации
Министерства экологии и охраны природы.
4.1. Задачи информатизации.
Предложенные выше варианты информатизации Министерства экологии и
охраны природы требуют большого количества затрат на оборудование и
переквалификацию кадров каждого отдела. Учитывая нынешнюю ситуацию в
экономике Кыргызстана, мы предлагаем создать единый отдел как определенный
элемент системы. Это мог бы быть Справочно-информационный отдел с сетью
компьютерных средств, ставящий перед собой следующие задачи:
1. создание баз данных (например: база данных источников загрязнения, базу данных залежей природных ископаемых)
1. обеспечение информацией относительно:
экологической ситуации в Республике вообще;
экологической ситуации в различных регионах;
использования ресурсов;
учет выбросов, вредных воздействий на окружающую среду и их источников;
состояния животного и растительного мира по регионам и т.д.
Кроме того, данные будут обновляться на каждый день (неделю, месяц
и т.д.).
Информационная система должна быть универсальной, то есть каждый отдел
будет иметь доступ к получению нужной информации, межрегионального, так и
межгосударственного характера. Более того, министр может также обратиться в
этот отдел для получения информации нужной для принятия оптимального
решения.
4.2. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Каждая система в процессе своей жизни проходит такие этапы как: рождение, развитие, функционирование, гибель (рис. 1) или же при дальнейшем развитии проходит этап диагностики (рис.2).
(рис.1)
(рис.2)
Декомпозиция задач информатизации.
1. Оценивая ситуацию в органах управления Министерства, приходим к выводу, что данная система управления довольна, традиционна для сегодняшнего времени, требующего новых технологий для сбора, обработки и хранения информации. Нынешняя модель управления затрачивает намного больше усилий, времени и средств и дает меньшую эффективность, чем модель, использующая информационные технологии.
2. В связи с этим мы предлагаем создать справочно-информационный отдел, с помощью которого будет обеспечиваться:
2.1 быстрый и легкий доступ к информации;
2.2. экономия времени:
2.3. автоматический контроль за экологической обстановкой в республике;
2.4. постоянное обновление информации;
2.5. связь как внутри республики, так и вне нее.
3. Информационная система данного отдела должна содержать следующее:
3.1. база данных по различным разделам (Например, таких как: база данных
источника загрязнения; катастрофических явлений, залежей природных
ископаемых и т.п.)
3.2. система сравнения данных и оценки принимаемых решений.
4. Система, удовлетворяющая всем требованиям, реализуется. Если при реализации системы нормально функционирует, без отклонений, то переходим к пункту 5.
4. Созданная новая система должна постоянно поддерживаться, то есть должен проводиться мониторинг функционирования системы, постоянное обновления данных.
5. Термины и определения
5.1. Иерархия терминов
Понятия системного анализа и теории принятия решений систематизированы по следующим разделам:
1. Основные понятия 2. Воздействия и сигналы
3. Виды управления 4. Принципы управления
5. Управляющие объекты 6. Системы управления 7.
Типовые законы управления 8. Элементы систем управления 9.
Структуры систем управления.
5.2. Глоссарий (список терминов и их определения).
АСУ - (автоматизированная система управления). Ряд технологий
производства, позволяющих осуществлять управление работой оборудования при
помощи ЭВМ.
Адаптивная структура - организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде, и тем самым принципиально отличающаяся от механической (или бюрократической) структуры
Внутренние переменные - ситуационный фактор внутри организации. К ним относятся цели, структуры, задачи ,технологии и люди.
Горизонтальное распределение труда - разделение работы в организации на составляющие компоненты.
Дивизиональная организационная структура - тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций для которых функциональные структуры уже перестают быть эффективными. Основными типами структур с отделениями являются региональные и продуктовые структуры, а также структуры ориентированные на покупателя.
Задача - предписанная работа, серия рабочих функций, которые должны быть завершены в определенной форме в рамках ограниченного периода времени.
Иерархическая структура - организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.
Информационно-управляющая система - Формальная система обеспечения
руководителей информацией, необходимой для принятия решений.
Классическая школа управления - подход к управлению, сложившийся на раннем
этапе и основанный на идентификации общих принципов для их рационального
использования в организации
Контроль-процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных
целей.
Планирование-процесс выбора целей и решений, необходимых для их
достижения.
Подразделение - формальная группа в организации, отвечающая за выполнение
конкретного набора задач для организации в целом.
