Курсовая работа по курсу:
«Управление персоналом»
Тема: 1.Распределение должностных полномочий.
2. Тестирование – как способ отбора персонала.
3. Типы руководителей.
1.Распределение должностных полномочий.
Решение кадровых вопросов в условиях рыночных отношений и рынка
рабочей силы приобретает особо важное значение , так как меняется
общественный статус работника , характер его отношений к труду и условиям
продажи рабочей силы . В этих условиях руководитель предприятия
(работодатель) должен в своих решениях исходить из того , что человеческий
потенциал проявляется при благоприятных условиях для работника , а его
способности в выполнении работ , решении задач , в том числе проблемных ,
зависят от многих качественных показателей , характеризующих его как
личность и специалиста . Система управления персоналом должна носить
комплексный характер и строиться на концепции , согласно которой рабочая
сила рассматривается как невозобновляемый ресурс или человеческий капитал .
Одним из важных видов деятельности менеджеров при управлении человеческими
ресурсами является приём на работу . Задачей привлечения персонала является
обеспечение покрытия чистой потребности в персонале в качественном и
количественном отношении с учётом места и времени , а также эффективное
соединение характера решаемых предприятием задач с человеческой природой
работников , выполняющих эту задачу . Хотя многие менеджеры при приёме на
работу ориентируются прежде всего на то , где раньше работал человек ,
получая эту информацию зачастую из личной беседы или трудовой книжки ,
существуют определённые технологии подбора персонала , которые с успехом
используются в мировой практике . Они включают два различных вида
деятельности : набор и отбор персонала . Прежде чем организация предложит
кому-либо работу , она должна найти тех людей . которые хотели бы её
получить . В этом и заключается набор - создать необходимый резерв
кандидатов на все должности , из которых затем будут отобраны наиболее
подходящие работники . То есть отсюда главная задача отбора персонала -
выбор наиболее подходящих кандидатов из резерва , созданного в ходе набора
. При этом используются многочисленные формы и методы отбора с помощью
которых фирмы и организации отбирают наиболее подходящих им людей . Отбор
персонала имеет важное значение при управлении человеческими ресурсами ,
так как от него во многом зависит дальнейшая деятельность организаций , ибо
только при наличии квалифицированного персонала они смогут добиться
наилучших результатов и поставленных задач .
Организационные принципы управления отражают прогрессивную практику и теорию, первые попытки создания которой были предприняты еще в начале XX века. Речь идет о принципах, сформулированных такими признанными специалистами в области организации управления, как Ф. Тейлор, Г. Эмерсон и др.
Обобщенно эти принципы можно сформулировать таким образом:
— наличие ясной цели деятельности;
— распределение работ в соответствии с целью деятельности;
— авторитетное и компетентное руководство;
— единство руководства и распорядительства;
— четкая регламентация порядка работы, наличие норм и образцов;
— делегирование полномочий;
— жесткая внутренняя дисциплина;
— централизация и внутренняя иерархия;
— нормальные условия работы; ,
— поощрение инициативы персонала;
— контроль.
Суммируя мнения специалистов в области управления, английский теоретик менеджмента Р. Фелк называет следующие основные принципы рациональной организации.
— Необходимо четко определить, в чем заключаются административные обязанности, и выяснить, кто за что отвечает.
— Каждое подразделение должно иметь одну основную обязанность.
— Оно должно представлять собой организационное целое, руководимое одним административным работником.
— Число сотрудников, подчиненных одному администратору, должно со-' ставлять от 5 до 8 человек, за исключением особых случаев.
— Второстепенные обязанности следует группировать с учетом тех возможностей, которыми обладают кадры, и их задачи должны быть четко определены. • ; .
— Необходимо проводить различие между непосредственными и функциональными обязанностями, причем следует ясно изложить методы коммуникации для функциональных специалистов.
— Необходимо в максимальной степени децентрализовать оперативную ответственность, одновременно принимая меры для обеспечения административного контроля.
Довольно распространенным просчетом является смешение функций управления с другими. В малых организациях часто отсутствует четко выделенная группа управляющих, а в крупных их наделяют чужими обязанностями, отнимающими много времени. Подчиненные не понимают, чьи указания они должны выполнять. Поэтому жизненно важно назначить руководителей, определить круг их обязанностей и ответственности.
