Рефетека.ру / Физика

Реферат: Транспорт

Министерство Здравоохранения и медицинской промышленности РФ

Санкт-Петербургский Государственный Медицинский университет им. акад.

И. П. Павлова

Кафедра физики

Выполнила студентка гр.123

Герасина Виктория

Санкт-Петербург

2001

Транспорт

Важным элементом функционирования мембран является способность осуществлять транспорт молекул, ионов и даже клеток. Таким образом, происходит выполнение одной из важнейших функций поверхностного аппарата клетки (ПАК)
– барьерно-транспортной, благодаря которой осуществляется регулируемый обмен частицами и ионами между внутриклеточной и внеклеточной средой. Этот обмен происходит несколькими способами: свободным транспортом, пассивным транспортом, активным транспортом и транспортом в мембранной упаковке.

Свободный транспорт

Протекает через БЛС (билипидный слой плазмалеммы). Возможен лишь при наличии градиента концентраций молекул по обе стороны БЛС, в результате возникает диффузный поток, направленный (с точки зрения физики) против градиента концентрации согласно закону Фика:

I= -D[pic]

Знак «-» говорит о том, что суммарная плотность потока веществ при диффузии направлена в сторону уменьшения концентрации. СТ не требует затрат энергии со стороны клетки и прекращается при величине градиента равной нулю. С физиологически значимой скоростью СТ подвергаются малые незаряженные молекулы (вода, углекислый газ, кислород). Основным механизмом СТ является высокая подвижность липидов в БЛС, обеспечивающее молекулам небольшого размера возможность прохождения через гидрофобную фазу БЛС.

Пассивный транспорт

ПТ или облегченная диффузия – это движение молекул через мембрану с помощью мембранных белков (пассивные переносчики, транспортеры, каналы).
Движущей силой является энергия самого градиента и прекращается при его величине, равной нулю (состояние равновесия). Перенос незаряженных молекул, как и при СТ, осуществляется по градиенту концентрации, а перенос ионов определяется двумя факторами: градиентом концентрации и воздействием электрического поля, что описывается уравнением Нернста-
Планка:

I= -D[pic] -CUZF[pic]

Скорость ПТ зависит от величины электрохимического градиента транспортируемых молекул, повышаясь при его увеличении, но при этом существует пороговый уровень, выше которого скорость подняться не может:

V

с
Путем ПТ проходят гидрофильные молекулы среднего размера (олиго- и моносахариды, аминокислоты, нуклеотиды и ионы, существуют также и пассивные переносчики для ионов воды.

Активный транспорт

АТ – это движение молекул или ионов против градиента концентрации (в биологическом понимании градиента), осуществляется с помощью белков переносчиков, которые называются активными переносчиками, насосами или помпами. В соответствии с законами диффузии АТ не может протекать спонтанно, поэтому для его осуществления необходима затрата энергии.
Наличие насосов позволяет клетке создавать и поддерживать электрохимические градиенты молекул или ионов по обе стороны мембраны. Создание градиента ионов приводит к поляризации плазмалеммы, формированию потенциала покоя, что необходимо для функционирования нейронов и мышечных клеток, благодаря чему данные клетки могут возбуждаться, а также способны формировать потенциал действия за счет ПТ ионов по градиенту, созданному с помощью насосов. Причем их работа может быть вычислены как изменение химического потенциала или изменение энергии Гиббса:

?G= ?H-T ?S

Насосы работают за счет изменения своей конформации, на что идет энергия гидролиза АТФ по схеме:

АТФ= АДФ + Фн
АТ высокоспецифичен, что определяется наличием в переносчике центров связывания определенных молекул или ионов. Транспорт, при котором переносчик функционирует только в отношении молекул или ионов одного вида, получил название унипорт, существует также и сопряженный транспорт или копорт, при котором транспортируется 2 вида или более молекул или ионов.
Выделяют 2 вида копорта: симпорт и антипорт. При симпорте различные ионы или молекулы переносятся в одном направлении, а при антипорте направления транспорта разных молекул (ионов) являются противоположными.
Потенциал покоя главным образом создают иона Na+, K+ и Cl-, чья суммарная плотность потока равна:

J = JNa+ + JK+ + JCl-

При возбуждении клетки возникает потенциал действия (поляризация), В нервных волокнах происходит распространение потенциала действия, что приводит к возрастанию потенциала внутри клетки (отрицательный относительно внешней среды он становится положительным). Распространение потенциала действия по нервному волокну происходит в форме автоволны, при этом активной средой являются возбудимые клетки. Расчеты показали, что скорость распространения возбуждения по гладким безмиелиновым нервным волокнам примерно пропорциональна корню из их радиуса. Удельное сопротивление миелина больше, чем у других биологических мембран, а т.к. скорость распространения пропорциональна и толщине, и удельному сопротивлению мембраны, то скорость проведения нервного импульса возрастает в несколько раз, что позволило достичь более быстрой реакции.

Рассмотренные выше механизмы транспорта не могут обеспечивать поступление в клетку или вывод из нее крупных органических соединений, макромолекул типа биополимеров, не говоря уже о надмолекулярных структурах. Эта проблема решается с помощью принципиально иного вида транспорта, осуществляемого поверхностным аппаратом клетки.

