Министерство науки и образования Российской Федерации
Ярославский Государственный Университет им. Демидова.
Реферат по Концепции Современного Естествознания-биология
Тема: Эмпедокл.
Выполнили студентки:
Группа:
Проверил:
Ярославль,2004
Содержание.
1. Введение…………………………………………………………...........3
2. Эмпедокл из Акраганта………………………………………….…......4
3. Философия Эмпедокла………………………………………………....9
4. Заключение…………………………………………………………….14
5. Список литературы……………………………………………………15
Введение.
“Любовь и вражда!
Обе они бессмертны...”
Эмпедокл
Древнегреческий философ Эмпедокл не имеет подобий среди своих современников – настолько он своеобразен, личностно индивидуален. Он жил в классические времена Греции, но его образ до такой степени неклассичен, что ему можно отыскать аналогии лишь в поздней, умиравшей античности. Иногда в нем видят черты, вообще не свойственные эллину.
Для Эмпедокла, как и для первых философов, характерно сочетание глубины умозрения, широкой и точной наблюдательности с практическими тенденциями – со стремлением заставить знание служить жизни. Философия еще не отделялась у Эмпедокла от науки, а в самой науке теоретическое воззрение не отделяется от постановки различных практических задач. Так, Эмпедокл изучал биологические и физиологические явления, развил ряд относящихся к этим явлениям гипотез. Но вместе с тем он прославился, как основатель знаменитой в древности медицинской школы. Сохранился ряд, несомненно, в известной части фантастических сообщений замечательных подвигах Эмпедокла в деле покорения человеком природы. При всех очевидных преувеличениях, которые в них содержаться, эти сообщения говорят, что Эмпедокл поразил современников размахом и изобретательностью при решении больших практических задач.
Эмпедокл из Акраганта.
Эмпедокл из Акраганта – сицилийский философ и поэт, политик и религиозный реформатор, врач и чудотворец, энциклопедист и ритор, старший современник Сократа – по существу мало кому известен.
Точная дата рождения и смерти Эмпедокла не известна. Некоторые
античные авторы сообщают, будто он прожил 60 лет, другие свыше 100 лет.
Примерная дата жизни – 484-424 гг. до нашей эры. Условную дату
«процветания» философа некоторые источники относят к 84-ой Олимпиаде (около
444 г. до н. э.). Считается, что Эмпедокл был знатного рода; в политической
войне, кипевшей в его время в Акраганте, он поддерживал сторону демократии,
достиг высокого положения в ней и твердой рукой стремился оградить молодой
Акрагант от попыток реставрации аристократической власти. В преданиях о
жизни и деятельности Эмпедокла много черт явно фантастических, вымышленных.
Образ акрагантского философа в высшей степени негармоничен и
двойственен. Эмпедокл поражает своей показной открытостью перед публикой, и
в то же время он таинственная, наименее разгаданная личность классической
Греции. В представлении современников он остался необъяснимой фигурой,
сочетавшей в себе гениального мыслителя и честолюбивого софиста. В
Акраганте ему, как и всем выдающимся мужам города, была поставлена статуя,
но от других она отличалась одной довольно неожиданной особенностью:
изваяние представляло зрителям философа с закрытым лицом – знак
беспросветной, неуязвимой для взора скрытности.
Эмпедокла влечет публичная общегосударственная политическая трибуна; замкнутое общество философствующих интеллектуалов ему не подходит. Ему непременно хочется быть прижизненным общенародным идолом, кумиром толпы, и в этом он преуспел. Слава Эмпедокла превышала всякое правдоподобие. Не только его сограждане, но и жители других городов-государств Эллады были наслышаны о его чудесах; его оригинальная внешность, его овеянная фантастическими вымыслами личность всегда вызывали безмолвное молитвенное поклонение. В нем не хотели видеть смертного. Вся Эллада боготворила его.
Но он мечется между публичностью и одиночеством и нигде не находит успокоения. С одной стороны, ему невыносим идеал уединенного, угрюмо- нелюдимого мудреца; с другой он холоден к толпе, и недоступен ей, остерегается подойти к ней на расстояние рукопожатия.
Философия Эмпедокла под стать его личности: в ней тоже все противоречиво, замысловато-двойственно.
