Генри ФОРД
Задайте вопрос: кто изобрел автомобиль? Многие ответят: Генри Форд.
Это распространенное заблуждение – награда человеку, который сделал
автомобиль доступным для миллионов людей.
Хотя считается, что автомобиль был придуман и рожден в Европе, в конце
ХIX века практически одновременно с европейскими экспериментаторами над
этой идеей работали и американские изобретатели. Неоспоримая же заслуга
Генри Форда в том, что он создал автомобиль, который смогли себе позволить
купить миллионы людей. Он руководствовался следующей философией: я построю
машину для большинства... она будет настолько недорогой, что любой
человек... сможет приобрести ее.
Благодаря энтузиазму Генри Форда, родилась «Форд Мотор Компани». Три
гиганта: сталь, нефть и транспорт создали условия, необходимые Генри Форду
для основания его компании. В 1864 г. – через год после рождения Форда –
был открыт мартеновский процесс и началась современная эпоха стали. В
следующем году нефтяная индустрия проложила первые километры обширной сети
трубопроводов, которые вскоре будут давать топливо 75 миллион автомобилей.
В 1869 году Американский континент был уже весь покрыт железными дорогами.
«Форд Мотор Компани» начала свою работу 16 июня 1903 г. разместившись
в здании небольшой фабрики, прежде выпускавшей кареты. Активы компании
составляли инструменты, оснастка, станки, планы, инструкции, чертежи,
патенты, несколько моделей и 28 000 долларов США наличными, предоставленные
12 инвесторами.
Вместе с Генри Фордом первыми акционерами новорожденной корпорации были
торговец углем, его бухгалтер, банкир, который доверял торговцу углем, два
брата, у которых была мастерская по изготовлению двигателей, плотник, два
юриста, один клерк, владелец галантерейного магазина и человек, который
выпускал ветряные двигатели и пневматические винтовки.
Первый автомобиль, выставленный на продажу, был описан как «наиболее
совершенная машина на рынке, которую в состоянии водить даже 15-летний
мальчик». Первый автомобиль был продан доктору Е. Пфеннингу из Чикаго,
который купил машину месяц спустя регистрации компании, к большой радости
обеспокоенных акционеров, нервно наблюдавших за уменьшением банковского
баланса до 223 долларов США.
В течение последующих пяти лет, молодой Генри Форд, сначала как
главный инженер, а позже как президент компании, руководил общим развитием
и программой производства, которое в 1905 г. переехало из арендованного
помещения на Мак Авеню в более вместительное здание, расположенное на
улицах Пикетт и Бобиен в Детройте. Всего, в течение первых 15 месяцев
работы, на старой каретной фабрике было выпущено 1 700 автомобилей ранней
«Модели А».
В период с 1903 по 1908 гг. Генри Форд и его инженеры перебрали 19 букв алфавита – от «Модели А» до «Модели S». Некоторые из этих автомобилей были экспериментальными моделями, которые никогда не дошли до покупателя. У некоторых было два цилиндра, у некоторых – четыре, а у одного было их шесть; некоторые имели цепной привод, а другие приводной вал; в двух моделях двигатель находился под сидением водителя. Пожалуй, наибольший успех у покупателей имела «Модель N» – маленький, легкий четырехцилиндровый автомобиль, продававшийся на рынке по цене 500 долларов США. А «Модель K» – шестицилиндровый лимузин стоимостью 2 500 долларов США – продавалась слабо.
Неуспех «Модели K» и настойчивая уверенность Г. Форда в том, что
будущее компании за производством недорогих автомобилей для широкого рынка,
увеличили уже имеющиеся трения между Г. Фордом и Александром Малкомсоном,
торговцем углем, чей вклад играл важную роль в накоплении первоначального
капитала в 28 000 долларов США. В результате, Малкомсон покинул компанию, а
Генри Форд приобрел необходимое количество его акций, увеличив свою долю до
58,5 процентов. Он стал президентом в 1906 г., сменив Джона С. Грэя,
детройтского банкира, после его смерти.
