Рефетека.ру / Технология

Реферат: Программа автоматизации банковской деятельности. Система Клиент-банк

Программа автоматизации банковской деятельности SCROOGE-II.

СИСТЕМА "КЛИЕНТ-БАНК".

КЛИЕНТСКАЯ ЧАСТЬ.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

1. Аннотация.

Система "Клиент-Банк" предназначена для обмена электронными документами и связи между банком и его клиентами и обеспечивает клиенту возможность оперативного управления собственными счетами в банке, миниминизируя время прохождения платежных документов.

Система "Клиент-Банк" SCROOGE-II базируется на общих для подобных систем принципах построения, в основе лежит механизм синхронизации баз данных.

Ключевые особенности системы:

- База данных клиентского места реализована на PARADOX 3.0 ,
- Разработанный механизм синхронизации таблиц счетов, документов и справоч ников, например, банков-участников СЭП НБУ, обеспечивает актуальность и достоверность данных.
- Связь с банком осуществляется посредством Microsoft Remote Access
Serviсe

(RAS) (online-репликация) и снабжена дополнительными сервисными возможнос- тями, в частности ,реализован механизм обмена произвольными файлами .
- В качестве альтернативного метода связи может использоваться традиционный обмен протокольными файлами (offline-репликация).
- Клиентская часть системы "Клиент-Банк" может функционировать под управле
- нием различных операционных систем ( MS DOS, Windows 95 PE и Windows 95

Russian, Windows NT 4.0 WS и Windows NT 4.0 Server).
- Разработано несколько схем доступа к банковской базе данных , как непо - средственно к рабочей базе , так и через специфику Proxy-сервера.
- Безопасность системы "Клиент-Банк" основывается на алгоритмах RSA, MD5,
DES и полностью отвечает требованиям НБУ, что подтверждено сертификатом НБУ

SEPK N 0016.
- Секретные ключи системы "Клиент-Банк" могут храниться на дисковых носите- лях или устройствах Touch memory . Каждая из взаимодействующих сторон рас- полагает собственными средствами генерации ключей.
- Система может поддерживает подчиненные взаимоотношения между клиентами банка.
- Реализована возможность использования PPTP-протокола Microsoft, поддержива- ющего защищенный информационный канал при работе через открытую систему передачи данных, в частности, Internet.

Система КБ позволяет клиентам , находясь в собственном офисе, выполнять следующие действия :

- подготовку и передачу в банк по телекоммуникационным каналам платежных поручений на осуществление внутрибанковских и межбанковских платежей, писем и запросов на получение дополнительной информации;
- прием из банка следующей информации :

- результатов обработки отправленных платежных документов,

- внешних и внутрибанковских платежей ,т.е. всех документов, отража- ющих движение средств по счетам клиентов,

- банковских выписок движения по счетам , в том числе и валютных, стандартного вида,

- кредитовых и дебетовых реестров документов,

- дополнительной информации справочного характера, например, справочника банков НБУ - участников СЭП , курсов и кодов валют и т.д.
- строить различные отчетные формы по собственной базе документов,

Клиентское место многопользовательское (поддерживается принцип персонофи-

кации), может работать в локальном и сетевом режиме. Возможны импортно-экс
- портные обмены документами с собственной клиентской бухгалтерией при помощи dbf-файлов фиксированной структуры.

2. Технические требования и допустимые операционные системы.

Клиентское рабочее место может функционировать на компьютерах с процессо-

ром не ниже 486 и имеющих ОП не менее 4M. Компьютер должен быть оснащен
Hayes-совместимым модемом со скоростью передачи не менее 2400b .

Влияние ОС проявляется только на коммуникационной компоненте системы -
RAS.
Эта компонента поддерживается для следующих ОС :

- MS DOS,

- Windows 95 PE и Windows 95 Russian,

- Windows NT 4.0 WS и Windows NT 4.0 Server.

Использование других сред Windows (3.11, OSR и т.п.) не исключается, одна- ко в каждом отдельном случае требуется особый подход.

Также является немного завышенным требование наличия процессора не ниже
486. Это требование возникло ввиду того, что система RAS очень чувствительна к классу процессора и стабильно работает, начиная с PC486. О процессорах
386 этого сказать нельзя, однако имеются случаи, когда система нормально работает и на PC386. Но здесь уже следует пробовать.

3. Настройка запуска рабочего места.

Запуск рабочего места осуществляется при помощи BAT-файла SCII.BAT, распо- ложенного в подкаталоге ...LOCAL .