Уже древние затруднялись ответить кто он: поэт, пророк философ, ученый
или врач? Круг умственных запросов Эмпедокла поистине неограничен, и его,
пожалуй, можно назвать одним из первых древнегреческих энциклопедистов. Во
всяком случае по широте ума его сравнивают с Демокритом. Он интересовался
всем тем, в чем только мог проявить себя человеческий гений, и везде
оставлял свой след, печать своей неистощимой индивидуальности. И тем не
менее его многосторонность пошла ему не на пользу, а во вред; именно ее
ставили ему в укор. Он разменял свой природный творческий дар на
всевозможные знания и, естественно, измельчал, не состоялся как философ,
выродился в поверхностную универсальность без глубины и понимания.
Последующая философская критика никогда не забывала об этом и издавна
закрепила за ним репутацию философской посредственности.
По свидетельству древних. Эмпедокл был плодовитым автором: он писал трагедии, политические и медицинские трактаты, гимны богам; но от них не сохранилось даже отрывков. До нас дошли фрагменты двух его сочинений: натурфилософской поэмы «О природе» и религиозно-эсхатологической (в орфическом духе) поэмы «Очищения».
Эмпедокл принадлежал к богатому и политическому авторитетному
аристократическому дому. Это видно из того, что его дед (по имени тоже
Эмпедокл) держал беговых лошадей для олимпийских состязаний, что было
почетным, но чрезвычайно дорогим удовольствием. Влиял Эмпедокл-дед и на
государственные дела; он имел полномочия и привилегии послов, т.е.
действовал как государственное лицо. Прославился дед и как олимпийский
чемпион - в 496 году до н.э. он победил в колесничем беге. Это бесспорная
гарантия родового и личного авторитета. Отец философа, Метон, также
увлекался спортом и также был олимпийским победителем.
Почти с достоверностью можно сказать, кто были его первые наставники.
Пифагорейцы, по всей вероятности, и были первыми воспитателями Эмпедокла.
Его связь не полежит сомнению – древние авторы прямо называют его
пифагорейцем. Но он был особенным пифагорейцем. Вероятная позиция
Эмпедокла: внешняя отстраненность от союза при верности его учению. Вопреки
пифагорейской кружковой этике его уста не сомкнуты, а глаголят
беспрестанно. Его изгнали после того, как он нарушил орденское правило,
обязывающих посвященных не разглашать религиозно-научные знания.
Политические симпатии Эмпедокла невозможно свести к какой-нибудь типичной для античности доктрине. Создается впечатление, что его вообще не волновал вопрос о форме государственного правления. Единственный режим, с которым он безоговорочно непримирим, - тирания. Семья Эмпедокла, наверное, участвовала в свержении акрагантской тирании и, возможно, даже возглавляла переворот. От Тимея до нас дошла история, рисующая политический дебют философа. Некий государственный военачальник пригласил его на пир. Гости уже давно были в сборе, но с вином медлили и не подавали. Эмпедокл возмутился и потребовал объяснений, и оказалось, что хозяин дома ждет какую- то важную персону из городского совета. Как только тот появился, хозяин распорядился подать вино. Философ усмотрел в этой бестактности поползновение на единовластие; он призвал хозяина и его гостя к суду и добился для них смертного приговора.
С тех пор политическое влияние философа возросло, его указания и решения имели силу государственных постановлений и декретов. Но он обнаруживает равнодушие к власти, и даже тогда, когда граждане города предложили ему стать их царем. Он отказался, предпочитая оставаться частным лицом.
Эмпедокл знаменит как чародей. Уже древние ставили его в один ряд с
легендарными языческими волшебниками: Пифагором, понимающим язык природы;
Эпименидом Критским, личным собеседником Зевса; Абарисом Гиперборейским,
умеющим делать себя невесомым. Эмпедокл, как говорит Гераклид, оживил
покойницу, акрагантянку Панфею, которая целый месяц пролежала без дыхания и
пульса.
Иногда обыкновенная смекалка Эмпедокла раздувала его репутацию мага и
кудесника. Например: когда в соседнем городе Селинунте распространилась
моровая язва по причине нездоровых выделений окрестных болот, люди стали
вымирать. Тогда Эмпедокл соединил болота с проточной водой, атмосфера
очистилась и жизнь возродилась. Люди усмотрели в этом нечто
сверхъестественное и почтили его как Бога. В другой раз на Акрагант
обрушилась буря, которая грозила уничтожить урожай. Эмпедокл приказал
развесить шкуры животных между загородными холмами и горными проемами.
