1. Предмет ТГиП Предмет – правовая действит-ть. В самой ТГиП 2 стороны: гос-во и право, кот. не сущ. др. без друга. Сущ. неск. подходов к изуч-ю предмета: 1. гос-во – творец права, но очевидно, что это не всегда так, гос- во д. открывать право действит-ти. 2. либеральная концепция (право склад-ся в общ-ве): право – продукт жизнед-ти общ-ва, рез-т конфликта интересов людей. Основа права склад-ся в процессе отнош-й людей, а гос-во лишь санкционирует пр-ла или стереотипы поведения в той или иной ситуации. Тогда государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к соверш-ю некот. действий. Сейчас принято придерж-ся 1-го подхода.
Правом м. назвать только тот з-н, кот. имеет основание в реальной жизни. Но сущ. ситуации в общ-ве, когда гос-во – творец права. Ех: 1917 год. Именно тогда было запущено придуманное право, кот. было чисто умозрит.. В рез-те его многие не любили и не понимали, почему они должны поступать так, а не как привыкли. Поэтому, часто наряду с подобным правом, д-ет жестко организованный мех-м навяз-я новых понятий, з-нов, привычек и т.п., т.е. прибегая гораздо чаще, чем треб-ся при норм. полож-и дел к з- нному или нез-нному принужд-ю (репрессиям) или прибегать к террору, т.к. запуганными легче управлять. Функции теории государства и права:
1. описательная (того, что видим)
2. обобщение и выявление закономерностей, это необходимо для получения знания о поведении изучаемого явления
3. прогностическая (что нас ждет)
4. наука должна давать практике рекомендации по коррекции существующего положения
1. ТГиП в с-ме обществ. наук.
ТГиП – одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория”
в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот.
предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П.
ТГиП – это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и
признанные различ. науч. школами.
Вопросы гос-ва также вкл. в себя политология, но гораздо шире.
2.Формирование и развитие ТгиП.
3. Методология ТГиП.
Сущ. неск. подходов к пониманию методологии. Некот. полагают ,что
методол-я – не только совок-ть методов, но и наука, примен. в действит-ти.
Методы: 1. дедуктивный – знания вывод-ся из уже имеющихся сведений. 2.
Позитивистский – получ. знаний из самого О-та, его изуч-я.
Вся совок-ть методов м.б. разбита на 3 гр.: I.Общефилософский (то же
что диалектич. логика): 1)З-ны: a)единства и борьбы противопол-тей (мир –
всегда в движ-и, но в круговом – по Аристотелю) b)переход кол-ва в кач-во
c)отрицание отрицания (новое всегда отрицает старое и наоборот). 2)Содерж-я
и формы (по Гегелю: всякая форма содержательна, всякое содержание –
формировано). 3)Сущ-ть и явл-е (в кажд. из явл-й м. выдел. сущ-ть, опр. з-
номер-ти) 4)Общее и единичное. Вот эти эл-ты примен. при изуч. гос. и
правовой с-мы. II.Общенауч. методы, из кот. самый применяемый - 1)Теория с-
м или с-мный анализ: a)э-ты и стр-ра (всякая с-ма сост. из эл-тов, наход-ся
в стр-ре), где эл-т – наименьшая дробная часть целого, сохр-щая качеств.
признаки целого (прав. норма, гос. институт) b)динамич. устойч-ть и надежн-
ть; они наход-ся в обратной завис-ти. Дин. уст-ть – спос-ть с-мы приспосабл-
ся к изм-ям среды, а надеж-ть хар-ет спос-ть с-мы выдержи. пиковые
нагрузки. c)управл-я и самоупр-я. Упр-е – поддерж. с-мы в задан. сост.
Самоупр-е - мех-м приспос-я с-мы к среде 2)Сравнительного правоведения,
кот. нужно для сравн-я положит. правового опыта других стран и выявл-е их
сильных и слабых сторон и выработка рекомендаций по их улучш-ю, а вторая
задача: постепен. сближ. правовых с-м разных стран (после подписания
договора об общем рынке в 54 году) III.Колич. методы (с пом. ЭВМ)- возм-ть
автоматич. поиска нормативных актов, а в последствии автомоделир-е юр.
норм.
4. Теории происх-я гос-ва:
Единого мнения на этот счет нет. Но первыми гос.-прав. системами были
рабовлад. с-мы Др. Греции, Рима, Египта. На тер. РФ, PL, D никогда рабства
не было, первым здесь возн. феод. Г и П. Есть идея божественного возн-я Г и
П (религиозн. – з-ны шариата, Моисея). Но гос. орг-я приходит на смену
родоплеменной, а право – на смену обычаям. Сущ. Естественно-правовая
теория, нередко наз. “договорной” или теорией договорного происх-я Г и П.
Гос-во в ней – рез-т объед-я людей на дог. основе (добровол.). Одной из
распр. на Западе явл. Теория насилия, Главн. причина возн-я Г и П здесь –
не в соц.-эк. разв-и общ-ва и возн-и классов, а в завоевании, насилии,
порабощении одних племен др.
5. Понятие и Признаки гос-ва.
Гос-во – это особая орг-я публичной, политической власти господств. класса (соц. группы, блока класс. сил, всего народа), располаг. спец. аппаратом упр-я и принужд-я, которая, представляя общ-во, осущ-ет рук-во этим общ-вом и обесп-ет его интеграцию.
Гос-во руководит общ-вом, осущ. полит. власть в масшт. всей страны.
Для этой цели исп. гос. аппарат, для сод-я кот. собирают налоги.
6. Понятие и эл-ты полит. с-мы (государство в политической системе).
ПС – совок-ть гос., партийных и обществен. органов и орг-ций, участв.
в полит. жизни страны. В завис. от степени участия в полит. жизни эти орг-и
м. разделить на 1)Собственно-полит. (гос-во, все полит. партии, отд.
обществ. орг-и). Прямая связь с пол-кой, прямое на нее возд-е.
2)Несобственно-полит. (орг-и, возн. не непоср-нно в силу полит. причин, а в
силу эк. и др. – профсоюзы, АО).
7. Типы взаимод-я общ-ва и гос-ва. (государство и гражданское общество)
Общ-во – совок-ть людей, наход-ся м. собой в полит., эк., духовн. и
др. взаимоотн-ях. Эл-том общества явл. чел. В человеке нас интересует:
1.соц.-правовое полож-е, кот. хар-я его автоном-тью от общ-ва (матер. или
моральн.) и способн-тью чела противопоставить себя общ-ву. 2.Гражд-вом,
т.е. совок-ть его прав, свобод, обяз-тей, предост. ему гос-вом. В философии
и социологии сущ. 2 сп. взаимод-я чела и общ-ва: 1)Европ.: интересы
личности всегда впереди интересов общ-ва (USA). 2)Восточный – противопол.
европейскому.
Стр-ра общества: 1.Ф-циональная: 1)Эк. отн-я (отн-я соб-ти, наличие
отн-й обмена или распр-я, фин. взаимод-я 2)Полит. (наличие плюрализма,
возм. ли участие гр-н в форм-и гос. аппарата, д-ет ли принцип разд-я
властей 3)Духовные отн-я (в чьей соб-ти СМИ, кто форм-ет с-му образования,
наличие или отсутст. единой гос. идеологии, сп. форм-я обществ. созн-я).
2.Орг.-соц. стр-ра: теория классов – хар-ет наличие соц. групп, классов,
наход-ся м. собой в юр., полит. и эк. завис-ти. стр-ра бывает иерархич. и
эгометарная. Изначально общ-во иерархично.
8. Понятие и стр-ра ф-ций гос-ва.