Если клиентское место работает под MS DOS, следует различать два возмож
- ных варианта запуска :

1) в тех случаях, когда во время сеанса работы с программой НЕ предусматри- вается выполнение связи с банком - запуск системы можно производить при помощи указанного SCII.BAT. В этом случае никаких особых настроек выпол- нять не нужно, разве что включить запуск системы в меню пользователя имеющегося файлового процессора (NC, VC и т.п.).

2) если же связь с банком предвидется, то запуск системы должен выполняться путем перезагрузки компьютера с использованием специальной загрузочной дискеты (см. п.3.4.1.)

Если на машине установлена Windows-OS, то необходимо обеспечить требование, чтобы системе при запуске было выделено не менее 4М ОП. Проще всего это сде
- лать, создав для запуска системы специальный ярлык (ShortCut) с требуемыми на- стройками выделения памяти.

4. Устройства управления программой.

Управление программой может выполняться двумя устройствами :

1) клавиатурой,

2) манипулятором "мышь".

При помощи клавиатуры можно выполнять команды (в этом случае клавиши или их комбинации называются "горячими клавишами") или осуществлять набор инфор
- мации.

Понятие "комбинация клавиш" продемонстрируем на примере : если указано, что необходимо выполнить комбинацию Alt+F10, то это означает, что необходимо, удерживая нажатой клавишу Alt, нажать клавишу F10. Комбинация Ctrl+QF озна
- чает, что необходимо, удерживая нажатой клавишу Ctrl, последовательно нажать клавиши Q и F.

Манипулятор мышь позволяет быстро и эффективно выполнять разнообразные действия и команды. Мы будем различать 4 вида действий с мышью, каждое из которых по разному может интерпретироваться в различных случаях :
- "указать"(или "ткнуть") - подвести курсор мыши в нужное место экрана и кратковременно нажать (т.е. нажать и сразу отпустить) левую кнопку,
- "кликнуть" - то же, что и "указать", но двоекратное нажатие левой кнопки с малым интервалом между нажатиями,
- "захватить" - левую кнопку мыши нажать и не отпускать,
- "перетащить" - удерживая левую кнопку в "захвате", выполнить движение всей мышью до перемещения указателя в нужную позицию и отпустить кнопку.

5. Вход в систему.

Запустите систему на выполнение. После загрузки системы на экране появится окно персонализации пользователя :

г=[¦] РУКИ ВВЕРХ! =====¬

¦ Как зовут? ¦

¦ SysOp___________ ¦

¦ Пароль? ¦

¦ _________________ ¦

¦ ¦

¦ Годится ¦

¦ ---------- ¦

L======================-

Нажмите 2 раза клавишу Enter или мышкой сразу кнопку "Годится" - система пустит Вас внутрь, выдав приветственное сообщение :

г==================== STARTUP:2 =====================¬

¦ ¦

¦ Система "Клиент-Банк" (SCROOGE.II) . ¦

¦ (c) Lime Systems (Донецк) . ¦

¦ ¦

¦ Рады Вас приветствовать, SysOp ! ¦

¦ ¦

L====================================================-

Сейчас Вы вошли в систему под полномочиями беспарольного пользователя с кодом SysOp. Это специальный пользователь, имеющий все возможные права внутри клиентского рабочего места. Однако, если под его именем попытаться связаться с банком, то ничего не получится - банковская система отвергнет такой звонок, поскольку этот пользователь у нее не зарегистрирован. Назначение этого поль
- зователя - предоставить реальному пользователю возможность при выполнении ин- сталляции зайти в систему (поэтому он не имеет пароля) и выполнить необходи
- мые настроечные действия.

В ОБЩЕМ же СЛУЧАЕ в поле "Имя" Вы должны набрать псевдоним, под которым
Вы зарегестрированы в системе, а в поле "Пароль" - свой пароль. Для завершения ввода нужно нажать кнопку "Годится". Если имя и пароль будут распознаны сис
- темой, как допустимые для входа, вы сможете продолжить работу. В противном случае Вам снова будет предложено ввести имя и пароль на тот случай, если где- то ошиблись в букве.

1) Перед тем, как впервые загрузить систему под своим псевдонимом, Вы обяза- тельно должны быть зарегистрированы в системе администратором. После регист
- рации Вы будете знать Ваш псевдоним и пароль для входа в систему.
2) При последующих входах в систему Вы будете избавлены от необходимости ввода псевдонима. Система автоматически будет предлагать Вам имя, под которым на данном рабочем месте она была запущена в последний раз.
3) Система не различает прописные буквы от строчных при вводе псевдонима.
Но будьте внимательны при наборе пароля. Если хотя бы одна буква из пароля будет набрана не в том регистре, система не пропустит Вас. Поэтому перед набором пароля не лишним будет убедиться, что состояние клавиатурных регистров соот
- ветствует Вашему паролю.

