Рефетека.ру / Физкультура и спорт

Реферат: Возрождение олимпийских игр

Магнитогорский индустриальный колледж

ЭЗК-02

РЕФЕРАТ

Тема: 1. Возрождение Олимпийских игр.

2. Физическое качество: выносливость.

Выполнил:___________________

Проверил: ___________________

2002г.

Магнитогорск

1. История возрождения Олимпийских игр.

По-настоящему древними Играми стали интересоваться, лишь когда начались раскопки Олимпии, спящей под многовековыми наслоениями. Находки одна удивительней другой поражали! Все чаще стали раздаваться голоса за возрождение великих соревнований.

А к тому времени (речь идет о последней четверти девятнадцатого века) робко, но уже появляются национальные и международные спортивные союзы...
Олимпийские игры просто должны были состояться!

Однако дело ведь это очень сложное: целые горы организационной работы.
А кроме того, нужны немалые деньги. А кроме того, необходимы единые правила, которые своей твердой объективностью подходили бы всем.

Главное же – нужен был человек, который бы, положил на это жизнь.
Который был бы не только предан идее олимпизма, но к тому же образован, благороден, энергичен. И такой человек нашелся. Его звали...

2. Пьер де Кубертен

Пьер де Фреди, барон де Кубертен (1863-1937) был одним из самых интересных, талантливых, энергичных и увлеченных людей своего времени. Его имя навечно связано с Олимпийскими играми.

После окончания парижского университета Сорбонны, Пьер вместе с друзьями создает спортивный клуб. Здесь занимаются футболом, фехтованием и греблей. Примерно с этой же поры Кубертен ясно понимает, что без физического не может быть и духовного, и нравственного развития.

Именно Пьер де Кубертен стал создателем спортивных союзов для детей, организатором международных соревнований. Уже только за одно это имя его должно было бы навсегда остаться в мировом спорте. Однако главное дело, главный спортивный подвиг Кубертена был впереди!

Кубертен ни на минуту не оставлял мечты о сказочной, отдаленной от нас многими и многими веками Олимпии.

Он был еще совсем молодым человеком, когда высказал мысль о возрождении
Олимпийских игр. С этого момента всю свою жизнь Пьер де Кубертен подчинил осуществлению великой идеи. Умер он в возрасте семидесяти трех лет, а начал заниматься Олимпийскими играми в двадцать шесть, то есть олимпизму было отдано почти полвека!

Не надо думать, что идея Кубертена сразу увлекла весь спортивный мир.
Сомневающихся и противников у нее было хоть отбавляй... Еще больше – спортсменов и спортивных деятелей, которые говорили, что вообще-то дело это хорошее, на сами заниматься этим хорошим делом не хотели.

Кубертен же объезжает многие страны мира, спорит, убеждает, доказывает.
Пишет сотни писем во всевозможные спортивные организации.

Новое вообще воспринимается с трудом. Однако Кубертен говорил столь убедительно и страстно, что французские спортивные деятели принимают решение созвать Международный спортивный конгресс и пригласить на него представителей крупнейших спортивных держав.

И вот 23 июня 1894 г. на Конгрессе в Париже был создан Международный олимпийский комитет – МОК.

Конгресс решил: через два года пройдут первые Олимпийские игры! И это была великая победа мирового спорта, великий подвиг Пьера де Кубертена!

Не так давно мировое сообщество торжественно и празднично отметило 100- летний юбилей олимпийского движения современности, образования МОК.
Организация Объединенных Наций объявила год 100-летия МОК – 1994 год –
Международным годом спорта и олимпийского идеала. Высший орган мирового сообщества возродил и древнюю миротворческую традицию – ООН призвала все государства соблюдать олимпийское перемирие.

День 23 июня традиционно ежегодно отмечается в десятках стран мира, в том числе с 1990 года и в России, как Олимпийский день.

А все же главная заслуга Пьера де Кубертена в том, что Олимпизм, олимпийское движение можно представить себе в виде высокого и стройного здания. При возведении этого здания Пьер де Кубертен был не только
«прорабом», но и главным архитектором. Его вдохновенные мысли легли в основу олимпизма.

Первая и главнейшая из них – спорт, культура, наука, искусство должны соединиться в прочный и прекрасный сплав, который и будет называться олимпийским движением.

Идея эта осуществилась не сразу. У нее были и противники, особенно когда спорт стал частью мировой политики, когда при помощи рекордов президенты и министры стали доказывать друг другу, чья страна лучше.

