Преобразование финансовой системы России
План.
I. Введение ……………………………………………………………2
II. Главная часть
1. СССР до реформ ……………………………………………..3
2. Перестройка в СССР - этапы реформирования советской экономики в 1985-1991 гг. ………………………4
3. Реформы в России после распада СССР ...…………………6
4. Процесс реформирования нормативной базы финансовой системы России после 1991 года. ……………..…8
1) Конституция Россиской Федерации;
2) Гражданский кодекс Российской Федерации и дополняющие его законы;
3) Законы Российской Федерации, повлиявшие на процесс реформирования финансовой системы
5. Финансовая системы Российской Федерации в настоящее время, ее соответствие рыночным отношениям….……..……16
III. Заключение. Проблемы и направления реформ. ………….……22
Список литературы ……………………………………………25
Введение
Итоги реформ, проводившиеся в нашей стране с 1985 по 2000 годы, так
были охарактеризованы Б.Федоровым, занимавшим в тот период времени посты
заместителем главы Правительства Российской Федерации, Министра финансов РФ и Министр государственной налоговой инспекции РФ. В его книге “10 безумных
лет” дается следующая характеристика реформ: “Лейтмотив книги – анализ
причин печальной неудачи реформ и реформаторов. Сегодня становиться ясным,
что реформы эти проводились непоследовательно и не были доведены до конца.
Именно ограниченность реформ (а не их избыток, как думают некоторые)
привела к нынешней экономической и политической ситуации в России. Не
спорю, были и достижения, я не собираюсь их замалчивать”.
Тоже самое по сути сказано и многими другими экономистами и политологами страны. Так в статье директора Института кризисных исследований В.Чкуасели, напечатанной в газете “Известия” за 06.04.2000 г. сказано следующее: “Причиной кризиса стало десятилетие “дикого” реформирования России, наложившееся на семь десятилетий ее тоталитарного прошлого. Еще полвека назад предостерегали посткоммунистическую Россиию от попыток излечить “каторгу” с помощью “анархии”. К сожалению мы не вняли этим мудрым словам. Преступность, коррупция, законодательная неразбериха суть проявления возникшего при этом хаоса.”
Исходя из мнений подавляющего большинства экономистов, политологов, политиков и простых людей, что реформы в очередной раз не состоялись, хотелось бы проанализировать основные этапы реформ, процессы принятия решений и законы, принятые в это время, повлиявшие на процесс становления финансовой системы.
При написании реферата я, столкнулся с тем, что материал по данной теме разрознен по различным книгам. Книги, в которой было бы подробно изложены процессы становления финансовой системы после распада СССР, я не нашел. А тот материал, который удалось найти в книгах, авторами освящен или с оглядкой на власть или же наоброт – подчеркнуто ужасающе.
Список книг и статей, которыми я пользовался при написании реферата, приведен в конце и не хотелось бы его еще раз приводить здесь. В то же время, хотелось бы привести ряд книг и фамилии их авторов, старавшихся отразить эту проблему объективно и полно.
Первый среди них, это Борис Феддоров и его книга «10 безумных лет».
Легко читается и содержит объективные сведения очевидца, непосредственно
проводившие эти реформы и знавшего их достоинства и недостатки.
Так же достойно внимания книга Тимошина Т.М. «Экономическая история
России», выпущенная в 1998 году. В ней исследована экономическая история
России, этапы становления народного хозяйства страны вплоть до наших дней.
Хотелось бы, чтобы эта книга была переиздана с учетом фактов, имевших место
после ее выхода в свет.
Главная часть
1.СССР до реформ
В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран
М.С.Горбачев, с приходом которого начался новый и последний этап в истории
СССР, получивший название «перестройка».
Новое руководство страны встало перед необходимостью остановить распад системы «государственного социализма». Для этого стали проводить осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике, поскольку глубокий кризис уже успел охватить все ее основные звенья.
Что же собой представляло государство именовавшееся Союз Советских
Социалистически Республик.
Согласно последней Коституции СССР, принятой в 1977 году, СССР являлось социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу которого составляли Советы депутатов трудящихся. Экономическую основу СССР составляла социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на орудия и средства производства.
Надо всем этим (обществом и государством) довлела «руководящая роль
Коммунистической партии Советского Союза», без которой не решался
практически ни один важный вопрос.
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной
власти СССР являлся Совет Министров СССР, которому подчинялись министерства
(общесоюзные и союзно-республиканские), Государственные комитеты,
Всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника», а также Центральное
статистическое управление и Госбанк СССР.