Но все разногласия среди акционеров не угрожали будущему молодой компании так серьезно, как это делал человек по имени Джордж Селден. Селден имел патент на дорожные локомотивы, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания. Чтобы защитить свой патент, он образовал влиятельный синдикат, который давал лицензии избранным производителям и брал плату за право пользования патентом с любой повозки, передвигающейся без лошади, сделанной или проданной в Америке. Едва двери фабрики на Мак Авеню открылись, как синдикат Селдена подал судебный иск на «Форд Мотор Компани», которая смело начала свою деятельность без лицензии Селдена.
Другие, более крупные, автомобильные компании предпочитали платить за
право пользования патентом, чем иметь дело с синдикатом Селдена. Но Генри
Форд был убежден, что патент Джорджа Селдена на все дорожные транспортные
средства с двигателями внутреннего сгорания не имеет законной силы и ему
надо противостоять. Таким образом, он и его партнеры решили бороться.
Через восемь лет, в 1911, после дорогостоящего и невероятно сложного судебного процесса, «Форд Мотор Компани» выиграла тяжбу, освободив тем самым себя и всю быстро растущую автомобильную индустрию от угрозы ее дальнейшему развитию.
Между тем, несмотря на неприятности, связанные и судебным процессом,
маленькая компания процветала. В то время автомобиль был игрушкой для
богатых людей. Но у Генри Форда была мечта создать простой крепкий
автомобиль по цене доступной для большинства. Такой машиной стала «Модель
Т», самый известный автомобиль за всю историю автоиндустрии. И, хотя он
продавался по цене всего лишь 260 долларов США за базовую модель, все
предпочитали дополнительное оборудование, и средняя цена составляла около
400 долларов.
«Модель Т» вошла в историю 1 октября 1908 года. Генри Форд называл ее универсальной машиной. Она стала символом недорогого надежного транспортного средства, которое могло пройти там, где другие машины застревали в дорожной грязи. «Модель Т» завоевала признание миллионов американцев, которые ласково называли ее «Лиззи». В первый год производства этой модели было продано 10 660 машин, что побило все рекорды в автомобильной промышленности.
К концу 1913 г. «Форд Мотор Компани» производила половину всех автомобилей в США. Для того чтобы держаться впереди спроса, Форд ввел на своей фабрике массовое производство. Г-н Форд справедливо полагал, что если каждый рабочий будет оставаться на одном месте и выполнять свою одну определенную операцию, то автомобиль будет собран быстрее, и бесконечные часы человеческого труда сократятся.
Чтобы проверить эту теорию, летом 1913 г. на заводе в Хайланд Парке
(штат Мичиган), шасси физически тянули за веревку. Родилось современное
массовое производство! Наконец, «Модель Т» сходила с конвейера каждые
десять секунд в течение рабочего дня.
Генри Форд удивил мир 5 января 1914 года, объявив, что минимальная
зарплата на «Форд Мотор Компани» будет 5 долларов в день, увеличив тем
самым существующий минимальный оклад более чем в два раза. Он чувствовал,
что при существующей возможности производить недорогие машины в большом
объеме, они будут продаваться еще лучше, если рабочие смогут их купить.
Форд находил увеличение платы до 5 долларов за восьмичасовой рабочий день
самым лучшим ходом по сокращению затрат, который он когда-либо делал. «Я
найду методы производства, которые увеличат заработные платы, – сказал он.
– Если сокращать зарплаты, то сокращается число ваших покупателей».
«Модель Т» начала сельскую революцию, 5 долларов в день и философия, которая за этим стояла, подняли социальную революцию. Двигающийся конвейер начал индустриальную революцию.
За 19 лет производства «Модели Т» только в США было продано 15 007 033
машин. «Форд Мотор Компани» стала гигантским индустриальным комплексом,
охватившим весь мир. За годы своей стремительной экспансии, компания:
построила более крупный завод в Хайланд Парке, Мичиган (1910 г.);
основала свой первый филиал по сборке автомобилей в Канзас Сити, Миссури
(1911 г.);
открыла новые заводы в Филадельфии, Миннеаполисе, Лонг Айланд Сити и
Буффало, чтобы удовлетворять спрос на автомобили (1913 г.);
начала производство грузовиков и тракторов (1917 г.);
начала строительство гигантского комплекса «Руж» в Дирборне, штат Мичиган
(1917 г.);
вела массовое производство подводных лодок «Игл», известных «морских
охотников» времен Первой Мировой войны (1918 г.);
полностью перешла в собственность Генри Форда и его сына Эдзеля, который
сменил затем своего отца на посту президента (1919 г.);
купила «Линкольн Мотор Компани» (1922 г.);
построила первый из своих 196 самолетов, которые использовались первыми
американскими коммерческими авиалиниями (1925 г.).
