Рефетека.ру / История

Доклад: «Историческая наука» в постсоветских азиатских государствах

«Историческая наука» в постсоветских азиатских государствах

Грозин А.В.

Всякого националиста преследует мысль, что прошлое можно - и должно - изменить.

Джордж Оруэлл

Туркмения

Если в Казахстане и Киргизии существует определенный плюрализм мнений среди историков, а независимые ученые могут (с большим или меньшим успехом) спорить с официозными историческитми концепциями и отстаивать собственные взгляды, то вся историческая наука страны (если о ней в Туркмении еще можно говорить) основывается на одной-единственной книге - «духовной конституции туркмен», как официально в Туркменистане называют книгу «Рухнама», написанную президентом Сапармуратом Ниязовым три года назад. Книга является в стране объектом поклонения, «альфой» и «омегой» любой научной дисциплины в стране. Литературное творение Туркменбаши восхваляют так же часто, как и самого лидера страны. Этот «труд», рассказывающий о духовном наследии туркмен, изучается сегодня в школах и вузах, в государственных и коммерческих структурах, его обязан знать каждый, кто мечтает о какой-либо карьере.

На четырехстах страницах книги С.Ниязов рассказывает об истории туркмен, особенностях национального характера, делится нравоучениями о том, как должно жить и вести себя туркмену в обществе. Наряду с личными умозаключениями Туркменбаши, книга основана на народных сказаниях и отрывках из Корана.

Как сказал сам С.Ниязов: «Рухнама» - это своеобразный духовный кодекс нации, квинтэссенция ее исторического опыта, мировоззрения, отражение философских и нравственных ориентиров. В книге прослеживается история туркмен, становление традиций, обычаев и обрядов, описаны свойственные нам нормы поведения, морали… В мой адрес приходили тысячи писем с предложениями, дополнениями, замечаниями, многие из которых были включены в окончательную редакцию. "Рухнама", таким образом, стала не плодом кабинетных умозаключений и абстракций, а подлинно народным творением, рассчитанным на многие поколения». (В.Березовский. С.Ниязов: «Куда можно добежать, туда можно и дойти…». Туркменистан Ру. 29.10.2002.)

Ниязов много пишет о величии туркменской нации, о том, что настало время возродить туркменский язык и туркменскую культуру. О советском прошлом он отзывается следующим образом: «Некоторые и сегодня ностальгируют по недавнему прошлому, продолжая считать, что во времена СССР жилось лучше. Но ведь ты, туркмен, чуть было окончательно не утратил свой язык, без знания русского тебя не брали ни на учебу, ни на работу. Разве можно считать достойным образ жизни, при котором народ утрачивает святая святых - свой язык, религию, национальную память?»

Нравоучения Ниязова не выходят за рамки очевидных правил поведения в обществе: уважать родителей, воспитывать детей, добывать свой хлеб трудом, постоянно совершенствоваться и любить свою Родину. Но попадаются среди заповедей Туркменбаши и такие перлы:

«Грамота приводит в действие глаза, руки и уши человека, знания заставляют шевелиться его ум. А наука все эти действия объединяет в единое целое, превращая его в жизненно важное творчество».

«Настоящий человек тот, у кого телесная чистота соединяется с чистотой духовной. Самое опасное, когда опрятный с виду человек имеет черную душу».

«Безусловно, недостаток материальных средств - это мощный фактор, приводящий не только к душевным переживаниям, но способный в некоторых случаях вызвать ухудшение здоровья. Справиться с этим в состоянии любой человек. Гораздо труднее преодолеть нищету духа, оказаться без душевной поддержки и не потерять человеческий облик».

Знание «Рухнама» необходимо в профессиональной деятельности жителей Туркменистана. Всех госработников заставляют изучать «Рухнама». В каждой госорганизации руководство проводит аттестацию сотрудников на соответствии занимаемой должности и на знание «Рухнама». Человек, не прошедший такую аттестацию, может попасть под сокращение штатов или быть уволен. (К.Базарбаева. Культ «Рухнама» в Туркменистане - ключевой элемент пропаганды культа личности. Голос Америки, 22.07.2004.)