Ф-ции гос-ва – осн. напр-я его д-ти, обусл. его сущ-тью и сод-ем, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его разв-я целями, задачами и его соц. назн-ем. Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис. от: а)продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его д-ти и врем.) б)от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или всего Н). в)от сфер их прилож-я и осущ-я (полит., эк., соц.) г)от форм их реал-ции (правотворческие, правоохр.). Также м. провести класс-ю на осн. террит. масштаба, в lim кот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или конфедерации).
В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я
властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-
ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-
ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в
эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим -ва.) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-
ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва –
обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва
(решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва – охрана
интересов чела, защита его прав.
Класс-я ф-ций гос-ва.
Ф-ции гос-ва – осн. напр-я его д-ти, обусл. его сущ-тью и сод-ем, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его разв-я целями, задачами и его соц. назн-ем. Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис. от: а)продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его д-ти и врем.) б)от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или всего Н). в)от сфер их прилож-я и осущ-я (полит., эк., соц.) г)от форм их реал-ции (правотворческие, правоохр.). Также м. провести класс-ю на осн. террит. масштаба, в lim кот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или конфедерации).
В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я
властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-
ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-
ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в
эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим -ва.) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-
ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва –
обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва
(решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва – охрана
интересов чела, защита его прав.
Хар-ка осн. ф-ций гос-ва.
Ф-ции гос-ва – осн. напр-я его д-ти, обусл. его сущ-тью и сод-ем, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его разв-я целями, задачами и его соц. назн-ем. Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис. от: а)продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его д-ти и врем.) б)от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или всего Н). в)от сфер их прилож-я и осущ-я (полит., эк., соц.) г)от форм их реал-ции (правотворческие, правоохр.). Также м. провести класс-ю на осн. террит. масштаба, в lim кот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или конфедерации).
В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я
властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-
ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-
ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в
эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим -ва.) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-
ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва –
обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва
(решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва – охрана
интересов чела, защита его прав.
9. Типология государства .Различные подходы к выделению типов.
10. Форма гос-ва и ее эл-ты.
Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3
взаимосвяз. эл-та: I.форму правления II.форму гос. устр-ва III.форму гос.
режима. I - 1)монархические (единоличные, наследств.): а)абс. б)огранич.
(парламентарн., конституцион.) в)дуалистич. г)теократич. 2)республиканские
(коллегиальные, выборные): а)парламентские б)президентские. II – это нац. и
адм.-терр. строение гос-ва, кот. раскрывает хар-р взаимоотн-й м. его сост.
частями, м. центральн. и местными органами гос. упр-я, власти.: а)унитарное
(цельное гос. образ-е, сост. из адм.-тер. ед-ц, кот. подчин-ся центр.
органам власти и признаками гос. незав-ти не облад.) б)федеративн.
(добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно союзное гос-во
в)конфедерация (временный юр. союз суверенных гос-в для обесп-я общих их
интересов. Не имет своих общих з-нод., исполнит. и судебн. органов в
отличие от фед-ции). III. – совок-ть способов и методов осущ-я власти гос-
вом.: а)антидемокр. режимы (тоталитарные, авторитарные, расистские)
б)демокр.
11. Форма правления: понятие и виды.
Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3
взаимосвяз. эл-та: I.форму правления II.форму гос. устр-ва III.форму гос.
режима. Форма правления предст. собой стр-ру высших органов гос. власти,
порядок их обр-я и разделение м. ними. I - 1)монархические (единоличные,
наследств.): а)абс. (монарх не подотчетен никому) б)огранич.
(парламентарн., конституцион.) – власть монарха огранич. констит-ей, утв.
парламентом. Монарх не м. менять конст-ю. в)дуалистич. (это огранич.
монархия, где гос. власть раздел. м. прав-вом, формируемым монархом и
парламентом). г)теократич. (монарх возгл. не только светское, но и религ.
управление страной). 2)республиканские (коллегиальные, выборные):
а)парламентские (есть премьер), верховная роль в орг-и гос. жизни (
парламенту. Прав-во – из партий, имеющих >-во в парламенте.
б)президентские (президент явл. также главой правит-ва, но есть и парламент
– Эстония, FIN).
Понятие гос. органа (института).
Гос. мех-м – совок-ть различ. орг-й, воор. сил, мат. ср-в гос.
власти, а гос. аппаравт огран-ся лишь с-мой гос. органов. Гос. мех-м
нередко наз. гос. аппаратом в широком смысле слова, а с-ма гос. органов –
аппаратом в узком смысле слова. Гос. органы – важнейшие и неотъемлемые
части гос. аппарата. Гос. органы облад. специф. пр-ками: а)форм-ся по воле
гос-ва и осущ. свои ф-ции от имени гос-ва б)вып. каждый строго опр., устан.
в з-нодат. порядке виды и формы д-ти в)наличие у каждого гос. органа ор.
закрепл. орг. стр-ры и т.д. г)наделение полномочиями гос.-властного хар-ра.
(это наи> существ. пр-к) – издание норм. актов, примен. мер возд-я.
Будучи сост. частями одного и того же гос. аппарата, органы любого гос-ва отлич. др. от друга пор-ком своего образ-я, видами вып-мой ими гос. д-ти, хар-ром и V-мом компетенции, особ-тями исполн-я возложенных на них полномочий, формами и методами осущ-я ими гос. ф-ций.
Класс-я гос. органов.
Гос. мех-м – совок-ть различ. орг-й, воор. сил, мат. ср-в гос.
власти, а гос. аппаравт огран-ся лишь с-мой гос. органов. Гос. мех-м
нередко наз. гос. аппаратом в широком смысле слова, а с-ма гос. органов –
аппаратом в узком смысле слова. Гос. органы – важнейшие и неотъемлемые
части гос. аппарата. Гос. органы облад. специф. пр-ками: а)форм-ся по воле
гос-ва и осущ. свои ф-ции от имени гос-ва б)вып. каждый строго опр., устан.
в з-нодат. порядке виды и формы д-ти в)наличие у каждого гос. органа ор.
закрепл. орг. стр-ры и т.д. г)наделение полномочиями гос.-властного хар-ра.
(это наи> существ. пр-к) – издание норм. актов, примен. мер возд-я.
Будучи сост. частями одного и того же гос. аппарата, органы любого гос-ва отлич. др. от друга пор-ком своего образ-я, видами вып-мой ими гос. д-ти, хар-ром и V-мом компетенции, особ-тями исполн-я возложенных на них полномочий, формами и методами осущ-я ими гос. ф-ций.
12. Форма гос. устр-ва: понятие и виды.
Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3
взаимосвяз. эл-та: I.форму правления II.форму гос. устр-ва III.форму гос.
режима. II – это нац. и адм.-терр. строение гос-ва, кот. раскрывает хар-р
взаимоотн-й м. его сост. частями, м. центральн. и местными органами гос.
упр-я, власти.: а)унитарное (цельное гос. образ-е, сост. из адм.-тер. ед-ц,
кот. подчин-ся центр. органам власти и признаками гос. незав-ти не облад.
Также единое з-нод-во, конст-я, гражд-во ,единые органы власти).
б)федеративн. (добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно
союзное гос-во, терр-рия сост. из тер-рий отд. S-тов ,кот. м. иметь свои
конст-и, органы власти, но верховная власть – федеральн.). в)конфедерация
(временный юр. союз суверенных гос-в для обесп-я общих их интересов. Не
имет своих общих з-нод., исполнит. и судебн. органов в отличие от фед-ции).
13. Гос. режим (способы осущ-я власти).
Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3
взаимосвяз. эл-та: I.форму правления II.форму гос. устр-ва III.форму гос.
режима. III. – совок-ть способов и методов осущ-я власти гос-вом. Осн.
критерием класс-ции явл. демократизм форм и методов осущ-я гос. власти:
а)антидемокр. режимы (тоталитарные, авторитарные, расистские) б)демокр.
