Министерство образования Российской Федерации
Орский Гуманитарно – Технологический Институт
(филиал) Оренбургского государственного университета
Практика построения логистических систем.
Курсовая работа
Орск 2001
Министерство образования Российской Федерации
Орский Гуманитарно – Технологический Институт
(филиал) Оренбургского государственного университета
Механико – технологический факультет
Кафедра материаловедение и технологии металлов
Практика построения логистических систем.
Курсовая работа
Исполнитель: Липкина Т. О.
студентка III курса, группы УМ – 31
специальность 120812 « Материаловедение » __________
Подпись
Научный руководитель: Иванова Е. П. __________
Подпись
Зав. Кафедрой: Клевцова Н. А.
Доцент __________
Подпись
Дата допуска к защите:
Орск 2001
Реферат.
Оглавление.
Введение
5
Глава 1. Логистика и рынок. Основные понятия и определения. 6
Глава 2. Логистический менеджмент в организации ПЭС/СКК. 17
1. . Организационная и квалификационная структура организации.
17
2. . Организационная структура отдела логистики.
20
3. . Взаимодействие отдела логистики с основными функциональными сферами бизнеса.
21
4. . Логистическая концепция в бизнес деятельности организации.
27
5. . Постановка задачи оптимизации логистической схемы. 39
Заключение.
40
Список литературы.
41
Введение
В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.
Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах связан прежде всего с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и микрохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.
Настоящая курсовая работа посвящена раскрытию вопросов логистики как науки о планировании, контроле и управлении движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя, управления финансовыми потоками, закупочной деятельностью организации.
Основной задачей курсовой работы является разработка оптимизационной логистической схемы организации.
1.Введение в логистику.Основные понятия и определения.
Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать) – это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря
военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято
считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который
дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками».
Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг
вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение
места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д.
Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией
Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к
середине XIX века.
Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и, прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.
Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно- материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.
Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период экономического кризиса 30-х годов идеи интеграции снабженческо- производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики – логистику.
В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе
зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в
определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к
товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые
необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю.
Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления
товародвиженческими операциями, оно включает анализ рынка поставщиков и
потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а
также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса
товародвижения.
В рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных трактовок. Анализируя их, нетрудно заметить ряд аспектов, через призму которых рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили улравленческие, экономические и оперативно-финансовые аспекты.
Так, профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением', определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, – это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.
Многие специалисты исследуемой области, в том числе французские, отдают
предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как
«...совокупность различных видов деятельности с целью получения с
наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное
время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность
в данной продукции».
Некоторые определения логистики отражают как управленческий, так и экономический аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, данная профессором Пфолем (ФРГ), который увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение.
В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно– финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.
Разумеется, в отмеченных выше трактовках логистики справедливо выделяются те или иные ее стороны, однако упускается из виду важнейший, по нашему мнению, аспект логистики – возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, т. е. на ее конечные цели. Этот аспект, по существу, находит отражение во втором подходе к определению логистики.
Первыми практический потенциал логистики предугадали американские специалисты Пол Конверс и Питер Дракер. Они определили ее потенциальные возможности как «последний рубеж экономии затрат» и «неопознанный материк экономики». Впоследствии их точку зрения разделили многие теоретики логистики. Такие американские исследователи, как М. Портер. Д. Сток и некоторые другие, полагают, что логистика вышла за границы ее традиционного узкого определения и имеет большое значение в стратегическом управлении и планировании фирмы.
Приверженцами расширительного толкования логистики являются и
французские специалисты Э. Мате и Д. Тиксье, которые подразумевают под ней
«способы и методы координации отношений фирмы с партнерами, средство
координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией
предложения ... способ организации деятельности предприятия, позволяющий
объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, с целью
оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых
фирмой для реализации своих экономических целей». Э. Мате и Д. Тиксье
считают, что «...логистика находится в самом сердце осуществляемого
компанией в различных областях выбора, в центре предпринимаемых действий;
несомненно, она представляет собой важный фактор разработки общей политики
фирмы».
К сторонникам расширительной трактовки логистики относятся также английские ученые Д. Бенсон и Дж. Уайтхэд. По их мнению, логистика охватывает исследование и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку сырья, материалов и оборудования, включает контроль за запасами и ряд последовательных товародвиженческих операций, изучение обслуживания покупателей.
Из приведенных определений логистики иностранными специалистами
следует, что она представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг,
многие из основных функций которого перешли к логистике. Одним из
подтверждений этого может служить создание на ряде фирм логистических
структур, поглотивших ранее функционировавшие подразделения маркетинга.
Более того, такие английские исследователи, как М. Кристофер и Г. Уилс,
считают, что логистика эффективна не только на уровне фирм, но и на
отраслевом уровне. Ей, полагают они, должны принадлежать решения по
общеэкономическому процессу отрасли, включая вопросы размещения предприятий
и складов.
