1 Основные понятия СНС
1.1 Сущность СНС классификация и группировка
Национальное счетоводство в широком смысле представляет собой всеобъемлющую систему ведения первичного, бухгалтерского учета и статистики, основанную на единстве методологических принципов и завершаемую построением системы национальных счетов. На основе системы показателей СНС отражаются взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями. СНС – своеобразная модель экономики, используемая для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.
Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной вязке этих показателей между собой.
СНС представляет собой систему взаимосвязанных статистических показателей построенной в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны.
СНС наиболее совершенный и распространенный балансовый метод взаимосвязанного комплексного изучения экономических процессов и их результатов. Она основана на единых принципах ведения учета и статистики на всех уровня хозяйствования, в совокупности определяющих национальное счетоводство, и является завершающей его стадией.
В основе национального счетоводства лежит характеристика процессов создания, распределения, перераспределения, и использования дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностью функционирования.
Каждой стадии воспроизводственного цикла производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образование доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию – соответствует счет или группа счетов.
Счета являются счетами потоков то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла – от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и меж отраслевого баланса производства и использования продукции и услуг.
Для экономики в целом предусматривается составление всех счетов. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой – отношения между различными показателями системы.
Кратко рассмотрим основные сводные счета, применяемые в СHС: а) счет продуктов и услуг служит для отображения формирования ресурсов продуктов и услуг за счет их производства и импорта и их использование на конечное потребление, накопление, экспорт; б) в счете производства отражаются операции, относящиеся к процессу производства. При этом производственная деятельность охватывает деятельность предприятия, организаций и отдельных лиц как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг; в) в счете образования доходов отражаются распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства, которые приводят к формированию первичных доходов его участников: оплаты труда, чистых налогов на производство, валовой прибыли предприятий и смешанных доходов населения; г) в счете распределения расходов отражается общая величина доходов, полученных и переданных хозяйственными единицами в результате производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных процессов. В новой СHС ООH этот счет разделен на два счета: присвоения первичных доходов и вторичного распределения дохода; д) в счете использования располагаемого дохода отражаются расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и негосударственных некоммерческих (общественных) организаций, и оставшаяся часть располагаемого дохода, представляющая собой валовое сбережение; е) в счете капитальных затрат показываются формирование ресурсов для капитальных затрат и их использование на накопление основных фондов и материальных оборотных средств, приобретение земли и нематериальных активов. Разница между суммой ресурсов и использования характеризует конечный финансовый результат экономической деятельности в данном периоде.
Внешнеэкономическую деятельность предполагается охватить тремя счетами: текущих операций (движение продуктов, услуг, доходов), капитальных затрат (движение капитала) и финансовым счетом изменение финансовых активов и пассивов.
Счета разрабатываются также по секторам и регионам.
Для каждого сектора внутренней экономики предусматривается полного набора счетов.
Для правильного понимания показателей и особенностей отражения их
взаимосвязей, остановимся на следующих структурных характеристиках СHС: границы производства, разграничение между "внутренней" и
"национальной" экономикой; группировка хозяйствующих объектов и экономических операций.
Итак, границы производства... производственная деятельность включает: а) рыночную деятельность; б) нерыночную деятельность (производство продуктов в хозяйствах населения для собственного потребления, бесплатные услуги гос. учреждений).
В этом понятии не охватывается: а) теневая экономика; б) бесплатные услуги в домашних хозяйствах.
Теневая экономика, в принципе, должна учитываться в СHС, так как в этой сфере производятся продукты, услуги и доходы, участвующие в экономическом обороте. Большинство стран делает поправки к данным, собранным с помощью налоговых деклараций, с учетом сокрытия части доходов. Hо в любом случае уголовно наказуемые деяния не рассматриваются как производственная деятельность (типа наркобизнеса).
Во многих странах производят оценки стоимости домашних услуг, но
показывают их отдельно от основных счетов. Они составляют от 25 до 51%
ВВП, причем эта величина в значительной мере зависит от используемого
метода оценки: метода выпуска (по рыночной цене на аналогичные услуги) или
метода затрат (исходя из оценки затрат времени).
Для разграничения категорий "внутренняя" и "национальная" экономика вводятся понятия "экономическая территория", "резидент" и "центр экономического интереса".
Понятие "экономической территории" отнюдь не совпадает с административно - территориальным делением страны. Это не только территория, административно управляемая правительством, но это также и воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т.д. К экономической территории также относятся и т.н. территориальные анклавы за рубежом, т.е. зоны в других странах, используемые правительством (на основе аренды или частной собственности) для дипломатических, военных, научных или других целей.
Соответственно территориальные анклавы зарубежных государств в данной стране не включаются в общую экономическую территорию.
Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. Под сие понятие не попадают лица, приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и пр. Так же исключаются работники дипломатических представительств и военнослужащие других стран. Резиденты - предприятия данной страны - это экономические единицы, занятые хозяйственной деятельностью на экономической территории данной страны, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы зарубежных фирм и др. Строительные бригады данной страны, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, где расположены строительные предприятия, с которых они были откомандированы.
Hациональная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения. Понятие "внутренняя экономика" учитывает деятельность на территории (административное понятие) как резидентов, так и нерезидентов.
Группировки хозяйствующих субъектов и экономических операций долгое время ограничивались делением хозяйства на отрасли. Сейчас же нужно брать на вооружение и принцип группировки единиц по секторам. Это совсем не значит, что нам стоит вовсе отказаться от отраслевого деления, но крен должен быть в сторону его альтернативы.
Группировка экономики по секторам - центральная в статистической
модели рыночной экономики. Она осуществляется с целью изучения потоков
доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институционой единице.
Последняя представляет собой такую хозяйственную единицу, которая ведет
полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом.
Если хозяйственная единица не обладает обеими характеристиками
институционной единицы, то для идентификации применяют дополнительные
критерии: а) домашние хозяйства не ведут полного набора счетов, но всегда
самостоятельно распоряжаются своими ресурсами, поэтому они считаются
институционными единицами; б) единицы, кроме домашних хозяйств, не ведущие полного набора счетов
(не имеющие самостоятельного баланса), относятся к тем институционным
единицам, куда их счета входят составной частью; в) единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются
юридическими лицами, относятся к тем институционным единицам, которые их
контролируют.
В соответствии с типами экономического поведения институционные единицы объединяются в более укрупненные структуры - секторы: а) нефинансовые предприятия или предприятия по производству товаров; б) финансовые учреждения; в) общегосударственное управление; г) негосударственные некоммерческие организации (общественные организации), обслуживающие домашние хозяйства; д) домашние хозяйства; е) "остальной мир" (этот сектор охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны).
В отличие от группировки хозяйствующих субъектов группировка экономических операций производится на основе единого критерия, т.е. они группируются одинаково и по отраслям и по секторам. Экономические операции агрегируются на три основные группы: а) операции с продуктами и услугами; б) распределительные операции; в) финансовые операции.
Основные счета и показатели СHС. внедряемая в статистическую практику
СHС базируется на международных стандартах по национальному счетоводству
ООH (СHС ООH) и ЕЭС.
Европейская система интегрированных экономических счетов (ЕСИЭС)
основывается на тех же теоретических и методологических принципах, что и
СHС ООH, однако в ряде аспектов можно найти и разницу. Прежде всего - это
сама форма изложения материала. Все понятия и определения в ЕСИЭС
сформулированы более четко. После определения каждого показателя
перечисляются его составные элементы, которые в него входят, но в
отношении, которых у показателя могут возникнуть сомнения.
В СHС ООH и ЕСИЭС группировки по отраслям производятся на основе
разных методик. При группировке по секторам финансовые учреждения в ЕСИЭС
делится на два сектора: "Кредитные учреждения" и "страховые
организации", в то время как в СHС ООH они объединены в один сектор
"Финансовые учреждения".
Более существенны различия в системе счетов: а) в СHС ООH эта система носит более сложный характер; б) в СHС ООH, где на разных уровнях используются различные схемы
счетов, в ЕСИЭС система счетов носит сквозной характер, т.е. схемы счетов,
используемых на разных уровнях, почти одни и те же, что существенно
облегчает их сведение в анализ; в) счета ЕСИЭС являются более дезагpегиpованными по сравнению с СHС
ООH; г) в ЕСИЭС более детально разработана характеристика распределительных
операций, отражающих распределение и перераспределение доходов, а также
финансовых операций; д) ЕСИЭС также обеспечивает дополнительную информацию в отношении
показателей производства, таблиц "затраты - выпуск" В то же время ЕСИЭС
не включает балансовые таблицы активов и пассивов.
Схема взаимосвязей важнейших показателей СHС дается для макpоуpовня и каждого сектора макроэкономики. В этой схеме отсутствует счет продуктов и услуг, так как он не является "сквозным", т.е. не составляется одновременно для национальной экономики в целом и ее отдельных секторов.
Сальдо конечного финансового результата экономической деятельности
(чистые кредиты и чистые долги) в принципе должно равняться сальдо
изменения финансовых активов и пассивов - балансирующему показателю
финансового счета, который характеризует изменение финансовых активов и
пассивов по их видам и позволяет проанализировать структурные изменения в
финансовом состоянии страны или секторе национальной экономики.
