Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова
Юридический факультет
РЕФЕРАТ
по теории государственного управления
На тему: аспекты управления
ПЛАН
Введение
Характеристика темы
Аспекты управления
Экономический аспект
Социологический аспект
Политический аспект
Культурный аспект
Психологический аспект
Исторический аспект
Философский аспект
Правовой аспект
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Институт государства существует уже 6000 лет. За этот немалый период общество прошло путь от аграрного до информационного. Соответственно, за это время менялась и роль государства в обществе. В начальный период развития главным было захватить власть и удержать её. В ту эпоху не существовало понятия «государственное управление», а тем более, специальной науки о нём.
Лишь промышленный переворот и переход к индустриальному обществу дали
миру устойчивое значение понятия управления и первых специалистов в этой
области. Не случайно к пионерам управления относят Г. Форда, Ф. Тейлора, А.
Файоля, Г. Эмерсона и других организаторов производства, сумевших впервые
соединить знания, технику и человека в сложную динамическую систему,
которая в экономической теории получила название «менеджмент». А в области
государственно-правового знания эта наука стала называться «теория
государственного управления».
Предметом науки, т. е. объектом её изучения являются общие закономерности развития знаний и принципов об управлении, а также взгляд на управление с различных точек зрения. Эти точки зрения традиционно называются аспектами и представляют собой угол восприятия проблемы, предмета или явления исходя из какого-то круга идей и понятий конкретной области жизни. В данном случае темой реферата являются аспекты управления, т. е. стороны этого понятия и всего с ним связанного, наполняющие этот термин различным смыслом и содержанием, в зависимости от точки зрения, с которой он рассматривается.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
Для того, чтобы охарактеризовать (раскрыть) данную тему, необходимо, прежде всего, дать определения ключевых терминов, составляющих тему реферата: «аспект» и «управление».
АСПЕКТ (от лат. aspectus — вид) — точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие; перспектива, в которой выступает явление, сторона предмета, сторона предмета, изучаемого определённой наукой: философский аспект, экономический аспект и др.[1]
УПРАВЛЕНИЕ — функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Социальное управление — целенаправленное воздействие на общество для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития его определенной качественной специфики. Оно обусловлено системной природой общества, общественным характером труда, необходимостью общения людей в их жизнедеятельности, в процессе обмена продуктами материальной и духовной деятельности.
Управление как система предполагает наличие подсистем: организации отношений ее элементов, режима ее функционирования в виде совокупности определенных механизмов, действующих под определенным контролем сообразно определенным нормам, развития по известной программе в направлении к какой- то цели.
Основные этапы процесса управления:
V сбор и обработка информации;
V ее анализ, диагноз и прогноз;
V систематизация (синтез);
V установление на этой основе цели (целеполагание);
V выработка решения, направленного на достижение цели;
V последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих решений;
V организация деятельности для выполнения решения;
V контроль за этой деятельностью (включая вопросы подбора и расстановки кадров);
V сбор и обработка информации о результатах деятельности и новый цикл этого непрерывного в идеале процесса.
На практике наблюдаются два типа социального управления: стихийный и
сознательный (плановый). При первом воздействие на общество происходит в
результате взаимодействия различных социальных сил (рынок, традиции, обычаи
и т. п.), второе предполагает наличие специальных органов управления,
действующих по заданной программе. Для социалистического общества
характерно научное плановое управление социальными процессами,
предполагающее активное познание закономерностей его развития и разработку
соответствующей целенаправленной программы деятельности. Социальное
управление при социализме осуществляется на принципах демократического
централизма, постепенно развиваясь в коммунистическое общественное
самоуправление. Из социального управления, как особые его отрасли,
выделяются управление государственное, управление производством, управление
в технике и др.[2]
Важно понимать разницу между управлением и менеджментом. Менеджмент –
рациональное управление современным производством, тесно связанное с
улучшением организации на основе постоянного внедрения новых принципов,
форм, структур и методов управления с целью повышения эффективности
производства, бизнеса. Основная цель менеджмента — достижение высокой
эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала
предприятия, фирмы, компании[3]. А понятие управления скорее ближе не к
бизнесу, а к власти. С данной точки зрения нельзя, например, называть
менеджерами представителей государственных структур, чиновников. Их можно
называть «управленцы», «функционеры», даже «бюрократы». Соответственно,
науку управления нельзя отождествлять с наукой менеджмента. Об управлении с
точки зрения властных структур будет сказано ниже.