Большой объем ответственности — одна из причин, обусловливающих
высокие оклады менеджеров, особенно руководящих крупными корпорациями.
Руководитель не может размывать ответственность, перекладывая ее на
подчиненного. В крупных организациях руководители высшего звена редко
общаются с исполнителями большинства конкретных задач. Тем не менее они
несут ответственность за дела фирмы и всех своих подчиненных.
Пределы полномочий — права использовать ресурсы и командовать людьми — обычно ограничиваются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, письменными или устными. Даже полномочия высшего руководства ограничены. Так, председатель совета директоров и« президент крупной открытой акционерной компании должны отвечать перед акционерами, если издержки значительно превышают общий бюджет.
Высшее руководство может расширить объем полномочий аппарата, дав ему право отклонять решения линейного руководства.
Для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок устанавливают систему контроля — параллельные полномочия.
Наиболее широко параллельные полномочия используются в правительственных организациях. Например, в США как Палата Представителей, так и Сенат должны одобрить все законы, прежде чем они приобретут официальный статус. Президент также обладает параллельными «полномочиями в ограниченной степени, но его вето может быть отклонено Конгрессом.
Во многих западных компаниях наделение параллельными полномочиями применяют для контроля финансовых расходов: все крупные покупки санкционируются двумя лицами.
Аппаратные полномочия помогают организациям эффективнее использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Эти полномочия получают линейные руководители, а глава аппарата обладает линейными полномочиями в отношении самого аппарата.
Число работников, подчиняющихся непосредственно руководителю, составляет его норму управляемости. Если норма управляемости не будет ограничена разумными рамками, возникнут путаница и перегрузка руководителя.
Путаница может быть уменьшена введением принципа единоначалия, который заключается в следующем: работник должен получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним, а руководитель обязан заставить подчиненных эффективно выполнять их задачи
2. Тестирование – как способ отбора персонала.
. Прежде чем организация предложит кому-либо , она должна найти людей
, которые бы хотели её получить . Приём на работу является необходимой
частью управления персоналом . Этот процесс состоит в сопоставлении
требований , предъявляемых работодателем и квалификации кандидата .
Поскольку работодатель предлагает место , гарантирующее определённое
вознаграждение , то необходимо , чтобы кандидат отвечал определённым
требованиям . Если требования , предъявляемые организацией и требования
кандидата хотя бы частично совпадают , то проводится их сопоставление .
Процесс приёма на работу обычно требует уступок в требованиях обеих сторон
. При управлении персоналом , на стадии отбора происходит процесс , с
помощью которого организация выбирает из ряда кандидатов одного или
нескольких людей , наиболее подходящих по имеющимся критериям на вакантное
место . При этом конечно же должна обеспечиваться удовлетворённость самих
работников и возможность полного раскрытия и использования их возможностей
. Каждый приём работника на работу влечёт за собой большие затраты для
организации , ошибки при приёме увеличиваются многократно . По оценкам
экспертов США , в 1987 году отбор менеджера высшего звена стоил компании в
среднем 32 тыс. $ , инженера 8 тыс. , бухгалтера 10 тыс. , секретаря 2 тыс.
$ .
Специфика предприятия . На отбор влияют многие факторы , его процедуры
, как правило , несколько отличаются в государственном и частном секторе .
Так , в государственных организациях на отбор значительное влияние
оказывает политическое покровительство . В частом секторе дружба с
менеджерами и работниками фирмы может иметь важное значение , но не до
такой степени , как в государственных организациях , здесь всё же целью
отбора персонала является отбор по достоинствам .
Важными характеристиками предприятия , влияющими на отбор , являются его размер , сложность и технологическая изменчивость . Систематические , надёжные и действенные методы отбора , как уже известно , требуют больших материальных затрат , и лишь относительно большие организации берутся за их использование . Разработка этих методов оправдана в случае большого числа вакантных мест и ещё большего числа кандидатов . Если предприятие имеет много вакантных мест , но количество претендентов не велико , то особенно сложные методы отбора не требуются .