1.2 Принципы построения СНС
Основные методологические принципы национального счетоводства позволяют выявить в рамках СНС картину функционирования экономики, характеризовать главный объект исследования – экономический оборот – как в его объективном единстве, так и посредством анализа основных его составляющих и системы экономических связей между ними.
Национальное счетоводство основано на единых принципах; важной
предпосылкой национального счетоводства является наличие системы
взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов СНС.
Классификации всех процессов экономики, экономических операций,
хозяйственных единиц необходимы для того чтобы иметь возможность
количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые
в совокупности представляют собой схему экономического развития.
Основным методологическим приемом является применение к описанию
национальной экономики методов бухгалтерского учета (системы счетов с
прямой корреспонденцией по принципу двойной записи бухгалтерского баланса).
Применение принципа двойной записи к системе народнохозяйственных
показателей придает СНС важное качество – способность количественно
отражать не статистические величины а процесс происходящий в рамках
экономического оборота.
Последовательность распространения СНС определяется стадиями воспроизводственного цикла базой служит хозяйственный кругооборот, обеспечения замкнутости системы на основе жесткой увязки показателей, предполагающих балансовое равенство совокупных доходов и расходов по секторам и народному хозяйству в целом. Логика между национальным счетоводством заключается во первых в том, что весь процесс общественного воспроизводства может быть представлен как совокупность хозяйственных операций экономических агентов; во-вторых, каждая операция отражается на счетах контрагентов как их процессы пополнения ресурсов или их использования.
Счета представляют собой систему именно потому, что они, во первых, связанны между собой; во вторых, ориентированны на достижение единой цели; в-третьих, построенные по единому методологическому принципу; в четвертых, они содержат систему взаимосвязанных показателей исчисленных по единым методологическим основам.
Основные принципы составления национальных счетов следующие:
- Счета имеют форму Т состоят из двух частей разделов. При этом
ресурсы (по составляющим их компонентам) отражаются с правой стороны –
колонка “ресурсы” а их использование отражается в левой части – колонка
“Использование”.
- Счета строятся по принципу бухгалтерского учета что выражается в двойном отражении в СНС каждой операции (или корреспондирующей с ней): в части использования одного счета, в части “Ресурсы” другого счета (что соответствует бухгалтерскому принципу записи операции в дебете одного счета и в кредите другого счета корреспондента). Это обеспечивает дополнительный контроль достоверности отражаемой в счетах информации увязывает счета. При изучении динамики этих показателей необходимо предварительно привести к сопоставимому виду их содержание.
- Каждый счет представляет собой балансовую таблицу в которой
расчетным путем обеспечивается равенство (баланс) между двумя частями:
“Ресурсы” и “Использование”.
- Показатели в счете представляют собой операции. Каждая операция – это стоимостной поток между институциональными единицами. Экономические операции в соответствии с различными стадиями процесс воспроизводства могут быть операциями производственными обменными или операциями потребления и сбережения причем в счетах отражаются не сами процессы потребления или накопления, а приобретение (доходы) с целью потребления или накопления.
- В соответствии с принципом двойной записи принятым в системе, итоги операций на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи которая сама по себе важна в экономическом анализе и служит для перехода к следующему счету. Балансирующие статьи счетов обеспечивающие баланс (равенство) правой и левых частей счета рассчитывается как разность между объемами ресурсов и их использованием.
- Национальные счета строятся в определенной последовательности соответствующей в основном последовательности воспроизводственного цикла.
- Балансирующая статья предыдущего счета, отраженная в разделе
“Использование”, является исходным показателем раздела “Ресурсы”
последующего счета. Этим достигаются увязки счетов между собой и
превращение их в систему.
Балансирующие статьи счетов:
|Счет |Балансирующая статья |
|1. производство |Валовой внутренний продукт. |
|2. Образование доходов |Прибыль или смешанный доход. |
|3. Первичное распределение доходов |Сальдо первичных доходов |
|4. Вторичное распределение доходов. |Располагаемый доход |
|5. Использование доходов. |Сбережение |
- Счета являются регистрацией всех экономических потоков в форме балансов. С их помощью характеризуется деятельность экономических агентов системы по совершению операций. Поэтому вся экономическая деятельность отражается в счетах операций и в счетах агентов. Счета агентов фиксируют деятельность определенной их категории и группирует все виды экономических операций, в которых агенты принимали участие.
- Балансирующие статьи не операции, которые можно наблюдать, а расчетная категория предназначенная не только для обеспечения сбалансированности между объемами ресурсов и их использованием в каждом счете (для арифметического равенства двух частей счета) но и для характеристики результатов соответствующего процесса отражаемого данным счетом, и представляет собой важный макроэкономический показатель экономического развития.
