1. Стадии распределения и перераспределения ВВП.
Определяют первичную и вторичную стадии распределения и перераспределения
ВВП.
Распределительная – сущность этой функции проявляется при перераспределении
национального дохода, когда происходит создание первичных доходов.
Первичные доходы формируются при распределении национального дохода среди
участников материального производства (зарплата работников сферы
материального производства, доходы предприятий сферы материального
производства).
Первичного перераспределения недостаточно, т.к. необходимо межотраслевое и
территориальное выравнивание. Это является первым условием вторичного
перераспределения.
Второй условие вторичного перераспределения – наличие непроизводственной
сферы, в которой национальный доход не создается.
Третье условие - перераспределение доходов между различными социальными
слоями населения.
В результате перераспределения образуются вторичные доходы (налоги, доходы
сферы нематериального производства).
2. Сущность и функции финансов.
Финансы – денежные средства.
Финансы – денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и
перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства в связи с
формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и
государства.
Сущность финансов определяется их функциями:
1. Распределительная
2. Контрольная
3. Оперативная
4. Стимулирующая
5. Перераспределительная
6. Воспроизводственная
3. Формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат.
Затраты – расходуемый материал, трудовые и финансовые ресурсы в стоимостном
выражении, направленные на обеспечение процесса расширенного
воспроизводства.
Финансовые затраты направлены на обеспечение фонда потребления производства
и на обеспечение ресурсных затрат при расширенном воспроизводстве, т.е. это
покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.
Существуют следующие формы финансовых затрат на воспроизводство:
- Самофинансирование (собственные финансовые ресурсы субъектов хозяйствования);
- кредитование (банковские ссуды);
- государственное финансирование (целенаправленное распределение ресурсов в производственной сфере за счет государственных бюджетных и внебюджетных фондов.)
4. Сущность и структура финансового механизма:
Финансовый механизм – это система действия финансовых рычагов, выражающихся
в организации, планировании и стимулировании использования финансовых
ресурсов.
Структура финансового механизма:
1. Финансовые методы
2. Финансовые рычаги
3. Правовое обеспечение
4. Нормативное обеспечение
5. Информационное обеспечение
Финансовый метод – способ воздействия финансовых отношений на
производственный процесс.
Финансовые методы действуют в двух направлениях:
1. по линии управления движением финансовых ресурсов.
2. По линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов.
Финансовые рычаги – приемы действия финансовых методов.
1. Прибыль – излишек выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию. Финансовый результат деятельности предприятий, функционирующих на началах коммерческого расчета, представляет собой чистый доход, созданный прибавочным трудом.
2. Доходы.
3. Амортизационные отчисления – процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на стоимость производимых с их помощью продукции, работ и услуг в целях аккумуляции денежных средств для дальнейшего полного восстановления.
Правовое обеспечение:
1. Законы (Бюджетный кодекс, налоговый кодекс, Единая бюджетная классификация, Закон о Госбюджете и пр.)
2. Указы Президента РФ (по налогообложению)
3. Постановления Правительства РФ
4. Приказы и письма министерств и ведомств.
5. Устав юридического лица.
Нормативное обеспечение:
1. Инструкции
2. Нормативы
3. Нормы
4. Методические указания
5. Другая нормативная документация
(нормы естественной убыли, ставка рефинансирования, нормы амортизационных
отчислений)
Информационное обеспечение – информация различного вида и разного рода.
Финансовые методы:
- самофинансирование
- планирование
- прогнозирование
- страхование
- залоговые операции
- лизинг
- аренда
- налоги
5. Финансовая система РФ: основные, обеспечивающие элементы.
6. Понятие финансового рынка: его сегменты.
Понятие финансового рынка, его функции.
Финансовый рынок отражает спрос и предложение финансовых средств.
(Финансовые средства – деньги, валюта, ценные бумаги).
Денежные средства продаются за другие денежные средства.
Агенты (участники) финансового рынка – банки, фондовые биржи, валютные
биржи, пункты покупки и продажи ценных бумаг и валюты.
Финансовый рынок призван обслуживать товарные рынки и рынки услуг.
Финансовый рынок влияет на товарно-денежные отношения, которые складываются
в определенный момент времени.
