ТГП имени Е.Р. ДАШКОВОЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету:
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Студента первого курса
юридического факультета заочной формы обучения
(иногородняя группа)
ЕВМЕНОВА КИРИЛЛА ЛЕОНИДОВИЧА
ТЕМА: Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина (вариант №65).
Руководитель-консультант: доцент
ФОМИН ВАЛЕНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ
Москва – 2002
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . 3
1. Сводные положения международно-правовых актов об основных правах и свободах человека и гражданина. Их общие черты . . . . . 7
2. Международные правовые акты и договоры. Их краткое
содержание, направленность действия . . . . . . . . . .
. . . 10
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 29
Список литературы . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 31
Введение
Общеизвестно, количество международно-правовых актов касающихся прав человека и гражданина на сегодняшний день более чем предостаточно. Уже действуют на практике около сотни специализированных актов, регулирующие особые виды отношений. Только российские суды сегодня применяют в своей практике для разрешения всех видов судебных споров около десятка подобного рода документов. Для чего нужен этот «каркас» нормативных правил, общепризнанных принципов мы подробно рассмотрим ниже, сейчас отмечу только, что эти международные договоры в целом должны пресекать такие виды преступлений, как апартеид, геноцид, расовая дискриминация, физические истязания и т.д.
Целый ряд международных конвенций призван защищать права детей, женщин, нормы трудового права, устанавливают и закрепляют статус беженцев, права заключенных и т.д. События последнего десятилетия на Балканах, война в Чечне, вторжение американских сил в Афганистан (под видом борьбы с международным терроризмом) и другие военные конфликты показывают необходимость усовершенствования правил международного гуманитарного права, недопущения вмешательства «сильных» держав во внутренние дела «слабых» государств.
С другой стороны, с биологической точки зрения, человек на разных континентах – человек, а значит, как существо биосоциальное, создан для существования в Обществе и рано или поздно возникнут ситуации, когда потребуется восстановление ущемленных прав, или защита от разного вида произвола. Международно-правовые акты, как система юридических норм, регулирующих помимо межгосударственных отношений, права и свободы граждан этих государств, как раз призваны обеспечить это и многое другое. Их действие распространено как на Англию, так и на Венесуэлу, везде, где государство присоединилось к международно-правовым нормам в установленном процедурном порядке. И следствием этих действий является правовая защищенность личности, подлинный интерес к проблемам человека в разных сферах взаимоотношений государства и человека, независимо от местонахождения последнего.
Общепризнанно, права и свободы человека и гражданина перестали быть
чисто внутренним делом государства, одним из условий существования
правового государства является плюрализм и открытость всех явлений жизни.
Об этом не раз упоминали на заседаниях Совета Безопасности ООН разного
уровня российские политики вплоть до президента РФ.
Так в верховном государственном правовом акте - Конституции
Российской Федерации от 1993г. законодательно установлено, что:
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если
международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные
законом, то применяются правила международного договора»[1].
Таким образом, государство создало исходную правовую базу, «основу
основ» для применения норм международного права, необходимость которых
обусловлена не только необходимостью получения финансовых займов от
Международного Валютного Фонда (недемократичному государству кредиты не
выдают), но и внутригосударственными юридическими, а главное
внутрисоциальными факторами.
Что это означает для простого обывателя? Россия на государственном уровне присоединилась к общепризнанным принципам и нормам международного права. То есть, в Конституции РФ высочайше признанно, что человек, его права и свободы есть высшая ценность (что соответствует основным международным правовым принципам и зафиксировано в большинстве Конституций существующих демократических государств), а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.[2] Конечно, более подробно и конкретно свободы и права прописаны в отраслевых нормативно-правовых актах, здесь установлена точка отсчета во всех сферах деятельности государства – ЧЕЛОВЕК и ГРАЖДАНИН.
Разница этих двух понятий на бытовом уровне выражена в следующем.
Понятно, гражданин постоянно (или нет) проживает на территории государства
и находится в постоянном социально-экономическом взаимодействии с
последним, с рождения и до момента смерти: учится, взрослеет, защищает
Отечество, платит налоги, работает на процветание Отчизны, растит
собственных детей и т.д. Так везде. А государство, в свою очередь, создает
ему все для реализации перечисленных условий, в том числе предоставляет
права и свободы, охраняет эти устои своими силовыми механизмами принуждения
(армия, органы правопорядка, суд и т.д.). А что же, приезжего торговца из
Вьетнамского рынка, раз он не гражданин РФ, можно и сапогом пнуть? Или
азербайджанцев с Тушинского рынка?
Для искоренения таких ситуаций призвано прямое применение норм
международного права (о них подробней речь пойдет ниже), отмечу только, что
Федеральный закон «О международных договорах
Российской Федерации» от 16 июня 1995 г. обязует Федеральное Собрание
ратифицировать договора, устанавливающих иные правила, нежели чем
предусмотренные законом. Что и становится в последствии обязательным для
всех правоохранительных и иных задействованных в сфере касающихся прав и
свобод человека и гражданина – суд, прокуратура, исполнительные органы и
т.д. Таким образом, международные договора России вносят ощутимые
нововведения в законодательство, а порой и заменяют оное, одновременно
устанавливая «иные» правила для решения конкретных юридических вопросов.
Что и позволяет установить в российской юридической практике приоритет
правил международных договоров над правилами закона, а так же в практике
разрешения преимущественное применение указанных международных положений в
наших условиях.
Например, Гражданский кодекс РФ прямо предусматривает
непосредственное применение международных договоров, исходя из
конституционных положений о включении общепризнанных принципов норм
международного права в российскую правовую систему, как составляющей части.
Причем, это правило действует всегда, кроме тех случаев, когда для
применения норм требуется издание нового специализированного
внутригосударственного акта.[3]
Из этого следует, что российское законодательство претерпевает существенные изменения, принимаются новые федеральные законы, устанавливаются новые общие правила сообразно мировой законности. Новые мировые правовые нормы вносят правовую стабильность в российскую формацию, а принятие указанных правовых принципов только повышает государственный авторитет России.
Вот еще пример. Результатом влияния международных правовых традиций на российское законодательство явилось предоставление каждому гражданину права в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если все иные способы использованы.[4] А государство ОБЯЗАНО устранить все препятствия, которые мешают индивиду реализовать свои права.
Такой практики еще не применялось, так уж сложилось исторически, но
в России до сей поры отсутствовали развитые демократические правовые
традиции - право и в дореволюционное и в советское время несло репрессивный
характер, а власть во все времена была самодержавной и деспотичной. Так
повелось, но Россия за период своего существования со времен Ярослава
Мудрого каждое столетие
переживала эпоху кардинальных перемен в государственном и в правовом
устройстве, что далеко не способствовало формированию национальных правовых
институтов и традиций. Власть зачастую действовала далеко не правовыми
методами решения спорных ситуаций. Достаточно вспомнить, что Петр I,
пытавшийся ввести на Руси положения шведских статутов, лично руководил, а
порой собственноручно казнил приговоренных. Екатерина Великая, так
восторгавшаяся передовыми идеями Вольтера и Дидро, санкционировала
орловский переворот июня 1762 г и руками любовника убила собственного мужа
Петра Федоровича (список можно продолжить). Прошу прощения за экскурс в
историю России, но, не зная прошлого, невозможно осознать настоящее.