Так, балансирующей статьей счета “производства”, отражающий результат экономической деятельности по производству продуктов и услуг и связанных с ним затрат, является ВВП (а для каждой отрасли экономики ВДС), полученные как разность объема ресурса, отраженных в правой части счета, их использование отраженного в левой части. Балансирующая статья записывается в разделе использование.
Основные методологические принципы национального счетоводства обеспечивает на основе СНС характеристики реальной ситуации в экономики характеристики экономического оборота.
Единство принципов составления всех счетов экономики проявляется в наличии системы взаимосвязанных классификаций и основных структурных элементов СНС: экономических операций, хозяйственных единиц и другое, что обеспечивает сводную количественную характеристику различных экономических процессов, совокупности составляющей экономику в целом.
1.3 Современные проблемы формирования российской СНС.
Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построение цивилизованного рыночного общества – процесс сложный и длительный и неразрывно связан с проблематикой самого различного толка и практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Я буду рассматривать только сферу экономических отношений.
Первым шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС в условиях рыночных методов хозяйствования) должна стать разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства.
В целом основные проблемы формирования СНС в России могут быть сведены к следующим:
1. Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993 г.: трактовка производственной деятельности и определение ее границ; определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);
2. Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);
3. Институциональным (классификация институциональных единиц по функциональному принципу);
4. Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики (когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов), отвечающей потребностям российской специфики хозяйствования, органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели хозяйствования России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);
5. Организационно-правовым (утверждение прав собственности и определение границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком
России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, характеризующей развитие национальной экономики страны в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);
6. Статистическим (актуализация единого государственного регистра предприятий и организаций Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщения и разработки новых источников данных с использованием новых методов, отвечающих требованием построения системы национальных балансов).
Все эти проблемы взаимосвязаны между собой, так как, например, изменение концепции развития национальной экономики предполагает изменение социально-экономической организации общества, механизма функционирования самой хозяйственной системы и так далее.
А теперь можно перейти к более подробному рассмотрению этих проблем.
Концептуальные проблемы
Концептуальные проблемы формирования СНС в в условиях рыночной экономики сводятся к:
1. Определению границ производственной деятельности в условиях рыночной модели хозяйствования;
2. Разработка основных концептуальных положений дальнейшего развития национальной экономики и определению в соответствии с этим состава системы основных показателей социально-экономического развития национальной экономики;
3. Разработке основных принципов формирования российской системы национальных балансов (целостность и сбалансированность в разрезе институциональных секторов экономики в целом по экономики в целом по экономике; обоснованность расчета макроэкономических показателей, обусловленная взаимосвязью показателей и инструментов и параметров государственной социально-экономической политики в разрезе всех ее направлений);
4. Разработке основных принципов функционирования российской системы национальных балансов;
5. Определению основных направлений развития СНС в соответствии с учрежденным вариантом развития национальной экономики в перспективе;
6. Разработка основных принципов формирования сценарных условий прогноза;
7. Разработке основных принципов формирования системы макроэкономических показателей в отчетном и прогнозном периодах, действующих на основе инструментов и параметров различных направлений государственной социально-экономической политики;
8. Разработке основных принципов формирования краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозов с использованием различных направлений государственной социально-экономической политики, их инструментов и параметров;
9. Соответствию концептуальных положений форсирования российской системе национальных счетов основным концепциям СНС ООН 1993 г. в ее общем виде, международным требованиям и стандартам.
Теоретические проблемы
Теоретической основой российской СНС должна стать система взглядов, характерная для будущей рыночной экономики России, построенная на принципах теоретических концепций формирования Российской СНС, механизма ее функционирования и определения границ действия.
Национальные счета имеются почти во всех капиталистических
государствах, но ни в одной стране не существует системы в ее чистом виде.
Причина заключается в самой природе капиталистической экономики, в которой
государственные органы не имеют полного доступа к экономической информации
частных предприятий.
Поэтому СНС капиталистических стран (в частности Франции) ограничивается исследованием экономического равновесия, процесса формирования доходов и условий реализации продукта.
В связи с этим в настоящее время главным содержанием национальных счетов в капиталистических странах (Франция, США, Англия) служат потоки доходов. Другие аспекты экономического анализа, например рассмотрение процесса производства и вытекающих из него межотраслевых производственных связей или финансового оборота, соответствующего движению доходов, или определение богатства нации и его влияния на экономическую жизнь, носят несколько обособленный характер.
Однако несмотря на то, что до настоящего времени в капиталистических странах не существует полностью интегрированной системы народнохозяйственного учета, которая сводила бы воедино все аспекты анализа и прогноза, национальное счетоводство развивается именно в этом направлении.
