Содержание
Введение 2
ПОНяТИЕ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 3
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
РЕФИНАНСИРОВАНИЕ КОММЕРчЕСКИХ БАНКОВ 5
ПОЛИТИКА ОБяЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ 7
ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ 8
ОГРАНИчЕНИЕ КРЕДИТОВАНИя 9
ПОЛИТИКА ДЕШЕВЫХ И ДОРОГИХ ДЕНЕГ 11
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАя ПОЛИТИКА В РОССИИ (1991 – 2000 ГГ.) 14
ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2000 ГОД ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИя
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Введение
В силу катастрофического положения российской экономики в конце 80-х
– начале 90-х годов, особенно в свете распада СССР и вступления России в
качестве полноправного участника в мировую экономику, необходимость четко и
гибко управлять народным хозяйством стало первоочередной задачей. В
условиях рыночной экономики это легче всего достигается с помощью денежно-
кредитной политики.
В настоящей работе дается определение денежно-кредитной политики,
также описываются ее задачи, функции и используемые инструменты.
Рассматриваюстся положительные и отрицательные аспекты примения денежно-
кредитной политики. В качестве примера приводятся данннные о применении
денежно-кредитной политики в России за последние десять лет.
На сегодняшний день теме дененежно-кридитной политики уделяется достаточоно внимания со стороны периодических изданий. В журналах публикуются отчеты по денежно-кредитной политике за год, планы на будущее и проблмы с которыми сталкивается денежно-кредитная система в России. Во многих книгах и учебниках по эконмики, банковскому делу и кредитованию содержатся главы посвещенные денежно-кредитной политике.
Данная курсовая работа выполнена в основном по книгам «Деньги, банки,
денежно-кредитная политика» (Эдвина Дж. Долана) и «Новая экономика»
(Меньшикова С.). Так же при написании этой курсовой использовались статьи
из журналов «Экономист» и «Деньги и кредит», кроме того в работе приводятся
данные с сайта Центрального Банка России.
Понятие и цели денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика в промышленно развитых странах
рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической
конъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики.
Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную
политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а
они, в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос.
Денежно–кредитная политика базируется на принципах монетаризма и имеет ряд преимуществ перед фискальной политикой. Прежде всего она обладает быстротой и гибкостью, а поскольку проводится Центральным банком, а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от политического лоббизма.
Отрицательные моменты денежно-кредитной политики заключаются в том, что она оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно, не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.
Применительно к России, переживающей глубокий кризис переходного периода, который характеризовался устойчивой стагфляцией, задача денежно- кредитной политики состоит в таком управлении денежной массой, которое способствовало бы финансовой стабилизации, постепенному снижению инфляции и в то же время сдерживало спад производства.
Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
Инструменты денежно-кредитной политики
К инструментам денежно-кредитной политики относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.
Рефинансирование коммерческих банков
Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно- кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно- кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.
Политика обязательных резервов
Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны
иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в
кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных
высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных
требований представляет собой установленное в законодательном порядке
процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или
относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных
(кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как
тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и
селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют две основные функции.
Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым
центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.
Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк
регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем
выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими
депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции,
если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный
норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит
необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной
рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента
резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки
сократить объем активных операций.
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
Операции на открытом рынке
Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Ограничение кредитования
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы
(коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на
необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала
коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального
размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.
Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.
Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые
оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать
на должном уровне.
При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Политика дешевых и дорогих денег
Допустим экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен.
Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения
данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в
следующих мерах.
Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на
открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо
провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно снизить нормативы по
резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные
резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются
основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем
кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет.
Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост
инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из
вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать
кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных
расходов и занятость.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что
порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться
понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег.
Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков.
Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать
государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы
коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что
автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья
мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса
коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у
центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих
денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы
слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме,
то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому,
чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах,
банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых
ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное
предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной
ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая
инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то
есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы
понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов
денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику
страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие
доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой.
Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое
время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело
с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы,
регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о
покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и
процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых
странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того,
она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и
потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой негативный фактор заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.
Денежно-кредитная политика в России (1991 – 2000 гг.)
Денежно-кредитное регулирование в России осуществляется с
использованием ряда денежных индикаторов, согласованных с МВФ.
