МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Уголовного права и процесса
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Уголовное право»
На тему: Уголовное наказание
Автор работы Анчев А. А.
Специальность: «Юриспруденция»
Группа: ЮР-06
Руководитель работы:
Работа защищена: _______________оценка____________
Члены комиссии: ______________
______________
______________
Курск 2003
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
Глава I. Понятия и признаки уголовного наказания
Глава II. Система наказаний
Глава III. Классификация наказаний
Глава IV. Отдельные виды наказаний
Заключение
Библиографический список
Введение
Уголовное наказание является одним из важнейших институтов уголовного
права, интерес к которому проявляют не только профессиональные
исследователи, но и широкие слои населения, материальные и процессуальные
вопросы уголовного наказания регулируются совокупностью предписаний многих
отраслей права уголовного, уголовно-процессуального, судоустройственного,
гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-исполнительного,
международного права и т.д.). Многие вопросы понимания самого института
наказания, принципов и процессуального порядка его назначения, права и
обязанности лиц, участвующих в сфере уголовного судопроизводства, получили
достаточно широкое освещение в современной литературе. Однако, вопросам
рассмотрения уголовного наказания как комплексного института,
затрачивающего различные отрасли права, уделялось незаслуженно мало
внимания. Чем более важным представляется этот вопрос в условиях действия
Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации,
которые значительно более гуманные и демократичные решают вопросы
назначения и отбывания наказания.
Наказание в уголовном праве – явление социально-правовое. Социальное
назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет
рассматривается как одно из средств борьбы с преступностью, специфический и
весьма жесткий регулятор поведения людей, вступающих в конфликт с уголовным
законом. На различных этапах развития человеческой цивилизации государство
с помощью уголовного наказания пытается решить по сути одно и ту же задачу
– защитить общество от преступных посягательств на наиболее важные
социальные ценности, охраняемые уголовным законом.
Социальная функция наказания заключается в том, что в случае его применения к лицу, совершившему преступление, может быть восстановлен нарушенный общественный порядок, заглажен нанесенный потерпевшему вред, удовлетворена общественная потребность в наказании виновного, устранено чувство страха и неуверенности, возникшие у граждан в связи с совершением преступления, укреплена вера в способность правоохранительных органов бороться с преступностью и надежно защищать интерес человека, общества или государства.
Тема «Система и виды наказаний» достаточно актуально в настоящее время.
Эта тема очень широко обсуждается в трудах Красикова Ю. А., Игначова А. П.,
Кузнецова Н. Ф., статьях Т. Чернова, В. К. Дуюнова и другой литературе.
Глава I. Понятие и признаки уголовного наказания.
Преступление и наказание тесно связаны. Наказание – это естественная
реакция государства на совершенное преступление. Если общественно опасные
деяния не влечет за собой наказания, оно не может считаться преступлением.
Признак уголовной наказуемости – обязательный признак понятия преступления.
В юридической литературе понятие уголовного наказания используется в
самых разных значениях: как правовое воздействие на виновного в совершении
преступления; как способ (форма) уголовной ответственности ; как средство
(орудие, инструмент) уголовно-правовой борьбы с преступлениями; как кара
(воздаяние) виновному за содеянное; как форма (мера) государственного
принуждения, применяемого в отношении виновного; как боль (лишения,
страдания), некий ущерб, причиняемый на основе судебного приговора
виновному в совершении преступления и т.д.
Согласно ст. 43 УК наказание есть мера государственного принуждения назначаемая по приговору суда. Другими словами наказание рассматривается как ответ государства на совершение преступления и регламентируется… как уголовно-правовой, специфический способ правового регулирования на преступление.
Сущность наказания состоит в его свойстве быть материализованным выражением (формой) реагирования государства на акт преступления поведения виновного формой осуждения, порицания виновного и совершенного им преступления, формой, содержанием которой являются установленные законом правоограничения, возлагаемые по приговору суда на осужденного с целью о4казать на него требуемое психологическое и иное предупредительное воздействие и тем вызвать положительные изменения в его личности, чтобы в дальнейшем это лицо не совершало преступлений.
Можно выделить несколько специфических признаков, сочетание которых и
образует понятие наказания.
1. Наказание – это особая мера государственного принуждения, отличающаяся от иных мер государственного принуждения, отличающаяся от иных мер государственного принуждения как реакции государства на совершение лицом правонарушения, не являющеюся преступлением (административное, гражданско-правовое правонарушение, дисциплинарный проступок и т.д.).
Особый характер этой меры проявляется в следующем:
- наказание может быть назначено лишь за те действия, которые предусмотрены уголовным законом в качестве преступления (ч.с ст3, ст.14
УК РФ). Основанием применения к лицу наказания может быть только совершение преступления. Если же лицо не совершало преступления, то наказание не должно к нему применяться ни при каких условиях.
- наказание назначается только по приговору суда и от имени государства.
Так, в соответствии с ч.1 ст.43 Конституции РФ «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Согласно же ч.1 ст.118 Конституции РФ « правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».
Обвинительный приговор, вынесенный от имени государства и определяющий наказание лицу, виновному в совершении преступления, означает официальную государственную оценку совершенного преступления и самого преступления. В связи с этим «наказание есть государственное порицание лица, совершившего преступление».