Ветер был остановлен, урожай спасен, а философ получил прозвище –
«Укротитель ветров».
Но самое загадочное это его смерть. Существует несколько версий его
смерти. Но их все затмевает одна – торжественное самосожжение в раскаленной
Этне. О судьбе философа Гераклид рассказывает следующее. Однажды ночью
Эмпедокл пировал с друзьями по поводу воскрешения женщины-акрагантянки.
После пира Эмпедокл пропал. Вдруг вспомнили, что в полночь он услышал
громкий голос, зовущий Эмпедокла. Этому не поверили, но когда прочесали
окрестности и не нашли философа, то поверили в сверхъестественное
исчезновение и объявили, что он стал богом.
Гипобот дает иную редакцию смерти Эмпедокла. После того как на пирующего философа снизошел сон, он отправился на Этну и бросился в огненное жерло вулкана. И вещественное доказательство этому – медный башмак, выброшенный вулканической массой.
Этой красивой смерти многие не верили и приводили аргументы против.
Главный аргумент это то, что вулкан не доступен в силу нестерпимого жара.
О смерти философа рассказывается и то, что он дожил до преклонного возраста и по старческой слабости упал в море и захлебнулся. Также говориться, что он повесился.
Но легенда о самосожжении при всей ее фантастичности потомкам пришлась больше по вкусу; в известном смысле она прославила Эмпедокла.
Смерть Эмпедокла – не наказание за эгоизм гения, не месть Богов или людей, но и не слепое, неизбежное бедствие. В ней философ находит разгадку своей собственной тайны и своего назначения в мире. Смерть для него такое же творение, как и любое из его сочинений, т.е. естественное продолжение его поэзии. Убивая себя, он сочиняет свою судьбу, совершает ритуально- поэтическое жертвоприношение, где жрец и жертва, поэт и поэтическое произведение – он сам.
Философия Эмпедокла.
Свое физическое учение о мире Эмпедокл изложил в поэме «О природе». То же обстоятельство, что его натурфилософский труд выполнен в виде художественного произведения, говорит о характере и границах его естествознания. Эмпедокл – не естествоиспытатель, не ученый-аналитик в обычном понимании этого слова.
Физика Эмпедокла, или учение о физических первоосновах мира, на первый взгляд очень проста и неоригинальна. Она сильно напоминает ионийскую натурфилософию. В основе мироздания, по Эмпедоклу, лежат четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля. Все эти стихии были выдвинуты до него, и он ничего к ним не прибавил. Он только скомбинировал их.
Четыре принимаемых им элемента не суть равноправные рядоположенные величины, из комбинации которых формируется мир. Мироздание напоминает арену борьбы противоположных начал: «верхнего» - жизнетворного и благого огня и «нижней» - косной злотворной земли с прилегающим к ней пространством. Жизнь есть состязание, борьба противоположностей, стремящихся к взаимному упразднению. Поэтому исходных, космоопределяющих начал получается не четыре, а два. По словам Аристотеля, Эмпедокл истолковывает свои стихии «не как четыре, а словно их только две: с одной стороны, отдельно огонь, а с другой – противоположные ему земля, воздух и вода…». Так что в основе мировой жизни лежат не четыре элемента, а всего два; все остальные – лишь переходные ступени от одного полюса к другому и являются продуктами их взаимодействия.
Но встает вопрос: если стихии не первоначал вещей, то что же тогда ими
являлось? Прямых высказываний Эмпедокла не сохранилось. Но по этому
вопросу находим важное сообщение у Аэция. Он утверждает, будто, по учению
Эмпедокла, еще до образования четырех элементов существовали весьма
маленькие частицы, разновеликие элементы, предшествующие «четырем корням».
Эти равновеликие частицы Аэций называет «элементами элементов».