Коммунистическая система управления несмотря на ряд достоинств
(развитие военной промышленности, создание армии, строительство грандиозных
строек-БАМ, мобилизация ресурсов для достижения победы в Великой
Отечественной войне), имеет свои огромные дефекты. Оно порождало
безинициативность, бесхозяйственность, застой в производительности труда,
что не позволяло догнать передовые развитые страны в экономическом (и
вообще в деловом) отношении.
Коммунистическое государство выполняло функции, общие ему с государствами иного типа (поддержание общественного порядка, внешняя политика, оборона страны, денежная система и др.), так и такой специфической, присущей только ему - обеспечение жизнедеятельности общества как органического целого. Здесь государство присвоило себе все те функции, какие в западных странах выполняют частные предприятия, банки и всякого рода негосударственные механизмы самоорганизации.
Планирование деятельности всех частей общественного организма есть чисто коммунистическое средство сохранения единства общества. Выполнение плана являлось основным показателем деятельности предприятий.
Если в капиталистическом обществе доминирует экономический подход к производственной деятельности людей, то в коммунистическом – социальный.
В коммунистических странах деньги не являются конвертируемыми и имеют постоянную тенденцию к инфляции. В СССР золота и драгоценностей не меньше, чем в западных странах, а рубль все равно не являлся конвертируемым. Дело в закономерностях самого коммунизма.
Механизм цен в коммунистическом и капиталистическом обществе принципиально различны. Во втором это суть законы экономические, в первом – внеэкономические (тут имеет место политика, а не экономика).
Теперь проследим путь тех преобразований, которые начались после вступления СССР на путь реформ.
2.Перестройка в СССР
Хотя, как говорилось выше, эпоха «перестройки» формально началась в
1985 году, однако экономическая перестройка началась с июня 1987 года,
когда был принят «Закон о государственном предприятии», по которому
руководителям и коллективам государственных предприятий были предоставлены
исключительно широкиешие полномочия, в частности, право самостоятельного
выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с
иностранными партнерами и др.
На практике этот закон предоставил предприятиям большую свободу распоряжаться своей прибылью: вкладывать ее в производство или повышать зарплату работникам. Многие предприятия пошли по второму пути, что было заведомо проигрышным вариантом, так как не обеспечивало наращивания в перспективе научно-технического потенциала. К тому же вместе со свободой не появилась рыночная дисциплина, в соответствии с которой убыточные предприятия следовало закрывать, а выпуск продукции, не пользующейся спросом, прекращать. Советское правительство боялось вводить такую дисциплину из-за угрозы безработицы и социальных взрывов.
В середине 1988 года были приняты законы, по которым разрешалось открывать частные предприятия в более чем 30 видах производственной деятельности. В соответствии с этими законами фактически был легализован большой сектор «теневой экономики».
Характерным явлением позднесоветского периода было развитие арендных отношений. В соответствии с Закона об аренде (1989г.) трудовой коллектив мог взять в аренду у государства свое предприятие, чтобы в дальнейшем приватизировать его путем выкупа по чисто символическим ценам.
В 1989-1991 годах широкое распространение получили новые формы производственных объединений – концерны, корпорации, которые создавались путем объединения предприятий.
В 1990 году было принято постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, по которым предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли оборудованием и сырьем, электроэнергией, развитие частного предпринимательства и др.
Как показавыет сегодняшнее состояние экономики, многое из принятого в то время было ошибкой.
Одной такой разрушительной ошибкой была ликвидация инструмента
централизованного распределения материальных ресурсов – Госснаба – без
предварительного создания адекватного интсрумента рыночного распределения.
Сотни товарно-сырьевых и фондовых бирж, которые в то время возникали
повсюду, как грибы, тщетно пытались взять на себя эту функцию. Их создатели
слепо копировали западную модель биржевых институтов, да и ориентировались
в основном на спекулятивный сектор экономики. Производство оказалось
оторванным от поставщиков и потребителей, что стало источником крупных
хозяйственных диспропорций.
К 1990 году неудачи в реформировании страны испугали руководство СССР и оно попыталось изменить направленность реформ, переломить негативную для них ситуацию. Это привело к попытки консервативной стабилизации положения в стране, вылившейся в попытку государственного переворота.
Для реализации этих целей 19 августа 1991 года был создан
Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), выступивший с
популистской и практически невыполнимой программой выхода страны из
кризиса. 21 августа путч провалился, а вместе с ним рухнули все надежды М.
Горбачева на подписание нового Союзного договора, целью которого была
реформация Советского Союза на иных принципах. Именно с этого начался
фактический распад СССР как единого государства.
8 декабря 1990 года было подписано «Беловежское соглашение» о денонсации Союзного договора 1922 года. Советского Союза не стало, а на его месте появилось 15 независимых государств.
