Цветков А.В.
Материалы 11 Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов» (секция «Психология»)», М., МГУ, 2004
Проблема произвольной регуляции деятельности входит в несколько иерархически связанных областей исследования. Во-первых, это общая проблема сигнификации, овладения поведением личности через создание внешних средств [2]. Во-вторых, это общая проблема развития ВПФ, произвольности как их системного свойства, и, в-третьих – формирования отдельных познавательных функций [5].
В нейропсихологии А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой выделено 4 фактора произвольной регуляции: способность к порождению мотивов и критичность к своей деятельности (обеспечиваются префронтальными отделами мозга), динамика психических процессов (задне-лобные отделы), способность к удержанию мотивов и построению целенаправленной деятельности (медио-базальные отделы лобных долей).
В детской нейропсихологии (НДВ) Н.К. Корсакова с соавт. [3] и А.В. Семенович [6] рассматривают нарушения произвольной регуляции (функций лобных долей) недифференцированно, А.В. Семенович считает недоразвитие регулятивной функции речи основным механизмом формирования лобного синдрома у детей (т.е. фактически речь идет о вторичном лобном синдроме). Н.Н. Полонская и Л.В. Яблокова [4] различают нарушения переключения и функций программирования и контроля, а Л.С. Цветкова [1] считает, что в НДВ применима традиционная система факторов, однако в каждом возрасте те или иные факторы выходят на первый план в нарушениях развития ввиду гетерохронного развития ВПФ. Данный вопрос имеет чисто практическое значение – проблему коррекции нарушений произвольности у детей 7-10 лет (у ≈ 50% общего числа детей [2]). На основе точки зрения [1] нами была сформулирована гипотеза: произвольная регуляция деятельности у детей 7-10 лет развивается дифференцированно по факторам Лурия-Цветковой.
Методики: 1. полное нейропсихологическое обследование по методике Л.С. Цветковой [7], особое внимание уделялось пробам «кулак-ребро-ладонь» и графическая проба «забор» (динамика психических процессов), объем слухо-речевой памяти и восприятия, предметно-образные ассоциации (индикаторы развития речи и образов-представлений), опознание эмоциональных фото и схематических лиц («химер») 2. проба на символически опосредствованную память [2] (удержание мотива). Способность к порождению мотивов и критичность – наблюдение в ходе всего обследования, вопросы на осознание ребенком ошибок и возможности их коррекции.
Всего было обследовано 26 детей 7-10 лет (из них 9 – контрольная группа, психическое развитие соответствует возрастной норме).
Результаты: 1. Нарушения динамики психических процессов выявлены у 3 детей. В 2х случаях персеверации были системными, распространялись на процессы слухо-речевой памяти и образных ассоциаций (сужение количества семантических групп до 1, воспроизведение 1-2 предметов с незначительными вариациями),2. 5 детей – неудержание мотива, импульсивность, при сохранной критичности (при стимуляции), 3. 6 детей – нарушения слухо-речевой памяти, сферы образов-представлений, опознания эмоций при выраженном негативизме, отказе от обследования, 4. 3 ребенка – сочетанные нарушения динамики психической деятельности и удержания мотивов (у 2 анамнез осложнен последствиями ЧМТ, у 1 – психическими заболеваниями в семье).
Выводы: у детей 7-10 лет обнаружены нарушения произвольной регуляции как первичные, по типу задне-лобного или медио-базального лобного синдрома, аналогичных таковым у взрослых, так и вторичные – ввиду дисфункций височных отделов левого полушария, недоразвития обобщающей и регулирующей функции речи.
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста, п.р. Цветковой Л.С. М., 2001, с. 267
Асмолов А.Г., Цветков А.В., «О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики»// Вопросы психологии, 2005, №1
Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю., Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001, с. 154
Полонская Н.Н., Яблокова Л.В., «Функции программирования и контроля и успешность обучения первоклассников»// 1 Международная конференция памяти А.Р. Лурия, сб. докладов, 1998, с. 231-238
Салмина Н.Г., Знак и символ в обучении. М., 1988, с. 287
Семенович А.В., Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002, с. 228
Цветкова Л.С., Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000, с. 127