В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики:
> логистика, связанная с обеспечением производства материалами
(закупочная логистика)
> производственная логистика
> сбытовая (маркетинговая, или распределительная, логистика)
> транспортная логистика (которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики).
Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логистикой.
Логистика является системой, содержащей функциональные области. Между областями логистики существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, когда для основного производства характерно пространственное сосредоточение оборудования, создание резервов производственных мощностей (так называемых систем «островов производства»), в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем, чтобы выполнить индивидуальные заказы. В логистиеской цепи, т. е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья (рис.1): поставка материалов, сырья и полуфабрикатов хранение продукции и сырья производство товаров распределение (включая отправку товаров со склада готовой продукции) потребление готовой продукции
Рисунок1. Логистическая цепь
Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.
Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.
На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем.
Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.(рис.2 а ).
Эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник.(рис.2 б ).
Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.(рис.2 в ).
Рис. 2. Принципиальные схемы логистических систем различных видов.
Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и
элементов логистики. Примером может служить внутрипроизводственная
логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические
операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др.
Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке,
реализации и контролю над процессами перемещения товаров внутри
промышленных предприятий.
Усложнение производства и обострение конкуренции в 80 – 90-х гг нашего столетия потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Ибо, как показала практика, недоучет тесной связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, как об этом уже отмечалось выше, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.
Одна из основных задач логистики заключается также в создании
интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и
информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.
С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как:
соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за
материальным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение
стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов
управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации
полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки
и складирования; расхождение между намеченными целями и возможностями
закупки и производства.
В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные.
Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличается от функций традиционного материально-технического обеспечения.
К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.
В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.
Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.
[pic]
Рис.3. Функциональная схема логистики
К числу функций логистической координации (см. рис.3) относятся:
выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и
частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и
прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных,
касающихся заказов и потребностей клиентуры (см. рис.3). Перечисленные
функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар.
В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся
формула – «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» – имеет
под собой весомое основание. В известной степени формула применима и к
координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом,
логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса
и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей
информации.
В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.
2. Логистический менеджмент в организации ПЭС/СКК.
2.1. Организационная и квалификационная структура организации ПЭС/СКК.
Паккард Электрик Системс/Самарская Кабельная Компания (сокращенно
ПЭС/СКК) является совместным предприятием фирмы General Motors Co. и
Самарской Кабельной Компании. General Motors Co. владеет 51% акций,
Самарская Кабельная Компания – 49% акций совместного предприятия. ПЭС/СКК
входит в группу предприятий с общим названием Delphi Packard Electric
Systems Europe, основным профилем которых является изготовление жгутов
проводов для автомобилей.
ПЭС/СКК выпускает жгуты проводов для таких моделей АвтоВАЗа как ВАЗ-2105,
ВАЗ-2107, ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-2110, ВАЗ-2115. Кроме того, ПЭС/СКК
выпускает для АвтоВАЗа жгуты проводов для электронной системы управления
двигателем отечественного производства и производства фирм General Motors
Co. и Bosch.
Миссия организации:
Удовлетворение потребностей заказчиков в продукции высокого качества и увеличение своей доли на рынке путем поставки электрооборудования автомобилей на уровне мировых стандартов в Российскую автомобильную промышленность.
Прибыль от продаж должна обеспечивать капитальные нужды производства,
удовлетворять нужды инвесторов, при этом справедливо вознаграждая
работников и поставщиков.
Цели организации:
Стать признанным в России и СНГ лидером рынка автомобильных жгутов проводов.
Стремится к достижению превосходства в своем бизнесе.
Использовать любую возможность экспорта своей продукции.
Освоить новые технологии производства жгутов проводов отечественных и совместных проектов в автомобиле строении.
Достигнуть к 2000 году качества продукции, соответствующего
Европейскому стандарту качества QS-9000 и VDA-6.
Уменьшить долю кредитных средств финансово хозяйственной деятельности предприятия.
Постоянно обучать и совершенствовать уровень профессиональной подготовки кадров.
Использовать современные технологии и применять современные методы планирования производства и управления персоналом.
Осуществить к 2001 году программу импортозамещения компонентов.
Ценности организации:
Производственный профиль организации: производство
Годовой оборот (в рублях приблизительно): 62.000.000 рублей
Инвестиции: 2.000.000 $
Внешне экономическая деятельность организации это постоянные зарубежные партнеры: Германия, Турция.
Предприятие участвует в международных проектах: DAEWOO, FIAT
Стратегия организации:
Увеличить свою долю на рынке поставщиков электрооборудования автомобилей.
Развивать новые проекты в автомобилестроении.