Вернемся к международным правовым актам.
Сейчас каждому гарантированы права обращаться не только в суд, в
средства массовой информации за защитой, но и в межгосударственные органы
по защите прав человека. Таковым сегодня является Комитет по правам
человека. Это организация была учреждена в 1966 г. в соответствии с
Международным пактом о гражданских и политических правах. Этим же пактом
был утвержден Факультативный протокол к нему (подробней на нем остановлюсь
во второй главе), устанавливающий компетенцию комитета и круг лиц, действие
пакта на которых распространяется. Обращаться в указанный международный
орган следует тогда, когда исчерпаны все внутригосударственные средства
правозащиты.
Решения его не несут обязательного характера для государств- ответчиков и призваны обеспечивать лишь первичную ответственность (иными словами, восстанавливать ограниченные права), меры принуждения не предусмотрены. Однако, в случае признания иска обратившихся в этот орган справедливым, реально подрывается авторитет правовых систем указанных государств.
Кроме первичной ответственности существует и вторичная, которая
наступает в случае повторного нарушения договоренности, или упорного
нежелания государства-ответчика добросовестно выполнять предписания
международно-правовых норм и восстанавливать межгосударственную законность.
Но и вторичная ответственность не предусматривает силовых воздействий,
санкции и контрмеры (реторсии и репрессалии) представляют собой лишь вид
принуждения в отношении к нарушителю, не насилие, а средство реализации
права. Но вернемся к Комитету.
Комитет состоит из 18 членов, (Россия вошла в это количество), избираемых государствами-участниками, но работают они не в качестве
представителей государств, а по особым, определенным Уставом правилам распределения должностей. [5] (Подробней ниже.)
Помимо Комитета функционирует на постоянной основе Европейский суд. В состав судей входит по одному представителю от каждого государства, признавшего нормы Конвенции (о ней тоже речь пойдет ниже).
На сегодняшний день уже имеется определенный опыт обращения российских граждан в Комитет и в Европейский суд, причем иски, как правило, удовлетворяются, и требования граждан или организаций признаются справедливыми.
Итак, мы определили и рассмотрели на примере России, что международно- правовые акты существуют для юридического закрепления в законодательствах государств, имеющих демократичную сущность единых, применимых для всех правовых систем общепризнанных норм общего характера, где в правовые принципы заложены категории гуманизма, справедливости, уважения чести и достоинства, охраны жизни и здоровья личности.
1. Сводные положения международно-правовых актов об основных правах и свободах человека. Их общие черты.
Немного истории. Примечательно, но впервые положения о международных
договорах были включены в нормативно-правовые акты в США. Оно и понятно,
это государство всегда по составу было разнообразным формационным явлением.
Так, Конституция США от 1787 г. определяет, что все международные
договоры, принятые наравне с указанной Конституцией и законами США и
договоры, которые были и будут заключены от имени США, являются высшим
правом страны. А судьи, независимо от их местонахождения, подчинены и
обязаны неукоснительно следовать им, даже если эти нормы противоречат
законам штата. [6]
Так же в Основном законе Федеративной Республики Германии от 23 мая
1949 г. довольно ясно сформулирован статус международных
договоров. Договор, касающийся сферы деятельности федерального законодательства, должен быть ратифицирован в форме федерального закона, вследствие чего, международные договоры интегрируются в федеральную правовую систему Германии, становится непосредственно применимым, обладая статусом равноправного федерального закона, и имеет приоритет перед национальными нормативно-правовыми актами[7].
Примерно такое же особое место нашлось для норм международного права в правовой системе Голландии, где предусмотрено противоречие международно- правовых актов с национальной Конституцией. В этом случае, при одобрении парламентом договора, положения оного опубликовываются, применение его становится всеобщеобязательным, а противоречащие ему статьи конституционной нормы отменяются. [8]
Примерно такой же механизм действия международных норм права (о них я упоминал выше) в российской правовой системе.
Итак, кратко, какие же конкретно права и свободы устанавливает большинство международно-правовых актов по правам и свободам человека и гражданина? Это:
1. Признание человеческой жизни, права и свободы личности высшим достоянием, соблюдение, признание, защита которых является обязанностью любого демократического государства. А само право на жизнь следует признать неотъемлемым правом.
2. Устанавливается право любого человека, в случае нарушения его прав и свобод, на судебную защиту с полным, всесторонним, объективным исследованием обстоятельств дела и на справедливое, компетентное, беспристрастное судебное разбирательство. (При работе с малолетними правонарушителями надлежит, согласно Минимальным стандартным правилам
ООН, придерживаться максимальной конфиденциальности). Примечательно, в основных законодательствах я обнаружил, что право на судебную защиту предоставляется не только физическим, но и частным юридическим лицам.
3. Каждому человеку предоставляется право на защиту гражданских прав: право на жизнь (см. п.1), на свободу и личную неприкосновенность, право на имущество, на собственность и их защиту, право на свободное передвижение, право на определение национальной принадлежности, право на защиту частной
информации о личности и на защиту от вмешательства в семейную и личную жизнь (здесь не будем останавливаться).
4. Так же декларируется право всех индивидов на защиту трудовых прав
(некоторые специализированные международные акты целиком посвящены этой статье).
5. Объявляется защита культурных прав и на свободное творчество.
6. Гарантируется человеку право на чистую, «здоровую» окружающую среду
(в этой связи не совсем понятна ратификация российским правительством и Государственной Думой РФ международного договора о захоронении на территории нашего государства ядерных и токсичных отходов).
7. Предоставление всем гражданам основных общепризнанных политических свобод.
8. Также вменение в обязанность всех государств, присоединившихся к
Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, содействие жертвам преступлений.
9. Иные права, согласно специфическому направлению деятельности документа.
* * * * *
Итак, мы рассмотрели наиболее общие права и свободы (детализируем эти положения в следующих главах), предоставляемые человеку и гражданину, действующих на территориях стран, присоединившихся к Европейской Конвенции и признавших Декларацию основными принципами правосудия собственной правовой системы.
Какие еще общие характерные черты можно кратко отметить у всех международно-правовых актов?
Функции их я уже определил – воздействие на внутригосударственную и межгосударственную среду.
Форма также понятна – юридические нормы, содержащие формально определенные правила поведения, многократного применения, устанавливающие права и обязанности, результат правотворчества международных организаций.
Субъект воздействия – государства и межгосударственные организации.
Объект воздействия – то, на что оно направлено, то есть то, что призвано регулировать. Это, прежде всего, внутрисоциальные явления - сфера прав человека и гражданина.
Система – комплекс непротиворечивых норм, многократного применения, обладающих высшей юридической силой, основанной на принципах общепризнанных норм права.
Цель – модель «идеального» правового состояния в любом государстве. А
именно:
- мир во всем мире;
- безопасность, социальная защищенность человека и гражданина;
- разрешение насущных проблем гуманитарного, экономического, социального и др. характера. Другие цели.
Сфера действия международно-правовых актов и договоров: непосредственная область применения. Это объектная и субъектная (о них я уже упоминал) сторона, а так же пространственный аспект, конкретная территория, на которой действуют выше обозначенные нормы.