В раскрытии понятия государственного управления, а на его основе всего богатства соответствующего научного знания важное значение принадлежит толкованию термина "управление". Дело в том, что в каждое в содержание понятия привнесено столько различных смыслов, интерпретаций, семантических нюансов, что порой даже специалистам трудно понять, о чем идет речь и что имеется в виду, в результате чего последнее стало охватывать почти безбрежное множество самых разнокачественных явлений, отношений и процессов.
В научной литературе управление рассматривается в разных аспектах, и, соответственно, в его понятие вкладывается разное содержание. Причем имеются в виду не просто разные подходы к управлению, разные его стороны, а понимание самого управления, на базе которого и формулируются его концепции. Например, одно из определений термина — сознательное целенаправленное воздействие со стороны государства, экономических субъектов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия в нужное русло и получить желаемые результаты[4].
Давно и преимущественно в юридической науке управление характеризуется через термин "деятельность", означающий, что управление состоит из специфических видов человеческого труда, фиксируемого в адекватных им формах. Смысл такой деятельности видят в совершении действий административного свойства, в направленности ее на исполнение законов, в создании правовых актов, их реализации и проведении организационных мероприятий.
В управлении, вне сомнения, осуществляется деятельность людей и имеются сложные проблемы ее организации, но термин "деятельность" не раскрывает социальной сущности управления, его специфического места и роли в жизни людей.
Немало научных публикаций характеризует управление как отношение, входящее в систему общественных отношений. В них показано, что управление представляет собой особое отношение в человеческой жизнедеятельности: в иерархической общественной структуре это отношение, как правило, вертикальное по характеру и связано с наличием у вышестоящей стороны способности властно выражать и осуществлять свою волю.
Следует признать, что в определенных своих проявлениях управление можно представить в виде отношения, ибо оно, действительно, входит в систему общественных отношений и формирует определенные отношения между людьми, как "по вертикали", так и "по горизонтали". Но столь абстрактное понимание управления опять же уводит в сторону от анализа и описания его собственных, уникальных качеств, в том числе выделяющих его из системы общественных отношений и позволяющих ему оказывать особое влияние на саму эту систему.
Наиболее близким, адекватным, отвечающим сущности управления является его определение посредством термина "воздействие", который указывает на главное в управлении — момент влияния на сознание, поведение и деятельность людей. Ведь управление существует тогда, когда некий его субъект на что-то влияет, что-то изменяет, преобразует, переводит из одного состояния в другое, чему-то придает новое направление движения или развития. Во многих процессах может быть деятельность ("объемная"), могут быть отношения (и прочные), но если нет действительного воздействия — влияния, обеспечивающего какую-то цель, то нет и управления. В известном смысле воздействие — это результирующая деятельности, взаимодействия, отношения.
Импульсом и формирующей силой в управлении служат знания, мысль и воля человека. Управляющее воздействие, прежде чем осуществиться, стать реальностью, возникает в сознании человека, проходит в нем путь развития от интуитивного ощущения необходимости что-то изменить, от замысла и раздумий до конкретных решений, подкрепленных расчетами, ресурсами, проектами, моделями и главное волей — желанием и стремлением сделать дело. А это значит, что управляющее воздействие необходимо должно содержать в себе момент целеполагания (об этом сказано в определении).
Целеполаганием в той или иной мере занят каждый человек. Огромная роль в целеполагании общественного развития и конкретных видов деятельности принадлежит науке, художественному творчеству, религии, идеологии, другим формам познания и мышления, политике и политическим институтам. Поэтому в управлении целеполагание имеет особый характер, который можно обозначить как практическую целенаправленность. В управлении все сказанное, описанное и обдуманное, выраженное в литературной форме и политических документах выступает уже как бы проработанным применительно к реальным возможностям власти и собственности, сформулированным с учетом наличных материальных, финансовых, информационных, правовых и организационных ресурсов.
