Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Герои и сюжеты баллады В.А. Жуковского «Светлана»

Герои и сюжеты баллады В.А. Жуковского «Светлана»

«Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль», - так сказал о Жуковском А.С. Пушкин, который, считая себя его учеником, высоко ценил мастерство поэта и любил его как человека. Творчество Жуковского отличается особым вниманием к человеку, к его душевным переживаниям, признанием его высоких чувств. Неоспоримым достоинством поэзии Жуковского является умение в чудесных, пленительных стихах воспеть красоту человека, его неразрывную связь с природой.

Большую известность принесли поэту его баллады, в которых звучат мотивы «тайны» и «вечности».

«Светлана» - одна из лучших баллад Жуковского. Основа сюжета данного произведения – гадание девушек:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали…

Удивительно точно, реалистично поэт описал святочные гадания, новогодние обряды, когда молодежь хотела узнать о женитьбе или замужестве:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Снежным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Как видим, в балладе отразились народные предания, обычаи, здесь нашли свое отражение и обрядовая песня: гадания, приметы, подблюдные и свадебные песни; и народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок.

Фантастические события, происходящие в поэме, - явление мертвого жениха, путь в его «обитель», оживление мертвеца – отражают борьбу добра и зла. Доброе начало в балладах Жуковского - это высшие силы. В «Светлане» они персонифицированы в образе голубка:

Белоснежный голубок

С светлыми глазами,

Тихо вея, прилетел,

К ней на перси тихо сел,

Обнял их крылами.

«Поэзия ужасного», характерная для многих баллад, связана со злым началом: наводящие ужас пришельцы с того света, мертвецы.

Действие в произведении разворачивается в полночь. Нагнетанию ужаса способствуют традиционные балладные образы: луна, черный ворон, черный гроб, саван.

Любовь в балладе дана в ореоле фантастического и таинственного, она тесно связана с темой искушения, испытания веры. Основным состоянием героини является страх и ужас. Но Светлана демонстрирует неизменность веры:

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель!

И вмешательство добрых сил представляется наградой за верность творцу:

Глядь, Светлана,… О, творец!

Милый друг ее – мертвец!

Ах! … и пробудилась.

Дума, на которую наводит нас баллада – проповедь фатализма:

Лучший друг наш в жизни сей –

Вера в провиденье.

Однако мажорный лад, несвойственный обычно балладе и делающий «Светлану» исключением из правил, утверждает возможность радости и счастья:

Здесь несчастье – лживый сон,

Счастье – пробужденье.

Итак, основой сюжета является мистический сон главной героини - Светланы. И именно в этом заключена особенность композиции баллады. В произведении нам представлена антитеза – противопоставление добрых сил злым, сна – действительности. Причем грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит. Примером тому является предложение подружек, которые просят Светлану загадать «в чистом зеркала стекле». Дале мы видим следующую картину:

Кто-то стукнул, слышит:

Робко в зеркало глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами…

Грань между явью и сном стерта. И этот факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. А появление мертвого жениха приводит в ужас не только героиню.

Однако это оптимистическое произведение, которое стоит особняком в творчестве Жуковского, так как баллада кончается счастливой развязкой; ее фантастика снимается тем, что вмешательство потусторонних сил – явление мертвого жениха – оказывается сном. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он все же создан для счастья:

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана…

Будь вся жизнь ее светла,

Будь веселость, как была,

Дней ее подруга.

Как уже говорилось выше, в балладе «Светлана» отразились народные предания. Поэтому кольцевая рифма произведения, его ритм, легкий и энергичный размер – хорей, музыкальность стиха – все это напоминает песенные мотивы. Еще надо добавить, что баллада «Светлана» появилась во время Отечественной войны 1812 года, и воспринималась она как подлинно народное, русское произведение. Оно вызвало огромный восторг читателей, искавших в поэзии изображение русской национальной жизни.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru


Похожие работы:

  1. • Герои и сюжеты баллады В.А. Жуковского "Светлана"
  2. • Сочинения-2003
  3. • Темы сочинений за курс средней школы 2002-2003 уч. года (11 ...
  4. • Темы сочинений в 2004 году
  5. • Все сочинения по литературе за 9 класс
  6. • Сюжет, герои и проблематика одной из баллад В.А.Жуковского
  7. • Поэзия и жизнь в балладе "Светлана" В. А. Жуковского
  8. • Сопоставительный анализ баллад В.А. Жуковского "Людмила" и ...
  9. • Исследование мировоззрения Василия Жуковского путем ...
  10. • О балладе А.А. Фета "Легенда"
  11. • Идейно-художественное своеобразие баллад В. А. Жуковского
  12. • Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
  13. • Байроновский контекст замысла Жуковского об Агасфере
  14. • Баллады Жуковского
  15. • Художественное время в поэзии В.А. Жуковского
  16. • Лирический герой В. А. Жуковского
  17. • Статья Ю. Лотмана Сватовство, брак, развод
  18. • Жуковский
  19. • Любовь в жизни и творчестве Василия Андреевича Жуковского
Рефетека ру refoteka@gmail.com