Кроме этого, изложенного добавлю, что в большинстве своем международно-правовые акты и соглашения являются открытыми для подписания другими сторонами документами.
Теоретический анализ положений Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что большинство из заявленных международно-признанных прав и свобод человека и гражданина декларативно закреплены в ней.
Детально на положениях международно-правовых актов и договоров мы становимся в следующей главе.
2. Международно-правовые акты и договоры. Их краткое содержание, направленность действия
Позволю себе начать с анализа нормативно-правовых актов универсального характера.
Это, прежде всего, Всеобщая Декларация прав человека. (Не буду останавливаться на истории возникновения и принятия этого эпохального документа.)
Данная международно-правовая норма классифицируется как декларативная
(что следует из названия документа), то есть несет исключительно
информационное назначение, содержит нормы-принципы и имеет императивный
(категоричный) характер. По субъекту правотворчества данную Декларацию
можно отнести как договорную правоустанавливающую норму, исходящую от
сообщества государств.
По объекту правотворчества Всеобщая Декларация воздействует на отношения, касающихся прав человека и его социальной защиты. Декларация прав человека есть постоянно норма постоянного действия до тех пор, пока государство-участник письменно не уведомит
членов Организации Объединенных Наций о выходе из действия правового поля указанной Декларации. Сфера действия Всеобщей Декларации – территории всех государств, официально признавших правовые положения Декларации частью своей правовой системы.[9]
В преамбуле Декларации прописаны мотивы создания этого международно- правового акта. Кратко опишу их.
Сей нормативный акт создавался, принимая во внимание, высокие стремления цивилизованных людей разных стран жить в мире, где реально существует власть закона, где люди будут свободно излагать свои убеждения и не будут при этом подвергнуты гонениям со стороны, где не будет презрения к правам человека и гражданина. А последнее всегда ведет к варварским актам и порождает, как правило, уродливые проявления недемократических идеологий, таких как угнетение и тирания.
Декларация прав человека принималась, учитывая стремления всей человеческой семьи жить в Обществе, где люди будут иметь реально равные неотъемлемые права и возможности их реализовать, что является непременным условием свободы, всеобщего мира и справедливости. Так же страны-участники подтверждают стремления к развитию социального прогресса, к установлению равноправия мужчин и женщин и тд. (В нижеследующем постараюсь не повторять тех общих, сводных прав и свобод, о которых упоминалось в первой части курсовой работы, а также постараюсь воздержаться от собственных комментариев и максимально уделить внимание юридической стороне дела.)
Далее Декларация объявляет всех людей свободными и равными от рождения в достоинствах и правах (Ст.1), независимо от пола, расы, цвета кожи, политических или иных убеждений, имущественного, социального, национального или сословного происхождения. Причем, это признание равных прав и свобод не зависит от статуса государства или страны, на территории которой индивид проживает (Ст.2).
Рабство, работорговля и любое подневольное состояние запрещено
(Ст.4). Признается правосубъектность любого человека независимо от его
местонахождения (Ст.6). Подтверждается принцип презумпции невиновности, а
также право на гласное судебное разбирательство (Ст.11). Статья 13
провозглашает право любого на гражданство, свободу передвижения и выбора
местожительства. Также человек волен покидать и возвращаться в свою страну,
искать убежище от преследования. Устанавливается право на образование, на
культурную жизнь, участвовать в научном прогрессе, пользоваться его благами.
Статья 18 объявляет право на свободу мыслей, совести, религии.
Следующая статья Декларации утверждает право на свободу убеждений, а также
их выражение. Статья 21 предоставляет право на принятие участия в
управлении страной лично, либо через представителей. Установлено право
равного доступа к государственной службе в собственной стране, право на
труд и на свободный выбор работы и равную за нее оплату (Ст.23), право на
вхождение в профсоюз. Статья 25 декларирует право каждого на достойный
жизненный уровень, ряд социальных благ, устанавливает равноправие для всех
детей, родившихся в браке и вне такового.
Дополнительно прописаны обязанности человека перед Обществом (Ст.29).
Тогда непременно возникнет ряд ограничений, которые регламентируются только
в законодательном порядке и исключительно только в целях обеспечения личных
прав и свобод окружающих, а также для сохранения требований общественного
порядка и морали. Естественно предположить, что полное развитие
личности возможно только тогда, когда личность не только имеет права и
свободы, но и несет ответственность за свои деяния.
Итак, Всеобщая Декларация прав человека заявляет основные права человека и устанавливает всеобщность и всеобязательность их действия на территории всех признавших ее государств. Большинство ее положений легли в основу Конституций большинства демократических государств. [10]
* * * * *
Далее позволю себе подробно остановиться на международно-правовом
акте, который более всего касается своим действием прав гражданина. Это –
Международный пакт о гражданских и политических правах (О нем упоминалось
выше).
Этот документ также несет правоустанавливающий декларативный характер, содержит нормы-принципы обязательные к исполнения всеми государствами, признавших пакт, постоянного действия. По методу правового регулирования данный пакт является императивным, иными словами несет строгий и обязательный характер. Субъект издания – международное сообщество и Организация Объединенных Наций. Объект регулирования – область реализации политических прав человека и гражданина.
В преамбуле пакта изложены основные мотивы, подвинувшие государства к принятию обозначенного пакта.
В ней говорится о том, что равные и неотъемлемые права вытекают из присущего человеческой личности достоинства и являются основой справедливости, равноправия, свободы и всеобщего мира. Также подчеркивается, что нормы пакта о гражданских и политических правах развивают положения Всеобщей Декларации прав человека, и признают идеалом свободы – личность, которая реализует все гражданские и политические свободы без каких-либо препятствий и для которой созданы все социальные, экономические, культурные условия в государстве. А личность, как таковая, обязана добиваться признания прав и для других, так как имеет обязанности в отношении окружающего Общества.
Обратимся к тексту пакта. Отмечу только, некоторые его статьи дублируют, или развивают положения Всеобщей Декларации прав человека. На таких положениях я постараюсь не останавливаться ввиду ограниченных рамок курсовой работы. Однако, некоторые моменты опишу достаточно подробно, так как они составляют правовую и политическую основу правового государства.
Далее непосредственно в статьях документа объявляется всеобщее право народов на самоопределение (Ст.1) и как следствие вышеназванного свободный выбор политического статуса народа, определение социального, экономического и культурного развития. Для достижения названных целей декларируется свободное распоряжение народа своими природными ресурсами и естественными богатствами. Подчеркивается, что ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему указанных средств к существованию.
В статье №2 подтверждается приверженность стран - участников уважению
к правам и свободам личности независимо от пола, языка, расы, религиозных
мировоззрений, или иных убеждений, сословного или имущественного положения.
И как следствие сказанного положения настоящего пакта обязывают всех
принявших правовые принципы этого документа принимать все меры к правовой
защите компетентными органами лиц, ограниченных в перечисленных правах или
свободах.
Часть III пакта подтверждает общепринятые право человека на жизнь,
устанавливает применение исключительной меры наказания в виде смертной
казни как экстраординарное явление. Объявляется, что каждый приговоренный к
казни имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора.
Запрещено выносить приговор о смертной казни в отношении несовершеннолетних
и приводить в исполнение в отношении беременных женщин (Ст.6). Также
запрещены пытки, иные физические истязания, или действия, унижающие
человеческое достоинство.