- наказание, в отличие от других мер государственного принуждения, влечет за собой особое правовое последствие – судимость, которая погашается или может быть снята при определенных условиях, указанных в уголовном законе
(ст. 38 УК РФ).
2. Наказание носит строго личный характер. Оно применяется лишь в отношении самого преступника и ни при каких обстоятельствах не может быть переложена на других лиц (например, на родителей несовершеннолетнего преступника).
3. Наказание всегда связано с ограничением прав и свобод лица совершившего преступление, причиняет (или по крайней мере способно причинить) ему определенные моральные страдания и лишает его определенных благ (свободы, имущественных прав и т.д.). То есть по своему объективному содержанию «наказание является уголовной карой».
Любое наказание в той или иной степени должно иметь карательное содержание.
Тяжесть наказания должна соответствовать тяжести совершенного преступления, а в связи с этим – и личности виновного. При этом лишения и тяготы наказания, испытываемые осужденным, в определенной мере являются искуплением его вины «Без кары наказание – потеряло бы всякое предупредительное значение.
Указанные признаки позволяют отличать наказание от иных мер государственного принуждения. Так, наказание имеет сходство с принудительным исполнением решения по гражданским делам (последние также выносятся судом от имени государства и реализуются в принудительном порядке). Однако взыскание по гражданскому делу выносится, во-первых, не связи с совершением преступления, а по поводу споров имущественного или личного неимущественного характера и, во-вторых, не влечет уголовно- правовых последствий (например, судимости).
Содержание наказания (вид – размер) зависит от характера притупления и степени его общественной опасности. Характер преступления – величина постоянная. Он определяется объектом преступления. Потому-то считается, что убийство является более тяжким преступлением, чем причинение тяжкого вреда здоровью или изнасилование. Степень общественной опасности преступления имеет переменный характер, хотя и является объективной категорией. Она зависит от размера причиненного вреда.
Законодатель сам определяет тяжесть преступления и степень общественной
опасности и выражает это в санкции – части нормы, посвященной наказанию.
Кроме того, закон представляет суду право определять степень общественной
опасности конкретного преступления. Для этого он вводит санкции с одним
наказанием, но с большим диапазоном от минимума до максимума.
При учете характера и степени общественной опасности преступления надлежит исходить из того, что характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и отнесения уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступлений (ст.13УК РФ), а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершении преступления в соучастии).
Таким образом, уголовное наказание – это мера государственного принуждения которая содержится в уголовно-правовой норме и может быть применена судом только к лицу признанному виновным в совершении преступления. Если лицо совершило не преступление, а какое-либо иное нарушение к нему применяются другие меры правового воздействия. Уголовное наказание является естественным последствием совершенного преступления и должно, по общему правилу, соответствовать его тяжести и общественной опасности.
Наказание имеет следующие признаки:
1. Наказание есть особая мера государственного принуждения, которая:
- может быть назначена только за совершение лицом деяния, предусмотренного уголовным законом в качестве преступления;
- назначается только по приговору суда и от имени государства;
- влечет особое уголовно-правовое последствие судимость.
2. Наказание носит строго личный характер.
3. Наказание связано с ограничением прав и свобод лица, совершившего преступление.
Глава II. Система наказаний
Реализация целей наказания в правоприменительной деятельности суда осуществляется с помощью предусмотренного уголовного закона перечня наказаний, которые различают по своему содержанию характера оказываемого ими воздействия, пределом и порядку применения. Наказания, предусмотренные в Уголовном кодексе, образуют собой определенную систему.
Система наказаний – это установленный уголовным законом и обязательный для суда исчерпывающий перечень наказаний, расположенных в определенном порядке по степени их тяжести.
Систему наказаний образуют конкретные их виды, в совокупности составляющие целостное правовое явление. Система наказаний характеризуется следующими признаками:
1. Система наказаний состоит только из тех наказаний, которые предусмотрены уголовным законом. Никакая другая мера государственного принуждения, сколь бы строгой она ни была, не может быть отнесена к уголовному наказанию, если она не предусмотрена уголовным законом. Ни одно наказание не может определяться произвольно; его вид, размеры, основания и порядок применения могут быть указаны только в уголовном законе.
2. Перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда.
Осуществляя правосудие по конкретным уголовным делам, суд связан системой наказания и не может выйти за ее пределы, произвольно изменив основания, условия или порядок назначения тех или иных наказаний.
3. Наказания, входящие в систему расположены в определенном порядке, образуя собой «лестницу наказаний». В Уголовном кодексе РФ наказания располагаются по принципу от менее строгого к более строгому. По этому же принципу наказания располагаются и в альтернативных санкциях норм особенной части УК.
4. Перечень входящих в систему наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на каждый дынный может система наказаний представляет собой заверенное единство. В действующем российском уголовном законодательстве этот исчерпывающий перечень наказаний установлен в ст. 44 УК.