Сбалансировать, структуру поставок сформировав клиентскую сеть.
Стремиться к расширению и увеличению уставного фонда.
Внедрить систему качества стандарта QS 9000.
[pic]
Рисунок 4. Организационная структура ПЭС/СКК
2.2. Организационная и квалификационная структура отдела логистики.
Рисунок 5. Организационная структура отдела логистики
[pic]
2.3. Взаимодействие отдела логистики с основными функциональными отделами организации.
1 Планирование производства
- анализ потребностей заказчиков и расчет планов производства исходя из возможностей производства, илишков или недостатков материалов
- расчет планов производства для своевременного изготовления и доставки продукции заказчику, являющейся остродефицитной
- обеспечение информацией подразделений и лиц, производящих отгрузку о требуемой номенклатуре и количестве отгружаемой продукции
- выдача в цех производственных планов
- контроль за выполнением производственных планов
2 Материальное обеспечение
- анализ потребностей в основных и вспомогательных материалах в соответствии с производственными планами, наличии материалов на складах и их нормативными запасами
- расчет на основании анализа, отправление и отслеживание заказов поставщикам в срок, обеспечивающие безостановочную работу предприятия
- разработка норм запасов материалов с учетом их потребности , стоимости и времени доставки. Организация образования этих запасов, осуществление контроля за соблюдением их в установленных размерах
- работа с поставщиками и заказчиками по оперативной доставке остродефицитных позиций
- поиск новых поставщиков, подготовка контрактов
- участие в составлении рекламационных актов. Организация отправки забракованной продукции
- анализ поставщиков по надежности поставок, соблюдение контрактных обязательств
3 Организация работы складского хозяйства
- организация работы складов, обеспечение механизации складских операций
- обеспечение контроля за входящими материалами на их количественное соответствие сопроводительным документам
- работа и оперативная связь с прставщиками при ресоответствии количества принятых материалов количеству, указанному в сопроводительных документах
- оргпнизация хранения материалов и готовой продукции в соответствии с определенной системой идентификации
- организация хранения и выдача материалов в соответствии с принципом
FIFO
- обеспечение ежесменной выдачи в производство основны и вспомогательных материалов в соответствии с планом производства
- организация оперативного учета, составление и предоставдение установленной отчетности о движении материальных ценностей на предприятии, об остатках их на складах
- организация и проведение инвентаризаций
- обеспечение доставки материалов и готовой продукции , проведение погрузочно-разгрузочных работ
- оформление сопроводительных документов на отгруженную продукцию и материалы
4 Экспортно-импортные операции
- организация и проведение работ по таможенному оформлению экспортных и импортных грузов
- координация работ по оформлению сопроводительных документовдля грузов, требующих таможенного оформления, с соответствующими службами поставщиков и заказчиков и отделами внутри предприятия
- участие в подготовке контрактов
5 Планирование финансовых потоков
- разработка бюджетов на основе информации о потребностях предприятия в материалах, товарах и услугах, поступающей от отделов потребителей
- разработка бизнес-планов, в которых определяются цели по конкретному снижению затрат по каждому семейству материалов, товаров и услуг и реальные пути достижения этих целей
- Разработка стандартных цен на основные и вспомогательные материалы
Рассмотрим основные взаимосвязи отдела логистмки с другими подразделениями
предприятия(таблица 1.)
Таблица 1.