Устанавливаются максимальные лимиты на чистые кредиты «широкому»
правительству (в млрд. руб.)[1], а также минимальные лимиты на чистые и
валовые международные резервы (в млрд. долл.).
Под чистыми внутренними активами понимается денежная основа (наличные деньги в обращении плюс вклады коммерческих банков в центральном банке) минус чистые международные резервы (пересчитанные из долларов в рубли по специальному курсу). Например, в мар те 1997 года в обращении было наличных денег на 105,2 млрд. руб., а банковских вкладов в ЦБР на сумму 31,1 млрд. руб. Таким образом, денежная основа равнялась 136,3 млрд. руб. Чистые международные активы – официальные резервы иностранной валюты (без золота, но за вычетом задолженности международным финансовым институтам) составляли 2 млрд. долл., или 11,1 млрд. руб. в пересчете по специальному расчетному курсу 5,56 деноминированных рублей за доллар. За вычетом этой величины, чистые внутренние активы составили 125 млрд. руб. Поскольку для этого месяца установочный максимум составлял 133,3 млрд., ЦБР находился в рамках, согласованных с валютным фондом.
Далее приводится хронология мер, принятых в сфере денежно-кредитной политики в России, в период с 1991 – 2000 г.г.
Меры денежно-кредитной политики (01.01.91 – 21.03.00)
|01.01.|Ставка рефинансирования составляла 20%. |
|91__ | |
|01.06.|Установлен норматив перечислений средств в фонд обязательных|
|91_ |резервов в размере 2% от объема привлеченных коммерческими |
| |банками средств. |
|24.07.|Госбанк СССР принял решение о введении "туристического" |
|91 |курса рубля на уровне 32 руб./долл., который фактически стал|
| |официальным валютным курсом. |
|02.12.|"Туристический" курс рубля отменен; коммерческие банки |
|91 |получили право самостоятельно устанавливать курс покупки и |
| |продажи валюты при операциях с гражданами. |
|01.02.|Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных |
|92 |резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком |
| |погашения до одного года в размере 10%, по обязательствам |
| |свыше одного года - 5%. |
|01.03.|Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных |
|92 |резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком |
| |погашения до одного года в размере 15%, по обязательствам |
| |свыше одного года - 10%. |
|10.04.|Ставка рефинансирования повышена до 50%. |
|92 | |
|01.04.|Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных |
|92 |резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком |
| |погашения до одного года в размере 20%, по обязательствам |
| |свыше одного года - 15%. Данные нормативы действовали до |
| |01.02.95. |
|23.05.|Ставка рефинансирования повышена до 80%. |
|92 | |
|08.06.|ЦБ РФ начал еженедельно устанавливать официальный курс рубля|
|92 |к иностранным валютам; помимо официального курса существовал|
| |биржевой курс, определявшийся по итогам торгов на ММВБ. |
|30.03.|Ставка рефинансирования повышена до 100% |
|93 | |
|02.06.|Ставка рефинансирования повышена до 110%. |
|93 | |
|22.06.|Ставка рефинансирования повышена до 120%. |
|93 | |
|29.06.|Ставка рефинансирования повышена до 140%. |
|93 | |
|15.07.|Ставка рефинансирования повышена до 170%. |
|93 | |
|23.09.|Ставка рефинансирования повышена до 180%. |
|93 | |
|15.10.|Ставка рефинансирования повышена до 210%. |
|93 | |
|29.04.|Ставка рефинансирования снижена до 205%. |
|94 | |
|17.05.|Ставка рефинансирования снижена до 200%. |
|94 | |
|02.06.|Ставка рефинансирования снижена до 185%. |
|94 | |
|22.06.|Ставка рефинансирования снижена до 170%. |
|94 | |
|30.06.|Ставка рефинансирования снижена до 155%. |
|94 | |
|01.08.|Ставка рефинансирования снижена до 150%. |
|94 | |
|24.08.|Ставка рефинансирования снижена до 130%. |
|94 | |
|12.10.|Ставка рефинансирования повышена до 170%. |
|94 | |
|17.11.|Ставка рефинансирования повышена до 180%. |
|94 | |
|06.01.|Ставка рефинансирования Банка России повышена до 200%. |
|95 | |
|01.02.|Введена дифференциация норм обязательных резервов. |
|95 |Установлены нормы обязательных резервов: по счетам до |
| |востребования и срочным обязательствам коммерческих банков |
| |до 30 дней включительно - 22%; по срочным обязательствам |
| |свыше 30 дней до 90 дней включительно - 15%, по срочным |
| |обязательствам свыше 90 дней - 10%, по текущим счетам в |
| |иностранной валюте - 2%. |
|01.05.|Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и |
|95 |срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней |
| |включительно снижены до 20%, по срочным обязательствам свыше|