3.Реформы в России после распада СССР
Перед Россией встал вопрос по какому пути идти дальше. У руководства страной было два варианта дальнейших действий.
Первый предусматривал вначале стабилизировать экономическую обстановку при помощи традиционных советских методов: ужесточение снабженческо- сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема, расширения карточного распределения потребительских товаров. И только после приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ (“Программа 500 дней”).
Второй вариант открывал перспективу быстрого проведения рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на стабилизацию ситуации: ограничением бюджетного дефицита, ограничение банками и государством размеров кридита в целях сдерживания инфляции.
Президент Ельцин избрал второй вариант. В январе 1992 года были отпущены цены на большинство товаров и услуг, ликвидирована почти вся централизованная система распределения ресурсов, осуществлена либерализация цен на энергоносители.
В это период времени в стране шла острая борьба между двумя ярко выраженными группами интересов, готовыми поддержать два альтернативных варианта экономического развития. Линия размежевания проходила по вопросу о роли инфляции и путях ее преодоления.
Летом реформы замедлились. Противоречия между Президентом и
Парламентом вылились во взятие силой Белого дома, где заседал парламент.
12 декабря 1993 года прошли выборы в новый парламент и была принята новая Конституция Российской Федерации.
Многие либеральные шаги исполниельной власти, осуществлявшиеся до принятия новой Конституции с трудом, после ее принятия нашли свое воплощение в жизнь: Россия приступила к следущему этапу реформ.
Одной из самых болезненных проблем 1991-1993 годов был распад рублевой
зоны. Распад СССР повлек за собой образование 15 центральных банков на
территории бывшего СССР, каждый из которых мог учитывать денежную массу,
выпуская рублевые кредиты. И хотя наличные деньги вправе выпускать только
Центральный банк России (поскольку все печатные станки находились в
Российской Федерации), кредиты это тоже деньги. Банки стремились перегнать
друг друга в выпуске кредитов, что вело к нестабильности денежной системы.
Распад рублевой зоны стал неизбежен.
Возрождение отечественной биржевой торговли, начало которой было положено в период правления Петра I, началось в конце 1990 начале 1991 годов. Первой (ноябрь 1990г.) была создана Московская международная фондовая биржа, в феврале 1991 года появилась Ленинградская фондовая биржа.
С марта 1992 года в России действует Закон “О товарной бирже и биржевой торговле”. Последующий бурный рост товарных бирж, занимавшихся продажей самых разнообразных товаров, стал одним из ранних проявлений экономической реформы в России.
Доходность сделок на них складывалась в основном за счет
искусственного разрыва в ценах: биржевые брокеры скупали товары по низким,
контролируемым государством ценам, а потом продавали их по высоким рыночным
ценам. Либерализация цен в 1992 году привела к кризису товарных бирж.
Следует отметить, что некоторые товарные биржи быстро сменили свою
направленность и превратились в настоящие фондовые биржы. Если в 1992 году
биржевой оборот с деньгами и ценными бумагами составлял всего 3% от общего
оборота, то в 1993 году он стремительно возрос до 46%.
Известно, что никакой рынок не может функционировать без развитого института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от государственной собстенности к частной был одним из кардинальных. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности был принят в 1990 году. В соответствии с ним разрешалось учреждать различные формы индивидуальной трудовой деятельности, частные предприятия, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.
Процесс приватизации в России проходил в два этапа. Певый их них – этап ваучерной приватизации (1992-1994). В 1993 году стали создаваться чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), которые правительство считало как опору при формировании будущего финансового рынка. К 1995 году весь негосударственный сектор производил 70% ВВП
Второй этап приватизации начался в 1995 году. Главной его особенностью был переход к денежной форме приватизации, когда развернулась основная борьба за реальную собственность. Государство расчитывало пополнить свой бюджет за счет продажи акций а полученные средства направить на инвестиционные цели. Но схема эта не сработала, как не сработали и многие решения выполненые в этот период времени.
4.Процесс реформирования нормативной базы финансовой системы России после 1991 года
Становлению новой финансовой системы в Российской Федерации способствовали в значительной степени следующие оснопологающие документы, принятые в основном после событий 1993 года.
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря1993 года путем референдума, стала началом нового этапа общественного развития нашей страны. Конституция внесла существенные изменения во все сферы общественной жизни страны. Эти изменния были направлены на демократические реформы и преобразования.