Типы рынков:
- потребительских товаров и услуг;
- факторов производства (труда, средств производства, сырья);
- недвижимости (жилья, земли);
- финансовый рынок:
а) фондовый;
б) денежный;
в) ссудных контрактов (ссудных капиталов);
г) фьючерсный.
- информационный рынок.
Фондовый рынок (рынок ценных бумаг) – основная часть финансового рынка.
Представляет собой форму купли-продажи ценных бумаг. Подразделяется на
первичный и вторичный рынки.
Первичный – размещение новых выпущенных ценных бумаг.
Вторичный – перепродажа ценных бумаг.
Рынок ссудных капиталов (ссудных контрактов) – представлен в виде продавцов
(банки), покупателей (хозяйствующие субъекты, население, государство) и
кредитов.
Денежный рынок – купля-продажа краткосрочных взаимных ссуд финансовых
учреждений.
Основные элементы денежного рынка:
- спрос на деньги;
- предложение денег.
Спрос и предложение денег определяют цену ссудного капитала. Особенность:
сделки опосредованны деятельностью коммерческих банков.
Различают номинальный и реальный спрос на деньги.
Номинальный спрос – то количество денег, которое покупатели (население и
хозяйствующие субъекты) хотели бы купить.
Реальный спрос – спрос, очищенный от инфляции (рассчитывается от
покупательской способности).
Фьючерсные рынки – важный инструмент решения проблем неопределенности цен.
Выступают как факт купли-продажи срочных контрактов.
7. Финансовые ресурсы предприятия: формирование и направление использования.
Зависимость финансового состояния предприятия – от наличия, размещения и
использования финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы – часть денежных средств в форме доходов и внешних
поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и
осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.
(Капитал = финансовые ресурсы).
По закону об АО резервный капитал образуется и должен составлять 15 % или
более от объема уставного капитала предприятия.
Источники доходов предприятия (до 2000 года):
1. от основной деятельности;
2. доходы от инвестиционной деятельности;
3. доходы от финансовой деятельности.
Признаки классифицирования видов финансирования:
1. По форме привлекаемого капитала:
- денежные средства;
- имущественные вклады.
2. По происхождению капитала:
- за счет внутренних источников (выручка, прибыль);
- за счет внешних источников (кредиты, займы, лизинг).
3. По правовому положению капиталовладельцев (форме собственности):
- за счет собственного капитала;
- за счет заемного капитала.
Самофинансирование:
- в открытой форме (легально действующее предприятие);
- в скрытой форме (сокрытие доходов).
Распределение и использование выручки от реализации продукции:
- возмещение материальных затрат и износа (себестоимость продукции);
- заработная плата и отчисления на социальные нужды;
- прибыль (финансовые результаты деятельности предприятия).
8. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.
9. Способы мобилизации государственных доходов.
Важнейшее условие выхода из кризиса - продолжение начатых в конце 1998
- начале 1999 года налоговых преобразований, дополнение их рядом новых
положений. Стратегическим направлением совершенствования налоговой системы
должно стать ее упрощение.
Следует решительнее отказываться от тех налогов, уплату которых трудно контролировать. Дальнейшее сокращение налоговых льгот выработать четкие критерии предоставления налоговых льгот. Основной акцент должен быть сделан на предоставление налоговых льгот приоритетным видам хозяйственной деятельности изменение структуры налогов.
Нужно двигаться в сторону постепенного отказа от налогов, возлагающих
дополнительное бремя на прирост доходов и прибыли, заработной платы,
объемов производства, инвестиций, занятости. Государство должно переходить
к обложению налогами отдельных объектов собственности, недвижимости,
транспортных средств и так далее, то есть произведенных расходов, само
наличие которых свидетельствует об успешной хозяйственной деятельности.
Важнейшую роль здесь должны играть налоги на различные виды имущества, на
вмененный доход, на экспортно-импортные операции, включая вывоз капитала, а
также рентные платежи.
Завершить инвентаризацию государственного имущества и определить меры по совершенствованию его использования. Необходимо определить, требуется ли в дальнейшем сохранять тот или иной объект недвижимости в государственной собственности и для каких конкретно государственных нужд он используется.
10. Классификация государственных расходов. Единая бюджетная классификация.