| |30 дней до 90 дней включительно понижены до 14%, по срочным |
| |обязательствам свыше 90 дней норматив не изменился (10%), по|
| |текущим счетам в иностранной валюте норматив снижен до 1,5%.|
|16.05.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 195%. |
|95 | |
|19.06.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 180%. |
|95 | |
|06.07.|Введены пределы колебаний обменного курса рубля и определены|
|95 |границы его изменений на период с 6 июля по 1 октября 1995 |
| |г. от 4300 до 4900 рублей за один доллар США. |
|01.10.|Установлены границы изменений обменного курса рубля на |
|95 |период с 1 октября до 31 декабря 1995 года от 4300 до 4900 |
| |рублей за один доллар США. |
|24.10.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 170%. |
|95 | |
|30.11.|Установлены границы изменений обменного курса рубля на |
|95 |период с 1 января 1996 г. по 30 июня 1996 г. от 4550 до 5150|
| |рублей за один доллар США. |
|01.12.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 160%. |
|95 | |
|10.02.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 120%. |
|96 | |
|01.05.|Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и |
|96 |срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней |
| |включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше|
| |30 дней до 90 дней включительно не изменились (14%), по |
| |срочным обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по|
| |текущим счетам в иностранной валюте снижены до 1,25%. |
|16.05.|Установлены границы изменений обменного курса рубля на |
|96 |период с 1 июля 1996 г. по 31 декабря 1996 г. от 5000 до |
| |5600 рублей за доллар США на 1 июля 1996 года и от 5500 до |
| |6100 рублей за доллар США на 31 декабря 1996 года. |
|11.06.|Повышены нормы обязательных резервов: по счетам до |
|96 |востребования и срочным обязательствам коммерческих банков |
| |до 30 дней включительно до 20%, по срочным обязательствам |
| |свыше 30 дней до 90 дней включительно до 16%, по срочным |
| |обязательствам свыше 90 дней до 12%, по текущим счетам в |
| |иностранной валюте до 2,5%. |
|24.07.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 110%. |
|96 | |
|01.08.|Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и |
|96 |срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней |
| |включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше|
| |30 дней до 90 дней включительно снижены до 14%, по срочным |
| |обязательствам свыше 90 дней снижены до 10%, по текущим |
| |счетам в иностранной валюте повышены до 5%. |
|19.08.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 80%. |
|96 | |
|21.10.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%. |
|96 | |
|01.11.|Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и |
|96 |срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней |
| |включительно снижены до 16%, по срочным обязательствам свыше|
| |30 дней до 90 дней включительно снижены до 13%, по срочным |
| |обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим|
| |счетам в иностранной валюте не изменились (5%). |
|26.11.|Установлены границы изменений обменного курса рубля от 5500 |
|96 |и 6100 рублей за доллар США на 1 января 1997 г. до 5750 и |
| |6350 рублей за доллар США на 31 декабря 1997 г. |
|02.12.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 48%. |
|96 | |
|10.02.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 42%. |
|97 | |
|28.04.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%. |
|97 | |
|01.05.|Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и |
|97 |срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней |
| |включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше|
| |30 дней до 90 дней включительно снижены до 11%, по срочным |
| |обязательствам свыше 90 дней снижены до 8%, по текущим |
| |счетам в иностранной валюте повышены до 6%. |
|16.06.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 24%. |
|97 | |
|06.10.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 21%. |
|97 | |
|11.11.|Ставка рефинансирования Банка России повышена до 28%. |
|97 | |
|11.11.|Норматив резервирования средств по привлекаемым банками |
|97 |средствам в иностранной валюте повышается до 9%. |
|11.11.|С 1 января 1998 г. на трехлетний период (1998-2000 гг.) |
|97 |устанавливается центральный обменный курс на уровне 6,2 |
| |рубля за один доллар США (после деноминации), возможные |
| |отклонения не могут превышать 15%. |
|01.02.|Установлен единый норматив обязательных резервов по |
|98 |привлекаемым банками средствам в рублях и иностранной валюте|