Мех-м гос-ва: понятие, эл-ты.
Гос. мех-м – совок-ть различ. орг-й, воор. сил, мат. ср-в гос.
власти, а гос. аппаравт огран-ся лишь с-мой гос. органов. Гос. мех-м
нередко наз. гос. аппаратом в широком смысле слова, а с-ма гос. органов –
аппаратом в узком смысле слова. Гос. органы – важнейшие и неотъемлемые
части гос. аппарата. Гос. органы облад. специф. пр-ками: а)форм-ся по воле
гос-ва и осущ. свои ф-ции от имени гос-ва б)вып. каждый строго опр., устан.
в з-нодат. порядке виды и формы д-ти в)наличие у каждого гос. органа ор.
закрепл. орг. стр-ры и т.д. г)наделение полномочиями гос.-властного хар-ра.
(это наи> существ. пр-к) – издание норм. актов, примен. мер возд-я.
Будучи сост. частями одного и того же гос. аппарата, органы любого гос-ва отлич. др. от друга пор-ком своего образ-я, видами вып-мой ими гос. д-ти, хар-ром и V-мом компетенции, особ-тями исполн-я возложенных на них полномочий, формами и методами осущ-я ими гос. ф-ций.
14. Принцип разделения властей.
Институты гос. власти форм-ся на осн. разд-я властей – стр- рообразующего и ф-циональн. принципа рацион. орг-и и контроля. Это давний принцип. Власти дел.на представит. (з-нодат.), исполнит. и судебн. Мех-м сдержек и противовесов - кажд. из властей имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и огранич. др. друга).
15. Признаки правового гос-ва.
Гос-во (respublica) Цицерон опр-ет как дело, достояние народа (res populi). Один из пр-ков правового гос-ва – верховенство з-на (никто не освоб-ся от подчин-я з-ну). Также полная гарантир-ность и незыблемость прав и свобод граждан, а также устан-е и поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и гос-ва. Как гр-не несут отв-ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть перед гр-ном. Главный пр-к прав. гос-ва – идея народного суверенитета, также – принцип раздел. властей (на с-ме сдержек и противовесов – кажд. из властей имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и огранич. др. друга). Также один из пр-ков – наличие развитого гражд. общества; созд-е институтов полит. демократии, препятств. сосред-ю власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое д-е конституц. з-на, устан-е в з-не и проведение на деле суверен-ти гос. власти; возвышение суда как одного из ср-в обесп-я правовой гос-венности; соотв-е з-нов праву и правовая орг-я с-мы гос. власти.
Понятие и определение правового гос-ва.
Гос-во (respublica) Цицерон опр-ет как дело, достояние народа (res populi).
Один из пр-ков правового гос-ва – верховенство з-на (никто не освоб-ся от
подчин-я з-ну). Также полная гарантир-ность и незыблемость прав и свобод
граждан, а также устан-е и поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и
гос-ва. Как гр-не несут отв-ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть
перед гр-ном. Главный пр-к прав. гос-ва – идея народного суверенитета,
также – принцип раздел. властей (на с-ме сдержек и противовесов – кажд. из
властей имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и огранич. др. друга).
Также один из пр-ков – наличие развитого гражд. общества; созд-е институтов
полит. демократии, препятств. сосред-ю власти в руках одного лица или
органа; верховенство и правовое д-е конституц. з-на, устан-е в з-не и
проведение на деле суверен-ти гос. власти; возвышение суда как одного из ср-
в обесп-я правовой гос-венности; соотв-е з-нов праву и правовая орг-я с-мы
гос. власти.
16. Идей правового государства в России.
17 - 18. Типы правопонимания.
В разных частях света, в группах гос-в или в отд. взятой стране истор-
ки склад. своя с-ма права. Сущ. разные типы правопонимания: 1)Нормативный
подход к праву как ср-ву поддерж-я з-нности и стаб-ти. Право = совок-ть
охраняемых гос-вом норм. Позвол. гр-нам и др. исполнителям правовых
предписаний знакомиться с сод-ем последних по тексту нормативных актов и
соотв-но сознательно избирать вариант своего повед-я. 2)Социологич. подход
- сформ. во 2 пол. 19в. в рамках школы “свободного права”. “Право надо
искать не в нормах. а в самой жизни” (справедливость). Недоверие к з-ну и з-
нности. Отриц. моменты: а)отсутств. прочная юр. основа предпринимаемых д-й
и увер-ть в конечных их рез-тах. б)Решение юр. дел в пользу эк. и полит.
сильного, в ущерб слабым в)опасность некомпетентн. реш-я и произвола со
стороны должн. лиц. 3)Психологич. теория права. Наряду с нормами и прав.
отн-ями вкл. правовое сознание. Советск. прав. теория отвергаал этот подход
за его приверж-ть к S-тивному идеализму. Однако, в первые годы Сов. власти
даже в декретах призн. обращ-е судей к правовому сознанию, если з-ны не
давали возм-ти реш-я вопроса в интересах пролетарск. гос-ва. А практика (в
т.ч. расстрел на месте) осн. на социологич. правовом сознании.
3)Философский подход (теория естеств. права) как утвержд-е свободы и
справедл-ти в практике прав. гос-ва. Получ. разв-е у Гегеля. Право по
Гегелю - осущ-е свободы своб. воли или “наличное бытие свободы”. Осн.
постулат фил. подхода - вывод о сущ-и высших, const д-щих, независ. от гос-
ва норм и принципов, олицетвор. разум , справедл-ть, О-тивный порядок цен-
тей, мудрость Бога, не только явл-ся директивами для з-нодателя, но и д-щих
напрямую. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант
ориентирует на природу вообще, природу чела, вещей. 4)Интегративный подход.
Интегративное (общее) опр-е права: Право - это совок-ть признаваемых в дан.
общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих
борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом.
Социологич. модель правопонимания.
В разных частях света, в группах гос-в или в отд. взятой стране истор- ки склад. своя с-ма права. Сущ. разные типы правопонимания. Социологич. подход - сформ. во 2 пол. 19в. в рамках школы “свободного права”. “Право надо искать не в нормах. а в самой жизни” (справедливость). Недоверие к з- ну и з-нности. Отриц. моменты: а)отсутств. прочная юр. основа предпринимаемых д-й и увер-ть в конечных их рез-тах. б)Решение юр. дел в пользу эк. и полит. сильного, в ущерб слабым в)опасность некомпетентн. реш- я и произвола со стороны должн. лиц. 3)Психологич. теория права. Наряду с нормами и прав. отн-ями вкл. правовое сознание. Советск. прав. теория отвергаал этот подход за его приверж-ть к S-тивному идеализму. Однако, в первые годы Сов. власти даже в декретах призн. обращ-е судей к правовому сознанию, если з-ны не давали возм-ти реш-я вопроса в интересах пролетарск. гос-ва. А практика (в т.ч. расстрел на месте) осн. на социологич. правовом сознании.
25. Соотнош-е права и гос-ва.
Традиц-но различ. 2 подхода к вопр. о соотн-и Г и П: 1.Этатистский.
Исходя из превосх-ва Г над П. Право рассм. как пр-т гос. д-ти, как
следствие гос-ва. Такой подход – в советское время. Право – совок-ть норм,
издаваемых гос-вом. 2.Сторонники школы естественного права – понятие гос-ва
выводится из обществ. договора. Праву здесь ( приоритет по сравн. с гос-
вом, оно возн. раньше, никакое гос-во и никакая власть не есть первонач.
ист-к права. 3.Есть и 3-я точка зр-я. Связь м. Г и П не имеет столь
отчетливого прич.-следств. хар-ра (т е гос-во порождает право или
наоборот). Этот подход позаол. выявить глубин. связи м. Г и П., понять, что
дает П гос-ву и какую роль Г играет в обесп-и П.