Бюджетная классификация – это систематизированная экономическая группировка
доходов и расходов бюджета по однородным признакам, которые отражают
социально-экономическое содержание показателей, используемых в бюджетном
планировании.
Бюджетная классификация состоит:
1. Доходы.
2. Расходы.
3. Финансирование бюджета.
4. Государственный долг.
Классификация расходов:
Расходы классифицируются:
1. По функциональному признаку.
2. По экономическому.
Функциональная структура расходов строится в соответствии с основными
функциями государства:
- обороны страны;
- государственное управление;
- правоохранительная и международная деятельность;
- участие государства в развитии науки и техники;
- финансирование некоторых отраслей народного хозяйства.
Экономическая структура – группировка расходов бюджета по экономическому
признаку, где расходы связаны в единые экономические категории, которые
отражают разграничение средств, направляемых на текущие или капитальные
расходы. Детально они распределяются по их предметным признакам: заработная
плата, выплаты населению и т.п.
С 1.01.2000 в бюджетную классификацию включена ведомственная классификация
расходов. Ведомственная структура расходов показывает адресное выделение
финансовых ресурсов и отражает распределение средств по конкретным
распорядителям.
11. Государственный бюджет: сущность, структура.
Государственный бюджет – форма образования и расходования денежных средств
для обеспечения функций органов государственной власти (Закон РСФСР «Об
основных бюджетных средствах…»).
Бюджет формируется за счет денежных средств и расходуется за счет денежных
средств, т.е. форма бюджета обязательно ликвидная.
Бюджет на 1999 г. отличается от бюджета на 1998 г. по следующим параметрам:
1. Созданы дополнительно следующие целевые фонды:
- Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.
- Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.
- Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.
2. Девять целевых фондов консолидированы в государственный бюджет:
- Средства федерального дорожного фонда.
- Федеральный экологический фонд.
- Государственный фонд борьбы с преступностью.
- Фонд развития таможенной системы РФ.
- Фонд министерства РФ по атомной энергии.
- Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.
- Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.
- Федеральный фонд министерства РФ по налогам и сборам и федеральной службы налоговой полиции РФ.
- Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.
Все доходы и расходы этих фондов (кроме Дорожного фонда) будут
контролироваться казначейством РФ.
Структура доходов федерального бюджета (с 1.04.99 г.):
1. Налог на прибыль:
- с предприятий – 11 % с прибыли, которая получена после 1.04.99 г. (до
1.04 – 13 %).
- в бюджеты субъектов РФ – с 1.04 – 19 % (было 22 %).
- с посреднических операций, брокерских контор, страховщиков, бирж, банков
– 27 % (было 30 %).
- С акцизов на нефть, по операциям с ценными бумагами, таможенные пошлины –
100 % в Федеральный бюджет.
2. Подоходный налог – 3 %.
3. Налог на добавленную стоимость:
- в 1 квартале 99 – 75 % в Федеральный бюджет;
- с 1.04.99 – 85 % в Федеральный бюджет.
4. В федеральный бюджет:
- 50 % от акцизов на этиловый спирт;
- 60 % от покупки иностранных денежных знаков;
- 40 % за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами.
Дефицит государственного бюджета.
Считается: Доходы – Расходы.
По отношению к ВВП: Доходы – Расходы/ВВП х 100 % (норма – от 2 до 5 %)
Источники покрытия государственного дефицита:
1. Доходы от эмиссии ценных государственных бумаг.
2. Доходы от приватизации государственного имущества.
3. Кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм, средства от покупки Центробанком облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом.
12. Система финансирования и кредитования оборотных средств предприятия.
Оборотные средства – средства находящиеся в обороте предприятия и
направленные на простое и расширенное воспроизводство и необходимы для
непрерывного производственного процесса.
Источники формирования: прибыль, постоянная минимальная кредиторская
задолженность, банковский и коммерческий кредит.
Коммерческий кредит оформляется векселем. Он представляет собой кредит
поставщика покупателю, когда оплата товарно-материальных ценностей
производится покупателем позже, в оговоренные поставщиком сроки.
13. Организация бюджетного процесса в РФ.
15. Содержание и модели бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм – бюджетные взаимоотношения центра и регионов.
Содержание бюджетного федерализма: повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы Российской Федерации; выравнивание возможностей реализации на всей территории страны минимального уровня установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней; создание условий для повышения эффективности социально - экономического развития регионов.