|No |Отдел |Отдел логистики |Отдел логистики передает |
| | |получает | |
| |Отдел качества|Заполненные формы по |Копии накладных на |
| | |проведению входного |комплектующие материалы |
| | |контроля(сведения о |Запросы на срочное |
| | |результатах входного |проведение контроля |
| | |контроля комплектующих |материалов |
| | |материалов и изделий) |Запросы на допуск в |
| | |Заключение о |производство комплектующих |
| | |возможности |материалов и изделий с |
| | |использования п |отклонениями от |
| | |производстве |установленных требований |
| | |комплектующих |Формы для входного контроля |
| | |материалов и изделий с |материалов |
| | |отклонениями от | |
| | |установленных | |
| | |требований | |
| | |Ежемесячные отчеты по | |
| | |качеству | |
| |Отдел по |Положения об изменении |Ходотайства об |
| |персоналу |оплаты труда |административном наказании |
| | |Транспорт для служебных|или поощрении работников |
| | |целей |отдела |
| | |Оформление |Заявки на прием новых |
| | |командировочного |работников на предприятии |
| | |удостоверения |Заявки на изменение |
| | | |заработной платы |
| | | |Заявки на оформление |
| | | |командировок |
| | | |Заявки на транспорт |
| |Отдел |1. Программное |Запросы на закупку и |
| |информационных|обеспечение, |установку оргтехники |
| |систем |консультации по его |Запросы на ремонт оргтехники|
| | |обслуживанию | |
| | | |Заявки на разработку |
| | | |программны обеспечений |
| |Инженерный |ВОМ изделий с |Запросы на возможность |
| |отдел |занесением в базу |примингения материалов с |
| | |данных программы SCALA |отклонениями от |
| | |Изменение конструкции |установленных требований |
| | |жгутов с занесением в |Перечень дефицитных |
| | |базу данных программы |материаловдля ограничения их|
| | |SCALA |приминения или замены на |
| | |Заключении о |другие |
| | |возможности | |
| | |использования в | |
| | |производстве материалов| |
| | |с отклонениями от | |
| | |установленных | |
| | |требований | |
| | |Совместное определение | |
| | |о приоритетных | |
| | |поставщиках | |
| | |комплектующих | |
| |Финансовый |Доверенности на |Оригиналы сопроводительных |
| |отдел |получении материальных |документов на материалы |
| | |ценностей |Отчетные данные о движении |
| | |Информацию о состоянии |материальных ценностей |
| | |взаиморасчетов с |Инвентаризационные ведомости|
| | |проставщиками | |
| | |Информацию о |Документы, подтверждающие |
| | |товарообороте |выполнение работ сторонними |
| | |предприятия |организациями |
| | | |Приходные докумунты на |
| | | |материалы |
| |Производство |Ежедневный отчет по |Производственные планы |
| | |выполнению |Основные и вспомогательные |
| | |производственной |материалы |
| | |программы |МБП |
| | |Информацию об остатках | |
| | |основных и | |
| | |вспомогательных | |
| | |материалах, незавершенн| |
| | |ой продукции | |
| | |Готовую продукцию | |
2. 4. Логистическая концепция в бизнес деятельности организации ПЭС/СКК
В условиях обострившейся конкуренции среди мер, с помощью которых можно
обеспечить рационализацию производства и усовершенствовать его технологию,
следует выделить снижение времени на прохождение изделий и запасов в цехах
и на складах. Применяемые сегодня для этого системы управления
производством всегда удовлетворяют требованиям рынка. К их основным
недостаткам следует отнести:
- слишком большие отклонения сметного планирования от реального положения
дел, несмотря на значительные затраты на электронную обработку данных и
систему в целом;
- отсутствие возможностей эффективно влиять на производительность, сроки
прохождения цикла и необходимый уровень запасов;
- недостаточная свобода действий планирующих структур и связанных с
планированием сотрудников.
Как показывает зарубежный опыт, в промышленно развитых странах эффективное время обработки детали составляет максимально 20% от времени прохождения цикла. Это свидетельствует о весьма длительном нахождении детали в производстве в полу готовом виде и приводит к созданию больших запасов, а соответственно и росту затрат на них. Исследования, проводимые в ряде западных стран, дают основания утверждать, что ожидаемая прибыль от каждого процента сокращения уровня запасов может быть приравнена к 10- процентному росту оборота.
В настоящее время значительно возросли требования рынка к параметрам
изделий, и, прежде всего к их качеству. Произошло это вследствие
преобладания предложения над спросом, наличии избыточных производственных
мощностей и т.д. Отсюда следует, что успеха в конкурентной борьбе может
достигнуть тот, кто наиболее рациональным образом построил свое
производство, так что его экономические показатели находятся на оптимальном
уровне. Эта цель достигается, кроме прочих мер, путем:
а) снижения затрат, связанных с созданием и хранением запасов;
б) сокращения времени поставок;
в) более четкого соблюдения сроков поставки;
г) увеличения гибкости производства, его приспособленности к условиям
рынка;
д) повышения качества изделий;
е) увеличения производительности.
В последние годы произошло заметное усовершенствование методов
производства, что позволило снизить производственные расходы. Дальнейшая
экономия средств, как уже отмечалось выше, может быть достигнута, если
будут реализованы резервы, заложенные в рационализации обеспечивающих
процессов. Прежде всего, это относится к оптимизации запасов. Решения,
принимаемые руководством фирм в этой области, в конечном счете касаются
каждого отдельного вида товара или предмета хранения, конкретная единица
которых, подлежащая контролю, называется «единицей учета запасов» (е.у.з.).
Изучение реально действующих систем управления запасами, состоящих из
многих е.у.з., показало, что существует статистическая закономерность,
определяющая размеры потребности в видах товаров, представленных в запасах.
Типично положение, когда на примерно 20% е.у.з. приходится 80% объема
спроса в денежном выражении. При этом для запасов товаров широкого
потребления характерна меньшая концентрация е.у.з. высокой стоимости, чем
для запасов товаров промышленного назначения. Отсюда следуете что все
е.у.з., составляющие запасы фирмы, не должны контролироваться на одном
уровне.