К 1927 г. «Модель Т» устарела. Улучшенная, но в основном остававшаяся прежней в течение многих лет, она начала проигрывать более стильным и мощным машинам, предложенным конкурентами Форда. 31 мая заводы Форда по всей стране закрылись на шесть месяцев с целью переоборудования для производства новой «Модели А».
«Модель А» получилась усовершенствованным по всем аспектам автомобилем.
Более 4 500 000 этих машин с несколькими видами кузовов и большим выбором
цветов выехали на дороги страны с конца 1927 по 1931 гг.
Но «Модели А», в конце концов, тоже пришлось потесниться, так как
потребитель требовал еще больше роскоши и мощности. «Форд Мотор Компани»
была уже наготове со своим следующим изобретением: первый ее V-образный
восьмицилиндровый двигатель был представлен общественности 1 апреля 1932 г.
«Форд» стал первой компанией, которой удалось выпустить монолитный
восьмицилиндровый блок. Пройдут еще многие годы пока конкуренты «Форда»
смогут запустить в массовое производство надежные двигатели V-8. Тем
временем, автомобиль «Форд» и его надежный двигатель стали фаворитами
практичных американцев.
Производство гражданских машин резко остановилось в 1942 г., когда у
компании возникла необходимость направить все свои усилия на военные нужды.
Гигантская программа военного времени, начатая Эдзелем Фордом, произвела 8
600 четырех-моторных бомбардировщиков «В-24 Либератор», 57 000 двигателей
для самолетов и более четверти миллиона танков, противотанковых установок и
другого военного оборудования менее чем за три года. Эдзель Форд умер в
1943 г., как раз в то время, когда его программа достигла максимальной
эффективности. Опечаленный пожилой Генри Форд возобновил свое президентство
до конца Второй Мировой войны, когда он оставил свою должность во второй
раз. Его старший внук – Генри Форд II – стал президентом компании 24
сентября 1945 г. Позже, он будет являться председателем правления с 13 июля
1960 г. по 13 марта 1980 г. Его уход стал первым случаем в истории
компании, когда «за рулем» не был наследник Форда. Он остался председателем
финансового комитета до своей смерти в 1987 г.
В то время как первая послевоенная машина сходила с конвейера под
руководством Генри Форда II, он планировал реорганизовать и
децентрализовать компанию. Теряя несколько миллионов долларов в месяц,
«Форд Мотор Компани» находилась в критическом положении и не могла
восстановить своего довоенного положения ведущего автомобильного
производителя в сложной конкурирующей среде авто индустрии. Так же как и
его дед решал проблемы компании в самом ее начале, молодой Генри Форд II
взялся за работу перестройки автомобильной компании заново.
Передав, наконец, дела компании своему внуку, г-н Форд спокойно жил со
своей женой, Кларой, в своем имении «Фэа Лейн», в Дирборне до своей смерти
7 апреля 1947 г., в возрасте 83 лет. Вскоре после его смерти, два его
младших внука – Бенсон и Вильям Клэй – приняли на себя больше
ответственности в делах компании.
В 1948 г. все крупные автомобильные компании представили
общественности радикальные изменения в своих новейших моделях. После трех
лет выпуска слегка усовершенствованных машин 1942 года, процветающая
послевоенная Америка была готова к революции дизайна в автомобильной
индустрии. 8 июня 1948 г. модель «Форда» 1949 г. была торжественно
представлена на выставке в Нью-Йорке. Модель 1949 года, с гладкими боковыми
панелями, имела независимую переднюю подвеску и открывающиеся задние
боковые стекла. Интеграция кузова и крыльев была новинкой, которая
установила стандарт будущему автомобильного дизайна. Автомобиль 1949 г. дал
«Форд Мотор Компани» толчок к завоеванию второго места на конкурирующей
американской арене автомобильных производителей. В 1949 г. «Форд» продал
примерно 807 000 автомобилей, увеличив свою прибыль с 94 миллионов (за
предыдущий год) до 177 миллионов долларов, достигнув самого высокого объема
продаж за период с 1929 года.