Межбюджетные отношения в Российской Федерации должны основываться на
следующих основных принципах: сбалансированность интересов всех участников межбюджетных
взаимоотношений; самостоятельность бюджетов разных уровней; законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и
доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований; объективно обусловленное и транспарентное перераспределение средств
между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности
регионов и муниципальных образований; единство бюджетной системы.
В целях устранения существующих недостатков и реформирования
межбюджетных отношений на 1999 год и последующие годы необходимо решить
следующие задачи: повышение эффективности функционирования региональных бюджетных систем,
оздоровление региональных финансов; сокращение дотационности и количества дотационных территорий; минимизация встречных финансовых потоков; обусловленность выделения средств и повышение контроля и
ответственности за их использование регионами; обеспечение дополнительной финансовой поддержки высоко дотационных
территорий; создание механизмов избирательной инвестиционной поддержки территорий; использование режимов совместного финансирования за счет средств
федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации
отдельных программ и проектов; повышение заинтересованности органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении
производственного и налогового потенциала территории, рационализации
расходов и обеспечении сбалансированности бюджетов; обеспечение взаимной увязки межбюджетных отношений органов
государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления; обеспечение соответствия федеральному законодательству соглашений по
вопросам межбюджетных отношений, подписанных в рамках договоров между
федеральными органами государственной власти и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и
полномочий.
Модели федерализма:
Децентрализованная – независимая модель, бюджет формируется из доходов
субъекта федерации.
Кооперативная – формирование бюджета при содействии федерального бюджета.
16. Финансовая работа и финансовое планирование в системе управления
предприятием.
Финансовая работа и финансовое планирование на предприятии.
Финансовое планирование – разновидность управленческой деятельности,
которая направлена на определение необходимого объема финансовых ресурсов,
доходов, их оптимального распределения и использования с целью обеспечения
финансовой устойчивости предприятия.
Задачи финансового прогнозирования:
1. Обеспечение нормального кругооборота денежных средств предприятия, включая их вложение в реальные финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств и социальное развитие.
2. Выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования различных доходов предприятия.
3. Соблюдение интересов акционеров и инвесторов.
4. Выполнение обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, кредитными и страховыми организациями.
5. Контроль за финансовым состоянием предприятия.
Блоки контроля:
- анализ финансового состояния;
- рынок и конкуренция;
- деятельность предприятия в сфере маркетинга.
Виды финансовых планов (в зависимости от периодов, на которые
разрабатывается план):
1. Стратегические (перспективные);
2. Текущие;
3. Оперативные.
Основа деятельности – текущее планирование.
Группы основных показателей текущего планирования:
1. Связанные с основными видами деятельности предприятия;
2. Связанные с воспроизводством основных фондов;
3. Связанные с социальным развитием трудового коллектива;
4. Связанные и отражающие взаимоотношения с бюджетной системой;
5. Связанные и отражающие взаимоотношения с кредитными организациями;
6. Связанные и отражающие взаимоотношения с вышестоящими организациями;
7. И другие.
Оперативное планирование – включает в себя платежные и налоговые календари.
Платежный календарь – составляется по всем статьям денежных поступлений и
расходов.
Налоговый календарь - составляется на основании действующего налогового
законодательства и позволяет следить за сроками уплаты налогов.
Методы финансового планирования:
1. Метод процентов от реализации;
2. Бюджетное планирование;
3. Расчетно-аналитический метод.
17. Становление Российской модели бюджетного федерализма.
Межбюджетные отношения в России фактически по-прежнему строятся на
предположении о том, что Федерация несет ответственность за весь комплекс
условий жизни в регионах. Такой подход, по существу, не соответствует
Конституции Российской Федерации, хотя и диктуется целым рядом федеральных
законов.
Поэтому работа по реформированию межбюджетных отношений должна быть продолжена. Необходимо перейти от поиска новых методов распределения средств между субъектами Российской Федерации к подлинному бюджетному федерализму. Его суть - максимально возможная бюджетная независимость субъектов Российской Федерации. Каждый уровень власти должен быть в достаточной мере обеспечен собственными финансовыми средствами для выполнения своих конституционных функций.