В учебных заведениях страны введен предмет под названием «Рухнама Великого Сапармурата Туркменбаши», по которому школьники и студенты сдают экзамены. Знание «Рухнама» также является требованием для поступления в ВУЗы.

В ситуации изоляции от внешнего мира и отсутствия доступа к независимым источникам информации навязывание идей туркменбашизма, выраженных в «Рухнама», оказывают крайне негативное воздействие на формирующееся мировоззрение молодежи. В этом плане опасно не только распространение «Рухнама» само по себе, но и вытеснение этой книгой других предметов из учебных программ.

В книге говорится только о выдающейся роли туркмен в истории и не упоминается о большой роли людей других национальностей в образовании и укреплении нашего государства. А советский период вовсе характеризуется негативно.

В июле текущего года Сапармурат Ниязов объявил о том, что написал второй том «Рухнама». Книга будет издана в сентябре (этот месяц в Туркмении был переименован в «рухнама», так как в этом месяце Ниязов завершил работу над первым томом).

Сама «история» в «Рухнама» и, соответственно в официальной исторической науке Туркмении - чистой воды эклектика, соединение абсолютно разнородных взглядов, идей и теорий. Речи и сочинения Туркменбаши являют собой невообразимую кашу из исламских догм, употребляемых не к месту современных терминов, препарированных мифов, псевдоисторических ориентиров и неизбежных, вследствие низкого уровня культурного воспитания автора, заблуждений.

Главным объектом для поклонения в Туркменистане является, несомненно, сам Туркменбаши. Следом идет культ родителей С.Ниязова и героя древнего эпоса «Огузнама», мифического праотца тюрков Огуз-хана.

Наиболее древние представления об Огуз-хане зафиксированы в уйгурской рукописной версии эпоса "Огузнама", относящейся к IV веку. В ней говорится, что Огуз-хан был зачат матерью от лучей света и сразу родился богатырем. Внешность его отражает тотемистические представления древних тюрок: "ноги его… подобны ногам быка, поясница - пояснице волка, плечи - подобны плечам соболя, а грудь - груди медведя". Помощником Огуз-хана, указывающим дорогу его войску и приносящим победы над всеми и вся, был говорящий человеческим языком сивый волк. Ислама в те далекие времена тюрки не знали.

Из этих древних мифов придворными ниязовскими этнографами, археологами и историками под «научным» руководством самого Ниязова было вылеплено жизнеописание Огуз-хана Туркмена, правоверного мусульманина, не мифического получеловека, но исторической личности, основателя туркменской государственности, покорителя мира, могучего старика в бараньей шапке и с саблей, изрекающего мудрость за мудростью, обязательные для заучивания молодыми туркменами.

Со стороны все это выглядит нелепо. Древние туркмены-огузы, изобретающие, согласно «Рухнама», колесо, порох и кирпичи уже стали персонажами анекдотов. Однако в самой Туркмении посмотреть на эту «историческую концепцию» критическим взглядом крайне сложно, а скорее - невозможно вовсе. Во-первых, потому что любая критика решительно не поощряется и жестко карается, а во-вторых, потому что у С.Ниязова всегда есть в резерве авторитетные "специалисты", способные развеять любые сомнения у неискушенной в науке оболваненной массы.

Например, известный российский ученый-археолог, академик РАН Виктор Сарианиди, который уже много лет ведет археологические раскопки на территории Туркменистана, сопровождая действительные научные открытия мирового значения регулярными сенсационными находками высосанных из пальца «доказательств» грандиозной роли туркмен в строительстве всех известных миру цивилизаций, начиная с самых древних и тем самым давая Ниязову основания огульно игнорировать все остальные существующие исторические теории, мешающие вдалбливать массам, что свет клином сошелся на предках Великого Туркменбаши. А один из старейших российских археологов В. Массон, сын великого историка М. Массона, в сентября 2002 г. (по информации туркменских СМИ) якобы даже заявил, что "Рухнама" стала новым направлением в науке.