В этом смысле любое управляющее воздействие должно всегда содержать в себе точную цель и точное направление движения к ней, к тому же оно должно быть практичным, т. е. вызывать действительное движение к цели и приближение к ней.
Далее, управление необходимо там и тогда, где и когда возникает потребность в распределении и согласовании деятельности энного количества людей. Отдельный человек самоуправляет своей социальной активностью. Но чтобы группа совершила какие-либо скоординированные поступки и действия, уже не обойтись без того, чтобы сообща не определить общие цели и их реализации не подчинить совместно намеченное поведение каждого из членов группы. Любая целенаправленная коллективная деятельность нуждается в управлении и таком его важном проявлении, как организационный момент.
"Организовывать" означает располагать людей в пространственной
(территория, сооружения) и функциональной (социальные роли, виды работ)
координатах, соединять их с орудиями и средствами труда, обеспечивать их
взаимодействие и взаимообмен в труде и общественной жизни, расширять их
созидательные возможности путем согласования и концентрации усилий.
Известно, что организация расширяет возможности людей, придает им новое
качество.
В управлении осуществляется прямое и практическое регулирование, при котором та или иная социальная норма не только провозглашается, признается, утверждается и т. д., но на самом деле претворяется в жизнь, применяется при решении обозначенных целей, как бы опредмечивается. Любые преобразования в обществе не снимают проблем социального нормирования, выработки и практической реализации норм труда, нормативов расходов сырья и энергии, стандартов получаемой продукции, стимулов и санкций. Все это крайне необходимые моменты, которые должны быть надлежащим образом представлены в каждом управляющем воздействии.
В итоге можно утверждать, что когда произносится термин "управляющее воздействие", то предполагается, что специфика такого воздействия, выделяющего его из ряда других, состоит в его целеполагающих, организующих и регулирующих свойствах. Наличие именно такой триады свойств позволяет говорить о существовании управляющего воздействия.
Следовательно, управление представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т. д.)[5].
АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
Управление как общественное явление, отработанное и приспособленное людьми для решения жизненных проблем, имеет многогранный характер, состоит из разнообразных элементов и взаимосвязей. Это обусловлено тем, что в управлении как субъектом, так и объектом управляющего воздействия выступает человек — сложнейшее биосоциальное создание природы и общества. Влияет и то, что управление органично включено в механизмы взаимодействия природы, человека, общества.
Комплексный и многогранный характер управления порождает теоретические посылки, которые необходимо учитывать при исследовании и научном описании различных его элементов, сторон, их взаимосвязей и проявлений.
Во-первых, каждый подход (взгляд, ракурс) к управлению несет в себе познавательный смысл, "схватывает" и высвечивает какую-то особую грань, сторону этого сложного общественного явления.
Во-вторых, каждый аспект исследования выполняет свою познавательную функцию и их не следует противопоставлять друг другу, выпячивать один и принижать другой, считать один справедливым, а другой ошибочным. Только равноправие и глубина различных аспектов исследования способны приближать нас к истине.
И, в-третьих, единство сущности управления предполагает всё же, что различные аспекты исследования управления, выявленные ими различные его элементы, стороны, грани и т. д. должны быть между собой логически согласованы, соотноситься с сущностью управления, отражать и характеризовать именно управление, а не что-то иное, близкое к нему или похожее на него. Это особенно актуально для практики управления, в которой управление проявляет себя как сложная целостность во всем богатстве своих элементов и их свойств. Здесь уже ничего мысленно не выделишь, "не разложишь по полочкам", а надо обо всем знать, все учитывать и использовать. Не случайно самые большие трудности управление вызывает не в познании, а в применении.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Очень большое значение для осознания сущности управления и его
практического использования имеют экономические исследования. Именно
усилиями прежде всего экономистов был заложен менеджмент — теория
управления бизнесом, предпринимательством, производством, услугами. Синтез
экономических и технологических знаний, осуществленный Г. Фордом, Ф.