Это - ключ к решению не только политических, но и экономических проблем. У регионов должны появиться действенные стимулы к увеличению своих доходов, к финансовому самообеспечению, к более рациональному и ответственному использованию бюджетных средств.
В связи с этим в 1999 - 2000 годах необходимо завершить передачу субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям тех федеральных бюджетных учреждений, деятельность которых в основном связана с удовлетворением потребностей, носящих региональный и местный характер.
Соответственно должны измениться и функции федерального бюджета. Число регионов - реципиентов должно существенно сократиться. Оказание помощи действительно нуждающимся регионам на основе законодательно утвержденной методики распределения средств должно стать основным содержанием региональной бюджетной политики Федерального центра.
При этом перераспределение доходов в пользу бюджетов субъектов
Российской Федерации не должно отражаться на качестве решения таких задач,
как обеспечение обороны страны и безопасности государства, поддержка
фундаментальных научных исследований, а также других задач
общенационального характера.
18. Дифференциация регионов РФ по бюджетной обеспеченности.
19. Содержание и структура местных финансов.
Местные финансы – совокупность денежных средств, используемых на
экономическое и социальное развитие территорий.
Главная составляющая часть местных финансов – местные бюджеты.
Структура местных финансов:
- финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;
- финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов
- местные внебюджетные фонды.
ФЗ 154, ФЗ 126
20. Процесс формирования местного бюджета. местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления;
1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на
получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из
федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в
соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской
Федерации.
2. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
21. Состав доходной части местных бюджетов.
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.
22. Совокупные доходы и расходы бюджетов регионов РФ.
23. Региональные внебюджетные фонды: источники формирования и направления
расходования.
Региональные внебюджетные фонды – совокупность финансовых ресурсов,
находящихся в распоряжении региональных местных органов самоуправления и
имеющих целевое назначение.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь – выделение из бюджета
определенных расходов, имеющих особо важное значение, а другой –
формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для
определенных целей. В этом случае по предложению по предложению органа
исполнительной власти законодательный орган принимает специальное решение
об образовании внебюджетного фонда.
Материальным источником региональных внебюджетных фондов является доход
региона. Преобладающая часть фондов создается в процессе пего
перераспределение, а также за счет специальных налогов и сборов, средств из
бюджета и займы. Средства из бюджета поступают в форме безвозмездных
субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Также
доходами фондов могут быть заемные средства.
Возможно получение прибыли фондом при приобретении ценных бумаг (дивиденды,
проценты).
Направления расходов строго целевое и звучит в наименовании фонда.
24. Областной бюджет: доходы, финансирование потребностей региона
26. Проблемы построения налоговой системы.
построение стабильной налоговой системы в Российской Федерации,
обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение
финансового года системы налогов и неналоговых платежей;
сокращение с 1 января 1997 года числа налогов (обязательных платежей) путем
их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;
консолидацию в федеральном бюджете начиная с 1997 года государственных
внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования
денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части
бюджета;
облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и
недопущение двойного налогообложения путем четкого определения
налогооблагаемой базы с одновременным введением механизмов, повышающих
уровень собираемости налогов;
развитие налогового федерализма, в том числе установление с 1 января 1997
года минимальных значений долей поступления доходов от каждого налога в
бюджеты разных уровней, имея в виду, что указанные доли будут
устанавливаться ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете, но не
ниже минимальных значений, указанных в приложении к настоящему Указу;
сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;
расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных
устанавливаемой законодательством Российской Федерации минимальной величине
месячной оплаты труда, и таможенных пошлин в ЭКЮ на единицу товара в
натуральном измерении;
замену акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежами в
форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных платежей по
каждому месторождению в натуральных единицах измерения добываемого ресурса
(продукта) с пересчетом в рубли по средним экспортным ценам за предыдущий
месяц и по курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации
на дату платежа;
увеличение роли экологических налогов и штрафов.
Пути совершенствования:
1. Отказаться от налогов, уплату которых трудно контролировать (перенос тяжести на физических лиц, введение косвенных налогов).
2. Сократить налоговые льготы, т.е. разработать критерии предоставления льгот (в зависимости от видов деятельности, в первую очередь – социально значимым предприятиям).