Без преувеличения можно сказать о том, что страна «семимильными шагами» движется в некое «неосредневековье», а наука и система образования из года в год деградирует. В 1998 г. С.Ниязов распустил Академии наук Туркмении, из-за чего многие ученые эмигрировали, а другие отлучены от научной деятельности. Последний год туркменское правительство последовательно ограничивало свободы, не допуская критики правительственной политики учеными, что привело к сворачиванию исследований в юриспруденции, истории и межэтнических дисциплинах. С 1998 г. прекращены работы над диссертациями, а «священная книга «Рухнама» стала базовой для школьного обучения. В результате учителя лишены возможности предоставлять учащимся альтернативные воззрения. Работы многих ученых, историков, поэтов занесены в Туркмении в черный список, поскольку рисуют туркменскую историю отличной от той, что трактуется официозом. Неугодные С.Ниязову учебники истории изъяты из туркменских библиотек и уничтожены. Туркменбаши во второй половине 2002 г. также потребовал проверять поступающих в вузы на благонадежность "по трем коленам" происхождения (А.Дубнов. Американцы вступились за русский язык в Туркмении. «Время новостей», 22.11.2002.).

С.Ниязов давно добивается ограничения влияния в Туркмении русского языка. За последние пять лет в стране были закрыты почти все русскоязычные школы, серьезному сокращению подверглись программы изучения английского и русского языков. Преподавание в университетах происходит сегодня почти исключительно на туркменском, а это означает, что из стен учебных заведений изгоняются профессора и студенты, которые не владеют с совершенстве туркменским языком.

После получения Туркменистаном независимости система образования в стране постоянно деградировала. В последние годы режим Ниязова сократил время обучения в школе с 10 до 9 лет и отменил преподавание предметов, которые посчитал ненужными, в том числе иностранные языки, изобразительное искусство и физкультуру.

В 2001 г. С. Ниязов ввел вместо ряда традиционных предметов школьной программы изучение «Рухнама». Этот шаг фактические превратил систему образования в инструмент политической пропаганды. «Рухнама» буквально подменила собой систему школьного образования в стране и стала «универсальной книгой». В опубликованном в этом году докладе Хельсинкской федерации, посвященном Туркменистану, говорится, что цель администрации Ниязова заключается не в образовании детей, но скорее в том, чтобы «вести принудительную пропаганду и лишить детей... способности критически анализировать политический режим» (Эван Трац. Система образования в Туркменистане: спираль деградации. EurasiaNet, 06.05.2004.)

В 2003 г. Туркменбаши объявил, что высшее образование не будет бесплатным – шаг, который еще больше затруднит поступление в университет студентов из бедных городских и сельских семей. Уже сегодня широко распространенная коррупция в большинстве университетов ложится тяжелым бременем на студентов.

1 июня 2004 г. Министерство образования Туркменистана выполнило указ президента о признании недействительными всех дипломов об окончании вузов, полученных за пределами страны после 1993 г., и увольнении лиц, имеющих такие дипломы, с государственной службы. Приказ № 126, как называется эта новая мера, – последний в серии постановлений, касающихся сферы образования, и наносит серьезный удар по туркменскому студенчеству и продолжающему стремительно сокращаться классу профессиональных ученых.

Приказ о непризнании иностранных дипломов является частью более широкой политики нынешнего туркменского режима, целью которой является вытеснение из страны граждан нетуркменской национальности, ослабление иностранного влияния на туркменское общество и уничтожение всяких альтернативных «Рухнама» взглядов на историю, социум и перспективы развития страны.

Уже сейчас можно сказать, что следствием политики Сапармурата Ниязова в ближайшей перспективе станет появление замкнутого и необразованного поколения, неспособного ответить на вызовы современного мира.

Узбекистан

Для идеологии современного Узбекистана определяющей стала «узбекизация» общества. Именно она должна была стать национальной идеей, которая объединит враждующие кланы, поскольку укажет им на якобы главного виновника несчастий, постигших узбекский народ. Появилась мысль заново переписать историю, вычеркнув из нее страницы, не совпадающие с идеей узбекизации.