Данный вывод является одним из наиболее важных, и его необходимо учитывать
при управлении множеством запасов при условии, что они рассматриваются
изолированно друг от друга. Это помогает идентифицировать наиболее важные
е.у.з., находящиеся в запасах. Они получают приоритет при распределении
времени в процессе управления товарно-материальными запасами в любой
рассматриваемой системе. Однако относительный приоритет, которым пользуется
та или иная продукция, часто меняется, так как спрос на нее, как и ее
стоимость, не остаются постоянными. Это значит, что распределение по
стоимости единиц учета товаров представляет собой динамическое, а не
статичное понятие.
Сегодня, благодаря активизации ряда факторов, в том числе и внедрению
логистики, многие предприятия последовательно связаны друг с другом,
производство и система запасов приобретают взаимозависимый характер. В
такой ситуации управление производством означает организацию работы не
только каждого звена в отдельности, но и всех вместе как единого целого.
Анализируя систему производственных заказов, многие фирмы стали исходить из
метода комплексного регулирования, позволяющего гармонично соединить, все
звенья и соразмерить объемы производства и запасов. Для этого, по мнению
руководства фирм, важно снизить их колебания на каждой стадии путем точного
прогнозирования спроса на продукцию, и проведения такой политики заказов,
которая позволила бы сбалансировать изменения спроса. Кроме того, для
достижения искомого соответствия на каждой стадии все расхождения
необходимо регистрировать, и информация о них посредством обратной связи
должна учитываться в исходном производственном плане с последующей
возможностью корректировки.
В целях снижения на каждой стадии соразмерности объемов производства и
товарно-материальных запасов в настоящее время наиболее широко применяется
такой метод контроля, как обратная связь в системе производственных
запасов.
Благодаря целенаправленному применению организованных, плановых и
контрольных мероприятий возможно, с одной стороны, воспрепятствовать
созданию излишних запасов, а с другой устранить такой недостаток, как
отсутствие готовности к поставкам.
Логистический подход к управлению товарно-материальными запасами
предусматривает отказ от функционально ориентированной концепции в этой
области, так как она имеет следующие недостатки:
— проблемы, возникающие в создании и хранении запасов, часто решаются по
принципу поиска виновного в другой структуре, вместо выявления их истинных
причин;
— любое функциональное звено каждой организационной структуры разрабатывает
свою собственную политику запасов, что не всегда согласовывается на более
высоком уровне;
— производство, как правило, обеспечивается излишками товарно-материальных
запасов.
Следовательно, проблема запасов не может быть решена, если отдельные
функции организованной структуры будут развиваться не комплексно.
Требование оптимизации запасов привело к необходимости разработать единую
концепцию ответственности за товарно-материальные запасы.
С развитием логистики в фирмах началась перестройка управления
материальными запасами, стала налаживаться их тесная координация с общим
материальным потоком фирм. В соответствии с целями этой перестройки были
созданы отделы материальных потоков, не зависящие от сектора складов
производственного отдела предприятия. Среди экстренных задач, поставленных
перед вновь созданными отделами, следует выделить «сведение до нуля
погрешностей в складировании» и «передачу данных о состоянии складских
запасов в масштабе реального времени».
Принятые меры дали положительные результаты, — произошло повышение
эффективности транспортировки товаров и погрузочно-разгрузочных работ.
Однако, по мере рационализации материальных потоков, на первый план
выдвинулась проблема управления складскими запасами.
Учитывая потенциальное значение запасов, исследование логистической системы
должно включить проблему управления запасами, которая конкретизируется в
следующих вопросах:
1. Какой уровень запасов необходимо иметь на каждом предприятии для
обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителя?
2. В чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и
уровнем запасов в системе логистики?
3. Какие объемы запасов должны быть созданы на каждой стадии логистического
и производственного процесса?
4. Должны ли товары отгружаться непосредственно с предприятия?
5. Каково значение компромисса между выбранным способом транспортировки и
запасами?
6. Каковы общие уровни запасов на данном предприятии, связанные со
специфическим уровнем обслуживания?
7. Как меняются затраты на содержание запасов в зависимости од . изменения
числа складов?
8. Как и где следует размещать страховые запасы?
Интересным вариантом решения проблем складирования является «производство
без складов», внедрение которого невозможно без кардинальных изменений во
всем комплексе процессов, обеспечивающих производство, да и в нем самом, и
требует, значительны» финансовых затрат. При этом, как выяснилось,
необходимо было решить несколько задач, среди которых, прежде всего,
выделим задачу создания высокоточной информационной системы по
складированию, позволяющей использовать банк данных в реальном масштабе
времени.
При использовании данной системы продукция выпускается лишь в объеме,
обеспечивающем сбыт. Исходное сырье и материалы закупаются только в
размерах, необходимых для удовлетворения спроса. В обратной форме эту
систему можно свести к формуле: «производится только необходимая продукция,
только тогда, когда это требуется, и только в требуемом объеме».