3. Изменение структуры налогов – отказаться от налогов, возлагающих дополнительное бремя на прирост доходов и прибыли, заработной платы, объемов производства и инвестиций. Перейти к обложению налогами отдельных объектов собственности: недвижимости, транспортных средств (налог на имущество, вмененный доход, рентные платежи).
27. Налоговая система РФ: классификация налогов.
Налоговая система – совокупность налогов. Налог, сбор, пошлина –
обязательный взнос в бюджет или внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиком на основании законодательства.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации
(далее - региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
По способам взимания с налогоплательщиков налоги подразделяются:
|Прямые |Косвенные |
|Облагаются доходы. |Распространяется на расходы, |
|Они уменьшают сумму доходов |увеличивает сумму расходов. |
|физических и юридических лиц. |НДС. |
|Налог на прибыль. |Акцизы. |
|Налог на физических лиц. | |
1. Федеральные общеобязательные:
- НДС
- Акцизы
- Налог на прибыль
- Подоходный налог с фл.
- Налог на доходы от капитала
- Государственная пошлина
- Лесной
- Водный
- И др.
2. Региональные общеобязательные:
- на имущество предприятий
- на недвижимость
- дорожный налог
- транспортный налог
- налог с продаж
- и др.
3. Местные общеобязательные:
- земельный
- на имущество фл
- на рекламу
- на наследование
- местные лицензионные сборы
Налоги различаются порядком взимания налогового платежа и ставками налога.
По этим признакам различают:
1. Прогрессивные налоги (подоходный налог с физических лиц).
2. Регрессивные налоги (ставки не растут, а снижаются по мере роста доходов или иного облагаемого налогом имущества).
3. Пропорциональные налоги (ставки не зависят от размера облагаемого налогом объекта).
28. Содержание и порядок исчисления налога на добавленную стоимость.
НДС – форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на
всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью
реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат,
отнесенных на издержки производства и обращения.
Облагается выручка от реализации продукции (услуг)
Установлены две ставки НДС: 10 % - продовольственные и детские товары, 20 %
- все остальные товары и услуги.
После определения облагаемого оборота и установления налоговых льгот
подсчитывается величина налога, которая равна произведению
налогооблагаемого оборота на ставку. На практике плательщик должен вносить
в бюджет разницу между суммой налога, полученной от покупателей за
реализованные товары и суммой налога, фактически уплаченной поставщикам за
приобретенные материальные ресурсы, выполненные работы, оказанные услуги,
стоимость которых относится на издержки производства.
29. Содержание и порядок исчисления налога на прибыль предприятий.
По удельному весу в формировании бюджета НнП занимает ведущее место.
Плательщиками налога являются все юридические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность.
Объектом обложения является валовая прибыль, уменьшенная или увеличенная в
установленном порядке.
В валовую прибыль входит:
прибыль от реализованной продукции, работ, услуг;
прибыль от реализации основных фондов и др. имущества;
доход от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.
Ставка налога на прибыль: 22 % с предприятий и организаций, 30 % с банков и
страховых компаний.
Льготы: освобождены от налога прибыль предприятий, направленная на
финансирование капвложений производственного значения; взносы на
благотворительность, суммы, из прибыли, направленные на содержание объектов
соцкультбыта, жилого фонда и пр. Особые налоговые льготы предоставлены
малому бизнесу.
Сумма налога определяется на основании фактически полученной прибыли
нарастающим итогом с начала года. Налог вноситься по квартальным счетам в
пятидневный срок со дня, установленного для предоставления квартального
бухгалтерского отчета, а по годовым расчетам – в десятидневный срок со дня,
установленного для предоставления бухгалтерского отчета и баланса за год.
В течении квартала плательщики производят авансовые взносы исходя из
предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога не
позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной
суммы налога, исчисленной на базе предполагаемой прибыли на квартал.
Малые предприятия авансовые платежи не производят
30. Содержание и порядок исчисления подоходного налога с физических лиц.
Объектом обложения является совокупный доход физического лица, полученный в
календарном году на территории РФ и за ее пределами в денежной и
натуральной формах.
Является прогрессивным, т.е. ставка повышается в зависимости от суммы
дохода.