Сущность рынка рабочей силы . Следующим обстоятельством , влияющим на процесс отбора , является рынок рабочей силы . Если желающих много , то выбирать метод отбора сложнее ; если желающих не много , выбор сравнительно прост . Для предприятия важно состояние рынка рабочей силы , особенно там , где оно расположено . На процесс отбора влияют условия работы предлагаемые предприятием , сама работа и имидж фирмы .
Менеджеры по персоналу , анализируя эффективность методов отбора обычно используют такой показатель , как коэффициент отбора . Он определяется как отношение количества отобранных работников , к количеству желающих , из которых осуществляется отбор . Для разных профессий величина коэффициента отбора разная : менеджеры - около 1:2 , профессионально- технические работники - 1:1 , клерки - около 1:2 , квалифицированные рабочие - около 1:1 , чернорабочие - почти 1:2 . Если коэффициент отбора близок к 1:1 , то процесс отбора короток и прост . Число желающих , из которого осуществляется отбор невелико . При коэффициенте отбора 1:2 процесс может стать непростым . Меньший коэффициент означает , что организация может быть более разборчива при отборе . При коэффициенте 1:2 вероятность того , что организация наймёт на работу более соответствующих её критериям работников , больше , чем когда коэффициент равен 1:1 .
Требования профсоюза . Если работники организации целиком или частично
принадлежат к какому-либо профсоюзу , то членство в профсоюзе - один из
главных факторов , влияющих на решение при отборе . Иногда контакт с
профсоюзом является единственным (или одним из главных) критериев отбора .
Профсоюз может многими путями , открыто или неявно , влиять на процесс
отбора .
Местоположение предприятия . Многие крупные фирмы , выпускающие товары
, пользующиеся повышенным спросом , располагают свои предприятия в
нескольких городах , и эти города обычно обеспечивают постоянный поток
желающих работать . Как правило , такие регионы страны привлекают
достаточно большое число работников , имеющих необходимые навыки и
подготовку .
Непосредственное окружение и отбор . Основная цель отбора - набрать работников с высокой культурой работы - может быть осуществлена менеджерами- управляющими или людьми контролирующими интересы компании . Администрация предприятия устанавливает различные цели набора , например , привлечение работников с высоким качеством работы : готовых работать на фирме много лет ; с низким показателем несчастных случаев ; умеющих общаться с коллегами и клиентами и т. д.
Отбор направлен на выявление возможностей и взглядов заявителя для определения его соответствия условиям и особенностям работы .
В малых фирмах , где нет отдела по управлению персоналом , решение по отбору принимает менеджер соответствующего профиля . В больших и среднего размера фирмах к принятию решения при отборе привлечены линейный менеджер и функциональный менеджер (Таблица 1) . В больших организациях человека , ответственного за отбор , называют менеджером по найму .
Таблица 1.
Участие линейного и функционального менеджеров в процессе отбора
|Функции отбора |Линейный менеджер |Менеджер по управлению |
| |(ЛМ) |персоналом (МУП) |
|Выбор критериев отбора |Осуществляет выбор |Консультирует выбор и |
| |критериев |вводит критерии , |
| | |отражающие особенности |
| | |работы |
|Утверждение критериев |----- |Утверждает |
|отбора | | |
|Отборочная беседа |----- |Проводит |
|Работа с заявлениями и |Иногда проводит |Обычно выполняет |
|анкетами по | | |
|биографическим данным | | |
|Беседа по поводу |Совместно |Совместно |
|принятия на работу | | |
|Проведение тестов |----- |Проводит |
|Заполнение таблицы |----- |Заполняет |
|квалификации и | | |
|рекомендаций | | |
|Конечное решение при |Принимает после |Даёт рекомендации |
|отборе |рассмотрения |линейному менеджеру |
| |рекомендаций | |
| |менеджера по | |
| |управлению | |
| |персоналом | |
Критерии отбора .
Чтобы программа отбора была действенной , следует ясно сформулировать
качества работника , необходимые для соответствующего вида деятельности .
Критерии следует формировать так , чтобы они всесторонне характеризовали
работника : образование , опыт , медицинские и личные характеристики .
«Эталонные» уровни требований по каждому критерию разрабатываются исходя из
характеристик уже работающих на предприятии работников , хорошо
справляющимися со своими обязанностями . Отбор может быть невозможным ,
если список требований к работнику со стороны организации будет слишком
велик .