Система допускает три попытки ввода имени и пароля. Если в течении этих попыток имя и пароль не будут распознаны, программа автоматически выгрузится из памяти. В такой ситуации Вы должны обратиться к системному администратору, чтобы он проверил правильность вашей регистрации в системе.

6. Структура главного экрана программы.

После входа в систему рабочий экран принимает вид, подобный приведенному на рис.1.

---------------------------------------------------------------------------
¬
¦ Файлы Приложения Настройки Окна Помощь Server.DataBase.User
¦
¦--------------------------------------------------------------------------
¦
¦----------------------------------- --------------------------------------
¦
¦------------------------ --------------------- ---------------------------
¦
¦--------------------------------------------------------------------------
¦
¦--------------------------------------------------------------------------
¦
¦--------------------------------------------------------------------------
¦
¦---------------- ------------------------------------- -------------------
¦
¦--------------------------------------------------------------------------
¦
¦--------------------------------------------------------------------------
¦
¦--------------------------------------------------------------------------
¦
¦--------------------------------------------------------------------------
¦
¦------------- ------------------------------------------- ----------------
¦
¦--------------------------------------------------------------------------
¦
¦--------------------------------------------------------------------------
¦
¦--------------------------------------------------------------------------
¦
¦--------------------------------------------------------------------------
¦
¦---------------- ------------------------------------- -------------------
¦
¦--------------------------------------------------------------------------
¦
¦--------------------------------------------------------------------------
¦
¦--------------------------------------------------------------------------
¦
¦------------------------ --------------------- ---------------------------
¦
¦----------------------------------- --------------------------------------
¦
¦--------------------------------------------------------------------------
¦
¦ F10 Menu F3 Open Alt+F3 Close Alt+Ша 6213/6216k m:0 h:0
2970с¦
L---------------------------------------------------------------------------

Рис.1. Вид рабочего экрана системы.

Главное меню программы:

Верхняя строка состоит из доступных Вам опций главного меню программы, структура и состав которого подробно описаны ниже в этой же главе.

Вся работа с оболочкой системы Scrooge выполняется посредством выбора пункта главного меню оболочки и запуском утилиты, соответствующей этому пункту меню.

Главное меню программы - многоуровневое. Если после открытия какого-либо пункта Вы увидите справа от одного из его элементов символ ">", то это - подпункт, который содержит собственные элементы и который также можно открыть.
Элементы, не имеющие такого символа (простые), обозначают некоторые действия, доступные для выполнения.

В обычном режиме работы программы меню пассивно. Для его активации можно воспользоваться клавишей "F10" или ткнуть в нужный пункт мышью.

Выбор необходимого пункта меню можно выполнять манипулятором мышь или перемещением цветового указателя навигационными клавишами (стрелками). Рас
- крытие пункта меню при работе с клавиатуры выполняется клавишей ENTER. Нажа-

тие клавиши Enter на простом элементе приведет к запуску соответствующего действия на выполнение.

Если меню активно, но Вы передумали его использовать - нажмите клавишу
Esc или ткните мышью в другую область экрана.

Самая нижняя строка экрана представляет собой статусную строку программы.

Ее структура следующая :

--------Системная подсказка----------- ----/----k m:------ h:- ----с


Системная подсказка может представлять собой подсказку :

" F10 Menu F3 Open Alt+F3 Close Alt+Ша "

в случае работы с опциями основного меню системы или краткую информация о приложении, при работе с пунктами подменю "Приложения".

Рассмотрим назначения клавиш, выведенных в строке подсказки:

"F10 Menu" - активизация главного меню.
"F3 Open" - открыть файл для просмотра и редактирования. Этой клавише соответствует опция "Открыть" подменю "Файлы".
"Alt+F3 Close" - закрыть активное окно (см. п.4.5.4.).

"Alt+Ша" - принудительное включение режима "Блокировка"
(см.п.4.4.3.).

Служебная информация в нижней строке включает в себя :

- размер свободной оперативной памяти (в килобайтах), доступной программе

Scrooge: максимальный размер блока, который можно запросить для работы и весь доступный обьем свободной оперативной памяти;

- размер свободной оперативной памяти, доступной транспортному драйверу защищенного режима, обеспечивающему обмен информацией между программой

Scrooge и драйвером "IPX/SPX" или "Named Pipe" фирмы Microsoft, собственно осуществляющим взаимодействие с Microsoft SQL сервером

(m:xxxxx);

- число открытых соединений (хендлов) с SQL сервером (h:xxxxx).