Статья №8 запрещает рабство, любой подневольный труд или подневольное состояние, но указывает те случаи, когда указанный труд не является мотивом для отказа совершать какие-либо деяния, обязательно установленные местным законодательством, или по приговору компетентного суда.
Следующая по счету статья устанавливает процессуальные принципы в отношении арестованных, отдельно оговаривается «разумность» сроков содержания под стражей, и судебного рассмотрения его дела. Устанавливается право на компенсацию в случае незаконного ареста. При аресте обязательно гуманное отношение к арестованным, уважение чести и достоинства со стороны органов, совершивших арест.
Для исправительной (пенитенциарной) системы обязательно установление соответствующего режима, способствующего социальному перевоспитанию и исправлению заключенных, при этом несовершеннолетние должны содержаться отдельно от совершеннолетних (Ст10). Запрещено лишение свободы на основании невыполнения лицом каких-либо договорных обязательств (Ст.11).
Статья 14 устанавливает всеобщее равенство перед судами и трибуналами и оговаривает минимальные процессуальные требования к осуществлению правосудия вышеназванными судебными органами (Большинство из них вошли в российские принципы правосудия).
А вот новое, о чем я еще не упоминал. Положения статьи №19 декларируют право человека на собственное мнение и беспрепятственное его выражение. Иными словами, каждый волен находить, получать, распространять разного рода информацию, вплоть до средств массовой информации, кроме отдельно оговоренных случаев.
Следующая статья запрещает все формы пропаганды войны, любые виды проявления расовой, религиозной, национальной ненависти, подстрекательство к дискриминации, насилию, вражде, к розни и тп. [11]
Очередная статья признает право на мирные собрания без ограничений, кроме специально оговоренных ситуаций. Также признается право на вступление в любые негосударственные союзы, ассоциации, профсоюзы (Ст.22).
Положения статьи №24 оговаривают всеобщее равенство детей, их право
на гражданство, гарантируют им защиту со стороны государства.
Устанавливается обязательность регистрации новорожденных, присвоение им
имени.
Следующая статья объявляет основные политические права без
необоснованных ограничений и дискриминации. К ним относятся следующие
положения:
- голосовать и быть избранным на основе всеобщего и равного голосования, когда обеспечено свободное волеизъявление сограждан;
- быть допущенным в своей стране к государственной службе;
- участвовать в введении государственных дел, как самолично, так и через представителей. Иное.
Содержание статьи №28 объявляет о создании Комитета по правам человека (далее – Комитет, о нем я тоже упоминал), регламентирует его состав, функции этого органа. Итак, в состав Комитета входят граждане, признавших и участвующих в пакте, государств, обладающие определенным юридическим опытом и компетентностью, помимо высоких морально-нравственных качеств.
Избираются члены Комитета тайно и работают в личном качестве,
выдвигается не более не более двух лиц от государства-участника, но
избирается в последствии только один (Ст.29). Представление кандидатов в
будущие члены проходит Комитета на заседании Организации Объединенных Наций
(ООН) под председательством Генерального секретаря ООН в Центральном
учреждении указанной организации. Срок пребывания в этой должности четыре
года, член Комитета имеет право на повторное переизбрание в установленном
порядке. Каждый член Комитета до вступления в должность на открытом
заседании делает торжественное заявление о том, что впредь обязуется
исполнять свои обязанности беспристрастно и добросовестно (Ст.38).
У Комитета имеется собственный штат должностных лиц, избираемых на два года, материальные средства и необходимый для функционирования персонал предоставляется Генеральным секретарем ООН (Ст.36 – 39).
Ежегодно государства-участники предоставляют Генеральному секретарю
ООН доклады о прогрессе, достигнутом в области прав человека и о принятых
мерах по исправлению возможных несоответствий в этой сфере действий
участников пакта. Затем доклад попадает непосредственно в Комитет для
рассмотрения.
Любое государство-участник, заявившее о признании компетенции
Комитета, имеет право сообщить последнему о нарушении положений пакта
другим государством (Ст41). В этом случае в особом процедурном порядке
Комитетом рассматривается заявление на закрытом заседании. Далее Комитет
оказывает миролюбивые услуги, содействуя полюбовному разрешению вопроса на
основе уважения основных свобод и прав, устанавливаемых настоящим пактом. В
этом
случае Комитет пишет и направляет государству-нарушителю соответствующий доклад-рекомендацию.
В случае неудовлетворительного разрешения проблемы, или бездействия
со стороны нарушителя, Комитет с предварительного согласия заинтересованных
участников, формирует специальную Согласительную комиссию (далее –
Комиссия), которая оказывает добрые услуги заинтересованным государствам-
участникам. Она состоит из пяти лиц, разбирающих суть вопроса в личном
качестве (во главе Комиссии – выборный Председатель). Причем, они не должны
являться гражданами заинтересованных государств (Ст.42). Комиссия
рассматривает в течение двенадцати месяцев предоставленную Комитетом любую
информацию и имеет право отправлять запросы на любые сведения от
государств, участвующих в разрешении спорного вопроса. Спустя указанный
срок, Комиссия направляет председателю Комитета доклад для отправления
заинтересованным сторонам.
Один раз в год Комиссия по правам человека направляет Генеральной
Ассамблее ООН отчет о проделанной работе (Ст.45).
Статья №48 объявляет настоящий пакт открытым документом для
подписания любым государством – членом ООН, или участника Статута
Международного Суда, либо для приглашенного Генеральной Ассамблеей ООН
государства к участию в Международном пакте о гражданских и политических
правах. Статья №50 устанавливает действие пакта на всей части федеративных
государств без любых видов ограничений.
Следующая статья декларирует право любого участника вносить предложения о поправках в настоящий пакт, высказываться за созыв конференции государств-участников под эгидой ООН. Принимаются поправки большинством голосов и становятся обязательными для участников, которые их приняли.[12]
Итак, кратко подытожу. Международный пакт о гражданских и
политических правах, созданный в соответствии с провозглашенными Уставом
ООН принципами и в соответствии с положениями Всеобщей Декларации прав
человека, устанавливает равные свободы и права для любого народа. Статьями
пакта вменено государствам-участникам создание таких внутренних условий,
когда каждому реально обеспечено право пользоваться социальными,
экономическими, культурными, а также, политическими и гражданскими правами.
В связи с положениями Конституции РФ (об этом я упоминал) правовые нормы
обозначенного
пакта стали непосредственно действующими в России и поставлены на уровень конституционных и применяются государством.
* * * * *
Одновременно с пактом о гражданских и политических правах был принят
Факультативный протокол к нему, который предусмотрел признание компетенции
рассматривать, принимать информацию от находящихся под его юрисдикцией лиц,
или организаций, полагающих, что стали жертвами каких-либо нарушений в
сфере прав человека и гражданина.
Статьи Факультативного протокола (далее – Протокола) развивают положения Международного пакта о гражданских и политических правах и призваны претворять его (пакта) постановления в мировую юридическую практику. Это, собственно, является целью документа. Содержит нормы- принципы, императивного свойства для государств-участников пакта, признавших компетенцию Комитета по правам человека и ратифицировавших пакт, или присоединившиеся к нему.