До 12.000 – 12 %
12.000 – 24.000 1440 руб + 20 % с суммы выше 12.000
24000 – 36000 3840 + 25 %
36000 – 48000 6840 + 30 %
Льготы: вместо необлагаемого минимума предусмотрена необлагаемая часть
дохода, равная определенной кратности ММОТ (герои, родители, жены погибши и
пр.). Исключается сумма на содержание детей на каждого ребенка в пределах
ММОТ.
Не включаются все виды пенсий, выходные пособия, проценты и выигрыши по
ценным бумагам государства.
31. Организация безналичных расчетов между предприятиями РФ.
1. Все предприятия обязаны хранить свои средства на счетах в банках
(небольшие суммы в кассах в пределах установленных норм).
2. Подавляющая часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк.
3. Требование платежа выставляется перед отгрузкой товаров, либо вслед за ней (в настоящих условиях – в большинстве случаев предоплата).
4. Акцептированные платежи.
5. Срочность платежа.
6. Контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.
7. Имущественная ответственность за несоблюдение договорных условий.
Прогрессивная форма безналичных расчетов – аккредитивные платежи с бронированием средств. Позволяет справиться с проблемой не поставки товаров, предоставления услуг, а также задержкой оплаты.
32. Сущность и функции кредита в финансовой системе.
Кредит – ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и
обычно с уплатой процента; выражает экономические отношения между
кредитором и заемщиком.
Функции кредита:
1. Перераспределительная – перекачка временно свободных финансовых ресурсов из одних сфер хозяйственной деятельности в другие. Современная задача
-стимулирование привлечения кредитных ресурсов в те отрасли и регионы, ускоренное развитие которых необходимо с позиции национальных интересов.
2. Экономия издержек обращения – широко распространены ссуды на восполнение временного недостатка оборотных средств, которые обеспечивают существенное ускорение оборачиваемости капитала, а следовательно, экономию общих издержек обращения.
3. Ускорение концентрации капитала – заемные средства позволяют существенно расширить масштаб производства, т.е. обеспечить дополнительную массу прибыли.
4. Обслуживание товарооборота – посредством векселей, чеков, кредитных карточек обеспечивает замену наличных расчетов безналичными операциями.
5. Ускорение НТП – использование кредита для осуществления инновационных процессов.
33. Кредитная система РФ: содержание и структура.
Кредитная система Российской Федерации включает в себя Банк России,
кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных
банков.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право
осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во
вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных
средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности,
срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических
лиц.
Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право
осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим
Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для
небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Кредитная структура двухуровневая и включает в себя Центральный банк РФ и
коммерческие банки.
- Операции на открытом рынке – купля-продажа ЦБ казначейских векселей, государственных облигаций, краткосрочные операции с ценными бумагами.
- Рефинансирование – кредитование ЦБ банков, в т.ч. учет и переучет векселей.
- Валютные интервенции – купля-продажа ЦБ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
- Прямые количественные ограничения – установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
34. Роль и функции ЦБ в кредитной системе.
Играет большую роль в осуществлении рыночных образований, контроле над
расходованием средств, становлении кредитно-банковской системы.
Цели ЦБ РФ:
- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Статья 4 ФЗ РФ. Банк России выполняет следующие функции:
1) разрабатывает и проводит единую государственную денежно - кредитную
политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их
обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,
организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского
учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и
отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их
аудитом;
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в
соответствии с федеральными законами;
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской
Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных
задач Банка России;
10) осуществляет валютное регулирование;
11) организует и осуществляет валютный контроль;
12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской
Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
35. Роль и функции коммерческих банков и специализированных кредитно-
финансовых институтов в кредитовании юридических и физических лиц.
К банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во;
2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов
и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без
открытия банковских счетов .
Кредитная организация вправе осуществлять следующие сделки:
1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение
обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в
денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по
договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных
помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
36. Процедура оформления коммерческого кредита.
Коммерческий кредит – кредит, предоставляемый продавцом покупателю в
товарной форме при продаже и поставке товара с отсрочкой его оплаты.
Продавец взамен товара получает вексель покупателя с обязательством
произвести платеж в оговоренный срок. Процент за кредит включается в цену
товара и в сумму векселя.
Инструментом коммерческого кредита является вексель, имеющий финансовые
обязательства заемщика по отношению к кредитору. В роли кредитора может
выступать любое юридическое лицо. Коммерческий кредит предоставляется
исключительно в товарной форме. Средняя стоимость коммерческого кредита
всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период времени.