| |в размере 11%. |
|02.02.|Ставка рефинансирования Банка России повышена до 42%. |
|98 | |
|17.02.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 39%. |
|98 | |
|02.03.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%. |
|98 | |
|16.03.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 30%. |
|98 | |
|19.05.|Ставка рефинансирования Банка России повышена до 50%. |
|98 | |
|27.05.|Ставка рефинансирования Банка России повышена до 150%. |
|98 | |
|27.05.|Возобновляется проведение ломбардных кредитных аукционов с 1|
|98 |июня по 1 августа 1998 г. |
|05.06.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%. |
|98 | |
|29.06.|Ставка рефинансирования Банка России повышена до 80%. |
|98 | |
|24.07.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%. |
|98 | |
|17.08.|Банк России перешел к проведению политики плавающего курса |
|98 |рубля в рамках новых границ валютного коридора, который |
| |установлен на уровне 6-9,5 руб./долл. |
|24.08.|Введен единый норматив обязательных резервов по привлеченным|
|98 |средствам в рублях и иностранной валюте в размере 10%; для |
| |Сбербанка России норматив обязательных резервов по |
| |привлеченным средствам в рублях снижен до 7%. |
|01.09.|Установлены нормативы обязательных резервов по привлеченным |
|98 |средствам в рублях и иностранной валюте для Сбербанка России|
| |и кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в |
| |государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих |
| |активах составляет 40% и более, в размере 5%; для кредитных |
| |организаций, у которых удельный вес вложений в |
| |государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих |
| |активах составляет 20-40% по привлеченным средствам в рублях|
| |и иностранной валюте в размере 7,5%. |
|02.09.|Банк России объявил об отмене верхней границы изменения |
|98 |официального курса рубля 9,5 руб./долл. |
|06.10.|На ММВБ введены две торговые сессии: утренняя специальная |
|98 |торговая сессия, на которой осуществляется обязательная |
| |реализация 50% экспортной выручки экспортеров и закупка |
| |валюты уполномоченными банками, обусловленная клиентскими |
| |заявками, и вечерняя, на которой банки осуществляют покупку |
| |и продажу иностранной валюты от своего имени и за свой счет.|
|01.12.|Установлен единый норматив обязательных резервов по |
|98 |привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в |
| |размере 5%. |
|19.03.|Установлен норматив обязательных резервов по привлеченным |
|99 |средствам юридических лиц в размере 7%. |
|10.06.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 55%. |
|99 | |
|10.06.|Увеличен норматив обязательных резервных требований по |
|99 |депозитам физических лиц в рублях до 5,5%; по привлеченным |
| |средствам юридических лиц в валюте РФ и по привлеченным |
| |средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте |
| |- до 8,5%. |
|01.01.|Увеличен норматив обязательных резервов по депозитам |
|00 |физических лиц в рублях до 7%; по привлеченным средствам |
| |юридических лиц в рублях и привлеченным средствам |
| |юридических и физических лиц в иностранной валюте - до 10%. |
|24.01.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 45%. |
|00 | |
|07.03.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 38%. |
|00 | |
|21.03.|Ставка рефинансирования Банка России снижена до 33%. |
|00 | |
В России главной задачей денежно-кредитной политики в первые годы
рыночных реформ была борьба с инфляцией, развязанной внезапным
освобождением товарных цен в начале 1992 года. С этой целью ставка
рефинансирования ЦБР поддерживалась на весьма высоком уровне и возрастала
вплоть до начала 1995 года, после чего стала снижаться по мере ослабления
инфляции. Среднегодовая ставка рефинансирования составляла 144% годовых в
1993 году, 187% в 1994 году, 185% в 1995 году и 99% в 1996 году. К концу
1996 года она снизилась до 48%, а к сентябрю 1997 года – до 21%.
Основным назначением процентной ставки является регулирование кредита
(а через него – инфляции). Для заемщиков главную роль играет не номинальная
ставка процента, а его реальная величина, т.е. поправленная на величину
инфляции. С учетом этой поправки реальная величина ставки рефинансирования
составляла в 1993 году минус 83%, в 1994 году - минус 14%, в 1995 году –
плюс 41%, в 1996 году – плюс 63%. К концу 1996 года реальная ставка
рефинансирования снизилась до 22% и к сентябрю 1997 года - до 7%. В конце
1997 года ставка была резко возвышена, чтобы предотвратить отток средств за
рубеж в связи с финансовым кризисом в Азии.