Согласно статьям Протокола, вышеуказанные государства наделены правом обращаться в вышеназванный Комитет, если, по их мнению, они стали жертвами какого-либо нарушения (Ст.1). В этом случае обращения не рассматривают только в двух случаях:
1. если обратившееся лицо не исчерпало все внутренние средства защиты;
2. если данная проблема уже не рассматривается другим международным разбирательством (Ст.5).
Рассматриваются заявления на закрытых заседаниях Комитета. Каждый год
Комитет представляет ежегодный доклад для Генеральной Ассамблеи ООН в
соответствии с действующим Протоколом.
Протокол является открытым документом для любого государства,
подписавшего пакт и ратифицировавшего его положения. Любой участник
Протокола имеет право вносить предложения о поправках, представляя их
Генеральному секретарю ООН, а также ходатайствовать о созыве конференции
под эгидой ООН.[13]
* * * * *
Общеизвестно, одним из условий существования правового государства является реальное обеспечение прав личности, как и свобода ее всестороннего развития. Иными словами, человеку и гражданину гарантированны со стороны государства некоторые положительные действия, а именно следующие минимальные положения, правовые начала:
1. право на неприкосновенность;
2. право на судебную защиту и справедливое разбирательство;
3. право на образование, культурное развитие;
4. право на социальное обеспечение;
5. другие права.[14]
Я уже довольно подробно останавливался на международно-правовых актах, нормы которых содержат правила, регулирующие сферу права первых двух перечисленных пунктов. Однако, остался не вполне проясненный вопрос: а есть ли специальный международный документ, направленно регулирующий права человека и гражданина в области, касающейся культурной, экономической, социальной деятельности государства?
* * * * *
Им, безусловно, стал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Сей нормативно-правовой акт детализирует права человека и гражданина в указанных сферах правовых отношений государство – общество - личность, тем самым, развивая правовые принципы, установленные Всеобщей декларацией прав человека. Также обладает высшей юридической силой, в странах присоединившихся к пакту, является стабильным правовым актом постоянного действия и многократного применения.
Что документально указывается в преамбуле Международного пакта. А именно: права и свободы вытекают из присущей человеческой личности сущности, ими (правами) в равной степени наделяются все члены Великой семьи человеческой, свобода развития индивида невозможна без активного положительного участия со стороны государства, которым вменено в обязанность настоящим пактом, поощрять всеобщее соблюдение и уважение прав человека.
В статье №1 пакта еще раз подтверждается право народов на самоопределение, на свободу установления собственного статуса (что является непреложным условием социального, экономического, культурного развития), на свободное пользование собственными природными ресурсами и естественными богатствами. Соответственно, государствам вменено в обязанность в порядке международной помощи и сотрудничества, а также в индивидуальном порядке, максимально использовать все имеющиеся возможности, принимать все возможные меры, вплоть до законодательных, к полному осуществлению, признаваемых рассматриваемого пакта, прав (Ст.2, п.1).
Устанавливается право каждого на свободный труд, который признается возможностью зарабатывать себе на жизнь (Ст.6). И как следствие указанного признается право каждого трудящегося на благоприятные условия трудовой деятельности. В них включены:
1. Вознаграждение за труд должно обеспечивать как минимум удовлетворительное существование для работников и их семей (подробно это положение регламентировано статьей №11 настоящего пакта), справедливую зарплату для мужчин и женщин. (За равный труд – равную зарплату.)
2. Одинаковую для всех возможность продвижения по службе исключительно на основании квалификации и трудового стажа.
3. Создание условий работы, отвечающим требованиям гигиены и безопасности.
4. Предоставление оплачиваемого периодического отпуска, разумное ограничение рабочего дня, вознаграждение за работу в праздники.
Предоставление отдыха, досуга для трудящегося (Ст.7).
Государствам надлежит обеспечить человеку права на свободное вступление в профессиональный союз для защиты своих интересов, или на образование такового (Ст.8, п.1). Профессиональные союзы (профсоюзы), в свою очередь, могут образовывать конфедерации, или национальные федерации, основанных на международном праве. Этой же статьей обеспечивается право на забастовки, в соответствии с законодательством этой страны. Признается право каждого на социальное обеспечение, в том числе на социальное страхование (Ст.9).
Семья признана основной и естественной ячейкой общества, ей предоставляется самая широкая защита, охрана и помощь (Ст.9). Гарантируется право детей и подростков от каких-либо видов дискриминации. Применение их труда во вредных (по физическому или нравственному воздействию) производствах объявляется уголовно наказуемым деянием (Ст.10).
Положениями Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах обязывается каждое принявшее его государство принять все возможные меры индивидуального характера, или в порядке мирового сотрудничества, включающих разработку и проведение конкретных программ в целях недопущения голода, вплоть до реформы аграрной системы. Также обеспечить распределение мировых запасов продовольствия в соответствии с потребностями и с учетом проблем стран, как импортируемых, так и экспортируемых пищевых продуктов (Ст.11).
Признается право каждого на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (Ст.12), на образование,
направленное на всестороннее и полное развитие личности (Ст.13, п.1), на свободу родителей (опекунов) выбирать для своих детей образовательные учреждения, отвечающие минимальным требованиям образования, утвержденного государством (Ст.13, п.3). Начальное образование должно быть бесплатным.
Далее (Ст.15) участвующие в пакте государства признают право личности на:
1. пользование защитой материальных и моральных интересов, возникающих, в связи с любой интеллектуальной деятельностью указанной личности, автором которой она является;
2. участие в культурной жизни;
3. практически применять, использовать результаты научно-технического прогресса.[15]
В связи с этим, положения пакта обязывают государств-участников
уважать свободу, необходимую для творческих исследований и для научных
изысканий. А также призывают поощрять все виды сотрудничества и
международные контакты, в культурной и научной областях. Результатом этих
действий должны стать, предоставляемые Генеральному секретарю ООН доклады о
достигнутых в этой области успехах, для последующего рассмотрения их
(докладов) на заседаниях Социального и Экономического Совета ООН (Ст.16).
ЧастьV настоящего пакта объявляет его открытым для подписания документом (Ст.28), устанавливает его обязательную ратификацию. Также устанавливается право каждого участника пакта вносить поправки, высказываться за созыв конференции государств-участников. Поправки вступают в силу на территориях государств, принявших их в соответствии с конституционными процедурами этих стран (Ст.29).
Это наиболее общие положения Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах. Я постарался не останавливаться на нормах
пакта, дублирующего характера, о которых уже речь шла в других документах
международного законодательства в области прав гражданина и человека.
Кратко добавлю только то, что в указанном пакте устанавливаются и
регламентируются двусторонние связи нехитрой юридической формулы:
Государство ? Личность ? Общество.
Причем, Личность находится строго в центре обозначенных связей, является
центром отношений.
* * * * *
* * * * *
Итак, я описал и дал краткую оценку некоторым международным актам универсального характера, совокупности правовых норм, сущность которых выражена в общепризнанных правах человека, то есть отношения, сопровождающие человека на протяжении всей жизни.
Но кроме всеобщих, универсальных правовых норм существуют еще международные договоры юридического свойства, направленно регулирующие специфические области правовых отношений.
* * * * *
В этой связи важнейшее значение имеет региональное соглашение –
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее -
Конвенция) от 04,11,1950 г., подписанная в Риме. Сфера действия этого
соглашения обозначена названием - Европейская Конвенция.