Ранее, когда производство работало на стабильный рынок, они могло
существовать без учета этих факторов. В условиях же постоянного снижения
стабильности рынка и активного отслеживания спроса дорогостоящие резервные
запасы вытесняются системой информации и надлежащей организацией
управления, дающими большой эффект. В связи с этим логистика снабжения не
может абстрагироваться оттого, что происходит на конечных стадиях. Причем
ключевым фактором является знание положения на рынке и условий доступа на
него.
Последние новшестве в сфере производства таковы: дифференциация продукции
на возможно более поздней стадии производства (на базе максимально
однотипных комплектующих); использование выгод массового производства не на
стадии сборки, а на стадии изготовления комплектующих изделий; стремление
к максимальному удовлетворению потребностей клиента на этапе выбора товара
для производства. Все это требует гибкости производства на цеховом уровне,
достигаемой как за счет расширения возможностей по переналадке
оборудования, так и благодаря применению новых методов управления запасами
— «Канбан» и «Точно в срок».
Суть системы «Канбан» состоит в том, чтобы начальные запасы по своему
количеству соответствовали потребностям начальной стадии производственного
процесса, а не накапливались, как прежде. На предприятиях фирмы «Тойота»
решений данной проблемы сводилось к минимуму использования сравнительно
небольших партий материалов и комплектующих и времени операций. Масштабы
межоперационного складирования сокращаются вследствие синхронизации
операций и нивелировки, перерабатываемых на каждом этапе объемов предметов
труда. Что касается складирования готовой продукции, то его объемы
снижаются путем сокращения срока продолжительности каждой операции, и,
прежде всего срока замены инструмента.
Одним из методов сокращения запасов, повышения гибкости производства и
возможности противостояния возрастающей конкуренции стал метод «Точно в
сроке, получивший наибольшее распространение в США и странах Западной
Европы. В данном же контексте следует выделить и охарактеризовать
принципиальную идею метода, которая базируется на трех предпосылках (их
правильность была многократно подтверждена эмпирическим путем). Во-первых,
предполагается, что заявкам потребителей готовой продукции должны
соответствовать не ее предварительно накопленные запасы, а производственные
мощности, готовые перерабатывать сырье и материалы, поступающие почти ее
колес». Вследствие этого объем производственных запасов, квалифицируемый
как замороженные мощности, минимизируется. Во-вторых, в условиях
минимальных запасов необходима непрерывная рационализация в организации и
управлении производством, ибо высокий объем запасов нивелирует, в известном
смысле маскирует ошибки и недостатки в этой области, узкие места
производства, не синхронизированные операции, неиспользуемые
производственные мощности, ненадежную работу поставщиков и посредников. В-
третьих, для оценки эффективности производственного процесса, Помимо уровня
затрат и производительности фондов, следует учитывать срок реализации
заявки, так называемую длительность полного производственного цикла.
Короткие сроки реализации заявок облегчают управление предприятием и
способствуют росту конкурентоспособности благодаря возможности оперативного
и гибкого реагирования на изменения внешних условий.
В противоположность традиционным методам управления, в соответствии, с
которыми центральное звено планирования производства выдает
производственные задания всем отделам и промышленным подразделениям, при
методе «Точно в срок» централизованное планирование касается только
последнего звена логистической цепи, т. е. склада готовой продукции. Вес
другие производственные и снабженческие единицы получают распоряжения
непосредственно от очередного, находящегося ближе к концу звена
логистической цепи.
К примеру, склад готовых изделий дал заявку (что равнозначно выдаче
производственного задания) на определенное число изделий в монтажный цех,
монтажный цех отдает распоряжение об изготовлении подузлов цехами обработки
и отделу кооперирования т. д.
Это означает, что производственное задание всегда выдается подразделению,
использующему (или обрабатывающему) данную деталь. Тем самым материалопоток
от «источника» к «потребителю» предваряется потоком информации в обратном
направлении, т.е. производству «Точно в срок» предшествует информация
«Точно в срок».
Практика показывает, что для эффективного внедрения стратегии «Точно в
срок» необходимо изменение способа мышления целого коллектива,
занимающегося вопросами производства и сбыта. Традиционный стереотип
мышления типа «чем больше, лучше» должен быть заменен схемой «чем меньше,
тем лучше», если речь идет об уровне запасов, использовании
производственных мощностей предположительности производственного цикла или
о величине партии продукции.
Результаты подробного анализа, проведенного по внедрению концепции «Точно в
сроке на западноевропейских предприятиях, являются многообещающими.