П форм-ся при непоср. участии Г. Но Г не столько форм-ет П, сколько завершает правообразоват. процесс, придавая П опр. юр. формы (норм. акт, суд. или адм. прец-т). Творч. роль Г в отн-и образ-я П закл. в след.: 1)в осущ-и правотворч. д-ти. Гос-во опр-ет потр-ть в юр. реглам-ции тех или иных отн-й (д-ти), опр-ет наи> рац. юр. форму (з-н, акт исполнит. власти и др.) и т. обр. придает отн-ям всеобщ. хар-р. 2)в санкционир-и Г норм, кот. не имеют прямого гос. хар-ра (мусульманское право – Г санкц-ет нормы, выраб. мусульм. доктриной). 3)в признании юр. обязательными регуляторами повед-я факт-ки сформ-ся и сущ-щих отн-й (обычное право). Т. обр. Г обесп- ет разв-е всей с-мы ист-ков П. Достаточно значимой представл-ся роль гос-ва в обесп-и реал-ции П. Г также охрану П и господств-щих прав. отн-й ( за Г стоит сила в виде аппарата принужд-я).
Роль П в отн-и к Г: 1)П возд-ет на Г при его взаимоотн-ях с нас-ем.
2)П легализует гос. д-ть, обесп-ет дозвол-ть охранит. и принудит. мер Г.
3)поср-вом П опр-ся границы проник-я Г в жизнь нас-я.
19. Понятие и Признаки права.
Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц.
защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование
свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма
общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и
опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Пр-ки
права: 1)Нормативность (оно всегда опр-ет к-либо норму повед-я). В юриспр-
ции нормой признается типичная, т.е. усредненное повед-е, удовл-щее всех.
2)Общеобязат-ть права (право обязат. для всех уч-ков правоотн-й)
3)Санкционир-ть гос-вом (любая норма д.б. санкц-на гос-вом). 4)Возм-ть в
своей реал-ции опираться на принужд-е со стороны гос-ва.
Понятие и опр-е права.
Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.
1)Теологич. теория. Некое первосущ-во, создав чела, предписало ему к-
то набор правил (у христиан – 10 заповедей) 2)Нормотивистская (Ганс Хельбр
– основопол-к) – предпол., что сущ-ет некая осн. норма, кот. дана кажд. чел
для его ощущ-я, соц. активные люди и форм-ют, согласно своим ощущ-ям,
конституц. право (-второй уровень норм), затем избранные народом з-датели,
на их основе форм-ют текущиее з-нод-во, а судьи и администраторы
приспосабл. его к реальн-ти. 3)Теория естествен. (возрожд.) права. Возн. в
XVIII веке. Его разв-ем занимались: Копс, Руссо, Радищев. Они полаг., что
кажд. чел рождается с некот. набором естеств. и неотчужд. прав (все равны),
затем в рез-те к-то конфликтов возн. необх-ть в мех-ме реал-ции этих прав
(т.к. не все согласны, что “мои права кончаются там, где нач. свобода
другого”). Для собл-я этих прав нам и пришлось отдать их часть гос-ву.
3)Маркс. теория. Право – воля господств. класса, облечен. в форму з-на и
опир-ся на принужд-е со стор. гос-ва. Первонач. теория происх-я и понятия
права строилась на концепции, в кот. право рассм. или как обществ. отнош-е
или как правовое отн-е. Гос-во видит совок-ть отн-й, кот. и оформляют в
виде з-на. Эта т. зр-я была раскритик. в 38 г. и право стало поним-ся, как
с-ма пр-л повед-я, отраж. госп-щий способ пр-ва и соц.-эк. формацию, устан-
ных или санкцион-ных гос-вом. Это чисто нормативная точка зрения. 4)Социол.
шк. права. Впервые – проф. Юби. Широкое распр-е получ. в США. Др. назв-е –
гарвардская школа. Социологи исходили из того, что право форм-ся из
обществ. практики, но свое юр. закрепл-е находит в судебн. реш-ях.
20. Понятие правосознания, его стр-ра и виды.
Правосозн-е - явл-е идеаьлное, непоср-но не наблюдаемое. Оно предст.
собой сферу или область сознания, отраж. правовую действит-ть в форме юр.
знаний и оценочных отн-й к праву и практике его реал-ции, соц.-прав.
установок и ценностных ориентаций, рег-щих повед-е (д-ть) людей в юр-ки
значимых ситуациях. Правосознание гр-н - совок-ть знаний, представлений,
оценок, отн-я к сущ-щей прав. действит-ти. По глубине оценки есть разновид-
ти правосозн-я: 1)бытовое (каждый в быту сталк-ся с к-либо прав. нормами).
2)проф. (им облад. юристы-практики в той сфере, в кот. работают.
3)теоретич. (научное) - то, чем мы заним-ся на учебе. По общности: 1)индив.
2)групповое. 3)общественное. Индив. тесно связ. с обществ., групповое - в
своей группе. Разные соц. группы имеют в осн. различ. правосозн-е.
21. Права человека и права гражданина.
Права чела – как бы соц. ценность, если они обесп. усл-ями жизни и
гарантир-ны. Роль гос-ва здесь – самая существ. Быть членом общ-ва – значит
соотносить свои поступки, д-я с интересами др. людей. Права и свободы не
м.б. абсолютн., они имеют естеств. рамки, кот. опр-ет гос-во в лице народа.
Гос-во в процессе осущ-я прав и свобод каждым индивидом явл-ся примирителем
эгоистич. интересов отд. членов общ-ва, противоречий частного, индив. и
общего, исп. при этом прав. ср-ва.
Категория соц. свободы м. рассм-ся только в паре с кат. соц.
ответственности. Это общепризн. м/нар.-правовая (м/нар. билль по правам
чела) и внутригос. практика. Конст-я РФ в дан. сл. допускает возм-ть
огранич-я прав и свобод чела, но только в той мере, в кот. это необх. в
целях защиты конституц. строя, а также “нравств-ти, здоровья, з-нных прав и
з-нных интересов др. людей …” (ч.3 ст.55). К-я устан., что “осущ-е прав и
свобод чела и гр-на не д. нарушать права и свободы др. лиц” (ч.3 ст.17).
Президент РФ согласно ст. 80 К-и явл. гарантом прав и свобод гр-н.
Реал-ция и эфф-ть норм о правах и свободах чела и гр-на в любом гос-
ве, общ-ве завис. от многих ф-ров: 1)степень демокр-ти властных институтов
гос-ва 2)полит., культурн. и прав. традиции 3)сост-е эк-ки 4)нравств.
атмосфера и степень согласия в общ-ве 5)сост-е з-нности и правопорядка.
Правовая культура: понятие, состав.
К-ра предст. собой рез-ты культ. и духовн. д-ти чела. 1-я сост-щая
любой к-ры - соц. нормы, кот. обесп. стаб. ф-ционир-е общ-ва. 2-я - наука и
т.п. 3-я - мат. обесп-е. В понятие прав. к-ры входят эл-ты: 1)Нормотворч-во
(придание нормам к-ры правового хар-ра), гос-во либо изобретает свое, либо
санкцион-ет уже сущ. 2)Знание гр-нами прав. с-мы (предпол., что все знают з-
ны и следуют им). 3)Правосознание гр-н - совок-ть знаний, представлений,
оценок, отн-я к сущ-щей прав. действит-ти. По глубине оценки есть разновид-
ти правосозн-я: 1)бытовое (каждый в быту сталк-ся с к-либо прав. нормами).
2)проф. (им облад. юристы-практики в той сфере, в кот. работают.
3)теоретич. (научное) - то, чем мы заним-ся на учебе. По общности: 1)индив.