Конституция РФ 1993 года- важнейший правовой акт, основа для создания новой России. Она стала отражением тех огромных изменения, которые произошли в системе управления обществом,, которое произошло за годы реформ; в ней юридичеси закреплены государственно-правовые институты, которые должны обеспечить построение демократического, правового государства
Ею предусмотрен ряд принципиальных положений, создающих благоприятный климат для ведения бизнеса в стране:
-каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности;
-частная собстенность охраняется законом;
-денежной единиций является рубль;
-общие принципы налогообложения устанавливаются федеральными законами;
-недопускается деятельность направленная на недобросовестную конкуренцию и др.
Ценность нового Гражданского Кодекса Российсой Федерации состоит
прежде всего в том, что он устранил тот дискомфорт, хаос, многочисленные
наслоения и противоречия, которые сложились в нашем действующем
законодательстве, из запутанной системы норм которого уже невозможно было
выйти путем копирования отдельных западных правовоых институтов. Ведь
Россия вступила в рынок с уже совершенно устаревшим Гражданским Кодексом
РСФСР 1964 года, с законодательными актами бывшего СССР, несостыкованными с
сегодняшним российским законодательством и многочисленными законами и
бессистемными нормативными документами, издававшимися в рефоормируемой
России после распада ССССР и с целью урегулирования новых экономических
отношений.
В силу острой необходимости в скорейшей стабилизации гражданского законодательства российского государства вначале была принята первая часть кодекса, а через год вторая его часть.
В первой части Кодексе были даны определения организационно-правовым формам хозяйственной деятельности предприятий, таким понятиям, как физические и юридические лица. Были определены объекты гражданского права, виды и формы сделок, их исковая давность, право собстенности и другие вещные права, положения об обязательствах.
Во второй части Кодекса, вступившей в действие с 1 марта 1996 года,
даны определения отдельным видам обязателсьтв. С введением в жизнь страны
Гражданского Кодекса были упорядочены рыночные отношения.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, который не мог включить в себя все необходимые для становления рыночных отношений нормы, в последующем были принят ряд законов дополняющих его.
8 января 1998 года был принят Федеральный закон “О несостоятельности
(банкротстве)”, который распространяется на все юридические лица (за
исключением казенных предприятий). Им устанавлены основы признания должника
банкротом, регулируется порядок и условия осуществления мер по
предупреждению банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности
должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
С принятием 4 июня 1997 года двух Федеральных законов “О судебных приставах” и “Об исполнителном производстве” были определены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других уполномоченных органов, а в структуре органов юстиции появилось крупное специальное подразделение, обеспечивающее установленный порядок деятельности судов, безопасность судей и участников судебного процесса. На него также возложена обязанность налагать арест на денежные средства и иные ценности должника и прочее.
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выступает составной частью финансовой системы государства. Такая система начала формироваться в России в конце 80-х годов, когда была признана необходимость восстановления рыночного хозяйства. Экономическая практика последующих 90-х годов подтвердила, что главным средством восстановления и развития рыночных методов ведения хозяйствования являются ценные бумаги, фиксирующие право собственности на капитал.
Рынок ценных бумаг с сопутствующей ему системой финансовых
институттов это сфера, в которой формируются финансовые источники
экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные
ресурсы. В России принимаются меры для развития и рационализации рынка
ценных бумаг. В частности приняты законы “О рынке ценных бумаг” (1996г.),
“О переводном и простом векселе” (1997г.).
Важнейшим источником доходов государственного бюджета являются
налоговые поступления, которые состовляют 70-80% , поэтому государство
заинтересовано в полном, стабильном поступлении налогов в бюджет. Для этого
в стране была создана (1991г) система Государственная налоговая служба, а в
1993 году была создана Федеральная служба налоговой полиции, входившая до
этого в состав Госналогслужбы.
До принятия Налогового Кодекса РФ в стране действоватвовала система
налогобложения, общие принципы построения которой были определены Законом
РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (от 27.12.91).
Принятие Налогового кодекса Российской Федерации (31.07.98), позволило создать необходимые предпосылки для создания и функционирования единого целостного рынка, создать предприятиям равные условия для работы. С его появлением были сняты многие препятствия на пути развития производства.
Кодекс позволил систематизировать законодательство, снизить конфликтность налоговых отношений и обеспечить удобства для налогоплательщиков, благодаря отмене сотен нормативных актов.
Его принятие позволило стабилизировать финансовые отношения государства и предприятий (физических лиц).
До принятия в 1993 году Таможенного кодекса Российской Федерации и
Закона РФ “О таможенном тарифе” в стране действовал Таможенные кодекс СССР
и Закон о таможенном тарифе СССР (1991г.).
Принятие этих нормативных документов способствовало формированию рыночных отношений в России и интегрирования ее экономики в мировое хозяйство, устанавлению порядка формирования и применения таможенных тарифов, поддержания оптимального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации, созданию условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в стране, защите российской экономики от неблагприятного воздействия иностранной конкуренции и др.