Образование . Большинство нанимателей пытаются отбирать работников , во многом судя о них по полученному ими образованию . При равных показателях работодатели предпочитают большее образование меньшему и высшую степень низшей . Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами на работе , и критерий образованности должен непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы . Работодатель должен изучить продолжительность и тип образования , его соответствие рассматриваемой работе .
Опыт. Работодатели часто отождествляют опыт с возможностями работника и с его отношением к работе , считая , что человек , занимавшийся подобной деятельностью ранее и желающий выполнить такую же работу , любит её и будет выполнять её хорошо . А поскольку лояльность в отношении работы и предприятия ценится высоко , большинство работодателей предпочитают наём работников с опытом .
Одним из способов измерения опыта работы в организации является установление рейтинга трудового стажа , отражающего время , на протяжении которого человек работал в данной организации . На военной службе дата присвоения званий есть эквивалент рейтинга трудового стажа . Трудовой стаж измеряется различными способами : общим временем работы на данной фирме , временем работы на фирме на определённой должности или в составе определённого отдела и т. д.
Физические (медицинские) характеристики . Существуют многие виды работ
, требующие от исполнителя определённых физических качеств , обычно
сводящихся к выносливости и силе , которые легко поддаются тестированию . С
этой целью предприятию следует выявлять физические и медицинские
характеристики преуспевающих работников в данный момент и использовать эти
данные как критерии , но только тогда , когда все или большинство
работников этим данным соответствуют .
Персональные характеристики и типы личности . Одной из важнейших
персональных характеристик работника является его социальный статус
(положение) . Одни работодатели предпочитают принимать женатых работников ,
считая , что это приводит к меньшей текучести и лучшему качеству работы .
Другие фирмы с большей охотой приглашают холостых или разведённых
работников , которые по их мнению , мобильнее , охотнее соглашаются на
смену места и вида работ , работу в выходные дни и сверхурочно . Второй
важной персональной характеристикой претендента является его возраст .
Любой конкретный критерий отбора работников , основанный на возрастном
делении , должен быть тщательно изучен в отношении преуспевающих работников
, занятых в фирме на данное время . В США , например , дискриминация против
лиц старше 40 лет признана незаконной , и , если кадровик намекнёт
претенденту , что тот уже староват для данной работы , это может стать
основанием возбуждения судебного дела .
Работодатели могут предпочитать определённые типы личности для выполнения различных работ . Например , предпочитать общительных людей замкнутым . Выдающиеся личные качества могут быть необходимы работникам , общающимся с клиентами , для других же мест такие качества не пригодятся .
Работа кадровой службы будет тем успешнее , чем яснее её сотрудники
представляют себе конкретную цель работы по набору и отбору кадров .
Например , когда ставится задача просто привлечь новые кадры для работы в
организации , применяются одни методы . В этом случае кадровая служба
руководствуется критериями , которые разрабатываются в организации лицами ,
принимающими решение . Для набора отбора кадров на определённую и
специфическую должность кадровая служба использует аналитические оценки
кандидатов , учитывающие характеристики работы и требования к человеку , её
выполняющему , независимо от характера деятельности и размеров организации
. В применении аналитических методов отбора кадров на ту или иную должность
акцент делается на основных показателях поведения , что облегчает процесс
принятия решений .
Тесты по найму .
Тестирование с целью отбора подходящих людей для определённых целей использовалось на протяжении многих веков . Одним из первых примеров можно считать библейскую историю о воинах Гедеона .
«И сказал Господь Гедеону : народа с тобой слишком много ... веди их к
воде , там Я выберу их тебе ... И сказал Господь Гедеону : кто будут лакать
воду языком своим , как лакает пёс , того ставь особо , так же как и тех
всех , которые будут наклоняться на колени свои и пить ...» Таким образом
были отсеяны все лишние воины , и Гедеон получил 300 человек , которые пили
, зачерпывая пригоршнями воду , не опускаясь на колени . Именно с этими
воинами была одержана блистательная победа .[1] Таким образом тестирование
вполне себя оправдало .