Утвердили настоящую Конвенцию правительства, члены Совета Европы. В
ней вновь подтверждается верная приверженность договаривающихся сторон
принципам, провозглашенным Всеобщей Декларации прав человека (см. выше).
Помимо этого декларируется дальнейшее направление деятельности европейских
государств на установление, утверждение и реализации прав человека и
основных свобод, соблюдение которых зависит от подлинной демократической
системы и всеобщего понимания этих прав и свобод всеми участниками
отношений.
По-прежнему право человека на жизнь охраняется законом (Ст.2),как и
право на свободу и личную неприкосновенность (Ст.5), никто не может быть
лишен такого права, иначе как по приговору суда в соответствии с
процессуальными нормами, предусмотренными законодательством данной страны.
Пытки, действия, унижающие человеческое достоинство запрещены (Ст.3), как и
рабство (Ст.4).
Далее в статьях Конвенции объявляются все основные общепризнанные
гражданские и политические свободы для человека (не буду останавливаться на
повторения). Добавлю, согласно положению статьи №19 Высокими
Договаривающимися Сторонами образуется:
1. Европейская Комиссия по правам человека (далее – «Комиссия).
2. Европейский Суд по правам человека (далее именуемый «Суд»).
Как Комиссия, так и Суд образуют собственные процедуры.
Порядок образования, работы, требования к составу Комиссии весьма
схож с теми же процедурами Комитета по правам человека при ООН. Члены
Комиссии избираются большинством голосов Комитета Министров на шесть лет и
работают в личном качестве (Ст.22). Добавлю только, что заседания Комиссии
проходят на закрытых пленарных заседаниях (Ст.33), которые созываются
Генеральным Секретарем Совета Европы по мере необходимости.
В Комиссию могут передаваться петиции для Генерального Секретаря от любых лиц (или группы лиц), от неправительственных организаций, полагающих, что стали жертвами каких-либо нарушений. Европейская Комиссия начинает рассмотрение петиции, если все внутренние средства для решения проблемы уже исчерпаны и минуло шесть месяцев от даты принятия окончательного внутреннего решения.
Теперь о Суде. Европейский Суд по правам человека состоит из такого
количества судей, равному количеству членов Совета Европы - по одному
(строго!) гражданину от государства. Избираются Парламентской Ассамблеей
Совета Европы сроком на девять лет (Ст.40). Сфера юрисдикции Суда – все
отношения, касающиеся применения и толкования Римской Конвенции. Передавать
дела в Суд имеют право Комиссия и Высокие Договаривающиеся Стороны.
Для рассмотрения дела образуются камеры из девяти судей, во главе –
Председатель. Рассмотрение проходит только после установления невозможности
применения дружелюбных методов разрешения проблемы (Ст.47). Решения Суда
всегда мотивированы, окончательны. Любой судья имеет право на собственное
мнение (Ст.51). Надзор за исполнением судебного решения возлагается на
Кабинет Министров.
Объявляется открытость Конвенции для подписания и ратификации ее
любым государством - членом Совета Европы. Протоколом №6 настоящей
Конвенции отменяется смертная казнь.
Далее идут регламентационные положения и протоколы, развивающие положения Европейской Конвенции и регулирующие особые, специфические отношения (например, о компетенции Европейского Суда выносить консультативные заключения, или положения относительно принудительного и обязательного труда и тд.), на них я не буду останавливаться ввиду ограниченного объема курсовой работы.
* * * * *
Помимо их, существуют договоры (соглашения нескольких государств в письменной форме) общего универсального действия, или нормы, регулирующие отношения, возникающие при определенных условиях. Упорядочивание отношений в этой области также необходимо, однако нарушения не несут повсеместного характера, или возникают исключительно при наличии определенных предпосылок. Например, при военных действиях, или при исполнении приговора, или при проявлениях разного вида дискриминации и тд.
Сразу хотелось бы начать с базовой нормы, так сказать, с «соглашения о соглашении».
* * * * *
Прежде всего, это Венская Конвенция о праве международных договоров.
Сфера деятельности (направление) – область отношений, возникающих при
заключении, ратифицировании, принятии, или при утверждении, или при
присоединении к договорам государств. По этой же причине я бы отнес Венскую
Конвенцию к процессуальным нормам. Источник – международные организации.
Субъект воздействия – государства и межгосударственные организации. Время
действия соответствует времени действия договоров, отношения которых данная
Конвенция упорядочивает. Пространство – все территории государств,
признавших положения международных договоров.
В Венской Конвенции устанавливаются фундаментальные юридические
понятия и определения: «договор», «принятие», «утверждение», «ратификация»,
«присоединение» и др. Все они применительны в области функционирования
международных договоров (Ст.2).
Также объявляется каждое государство правоспособным заключать договоры, устанавливаются полномочия участников, порядок и регламент принятия государств в сферу действия указанной Конвенции, или их временное участие (Ст.7, ст.24.)
В части III устанавливается обязательность и добросовестность соблюдения договоров, причем противоречие международного договора с локальным законодательством решается в пользу первого (Ст.27). Иными словами наличие национальной правовой базы, нормы которой каким-то образом противоречат нормам международных договоров, оправданием для неприменения последних, не является.
В ст.28 данной Конвенции указывается на невозможность обратного действия норм договоров. В следующей статье устанавливается территориальная сфера влияния международных договорных актов.
Далее устанавливается сила действия указанных правовых актов. Статьи
Венской Конвенции отменяют ранее действовавших в этой
правовой сфере нормативных документов, или устанавливают преимущественную
силу положений договора (Ст.30 п.2 - 4), если они не совместимы и
невозможно одновременное применение обоих.
Раздел 3 Конвенции устанавливает полномочность толкования текстов договора, язык толкования. Следующий раздел посвящен участию в договорных отношениях третьих государств и обязательным условиям, вытекающим из обозначенных отношений.[16]
Итак, Венская Конвенция о праве международных договоров формулирует базисные, стержневые определения и понятия в сфере действия договорных отношений правового характера, условия участия сторон в договорных отношениях, порядок вступления в указанные отношения, процедуры, касающихся оговорок при подписании договоров. Устанавливается правоспособность сторон, территориальность и сила действия договорных правовых актов, а также условия вступления этих актов в действие, как регулятора общественных отношений. Также определены условия соблюдения международных актов, их неимение обратной силы, и условия непосредственного их применения.
* * * * *
Следующим договором, регулирующим специфические отношения,
возникающие при возникновении следующих предпосылок:
- преследование по признаку принадлежности к определенной социальной,
сословной, или иной группе;
- гонения по национальному признаку, по признаку вероисповедания;
- преследование из-за политических взглядов и др. признаки является Конвенция о статусе беженцев (вступила в силу 22,04,1954), подписанная в Женеве 28,07,1951 г.
Когда лицо находится вне своей страны и отказывается пользоваться ее защитой вследствие каких-либо опасений, или не имеет определенного гражданства, или не может вернуться на прежнее место жительства в результате произошедших разного рода событий до 01,01,1951 г. (и некоторые другие признаки), тогда обозначенное лицо может считаться «беженцем» и к нему применимы положения Конвенции.
