Рефетека.ру / Физика

Реферат: Мари Кюри

МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ
КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ
МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ
КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ

Мари Склодовская Кюри

(1867 – 1934)

Биография

Реферат выполнил: Подгорный Сергей 11-Б

Харьков 1999


МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ
КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ
МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ
КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ МАРИ КЮРИ
КЮРИ (Curie), Мари

7 ноября 1867 г. – 4 июля 1934 г.
Нобелевская премия по физике, 1903г.

(совместно с Анри Беккерелем и Пьером Кюри)
Нобелевская премия по химии, 1911 г.

| |Французский физик Мари Склодовская-Кюри (урожденная Мария Склодовская) |
| |родилась в Варшаве (Польша). Она была младшей из пяти детей в семье |
| |Владислава и Брониславы (Богушки) Склодовских. К. воспитывалась в |
| |семье, где занятия наукой пользовались уважением. Ее отец преподавал |
| |физику в гимназии, а мать, пока не заболела туберкулезом, была |
| |директором гимназии. Мать К. умерла, когда девочке было одиннадцать |
| |лет. |
| |К. блестяще училась и в начальной, и в средней школе. Еще в юном |
| |возрасте она ощутила притягательную силу науки и работала лаборантом в |
| |химической лаборатории своего двоюродного брата. Великий русский химик |
| |Дмитрий Иванович Менделеев, создатель периодической таблицы химических |
| |элементов, был другом ее отца. Увидев девочку за работой в лаборатории,|
| |он предсказал ей великое будущее, если она продолжит свои занятия |
| |химией. Выросшая при русском правлении (Польша в то время была |
| |разделена между Россией, Германией и Австрией), К. принимала активное |
| |участие в движении молодых интеллектуалов и антиклерикальных польских |
| |националистов. Хотя большую часть своей жизни К. провела во Франции, |
| |она навсегда сохранила преданность делу борьбы за польскую |
| |независимость. |
| |На пути к осуществлению мечты К. о высшем образовании стояли два |
| |препятствия: бедность семьи и запрет на прием женщин в Варшавский |
| |университет. К. и ее сестра Броня разработали план: Мария в течение |
| |пяти лет будет работать гувернанткой, чтобы дать возможность сестре |
| |окончить медицинский институт, после чего Броня должна взять на себя |
| |расходы на высшее образование К. Броня получила медицинское образование|
| |в Париже и, став врачом, пригласила к себе сестру. Покинув Польшу в |
| |1891 г., К. поступила на факультет естественных наук Парижского |
| |университета (Сорбонны). Именно тогда она стала называть себя Мари |
| |Склодовской. В 1893 г., закончив курс первой, К. получила степень |
| |лиценциата по физике Сорбонны (эквивалентную степени магистра). Через |
| |год она стала лиценциатом по математике. Но на этот раз К. была второй |
| |в своем классе. В том же 1894 г. в доме одного польского |
| |физика-эмигранта Мари встретила Пьера Кюри. Пьер был руководителем |
| |лаборатории при Муниципальной школе промышленной физики и химии. К тому|
| |времени он провел важные исследования по физике кристаллов и |
| |зависимости магнитных свойств веществ от температуры. К. занималась |
| |исследованием намагниченности стали, и ее польский друг надеялся, что |
| |Пьер сможет предоставить Мари возможность поработать в своей |
| |лаборатории. Сблизившись сначала на почве увлечения физикой, Мари и |
| |Пьер через год вступили в брак. Это произошло вскоре после того, как |
| |Пьер защитил докторскую диссертацию. Их дочь Ирен (Ирен Жолио-Кюри) |
| |родилась в сентябре 1897 г. Через три месяца К. завершила свое |
| |исследование по магнетизму и начала искать тему для диссертации. |
| |В 1896 г. Анри Беккерель обнаружил, что урановые соединения испускают |
| |глубоко проникающее излучение. В отличие от рентгеновского, открытого в|
| |1895 г. Вильгельмом Рентгеном, излучение Беккереля было не результатом |
| |возбуждения от внешнего источника энергии, например светом, а |
| |внутренним свойством самого урана. Очарованная этим загадочным явлением|