Все виды наказаний обладают рядом как общих, так и специфических черт, позволяющих классифицировать их по различным основаниям. Вопрос о классификации – один из важнейших в проблеме наказания: во-первых, для науки это прием, который не только вносит в изучение систему и порядок , но и предопределяет полноту и правильность выводов изучения; во-вторых, это существенно для разработки проблем уголовно-исполнительного права и применения положений педагогики, психологии и экономической науки в процессе исполнения наказания и эффективного достижения целей. К сожалению, действующее уголовное законодательство, как и прежнее, не дает единой классификации существующих наказаний, а в юридической литературе этот вопрос дискутируется уже многие годы. Ряд авторов классифицируют наказания:
- по способу сочетания наказаний – на основные и дополнительные;
- по особенности субъектов – на общие, назначаемые любым лицеем и
специальные, назначаемые определенному кругу лиц;
- по близости содержания – на связанные с исправительно-трудовым
воздействиям и не связанные с ним.
«Согласно другому направлению уголовные наказания следует различать в соответствии с правовыми, психологическими критериями». В соответствии с правовыми критериями наказание следует различать в зависимости от степени важности и порядка их назначения; степени суровости режимных ограничений, которые наступают для осужденных при исполнении наказаний; особенности субъектов, которым они назначаются; возможности их замены иными наказаниями или другими мерами правового воздействия; возможности условных наказаний, возможности назначения их на определенных срок. С точки зрения психологических критериев; ограничивающих либо полностью лишающего осужденного возможности осуществлять свои политические права и свободы, гражданские, трудовые и иные права, направленные на жизнь осужденного или на физическую свободу его передвижения. И, наконец, с точки зрения педагогических критериев: наказания, которым сопутствует государственное воздействие; наказания, которые исполняются одновременно и с государственным воздействием, и с общественным; наказания, за назначение которых должно следовать общественное воздействие.
Существуют и другие предложения классификации, но большинству из них
либо несколько ограничены, как первое, либо хороши лишь в теоретическом
плане, как второе. С точки же зрения практической значимости вторая
градация слишком громоздка и неудобна, поскольку не дает ни юристам, ни
просто гражданам четкого понятия сути того ил иного вида наказания.
Добавим, что подобную классификацию нельзя, или, по крайней мере,
затруднительно, провести в действующем законодательстве, что также снижает
ее практическую ценность.
По мнению В. Ткаченко «оптимальна как в теоретическом, так и практическом смысле градация по: 1) правовому аспекту и объекту карательного воздействия – на показания, связанные и не связанные с лишением свободы; 2) юридическому содержанию – на наказания, связанные и не связанные с исправительно-трудовым воздействием; 3) по порядку назначения и их юридической значимости – на основные, дополнительные и меры, применяемые как в качестве основных, так и дополнительных. Подобная классификация существует в уголовном законодательстве некоторых западных стран и, думается, вполне объективно было бы ввести ее уголовную систему наказаний нашего законодательства.
Применительно к действующему законодательству наказаниям, связанные с
лишением свободы, относятся арест, лишение свободы на определенный срок и
пожизненно. Среди остальных мер наказания есть те, которые свободу
ограничивают. Объем карательного воздействия, присущий этим наказаниям,
резко отделят их от всех иных. В ряду обширного числа мер, не связанных с
лишением свободы, особое место занимают в настоящее время имущественные
санкции и наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием.
Данные наказания в силу экономичности их реализации, достижения целей
исправления без изоляции от общества, а значит, и разрыва социально-
полезных связей осужденного с обществом, семьей могут оказать в некоторых
случаях более эффективное воздействие, чем наказания, сопряженное с
лишением свободы.
Важное значение имеет градация наказаний по юридическому содержанию. К сожалению, в литературе нет единого понятия исправительно-трудового воздействия. Не углубляясь в перечисление и анализ каждого из определений, следует заметить, что «под исправительно-трудовым воздействием следует понимать особый процесс воздействия, сочетающие методы убеждения, обязательным признаком которого является постоянный, длительный труд как основа исправления.
К наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием (в рамках приведенного определения), по действующему уголовному законодательству относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы. Именно эти меры уголовного наказания связаны с особым воспитательно-трудовым воздействием длительного, непрерывного характера. Остальные меры наказания не сопряжены с таким процессом, поскольку они либо являются одноактными, либо хотя и рассчитаны на длительное время, но не связаны с применением к осужденному особых методов убеждения и принуждения, обязательно включающих труд.
Законодатель, принимая уголовный кодекс или иные общие уголовно-
правовые акты (основы уголовного законодательства, уголовные уложения и
др.), стремится создать набор мер наказания, который, по мнению
законодателя, назвали бы:
- учитывать, различая преступного поведения, личность преступника;
- выбирать наиболее подходящие к типовым ситуациям виды наказания;
- обеспечивать эффективность наказания, восстанавливая правовой мир и
порядок в соответствии с интересами общества, чувством социальной
справедливости.
Таким образом, «система наказаний должна отражать цели правовой и уголовно-правовой политики и содействовать эффективной ее реализации».
Свойства системы наказаний раскрывают на протяжении всей истории существования уголовного наказания судебной практикой и осмысливаются уголовно-правовой наукой. Следует выделить общие свойства, присущие любой системе видов наказания, и особенные или специфические свойства, присущие отдельным (национальным) системам видов наказания.
Общие и специфические свойства, в свою очередь, могут иметь
нормативные, юридико-правовой и ненормативный, социальный характер, т.е
отражать уголовно-правовые и социальные основания системы наказаний.