Таким образом, наблюдалось значительное несоответствие динамики ставки процента и инфляции. В 1993-1994 годах реальная ставка процента была номинально высокой, но дороговизна кредита перекрывалась более значительной инфляцией, так что реальная ставка была даже отрицательной. Практически это означало, что номинально жесткая кредитная политика не выполняла свою роль сдерживания инфляции и, наоборот, способствовала росту кредитования экономики.
В 1995-1996 годах реальный процент стал не только плюсовым, но и довольно высоким, что постепенно отключало реальную экономику от пользования банковским кредитованием. Этому периоду соответствует положение спада ВВП и промышленного производства не только из-за недостаточного агрегатного спроса, но так же из-за чрезмерной дороговизны кредита. Такая реально жесткая денежно-кредитная политика действительно способствовала снижению инфляции, но при этом убивала реальную экономику и порождала ряд отрицательных явлений в финансовой сфере – нарушение нормального платежного оборота между предприятиями, переход на бартер и коммерческие векселя, а также укрытие денежных доходов от налогового ведомства.
Поскольку до начала 1997 года правительство России и Центробанк считали своей главной задачей борьбу с инфляцией, жесткость ее денежно- кредитной политики была в какой-то мере оправдана. Но с фактическим преодолением сильной инфляции задачи и направления этой политики должны измениться. Главными задачами должны стать стимулирование экономического роста путем расширения кредитной основы реальной экономики и упорядочения платежных отношений между предприятиями.
В 1997 году денежно-кредитная политика Центробанка была направлена на привлечение инвестиций в реальный сектор, толчком к чему послужило резкое снижение доходности по операциям с государственными краткосрочными облигациями.
Цели денежно-кредитной политики на 2000 год Проблемы и способы их решения
Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения. В связи с этим «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год» предусматривается снижение инфляции до 18-22% в целом за год при сохранении тенденции к росту производства и услуг, который может составить 1,5-2%. Проектировки возможного экономического роста и снижения темпов инфляции могут быть реально достигнуты в силу продолжения действия позитивных факторов, обусловивших преодоление экономического спада в 1999 году. Основной предпосылкой экономического роста в 2000 году является расширение спроса со стороны всех секторов экономики, а также сохранение незагруженных производственных мощностей и свободной рабочей силы. В качестве промежуточной цели денежно- кредитной политики на 2000 год определен прирост денежной массы М2, который может составить 21-25% за год. При прогнозируемом снижении скорости обращения денег это будет означать продолжение тенденции увеличения денежной массы в реальном выражении.
Основные макроэкономические показатели
| |2000 г. |
| |(официальный |
| |прогноз) |
|Валовой внутренний продукт, млрд. руб. |5350 |
|в % к предыдущему году |101,5 |
|Объем промышленной продукции, |104 |
|в % к предыдущему году | |
|Индекс потребительских цен, |118 |
|декабрь в % к декабрю предыдущего года | |
|Индекс цен предприятий-производителей |121 |
|промышленной продукции, | |
|декабрь в % к декабрю предыдущего года | |
|Индекс роста денежной массы М2 за год, % |121-125 |
Контроль за денежным предложением остается важнейшим механизмом
обеспечения внешней и внутренней стабильности рубля и является основой
плавного и предсказуемого изменения валютного курса. В 2000 году Банк
России продолжит осуществление политики плавающего валютного курса, которая
в большей степени соответствует целям и задачам, стоящим перед экономикой.
Основой действий Банка России на внутреннем валютном рынке будет
сглаживание резких курсовых колебаний в сочетании с мерами валютного
регулирования и валютного контроля в целях большего соответствия рыночного
курса реальным экономическим условиям. Режим плавающего валютного курса
создает более благоприятные условия для сохранения и накопления Банком
России золотовалютных резервов, что особенно важно с точки зрения оценки
платежеспособности России и решения проблемы внешнего долга. Уровень
золотовалютных резервов и показатели, характеризующие состояние внешней
торговли (например, такие, как динамика экспорта и импорта, уровень мировых
цен на основные российские экспортные товары, общее изменение условий
торговли) в 2000 году становятся важнейшими индикаторами, определяющими
адекватность денежно-кредитной политики поставленным целям и задачам.