Например в США до принятия в 1964 г. Закона о гражданских правах 90 %
компаний признавали , что используют тесты , к 1976 г. - только 42 % , но в
1988 г. уже 84 % компаний сообщали , что включают тесты в свой механизм
отбора кадров .[2]
Применяемые при отборе тесты предназначены для того , чтобы получить психологический портрет кандидата , оценить его способности , а также профессиональные знания и навыки . Они позволяют сравнивать кандидатов между собой или с эталонным , то есть идеальным кандидатом . Как правило , тесты разработаны психологами , но , чтобы их использовать , совсем не обязательно быть психологом .
Тесты используются для измерения качеств человека, необходимых для результативного выполнения работы . Например , для секретаря такими способностями могут быть умение печатать на компьютере , стенографировать , требуются и определённые личные качества . При приёме на работу чаще всего используют тесты направленные на изучение : профессиональных знаний и навыков ; уровня развития интеллекта и других способностей ; наличия и степени проявления определённых личностных
качеств .
Специалистам по персоналу известны , как правило , тысячи различных тестов . Из этого многообразия можно выделить основные .
Тесты выполнения отдельных работ . Например , тест на компьютерное программирование для программистов , тест на вождение для водителей , прослушивание для музыкантов , тесты по машинописи и т. п. Кандидатов просят проделать определённую работу на механизме с которым им придётся работать в случае принятия на работу , а затем уже регистрируется количество и качество результата . Тесты такого рода наиболее достоверны .
Другой вид тестов связан с искусственным созданием обстановки ,
приближенной к реальной . Например , вождение машина на тренажёре , тесты
на психомоторные способности (время принятия решения , поворотливость
пальцев , скорость движения конечностей и др.) , тесты на канцелярские
способности (проверяется запоминание чисел и имён) . Сюда же относится
большая группа так называемых письменных тестов , используемых для
измерения общего уровня умственного развития и способностей . Их существует
огромное множество . Например , тест на способности - шкала Векслера ,
состоящий из двух групп заданий . Первая , словесная , включает вопросы по
словарному запасу , общей информированности , арифметике . Вторая группа
состоит из заданий , основанных на завершении рисунка , собирании предметов
и т. п. Широко также используется калифорнийский тест умственной зрелости ,
а также тесты позволяющие измерить различные личностные параметры человека
. Наиболее известны тест Кэттела , выделяющий шестнадцать основных качеств
претендента , Миннесотский многопрофильный личностный тест «семантический
дифференциал» , служащий для исследования репрезентативности эмоциональных
явлений в сознании , тесты по изучению типа нервной деятельности
(темперамента) , акцентуации характера и другие .
Иногда под тестом понимают такое испытание , отличительными чертами которого является фиксированность времени выполнения задания и единственность правильного ответа . Такой тест предназначен для определения уровня развития интеллекта и других способностей (например , к устному счёту) , навыков и т. п.
Особой разновидностью тестов являются опросники . С их помощью
оценивают свойства личности или интересы . Ответ характеризует отвечающего
. Опросники используются для определения склонности к тому или иному виду
деятельности , например нравится ли данному человеку работать в коллективе
, если у него артистические склонности и т. п. Опросники эффективно
применяются в целях профориентации
Как правило , при тестировании выполнение заданий и ответы на вопросы осуществляются письменно самими кандидатами , после чего оцениваются и интерпретируются результаты . В последнее время всё популярнее становится использование автоматизированных тестов , в основном выполнение которых предлагается претендентам на компьютере . По окончании компьютер обрабатывает полученную информацию , производит все необходимые расчёты и выдаёт результат .
Своеобразным тестом на честность является широко используемый в США
прибор , регистрирующий изменения в дыхании , кровяном давлении , пульсе ,
реакции кожи и фиксирующий эти изменения на бумаге . Речь идёт о полиграфе
или так называемом детекторе лжи . Человеку , к которому подключён полиграф
, задают различные вопросы : нейтральные , чтобы выявить его нормальное
состояние , затем очень острые , чтобы зарегистрировать ответ , сделанный
под давлением . Использование этого устройства обходится значительно
дешевле других методов проверки . Однако для работы с полиграфом нужны
квалифицированные специалисты , кроме того , с его помощью можно проверить
не всех людей . Некоторым очень легко солгать , и они обманывают полиграф ,
другие напротив , очень эмоционально реагируют на простые вопросы и
выглядят на приборе лжецами .