Особенностью нынешней «исторической науки суверенного Узбекистана» является «приватизация» исторических личностей: все известные личности, жившие на территории современного Узбекистана, в обязательном порядке именуются «великими предками». Их надлежит всячески хвалить и превозносить. Славословия в их адрес доходят до абсурда. Упоминать о неприглядных делах великих предков категорически запрещается. Скажем, Тимур, согласно изысканиям нынешних историков РУ, отличался добротой и гуманностью. Сравнивать его с Чингисханом и другими завоевателями запрещено: Чингисхан разрушал, а Тимур, по официальной доктрине, строил города, объединял страну, и давал народу отеческие наставления (уточнять, что города строились рабами, согнанными из захваченных государств, не разрешается.)

В опалу у узбекских историков попали целые эпохи. Например, так называемый «колониальный» период истории. Отзываться о нем с одобрением не разрешается. Впрочем, этот запрет выдерживается не строго, и на газетные страницы прорываются сообщения о том, что именно тогда были построены железные дороги, больницы, общественные здания, пущен трамвай, открыты школы и так далее. Тем не менее, высказывать собственный взгляд на это время или проводить по данной теме какие-либо исследования, запрещено.

Запрещается акцентировать внимание на том, что современный Узбекистан был создан именно большевиками, объединивших в одно целое территорию Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств, правда, в несколько урезанном виде. Поскольку большевики считаются крайне плохими. По этой же причине нельзя вспоминать об Октябрьской революции, и даже использовать это название. В крайнем случае – «переворот, совершенный большевиками». Имена большевиков, видных деятелей революции, в том числе таких крупных деятелей, как Ленин, Сталин и Карл Маркс – тоже под запретом.

Вторая мировая война, согласно официальной мифологии РУ, началась в 1941 году. Во всех правительственных постановлениях, касающихся ветеранов ВОВ, употребляется словосочетание «вторая мировая война 1941-45 годов». Дело в том, что употреблять словосочетание «Отечественная война» запрещено. Поэтому, говоря об участии узбекистанцев в войне, приходится выкручиваться – писать «Вторая мировая» или «война с фашизмом». Исключение сделано лишь для учебников истории. В них признается, что Вторая мировая началась все-таки в 1939 году.

Праздник Победы в Узбекистане переименован в «День памяти и почестей». На телевидении существует неофициальный запрет на показ советских орденов и медалей. Поэтому, когда сюжеты о ветеранах готовятся к выходу в эфир, кадры с медалями и орденами вырезают, фотографии в газетах ретушируют.

Поскольку советский период не в чести, запрещено показывать любые его символы – красные флаги, значки, в том числе спортивные. Запрещено использовать советские аббревиатуры – УзССР, СССР и т.д. Запрещено показывать пионеров, комсомольцев, а также рассказывать о них. Запрещены советские мультфильмы, снятые не в УзССР.

Освещая жизнь страны в советское время, узбекским историкам рекомендуется делать упор исключительно на страдания «под игом».

Не разрешается писать, что после землетрясения 1966 года Ташкент помогала отстраивать вся страна – большой Советский Союз, а не только «вся республика». Стирается из памяти нового поколения эпопея возрождения Ташкента. Современные узбекские историки более десятилетия не прикасаются к папкам фонда 2515 Центрального Государственного архива Узбекистана, в которых благодарственные документы в адрес российских строителей подписаны руководителями республики. Никто не вспоминает, что в годы восстановления Ташкента (1966-1970 гг.) понятие "русский человек" означало "спасение".

Сейчас и в нищете и в коррупции и во всех других бедах, постигших страну, оказываются виноватыми русские, как основа СССР. "Советское" и "русское" в современном узбекском лексиконе понятия тождественные.