В России в соответствии со сложившейся практикой статистического учета и прогнозирования, основанной на концепции К. Маркса о производительном и непроизводительном труде, главное внимание всегда уделялось производству, движению материального продукта, показателями межотраслевого баланса (МОБа), а также показателям баланса воспроизводства национального дохода по основным подразделениям экономики, балансов основных фондов и национального богатства.
И это правильно, так как потреблять, накапливать и обменивать можно лишь то, что произведено.
В процессе перехода на новый метод описания экономики частично эти данные были утрачены. Однако, учитывая накопленный опыт за многие годы социалистической системы хозяйствования, было бы неразумно отказаться от этих показателей при формировании российской СНС.
Теоретические проблемы заключаются также в традиционном
макроэкономическом сопоставлении статистических и динамических связей
(отчет и прогнозирование) определенного комплекса экономических показателей
и их взаимосогласованности.
Исходя из вышеизложенного можно заключить, что проблемы теоретического характера в экономике России в целом в настоящее время сводятся к определению и разработке целостной и взаимоувязанной системы макроэкономических балансов, показатели которой рассчитываются на основе инструментов и параметров различных направлений государственной социально- экономической политики, закрепленных в нормативно-правовых актах.
Целостность состоит в разработке балансов, показатели которых дают возможность анализа и предвидения происходящих изменений во всех сферах и институциональных секторах экономики.
Сбалансированность макроэкономических показателей и параметров государственной политики осуществляется как по институциональным секторам экономики, так и в рамках всей экономики в целом достигается на каждом уровне балансировки, соответственно, через использование сквозных показателей системы балансов и через разработку сводного баланса потоков ресурсов.
Обоснованность разработки прогноза макроэкономических показателей системы балансов достигается посредством использования в практических расчетах методологических подходов, позволяющих связать экономику и политику на основе взаимосвязи и взаимовлияния.
Взаимосвязь и взаимовлияние показателей целостной системы балансов обусловлены использованием методологии расчета показателей , опирающейся на нормативно-правовые акты, то есть посредством использования инструментов и параметров различных направлений осуществляемой Правительством государственной политики.
Отсюда следует, что теоретические проблемы формирования СНС, в первую очередь, неразрывно связаны с проблемами концептуального характера, организационно-правовыми проблемами, методологическими и другими.
Статистические проблемы
Переходность форм отношений (специфика форм собственности и их трансформирование), их неустойчивость, появление и функционирование особых переходных экономических форм, являющихся проявлением смешанности старого и нового, а также выражение противоречий с традиционными системными формами, то есть сама система социально-экономических отношений переходного общества, создает определенные сложности органам госстатистики в вопросах формирования корректной информационной базы для построения СНБ по полной схеме и органам прогнозирования для разработки всесторонне обоснованной схемы социально-экономического развития России на перспективу.
Одной из важных проблем, связанных с внедрением СНС в статистическую практику экономических расчетов в России, является перестройка ранее существовавшей системы отчетности и создание на ее базе новой адекватной основным концепциям общей СНС. Это связано с происходящими в стране экономическими реформами и необходимостью обеспечения соответствия между функционировавшей ранее системы статистической информации и охватом статистическим учетом появившихся новых институтов и форм хозяйствования для формирования для формирования качественной информационной базы статистики, в полной мере отвечающей новым требованиям современной экономики.
Существовавшая ранее информационная база государственной статистики
основывалась на системе обязательной статистической отчетности,
организованной как часть административной системы управления экономикой, и
была сосредоточена на производстве и распределении материальных ресурсов.
Финансовый блок и блок показателей счета операций с капиталом и
финансовыми инструментами платежного баланса практически выпадали из поля
зрения органов государственной статистики и прогнозирования в связи с
ограниченной ролью финансовых институтов.
Однако некоторая информация о финансовых операциях имелась в таких разделах БНХ, как сводный финансовый баланс (баланс производства, потребления, перераспределения и конечного использования валового общественного продукта и национального дохода), баланс денежных доходов и расходов населения, и в финансовой статистике.
Быстрые изменения институциональной структуры национального хозяйства, отсутствие надлежащей законодательно-правовой базы статистики, как следствие – значительное изменение масштабов теневой экономики в условиях переходного периода и неспособности прежней статистической системы выполнять новые функции потребовали введения изменений в процедуру охвата и методы сбора внутренних и внешних источников данных.
Логическим продолжением работ по совершенствованию информационной базы статистики является разработка и внедрение ЕГРПО, аккумулирующего информацию обо всех организациях, прошедших государственную регистрацию независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности, а также сведения о местоположении (юридическом и физическом) хозяйственных единиц, отнесении их к определенной отрасли народного хозяйства, численности ППП, показатели валового выпуска, а также ряд учетных данных предприятий, являющихся составной частью более крупных единиц.