Усредненные данные, полученные более чем на 100 обследованных объектах
(отдельные проекты функционируют на фирмах непрерывно от 2 до 5 лет),
таковы:
— запасы незавершенного производства сократились более чем на 80%;
— запасы готовой продукции сократились примерно на 33%;
— объем непроизводственных запасов (материалов и кооперированных деталей)
колебался от 4 часов до 2 дней по сравнению с 5-15 днями до внедрения
метода «Точно в срок»;
— продолжительность производственного цикла (срок реализации заданий всей
логистической цепи) снизилась примерно на 40%;
— производственные издержки снизились на 10-20%;
— значительно повысилась гибкость производства.
Затраты, связанные с подготовкой и внедрением стратегии «Точно в срок»,
относительно невелики и окупались, как правило, уже через несколько месяцев
функционирования систем.
Использование стратегии "Точно в срок» дает и другие выгоды, в том числе
неэкономического характера. Например, создание прозрачной структуры
материалопотоков в виде промежуточных звеньев способствует широкому
внедрению технологии типа СИМ (Компьютер интегрэйтед мэнуфэкчуринг).
Использование принципов системы «Точно в срок» оказывает также
положительное влияние на долгосрочную инвестиционную политику предприятия,
которая в данном случае отдает предпочтение машинам и оборудованию,
связанным с гибкой автоматизацией производственных, транспортных и
контрольных процессов.
В течение последних 15 лет в промышленно развитых странах было разработано
множество моделей, имеющих отношение к различных вопросам управления
запасами. При помощи моделирования доказывается эффективность применяемых
мер внутри производства или производственной программы, поскольку могут
быть измерены периоды прохода продукта через всю технологическую линию. При
помощи моделирования можно также проверить проекты гибких производственных
участков, обслуживаемых автоматическими транспортными средствами, оценить
затраты на материально-техническое снабжение производства. Проектирование
складов с применением компьютера дает возможности получить информацию об их
оптимальной системе, величине необходимых капиталовложений и затратах на
эксплуатацию складов.
Фирмы часто используют математические модели для выбора уровней запасов
путем балансирования затрат на подготовительные операции или расходов на
выполнение заказа и сопоставления затрат при дефиците запасов с затратами
на хранение запасов. Затраты на хранение запасов включают в себя не только
затраты на содержание запасов на складе, издержки вследствие порчи
продукции, а стоимость морального износа, но и издержки капитала, иными
словами, норму прибыли, которую можно было бы получить, используй другие
возможности инвестирования при эквивалентном риске.
Один из вариантов снижения риска при хранении запасов — использование
технологий, основанных на системах гибкого производства, на его
роботизации. В данном случае преимуществом является сокращение времени и
затрат на подготовительные операции, Это делает экономически выгодным
изготовление изделий небольшими партиями, что особенно важно в условиях
жесткой конкуренции и постоянных изменений требований рынка. Особенно важно
подчеркнуть, что одновременно существенно снижается и риск морального
устранения запасов.
Рассмотрим вариант концепции коммерческой логистической системы,
разработанный американскими учеными (рис.6)
[pic]
Рис.6 Схема коммерческой логистической системы
Принцип, или концепция, коммерческой системы, как видим из схемы, связан с управлением материалами и распределением. Американские ученые считают, что логистика – это скорее структура планирования, чем функция предпринимательства. Другими словами, задача управления в области коммерческой логистики имеет дело не столько с управлением материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.
Одна из особенностей принципа коммерческой логистики состоит в том, что она уделяет особое внимание не только интеграции видов деятельности, которые традиционно относились к различным функциям предпринимательства, но и объединяет их. Например, во многих компаниях ответственность за запасы и их транспортировку может входить соответственно в функции производство и распределения. Если эти функции разделены, то принятие решений в области запасов без учета возможностей транспорта может привести к увеличению общих затрат по продвижению материалопотока. В логистической системе они должны быть взаимосвязаны.
Логистика является жизненно важным компонентом экономики, и в 80-е годы она получила свое бурное распространение на Западе и США. Например, в США затраты на логистику в национальном масштабе оцениваются в размере 15 – 23% валового национального продукта. И одна из основных причин, по мнению американских экономистов, – процесс дорегулиравания экономики.
Коммерческая логистика – это область деятельности, которая приобретает все большее практическое значение. Поэтому государственный и частный секторы проявляют растущий интерес к сфере коммерческой логистики.
В логистических решениях принимают участие: а) продуценты (создающие, производящие продукты), поставщики; б) транспортные агентства; в) правительство; г) потребители.
Потребность в логистике возникает в частном и государственном секторах.
В частном секторе потребитель формирует спрос на продукцию
изготовителя. Изготовитель выступает в качестве поставщика. Он
договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых
материалов на предприятие, а готовой продукции – с предприятий на рынки.
Таким образом, спрос на транспортные перевозки – это производный спрос.