Рациональное решение - выбор, подкрепленный результатами объективного
анализа. Рациональное решение в отличие от основанного на суждении не
зависит от опыта, накопленного в прошлом.
Решение- выбор альтернатив.
Технология-любое средство преобразования исходных данных, будь то люди,
информация или физические материалы - для получения желаемых продукций или
услуг.
Цели - конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела
бы добиться группа, работая вместе.
Эффективность производства - рыночная стоимость произведенной продукции,
деленная на суммарные затраты.
6. Заключение
В данной работе была предпринята попытка проанализировать сегодняшнее состояние структуры и функций Министерства экологии и охраны природы. Было внесено предложение отказаться от традиционных форм управления и создать отдел с сетью компьютерных информационных средств, облегчающих процесс сбора и обработки информации, необходимой для принятия решений.
Но мы представили данную модель в структуре центрального аппарата
Министерства. Хотелось бы чтобы в будущем подобные отделы существовали в
каждом отдельном регионе или области. Согласованная деятельность, новые
технологии - вот гарант успеха.
Также существует много недостатков в нашей республике по охране природы. В том числе: естественный бытовой, заводской мусор вывозится на большие свалки за город, что приводит к нарушению и к загрязнению водных ресурсов, водоемов, культурных полей, атмосфер, а также является разносчиком разных заболеваний.
На примере западных стран, где на высоком уровне построены заводы по сортировки и переработки мусора: не допускать открытый сбор мусора в контейнерах; ввести в обязанность заводам по изготовлению пластиковых мешков (что дает экологическую чистоту при вывозе).
На заводах сортировать и уничтожать мусор в виде: топлива (что дает отопление одной из частей города); из резиновых и пластмассовых изделий переплавлять на бытовые предметы; металл, железо, как ценнейший материал для нашей республики отправлять на заводы для переплавки; стекло и посуду переплавлять на стекольном заводе в Токмоке на стеклянные изделия.
Ведь экология окружающей среды играет огромную роль для человечества.
Давайте охранять ее эффективными способами и совместными усилиями.
7. Используемые источники и литература.
1. Положение о Министерстве экологии и охраны природы Кыргызской
Республики.
2. Схема управления Государственного комитета по охране природы Кыргызской
Республики.
3. Лекции по "Системному анализу и теории принятия решений ".
-----------------------
КГНУ
Институт Интеграции Международных Образовательных Программ
Кыргызско-Американский Факультет
Компьютерных Технологий и ИНТЕРНЕТ
Хозяйственное управление
Формирование жизненной среды, удовлетворяющей материальным и духовным потребностям нынешнего и будущего поколения народа Кыргызстана и обеспечивающей экологическую безопасность государства
Формирование жизненной среды, удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека;
Обеспечение рационального использования природных ресурсов;
Разработка и утверждение экологических стандартов, нормативов, правил, положений и инструкций по охране природы и использованию природных ресурсов;
Разработка законодательных актов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию и внесение их в Правительство КР;
Разработка предложений обеспечивающих активное воздействие на инвестиционные процессы, связанные с природопользованием и проведением природоохранных мероприятий, также вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования для включения их в проекты. Основных направлений функционирования экономики КР, целевые государственные программы по охране природы
Обобщение практики применения природоохранных законодательств и экономического механизма в области охраны окружающей среды, рационального и комплексного использования природных ресурсов и отходов производства в секторах экономики Республики, совершенствование природоохранного законодательства и механизма природопользования
11.4
11.3
11.2
11.1
А
Главное управление эколо- гической экспертизы
Главное контрольно инспекцион- ное управление
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на
Министерство задач и функций, за работу предприятий , учреждений и
организаций Министерства;
распределяет обязанности между заместителями министра;
образовывает, реорганизует и упраздняет подведомственные предприятия,
учреждения, структурные подразделения, утверждает их структуру и штаты в
пределах установленного Правительством фонда оплаты труда.
Министр
Заместитель министра
выполняет те же функции, что и министр, только в отсутствии последнего.
Экономический советник
занимается финансово-экономическими вопросами, касающихся в частности финансирования бюджета, фонда оплаты труда и инвестиционных проектов, а также внешней экономической деятельностью Министерства.
выступает инициатором проектов по рациональному использованию природных ресурсов и их контролю.