Развитие и становление таможенно-банковского контроля в Российской
Федерации осуществлялось поэтапно.
15 ноября 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации № 213 “О либерализации внешнеэкономической деятельности на
территории РСФСР” в стране было разрешено участие всех зарегистрированных в
установленном порядке предприятий и их объединений во внешнеэкономической
деятельности, а также определены основные задачи Правительства РСФСР и
Центрального банка РСФСР по регулированию и контролю за указанной
внешнеэкономической деятельностью.
С принятием Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3615-1
“О валютном регулировании и валютном контроле” в стране были определены
основные принципы осуществления валютных операций в Россйской Федерации,
полномочий, функций органов валютного регулирования и валютного контроля
(Банка России и Правительства РФ) права и обязанности юридических и
физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными
ценностями, отвественность за нарушение валютного законодательства. Была
созда Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции” от № 5238-1 были определены правовые основы, принципы организации и деятельности, система и структура, полномочия федеральных органов налоговой полиции.
В соответствии с “Таможенным кодексом Российской Федерации” от 18 июня
1993 года № 5221-1 в стране действует система таможенного контроля. При
этом Государственный таможенный комитете Российской Федерации является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное
рукоовдство таможенным делом а Российской Федерации.
С введением Банком России совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации Инструкции № 19,01-20/10283 от 12 октября 1993 года “О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров “ и Инструкции №30,01-20/10538 от 26 июля 1995 года “О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары”, предусматривающих установление специального порядка контроля уполномоченными банками и Государственным таможенным комитетом за поступлением валютной выручки от экспорта и обоснованностью платежей по импорту товаров с использованием системы паспортов сделок, формирование системы таможенно-банковского контроля за осуществлением экспортно- импортных операций в основном в стране было завершено.
В период реформ кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны пережило серьезные структурные изменения. Перестраивалась кредитная система, возникали новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицировалась система взаимоотношений центральных банков и финансово- кредитных институтов, сложились иные пропорции в динамике государственного и частного сектора.
Существенные изменения произошли и в функционировании банков: повысилась их самостоятельность и роль в народном хозяйстве, расширились функции действовавших и вновь созданных финансово-кредитных институтов; изыскивались пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей ; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений, разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития страны.
В связи с проводимыми в стране реформами происходят изменения в правовом регулирование банковской деятельности .
Одним из базовых законов банковской деятельности является Федеральный
закон “О банках и банковской деятельности”, вступивший в силу 5 февраля
1996 года.
По форме данный закон представляет новую редакцию действовавшего с
1990 года Закона РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”
Закон о банках можно считать результатом сложнейшего компромисса между
различными позициями и интересами: Банка Россиии, коммерческих банков,
Президента Российской Федерации и депутатов Федерального собрания,
федеральных органов государственной власти и представителей субъектов
Российской Федерации. Процедура принятия данного закона оказалась более
сложной, принятие Федерального закона “О Центральном банке Российской
Федерации(Банке России)”.
Несмотря на то, что ряд положений закона носит архаичный характер, тем
не менее, очевидно, что закон открыл новую страницу правового регулировая
банковской деятельности. Развитие банковского законодательства преследовало
цель обеспечить функционирование денег, которые в данной связи являются
публичным институтом, инструментом публичного воздействия на экономические
и общественные отношения. При этом, с точки зрения Конституции Российской
Федерации, основным принципом функционирования денег (в данном случае
рубля) является их стабильность, что, правда, не всегда является целью
деятельности отдельных элементов банковкой системы.
Центральные банки во всех странах мира занимают особое место среди рыночных институтов. Центральный банк Российской Федерации является эмиссионным центром страны, обладающим монопольным правом выпуска банкнот – национальной денежной единицы. Банк России организует денежное обращение, регулируя производство, хранение денег, обеспечивает устойчивость национальной валюты. Он является органом регулирования экономики денежно- кредитными методами.
До 1987 года все денежные операции в СССР велись через Госбанк СССР ,
или его филиалы – до 1987 года это были Стройбанк, Сбербанк и Внешторгбанк.
В 1987-1988 годах была осуществлена реформа банковской системы, которая
выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков:
Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка, Сбербанка, и Внешэкономбанка. В
1988-1989 годах стали создаваться и первые коммерческие банки и
кооперативные банки.
В конце 1991 года (2 декабря 1990г.) с образованием Российской
Федерации как самостоятельного государства был образован Центральный банк
Российской Федерации.