Правительство обеспечивает значительную долю транспортной инфраструктуры,
управляет и руководит услугами.
Ключевые проблемы и решения логистики в государственном и частном секторах изложены в таблице 2.
Таблица 2. Ключевые проблемы логистики и их решения
в государственном и частном секторах.
| |Частный сектор |Государственный сектор|
|Поставщик – |Управление запасами, |Укомплектованность |
|обслуживающее |ценообразование, |штата, |
|агентство |перевозки собственным|ценообразование, |
| |или нанимаемым |перевозки собственным |
| |транс-портом, |или нанимаемым |
| |планирование |транс-портом, |
| |производства, |предлагаемые услуги, |
| |размеще-ние |размещение предприятий|
| |предприятия | |
|Транспортное |Маршрутизация |То же |
|агентство |перево-зок, уровень | |
| |обслужива-ния, тип | |
| |парка | |
|Правительство |Ценообразование |Уровень |
| |(налогообложение), |субсидирования, |
| |инфраструктура и ее |обслуживание |
| |обслуживание |инфраструктуры, |
| | |степень и природа |
| | |регулирования и |
| | |обеспечение |
| | |обслуживания |
Коммерческая логистика рассматривается в двух аспектах: управленческом
и технологическом. Организация управления снабжением, продвижение
материального потока и обеспечение сбыта относится к организационному
управлению; совершенствование технологий транспортных перевозок складского
хозяйства, информационного обеспечения, планирования и контроля, а также
оптимизация затрат на эффективное функционирование каждой из этих служб – к
технологическому направлению.
2.5. Постановка задачи оптимизации логистической схемы организации ПЭС/СКК и исходные данные.
Основной задачей оптимизации логистической схемы ПЭС/СКК является снижение
издержек капитала, что означает снижение материальных запасов и потерь
времени на всех стадиях движения товаров.
Важнейшим оптимизационным показателем является величина, показывающая
сколько раз материалы оборачиваются на складе в течении отчетного периода
(TOR). За отчетный период принимаем год.
В настоящее время величина TOR для предприятия ПЭС/СКК равняется 3.
Руководством компании была поставлена задача оптимизмровать логистическую
схему таким образом ,чтобы данная величина достигла значения 12.
В таблице приведены основные оптимизационные задачи и пути их решения:
Таблица 3.
|Основные задачи |Пути решения |
|Разработка единой концепции |Внедрение с помощью системы SCALA |
|ответственности за |обратной связи в системе |
|товарно-материальные запасы. Введение|производственных запасов |
|единицы учета запасов | |
|Снижение стоимости “единицы учета |Оптимизация управления закупками. |
|запасов” |Локализация производства импортных |
| |комплектующих. |
|Снижение запаса “единицы учета |Оптимизация управления заказами |
|запасов” на складе | |
|Снижение запаса “единицы учета |Оптимизация управления |
|запасов” в производстве |планированием производства |
|Снижение затрат на транспортировку |Оптимизация управления |
| |грузоперевозками |
|Сведение до 0 погрешностей |Оптим управления складским |
|складирования | |
Заключение
Логистика в России, как наука начала развиваться сравнительно недавно
(около 6 -ти лет назад), но уже сейчас можно говорить о ее значимости на
предприятии. Новообразовавшиеся отделы логистики объединяют в себе уже
имеющиеся аналитические, статистические службы, таможенные отделы и т.п. Но
польза предприятию, приносимая таким отделом, намного выше, чем
разрозненная работа выше перечисленных служб. Хотя возможности логистики
намного шире, чем планирование, анализ и т.д. По сути, отдел логистики
должен являться связующим звеном в работе всех служб предприятия, так
сказать координирующим центром фирмы.
На рынке труда уже появляется спрос на специалистов такого профиля.
Возможно в скором будущем профессия «логистик» будет входить в десятку
наиболее престижных и пользующихся спросом специальностей.
Список литературы
1) Аникин Б.А. Логистика. М.: ИНФРА-М, 1998.
2) Гражданский А.М. Основы логистики. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995.
3) Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997.
4) Смехов А.А. Введение в логистику. М.: Транспорт, 1993.
5) Берков М.В. Информационные технологии в логистике, М.:Фин. и статистика,
1999.
6) Рынок и логистика. М.: Экономика, 1993.
-----------------------
Информационный поток
Предприятие
Потребители
Хранение в сфере снабже-ния
Хранение сырья, полуфаб-рикатов
Производство
Производитель
Хранение готовой продук-ции
Производитель
Производитель
Хранение в сфере сбыта
Производитель
Производитель
Производитель
Производитель
Производитель
Поставщики
Промежуточное хранение деталей, узлов
Снабженческая логистика
Производственная логистика
Сбытовая логистика
Материальный поток
в) гибкая.
б) эшелонированная.
а) с прямыми связями.