| |и привлекаемая перспективой положить начало новой области исследований,|
| |К. решила заняться изучением этого излучения, которое она впоследствии |
| |назвала радиоактивностью. Приступив к работе в начале 1898 г., она |
| |прежде всего попыталась установить, существуют ли другие вещества, |
| |кроме соединений урана, которые испускают открытые Беккерелем лучи. |
| |Поскольку Беккерель заметил, что в присутствии соединений урана воздух |
| |становится электропроводным, К. измеряла электропроводность вблизи |
| |образцов других веществ, используя несколько точных приборов, |
| |разработанных и построенных Пьером Кюри и его братом Жаком. Она пришла |
| |к выводу о том, что из известных элементов радиоактивны только уран, |
| |торий и их соединения. Однако вскоре К. совершила гораздо более важное |
| |открытие: урановая руда, известная под названием урановой смоляной |
| |обманки, испускает более сильное излучение Беккереля, чем соединения |
| |урана и тория, и по крайней мере в четыре раза более сильное, чем |
| |чистый уран. К. высказала предположение, что в урановой смоляной |
| |обманке содержится еще не открытый и сильно радиоактивный элемент. |
| |Весной 1898 г. она сообщила о своей гипотезе и о результатах |
| |экспериментов Французской академии наук. |
| |Затем супруги Кюри попытались выделить новый элемент. Пьер отложил свои|
| |собственные исследования по физике кристаллов, чтобы помочь Мари. |
| |Обрабатывая урановую руду кислотами и сероводородом, они разделили ее |
| |на известные компоненты. Исследуя каждую из компонент, ими было |
| |установлено, что сильной радиоактивностью обладают только две из них, |
| |содержащие элементы висмут и барий. Поскольку открытое Беккерелем |
| |излучение не было характерным ни для висмута, ни для бария, они |
| |заключили, что эти порции вещества содержат один или несколько ранее |
| |неизвестных элементов. В июле и декабре 1898 г. Мари и Пьер Кюри |
| |объявили об открытии двух новых элементов, которые были названы ими |
| |полонием (в честь Польши – родины Мари) и радием. |
| |Поскольку Кюри не выделили ни один из этих элементов, они не могли |
| |представить химикам решающего доказательства их существования. И |
| |супруги Кюри приступили к весьма нелегкой задаче – экстрагированию двух|
| |новых элементов из урановой смоляной обманки. Они установили, что |
| |вещества, которые им предстоит найти, составляют лишь одну миллионную |
| |часть урановой смоляной обманки. Чтобы экстрагировать их в измеримых |
| |количествах, исследователям необходимо было переработать огромные |
| |количества руды. В течение последующих четырех лет Кюри работали в |
| |примитивных и вредных для здоровья условиях. Они занимались химическим |
| |разделением в больших чанах, установленных в дырявом, продуваемом всеми|
| |ветрами сарае. Анализы веществ им приходилось производить в крохотной, |
| |плохо оборудованной лаборатории Муниципальной школы. В этот трудный, но|
| |увлекательный период жалованья Пьера не хватало, чтобы содержать семью.|
| |Несмотря на то, что интенсивные исследования и маленький ребенок |
| |занимали почти все ее время, Мари в 1900 г. начала преподавать физику в|
| |Севре, в Эколь нормаль сюперьер, учебном заведении, готовившем учителей|
| |средней школы. Овдовевший отец Пьера переехал к Кюри и помогал |
| |присматривать за Ирен. |
| |В сентябре 1902 г. Кюри объявили о том, что им удалось выделить одну |
| |десятую грамма хлорида радия из нескольких тонн урановой смоляной |
| |обманки. Выделить полоний им не удалось, так как тот оказался продуктом|
| |распада радия. Анализируя соединение, Мари установила, что атомная |
| |масса радия равна 225. Соль радия испускала голубоватое свечение и |
| |тепло. Это фантастическое вещество привлекло внимание всего мира. |
| |Признание и награды за его открытие пришли к супругам Кюри почти сразу.|
| | |
| |Завершив исследования, Мари наконец написала свою докторскую |
| |диссертацию. Работа называлась «Исследования радиоактивных веществ» |
| |("Researcher on Radiactive Substances") и была представлена Сорбонне в |
| |июне 1903 г. В нее вошло огромное количество наблюдений |
| |радиоактивности, сделанных Мари и Пьером Кюри во время поиска полония и|