Он имеет уставный капитал в размере 3 млрда рублей. Уставный капитал и иное имущество банка является федеральной собственностью. Банк России независим в своей деятельности. Федеральные органы и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. Банк России подотчетен Государственной думе Российской Федерации.
Первые коммерческие банки стали создаваться в послепрестроечное время
в России в 1988 году. Они стали универсальными кредитно-финансовыми
институтами на рынке ценных бумаг. В начале 90-х годов в Росии была выбрана
смешанная модель рынка ценных бумаг, на котором одновременно с равными
правами присутствуют и банки, и небанковские инвестиционные институты.
Однако, подобная модель в нашей стране не сформировалась, ограничения
существуют, так как в чистом виде она связана с повышенным риском операций
банка.
Денежная система России за последние 30 лет претерпела серьезные изменения. В 1961-1965 гг. денежная система СССР (России) базировалась на денежных знаках образца 1961года, которые находились в обращении 30 лет без особых изменений, за исключением указания года эмиссии. Золотое содержание рубля было установлено в 0,987412г чистого золота. Практически этот паритет был чисто номинальным и использовался лишь Госбанком СССР при котировках иностранной валюты..
Сравнительное стабильное денежное обращение начало нарушаться со
второй половины 80-х годов. Борьба с так называемыми нетрудовыми доходами и
“антиалькогольная кампания” вызвали, как считают, значительный дефицит
государственного бюджета и, как следствие, выброс в обращение
необеспеченных денег; начала раскручиваться инфляция, ускоряемая товарным
дефицитом. К началу 90-х годов покупательная способность рубля значительно
снизилась.
В 1990-1991 гг. авторитет денежной системы и уважение населения к
рублю начали быстро падать в связи с поспешным и необъясниным с
экономических позиций реформированием денежного оборота: обмен по
непонятным причинам купюр образца 1961; резкое повышение цен, хотя оно
сопровождалось частичной компенсацией сбережений населения и некоторым
повышение зарплаты. С начала 1992 года началась либерализация цен и внешней
торговли, вызвавшая галлопирующую инфляцию (по некоторым подсчетам в 1992-
1996гг. она превысила 5000%). Прежний рубль полностью утратил свое
значение, а с развалом СССР был заменен новыми денежными знаками с
российской национальной символикой, на которых нет никаких ссылок на их
золотое обеспечение. Законодательно введена “внутренняя конвертируемость”
рубля, означающая, что любой гражданин России может обменять российские
деньги на иностранную валюту по свобобному курсу, установленному на
валютной бирже.
Россия имеет богатую историю страхового дела. Первый опыт страхования
жизни относится к 1771 году (Закон о вдовьей казне). В 1917 году российское
страховое дело было монополизировано, а затем фактически прекратило свое
существование. До начала реформ в нашей стране монопольное право на
проведение страховых операций имели организации, входящие в систему
Министерства финансов СССР. При этом страхование выступало как дополнение к
бюджетным резервам.
Новый этап страхового дела пришелся на 1992 год. Постановлением
Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1992 года на базе
Правления Госстраха РСФСР была организована Российская государственная
страховая компания (Росгострах) в форме открытого акционерного общества. В
настояще время на российском страховом рынке представлена еще одна
акционерная компания с участием государства –Ингострах, занимающаяся
страхованием во внешнеэкономической сфере. Первые частные страховые
компании появились в Российской Федерации в 1988 году. Учредителями первых
страховых кампаний выступали имевшие свободные денежные средства
предприятия, организации и даже частные лица. Решающую роль для развития
российского страхового рынка сыграло принятие в 1992 году Федерального
закона “О страховании”. В тоже время в деятельности многих страховых
обществ выявились отрицательные стороны: высокие тарифы, отсутствие
должного контроля за использованием средств и др. При значительных
возможностях российского рынка страховых услуг потребности национальной
экономики и населения в качественных страховых услугах не удовлетворяются.
В процессе осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты вступают в различные отношения друг с другом посредством заключения договоров, в процессе исполнения которых между сторонами могут возникать разногласия. Если разногласия не могут быть решены путем переговоров между сторонами, они передаются на рассмотрение арбитражного суда, являющего важным институттом.
Прообразом современных арбитражных судов были коммерческие суды в
России, которые рассматривали торговые и вексельные дела, а также дела о
торговой несостоятельности. В 1931-1991 годах в стране существовала система
государственного и ведомственного арбитража. В соответствии с Законом
Российской Федерации “Об арбитражном Суде Российской Федерации” (1991г.)
арбитраж был преобразован в суд, действующий в соответсвии с Арбитражно-
процессуальным кодексом (1992г.). 28 апреля 1995 года был принят
Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской
Федерации”, а 5 мая 1995 года был принят “Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации”, действующие в настоящее время.