37. Структура кредитных ресурсов коммерческого банка.
38. Формы обеспечения коммерческого кредита.
Вексель – долговое обязательство, дающее его владельцу право требовать с
лица, выдавшего вексель или акцептовавшего его, уплаты денег по истечении
срока. Порождается коммерческим кредитом. Различают простой и переводной
(тратта) вексель. Простой – выписывает должник, переводной – кредитор
(применяется при кредитовании внешней торговли)..
39. Формы предоставления банковского кредита.
Краткосрочные ссуды – направлены на восполнение временного недостатка
собственных оборотных средств у заемщика (не более 6 месяцев)
Среднесрочные ссуды – направлены на цели как производственного, так и
коммерческого характера (до 1 года).
Долгосрочные ссуды – на инвестиционные цели (от 3 до 5, может и 25 лет).
40. Законы денежного обращения.
К. Маркс. Устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций
средства обращения и средства платежа.
Количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства
обращения, зависит от трех факторов:
- количества проданных на рынке товаров и услуг;
- уровня цен товаров и тарифов;
- скорости обращения денег (связь обратная).
КОЛ-ВО ДЕНЕГ = СУММА ТОВАРНЫХ ЦЕН / СКОРОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ.
Эта функция устанавливала сравнительно правильное соотношение между
денежной массой и товарами, необходимыми для обращения. Лишние деньги
исключались, уходили в сокровище, и наоборот, при недостатке возвращались.
(при функционировании золотых монет)
С повышением функции денег как средства платежа общее кол-во денег должно
уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество денег. Кол-во
денег для обращения и платежа определяется:
- общим объемом обращающихся товаров и услуг;
- уровнем товарных цен и тарифов на услуги;
- степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);
- скоростью обращения денег (связь обратная)
Главное условие стабильности денежной единицы страны – соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот.
41. Денежная масса и скорость обращения.
Денежная масса – совокупность покупательных, платежных и накопленных
средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и
юридическим лицам, а также государству.
Исторический уход золотых монет из оборота внес качественные изменения в
структуру денежной массы. Установилось господство неразменных кредитных
денег, которые стали выступать в наличной и безналичной форме. В настоящее
время почти треть денежной массы приходится на наличные деньги с тенденцией
увеличения. Рост наличных денег вызывает нехватку денег в стране. Переход
денег из безналичного оборота в наличный ведет к уклонению от уплаты
налогов. Такое соотношение говорит о снижении возможности влияния
государства на реальные хозяйственные процессы.
На денежную массу влияют два фактора – количество денег и скорость их
оборота. Количество денег определяется государством. Рост эмиссии
обусловлен потребностями товарного оборота и государства. Главная причина
увеличения денежной массы – огромный дефицит государственного бюджета.
Скорость обращения денег – их интенсивное движение при выполнении ими
функции обращения и платежа. На скорость влияют циклическое развитие
производства, темпы его роста, движение цен, развитие кредитных операций,
взаиморасчетов, уровень процентных ставок за кредит, введение электронных
расчетов и денег. Также зависит от периодичности выплаты доходов, уровня
сбережения и накопления.
Так как скорость обращения обратно пропорциональна денежной массе, то
снижение оборачиваемости означает рост денежной массы, что в конечном итоге
является одним из факторов инфляции.
42. Денежная система РФ.
Денежная система – устройство денежного обращения в стране. Функционирует в
соответствии с ФЗ о ЦБ РФ.
Денежная единица – рубль.
Исключительное право эмиссии – у Центробанка.
Виды денег – банкноты и металлические монеты.
На территории РФ функционируют наличные и безналичные деньги.
Для кассового обслуживания кредитных учреждений и других юридических лиц
созданы РКЦ.
Резервные фонды – запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет, имеют
важное значение для организации регулирования кассовых ресурсов. Остатки
наличных денег в оборотной кассе лимитируется и, при превышении лимита,
излишки передаются в резервные фонды.
Потребность в резервных фондах обусловлена:
- необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;
- обновлением денежной массы;
- поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы;
- сокращение расходов на перевозку и хранение.
Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения.
-----------------------
Введены с 1.011995 года