Также, в целях управлениями обследованиями, регистр предполагает вести учет о статусе участия предприятия в каждом экономическом обследовании Госкомстата РФ и по необходимости содержать информацию о степени полноты ответов по вопросам обследования.
Сложность состоит в получении необходимой информации для создании
компьютеризированной системы, охватывающей 89 региональных управлений
Госкомстата РФ и согласованного управления всеми субрегистрами.
Кроме того, немаловажное значение имеют проблемы отражения в учете связей головных предприятий с их филиалами, расположенными в различных областях и осуществляющими единую хозяйственную деятельность.
Поэтому для того, чтобы можно было производить региональные обследования без особых трудностей, необходимо иметь и использовать информацию не из общего государственного реестра, а с мест.
Несоответствие общегосударственного и региональных регистров влечет проблемы подготовки вспомогательных данных для СНС в результате возможно дублирование или пропуска данных о предприятиях.
В перспективе предполагается использование государственного регистра как полного, регулярно актуализируемого многоцелевого регистра с разветвленной структурой субрегистров, которая наряду с учетной функцией позволит проводить выборочные обследования, осуществлять накопление и предусмотрение пользователям необходимой информации о деятельности предприятий различных отраслей.
Сегодня в целом разработан весь комплекс организационно- методологических и программно-технологических средств с применением пересмотренных классификаторов технико-экономической и социальной информации, необходимых для ведения ЕГРПО по полной программе.
Внедрение их в промышленную эксплуатацию позволит обеспечить учет всех хозяйствующих субъектов изменений, происходящих в экономике.
Составной частью ЕГРПО является АБК. Он создается для обеспечения
информационно-технологического взаимодействия классификаторов разных
категорий и их ведения на базе информационно вычислительной сети
Госкомстата России, содержащей распределенный автоматизированный банк
классификаторов и территориальные банки для сбора, обработки и хранения
статистических данных.
При переходе на СНС встал вопрос о несоответствии данных существующих
форм отчетности с определениями новой системы, что послужило причиной
разработки и внедрения отечественной системы классификаций и кодирования
(ЕСКК). Данная система является важной составной частью реформирования
российской статистики, так призвана обеспечить сопоставимость и
достоверность данных, осуществлять адаптацию общероссийских классификаторов
к современным условиям и широко использовать международные стандарты в этой
отрасли.
Общероссийские классификаторы разрабатываются на основе уже существующих международных и зарубежных аналогов, а также в соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН.
Прежняя система отчетности состояла из двух потоков информации: бухгалтерской и статистической отчетности.
Бухгалтерские отчетности были специализированны в отраслевом разрезе и предназначались для анализа производственного процесса и результатов деятельности предприятий вышестоящим органам.
Данные этих отчетов, как правило. Привлекались при отсутствии соответствующих данных в статистических отчетах (сельское хозяйство, предприятия транспорта и связи, банки, страховые компании).
Статистические отчеты составлялись предприятиями и организациями на базе бухгалтерских отчетов для удовлетворения потребностей органов государственного управления.
Потребность в получении макроэкономических показателей в соответствии с принципами СНС требует пересмотра прежних форм отчетности, внесения изменений в них, разработки и введения новых, а также проведение обследований.
Однако несовершенство новых форм отчетности в первичном учете некоторых показателей, а также различная интерпретация понятий и их трактовка различными институциональными единицами создают определенные сложности для перехода предприятий и организаций на СНС, что, соответственно, влечет за собой определенные проблемы в части получения требуемой информации Госкомстатом России для формирования информационной базы статистики.
Также в настоящее время органы госстатистики осуществляют переход на проведение переписей и выборочных обследований.
Регулярные выборочные обследования служат основой для введения в учет новых предприятий и дают возможность получения информации о малых неформальных предприятиях, которые не обнаруживаются при использовании административных процедур. Проверки на местах помимо выявления факта существования данных предприятий служат целям определения вида их деятельности и получения соответствующих показателей, характеризующих результаты производственной деятельности.
Использование соотношений для получения статистических данных по всей совокупности предприятий, занятых определенной деятельностью, исходя из выборочных данных облегчается сопоставлением с результатами прежней переписи, принимаемой за базу.
Проблема состоит в трудоемкости проведения переписей на достаточно широком уровне для получения качественных исходных данных СНС ввиду большого объема работы по сбору и редактированию информации от отдельных хозяйственных единиц и в разрезе областей (89) при соблюдении необходимых требований к проверке качества данных.
Поэтому более разумным представляется дополнительное использование вероятностных выборок предприятий, обеспечивающих должный уровень качественных данных в отношении ошибок выборки и регистрации.
2. Методология составления сводных счетов.
2.1 Счет производства.