Наиболее известны так называемые проективные тесты . Начало они берут
из глубины веков , от гадания на свечах , кофейной гуще и т п. Вот ,
например , уже используемый многие годы весьма эффективный тест Роршаха .
Простая клякса , раздавленная внутри сложенного пополам листка бумаги . В
зависимости от того , что увидел человек , простую кляксу или какой-нибудь
предмет , психолог расскажет кто он есть на самом деле . Тесты такого рода
рассчитаны на то , чтобы зацепить и вытащить скрытую установку подсознания
. Могут предложить дописать рассказ или дорисовать картинку .
Использование тестовых методик при отборе персонала всегда было и
остаётся весьма дискуссионным вопросом не только В России , но во всём мире
. В США , например , в 60-е годы был период , когда метод тестирования
признавался дискриминационным по расовому , половому и социальному
признакам , и его использование было не безопасным .
Сегодня тестирование - неотъемлемая часть работы по управлению
персоналом . По данным американской статистики , при опросе кадровых
менеджеров сложилась следующая ситуация . 20 % опрошенных ответили , что
постоянно пользуются различными психологическими тестами (калифорнийский
тест на личностные характеристики , тест Гордона на личностный профиль ,
тест на социальный интеллект , тест на адаптивность и уживчивость в
коллективе и др.) ; 11 % используют детектор лжи , психологический
стрессовый показатель , тесты на честность и т. д. ; 18 % опрошенных
ответили , что применяют для кандидатов на работу алкогольный и
наркотический тесты , являющиеся частью медосмотра и основанные на
различных анализах . По заявлению опрошенных , ни одна из организаций не
использует тесты на СПИД ; 55 % менеджеров по персоналу используют тесты
похожие на работу , которую кандидат должен выполнить (вычислительные тесты
, печатание на компьютере , речевая обработка и канцелярское дело , тесты
на силовой подъём и гибкость и т. п.) ; 22 % респондентов пользуются
психоанализом для выявления мастерства претендентов ; в 63 % организаций
данные тестирования держат в строгом секрете ; 21 % ответили , что
результаты тестовых испытаний были показаны лишь кандидату и инспектору
службы персонала , а 13 % заявили , что не держат тестовые данные в секрете
.[3]
В Росси на данный момент отечественных тестовых методик практически
нет , так как они долго считались идеологически чуждыми нам . Используются
в основном западные методики , однако здесь имеются определённые сложности
, связанные не только с языковыми отличиями , но главным образом , с
социокультурными несоответствиями .
3. Типы руководителей.
Соотношения между знаниями и умениями позволяет выделить несколько типов руководителей.
Первый тип (знающий – умеющий): руководитель знает и умеет использовать многие методы. Это наиболее ценный тип руководителя-организатора.
Второй тип (знающий – неумеющий): руководитель знает, какие методы можно использовать, но не умеет этого делать на практике. К руководителям данного типа относятся обычно начинающие руководители, имеющие хорошую теоретическую подготовку в области организации и управления, но незначительный опыт работы.
Третий тип (умеющий – частично знающий): руководитель в основном умеет использовать методы, однако имеет слабые теоретические знания. Это так называемый тип руководителя-практика. Повышение квалификации способствует систематизации приобретенных на практике знаний, обогащению опыта новейшими методами.
Четвертый тип (неумеющий – незнающий): руководитель данного типа не является организатором. Именно такие руководители чаще всего совершают, как отмечал видный деятель НОТ П.М.Керженцев, «организационные преступления», т.е. своими действиями нарушают азбучные истины и принципы организации практического дела.
Тем, кто в состоянии представить шахматную доску и расставить типы по клеткам - я дам позднее систему классификации, которая выделяет 64 типа.
Однако в обыденной и профессиональной жизни мы используем классификации от 2 до 16 типов, чтобы было удобно работать. Магическая 7 семерка Мюллера работает.
Я считаю, что это связано с телом человека. 6 направлений: вверх - вниз, вперед - назад, вправо - влево + я в центре = 7. Исследования психологов говорят, что ребенок рождается и уже различает 3: себя, маму и третье, я надеюсь, папу.
