МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ:
«ЭКОЛОГИЯ»
Вариант № 2
Государственное регулирование природопользования и охраны природной среды
|Выполнил: Гусаров А.Ю. |
|Группа: |
| |
|Проверил: |
|Оценка: |
|Дата: |
Самара 1999
Содержание
|1. |Задачи регулирования |3 |
|2. |Экологическое нормирование, лимитирование и лицензирование |5 |
|3. |Экономические рычаги регулирования: |6 |
| |налоги и арендная плата; | |
| |плата за использование природных ресурсов; | |
| |плата за загрязнение среды, за размещение отходов. | |
|4. |Источники финансирования природоохранных мероприятий. |8 |
|5. |Экономическое стимулирование рационального природопользования|10 |
| |и охраны окружающей среды. | |
| |Список литературы |11 |
№1. Задачи регулирования
Ответ.
При проектировании новых объектов, реконструкции уже действующих или
при принятии решении об их ликвидации необходимо провести оценку возможного
их воздействия на окружающую среду. Большие заслуги в разработке методики
воздействия на природу и человека принадлежат Научному комитету по
проблемам окружающей среды, созданному в Югославии в 1969 году. Его
создание преследовало двоякую цель: расширить знания о воздействии
человечества на окружающую среду и выявить, каким образом изменения,
вызванные этим воздействием, влияют на здоровье и благосостояние людей.
Особое внимание предполагалось сосредоточить на влиянии глобального или, по
крайней мере, международного масштаба. Работа Комитета «Оценка воздействия
на окружающую среду: принципы и процедуры» была опубликована в 1975 году и
получила широкое признание в качестве важного методологического документа.
Начиная с 1975 года оценку воздействия на окружающую среду стали
проводить во многих странах. В России в целях реализации ст.41 Закона
Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 2060-1 от 19.12.91.
было утверждено Положение об оценке воздействия на окружающую среду в
Российской Федерации.
Термин «оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) означает деятельность, направленную на выявление и прогнозирование ожидаемого влияния на среду обитания, на здоровье и благосостояние людей, а также последующую интерпретацию и передачу полученной информации.
Основным содержанием этого процесса является всесторонний учет экологических интересов при принятии решений относительно того или иного проекта. Проест при этом может подразумевать как новую деятельность, так и расширение или изменение уже существующей.
Главным аспектом в области экологии является Закон Российской
Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-1 от 19.12.91., в
редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1. Данный
Закон раскрывает и аргументирует основные задачи регулирования
природопользования и охраны окружающей среды.
Согласно указанному Закону при осуществлении хозяйственной,
управленческой и любой иной деятельности государственные органы,
предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические
лица, обязаны руководствоваться следующими принципами:
. приоритетом охраны жизни и здоровья человека;
. научно обоснованным сочетанием экологических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду;
. рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для среды и здоровья человека;
. соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
. гласностью и тесной связью с общественностью в решении экологических задач;
. международным сотрудничеством в охране окружающей среды.
Развитие научно-технического прогресса и связанная с ним деградация
природной среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правового
регулирования потребления отдельных природных компонентов: приняты
Земельный (1991) и Водный (1995) кодексы, Закон о недрах (1995), Лесной
кодекс (1997), утверждены Закон об охране атмосферного воздуха (1982) и
Закон о животном мире (1995).
Таким образом, охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения,
разрушения подлежат:
. естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
. земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Понятие «регулирование» происходит от латинского слова regula - норма, правило и от немецкого regulieren - регулировать, поддерживать постоянство, стабилизировать некоторую величину, либо ее изменение по заданному правилу. Регулирование является самостоятельным элементом управления экономикой. При переходе к рыночным отношениям государственное регулирование природопользования и охраны природной среды должно сохранять свое ведущее место, обеспечивать выполнение государственных природоохранных программ, политику в области налогообложения, финансирования, кредитования, формирования бюджета.
Регулирование осуществляется органами государственного управления путем установления для природопользователей экономических различий - регуляторов. Это прежде всего налогово-кредитные рычаги, финансирование из различных источников, ценообразование, платежи за использование природных ресурсов, за загрязнение среды, за размещение вредных веществ.