Времена меняются, и теперь Олимпийские игры предстают перед нами словно торжественный гимн человечеству и человечности!

Кубертен посвятил свою жизнь и особой науке, которая называется спортивная педагогика. Ее цель – физическое и духовное развитие и воспитание молодежи с помощью занятий спортом. Пьер де Кубертен считал, что новый предмет поможет укрепить, сделать более сильной и жизнестойкой французскую нацию, французскую молодежь. А получилось, что он позаботился о молодежи всего мира.

Кубертен не был поэтом. Но написал одно прекрасное стихотворение.
Называется оно «Ода спорту».

Интересна история создания этого произведения. В 1912 году проводился конкурс искусств, посвященный Олимпийским играм. Кубертен написал свою знаменитую «Оду спорту», передал ее в жюри. Но так как его авторитет среди людей, занимающихся олимпийским движением, был огромен, Кубертен подал свою работу под псевдонимом. И вот высшая награда, золотая медаль, была присуждена именно «Оде» Кубертена.

В «Оде спорту» девять глав. Последняя из них называется «О, спорт! Ты – мир!» Слова эти давно стали крылатыми среди олимпийцев.

«Ода» написана по-французски. Перевод же его на русский весьма не совершенен.

Кубертен находит простые и прекрасные слова, которые понятны каждому спортсмену. Да и каждому человеку. Он говорит о том, что спорт – наш постоянный спутник в жизни, настоящий и надежный друг. Если ты будешь верен ему, то получишь взамен радость, которую он дарит твоему духу и твоему телу. А ведь это действительно так: радость движения – радость жизни!

«Спорт! – восклицает Кубертен. – Ты вестник мира. Стоит тебе улыбнуться, стоит пойти по странам упругой радостной походкой, и над землею разливается спокойствие. Люди через континенты и океаны протягивают друг другу руки со словами: «Здравствуй, друг!»

Теперь каждый знает олимпийский символ: пять разноцветных соединенных колец, олицетворяющих единство пяти континентов. Перед началом Игр спортсмены произносят олимпийскую клятву. Известно и о прекрасной традиции зажигать в Греции олимпийский огонь, который несут эстафетой через разные страны преданные спорту люди, несут пылающий факел к месту проведения Игр очередной Олимпиады. Все это было задумано Пьером де Кубертеном! Недаром его называют отцом олимпизма. Двадцать девять лет Кубертен был бессменным президентом МОК. Он стал автором важнейшего документа – Олимпийской хартии.
Похоронен Кубертен в швейцарском городе Лозанне неподалеку от штаб-квартиры
Международного олимпийского комитета. По завещанию Пьера де Кубертена сердце его покоится в Греции, на родине Игр, в бессмертной Олимпии.

2. Физическое качество: выносливость.

Какими упражнениями его можно развить.

Выносливостью называют способность организма противостоять неблагоприятным воздействиям внешней или внутренней среды. Это может быть устойчивость организма к ионизирующему излучению, перепадам температуры или давления, эмоциональным перегрузкам, интоксикации, воздействиям болезнетворных микроорганизмов и многим другим факторам.

В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью. Однако в связи с тем что виды физических нагрузок весьма разнообразны, неодинаковы и механизмы утомления, а следовательно, различны и виды выносливости к физическим нагрузкам. Поэтому различают выносливость общую и специальную.

Общей выносливостью называют способность продолжительно выполнять работу, вовлекающую в , действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.

Выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации, называют специальной. Следовательно, существует столько же видов специальной выносливости, сколько видов спортивной специализации.

В физическом воспитании употребляют термины силовая, прыжковая, статическая и другие виды специальной выносливости.

Общеизвестно, что выносливость является необходимой предпосылкой для достижения высоких результатов в любом виде спорта. Велико значение упражнений на выносливость для сохранения и укрепления здоровья, повышения общей работоспособности организма, подготовки к трудовой деятельности и общего физического развития человека.

Высокий уровень выносливости позволяет спортсменам успешно справляться с большим объемом тренировочной и соревновательной работы. У представителей разных видов спорта уровень выносливости неодинаков. Высокие показатели общей выносливости проявляют бегуны, велосипедисты, лыжники, пловцы, конькобежцы, специализирующиеся на длинных дистанциях. Следовательно, в подготовке спортсменов этих специализаций большой удельный вес должны занимать упражнения на выносливость. Спортсмены, тренирующиеся на коротких дистанциях, тяжелоатлеты, гимнасты, игровики и другие по уровню общей выносливости значительно уступают спортсменам первой группы, но это не значит, что они не нуждаются в развитии выносливости. Упражнения на выносливость являются эффективным средством функциональной подготовки спортсменов всех видов спорта.