Ставится в вину "однобокая экономика, построенная на монополии производства хлопка"; "бесконтрольное, хищническое использование богатейших минерально-сырьевых ресурсов"; доходы от сбыта золота, драгоценных металлов, стратегических материалов, которые миновали узбекскую казну. Приведенные в абзаце цитаты и положения – из доклада И.Каримова от 14 апреля 1999 года.

В русскоязычном жителе Узбекистана развили комплекс вины за экологические катастрофы и обретенные вредные привычки: от высохшего Аральского моря, куда теперь (из-за построенных русскими) насосных станций и каналов не доходят воды Амударьи, до узбекского тоя (свадьбы) со штабелями водки, которой узбеки до конца XIX в. не знали вообще. Тоталитарному режиму, носителем которого был, в первую очередь, "старший брат", в вину поставлено и "незнание собственного родного языка, национальных традиций и культуры, своей истории" (цитата из того же источника).

Запрещено сомневаться, что хлопковое дело было сфальсифицировано «кровожадным Кремлем» с целью дискредитации узбекского народа. Нельзя сомневаться, что независимость досталась узбекистанцам в результате отчаянной борьбы, а не свалилась в результате распада СССР и беловежских соглашений.

Вся официальная (другой в РУ не существует) историческая наука основывается на культе Амира Тимура, известного в мире, как Тамерлан, - «великом предке, который принес мир на землю Центральной Азии, построил огромное и великое государство». В Узбекистане существует негласный запрет именовать средневекового монарха на западный манер, так как Тамерлан – это модификация Тимурленг, что означает "Тимур-хромец" (его правая нога была короче левой, поскольку кость правого бедра срослась с коленной чашечкой – следствие тяжелого ранения, полученного в бою).

Не встретишь на страницах узбекской прессы и упоминаний о таком изобретении «великого гуманиста», как башни из человеческих голов и стены из живых людей, переложенных кирпичами. Каждый год день рождения человека, который кровью полил огромную территорию Евразии, выливается в помпезные мероприятия.

В республике создан Музей истории Тимуридов, где крайняя скудость реальных экспонатов компенсируется напыщенностью. Лозунг правителя Самарканда "Вся сила – в справедливости" вписан в пьедестал ташкентского памятника Тамерлану и служит политическим символом нынешнего режима.

В восхвалении Тамерлана в РУ доходят до абсурда - вполне серьезно заявляется, что благодаря Тимуру появилось НАТО. Оказывается, Тамерлан остановил нашествие татаро-монголов, в Европе ресурсы бросили на открытие новых земель, была заселена Америка, которая потом с Западной Европой создала НАТО.

Пораженная коррупцией система образования в Узбекистане является источником широко распространенного чувства разочарования, которое испытывает молодежь страны. Постоянное сокращение объемов государственного финансирования все больше затрудняет доступ к высшему образованию. Все чаще высшее образование оказывается доступным только для детей экономической и политической элиты. Плата за обучение составляет от 200 до 800 долларов за учебный год. Хотя по международным стандартам эти цены могут показаться низкими, в стране, средние доходы граждан которой составляют 1 доллар в день, стоимость образования для большинства населения становится слишком высокой. По этой причине многие студенты, даже самые талантливые, часто вынуждены бросать учебу. Они не в состоянии платить такие большие деньги за обучение.

Многие из тех, кто все же может себе позволить оплачивать относительно дорогостоящее обучение, жалуются потом на невозможность найти нормальную работу.

Сегодня дотации государства университетам покрывают только 38 % всех затрачиваемых на обучение студентов средств. Банковские кредиты, предлагаемые для компенсации дефицита государственного финансирования, не пользуются популярностью у студентов, поскольку кредитные ставки по ним достигают 20 %. В результате прием студентов в университеты в период после 1991 г. значительно сократился. Согласно докладу Всемирного банка от 2003 г., посвященного Узбекистану, прием студентов снизился с 14 % (от всего количества потенциальных абитуриентов) в 1991-1992 гг. до 6,4 % в 2001-2002 гг. (Э.Исламов. Пронизанная коррупцией узбекская система образования вызывает разочарование молодежи EurasiaNet . 30.04.2004.)