Налоги, платежи и финансирование тесно связаны между собой.
Налогообложение устанавливается органами власти различных уровней
управления. Налоги перечисляются природопользователями на бюджетные счета,
а доходы бюджетов используются для финансирования природоохранных
мероприятий. Регулирующее воздействие оказывают экологическое нормирование,
лимитирование и лицензирование, а так же экологическое страхование.
№ 2. Экологические нормирование, лимитирование и лицензирование.
Ответ.
Регуляторами природопользования служат лимиты. Лимитирование - это
система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам
предельных показателей использования природных ресурсов, выбросов и сбросов
в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов
(Статья 19 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной
среды» № 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1,
от 02.06.93. № 5076-1).
Природопользование осуществляется путем изъятия природного вещества из природы и внесение в нее загрязняющих веществ. В соответствии с этим лимитирование производится путем установления предельных норм изъятия ресурсов, а также норм выбросов и сбросов в среду и размещения отходов.
Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных участков для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, мелиоративных каналов. Применяются лимиты потребления воды для орошаемого земледелия, для промышленных и сельскохозяйственных объектов. Лимитами для использования лесных ресурсов являются показатели расчетной лесосеки по территориям, т.е. предельная ежегодная норма вырубки. Существуют квоты для вылова рыбы и охоты.
Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы
качества природной среды (Статьи 25-34 Закона Российской Федерации «Об
охране окружающей природной среды» № 2060-1 от 19.12.91., в редакции
Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1). Эти нормативы
носят название ПДВ - предельно допустимые выбросы в атмосферу; ПДС -
предельно допустимые сбросы в водные источники; ПДК - предельно допустимые
концентрации; ПДУ - предельно допустимые уровни воздействия шума, вибрации,
магнитных полей; ПДН - предельно допустимые нагрузки на природную среду
(количество посетителей на экскурсию в заповеднике, нагрузка скота на
единицу пастбищных угодий). Нормативы утверждаются Государственным
комитетов по охране окружающей среды Российской Федерации. Виды, лимиты
хозяйственной деятельности, экологические требования при использовании
ресурсов фиксируются в лицензиях (разрешениях) на комплексное
природопользование, выдаваемых органами управления, где указывается:
. виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;
. экологические требования, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований (статья 18, часть 3
Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-
1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93.
№ 5076-1).
№ 3. Экономические рычаги регулирования:
Ответ.
а) налог и арендная плата
Законом Российской Федерации «О плате за землю» от 11.10.91. установлены формы платы в виде земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия всех форм собственности, объединения, организации и учреждения, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которым представлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади.
Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются сельскохозяйственные угодья; участки, представленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства; жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности; облагаются налогом земли промышленности, транспорта, связи, других отраслей материального производства и непроизводственной сферы.
Ставки земельного налога утверждаются местными органами власти, исходя из средних ставок, которые дифференцируются по зонам. Плата за землю перечисляется землепользователями на специальные счета, учитывается в доходах местных бюджетов отдельной строкой и используется на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земли и повышению ее плодородия.
б) плата за использование природных ресурсов
Законодательством предусмотрена плата за пользование землей, недрами,
водными объектами, лесными и растительными ресурсами, ресурсами животного
мира, рекреационными и другими природными ресурсами (Статья 20 Закона
Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№ 2060-1 от
19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-
1):
. за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
. за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
. на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.
Система платежей за природные ресурсы, введенная всего несколько лет назад, стала основным действующим рычагом экономического механизма регулирования природопользования и охраны природной среды.
Системы платежей постоянно совершенствуется.
в) плата за загрязнение среды, за размещение отходов.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№
2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от
02.06.93. № 5076-1 устанавливает плату за загрязнение среды, которая
производится с 01.01.93.
Плата за загрязнение, а также за размещение отходов и другие вредные
воздействия в бесспорном порядке перечисляется всеми природопользователями
на счета экологических фондов (Статья 21 Закона Российской Федерации «Об
охране окружающей природной среды»№ 2060-1 от 19.12.91., в редакции Законов
РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1).