Экологический советник
Отдел нормативной документации и новых технологий
проекты нормативно-правовых, инструктивно-методических, нормативно- экологических, санитарно-гигиенических документов, регламентирующих все виды хозяйствующей, организационной, налоговой, лицензионной, учебной, инвестиционной, совместной внешнеэкономической деятельности при природопользовании; документации по созданию и использованию новой техники, технологии, материалов и веществ, включая ввозимые из-за рубежа в республику.
все виды предплановой и пред проектной документации, касающейся социально- экономического развития; предпроектные и проектные материалы на строительство, тех перевооружение, перепрофилирование и ликвидацию хозяйственных объектов, в том числе иностранных юридических и физических лиц; предпроектные и проектные документации по всем видам геологической деятельности.
Отдел предпроектных и проектных документации
осуществляет совместно с министерствами, инспекциями, агентствами и предприятиями учет использования природных ресурсов, выбросов, вредных воздействий на окружающую среду; утверждает порядок согласования условий и выдачи разрешений на природопользование в пределах своей компетенции; устанавливает лимиты и нормативы природопользования, выдает и анализирует разрешения на:
1.Потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.
2.Выбросы в атмосферу.
Отдел охраны окружающей среды
обобщает практику применения природоохранного законодательства и
экологического механизма в областях охраны природы, рационального и
комплексного использования природных ресурсов и отходов производства в
отраслях народного хозяйства Республики, разрабатывает и вносит в
Правительство предложения по совершенствованию природоохранного
законодательства.
Отдел нормативно правового регулирования
ведет государственный кадастр животного и растительного мира по разделам и осуществляет государственный мониторинг за состоянием соответствующих объектов животного и растительного мира; рассматривает и согласовывает основные направления развития охотничьего хозяйства ; организует деятельность заповедников; осуществляет разработку и проведение мероприятий, обеспечивающих сохранность и обогащение флоры и фауны государственных заповедников.
Контроль биоресурсов
Госэкологическая экспертиза принимает участие в планировании и принятии любого хозяйственного решения о социально-экономическом развитии на территории Кыргызстана. Независимое ее заключение служит основанием для приятия решения законодательных, исполнительных, судебных органов и финансировании бюджета.
анализирует влияние антропогенной деятельности на состояние природной среды, регулирует масштабы вовлечения в хозяйственный оборот всех видов природных ресурсов и организует совместно с заинтересованными и научными учреждениями разработку долгосрочных экологических прогнозов и государственных программ, территориальных комплексных схем охраны природы.
Отдел экологического прогноза и экономики природопользования
участвует в определении потребности и формировании государственных заказов на производство оборудования, приборов, средств автоматики и автоматизированных систем, стандартных образцов, веществ химических реактивов; участвует в работе государственных и рабочих комиссий по приему и вводу в действие новых объектов и выбору места и отводу земли для народного хозяйства.
Управление делами:
1) общий отдел
2) Центральная бухгалтерия
разрабатывает предложения по формированию единой государственной политики в деле сотрудничества с зарубежными и международными организациями в сфере охраны природы и природопользования; разрабатывает и утверждает Положения о межведомственных комиссиях по вопросам, входящим в компетенцию Госкомприроды Кыргызской Республики.
Отдел международного сотрудничества
РОЖДЕНИЕ
Изучение, диагностика
Анализ системы
Р
А
З
В
И
Т
И
Е
Г
И
Б
Е
Л
Ь
Синтез
Системное проектирование
Внедрение
Эксплуатация мониторинг
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
Пресс «Аалам»
9.1
А
-3-
11
1
12
9
10
2
3
4
5
6
7
8
Инспекция аналитического контроля
Нарынский областной комитет
Талаский областной комитет
Инспекция аналитического контроля
Бишкекский городской комитет
Инспекция аналитического контроля
Инспекция аналитического контроля
Министерство экологии и охраны природы Кыргызской Республики
Областные филиалы
Экологический
Научно-информационный вычислительный
центр
Центральная инспекция аналитического контроля
Государственные заповедники
Токмокская межрайонная инспекция
Чуйский областной комитет
Иссык-кульский областной комитет
Балыкчинская межрайонная инспекция
Инспекция аналитического контроля
Кара-Балтинская межрайонная инспекция
Ошский областной комитет
Кызыл-Кийская межрайонная инспекция
Джалал-Абадский областной комитет
Таш-Кумырская межрайонная инспекция
10.1
10.3
10.2
12.3
12.2
12.1
11.6
11.5