2)групповое. 3)общественное. Индив. тесно связ. с обществ., групповое - в
своей группе. Разные соц. группы имеют в осн. различ. правосозн-е. Общ-во
сост. из мн-ва индивидов. След. компонент прав. культуры - з-нопослушание,
это основа стаб-ти.
31. Действие норм. Актов во времени, прост-ве…
“Вступление в законную силу”, “действие закона”, “юридическая сила” - смысл
всех этих терминов – действие закона.
В пространстве – в зависимости от издателя действует на территории всей
страны или только Москвы, … . Если на территории России, то ее территория
включает в себя сухопутные, морские границы и воздушное пространство над
ними + территория посольств, консульств и их транспорта, территория
воздушных судов (если существует двухсторонний договор), торговые суда
(если в наших или нейтральных водах). На военные суда это не
распространяется нигде. В Антарктиде – только на территории станции.
Во времени – по общему правилу законы РСФСР вступают в силу через 10 дней
после их опубликования (в специальных выпусках, которые выпускает издатель
закона или в средствах массовой информации получивших такой статус) если
срок их вступления в силу не оговорен специально в законе. Дата
опубликования (в газете понятно) в специальном сборнике считается дата
накладной, по которой тираж ушел от издателя.
Бывают временные законы, в которых точно оговорен срок их действие от и до,
если же срок не указан, то он действует до принятия нового закона,
перекрывающего старый.
Обратная сила закона - по общему праву закон обратной силы не имеет, если
только в законе специально не оговорено обратное. (инструкции министерств и
ведомств действуют только после регистрации в минюсте). Уголовный кодекс
(ни при каких обстоятельствах !!!) не имеет обратной силы кроме:
1. если действие ранее считавшееся преступлением , в новом законе таковым не является
2. если новый закон смягчает наказание (но здесь - проблемы)
По кругу лиц. Законодательство страны действует на всех граждан являющихся
субъектами (обладающими право и дееспособностью). Во вторых оно
распространяется на юридических лиц являющихся резидентами данной страны и
государственные органы (являющиеся или нет юридическими лицами). В круг лиц
попадают и государственные предприятия – юридические лица. В круг лиц
входят и иностранцы, за отсутствием некоторых прав (избирательного, …). В
последнюю очередь – законодательство распространяется на лиц без
гражданства. Не действует в посольствах, консульствах и их представителей и
дипломатических работников.
32. С-ма права: понятие и эл-ты.
С фил. т. зр-я с-ма – это совок-ть взаимосвяз. эл-тов, кот., выступая с-мой эл-тов > низкого порядка, одновр-нно предст. собой эл-т с-мы > высокого пор-ка. =>, выясн-е ? о том, что такое с-ма права предпол. дать ответ min на 2 вопр.: из каких частей сост. право и как эти части взаимосвяз. м. собой.
Понятие “с-ма” означ., что право предст. собой некое целостное образ-
е, сост. из мн-ва эл-тов, нах-ся м. собой в опр. связи (соподчин-и, коорд-
ции, ф-циональн. завис-ти и т.д.). Единство с-мы права – специфич. св-во
права, обусл. единством целей и задач прав. рег-я , единством прав.
принципов, опр-щих сущ-ть права, единством с-мы рег-мых отн-й. Будучи
внутренне единым нормативным обр-ем (с-иой нормативн. рег-я), право
подраздел-ся на опр. части – отрасли и институты, кажд. из кот. вып.
самост. роль в мех-ме возд-я права на повед-е и д-ть людей-индивидов и их
орг-ций. С-ма носит О-тивный хар-р и обусл-на спецификой рег-мых отн-й.
Итак, с-ма права – это О-тивно сущ-щее внутр. строение права, его подразд-е
на отрасли, подотрасли и институты.
Эл-ты с-мы права: 1.Институт права – это эл-т с-мы права, предст.
совок-тью прав. норм, рег-щих однородн. группу обществ. отн-й. Правовой
институт предст. собой обособл. блок отрасли права, кот-му свойственны:
а)однор-ть фактич. сод-я (кажд. институт предназн. для рег-я самост., относ-
но обособл. группы отн-й либо отд. поступков, д-й людей) б)юр. единство
прав. норм в)нормативн. обособл-ть г)полнота рег-мых отн-й. По своему сод-ю
институты права бывают простые и сложн. 1-вкл. в себя юр. нормы одной
отрасли права (Ех: институт залога в гражд. праве), 2-вкл. совок-ть норм,
вход. в состав различ. отраслей, но рег. взаимосвяз., родствен. отн-я
(институт собств-ти). Также выдел. мат. и процессуальные институты,
охранит. и регулятивн. и т.д. 2)Отрасль права – главный эл-т с-мы права –
объед-ет взаимосвяз. м. собой институты права. ОП – это распределенная по
прав. институтам совок-ть юр. норм, рег-щих особую, кач-венно своеобразн.
обл. отн-й (имущ., труд., семейных и т.д.)
Правовые с-мы современности.
Правовая карта мира вкл. мн-во нац. прав. с-м, кажд. из кот. интегрирует всю прав. действит-ть конкр. гос-ва (доктрину, стр-ру, ист-ки, ведущие институты и отрасли, традиции, правосознание, правопор-к, прав. культуру и т.д.)
Выдел. 3 прав. семьи: романо-германская (рецепция римск. права на
базе кодиф. Юстиниана – FR, I, SPA, D – главн. ист-к права – закон), англо-
саксонская (англо-американская, или “общего права” - в основе своей явл.
прецедентным правом, созд. судами – US, CAN, GB, Австралия, Нов. Зеландия)
и социалистич. (советская прав. с-ма, прав. с-мы соц. гос-в Европы, стран
Азии и Респ-ки Куба. – много общего, но есть и различия). Также сущ. семья
религиозно-традиционного права (мусульм., индусы)
33. Понятие нормы права.
Прав. норма – общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-
те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на
возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1.по степени
обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько
вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме:
а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет
стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм – на
регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и
охранительные. Факультативные нормы – позвол. при опр. усл-ях отступать от
главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма – из неск.
вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы
(формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит.
опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел.
на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть
нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные.
Особая группа – поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел.
специализир.: дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос.-прав. институтов),
нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new
отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).
1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при
наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе – факты О-тивной
реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий:
простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы - диспозиция –
собственно правило поведения: императивн., диспозитивн., рекомендательн.
или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция – те нежелат.
последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции:
правовосст-щая и наказательная.
33. Стр-ра правовой нормы.
Прав. норма – общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-
те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на
возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1.по степени
обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько
вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме:
а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет
стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм – на
регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и
охранительные. Факультативные нормы – позвол. при опр. усл-ях отступать от
главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма – из неск.
вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы
(формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит.
опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел.
на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть
нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные.
Особая группа – поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел.
специализир.: дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос.-прав. институтов),
нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new
отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).
1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе – факты О-тивной реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий: простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы - диспозиция – собственно правило поведения: императивн., диспозитивн., рекомендательн. или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция – те нежелат. последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции: правовосст-щая и наказательная.
34. Виды правовых норм.
Прав. норма – общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-
те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на
возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1.по степени
обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько
вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме:
а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет
стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм – на
регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и
охранительные. Факультативные нормы – позвол. при опр. усл-ях отступать от
главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма – из неск.
вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы
(формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит.
опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел.
на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть
нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные.
Особая группа – поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел.
специализир.: дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос.-прав. институтов),
нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new
отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).
1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при
наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе – факты О-тивной
реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий:
простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы - диспозиция –
собственно правило поведения: императивн., диспозитивн., рекомендательн.
или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция – те нежелат.
последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции:
правовосст-щая и наказательная.
34. Критерии и способы класс-и правовых норм.
Прав. норма – общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-
те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на
возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1.по степени
обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько
вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме:
а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет
стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм – на
регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и
охранительные. Факультативные нормы – позвол. при опр. усл-ях отступать от
главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма – из неск.
вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы
(формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит.
опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел.
на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть
нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные.
Особая группа – поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел.
специализир.: дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос.-прав. институтов),
нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new
отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).
1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при
наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе – факты О-тивной
реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий:
простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы - диспозиция –
собственно правило поведения: императивн., диспозитивн., рекомендательн.
или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция – те нежелат.
последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции:
правовосст-щая и наказательная.
34. Правовые и соц. нормы в их соотн-и.
Прав. норма – общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез- те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1.по степени обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм – на регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и охранительные.
К соц. относ. вся совок-ть пр-л повед-я, д-щих в конкр. гос-ве. К соц. прежде всего относ. 1.нормы морали (нравств-ти). Эти нормы не записаны, но общеизвестны. 2-я разновид-ть соц. норм – религиозные. 3.нормы обществ. орг-ций (Устав АО) 4.Юр. нормы (тоже эл-т соц. норм, но в своей реал-ции опир-ся на возм-ть принужд-я).
Правовые и технич. нормы.
Прав. норма – общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез- те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1.по степени обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм – на регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и охранительные.
Тех. норма – в основе кот. лежат з-ны природы (з-н Ома). Они О-тивны
(независ. от нас). Однако исп-е людьми этих з-нов м. иметь соц.
последствия. Если исп-е к-либо з-на природы соц. значимо, то люди м. реглам-
ть исп-е этого з-на (Ех: ГОСТ, знак “череп и кости” на ЛЭП, правила экспл-и
а/м).
36. Критерии выделения отраслей права.
С-ма права – это О-тивно сущ-щее внутр. строение права, его подразд-е на отрасли, подотрасли и институты. вое.
Отрасль права – главный эл-т с-мы права – объед-ет взаимосвяз. м. собой институты права. ОП – это распределенная по прав. институтам совок-ть юр. норм, рег-щих особую, кач-венно своеобразн. обл. отн-й (имущ., труд., семейных и т.д.). Примеенит-но к кажд. отрасли права выдел-ся ее осн. институт, закрепл-щий общеотрасл. принципы права, сод-е и V прав. рег-я отн- й, явл-ся О-том дан. отрасли (Ех: в конституц. праве РФ таким осн. институтом выступ. инст-т “основы конст. строя”)
Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права вкл. еще один компонент – подотрасль права. Так, в составе гражд. права выдел. такие подотрасли, как авторское, обязательств., наследств. В фин. – бюдж., налогового Отрасли: Гос (конституц.) право, адм., уголовное, трудовое, гражд., коммерч., семейное, процессуальные отрасли (уголовно- процессуальн., гражд.-проц. и арб. суд).
Понятие и состав мех-ма правового регул-я.
Рег-е обществ. отн-й предст. собой осн. соц. ф-цию права и гос-ва.
Отсюда знач-е, кот. приобр-ет тот мех-м, с пом. кот. достиг-ся цели права и
гос-ва, т.е. мех-м г-п рег-я (мгпр). Дозволения и запреты, а также
обязывания предст. собой наиболее глубин. слой рассм-го мех-ма и содержатся
в нормах права.
Стадии мгпр: 1)стадия форм-я и общего д-я юр. норм, кот. предпол.
тесную связь права с гос-вом. 2)стадия возник-я на осн. юр. фактов у конкр.
S-тов права прав и обяз-тей – правоотн-й. 3)стадия реал-ции прав и обяз-
тей. Указанным стадиям соотв-ют эл-ты: а)юр. нормы б)индив. гос.-властные
предписания или акты примен-я права в)правоотн-я г)акты реал-ции прав и
обяз-тей (собл-я запретов, исполн-я обяз-тей, исп-я прав и примен-я права.
Методы мгпр: 1)централизованное рег-е (метод субординации), при кот. рег-е
осущ. на властно-императивн. началах (наи> чатсо – в адм. праве) 2)децентр.
(методом координации) – на ход и процесс оказ. влияние уч-ки отн-й путем
договоров и пр.
Социальный аспект мех-ма правового регул-я.
Рег-е обществ. отн-й предст. собой осн. соц. ф-цию права и гос-ва.
Отсюда знач-е, кот. приобр-ет тот мех-м, с пом. кот. достиг-ся цели права и
гос-ва, т.е. мех-м г-п рег-я (мгпр). Дозволения и запреты, а также
обязывания предст. собой наиболее глубин. слой рассм-го мех-ма и содержатся
в нормах права.
Правовые ср-ва рег-я обществ. отн-й подверг-ся существ. влиянию соц.
и иных ф-ров, соотв-но принято выделять соц. мех-м д-я права – т.е всю с-му
соц. и иных ф-ров, влияющих на перевод треб-й правовых принципов и норм в
прав. повед-е S-тов права. Осн. стадии: довед-е прав. принципов и норм до
общего свед-я, направл-е прав. повед-я путем формулир-я в прав. актах соц.
полезных целей, форм-е с пом. прав. предписаний соц. полезного правомерн.
повед-я, соц.-прав. контроль. Этим стадиям соотв.: прав. образован-ть и
воспитан-ть нас-я, проф. культура должн. лиц, положит. правовые установки и
ценностные ориентации нас-я, прочная з-нность и правопор-к, правосудие и
др. способы защиты и охраны прав, свобод и з-нных интересов чела и гр-на.
Юр. аспект мех-ма правового регул-я.
Рег-е обществ. отн-й предст. собой осн. соц. ф-цию права и гос-ва.
Отсюда знач-е, кот. приобр-ет тот мех-м, с пом. кот. достиг-ся цели права и
гос-ва, т.е. мех-м г-п рег-я (мгпр). Дозволения и запреты, а также
обязывания предст. собой наиболее глубин. слой рассм-го мех-ма и содержатся
в нормах права.
Правовые ср-ва рег-я обществ. отн-й подверг-ся существ. влиянию соц. и иных ф-ров, соотв-но принято выделять соц. мех-м д-я права – т.е всю с-му соц. и иных ф-ров, влияющих на перевод треб-й правовых принципов и норм в прав. повед-е S-тов права.
Понятие правоотн-я и его виды.
По самому общему понятию правоотн-е – любое обществен. отн-е, рег-мое
нормами права. Также сущ. орп-е: правоотн-е – это О-тивно возн-щая в общ-ве
в соотв-и с з-ном или даже до з-на особая форма соц. взаимод-я, уч-ки кот.
облад. взаимными, корреспондир. правами и обяз-тями и реал-ют их в целях
удовл-я своих потр-тей и интересов в особом порядке, не запрещенном гос-вом
или гарант-нном и охраняемом им в лице опр. органов. Оно имеет сложный
состав. Необх. наличие S-тов правоотн-й, сод-е. Сод-е имеет юр. сост-щую –
S-тивн. права (производные от О-тивных; после ряда юр. д-й над О-тивными;
они всегда конкретнее О-вных) и обяз-ти.
S-тивное право: 1.право д-вовать опр. образом 2.право требовать опр.
повед-я от обязанного лица 3.право обратиться за защитой. Юр. обяз-ть:
1.обяз-ть д-вовать устан-ным обр. 2.обяз. претерпеть нежелат. последствия
(понести ответств-ть за неправомерн. д-я). Содерж-е правоотн-я = активная д-
ть + юр. обяз-ть + S-тивное право.