- показания системного таймера (в секундах). При пассивности устройств управления (клавиатура, мышь) ежесекундно декрементируется.
Активизация устройств управления взводит его в максимально допустимое значение.

Фактически его показания - интервал времени до автоматического включен
- ния режима "Блокировка".


Режим "Блокировка".

В этом режиме система убирает с экана все открытые в этот момент окна, системный таймер останавливается, сбрасываясь в ноль. Принудительное включе-

ние этого режима позволяет предохранить информацию, с которой работает поль-

зователь, от просмотра и (или) модификации посторонним лицом в тот момент, когда у пользователя возникает необходимость на некоторое время покинуть свое рабочее место, но выходить из программы он не считает целесообразным.

Работа в штатном режиме может быть продолжена по нажатию любой клавиши, но только после повторного прохождения режима персонализации. Нужно заметить, что изменить имя пользователя в этом случае нельзя - можно только подтвердить текущее имя пользователя его правильным паролем.

Если после трех попыток ввода пароля нужный пароль не был введен, система прекратит работу, не сохранив информации находящуюся в спрятанных окнах.

При возобновлении работы после режима "Блокировка" состояние системы будет восстановлено к первоначальному, предшествовавшему вводу режима
"Блокировка".

7. Стандартные категории пользователей.

Основное назначение клиентского рабочего места - предоставление клиенту возможности управления своими счетами в банке путем набора и отсылки в банк платежных поручений.
В соответствии с требованиями, установленными НБУ для систем "Клиент-
Банк", каждое платежное поручение должно быть подписано двумя электронными подписями, так называемой подписью бухгалтера и подписью директора. Подпись бухгалтера обязательно должна накладыватся на момент ввода документа в базу данных. На
- кладывание подписи директора на документ служит разрешающей визой для отправ- ки документа в банк, без директорской визы документв банк не отправляется.
Электронные подписи документов служат для выполнения процедур аутентифика-

ции (т.е. документ создан и заверен именно теми лицами, которые указаны) и проверки целостности документа (документ поступил в банк в том виде, в кото-

ром был отправлен от клиента).

Подписи на документ устанавливаются по RSA-технологии, т.е. для возмож
- ности ее установки у пользователя должен быть RSA-ключ c соответствующим ти-

пом.

В сооответствии с рекомендациями НБУ клиентское рабочее место поддерживает категории пользователей "Бухгалтер" и "Директор" (внутренние пользователи клиентского места), а также специальную категорию "Администратор" (внешние пользователи, поскольку только эта категория пользователей может осуществлять связь с банком) со следующими полномочиями :

- бухгалтер - имеет право просмотра информации в базе данных, а при наличии собственного ключа бухгалтера - создания пла- тежного документа,
- директор - имеет право просмотра информации в базе данных, а при наличии собственного ключа директора - визирование до- кумента на отправку в банк,
- администратора - включает права бухгалтера и директора, а так же имеет полномочия на :

- создание новых внутренних пользователей,

- связь с банком,

- администрирование базы данных клиентского места и т.д.

Доступ пользователя-администратора к банковской базе - довольно щекотливое дело, поэтому их регистрация выполняется только в банке. При их регистрации в банке формируется специальный *.pwd-файл (см. п.3.3.), импортом которого на клиентское место выполняется регистрация там полномочий пользователя- админист- ратора.

Пользователь-администратор на клиентском месте обладает всеми возможными там полномочиями, в частности - заведением внутренних пользователей. Их коли- чество и типы - внутреннее дело клиента, и они заводятся администратором без оглядки на банк.

Важно подчеркнуть, что клиент может иметь нескольких пользователей- админи- страторов, что позволяет отслеживать персональную ответственность пользовате- лей за процесс связи с банком.

Похожие работы:

  1. • Учет в банках
  2. • Автоматизация банковских систем
  3. •  ... повышения эффективности банковской деятельности
  4. •  ... регулирования банковской деятельности
  5. • Розрахунки в системі "клієнт-банк" та шляхи їх удосконалення
  6. • Система "Клиент-банк"
  7. • Управление и регулирование банковской деятельности в РФ
  8. • Программные продукты для банковской деятельности
  9. • Апаратно-програмний комплекс для віддаленого ...
  10. • Автоматизированные банковские системы
  11. • Банковский бизнес и автоматизация
  12. • Информационные системы в банковском деле
  13. • Банковские информационные системы
  14. • Банковская система России и ее организация
  15. • Автоматизированные Банковские Системы (АБС). Разработка ...
  16. • Банковская система Украины
  17. • Банковские информационные системы
  18. • Банковское право
  19. • Особенности развития банковской системы России
Рефетека ру refoteka@gmail.com