Послевоенная программа реорганизации Генри Форда II быстро
восстановила здоровье компании и привела к расширению, результатом которого
явилось строительство 44 производственных заводов, 18 сборочных заводов, 32
склада запчастей, двух огромных испытательных полигонов и 13 инженерно-
исследовательских лабораторий в США. Кроме увеличения количества
производственных сооружений «Форда», эта программа установила
диверсификацию компании. Новые виды деятельности включали: финансовый
бизнес («Форд Мотор Кредит Компани»), страхование («Американ Роуд Иншуранс
Компани»), автоматическую замену запчастей («Форд Патс анд Сервис
Дивижен»), электронику, компьютеры, космические технологии и др.
Финансовые услуги «Форд» начал оказывать в октябре 1987 г., с целью
получения постоянного источника доходов, чтобы уравновесить автомобильный
бизнес компании. «Форд Кредит», филиал полностью принадлежащий «Форд Мотор
Компани» – самая крупная компания в мире занимающаяся автомобильным
финансированием. У нее более 8 миллионов клиентов в 36 странах и около 16
000 различных служащих. Она также обслуживает финансовые потребности более
11 000 дилеров в оптовой торговле, капитальных займах и ссудах под залог.
«Форд Кредит», лидер в лояльности к клиенту, получил больше наград от «J.
D. Power and Associates» за хорошее обслуживание клиентов и дилеров, чем
какая-либо другая компания этого рода деятельности. «Форд Мотор Компани»
исполнился только один год, когда она начала свою программу расширения в
других странах, официально открыв скромный завод в Волькервилле, Онтарио,
названный «Форд Мотор Компани Канада Лтд.».
Сегодня у «Форда» есть свои производственные, сборочные и торговые центры в
30 странах мира. Форд ежегодно производит миллионы легковых автомобилей,
грузовиков и тракторов и является лидером автомобильных продаж за пределами
Северной Америки.
«Форд Мотор Компани» стала открытым акционерным обществом в январе
1956 г. В настоящее время у компании около 700 000 акционеров.
Центром внимания 60-х гг. стала молодежь. Молодой президент Кеннеди правил
экономически здоровой Америкой. «Форд Мотор Компани» выявила сильный
рыночный спрос на недорогие новые спортивные автомобили, предназначенные
молодому покупателю. Ли Иакокка, тогда генеральный менеджер «Форд Дивижин»,
лично продал поразительный новый концепт Генри Форду II и скептически
настроенному финансовому департаменту. Издержки освоения нового
производства составляли целых 75 миллионов долларов США, из-за
капиталовложений в усовершенствование двигателя «Фалкона», в котором
совмещались два агрегата – трансмиссия и ведущий мост. Но и прибыль обещала
быть феноменальной.
Представление «Мустанга» публике в 1964 г. привлекло толпы людей в
выставочные залы по всей стране. Такого острого интереса не наблюдалось со
времен представления «Модели А». Привлекательный четырехместный «Мустанг»
1965 г. стал любимцем Америки. В первые же 100 дней было продано 100 000
«Мустангов». Общие продажи за год составили 418 812 автомобилей, что
значительно превысило ожидаемых 100 000. После неудачи модели «Эдзел»,
дизайнерской новинки Форда 50-х гг., рекордный первый год продаж «Мустанга»
и 1 миллиард долларов прибыли были именно тем, что нужно.
Очередная история успеха «Форд Мотор Компани» последовала вскоре после спада начала 80-х годов. Баснословные цены на газ и уменьшение объема продаж побудили «Форд» создать автомобиль, эффективный в экономии топлива и отличительный с точки зрения дизайна. Целью было создать лидера мирового класса в среднем и представительском среднем сегменте рынка. В результате появились «Форд Таурус» и «Меркури Сэйбл». Эти автомобили подготовили базу для будущих направлений дизайна в автомобильной индустрии и воплотили новый уровень качества продукции компании «Форд».