Операционной целью денежно-кредитной политики в 2000 году является
динамика денежной базы. Операционная процедура основывается на контроле за
объемами чистых международных резервов и чистых внутренних активов органов
денежно-кредитного регулирования с использованием всех инструментов,
находящихся в распоряжении Банка России. В 2000 году усилия Банка России
направлены на формирование более гибкой системы используемых инструментов
денежно-кредитной политики, адекватной изменениям макроэкономической среды,
структуры финансового рынка, банковской, платежной и расчетной систем, а
также соответствующей потребностям в расширении возможностей получения
кредитов от банков реальным сектором экономики и населением. Банк России
продолжит работу по совершенствованию действующего механизма обязательного
резервирования и его нормативной базы. При этом получат дальнейшее развитие
как постоянно действующие кредитные и депозитные механизмы Банка России,
так и операции Банка России на открытом рынке. В целях повышения
привлекательности кредитования банками предприятий реального сектора
экономики Центральный банк Российской Федерации разрабатывает механизм
рефинансирования банков под залог векселей, прав требований по кредитным
договорам и закладных. Банк России намерен совместно с Правительством
Российской Федерации активно воздействовать на улучшение условий, в которых
осуществляется денежно-кредитная политика. В первую очередь это касается
создания благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка
межбанковских кредитов и восстановления доверия к государственным ценным
бумагам и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового
рынка, как рынок государственных долговых обязательств.
Выводы
Денежно–кредитная политика, основываясь на принципах монетаризма, проводится в дополнение к фискальной политики и является тонкой настройкой экономической конъюнктуры. Денежно-кредитная политика оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки, но не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.
Основным проводником денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который в настоящее время наиболее активно использует четыре основных инструмента денежно-кредитного регулирования: это регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке и ограничение кредитования.
Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно- кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой негативный фактор заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.
Когда экономика страны находится в стадии рецессии и необходимо увеличить предложение денег с целью стимулирования экономического роста, применяется политика дешевых денег. При развитии инфляционных процессов, центральный банк пытается ограничить или сократить предложение денег, т.е. применяется политика дешевых денег.
Использование инструментов денежно-кредитной политики для достижения этих целей дает достаточно быстрые результаты. Однако гарантировать эти результаты никто заранее не может хотя бы потому, что при освобождении дополнительных резервов коммерческих банков никто не может заставить их использовать эти резервы для предоставления ссуд и, таким образом, увеличения предложения денег.
В России ряд денежных индикаторов согласовывается с МВФ, и для их достижения применяется денежно-кредитная политика. В начале 90-х годов при очень высоком показателе роста темпа инфляции ставка рефинансирования поддерживалась также на очень высоком уровне. Однако реальная ставка рефинансирования оставалась минусовой, в результате чего номинально жесткая кредитная политика не выполняла свою роль сдерживания инфляции. При корректировке этой ситуации жесткая денежно-кредитная политика привела к спаду ВВП и реальной экономической ситуации.
В 2000 г. целями Центрального Банка России являются снижение инфляции и сохранение (или возможное ускорение) темпов роста ВВП, а также увеличение реальных доходов населения. Это потребует расширения спроса со стороны всех секторов экономики. При этом будет наблюдаться увеличение денежной массы в реальном выражении, что будет достигаться путем механизмов денежно- кредитной политики.
Список использованной литературы
1. «Деньги, банки и денежно-кредитная политика», Эдвин Дж.Долан, 1994 г.
2. «Новая экономика», Меньшиков С., 1999 г.
3. «Россия в мировой экономике», Андрианов В.Д., 1999 г.
4. “Учебник по основам экономической теории”, Камаев В.Д., 1994 г.
5. Журнал «Деньги и кредит», Лунтовский Г.И., «Проблемы денежно-кредитной системы (интервью с председателем подкомитета по денежно-кредитной политике и деятельности Центрального банка Государственной Думы)», №3,
1999 г.
6. Журнал «Деньги и кредит», Шустров А.А., «Европейский центральный банк: инструменты денежно-кредитной политики», №2, 2000 г.
7. Журнал «Экономист», «Обзор денежно-кредитной политики в 1997 г.», №4,
1998 г.
8. Сайт Центрального Банка России, www.cbr.ru
-----------------------
[1] Под «широким» правительством понимаются все государственные органы, включая федеральные, субъектов федерации и местные.