Министерство природы Российской Федерации утвердил «Рекомендации по определению предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды», а также федеральный коэффициент индексации платы в размере 10 по отношению к базовым нормам. Разработаны документы по взиманию платы за шумовое загрязнение, тепловое загрязнение водных объектов, загрязнение пестицидами при использовании их в сельском хозяйстве, за сброс загрязняющих веществ, возникающих при смыве их с территории.
№ 4. Источники финансирования природоохранительных мероприятий.
Ответ.
Финансирование является одним из способов регулирования.
Финансирование - это обеспечение выполнения природоохранных программ
материальными средствами. Оно осуществляется за счет средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов органов местного
самоуправления; собственных средств предприятий, учреждений, организаций;
экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков,
добровольных взносов населения, других источников.
Одним из источников финансирования природоохранных программ являются экологические фонды.
Фонды - это денежные или материальные средства, предназначенные для
какой-либо цели. Система экологических фондов создана на основе Положения
«О Федеральном экологическом фонде РФ и экологических фондах на территории
РФ», утвержденного Правительством Российской Федерации в июне 1992 года.
Фонды являются юридическими лицами и находятся в ведении Министерства
природы Российской Федерации и его территориальных органов.
На счета экологических фондов поступают средства в виде платы (статья
21 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№ 2060-
1 от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. №
5076-1):
. за загрязнение природной среды как в пределах нормативов, установленных природопользователями, так и сверх нормативов за размещение отходов;
. средства, получаемые по искам о возмещении вреда, взысканных судами и арбитражными судами, и штрафов за экологические правонарушения;
. средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства;
. добровольные отчисления предприятий и взносы граждан, в том числе иностранных;
. средства в виде дивидендов, процентов по вкладам;
. доходы от издательской деятельности фондов.
Нормативы распределения средств экологических фондов различных уровней установлены законом: 60% средств направляется на реализацию природоохранных мероприятий местного значения, 30% - на природоохранные мероприятия республиканского, краевого, областного значения и 10% - на мероприятия федерального и межрегионального значения.
В качестве источника финансирования мероприятий по охране природы выступает экологическое страхование. Страхование - это отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении неблагоприятных событий за счет денежных фондов, которые создаются из уплачиваемых ими страховых взносов.
Цель экологического страхования состоит в защите имущественных интересов граждан и предприятий за счет страховых фондов при наступлении неожиданного, внезапного загрязнения окружающей природной среды. Объектами экологического страхования является риск гражданско-правовой ответственности в случаях экологических аварий и катастроф.
Страхователями выступают предприятия - причинители вреда. К их числу относятся предприятия, деятельность которых представляет потенциальную опасность для возникновения аварий и катастроф. В сельском хозяйстве, потенциально опасными аварийными сбросами отходов в водные источники, являются птицефабрики, крупные животноводческие комплексы.
Экологическое страхование становится одним из перспективных
составляющих экономического механизма охраны природной среды. В 1992 году
Министерство природы Российской Федерации и Российская государственная
страховая компания утвердили «Типовое положение о порядке добровольного
экологического страхования в Российской Федерации».
№ 5. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Ответ.
В Российской Федерации осуществляется стимулирование рационального
природопользования и охраны окружающей природной среды путем (Статья 24
Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№ 2060-1
от 19.12.91., в редакции Законов РФ от 21.02.92. № 2397-1, от 02.06.93. №
5076-1):
установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и
другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе
природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и
производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой
деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;
освобождение от налогообложения экологических фондов;
передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под
процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и граждан для
реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих
веществ;
установления повышенных норм амортизации основных производственных
природоохранительных фондов;
применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а
также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;
применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций
независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану
окружающей природной среды.
Законодательством Российской Федерации и республик в составе
Российской Федерации могут быть установлены другие виды экономического
стимулирвоания охраны окружающей природной среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» №
2060-1 от 19 декабря 1991 года (в редакции Законов РФ от 21.02.92 №
2397-1, от 02.06.93. № 5076-1)
1. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону №
2060-1 от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды». М.
1993.
Экология. Учебное пособие. - М., 1997.