5.Финансовая система Российской Федерации в настоящее время, ее соответствие рыночным отношениям
Что же в настоящее время представляет собой финансовая система
России?
Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.
Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок финансы предприятии различных форм собственности.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и
социального развития, приводит к необходимости централизации в его
распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их
использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие
потребности государства в решении экономических, политических и социальных
задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов
применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы.
Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и
накоплений самих предприятий.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.
Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку
они непосредственно участвуют в процессе материального производства.
Источником централизованных государственных фондов денежных средств
выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального
производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий.
С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный
доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны,
процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет
собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного
фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования
банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может
привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на
базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения
договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование
предпринимательских рисков.
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Государственный бюджет — главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обес- печения функций органов государственной власти.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.
В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.
В последние годы в условиях создания Российского государства произошли принципиальные изменения. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский (федеральный) бюджет РФ, бюджеты республик в составе РФ. Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета, 56 краевых и областных бюджетов, бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.
В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.
Создание двухуровневой банковской системы привело к ослаблению
контроля за бюджетом со стороны государства, что повлекло за собой
необходимость создание Федерального казначейства, ранее входившее в Госбанк
СССР.
Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные
фонды, законодательно получившие свое начало после распада СССР в октябре
1991 года, когда было принят Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства
и бюджетного процесса в РСФСР».
Внебюджетные фонды — это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:
-Пенсионный фонд РФ;
-Государственный фонд занятости населения;
-Российский фонд технологического развития и отраслевые фонды НИОКР;
-Фонд инвестирования жилищного строительства, и др.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.
Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют
определенную самостоятельность. Общие доходы всех внебюджетных фондов в
1995 г. оценивались в 90,5 трлн руб., или 63% доходов государственного
бюджета.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование; с другой — дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком —
государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы
государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций,
казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные
дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без
осуществления для этих Целей эмиссии. Государственный кредит используется
также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях
инфляции государственные займы временно уменьшают у населения
платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса,
т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.
В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые
центральными и местными органами управления. По месту размещения
государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока
привлечения средств займы делятся на краткосрочные (до года), среднесрочные
(от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство
Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и
физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты,
полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные
посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые
обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг — это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ. В 1997 г. на обслуживание государственного долга было выделено почти 78 трлн руб. бюджетных средств.
Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.
В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.
Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. Например, известное акционерное общество «АСКО» производит более 40 видов страхования.
Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов — ценных бумаг.
Задача фондового рынка — обеспечение процесса перелив капитала в
отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и
эффективного использования временно свободных денежных средств. Его
особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают
на получение более высокого довода по сравнению с вложением денег в банк.
Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный
риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят
от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными
бумагами.
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.
Такова финансовая система России.
Заключение
Выше уже приводились слова Б.Федорова об итогах реформ, а в момент когда в России избран новый Президет Российской Федерации хотелось бы привести статью политолога И.Дискина, напечатанную в газете “Московские новости” (№ 1 14-20 марта) под заголовком “Конец главы”. Эта статья наиболее полно отражает мою точкю зрения на итоги реформ.
“Последние заявления Владимира Путина позволяют увидеть контуры новой политической стратегии Кремля. Стране поставлен диагноз и выписаны рецепты.
«Болезнь» - в стойкой недееспособности власти, разгуле коррупции, угнетающей бедности и неуверенности в будущем. В качестве «лекарства» предлагается навести порядок, установить «диктатуру закона». Так завершается очередная глава в истории российского реформаторства.
Завершается так же, как предыдущие. За последние два века в России не раз пытались развить экономику и упрочить государственность, опираясь на инициативу и предприимчивость живых сил общества. Так задумывались преобразования Александра II и Витте, НЭП и реформы последнего времени. И всякий раз эти попытки заканчивались жестоким разочарованием: разгулом коррупции и казнокрадства, наглым попранием интересов страны и народа.
На этом фоне терялись реальные достижения реформ, общество с готовностью меняло реформаторов на «крепких государственников», которые твердой рукой наводили «должный порядок».
При этом в жертву неизменно приносились хрупкие ростки российского гражданского общества. Те немногие, кто поверил в возможность самостоятельно решать собственные проблемы, ломались, спивались, эмигрировали под прессом бессмысленного бюрократического порядка.
Но без таких людей нет продуктивных реформ, нет динамического развития. Без них государство перерождается в “крышу” , разменивающие покорность подданных на социальный патернализм.