Прав. отн-я класс-ся: 1.по отраслям права (гос-венное, …) 2.на
охранит. и запретит. (база – мат. право) 3.регулятивное. Или 1.абсолютные
(опр-ны обе стороны правоотн-й) 2.относит. (одна из сторон не опр.)..
Правосубъектность – способн-ть физ. или юр. лиц быть S-тами правоотн-й. Для
этого они д.б.: а)правоспособны (но с искл-ями для некот. физ. лиц,
например, эмбрионов) б)деесп-ть (в рез-те своих д-й приобр-ть права и обяз-
ти). Возможна (для физлиц) частич. деесп-ть (по возрасту 14,15,16 лет) или
огранич. (в результате суда). Для юр. лиц деесп-ть м.б.: а)уставная
(согласно своему уставу или полож-ю). б)нормативная (огранич. з-ном). О-ты
правоотн-й – все то, по поводу чего возн. правоотн-я, т.е. все мат. и
немат. блага.
S-ты правоотн-я, правосубъектность.
По самому общему понятию правоотн-е – любое обществен. отн-е, рег-мое
нормами права. Также сущ. орп-е: правоотн-е – это О-тивно возн-щая в общ-ве
в соотв-и с з-ном или даже до з-на особая форма соц. взаимод-я, уч-ки кот.
облад. взаимными, корреспондир. правами и обяз-тями и реал-ют их в целях
удовл-я своих потр-тей и интересов в особом порядке, не запрещенном гос-вом
или гарант-нном и охраняемом им в лице опр. органов. Оно имеет сложный
состав. Необх. наличие S-тов правоотн-й, сод-е. Сод-е имеет юр. сост-щую –
S-тивн. права (производные от О-тивных; после ряда юр. д-й над О-тивными;
они всегда конкретнее О-вных) и обяз-ти.
Правосубъектность – способн-ть физ. или юр. лиц быть S-тами правоотн-
й. Для этого они д.б.: а)правоспособны (но с искл-ями для некот. физ. лиц,
например, эмбрионов) б)деесп-ть (в рез-те своих д-й приобр-ть права и обяз-
ти). Возможна (для физлиц) частич. деесп-ть (по возрасту 14,15,16 лет) или
огранич. (в результате суда). Для юр. лиц деесп-ть м.б.: а)уставная
(согласно своему уставу или полож-ю). б)нормативная (огранич. з-ном). О-ты
правоотн-й – все то, по поводу чего возн. правоотн-я, т.е. все мат. и
немат. блага.
Содерж-е и Объекты правоотн-я.
По самому общему понятию правоотн-е – любое обществен. отн-е, рег-мое
нормами права. Также сущ. орп-е: правоотн-е – это О-тивно возн-щая в общ-ве
в соотв-и с з-ном или даже до з-на особая форма соц. взаимод-я, уч-ки кот.
облад. взаимными, корреспондир. правами и обяз-тями и реал-ют их в целях
удовл-я своих потр-тей и интересов в особом порядке, не запрещенном гос-вом
или гарант-нном и охраняемом им в лице опр. органов. Оно имеет сложный
состав. Необх. наличие S-тов правоотн-й, сод-е. Сод-е имеет юр. сост-щую –
S-тивн. права (производные от О-тивных; после ряда юр. д-й над О-тивными;
они всегда конкретнее О-вных) и обяз-ти.
О-ты правоотн-й – все то, по поводу чего возн. правоотн-я, т.е. все мат. и немат. блага.
Юр. факты: понятие, виды.
Обстоят-ва, предусм. в з-не и иных ист-ках права в кач-ве основанияправовых отн-й, наз. юр. фактами. Или иначе юр. факты – факты реальной действит-ти, с кот. з-датель связывает возн-е, изм-е или прекр-е правоотн-й. Они бывают простые и сложные. Виды ю. ф.: 1.события (не завис. от воли или сознания уч-ков, например, землетрясение) 2.д-я (правомерн. или неправомерные).
Юр. акты – д-е, кот. изначально преследует цель породить правовые отн-
я (заявление в ЗАГС). Юр. поступок – не преследует подобной цели. Сущ.
предпол-мые ю. ф. – презумпции: 1.опровержимые (невиновности)
2.неопровержимые (знания з-на).
Юр. презумпции и юр. фикции.
Существуют предполагаемые юридические факты – презумпции: опровержимые (невиновности) и неопровержимые (знания закона)
53. Законотворяческий процесс
Они формулируются государственной думой. Для возникновения процесса
законотворчества – законодательная инициатива (ею обладают президент,
премьер министр, главы администрации субъектов федерации, законодательные
органы субъектов федерации, генеральный прокурор, верховный суд РСФСР и
арбитражный суд по своей компетенции а также депутаты государственной думы
и комитеты госдумы). Подготовка проекта закона проводится тем, кто выступил
с законодательной инициативой, после чего проект направляется в
соответствующие комитеты госдумы, где он рассматривается и вносятся
предложения или дополнения. Там же он согласуется. Далее его рассматривают
на пленарном заседании, где могут вносится изменения и дополнения (в
письменной форме с точным указанием в какую часть закона вставить). Потом
закон – в совет федерации (причем его составу он должен быть передан за
месяц до общего обсуждения на совете). Если на совете вносят изменения или
дополнения, то создается согласительная комиссия. Закон подписывается (или
не подписывается, что между прочим неправильно, так как исполнительная
власть не должна иметь законодательных полномочий) президентом, но
предварительно рассматривается ДБУ и главой администрации.
54. Понятие и виды систематизации правовых норм.
Прав. норма – общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-
те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на
возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1.по степени
обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько
вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме:
а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет
стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм – на
регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и
охранительные. Факультативные нормы – позвол. при опр. усл-ях отступать от
главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма – из неск.
вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы
(формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит.
опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел.
на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть
нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные.
Особая группа – поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел.
специализир.: дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос.-прав. институтов),
нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new
отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).
1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе – факты О-тивной реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий: простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы - диспозиция – собственно правило поведения: императивн., диспозитивн., рекомендательн. или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция – те нежелат. последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции: правовосст-щая и наказательная.
Понятие и формы реал-ции права.
Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.
Осн. часть полагает, что формы права м. реал-ть только в форме правового или юр. отнош-я. Др. полаг., что помимо правоотн-й юр. нормы м.б. реал-ны и вне правоотн-й. Сторонники 1-й позиции вводят понятие абс. правоотн-я, где 2-я сторона не опр., т.е. 2-я сторона=все.
Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся
способом соблюд-я – не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся
способом исполн-я – треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец.
уполномоч. гос-вом органами – это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов,
фикс. в процессуальн. нормах).
Способы реал-ции права.
Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.
Осн. часть полагает, что формы права м. реал-ть только в форме правового или юр. отнош-я. Др. полаг., что помимо правоотн-й юр. нормы м.б. реал-ны и вне правоотн-й. Сторонники 1-й позиции вводят понятие абс. правоотн-я, где 2-я сторона не опр., т.е. 2-я сторона=все.
Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся способом соблюд-я – не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся способом исполн-я – треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч. гос-вом органами – это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в процессуальн. нормах).
Стадии правоприменительного процесса.
Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.
Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся способом соблюд-я – не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся способом исполн-я – треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч. гос-вом органами – это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в процессуальн. нормах).
Стадии: 1)Устан-е О-тивной истины по к-то совок-ти юр. фактов. 2)Юр.
квалификация фактов (выбрать статью, под. кот. попадает деяние).
3)Толкование. Оно м.б. 3 видов: 1.по S-ту (кто м. толковать) –
а)аутетическое толкование – оно осущ-ся тем, кто принял этот норм. акт.
б)нормативное – осущ. гос. органом по поруч-ю издавшего органа в)казуальное
(казус – случай) – осущ. суды и администрация. г)доктринальное (осущ.