| |радия. По мнению комитета, присудившего К. научную степень, ее работа |
| |явилась величайшим вкладом, когда-либо внесенным в науку докторской |
| |диссертацией. |
| |В декабре 1903 г. Шведская королевская академия наук присудила |
| |Нобелевскую премию по физике Беккерелю и супругам Кюри. Мари и Пьер |
| |Кюри получили половину награды «в знак признания... их совместных |
| |исследований явлений радиации, открытых профессором Анри Беккерелем». |
| |К. стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии. И Мари, и |
| |Пьер Кюри были больны и не могли ехать в Стокгольм на церемонию |
| |вручения премии. Они получили ее летом следующего года. |
| |Еще до того, как супруги Кюри завершили свои исследования, их работы |
| |побудили других физиков также заняться изучением радиоактивности. В |
| |1903 г. Эрнест Резерфорд и Фредерик Содди выдвинули теорию, согласно |
| |которой радиоактивные излучения возникают при распаде атомных ядер. При|
| |распаде (испускании некоторых частиц, образующих ядро) радиоактивные |
| |ядра претерпевают трансмутацию – превращение в ядра других элементов. |
| |К. не без колебаний приняла эту теорию, так как распад урана, тория и |
| |радия происходит настолько медленно, что в своих экспериментах ей не |
| |приходилось его наблюдать. (Правда, имелись данные о распаде полония, |
| |но поведение этого элемента К. считала нетипичным). Все же в 1906 г. |
| |она согласилась принять теорию Резерфорда-Содди как наиболее |
| |правдоподобное объяснение радиоактивности. Именно К. ввела термины |
| |распад и трансмутация. |
| |Супруги Кюри отметили действие радия на человеческий организм (как и |
| |Анри Беккерель, они получили ожоги, прежде чем поняли опасность |
| |обращения с радиоактивными веществами) и высказали предположение, что |
| |радий может быть использован для лечения опухолей. Терапевтическое |
| |значение радия было признано почти сразу, и цены на радиевые источники |
| |резко поднялись. Однако Кюри отказались патентовать экстракционный |
| |процесс и использовать результаты своих исследований в любых |
| |коммерческих целях. По их мнению, извлечение коммерческих выгод не |
| |соответствовало духу науки, идее свободного доступа к знанию. Несмотря |
| |на это, финансовое положение супругов Кюри улучшилось, так как |
| |Нобелевская премия и другие награды принесли им определенный достаток. |
| |В октябре 1904 г. Пьер был назначен профессором физики в Сорбонне, а |
| |месяц спустя Мари стала официально именоваться заведующей его |
| |лабораторией. В декабре у них родилась вторая дочь, Ева, которая |
| |впоследствии стала концертирующей пианисткой и биографом своей матери. |
| | |
| |Мари черпала силы в признании ее научных достижений, любимой работе, |
| |любви и поддержке Пьера. Как она сама признавалась: «Я обрела в браке |
| |все, о чем могла мечтать в момент заключения нашего союза, и даже |
| |больше того». Но в апреле 1906 г. Пьер погиб в уличной катастрофе. |
| |Лишившись ближайшего друга и товарища по работе, Мари ушла в себя. |
| |Однако она нашла в себе силы продолжать работу. В мае, после того как |
| |Мари отказалась от пенсии, назначенной министерством общественного |
| |образования, факультетский совет Сорбонны назначил ее на кафедру |
| |физики, которую прежде возглавлял ее муж. Когда через шесть месяцев К. |
| |прочитала свою первую лекцию, она стала первой женщиной – |
| |преподавателем Сорбонны. |
| |В лаборатории К. сосредоточила свои усилия на выделении чистого |
| |металлического радия, а не его соединений. В 1910 г. ей удалось в |
| |сотрудничестве с Андре Дебирном получить это вещество и тем самым |
| |завершить цикл исследований, начатый 12 лет назад. Она убедительно |
| |доказала, что радий является химическим элементом. К. разработала метод|
| |измерения радиоактивных эманаций и приготовила для Международного бюро |
| |мер и весов первый международный эталон радия – чистый образец хлорида |
| |радия, с которым надлежало сравнивать все остальные источники. |
| |В конце 1910 г. по настоянию многих ученых кандидатура К. была |
| |выдвинута на выборах в одно из наиболее престижных научных обществ – |