Упражнения на выносливость предъявляют высокие требования к работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем и способствуют повышению и улучшению обменных процессов и координации деятельности различных физиологических систем организма.

В качестве средств воспитания выносливости используют общеподготовительные, вспомогательные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения, которые по воздействию на организм делятся на упражнения общего (бег, плавание и др.), частичного (приседания, вращения, наклоны туловища и др.) и локального воздействия (многократное поднимание и опускание рук, ног и др.).

Упражнения частичного и локального воздействия позволяют избирательно активизировать деятельность отдельных мышечных групп, отстающих в своем развитии, повышать силовые, скоростно-силовые и скоростные компоненты выносливости.

Высокий уровень выносливости тесно связан с аэробными и анаэробными возможностями организма. Рациональное сочетание разнообразных упражнений на выносливость способствует повышению производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что проявляется в увеличении максимальных величин кислородного долга до 20—25 л (вместо 5—6 л у незанимающихся), максимального потребления кислорода (до 80— 90 мл/кг-мин с 40—45 мл/кг-мин у начинающих), содержания креатинфосфата и гликогена в мышцах, активизации интенсивности гликолиза, повышении активности ферментов, ответственных за энергообеспечение организма, и др.

При развитии общей выносливости применяется непрерывная длительная дистанционная работа, выполняемая с равномерной или переменной скоростью, продолжительностью (в зависимости от особенностей вида спорта, состояния тренированности) не меньше 25—30 мин у начинающих и от 50 до 120 мин и выше у более подготовленных (бег, плавание, гребля и др.), а ,в лыжных гонках, в велосипедном спорте— еще больше.

При выполнении непрерывной длительной работы с равномерной скоростью пульс колеблется в пределах 150—170 в 1 мин. При беге с переменной скоростью колебания пульса могут составлять от 140 до 180 в 1 мин, т. е. чередуется бег с более низкой скоростью на определенной дистанции с более высокой скоростью. Например, 800 м со скоростью 4 м/с+400 м со скоростью 5 м/с и так в течение 30—60 мин.

Метод интервальной работы основан на повторном выполнении работы определенной длительности и использовании неполных интервалов отдыха.
Повторную работу после предыдущей выполняют при снижении пульса до 120—130 в 1 мин.

Длительность однократной нагрузки зависит от того, какое физическое качество спортсмен развивает. Так, при развитии скоростной выносливости длительность однократной нагрузки составляет от 15 с до 2 мин; для развития выносливости у спортсменов, специализирующихся в беге на короткие дистанции,—до 2—8 мин; на средние — до 8—15 мин.

Для подготовки спортсмена к выступлению на соревновательных дистанциях помимо интервального, равномерного и переменного методов используются соревновательный и контрольный методы тренировки.

Средства и методы повышения аэробных и анаэробных возможностей организма неоднозначны, поэтому целесообразно рассматривать пути их повышения отдельно.

В развитии выносливости имеются 4 этапа.

Первый — воспитание общей выносливости — осуществляют в течение всего переходного и в начале подготовительного периода. Продолжительность первого этапа 2— 3 месяца.

К средствам, способствующим развитию общей выносливости на первом этапе, можно отнести длительные, циклические упражнения с невысокой интенсивностью (при пульсовом режиме от 130—-160 в 1 мин): бег (лучше кроссы), ходьба на лыжах, гребля, езда на велосипеде, плавание и др.

При выполнении этих упражнений в работу вовлекаются почти все мышцы тела, что способствует усилению обмена веществ, стимулированию дыхательных процессов.

На первом этапе с целью воспитания общей выносливости все спортсмены используют продолжительный бег с различной интенсивностью, особенно по пересеченной местности. При длительном беге с умеренной интенсивностью создаются благоприятные условия для повышения не только работоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для совершенствования нервно-гуморальных механизмов регуляции, совершенствования систем биохимических процессов, но и работоспособности всего организма.

Решению этих задач более всего способствует малоинтенсивная, но длительная работа в беге, гребле, плавании, ходьбе на лыжах и др.

Первый этап развития выносливости характеризуется постепенным увеличением продолжительности работы при относительно невысокой скорости передвижения (например, пробегание каждых 1000 м со скоростью 6— 8 мин). От занятия к занятию длительность бега с такой скоростью увеличивается.