учеными-юристами и норм. силы не имеют, Ех – комментарии к з-ну) 2.по V-му
– прав. норма в пр-ссе толк-я м. исп-ся буквально, т.е. не выходя за рамки
буквы з-на (ограничит. толк-е), а м. шире. 3.по способам толкования.
Способы: а)соц.-эк. (исходя из соц.-эк. ситуации в дан. момент) б)историч.
в)грамматич. 4)Созд-е правоприменит. акта (Ех – приговор суда). 5)Реал-ция
правоприменит. акта.
Толкование норм права: понятие, виды, способы.
Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.
Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся способом соблюд-я – не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся способом исполн-я – треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч. гос-вом органами – это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в процессуальн. нормах).
Стадии: 1)Устан-е О-тивной истины по к-то совок-ти юр. фактов. 2)Юр.
квалификация фактов (выбрать статью, под. кот. попадает деяние).
3)Толкование. Оно м.б. 3 видов: 1.по S-ту (кто м. толковать) –
а)аутетическое толкование – оно осущ-ся тем, кто принял этот норм. акт.
б)нормативное – осущ. гос. органом по поруч-ю издавшего органа в)казуальное
(казус – случай) – осущ. суды и администрация. г)доктринальное (осущ.
учеными-юристами и норм. силы не имеют, Ех – комментарии к з-ну) 2.по V-му
– прав. норма в пр-ссе толк-я м. исп-ся буквально, т.е. не выходя за рамки
буквы з-на (ограничит. толк-е), а м. шире. 3.по способам толкования.
Способы: а)соц.-эк. (исходя из соц.-эк. ситуации в дан. момент) б)историч.
в)грамматич. 4)Созд-е правоприменит. акта (Ех – приговор суда). 5)Реал-ция
правоприменит. акта.
Пробелы в праве и способы их восполнения.
Пробел в позитивном праве – когда нет ни з-на, ни подз-ного. акта, ни обычая, ни прецедента. Пробел в норм.-прав. рег-и – отсутствие норм з-на и норм подз-нных актов. Пробел в з-нод-ве – отсутствие з-на вообще. Пробел в з-не – неполное урег-е вопроса в дан. з-не. Итак, пробелом в позитивном праве явл. полное или частич. отсутствие прав. норм, необх. кот. обусл. разв-ем соц. жизни и потр-тями практич. решения дел, осн. принципами, пол- кой, смыслом и содерж-ем д-щего з-нод-ва, отвечающего прав. треб-ям, а также иными проявл-ями права, вытек. из природы вещей и отн-й.
При анализе вопроса о восполн-и пробелов в Европе осн. внимание уделяют не суду, а органам, облад. правом издания норм. прав. актов. Кажд. орган вправе устранять пробелы, возн. по причине появл-я новых обществ. отн- й, треб. прав. рег-я и относ-ся к сфере д-ти дан. органа.
Причины правонарушений.
Правонар-е – противоправн., обществ. опасное деяние дееспособного лица. Обязат. эл-т – S-т, наделенный право и деесп-тью. Для признания недеесп-ти мало учета в психдиспансере, обязат. обслед-е спец. комиссией.
S-тивная сторона правонар-я – психич. отн-е чела к своему деянию. Оно
может выр-ся различ. степенями вины: 1)прямой умысел (сознательно)
2)косвенный умысел (знает, но наруш-е з-на – побочный эффект его д-ти)
3)преступная самонадеянность (когда чел знает, что он нарушает з-н и м.
возникнуть обществ.-опасные последствия; Ех – пьяный за рулем) 4)небреж-ть
(когда человек не знал, что нарушает закон или что будут общественно-
опасные последствия, но должен был бы знать). О-тивная сторона правонар-я –
обществ. опасные последствия противоправных д-й. О-т правонар-й – те О-ты
права, кот. защищены з-ном.
Виды правонар-й раздел. 1)по отраслям з-нод-ва 2)по степени обществ. опасности: проступки и преступления.
Юр. ответственность.
Юр. отв-сть – фактич. притерпевание нежелат. для лица посл-вий его
правонар-я личного и имущ. порядка. Осн-ем ее возн-я явл. правонар-е со
всеми его эл-тами. Сущ. еще одно осн-е – свобода воли (заставили подписать,
заставили …). Лицо м. привлечь к отв-ти только тогда, когда его д-я имеют
нежелат. посл-вия и когда м. ними сущ. прямая (!) связь, но бывают и исключ-
, когда без вины несет отв-ность: 1)за вред, причиненный ист-ком повыш.
опас-ти (трансп. ср-вом, оружием) 2)за д-я ваших несоверш. летних детей
Виды юридической ответственности: 1)имущественная – в рамках труд. и гражд. з-нод-ва: а)ограниченная – на всех раб-ков б)полная – обязат. совпадение долж-ти в приказе с фактич. долж-тью и наличие договора о полной мат. ответств-ти 2)административная: а)штрафы б)изъятие имущ-ва, поср-вом кот. совершено правонар-е в)конфискация имущ-ва, поср-вом кот. совершено правонар-е г)отстранение от долж-ти (до 6 месяцев) д)адм. арест (до 15 суток) 3)дисциплинарн. (в соотв-и с пр-лами внутр. труд. распорядка): а)выговор б)пониж-е в должности в)увольнение 4)уголовная (только к физ. лицам и только в судебн. порядке на осн. уголовного процесса): а)штрафы б)исправит. работы в)лишение свободы
Цель всех видов юридической ответственности: а)восстановление
нарушенного права б)возмещение причиненного ущерба в)частное предупреждение
(превенция) и общее.
Законность: понятие, уровни, принципы.
З-сть – конституц. принцип точного и неуклонного собл-я з-на всеми
гр-нами, должн. лицами, госслужащими и гос-вом. Она имеет неск. уровней:
1)гр-не и их объед-я 2)з-нность в д-ти гос. аппарата 3)з-ность в д-ти
самого гос-ва (нужно отличать з-ть от директив-ти, кот. м. противоречить з-
ну)
Сущ. неск. видов директив-ти: 1)хоризматическая – соотв-е д-й потр- тям, целям, интересам общ-ва 2)традиционная 3)идеологич. – если з-н противоречит иделогии общ-ва (у нас в стране склад-ся директивн-ть д-й президента).
Принцип законности (законы должны быть правомерны): 1)Одинак. понимание з-нов 2)Необх-ть наличия и собл-я процессуальных норм, обесп-щих защиту з-нных прав S-та 3)Обесп-е правосудия.
Правопорядок – часть обществ. пор-ка, сформ-ся на осн. собл-я
принципов з-нности. Оно завис. от гос-ва, д-ти органов и должн. лиц.
Правопорядок и законность.
З-сть – конституц. принцип точного и неуклонного собл-я з-на всеми
гр-нами, должн. лицами, госслужащими и гос-вом. Она имеет неск. уровней:
1)гр-не и их объед-я 2)з-нность в д-ти гос. аппарата 3)з-ность в д-ти
самого гос-ва (нужно отличать з-ть от директив-ти, кот. м. противоречить з-
ну)
Сущ. неск. видов директив-ти: 1)хоризматическая – соотв-е д-й потр- тям, целям, интересам общ-ва 2)традиционная 3)идеологич. – если з-н противоречит иделогии общ-ва (у нас в стране склад-ся директивн-ть д-й президента).
Принцип законности (законы должны быть правомерны): 1)Одинак. понимание з-нов 2)Необх-ть наличия и собл-я процессуальных норм, обесп-щих защиту з-нных прав S-та 3)Обесп-е правосудия.
Правопорядок – часть обществ. пор-ка, сформ-ся на осн. собл-я принципов з-нности. Оно завис. от гос-ва, д-ти органов и должн. лиц.