Документ был принят вследствие нарушения прав и свобод (а, значит,
основных принципов и положений Устава ООН, Всеобщей Декларации прав
человека и других начал фундаментальных правовых актов) наиболее уязвимой в
правовом, социальном положении категории граждан (и не только) – беженцев.
ХХ столетие стало эпохой войн и глобальных цивилизационных конфликтов.
Мировой опыт показал, что наиболее страдают от военных (или иных)
столкновений мирные граждане. Таким образом, было принято первое,
стержневое международно-правовое соглашение, положившее начало в разрешении
проблемы гуманитарного и социального характера, и исключения возможности
возникновения возможных трений, которые могут появиться в результате
вынужденного переселения (в силу разных причин) иностранных граждан. Так же
преследовалась цель недопущения возложения на государства, принявшего на
себя заботу о переселенцах, непосильного бремени в связи с указанными
событиями.
ООН неоднократно проявляла глубочайший интерес к судьбе беженцев и принимала соответствующие меры к защите этой социальной группы населения и восстановлению его (населения) прав и свобод. Что и выразилось в принятии указанного соглашения.
Статьи Конвенции четко определяют юридическое понятие «беженец», и тех лиц, которые попадают под это определение, следовательно, под юрисдикцию соглашения (Ст.1). Далее, как и любой правовой нормой, устанавливаются права и обязанности беженцев.
Государствам, принявшим Конвенцию, указывается на недопущение в
отношении беженцев дискриминации, вменяется в обязанность предоставление
доброго расположения относительно религиозных убеждений этих народов.
Также государство обязано предоставить им, как минимум, положение
иностранцев (Ст.7) без всякой взаимности. А при определенных условиях,
например в отношении приобретенного движимого и недвижимого имущества, как
и в отношении арендных договоров, беженцам предоставляется более
благоприятное расположение, нежели просто иностранцам (Ст.13).
Также беженцам предоставляется защита в сфере интеллектуальных прав,
право на образование и вступление в профсоюз, или в некоммерческое
объединение, ассоциацию (Ст.15), право на свободное обращение в суд (с теми
же льготами, что имеются у граждан данной страны). Также гарантированно
благоприятное правовое положение в отношении их права на работу (Ст.17),
права на жилище, на начальное образование (Ст.22). Наравне с гражданами
этой страны устанавливается право на правительственную поддержку и помощь
(Ст.23), право на достойную зарплату, пособия, социальные гарантии (Ст.24).
В административном порядке беженцам государство обязано выдать удостоверения личности, предоставить право на выбор места жительства и свободу передвижения (Ст.26). Устанавливается равное с гражданами этой страны налогообложение (Ст.29).
Статья №31 не предусматривает наложения ответственности на граждан,
незаконно прибывших из стран, где им непосредственно угрожала опасность
(также запрещена их обратная высылка в «опасные» страны), при условии их
немедленного заявления о себе в органы власти.
И последнее. Согласно соглашению, договаривающиеся государства по
возможности будут содействовать натурализации и ассимиляции беженцев
(Ст.24).
* * * * *
Однако по истечении нескольких десятилетий со времен утверждения
Женевской Конвенции о статусе беженцев проблема последних решена не была.
Более того, возникла необходимость нового
правового регулирования, так как Женевское соглашение устанавливала временной предел к определению «беженец», указывались события, в результате которых беженцы стали беженцами - до 01,01,1951 г. Поэтому многие переселенцы по факту, юридически таковыми не являлись.
Был принят Протокол, касающийся статуса беженцев (далее – Протокол)
на Генеральной Ассамблеи ООН 16,12,1966 г. Положения Протокола развивали
начала, сформулированные Женевской Конвенцией. Государства участники
подтверждали принятые на себя обязанности применять статьи 2 – 34 указанной
Конвенции включительно. Изменилось определение «беженец», теперь в нем не
указывается точная дата. В целом положения Конвенции остались прежними.[17]
* * * * *
В качестве отступления позволю себе заметить, что кроме Международных актов и договоров универсального характера, тех же договоров регионального характера, существуют и уже действуют Решения и Резолюции международных организаций по вопросам прав человека. Сразу хотелось бы отметить правотворчество Международной Организации Труда (далее – МОТ).
Результатами указанной деятельности стали следующие (и другие)
договоренности: Конвенция №29 относительно принудительного или
обязательного труда (ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР
04,07,1956 г.), принятая в июне 1930 г.; Конвенция №95 об охране заработной
платы, принятая на Генеральной Конференции МОТ в 1949г.; Конвенция №105 об
упразднении принудительного труда, принята в 1957 г.
Так же это: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными,
утвержденные на Женевском Конгрессе ООН в августе 1955 г.; Кодекс поведения
должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной
Ассамблеей ООН 17,12,1979 г.; Резолюция 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН:
Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и
злоупотребления властью, принята 29,11,1985 г.
Безусловно, любопытные документы, очень хотелось бы поподробней остановиться на их содержании, однако все они развивают, конкретизируют фундаментальные общепризнанные нормы. Иными словами, это «материя» для изучения специализированных юридических наук, сейчас же для меня главное – принципы, тенденции, закономерности.
* * * * *
* * * * *
Еще один правовой договор, упорядочивающий отношения определенной
категории граждан. Это Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в
отношении женщин, ратифицированный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от
18,12,1979 г.
Данный документ в соответствии с объявленными принципами Всеобщей
Декларации прав и свобод человека устанавливает равноправие мужчин и женщин
на основании того, что все люди рождаются равными и свободными в своем
достоинстве и правах. Также уточняется, что все виды ограничений женщин в
правах и свободах нарушают незыблемые принципы равноправия и уважения
человеческого достоинства.
По – этому, все государства-участники, осуждая проявления любой формы
дискриминации в отношении женщин, согласны проводить безотлагательную
политику, направленную на ликвидацию этого уродливого явления (Ст.2).
Относительно правовой основы это будет выражено:
1. Во включении в законодательство принципов равноправия мужчин и женщин, принимать действия (вплоть до силовых), направленные на искоренение дискриминации;
2. В исключении из действующего законодательства норм, представляющих собой дискриминацию в отношении женщин; др.
Признается равенство мужчин и женщин перед законом, одинаковая гражданская правоспособность, сделкоспособность (Ст.15).
В отношении социальной стороны проблемы решено изменить культурные модели поведения обоих полов в целях искоренения неправильных стереотипов отношений. Кроме этого, достигнута договоренность о принятии всех возможных мер к признанию материнства социальной деятельностью и установления общей ответственности за воспитание и мужчин, и женщин (Ст.5).
В отношении политических прав государства-участники договорились гарантировать женщинам и мужчинам равные права быть избранными в любые публичные органы, голосовать на всех публичных выборах, референдумах, участвовать в деятельности правительственных органов, на равных с мужчинами правах, участвовать в осуществлении политики, занимать государственные посты (Ст.7) и тд.
Также в сфере занятости признаются равные для обоих полов права при приеме на работу, при выплачивании вознаграждения, при назначении социальных льгот и тд. (Ст.11). Запрещено увольнение работниц в связи с беременностью, и в связи с родами, или из-за семейного положения.