Транспорт в мембранной упаковке (цитоз)

Характеризуется тем, что на определенных стадиях транспортируемые вещества находятся внутри мембранных пузырьков, т.е. имеют мембранную упаковку. По направлению транспорта в отношении клетки выделяют 3 вида цитоза:
1. эндоцитоз
2. экзоцитоз
3. диацитоз (трансцитоз)

Эндоцитоз может осуществляться различными механизмами, в связи с чем выделяют 3 его варианта: фагоцитоз, макропиноцитоз и макропиноцитоз.

Фагоцитозу подвергаются крупные молекулы и частицы более 1 мкм. В результате фагоцитоза образуется мембранный пузырек с транспортируемой частицей, которая называется фагосома. Ее образование является сложным процессом, требующим затрат энергии в виде АТФ. На основе фагоцитоза осуществляется защитная функция организма, так как специализированные клетки – фагоциты уничтожают различные бактериальные, вирусные и прочие чужеродные клетки, а также поврежденные или состарившиеся клетки собственного организма (например, 1 макрофаг за сутки уничтожает до 1011 старых эритроцитов).

Макропиноцитозу подвергаются клетки, размер которых составляет десятые доли микрометра. Как и фагоцитоз, макропиноцитоз является АТФ-зависимым процессом и более высокоспецифичен.

С помощью макропиноцитоза в клетку постоянно поступают олиго- и полимеры, активно используемые клеткой в регуляторных и строительных целях.

Микропиноцитоз представляет собой вариант эндоцитоза, предназначенного для молекул относительно небольшого размера (сотые доли мкм). Как правило, ему подвергаются белковые молекулы. Процесс является АТФ-независимым и встречается лишь как начальный этап диацитоза.

Экзоцитоз – это вид транспорта в мембранной упаковке, при котором вещества выводятся из клетки во внеклеточное пространство.
В типичном варианте мембранные пузырьки, подлежащие выводу из клетки, формируются в цитоплазме. Их образование связано с функционированием аппарата Гольджи и эндоплазматической сети. Экзоцитарные пузырьки направляются к плазмалемме, в результате мембрана пузырька становится компонентом плазмалеммы, а содержимое – частью гликокаликса или компонентом внеклеточной среды со своими специфическими функциями.

Трансцитоз – это специализированный транспорт в мембранной упаковке, характерный для некоторых эпителиальных клеток. При трансцитозе идет перенос отдельных молекул через клетку. Биологический смысл данного процесса заключается в возможности транспорта специфических молекул через эпителиальный барьеры. С помощью диацитоза синтезированные антитела переносятся через эндотелий капилляров и эпителий слизистых оболочек, где они образуют один из элементов барьерного иммунитета против вирусов, простейших, паразитических червей и бактерий.

Осмос

Многие биологически мембраны обладают свойством полупроницаемости, т.е. проницаемости для воды, но не проницаемы для веществ, растворенных в воде.
Осмос-это перенос молекул воды через полупроницаемую мембрану в области разбавленного раствора к концентрированному. Сила, вызывающая это движение, называется осмотическим давлением . Это давление зависит от концентрации растворенного вещества и от температуры:

P=iRCT
Где R-универсальная газовая постоянная; i-коэффициент Вант-Гоффа , который показывает во сколько раз увеличивается количество растворенных частиц при диссоциациимолекул.
Аномальный осмос- это процесс переноса воды при одновременном наличии противоположно направленных осмотического и электрического градиентов. Если электрический градиент по абсолютной величине превышает осмотический , то результирующий перенос воды будет происходить по направлению электрического градиента. Это - отрицательный аномальный осмос, который, как предполагают, имеет место в осмотической работе почек при переносе воды против осмотического градиента.
При положительном аномальном осмосе результирующий перенос жидкости происходит по осмотическому градиенту.
Фильтрация – движение жидкости сквозь пористую среду под действием гидростатического давления. Скорость фильтрации определяется уравнением
Пуазейля:

[pic] [pic][pic][pic]

[pic]

[pic] где R- радиус поры

L- длина поры

?- вязкость жидкости

P1 - P2- разность давлений между началом и концом поры

V – объем фильтрованной жидкости.

Фильтрация имеет место во многих физиологических процессах. Например: образование первичной мочи в почечных нефронах происходит в результате фильтрации плазмы крови под действием кровяного давления.


Похожие работы:

  1. •  ... деятельность железнодорожного транспорта России
  2. • Особенности перевозок промышленным транспортом
  3. •  ... анализ перевозок на грузовом транспорте
  4. • Пассажирский транспорт республики Карелия: история ...
  5. • Розвиток та розміщення залізничного транспорту України
  6. • Железнодорожный транспорт России
  7. •  ... перевезення вантажів автомобільним транспортом
  8. • География морского транспорта России
  9. • Характеристика видів транспорту
  10. • Автомобильный транспорт
  11. • Реформирование железнодорожного транспортам России
  12. • Взаимодействие видов транспорта
  13. • Сравнительная характеристика различных видов транспорта
  14. • Логистика на водном транспорте России
  15. •  ... особливості розміщення морського транспорту країн СНД
  16. •  ... перевозок грузов различными видами транспорта
  17. • Государственный контроль на транспорте
  18. • Размещение железнодорожного транспорта Украины
  19. •  ... деятельности внутреннего водного транспорта
  20. • Выбор наиболее экономичного вида транспорта
Рефетека ру refoteka@gmail.com