В фундаменте бытия, по Эмпедоклу, лежат субстанциально-бескачественная
природа достихийных элементов. Она образует нейтральное поле, где
разыгрывается драма. Главными участниками являются: верх, который играет
жизненно положительную роль и его физическим эквивалентом является тепло
(огонь) и низ, который играет низменно-отрицательную роль, а его эквивалент
– холод (земля и соседствующие с ней стихии). Мировой процесс есть
попеременная экспансия: то побеждает вверх с его знаком жизни и добра, и
тогда направление космического процесса осуществляется как восхождение,
рост, или «путь вверх»; то одолевает низ, с его знаком зла и смерти, и
тогда направление как убывание, или «путь вниз». На «пути вверх» есть
точка, в которой тревоги и страсти затихают и «царит покой». Эмпедокл
называет это состояние мира «досточтимой Гармонией» или даже богом.
Эмпедокл назвал бога – Сфайросом – всеобъемлющей сферой, самотождественной
и равновеликой во всех точках.
Эмпедокл называет элементы «долговечные многочтимые боги». Стихии у
него не просто существуют, но «каждая из них выполняет действия, согласные
с ее природой». Эмпедокл персонифицирует материальные элементы в образах
традиционной мифологии: огонь у него – Зевс, воздух – Гера, вода – Нестис,
земля – Аид. Но они не мифологические герои, а они просто неопределенные
жизненные силы, боги-демоны, духи стихий, обитающие в лоне цельного
«органически-жизненного континуума».
Вселенная постепенно дробится и измельчается. Пределом распада
Сфайроса являются чувственные стихии – огонь, воздух, земля, но уже в их
взаимной обособленности. Бытие дифференцируется на четыре противостоящие,
враждебные стихии. Все элементы замкнуты в себе и заражены жаждой взаимного
истребления. Но длится это одно мгновение и опять возвращается к исходному
первоединству Сфайроса. Начинается новый мировой цикл.
По Эмпедоклу, вселенная ограничена двумя пределами, которые попеременно сменяют друг друга: «верхний» - гармония Единого, «нижний» - враждебность Множества.
Должно быть две взаимно исключающих причины внутри космоса. И у
Эмпедокла есть такие силы. Первая из них преодолевает вражду и разлад
гармонизирующим согласием и единством. Эту силу персонифицирует в образах
Афродиты, Эроса, Дружбы. Другая, наоборот, разобщает вселенную, повергает
гармонию в хаос. Эту силу Эмпедокл называет Аресом, Враждой, Ненавистью.
Афродита и Арес у Эмпедокла – стихийные духи без лица, образа и пола,
символизирующие противоположные космические тенденции к распаду и
воссоединению бытия. Поэтому Любовь и Ненависть в описании Эмпедокла либо
уподобляются стихиями, либо сами суть стихии. Они выглядят как два
дополнительных элемента, выполняющих роль своеобразного фермента, или
«динамического флюида»: один ассоциирует вещество, другой диссоциирует. Как
отмечает Аристотель, Любовь и Ненависть входят в состав мирового целого и
потому наравне с другими стихиями «участвуют в общей смеси элементов».
Космическая жизнь, согласно картине космогенеза у Эмпедокла на стихийно-
элементарном уровне, есть становление вещества, осуществляющееся через
борьбу Афродиты и Ареса.
Мир, как его воспринимал Эмпедокл, в сущности своей цикличен:
абсолютное единство и абсолютное множество периодически сменяют друг друга.
Философ выделяет три положительные инстанции в становлении мира: бог
(Сфайрос), природные вещи (космос) и человек. Соответственно мировое
развитие распадается на три генетические стадии: теогенез, космогенез,
антропогенез.
Первобожество или божественный Сфайрос у Эмпедокла лишено всякого теистического смысла. Бог Эмпедокла – это развивающаяся субстанция, постепенно переходящая в мир. Математический символ Сфайроса – шар. Шар взят потому, что в нем максимально сглажены грани, различия и диспропорции, свойственные миру, вещественного становления. О том, что бог у Эмпедокла нечто большее, чем огромный физический объект, говорит способность Сфайроса к переживаниям.
В Эмпедокловой космологии выделяется четыре фазы мирового цикла. Из
них две предельные, т.е. состояние полного господства Любви и полного
господства Вражды, и две промежуточные, т.е. переход от Любви к Вражде
(нисхождение) и от Вражды к Любви (восхождение). Космос и человек рождаются
в переходных, промежуточных фазах мирового цикла. Бытие Эмпедокла
изначально и ценностно раздвоено: единство и множество, образующие
противоположные полюса мирового цикла.
Сфайрос – исходная ценностно-порождающая точка мирового процесса.