Тейлором, Г. Эмерсоном, А. Файолем и другими известными специалистами, стал
фактически тем "первозданным" толчком, который постепенно привел к
становлению той системы знаний, которую в наши дни мы называем "теорией
управления". Опыт XX века доказал, что управление есть обязательная
интегрирующая функция любой коллективной экономической деятельности,
обусловленная специализацией и кооперацией труда, производства и
обслуживания. Логично, что при анализе экономических аспектов управления
особое внимание уделяется вопросам функционирования и развития
производственных сил, в частности, с точки зрения роста производительности
труда, взаимосвязям и взаимодействиям производительных сил и
производственных отношений, проявлениям управления в свободной рыночной
экономике, государственному программированию экономической жизни. К этому
примыкают анализы сущности и особенностей управления на различных уровнях
экономической деятельности: территориальный экономический регион,
национальная и транснациональная корпорация, холдинг, фирма,
производственное объединение, предприятие и т. д.
Экономически исследуется само управление, которое, с одной стороны, требует существенных общественных затрат (духовных и материальных) на свое формирование и осуществление, а с другой — призвано приносить какие-то объективные результаты, общественную пользу, давать социальный эффект. И отдельным людям, и их коллективам, и обществу в целом всегда важно знать экономическую цену (стоимость) управления — разницу между полученной пользой (решенной проблемой) и издержками на нее.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Важные аспекты управления раскрыты социологической мыслью (К. Маркс,
М. Вебер, Т. Веблен, Д. Бернхэм и др.), которая доказала глубокие
коррелятивные зависимости между состоянием управления и уровнем
упорядоченности общественных процессов. Здесь и двойственный характер
управления (ведение общих дел и классовая функция); и концепция "идеальной"
управленческой бюрократии — общей теории административного управления; и
отождествление управления с автоматизированным регулированием в машинно-
технологических системах, что привело к технократическим подходам к
управлению и их модифицированию в представлениях об информационном или
технотронном обществах; и идеи о становлении класса менеджеров и многое
другое, что, в общем-то, отражает реальные перемены происходившие в
управлении в течение последних двух веков. Возникло научное течение
"социология управления", в рамках которой управление рассматривается в
качестве сложного механизма взаимоотношений между классами, сословиями,
социальными слоями и профессиональными группами, представителями разных
народов. Одновременно социологические знания, отражающие социальный "срез"
жизни общества, привнесены в теорию и практику управления, что позволило
углубить социальные характеристики многих управленческих элементов и
взаимосвязей[6].
ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Разумеется, что управление обычно связано с властью (в широком социологическом смысле), исходит из нее, опирается на власть, вовлекает власть в свои управляющие воздействия. Значит, в нем явственно обнаруживаются политические аспекты, характеризующие возможности управления в распределении ценностей и упорядочении общественных процессов.
Любая государственная власть реализуется в тех или иных организационных формах. Совокупность последних и составляет механизм государственного управления. Центральное место в механизме занимает государственный аппарат, включающий в себя совокупность органов государственной власти и тот особый слой людей, которых можно назвать государственными чиновниками или служащими и которые осуществляют профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Наряду с государственным аппаратом в механизм государственного
управления включаются и некоторые формы непосредственной демократии
(референдумы, выборы и т.п.), т.е. формы реализации государственной власти
непосредственно населением.
Механизм государства состоит из особого разряда людей, реализующих
функции государства. С другой стороны, это система государственных органов
и учреждений, связанных иерархической соподчиненностью и правомочных
совершать действия, составляющие монополию государства. Наконец, для
обеспечения выполнения возложенных на него функций он располагает
необходимыми организационными и материальными средствами, в том числе и
«вещественными придатками» для принуждения в случае необходимости к
исполнению велений государства.
Механизм государства, как и механизм государственного управления, представляет собой, таким образом, материализованное, непосредственное существование самого государства, это реальная организационно-материальная сила, располагая которой государство властвует.