Судебная практика, ориентируясь на закон, традиции, правосознание, иные
факторы, определяет собой реальное соотношение отдельных видов наказания в
системе, выявляет их действительные связи. Вид наказания, также назначенный
на практике «очевидно и занимает первенствующее положение в системе
наказаний как сочетаются на практике основные и дополнительные виды
наказаний, так и осуществляется их реальное взаимодействие. Правда, при
этом юристы осознают, что практика назначения наказания имеет существенные
недостатки. Она зачастую не использует достаточно эффективно возможности
системы наказаний. Но как бы то ни было, практика назначения наказания есть
социальный феномен, существующий реально можно стремиться совершенствовать
судебную практику, но вначале ее нужно изучать.
В науке уголовного права выделяются следующие общие нормативные свойства системы наказаний:
1. Легалистический характер, т.е закрепленность в законе и в только в законе; обязательно и принудительность;
2. Взаимодополняемость и зависимость отдельных видов наказаний;
3. Регламентированность выбора мер показания.
Существует также такие общие свойства системы как:
- направленность воздействия на различные элементы структуры личности, ее
интересы, мотивацию поведения;
- потенциальная возможность адаптации к различным социальным интересам и
типам правового сознания;
- потребность в особом социально-правовом механизме реализации, в который
входят: правоохранительная система, позиции общества, в частности
готовности, выделить необходимые ресурсы и др.
Таким образом, под системой наказаний понимается установленный в уголовном законе исчерпывающий перечень видов показаний, расположенный в определенном порядке.
Глава III. Классификация наказаний
Все наказания, предусмотренные уголовным законом, могут быть
классифицированы по определенным признакам:
- по порядку (способу) их назначения;
- по субъекту, к которому они применяются;
- по возможности определения срока;
- по характеру воздействия, оказываемого на осужденного при их применении.
По порядку назначения наказания подразделяют на три группы:
1. Основные
2. Дополнительные
3. Такие, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных.
Основными «считают такие виды наказания, которые не могут назначаться как дополнительные к другим видам наказания и ни в коем случае не могут назначаться, если они не указаны в санкции статьи, предусматривающей ответственность за преступление, по которому выносится приговор», т.е те наказания, которые назначаются только самостоятельно и не могут быть присоединены к другим наказаниям.
Согласно ч.1 ст. 45 УК РФ основными наказаниями являются: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе
«ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.
Дополнительные – это наказания, которые назначаются лишь в дополнение к основным и самостоятельно назначаться не могут.
Дополнительные наказания присоединяются к основному для его усиления, позволяя максимально индивидуализировать наказание исхода из характера и степени общественной опасности совершенного преступления и лица, его совершившего. Согласно ч.3 ст.45 УК РФ дополнительными наказаниями являются лишение специального, воинского или почетного звания, классного типа и государственных наград, а также конфискация имущества.
Наказаниями, которые могут выступать в качестве основных и дополнительных, являются такие, которые достаточно легко исполняются наряду только (исключительно) основными и рационально дополняют потенциал воздействия основного наказания. Ст.45 УК РФ относит к ним штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
По субъекту, к которому применяются наказания, они подразделяются на общие и специальные. Общие – это те наказания, которые могут быть применены к любому лицу, признанному виновным в совершении преступления. Специальными называются наказания, применяемые к строго ограниченному законом кругу осужденных. Так, содержание в дисциплинарной воинской части назначается лишь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава.
По возможности определения срока наказания классифицируется на срочные и наказания, не связанные с установлением определенного срока
(одномоментные). Срочными являются наказания, в которых они могут быть определены по приговору суда. Ряд наказаний по своему характеру таковы, что на связаны с каким-либо сроком их отбытия. Ими являются штраф, лишение специального воинского или почетного звания, классного типа и государственных наград, конфискация имущества и смертная казнь.
По характеру воздействия, оказываемого на осужденного, наказания могут быть подразделены на три группы
1. наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы;
2. наказания, состоящие в лишении или ограничении свободы
3. смертная казнь
Таким образом, наказания классифицируются по порядку (способу) назначения (основные, дополнительные; наказания, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных), по возможности определения срока (срочные, одномоментные), по субъекту, к которому они применяются (общие и специальные), по характеру воздействия, оказываемого на осужденного.
Глава IV. Отдельные виды наказаний
Штраф
Штраф находится на первом месте в перечне видов наказаний. Уже из этого следует, что законодатель считает его эффективным видом наказания, который может с учетом обстоятельств дела и личности виновного найти широкое применение в судебной практике.
Воздействие штрафа, как вида наказания, направлено, в первую очередь, против имущественного статуса осужденного. Это дает возможность законодательно предусмотреть его в качестве, как основного, так и дополнительного вида наказания, главным образом, в статьях Особенной части УК РФ за корыстные преступления.
Весьма эффективным штраф может быть и в борьбе с другими преступлениями, при совершении которых нет необходимости изолировать виновного от прежней социальной среды.
В соответствии со ст. 46 УК РФ, штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.
«Однако на практике может сложиться неоднозначная ситуация, когда по истечении определенного времени штрафные санкции существовавшие на момент совершения преступления, могут существенно измениться в сторону ухудшения на время назначения наказания виновному. Это обстоятельство расходится с требованиями ст. 10 УК РФ, т.к оно не позволяет усиливать наказания, несмотря на существующий законодательный запрет: Кроме того, окончательное наказание определяется уголовным законом, действующим после совершения преступления, что также противоречит ст.