Всем известный Айзенк выделил холерика, флегматика, сангвиника, меланхолика и центроверта. Я, например, был холериком, когда первый раз проходил тест. Но через год стал центровертом. С точки зрения Айзенка, центроверт лучше понимает все 4 типа. А с моей точки зрения, произошло научение и изменение в связи с получением и переработкой новой информации.
Не следует забывать, что в каждом тесте заложена психологическая концепция автора, а она может работать и на 99% и на 9/10 и на 2/3. Наша классификация относится к вопросам, которые чаще всего задают люди и руководители:
. кто,
. что,
. как
. почему
Удивительно, с одной стороны у нас существует избирательное восприятие и на что мы настроимся - то и видим, слышим и чувствуем. С другой стороны - многих из нас уже настроили родители, школа, преподаватели, начальство и партнеры . Так что, давайте, ближе к телу, выявим 4 основные настройки.
Четыре типа
Мы выделяем 4 типа: кто, что, как и почему. Каждый из типов имеет определенный приоритет и ориентацию.
|Типы |приоритет |ориентация на |
|Кто |человек |человеческие отношения |
|Что |действия |достижение, лидерство |
|Как |Методы |факты, организация, стратегия |
|Почему |Идеи |концепции, теории, инновации |
Соответственно с каждым типом по разному строится коммуникация и осуществляется подача информации для анализа и принятия решения.
Типы менеджеров
По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и активных.
Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере и позволяет «набрать очки», да и здесь, боясь риска, действуют только по схеме так, «чтобы наверняка», не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных.
В противоположность пассивному руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатывает и пересматривает и соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные, ситуации, не боясь риска и ответственности. Активный менеджер ищет и устанавливает срочные контакты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает возможность выдвинуться. У активного. менеджера есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства и неофициальное подчиненных.
Существует ещё два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые».
Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать
пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим
интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо
справляются с проблемами.
«Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.
С точки зрения контактности можно выделить несколько типов руководителей.
Во-первых, те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей.
Во-вторых, те, кто уделяет тому и другому примерно поровну времени.
В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего уровня.
В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов.
Первый и второй типы руководителей хороши для оперативного управления, четвертый - для стратегического, Третий тип руководителя не отвечает вообще требованиям, предъявляемым к современным управляющим.
Окружающие, как считают психологи, воспринимают лидера по четырем основным моделям:
1) «Один из нас»
2) «Лучший из нас - образец для подражания»
3) «Воплощение добродетелей»
4) «Оправдание всех ожиданий»
В соответствии с чем и строят свое отношение к нему, позволяют лидеру распространять свое влияние на коллектив и каждого в отдельности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бляхман Л. С. Введение в менеджмент .-СПб.:Издательство С-Петербургского университета экономики и финансов , 1994.
2. Как подбирать сотрудников и их учить. // За рубежом , 1993 , № 33
3. Мескон М. Х. , Альберт М. , Хедоури Ф. Основы менеджмента .-М.:«Дело» ,
1992.
4. Нессонов Г. Г. Управление персоналом коммерческой организации . Учебное пособие .-М.:«Триада» , 1997.
5. Подбор кадров Во Франции . // Человек и труд , 1993 , № 4 .
6. Поляков В. А. Технология карьеры .-М.:«Дело ЛТД» , 1995 .
7. Силин А. Н. Управление персоналом . Учебник по кадровому менеджменту .-
Тюмень:ТГУ , 1994 .
8. Тарасов В. К. Персонал-технология : отбор и подготовка менеджеров .-
Л:«Машиностроение» , 1989 .
9. Травин В. В. , Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента .-М.:«Дело» ,
1995.
10. Шамхалов Ф. И. Американский менеджмент . Теория и практика .
-М.:«Наука» , 1993.
-----------------------
[1] Поляков В. А. Технология карьеры .-М.:«Дело ЛТД» , 1995 . стр. 97
[2] Там же стр. 98.
[3] Силин А. Н. Управление персоналом . Учебник по кадровому менеджменту .-
Тюмень:ТГУ , 1994. Стр. 54-55.