Решающую роль в механизме играют государственные органы. Именно они
специально образуются для осуществления государственного управления.
Особенностью государственных органов является то, что они обладают такими
средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая организация, а
именно государственно-властными полномочиями.
Последние необходимы для эффективного выполнения государством своих управленческих функций. Государство, действуя через свои органы, возлагает на них определенные обязанности и соответствующие права. Полномочия — это и есть соединение юридической обязанности органа с его правом. У государственного органа не существует прав в чистом виде, это не какие-то его привилегии, они возникают лишь в связи с необходимостью для данного органа выполнять возложенные на него обязанности. Более того, каждое конкретное право государственного органа выступает одновременно и в качестве его обязанности. Таким образом, существует принципиальное различие между субъективными правами гражданина и правами (полномочиями) государственных органов, поскольку для последних возможное поведение есть одновременно и должное поведение.
Помимо наличия у государственного органа государственно-властных полномочий к его основным чертам можно отнести следующие: орган образуется в установленном государством порядке; он уполномочен государством осуществлять задачи и функции последнего; он действует в установленном для него государством порядке; органы государства являются частями единого государственного аппарата.
Каждый орган государства, наконец, характеризуется наличием определенной компетенции (кругом вопросов его ведения и совокупностью полномочий, взятых вместе), структуры, кадрового состава[7].
КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
Следует отметить также, что управление как явление культуры довольно
часто характеризуется с этической, эстетической (художественной) и
педагогической точек зрения. В управлении, вне сомнения, реализуются
нравственные качества людей, и само оно может анализироваться и оцениваться
в нравственных (моральных) категориях. Общественное значение имеет не
только восприятие управлением нравственных ценностей, но и тот
нравственный "заряд", который оно несет в себе, как и нравственные
последствия в сознании и поведении людей, которые дает его практическая
реализация. Входит в жизнь, хотя медленно и с трудом, этика управления (Д.
Карнеги). Очень плодотворные рассуждения по проблемам управления
преподносят художественная литература, театр, кино, даже живопись и
архитектура, раскрывающие возможности управления в формировании характеров
людей, выработке определенных стереотипов поведения, утверждении и
проявлении ценностных ориентиров в жизни. Достаточно здесь назвать
произведения таких авторов, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П.
Чехов, М. А. Шолохов и других наших соотечественников, в которых
зависимости между состоянием управления и событиями глобального или
частного уровня описаны весьма сильно и убедительно. Эстетическое
отражает, в принципе, гармоничность, совершенство, пропорциональность,
оптимальное соотношение явлений, их сторон, граней, экономичность. Тем
самым оно служит определенным идеалом для управления, к чему последнее и
должно постоянно стремиться. Управление, реализуемое посредством
управляющих воздействий, содержит в себе значительный педагогический
потенциал: оно обучает и воспитывает людей, формирует их характеры и
мировоззрение, обогащает их знаниями и опытом.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В управлении всегда задействованы люди со своими интересами, целями,
идеалами, ценностями, волей, мотивами, установками и другими
психологическими элементами. Часто как раз эти субъективные элементы играют
решающую роль в управлении, определяют его содержание, форму и
результативность. Акцент на психологических аспектах управления,
инициированный идеями психоанализа (3. Фрейд), позволил приступить к
познанию управления как очень сложного и актуального механизма
психологического взаимодействия людей. Были вскрыты источники и формы
индивидуальной, коллективной и общей доминирующей воли, обоснованы
структуры и процедуры согласования интересов и жизненных ориентации
(компромисс, консенсус, конфликтология и т. д.), сформировались различные
по исходным посылкам концепции (доктрины) "человеческих отношений".
Началась разработка психологической теории решений (Ю. Козелецкий). Стало
все более проясняться понимание того, что только знание и учет многообразия
и "таинства" человеческого сознания создают условия для действительно
рационального и эффективного управления.