9 УК РФ, где говорится, что «преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим на время совершения этого деяния».
Поэтому правильным является предложение, высказанные рядом ученых, что размера штрафа должны исчисляться исходя из минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством РФ на момент совершения преступления.
Необходимо также согласиться с высказанным в научной литературе мнение о необходимости дополнения ст. 46 УК РФ о штрафе указаниями на два вида этого наказания: на штраф, исчисляемый в кратком отношении к величине причиняемого преступлением ущерба и штрафа, исчисляемый в кратном отношении к величине незаконно полученного вследствие совершенного преступления дохода, т.к особо важное значение подобные меры имели бы именно в отношение преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности.
Согласно ст. 31 УИК РФ, осужденный к штрафу связан, уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.
Однако, как правило, лица, осужденные к данному виду наказания, избегают добровольно выплачивать штраф. При этом они используют различные способы уклонения: предоставляют медицинские и иные справки удостоверяющие наличие нетрудоспособности, документы, подтверждающие отсутствие имущества, подлежащего описи и т.д. Данные обстоятельства служат препятствием к исполнению принятого судебного решения.
В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется на обязательные работы, исправительные работы, арест согласно размеру штрафа в пределах, предусмотренных УК РФ для этих видов наказания.
Лишения права занимать определенные должности или занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Этот вид наказания состоит в запрещений занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной, либо иной деятельностью.
Данный вид наказания оказывает существенное психологическое воздействие на осужденного, значительно ограничивает его права и возможности, способствует очищению государственной службы и иных видов деятельности от лиц, которые наносят серьезные ущерб обществу и отдельным гражданам.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6-ти месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.
В приговоре суда должно быть только указано, какие должности осужденному запрещено занимать ими, какой деятельностью ему запрещено заниматься.
УК РФ определяет порядок исчисления сроков этого наказания. При назначении его в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условии осуждения срок этого наказания исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.
При назначении его в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условии осуждения срок этого наказания исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.
При назначении в качестве дополнительного наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все указанных основных видов наказания, но при этом его срок исчисляется с момента их объекта (ч. 4 ст. 47 УК РФ).
Лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. В соответствии со ст. 48 УК РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Это наказание применяется лишь в качестве дополнительного. Оно связано с моральным воздействием на осужденного, а также лишением его определенных преимуществ, установленных для лиц, имеющих специальные, воинские или почетные звания, классные чины и государственные награды.
Различают такие виды званий, как специальные, воинские, почетные, ученые, спортивные и др.
Специальные звания присваиваются работникам органов внутренних дел, таможенной и налоговой служб, дипломатической службы и некоторых других. Почетные звания присваиваются за особые заслуги. К ним относятся: заслуженный или народный артист РФ, заслуженный юрист РФ,, народный учитель РФ и др. Классные чины присваиваются государственными служащими, занимающим государственные должности, сотрудникам прокуратуры, судьям.
Под государственными наградами понимаются награды СССР, РСФСР ИРФ.
Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя
Российской Федерации, Ордена, медали.
Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.
Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов не свыше 4-х часов в день.
Обязательные работы – это основной вид наказания, который исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного по согласованно с уголовно-исполнительными инспекциями.
Обязательные работы могут успешно применяться в качестве альтернативы краткосрочному лишению свободы т.к., по мнению А.Д
Чернова «способствуют достижению целей уголовного наказания и, кроме того, менее дорогостоящи, чем лишение свободы». Определяющей особенностью нового вида наказания состоит в том, что работы являются неоплачиваемые, т.е. труд осужденного бесплатный. Карательное свойство этого вида наказания состоит в том, что работы, к которым привлекается осужденный, носят обязательный характер, и вид работ определяется независимо от воли осужденного. Исполнение обязательных работ дает возможность преступнику исправляться без изоляции от общества, выполняя общественно полезные работы. Наряду с этим общество имеет возможность активно принимать участие в реабилитации осужденного, принимая его сотрудничество в труде. Обязательные работы необходимо использовать в качестве альтернативы лишению свободы при назначении наказания за преступления небольшой тяжести против личности, конституционных прав и свобода человека и гражданина, некоторых преступлений в сфере экономики, служебной деятельности и т.д.
Исправительные работы согласно ст. 50 УК РФ заключаются в том, что из заработка, осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного.
Исправительные работы оказывают психологическое воздействие на осужденного, воплощая в себе упрек государства; ограничивают права осужденного на перемену места работы и, косвенно, возможности профессиональной карьеры во многих сферах (государственная служба, банковская деятельность, система образования и др.); порождают имущественные последствия, уменьшая реальный заработок осужденного. В то же время исправительные работы как вид наказания в целом экономичны, не связаны с разрывом позитивных социальных связей осужденного.
Исправительные работы – традиционная мера наказания в нашем праве.