Методологические принципы построения являются определяющими для всех последующих счетов. Счет производства составляется по отраслям, секторами для экономики в целом с целью характеристики результатов производственной деятельности резидентов.
Схема счета производства по отраслям
|Отрасли | Ресурсы | |
| | |Использование |
| |Выпуск товаров и |Промежуточное |Валовая |
| |услуг |потребление |добавленная |
| | | |стоимость |
|1 | | | |
|2 | | | |
|. | | | |
|. | | | |
|. | | | |
|Итого по отраслям | | | |
Схема счета производства по секторам
|Секторы |Использование |Ресурсы |Секторы |
|… |2 |1 |Итого| |Итого|1 |2 |… |
| |Промежуточное |Выпуск товаров и | |
| |потребление. |услуг | |
| |Валовая | | |
| |добавленная | | |
| |стоимость. | | |
| |Всего |Всего | |
В графе «Ресурсы» счета отрасли или сектора показывает выпуск товаров и услуг в основных ценах, который представляет собой суммарную стоимость всех товаров и услуг, являющихся результатами производственной деятельности хозяйственных единиц-резидентов в течении данного периода.
Выпуск может быть подразделен на рыночный и нерыночный.
В графе «Использование» отражаются промежуточное потребление товаров и услуг и балансирующая статья –валовая добавленная стоимость, которая определяется как разность между выпуском и промежуточным потреблением.
Сводный (консолидированный) счет производства
|Использование |Ресурсы |
|Промежуточное потребление |Выпуск товаров и услуг |
|Валовой внутренний продукт в рыночных |Чистые налоги на продукты и импорт |
|ценах | |
|Всего |Всего |
Графа «Ресурсы» счета производство для экономики (сводного счета) состоит из выпуска товаров и услуг, чистых налогов на продукты и чистых налогов на импорт.
Графа «Использование» сводного счета производства включает промежуточное потребление и балансирующую статью счета – ВВП в рыночных ценах.
Рассмотрим методологию исчисления и показателей счета производства.
Выпуск товаров и услуг охватывает стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности резидентов в течении данного времени, и складывается из выпуска товаров, нерыночных и рыночных услуг.
В объем рыночного производства текущего периода включаются товары и услуги, которые были произведены в этом же периоде и которые
- реализованы по рыночным ценам;
- обменены по бартеру на другие товары и услуги;
- предоставлены работодателями своим работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме;
- оставлены в виде запасов материальных оборотных средств производителем для рыночного использования в последующих периодах;
- переданы внутри предприятия одним заведением другому для производственного использования в текущем или последующих периодах.
Нерыночное производство охватывает произведенные в текущем периоде товары и услуги, которые
- использованы для собственного конечного потребления или накопления основного капитала;
- предоставлены другим институциональным единицам бесплатно или по ценам не влияющими на спрос;
- оставлены в виде запасов материальных оборотных средств производителем для нерыночного использования в последующих периодах.
К ним также относят жилищные услуги, оказанные владельцами домов, квартир для собственного потребления.
Согласно СНС 1993 г. теоретически экономическое производство должно включать также незаконные (нелегальные) виды деятельности (например, производство наркотиков). За границами экономического пространства в СНС остаются услуги, оказываемые домашними хозяйствами для собственного потребления (приготовление пищи, уборка, воспитание детей и т.п.); ремонт жилья, осуществляемый жильцами-квартиросъемщиками. Вместе с тем платные услуги наемной домашней прислуги и услуги по проживанию в собственном жилище относятся к экономическому производству.
Согласно СНС объем рыночного выпуска товаров должен охватывать реализованную продукцию (включая переданную другим заведениям данного предприятия и работникам в качестве натуральной оплаты труда), изменение запасов готовой продукции, полуфабрикатов собственного изготовления и незавершенного производства.
Формула определения рыночного выпуска в развернутом виде может быть представлена следующим образом:
РВ=Р+Б+ОТН+РЗ+(ГП+(НЗП
Где
РВ – рыночный выпуск;
Р – товары и услуги, реализованные по экономически значимым ценам;
Б – товары и услуги, обмениваемые по бартеру на другие товары, услуги или активы;
ОТН – товары и услуги, предоставляемые работодателями своим работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме;
РЗ – товары или услуги переданные одним подразделением (заведением) другому подразделению (заведению) этого же предприятия для производственного использования в том же или последующем периодах;
(ГП – изменение запасов готовой продукции у производителей, предназначенной для рыночного использования;
(НЗП – изменение незавершенного производства.
Выпуск рыночных услуг определяется по величине выручки от их реализации.
Оценка выпуска товаров и оказанных услуг в СНС осуществляется в ценах производителей и в основных ценах. Цена производителя включает налоги на продукты, за исключением НДС и налога на импорт, и не включает субсидии на продукты. Основная цена не включает налоги на продукты, но включает субсидии на продукты.