| |Французскую академию наук. Пьер Кюри был избран в нее лишь за год до |
| |своей смерти. За всю историю Французской академии наук ни одна женщина |
| |не была ее членом, поэтому выдвижение кандидатуры К. привело к жестокой|
| |схватке между сторонниками и противниками этого шага. После нескольких |
| |месяцев оскорбительной полемики в январе 1911 г. кандидатура К. была |
| |отвергнута на выборах большинством в один голос. |
| |Через несколько месяцев Шведская королевская академия наук присудила К.|
| |Нобелевскую премию по химии «за выдающиеся заслуги в развитии химии: |
| |открытие элементов радия и полония, выделение радия и изучение природы |
| |и соединений этого замечательного элемента». К. стала первым дважды |
| |лауреатом Нобелевской премии. Представляя нового лауреата, Э.В. |
| |Дальгрен отметил, что «исследование радия привело в последние годы к |
| |рождению новой области науки – радиологии, уже завладевшей собственными|
| |институтами и журналами». |
| |Незадолго до начала первой мировой войны Парижский университет и |
| |Пастеровский институт учредили Радиевый институт для исследований |
| |радиоактивности. К. была назначена директором отделения фундаментальных|
| |исследований и медицинского применения радиоактивности. Во время войны |
| |она обучала военных медиков применению радиологии, например, |
| |обнаружению с помощью рентгеновских лучей шрапнели в теле раненого. В |
| |прифронтовой зоне К. помогала создавать радиологические установки, |
| |снабжать пункты первой помощи переносными рентгеновскими аппаратами. |
| |Накопленный опыт она обобщила в монографии «Радиология и война» ("La |
| |Radiologie et la guerre") в 1920 г. |
| |После войны К. возвратилась в Радиевый институт. В последние годы своей|
| |жизни она руководила работами студентов и активно способствовала |
| |применению радиологии в медицине. Она написала биографию Пьера Кюри, |
| |которая была опубликована в 1923 г. Периодически К. совершала поездки в|
| |Польшу, которая в конце войны обрела независимость. Там она |
| |консультировала польских исследователей. В 1921 г. вместе с дочерьми К.|
| |посетила Соединенные Штаты, чтобы принять в дар 1 г радия для |
| |продолжения опытов. Во время своего второго визита в США (1929) она |
| |получила пожертвование, на которое приобрела еще грамм радия для |
| |терапевтического использования в одном из варшавских госпиталей. Но |
| |вследствие многолетней работы с радием ее здоровье стало заметно |
| |ухудшаться. |
| |К. скончалась 4 июля 1934 г. от лейкемии в небольшой больнице местечка |
| |Санселлемоз во французских Альпах. |
| |Величайшим достоинством К. как ученого было ее несгибаемое упорство в |
| |преодолении трудностей: поставив перед собой проблему, она не |
| |успокаивалась до тех пор, пока ей не удавалось найти решение. Тихая, |
| |скромная женщина, которой досаждала ее слава, К. сохраняла |
| |непоколебимую верность идеалам, в которые она верила, и людям, о |
| |которых она заботилась. После смерти мужа она оставалась нежной и |
| |преданной матерью для двух своих дочерей. Она любила природу, и, когда |
| |был жив Пьер, супруги Кюри часто совершали загородные прогулки на |
| |велосипедах. Любила К. и плавать. |
| |Помимо двух Нобелевских премий, К. была удостоена медали Вертело |
| |Французской академии наук (1902), медали Дэви Лондонского королевского |
| |общества (1903) и медали Эллиота Крессона Франклиновского института |
| |(1909). Она была членом 85 научных обществ всего мира, в том числе |
| |Французской медицинской академии, получила 20 почетных степеней. С 1911|
| |г. и до смерти К. принимала участие в престижных Сольвеевских |
| |конгрессах по физике, в течение 12 лет была сотрудником Международной |
| |комиссии по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций. |

Источники информации:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.- М.:Прогресс, 1992.

© The H.W. Wilson Company, 1987

© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992


|Электронная версия: |http://www.stars.|
|© «Информационное Издание», 1998 |ru/http://www.sta|
| |rs.ru/ |

|Дата публикации: 20 июля 1998 года |© «Наука и Техника», 1998 |


Рефетека ру refoteka@gmail.com