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Управление, сущность которого, может быть, осознается только в наш
век, имеет длительную историю становления, развития и практического
действия. Исторический аспект управления содержит огромное теоретическое и
практическое знание, ибо позволяет увидеть место и роль управления в
различных типах человеческой цивилизации (А. Дж. Тойнби) и при решении
самых различных социальных, религиозных и национальных проблем (по России:
Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, М. М. Михайловский). Много об управлении
размышляли и испытывали его на собственном опыте правители и
государственные деятели, полководцы и мыслители, начиная со времен Древнего
Китая, Вавилона, Древнего Египта и Древнего Рима. Естественно, что сюжетами
об управлении очень богата художественная литература на историческую тему.
Как раз исторический анализ более всего свидетельствует о том, что
управление всегда — в разные исторические эпохи и в разных национальных
культурах — отличалось сложным, многогранным характером.
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
В философской литературе управление анализируется с точки зрения проявления в нем сущностных самоуправляемых свойств общества. Оно признано историческим феноменом, содержащим и преломляющим в себе многие диалектические закономерности природы, общества и мышления. Положения и выводы философской мысли создают методологическую и мировоззренческую основу научного познания и практического совершенствования управления, способствуют ориентации творческих поисков.
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Управление самым тесным образом взаимодействует с правом, приобретает во многих случаях правовую форму, использует силу права, осуществляется в установленных правовых процедурах.
Правовые аспекты управления принципиальны для практики управления, поскольку их незнание (или игнорирование) превращает часто управленческие решения и действия в ничтожные. В управлении осуществляются разнообразные виды человеческого труда, используются соответствующие орудия и средства труда.
Но последний аспект оказывает на государственное управление столь глубокое влияние, что требует самостоятельного и обширного рассмотрения[8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение мне хотелось бы сказать, что теория государственного управления – относительно «молодая» наука, но от этого нисколько не теряющая своей значимости. В современной России, которая встала на путь демократических преобразований, изучение данной дисциплины имеет первостепенное значение, наряду с такими курсами, как конституционное право или уголовное право, т. к. не зная особенностей системы государственного управления, невозможно не то чтобы стать грамотным юристом, но даже трудно быть всесторонне развитой личностью.
Особенно важным в этом свете становится проблема всестороннего изучения данной науки в рамках учебного курса. Хотя общеизвестно, что все знать невозможно, но рассмотрение управления с различных точек зрения, или аспектов, помогает наиболее полно осветить всю многогранность этой науки при изучении её в высших учебных заведениях.
Каждый из рассмотренных в этой работе вкратце аспектов управления заслуживает право на жизнь, т. к. без него изучение данной темы будет неполным. Нельзя говорить, что какой-либо ракурс преобладает, а другой «не имеет к делу никакого отношения» – это в корне неверно. Говорить о познании науки теории государственного управления можно только после изучения всех разделов учебной дисциплины в совокупности. Выпадение какого-либо элемента, даже если он на первый взгляд кажется незначительным, делает невозможным обозрение полной, завершенной картины науки. Впрочем, то же самое можно сказать про любую другую науку.
Но кто согласится оспорить это утверждение? . .
БИБЛИОГРАФИЯ
Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. —
М.: Юрид. лит., 1997.
Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Изд. 3-е. М.,
«Советская Энциклопедия», 1970, т. 2.
Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2000.
Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М.
Юрист 1996.
Философский словарь. М.: Политиздат, 1980 г.
-----------------------
[1] Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Изд. 3-е. М.,
«Советская Энциклопедия», 1970, т. 2, стр. 321.
[2] Философский словарь. М.: Политиздат, 1980 г, стр. 171.
[3] Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир,
2000, стр. 391.
[4] Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир,
2000, стр. 776.
[5]Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. —
М.: Юрид. лит., 1997, стр. 38.
[6] Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций.
— М.: Юрид. лит., 1997, стр. 30.
[7] Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В.
М. Юрист 1996, стр. 318.
[8] Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций.
— М.: Юрид. лит., 1997, стр. 34.
-----------------------
Выполнил: студент II курса
Ивашенцев Леонид
Рязань 2002