На протяжении многих десятилетий к ней приговаривалось 17-20% осужденных. Хотя в последнее время воспитательная работа с осужденными ослаблена, в определенной мере, особенно с нарушителями режима она проводится. Осужденный обязан работать; какое-то воздействие на него оказывает трудовой коллектив. Ограничено его право на отпуск. Перемена работы по собственному желанию возможно лишь с разрешения инспекции исправительных работ. Наконец, удержание до 20% зарплаты тоже кое-что значит. После упразднения условного осуждения с обязательным привлечением к труду реальной единственной мерой, которая хоть как-то дополняет вакуум между лишением свободы и штрафом является исправительные работы. Их ликвидация привела бы к резкому росту краткосрочного лишения свободы.
Вместе с тем исправительные работы нуждаются в модернизации. Изжил себя один из видов этого наказания – исправительные работы в иных местах. Необходимо дифференцировать порядок удержаний из заработка осужденных, разрешив суду назначить их не только в процентах к зарплате, но и в твердой сумме, эквивалентной минимальной месячной оплате труда. Это необходимо в связи с тем, что у многих осужденных нет фиксированного заработка, а точный учет дохода помесячно невозможен.
Назначая подсудимому, исправительные работы или штраф, следует выяснить его материальное положение, наличие на иждивении несовершеннолетних детей, престарелых родителей и т.п.
В случае злостно уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишение свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.
Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а так же осужденными военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, вместо исправительных работ предусмотренных соответствующими статьями особенной части УК РФ.
Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинским звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Ограничение по военной службе оказывает на осужденного психологическое воздействие фактом судимости, содержанием упрека государства, ограничивает или замедляет продвижение по службе, влечет экономические утраты, связанные с удержанием из денежного содержания в доход государства.
Ограничение по военной службе применяется в двух случаях: когда в санкции статьи Особенной части УК РФ предусмотрен этот вид наказания за преступление против военной службы и вместо исправительных работ, предусмотренных статьями, устанавливающими ответственность за конкретные преступления.
Уголовный кодекс определяет конфискацию имущества как принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного (ст. 52 УК
РФ).
Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом, только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.
Конфискация имущества устанавливается только в качестве дополнительного вида наказания, которое оказывает серьезное имущественное воздействие на осужденного и в современных условиях может оказаться более значимым наказанием, чем лишение свободы и иные виды наказания.
Объектом конфискации могут быть жизненно важные для осужденного и его семьи имущественные ценности, поскольку законодатель не делает специального исключения из перечня объектов конфискации, а именно: квартира; предприятие, принадлежащее на праве собственности; транспортные средства, создающие возможность работать и зарабатывать.
Полное лишение имущества крайне затрудняет адаптацию осужденного к нормальной жизни после отбытия наказания, а его семья может лишиться средств к существованию в условиях объективно возникающего резкого сокращения рабочих мест на государственных предприятиях:
Определяя пределы конфискации, суд учитывает начала соразмерности наказания, не подвергая осужденного таким лишениям, которые явно не соответствуют целям восстановления социальной справедливости.
Из сравнительного исследования прежнего и нового УК РФ следует, что сокращение применения конфискации имущества в качестве наказания в основном достигнуто в результате декриминализации ряда деяния, исключение ее из санкции статей за некорыстные преступления, а также замены в ряде санкций конфискации имущества штрафом. Следовательно, законодатель учел предложения о применении конфискации имущества только за корыстные преступления, а также замен во всех возможных случаях данной меры на штраф.
Особый интерес вызывает условие, определенное законодателем как обязательное для назначения наказания в виде конфискации имущества.
Таким условием является совершение преступления из корыстных побуждений. С полным правом можно утверждать, что это в сущности меняет саму возможность назначения наказания в виде конфискации имущества за совершенное преступление.
В отличие от норм, где конфискация имущества предусмотрена факультативно, имеются нормы с обязательным характером ее применения, где остался нерешенным вопрос об ответственности соучастников преступления, а также при конкуренции мотивов. В последнем случае нередко основной мотив, толкнувший лицо на противоправное деяние, исполняется и осложняется иными чувствами, побуждениями и личными отношениями – неодинаковыми как по своему значению, так и по той роли, которую они играют в укреплении решимости совершить преступление.
Однако, возможно совершение и корыстных преступлений, в которых корысть не являлась основными движущим мотивом.
Следовательно, в каждом конкретном случае задача должна сводиться к тому, чтобы установить, какой мотив имел доминирующие значение, являясь основным для совершения преступления, и в соответствии с этим решать вопрос о конфискации имущества.
Ограничение свободы назначается только в качестве основного наказания и заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора 18-ти летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.
Ограничение свободы назначается:
- лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, - на срок от одного года до трех лет
- лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, - на срок от одного года до пяти лет. В случае замены обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.
Наказание данного вида предполагает психологическое воздействие на осужденного, создает возможности для надзора за его поведением или ограничением личных свобод осужденного, а также возложение на осужденного тягот, связанных с вынужденной необходимостью соблюдения режима, который так или иначе должен существовать в любом специальном учреждении, и подчинения личности ограничивающим ее потребности условиям данного учреждения.
Место отбывания ограничения свободы – исправительный центр, который, как правило, находится в пределах территории субъекта РФ, в котором осужденный проживал или был осужден.
Ограничение свободы не назначается лицам, признанными инвалидами I и II группы, беременными женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 8-ми лет, женщинам, достигшим 60-ти летнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.