В то время, как потери «Форда» ужасали, ставка в размере 3,5
миллиардов долларов на успех «Тауруса» было рискованным решением. Никто не
был уверен в том, как воспримет общественность смелый новый
аэродинамический дизайн. «Форд» рискнул. Команда, работающая над созданием
«Тауруса», поставила перед собой цель достичь совершенства в каждой детали.
При поддержке высшего руководства, члены команды были бескомпромиссны в
своих обязательствах. Все были вовлечены в разработку «Тауруса» – от
высшего руководства компании до рабочих на конвейере. Обратная связь
приветствовалась, и хорошие предложения внедрялись. «Форд Мотор Компани»
работала сообща на всех уровнях, чтобы сделать «Таурус» победителем.
Представление «Тауруса» пришлось отложить на 26 декабря 1985 г., когда
команда обнаружила, что качество не полностью соответствует своим суровым
стандартам. Усилия принесли хорошие плоды. Даже праздники и холодная погода
не помешали его позднему появлению. «Таурус» был назван Автомобилем 1986
Года, а в 1987 г. он стал бестселлером в Америке.
Следующими новинками «Форда» стали «Мондео», Европейский Автомобиль
1993 г., первый мировой семейный автомобиль «Форда», а также видоизмененный
«Мустанг». Представленный как модель 1994 г., «Мустанг» быстро стал
фаворитом среди покупателей. Для 1994 г. новыми стали также «Форд Эспайа» и
микроавтобус «Виндстар». Автомобилей «Форд Контур» и «Меркюри Мистик»,
североамериканские версии мирового автомобиля, было продано в 1995 году на
88 000 машин больше, чем его ближайшим японским конкурентом. Затем Северная
Америка увидела усовершенствованные «Форд Таурус» и «Меркюри Трэйсер» –
любимые модели американцев, продемонстрировавшие первые большие изменения в
дизайне автомобилей, которые появились на рынке в конце 80-х годов. Эти
изменения были очень важны для «Форда», и многие журналисты автомобильных
изданий дали усовершенствованным моделям положительные отзывы. В Европе
были также представлены видоизмененный пикап «Ф-Серии», новая «Фиеста» и
минивэны «Гэлакси». К концу десятилетия компания «Форд» была готова
увеличить производство новых моделей на 50%, на одну треть снизить время их
разработки и сократить расходы на миллиарды долларов США.
Результатами крупной программы глобализации, которая вызвала самые драматические корпоративные перемены в истории «Форда», стали мировые автомобили. Движущей силой комплексной перестройки компании была простая цель – постоянно совершенствовать свою продукцию, снижая при этом затраты на ее производство.
«Форд» – крупнейший в мире производитель грузовиков и второй по счету
производитель легковых и грузовых автомобилей по суммарному показателю. Мы
продаем более 70 различных моделей машин по всему миру, произведенных под
марками «Форд», «Линкольн», «Меркюри», «Ягуар» и «Астон Мартин». У «Форда»
есть также доля акций в компании «Мазда Мотор Корпорэйшен» (33,4%) и «Киа
Моторс Корпорэйшен» (9,4%).
В настоящее время планы «Форда» по дальнейшему расширению как в США, так и в других странах, а также широкая диверсификация компании означают появление дополнительных рабочих мест по всему миру.
В то время как «Форд» приближается к празднованию своего столетия в
2003 г., и для автомобильной индустрии начинается второй век, хочется
подчеркнуть важность достижений Генри Форда. Сквозь годы процветания и
нужды, через войну и мир, «Форд Мотор Компани» начавшись с одного человека,
маленького гаража и четырехколесного велосипеда, выросла в могущественную
силу Америки, вносящую вклад в международную экономическую стабильность.
Между тем, страна стала индустриальным гигантом неизмеримой силы и
жизнеспособности.
В каком-то смысле, история «Форда» – это современная история Америки.
А как показала жизнь Генри Форда, будущее – это всегда вызов.