В сфере брачных отношений также объявлено равноправие полов: на свободный выбор супруга; на вступление в брак с полного и свободного согласия; на одинаковые права в отношении детей; на свободное решение о количестве детей; на свободный выбор фамилии мужа, профессии, досуга; на одинаковые права и обязанности в период брака; на др. права (Ст.16).
В соответствии с положениями статьи №17 настоящей Конвенции
образуется Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (далее –
Комитет). Члены Комитета избираются тайно по одному участнику от каждого
государства на четырехлетний срок. Заседает Комитет около двух недель один
раз в год (Ст.18), Имеет право на набор собственных должностных лиц, на
формирование собственных правил и процедур (Ст.19). Один раз в год через
Социальный и Экономический Советы передает доклад о проделанной работе
Генеральной Ассамблее ООН (Ст.21).
Итак, согласно Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин государствами-участниками было осуждено появление любых форм дискриминации в отношении женской половины общества. Также были приняты меры к искоренению любых видов ограничений в отношении указанного пола для реализации его прав и основных свобод в экономической, в политической, в культурной, в социальной и в любой другой области.[18]
* * * * *
На этом документе позволю себе остановить изложение и анализ международно-правовых актов. Таким образом, прояснилось, что, несмотря на богатейший правовой опыт и наличие институтов правовых традиций, высокую гарантированность государствами прав и свобод человека и развитое правосознание в международном сообществе, а иногда и в развитых странах, также требуется регулирование, казалось бы, общепонятных отношений и корректировка правил.
Собственно, для этого международно-правовые нормы создаются и применяются. Заключение
Итак, мы рассмотрели наиболее общие положения международно-правовых актов о правах человека и гражданина. Цель их создания, направление деятельности, сферу регулирования и то, на что направлено последнее, я тоже кратко изложил. Какой же можно подвести итоговый вывод?
Как мне видится, деятельность этих международных деклараций, соглашений адресована на безусловное установление приоритета социальных и личных прав, свобод и обязанностей индивида над политическими и общегражданскими. И трактовка, и применение в жизнь указанных прав должны складываться не из государственных соображений, или их временных интересов общества, а из универсальных принципов гуманизма, из самой человеческой природы, сущности, если хотите. Признание перечисленных прав и свобод, а также создание всех возможных условий для их полной и всесторонней реализации есть обязанность, долг государства. В противном случае невозможно всестороннее совершенствование личности и, следовательно, ее участие в развитии страны, в делах государства.
Декларация прав и свобод гражданина, закон СССР «О свободе совести»,
«О печати и других средствах массовой информации», «О порядке выезда из
Союза Советских Социалистических Республик и въезда в Союз Советских
Социалистических Республик граждан СССР» и другие нормативные акты
постсоветского периода явили собой пример установления и действия на
территории нашей страны принципов равноправия и уважения человеческого
достоинства, а также бурное развитие либеральных тенденций.
Влияние международных нормативных соглашений на современное развитие
российского права я уже кратко описал во введении, кроме перечисленного
отмечу, сегодня Россия пытается войти в Совет Европы, Государственная Дума
ратифицировала Европейскую Конвенцию по правам человека, действует
мораторий на смертную казнь на всей территории Федерации. Для полного,
формального вхождения требуется также ратифицировать Протоколы к упомянутой
Конвенции: № 1, 2, 4, 7, и 11.[19]
Кроме указанных Протоколов необходимо также принять Европейскую
Конвенцию о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое
достоинство обращение или наказания, Европейскую хартию местного
самоуправления, рамочную Конвенцию о защите национальных меньшинств, второй
факультативный протокол к
Международному пакту о гражданских и политических правах (об отмене смертной казни), Социальную Хартию, некоторые другие Конвенции МОТ.
Но главное, начало положено, положения Конституции РФ открыли
возможности установления интеграции международного правового опыта во
внутреннюю жизнь России. Приводится в действие Федеральная программа
обеспечения и защиты прав и свобод человека, составленной Комиссией при
Президенте РФ.
Проведенное изучение данной тематики позволяет сделать вывод о том, что главное не привести нормы российского законодательства сообразно зарубежным правовым канонам, не установить абсолютный приоритет иноземных правил над отечественными, а создать «живую», взаимодействующую систему мирового, общеприменительного и общепризнанного права, основанного исключительно на гуманных принципах. (А хорошо отлаженная система, согласно постулатам науки Синергетики, способна к саморегуляции и к самосовершенствованию.)
Кроме этого, анализ международно-правовых актов о правах человека и гражданина позволяет сделать вывод о том, что они несут двоякую функцию:
1) являют собой единый «скелет» нормативных правил для любого государства, имеющего демократическую сущность;
2) представляют собой связующие звенья для правовых систем мира.
Список литературы
1. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации. –
М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС,
2000. – 176 с.
2. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1999. –
448 с.
3. Под ред. Крашенинникова Н.А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время). – М.: Издательство
ЗЕРЦАЛО, 2000. – 496 с.
4. Под ред. Жуйкова В.М. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации (практическое пособие). –
М.: «Права человека», 1996. – 432 с.
5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. проф. Стрекозова В.Г. – М.:
Издательство «Интерстиль», 2001. – 378 с.
6. Бурлацкий Ф.М. Проблема прав человека в СССР и России. (1970-80-е и начало 90-х годов. – М.: Научная книга, 1999. – 279 с.
7. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации.
Учебник. / Под ред. Орлова Ю.К., Швецова В.И. – М.: «Проспект»,
2000. – 320 с.
8. Мирошникова В.А. Основы правоведения. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1997. – 208 с.
9. Якушев А.В. Теория государства и права. – М.: «Издательство ПРИОР»,
2000. – 192 с.
-----------------------
[1] Конституция Российской Федерации. Ст.15 ч.4.
[2] См. подр. Конституция Российской Федерации. Ст.2.
[3] См.: Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации.
– М. 2000. – С. 50 – 54.
[4]Конституция Российской Федерации. Ст. 46 ч.3.
[5] См.: Международные нормы о правах человека и применение их судами РФ.
– М.: «Права человека», 1996.- С. 8 -15.
[6] См.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. –
М., 2000. – С. 112 – 122.
[7] См. подр. Там же. - С. 274.
[8] См.: Международные нормы о правах человека и применение их судами РФ.
- М., 1996. – С. 19 – 21.
[9] Классифицировано согласно установкам учебника: А.В. Малько, С.А.
Комаров. Теория государства и права. – М., 1999. – С. 306 – 311.
[10] См.: Международные нормы о правах человека и применение их судами РФ.
– М., 1996. – С. 225 – 230.
[11] Там же. – С. 249.
[12] См. подр.: Международные нормы о правах человека и применение их
судами РФ. – М., 1996. – С. 240 – 259.
[13] См., подр. Там же. – С. 259 - 263.
[14] См. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.– М.: Интерстиль,2001.–
С. 82–83.
[15] См.: Международные нормы о правах человека и применение их судами РФ.
– М., 1996. – С. 230 – 240.
[16] См.: Международные нормы о правах человека и применение их судами РФ.
- М., 1996. – С.264 – 269.
[17] См., подр. Там же. – С. 285 – 289.
[18] См. подр. Там же. – С. 289 – 301.
[19] См.: Проблемы прав человека в СССР и в России. (1970-80-е и начало 90-
х годов). М., 1999. – С. 235 – 240.