Арест предполагает оказание психологического воздействия на осужденного и возложение на него физических тягот, связанных со строгой изоляцией от общества, с подчинением условиям режима. Это воздействие должно быть дополнено мероприятиями, направленными на достижение целей наказания, т.е. на восстановление социальной справедливости обеспечение правомерного поведения, как осужденного, так и третьих лиц. Специфическое содержание ареста состоит в концентрированном и повышено жестком воздействием на осужденного, осуществляемом в течение относительно короткого срока.
Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8-ми лет.
Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте. По мнению А.
Бриллиантова и А. Михлина «арест, как мера наказания в принципе возражений не вызывает, но в ближайшем будущем он введен быть не может, т.к. нет помещений, где могли бы содержаться арестованные.
Строительство их, даже в случае выделения денег и ресурсов, займет не менее 5-7 лет. Видимо, целесообразно сначала построить арестные дома, а уже потом вводить в закон соответствующую меру.
Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащими, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока служба по призыву.
Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновно свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше 2-х лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
Этот вид наказания предполагает возможность психологического воздействия на осужденного путем формирования уголовно-правового упрека, а также возложением дополнительных тягот, связанных с прохождением службы в части с более жестким режимом.
Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, отбывают наказание в отдельных дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах. В период отбывания содержания в дисциплинарной воинской части все осужденные военнослужащие независимо от их воинского звания ранее занимаемой должности находятся на положении солдат (матросов) и носят единые установленные для данной дисциплинарной воинской части форму одежды и знаки различия.
Время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы не засчитывается.
Осужденным военнослужащим, овладевшим воинской специальностью, знающим и точно выполняющим требования воинских уставов и безупречно несущим службу, освобождаемым из дисциплинарной воинской части после истечения срока их призыва время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть зачтено в общий срок военной службы (ст. 171 УИК).
При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.
Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещение в исправительную колонию общего, строго или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора 18-ти летнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима (ч. 1 ст. 56 УК
РФ).
Лишение свободы на определенный срок является основными наказаниями и применяется в случаях, когда исхода из характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного для достижения цели направления необходима его изоляция от общества.
Лишению свободы присущи следующие признаки:
- принудительная изоляция осужденного от общества в специальных учреждениях на определенный срок
- возложение на осужденного иных правоограничений, изменяющих его правовой статус;
- применение к осужденному исправительно-трудового воздействия с целью его исправления.
Лишение свободы устанавливается на срок от 6-ти месяцев до двадцати лет. В случае частичного или полного сложения сроков по совокупности преступлений – не более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров – не более тридцати лет лишения свободы. В случае замены исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы меняется нижняя граница этого наказания, и оно может быть назначено на срок менее шести месяцев.
Лишение свободы оказывает, по видимому, наиболее сильное воздействие на осужденного. Оно воплощает наиболее тяжкий упрек государства за совершенное деяние, способствует восстановлению социальной справедливости, а также создает в результате изоляции осужденного и осуществления связанного с этим режима условия для исправления, осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Лишение свободы, является ответом на общественную опасность преступления, в значительной степени разрывает прежние социальные связи осужденного, лишает его возможности вести привычный образ жизни, заставляет переносить дополнительные физические и психологические нагрузки и тяготы, ставит в зависимость от многих людей, включая, к сожалению, лиц, склонных к агрессии, преступному поведению. Многими исследованиями и практикой установлены тяжкие последствия лишения свободы для личности.
В соответствии со ст. 58 УК РФ и ст. 74 УИК отбывшие лишения свободы назначается:
- лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности к лишению свободы на срок не свыше пяти лет – в колониях поселениях;
- лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений, а также лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет, - в исправительных колониях общего режима;
- мужчинам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный раннее отбывал лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве преступлений, - в исправительных колониях строго режима
- мужчинам при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденными к пожизненному лишению свободы, - в исправительных колониях особого режима.
Лицам, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме. Изменение вида исправительного учреждения, назначенного приговором, производитель судом в соответствии с уголовно- исполнительным законодательством РФ.
Пожизненное лишение свободы относится к основному виду наказания и в соответствии со ст. 57 УК РФ устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь.
Законодатель сохраняет для лиц, которым назначен данный вид наказания, шансы на освобождение, стимулируя их к исправлению. Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно- досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее 25 лет лишения свободы.
Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до 18-ти лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-ти летнего возраста.
Осужденные к пожизненному лишению свободы наказание в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы. Условия отбывания наказания в таких колониях значительно строже (ст. 127 УИК), чем в других колониях особого режима (ст. 124 УИК)
Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.
Человека, приговоренного к смертной казни, сразу после вынесения приговора стригут наголо и переводят в специальную полосатую униформу без карманов. Тюремный врач проводит детальное обследование приговоренного. В прежнюю камеру его уже не возвращают. Смертников перевозят в так называемые кустовые тюрьмы, которые определены как места приведения смертных приговоров в исполнения. Через определенное время статус кустовой получает другая тюрьма. Для смертников существуют специальные одиночные камеры, расположенные отдельно от других. Обслуживает приговоренных специальная бригада инспекторов.
Нормы питания обычные. Передачи – по специальному разрешению.
Проверяются они особенно тщательно. Письма перлюстрируются. Прогулки разрешены только в индивидуальном порядке. Свидания – только с ближайшими родственниками и опять – таки по специальному разрешению суда.