Это серьезная проблема. Как, наводя порядок "железной метлой", сохранить главное достижение реформ: ростки гражданского общества, предприимчивость экономически активных слоев?
Видимо, тут требуются другие приоритеты. Миссией государства должно
стать стимулирование активности населения, увеличения числа тех, кто при
его поддержке встанет на ноги и уже не будет нуждаться в помощи. Значит,
нужен не всякий «порядок, а только такой, который поддерживает легальную
гражданскую и предпринимательскую инициативу.
Но врожденный инстинкт государственного аппарата — «держать и не пущать».
Правоохранительные и судебные органы заражены коррупцией, подмяты
исполнительной властью. Одни освобождают из-под стражи закоренелых
преступников, другие только и ждут сигнала, чтобы «взять к ногтю» всех этих
«новых русских». Лозунг «диктатуры закона» легко может стать той самой
долгожданной «отмашкой». Вспомним, во что превратилось «наведение порядка»
при Юрии Андропове.
Особенно это опасно в регионах, где многие предприятия уже встали на ноги и превращаются во влиятельную силу. Новые лозунги будут использованы, чтобы «подмять» их либо под центр, либо под губернаторов.
О диктатуре какого закона идет речь, когда большинство наших законов написаны так, чтобы дать раздолье «крапивному семени? Так и слышны слот графа Петра Валуева: «У нас самый закон заклеймен неискренностью». Не озабочиваясь определительностью правил и ясностью выражений, он прямо и последовательно требует невозможного. Взять хотя бы основной финансовый закон -- федеральный бюджет: изначально нереалистичный, он каждый год становится источником лоббизма и коррупции.
Ситуация действительно сложная. Как сократить вопиющий зазор между нормами закона и реальной практикой? Вероятно, нужен честный диалог между исполнительной и законодательной властями, с одной стороны, и практиками бизнеса, с другой.
Назрела реформа органов исполнительной власти, не сводящаяся к очередным слияниям и разделам ведомств, ориентирующая их на работу в конкретных условиях российского рынка. Не на основе фантазий: «у них это делается так», а на базе реального опыта. Уже созрели нормальные рыночные структуры — партнеры по уважительному диалогу. Нужна только воля.
Но есть еще одна проблема: общественной морали. И здесь нечего надеяться на власть. Русская интеллигенция должна преодолеть привычный страх «испачкать руки» грязной работой и взяться за очищение государственного организма. Российский бизнес должен (но примеру своих коллег на Западе) создать фонды, дело которых — предавать гласности случаи недобросовестной конкуренции, «беспредела» властей и корпораций, готовить жизненно необходимые законы. Необходимо поддержать «разгребателей грязи», российских Пулитцеров, предоставляя им гранты на журналистские расследования, высокие премии за смелость и риск. Нуждаются в подпитке не желающие «прогибаться» региональные масс-медиа.
Если общество наберется сил для такой повседневной работы, происходящее в стране окажется только концом параграфа, а не концом главы об очередном крахе российских реформ.
Процесс формирования финансовой системы продолжается, но теперь все отчетливее видны его недостатки и причины их вызвавшие. Будем надеяться, что новый Президент постараются выправить то, что не смогла сделать прежняя власть.
ЛИТЕРАТУРА
1. «О банках и банковской деятельности» / К.Д.Лубенченко / Москва / изд. дом «Банковское дело» / 1998 год
2. «Институту рынка» / А.Ф.Сажин; Е.Е.Смирнова / Москва / изд. БЕК / 1998 год
3. «10 безумных лет» / Борис Федоров / Москва / изд. «Совершенно секретно» / 1999 год
4. «Экономическая история России» / М.Н.Чепурина / Москва / изд. «Филинъ» / 1999 год
5. «Бизнес в России» / В.И.Бомкин / Москва / изд. «Триада, Лтд» / 1997 год
6. «Рынок ценных бумаг» / В.Агаланова; А.И.Басова / Москва/ изд. «Финансы и статистика» / 1999 год
7. «Финансы» / А.М.Ковалева / Москва / изд. «Финансы и статистика» / 2000 год
8. «Коммунизм как реальность» / А.А.Зиновьева / Москва / изд. «Центрполиграф» / 1994 год
9. «Налоговый кодекс РФ» часть 1 / Москва / 1998 год / Учебно- информационный центр при Государственной налоговой инспекции
10. «Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности» /
Москва / изд. «Паритет» / 1991 год
11. «Саморазрушение, или Кризис государственного управления СНГ» /
В.Мельник-Хмарый / Днепропетровск / изд. «Днепркнига» /1993 год
12. «Москвичу о ваучерах» / О.В.Карабанова / Москва / изд. «АДАПТ» / 1992 год