Для развития общей выносливости на первом этапе используют следующие методы тренировки:
V равномерный — прохождение тренировочной дистанции с равномерной малой скоростью, от занятия к занятию продолжительность работы увеличивается;
V переменный—непрерывное чередование тренировочной работы умеренной или малой интенсивности;
V кроссовый — выполнение тренировочной нагрузки (бег, ходьба на лыжах) умеренной или малой интенсивности по пересеченной местности;
V смешанный — чередование медленного бега с ходьбой. Обычно используется на первых занятиях у новичков.

На первом этапе с целью развития общей выносливости могут быть использованы от 2 до 3 занятий в неделю.

На втором этапе (длительностью до 2,5—3 мес) продолжается развитие общей выносливости с помощью вида спорта, в котором специализируется спортсмен. При этом нагрузку умеренной интенсивности (при частоте пульса вдвое или чуть больше по сравнению с состоянием покоя) выполняют ежедневно и продолжительно. На всей дистанции частота пульса держится на относительно одинаковом уровне. Повышение ЧСС при сохранении скорости выполняемой работы служит сигналом к прекращению тренировки.

На этом этапе также применяют равномерный, переменный и кроссовый методы тренировки в большом объеме.

Используется также и метод постепенного втягивания, при котором спортсмен с постоянной скоростью вначале проходит постепенно увеличиваемую, а затем уменьшаемую дистанцию.

Продолжительность выполнения в умеренном темпе упражнений избранного вида спорта с целью развития выносливости может составлять в беге на длинную дистанцию, спортивной ходьбе — до 20—50 км, в лыжных гонках, гребле на байдарке — до 3—5 ч, в велосипедном спорте—до 100—150 км.

К концу второго этапа, когда достигнута норма продолжительности работы на выносливость, скорость может быть незначительно увеличена.

Третий этап (продолжительностью до 1—2 месяца) характеризуется улучшением анаэробных возможностей организма и повышением силового и скоростно-силового компонентов выносливости. Для решения этих задач преимущественно используют: соревновательные упражнения в трудных условиях
(бег по песку, глубокому снегу и др.), в облегченных (бег с горы, гребля по течению и др.) и в обычных условиях.

Упражнения на выносливость на третьем этапе выполняют с большей, чем на втором этапе, скоростью.

В одном занятии могут сочетаться все три метода тренировки: например, бег по равнине, в гору и под гору и т. п. Методы тренировки, используемые на этом этапе: повторно-силовой (упражнения на выносливость с повышенным проявлением выносливости), скоростно-силовой (упражнения с повышенным проявлением быстроты и силы), повторно-скоростной (повторное выполнение с повышенным проявлением быстроты).

Четвертый этап (продолжительностью до 4—б месяцев) направлен на воспитание специальной выносливости посредством упражнений вида спорта, в котором специализируется спортсмен, с интенсивностью, близкой к соревновательной, соревновательной и превышающей ее.

В циклических видах спорта (бег, лыжные гонки, велосипедный спорт, плавание и др.) развитие специальной выносливости осуществляется посредством повторного прохождения дистанции со скоростью, превышающей соревновательную (на отрезках 200, 400, 1000 м и т. д.), в сумме это превышение может достигать 60— 100 % и более.

При развитии специальной выносливости в практике используют следующие методы тренировки: переменный (интервальный); повторный с длинными отрезками; переменный — стайерский (непрерывная работа по ходу выполнения изменяется по интенсивности) например, 40 раз по 200 м со скоростью 68—70 с при пульсовом режиме 170—180 в 1 мин через 40—60 с медленного бега (при пульсовом режиме 120—130 в 1 мин); повторный с длинными отрезками (на отрезках 1000, 1500 м и т. д. до 5— 10 раз); контрольный (выполнение нагрузки с соревновательной скоростью на дистанции, на 15—20% короче основной; темповой (тренировка на дистанции, превышающей соревновательную на 30–100%, т. е. выполнение более продолжительной работы, требующей проявления воли, терпения, умения бороться с утомлением); метод «до отказа», сочетающийся с применением темпового метода (не более 1—2 раз в неделю).

Литература:

1. Павлов С.П. Олимпийская энциклопедия, Москва, 1980 г
2. Л. Кун «Всеобщая история физической культуры и спорта»; Москва 1987
3. Аджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма.– 2-е изд., испр., доп.–М.: Знание, 1982.– 176 с.
4. Белов Р.А. и др. Самостоятельные занятия студентов физической культурой.– К.: Выща шк. Головное издательство, 1988.–208 с


Рефетека ру refoteka@gmail.com