Сфайрос распадается, дифференцируется и переходит в менее совершенные
образования. Космос – возрастающее ущербление мирового божества,
постепенное падение его до Хаоса.
Такая космогония имеет свои этапы. Первый шаг - инволюция космоса –
из первоначального Сфайроса выделяются громадные космические массы, своего
рода материки космического шара, названные Эмпедоклом «частями мира». Они
сразу же обретают пространственные различия: легкая и светлая ткань
Сфайроса устремилась вверх, более грубая и темная – вниз. Так образовались
Небо и Земля. Далее продолжается деление Сфайроса до тех пор пока мир не
принимает форму лежачего яйца. Яйцо – образ мировой целостности. Верхний с
вод образует льдоподобная сфера, состоящая из затвердевшего эфира, на
котором «приклепленны неподвижные звезды». Далее расположена вторая,
световоздушная сфера, которая распалась на космические существа: Солнце,
Луну, планеты. И третья подлунная сфера, есть околоземное пространство и
сама Земля. Власть Любви над космосом ослабевает; сепаратистские тенденции
постепенно побеждают, и Космос окончательно остается без Эроса. Это в
полном смысле Хаос – предел и конец инволюционного развития.
Антропогенез, по Эмпедоклу, имеет также двуединую генетическую структуру, т.е. в каждом мировом цикле человечество рождается дважды: один раз – на пути от сферического божества к элементам, другой раз – на пути от элементов к божеству. В первом случае человек не рождается, а воплощается: люди – это падшие боги, демоны, духи. Во втором случае продолжается развитие человека, люди – это недостроенные, становящиеся боги.
Остается вопрос, в каком мире живет человек? Неизвестно, что думал об этом сам философ. Некоторые исследователи считают, что по теории Эмпедокла мы принадлежим к эволюционирующей фазе. Однако, согласно Эмпедоклу мы живем в мире на убыль, к гибели и вырождению. Эмпедокл считает, что второе возможно для смертных. Он пишет поэму-проповедь «Очищение» - своеобразное руководство к спасению заблудившего и погрязшего в пороках язычника.
В этом мире, согласно Эмпедоклу, люди – временные жители, наподобие
чужестранцев, гостей или изгнанников. Утратив изначальную родину, страну
Любви и Правды, они вынуждены скитаться по дорогам земного бытия,
называемого Эмпедоклом «юдолью скорбей».
Собственно, спастись по Эмпедоклу, значит не что иное, как преодолеть в себе необходимость выпасть из причинно-следственной связи событий, из становления и времени. Человек не оценил данной ему свободы. Тело не виновато, что мы находимся в нем, а виновата душа, совершившая грех. Чтобы освободится от тела, следует переместить внимание на душу; не отбрасывать плоть, а преодолевать ее в себе, т.е. следует душевно очищаться от греха, приведшего к злу.
Таким и предстает перед нами Эмпедокл: запоздавший орфик, религиозно- философский романтик, нравственный идеалист и художник, растративший свои душеспасительные иллюзии на борьбу с социальным миром Вражды и нашедший успокоение, как утверждает легенда, в торжественном самоубийстве на сицилийской Этне.
Заключение.
Итак, Эмпедокл - древнегреческий философ. Он считал, что нет возникновения и исчезновения в собственном смысле, а есть лишь смешение и разделение, соединение и разъединение неизменных элементов, которые не возникают и не исчезают. Этих элементов он насчитывал четыре: огонь, воздух, вода, земля. Из первоначального состояния абсолютного смешения, в котором не существует отдельных вещей, постепенно развивается состояние абсолютного разделения элементов, из последнего снова состояние смешения, и так до бесконечности. Движущими силами этого развития, считал он, являются любовь и вражда.
Эмпедокл принадлежит к тем колоритным личностям древности, о которых невозможно умолчать, говоря об их идеях. Эмпедокл не просто мыслитель, не философ мысли, а философ жизни, религиозно-нравственный жизнеучитель и проповедник. Главный объект его философии – не космос сам по себе, а человеческая укорененность в нем, судьба души в мировом процессе.
Список литературы.
1. Асмус В.Ф. “Античная философия”; М., 1998.
2. История философии. Том I. - М., 1940.
3. Семушкин А.В. Эмпедокл. М., «Мысль»,1985