День и час казни в каждом конкретном случае определяется начальником тюрьмы, прокурором и судом. При исполнении приговора присутствуют начальник тюрьмы, прокурор (или их заместители), врач, палач-исполнитель приговора и несколько подручных, в обязанности которых входит «конвоированные приговоренного и его похороны».
Характер воздействия смертной казни на общество не вполне ясен.
Вызывая у определенного круга людей чувство восстановления социальной справедливости, смертная казнь одновременно повышает уровень взаимной нетерпимости и содержит возможность ответной реакции, особенно опасной в условиях роста преступности.
Воздействие смертной казни на осужденного состоит вначале в причинении ему глубочайших психологических страданий, а затем прекращения существования.
Замена смертной казни осуществляется в порядке помилования пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.
Смертная казнь исполняется непублично путем расстрела (ст. 186
УИК).
Таким образом, Уголовный кодекс РФ предусматривает 13 видов наказания:
1. штраф;
2. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
3. лишение специального, воинского ил почетного звания, классного типа и государственных наград;
4. обязательные работы;
5. исправительные работы;
6. ограничение по воинской службе;
7. конфискация имущества;
8. ограничение свободы
9. арест;
10. содержание в дисциплинарной воинской части;
11. лишение свободы на определенный срок;
12. пожизненное лишение свободы;
13. смертная казнь.
З А К ЛЮ Ч Е Н И Е
Институт уголовного наказания, способствующий воплощению в жизнь социально-превентивной функции уголовного права (общее и специальное предупреждение преступлений), является одним из важнейших институтов уголовного права.
Вопрос об эффективности уголовного права в значительной мере сводится к вопросу об эффективности уголовного наказания и зависит от правильного определения целей наказания.
Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Помещены они в уголовный кодекс в определенном порядке, образуя в целом систему наказаний.
Системой наказаний является установленный в уголовном законе перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке.
Установление в законе видов наказания с указанием их размеров (сроков) и порядка их применения имеет очень важное значение для реализации основных принципов уголовного права при назначении и индивидуализации наказания осужденным. Значение исчерпывающего перечня наказаний состоит в том, что суд не может назначить осужденному такое наказание, которое не указано в этом перечне.
Наказание могут классифицироваться по порядку (способу) назначения на основные, дополнительные и наказания, могущие назначаться как в качестве основных, так и дополнительных; по возможности определения срока на срочные и одномоментные; по субъекту, к которому они применяются на общие и специальные; по характеру воздействия, оказывающего на осужденного ни связанные с лишением или ограничением свободы, не связанные с лишение или ограничением свободы, смертная казнь.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
3. Уголовный кодекс Российской Федерации
4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №40. О практике назначения судами уголовного наказания от 11. июня 1999 г.
5. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации.
Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор д.ю.н., проф. А.И. Зубков. – М.: издат. группа ИНФПА-М-НОРМА, 1997. – 408 с.
6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Изд. 2-е, изм. и доп. Под общей ред. Генерального прокурора РФ, проф. Ю.И. Скуратова и Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. – М.: издат. группа
НОРМА-ИНФА-М, 1998-832с.
7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Под ред.
Лауреата премии СССР, проф., д.ю.н. Н.Ф. Кузнецовой.-М.: ЗЕРЦАЛО,
1998.-878с.
8. Карпец И. И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы.-М., 1973.-385с.
9. Ной И.С. Сущность и функции наказания в советском государстве.-
Саратов, 1973.-321с.
10. Шаргородский М.Д. Понятие и цели наказания. Курс советского уголовного права: В 5-ти т. Т.2.-л, 1970-328с.
11. А.В. Наумов. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. –
М.: издательство БЕК, 1996.- 560с.
12. Уголовное право. Общая часть. Учебник для вызов. Ответственные редакторы – д.ю.н., проф. И.Я. Козяченко и д.ю.н., проф. З.А.
Назнамова. – М.: Издат. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1998-515с.
13. Уголовное право России. Общая часть: Учебник под ред. Проф. А.И.
Рарога. – М.: Институт международного права и экономики им А.С.
Грибоедова, 1998. – 320с.
14. Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х ч. Т.1. Общая часть.
Ответственные редакторы и руководители авторского коллектива – д.ю.н., проф. А.Н. Игнатов и д.ю.н., проф. Ю.А. Красиков. –М.: Издат. группа
НОРМА-ИНФАРА-М, 1999-639с.
15. Бриллиантов, А. Михлин. Российская Юстиция, 1994, №40.
16. А. Степанищев. Конфискация имущества № Российская юстиция. – 1998, №6.
17. А.П. Кузнецов, С.П. Изосилов. Проблема исполнения отдельных видов наказаний. Следователь. – 2000, №7
18. Г. Стеничкин. Наказание в виде ограничения свободы //Законность –
2001, №3.
19. Дуюпов В.К. Наказание в уголовном праве России – принуждение или кара?// Государство и право. – 1997, №11
20. Камынин И., Колесников А. О трудностях толкования нового уголовного законодательства // Законность – 1998, №11
21. Ткаченко В.И. Наказание. Сравнительный анализ// Юридический мир. –
2000, №11.
22. Чернов А. Д. Основные направления развития видов наказаний, не связанных с лишением свободы, на совершенном этапе // Следователь. –
1999, №45.