Сокращение государственной поддержки сказывается не только на численности студентов, но и на качестве образования и, в конечном итоге, состоянии науки в стране. Месячные оклады профессоров сравнительно невелики, составляя примерно 50 долларов, что заставляет опытных преподавателей уходить из сферы образования и искать более высокооплачиваемую работу.

Широко распространена коррупция, одной из причин которой является низкий уровень оплаты труда преподавателей. Абитуриенты иногда платят несколько тысяч долларов, чтобы попасть в престижные университеты и институты Узбекистана. После зачисления студенты нередко обнаруживают, что хорошие отметки стоят денег. А для тех, кто не хочет ходить на занятия, взятка дает право на свободное посещение.

В существующем плане реформы образования Узбекистана ставятся неопределенные задачи, связанные с публикацией новых учебников и разработкой новых учебных программ. В то же время власти не выражают никакого желания отказываться от государственной монополии на образование и не регистрируют частные высшие учебные заведения.

Таджикистан

Республика Таджикистан в области создания «новой исторической науки» несколько отстает от своих соседей по региону (объясняется это затяжной гражданской войной, коллапсом экономики и катастрофической утратой интеллектуального потенциала).

Правда после заключения внутритаджикского мира (1996-1997 гг.) Таджикистан пытается «наверстать упущенное».

Таджики установили памятник и активно создают в республике культ человеку, который тысячу лет назад принес мир в Центральную Азию – Исмоил-хану из династии Саманидов - полуцарю-полубогу, творцу таджикских ремесел, искусств и денег. При этом, правление Исмаила Сомони всячески идеализируется, превозносится как некий «золотой век». При этом Душанбе всячески подчеркивает, что Сомони символизирует мир (в отличие от кровавого тирана Тамерлана – символа Узбекистана).

Стоит добавить, что на главной площади Душанбе, носившей когда-то имя Ленина в 2001 г. с помощью российских строителей и скульпторов установлена двенадцатиметровая статуя Исмоила Сомони - основателя первого государства таджиков.

Таджикские историки активно разрабатывают тему «арийского наследия» таджиков. Прямо не говорится, но подспудно везде проводится мысль о превосходстве таджиков и их истории над их тюркскими «полудикими» соседями.

Справедливость требует отметить, что таджики испокон веков исповедовали определенное свободомыслие, а поэт или философ для них имели большее значение, чем государственный деятель или полководец. Косвенно это подтверждает и то, как долго официальный Душанбе «мучился» с поиском исторического идеала, остановившись, в конце концов, на Исмоиле Сомони, тогда как другие народы постсоветских республик Азии в этом вопросе определились достаточно быстро. Таджикские историки сейчас утверждают, что даже простой выбор исторического ориентира, явившийся результатом долгого изучения, совещаний, поиска, учета различных мнений - говорит не только о том, что свою роль сыграла гражданская война, но и о том, что таджики исторически более демократичны, чем их тюркоязычные соседи.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.materik.ru/


Похожие работы:

  1. • Несколько замечаний к ситуации в постсоветских государствах ...
  2. • Историческая наука в годы ВВВ (1941-1945 гг.)
  3. • Развитие исторической науки в России
  4. • Историческая наука
  5. • Историческая наука в России в 30-е гг.
  6. • Организация и развитие отечественной исторической науки в ...
  7. • Историческая наука России на современном этапе
  8. • Развитие исторической науки в республике Адыгея
  9. • Развитие исторической науки России в конце 50-60 гг.
  10. • Предмет истории. Источники. Принципы изучения отечественной ...
  11. • Киргизские революции: причины и следствия
  12. • Трансформация роли государств и регионов в эру глобализации
  13. • Шпоры по Истории первый курс (ЧГУ)
  14. • Понимание исторического текста
  15. • Карибский кризис в современной литературе
  16. • Четверте покоління школи "Анналів"
  17. • История и историки
  18. • Философия истории
  19. • Основные идеи философского наследия М. Вебера
Рефетека ру refoteka@gmail.com