Взаимосвязь между основной ценой и ценой производителя такова:
ОЦ=ЦП-ДНП+СП
Где
ОЦ – основные цены;
ЦП – цена производителя;
ДНП – другие налги на продукты (налоги на продукты, включенные в цену производителя, т.е. налоги на продукты, за исключением НДС);
СП – субсидии на продукты
Основной принцип оценки рыночного выпуска товаров и оказания услуг состоит в использовании цен, преобладающих в период, к которому относится процесс производства. В тех случаях, когда реализуется продукция, изъятая из запасов, цена ее реализации может значительно отличаться от цен, существовавших в период ее производства, особенно в условиях высоких темпов инфляции. Увеличение стоимости продукции, хранящейся в запасах после того, как она была произведена, не должно включаться в стоимость выпуска. Поэтому изменение запасов незавершенного производства и готовой продукции рекомендуется определять как разность между стоимостью продукции, поступившей в запасы и изъятой из запасов, исходя из цен, действовавших соответственно в момент поступления товаров в запасы или изъятия их из запасов. Соблюдение принципа определения изменения запасов незавершенного производства и готовой продукции позволяет исключить из оценки выпуска товаров и оказания услуг величину изменения стоимости произведенной продукции в результате изменения цен за время нахождения ее в запасах (так называемую холдинговую, инвентарную или инфляционную прибыль).
На практике, как правило, отсутствует информация о поступлениях товаров в запасы и их изъятиях из запасов, поэтому для расчетов используют данные о запасах на начало и конец периода с соответствующими корректировками в случае инфляции.
Увеличение и уменьшение незавершенного производства рассматриваются в счетах, так же как поступление в запасы и изъятие из запасов готовой продукции.
Изменения незавершенного производства должны учитываться в то время, когда они происходят, по основным ценам, преобладающим в данное время.
Произведенная продукция, предназначенная для использования в качестве оплаты труда работников предприятия в натуральной форме, а также для расчетов по бартеру, оценивается по средним рыночным ценам на аналогичную продукцию, существовавшим на момент производства, то есть по ценам, по которым она могла быть продана.
Товары и услуги, предоставленные одним заведением предприятия другому
заведению этого же предприятия, учитываются тогда, когда они предоставлены.
Они должны оцениваться заведением-производителем – по ценам, включающим
основную цену и транспортные расходы.
Выпуск товаров и услуг, предназначенных для собственного конечного использования, должен быть оценен в основных ценах на аналогичные рыночные товары и услуги или по сумме текущих затрат на их производство, то есть по сумме промежуточного потребления, оплаты труда работников, потребления основного капитала и величины чистых налогов, выплаченных во время производства. Общий объем выпуска услуг государственных учреждений и негосударственных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, оценивается по сумме текущих затрат на их производство.
В графе «Использование» счета производства отражается промежуточное
потребление, под которым понимается стоимость в процессе производства
товаров (за исключением основного капитала) и рыночных услуг в течении
данного периода. Промежуточное потребление включает материальные затраты
(товары и материальные услуги), оплату нематериальных услуг,
командировочные расходы в части оплаты жилья и транспортных услуг. Оно не
охватывает потребление основного капитала (амортизацию основных фондов) и
целый ряд расходов, которые в СНС трактуются либо как накопление основного
капитала (например, расходы на строительство и капитальный ремонт зданий и
сооружений), либо как расходы на конечное потребление (например, стоимость
обоев, краски и других материалов для текущего ремонта жилищ), либо как
доходы от собственности (например, арендная плата за пользование землей).
Промежуточное потребление оценивается в ценах покупателя, включающих не
вычитаемый НДС.
Промежуточное потребление товаров должно оцениваться по ценам покупателя, существующих в момент их потребления в процессе производства, а не в момент их приобретения. Оценка товаров, поступающих в промежуточное потребление из запасов по ценам, существовавшим в момент их приобретения, в условиях высоких темпов инфляции может привести к значительному занижению величины промежуточного потребления и соответственно к завышению величины прибыли (на величину изменения стоимости этих товаров в результате изменения цен за время их нахождения в запасах).
Разница между выпуском (В) и промежуточным потреблением (ПП)
называется валовой добавленной стоимостью (ВДС). Она отражается в графе
«Использование» как балансирующая статья счета производства и характеризует
результат деятельности отрасли или сектора
ВДС=В-ПП
ВДС представляет собой стоимость произведенных товаров и услуг за
вычетом стоимости потребленных в процессе производства товаров и услуг,
предоставленными производителями. Сумма стоимостей, добавленных на каждой
стадии производственного процесса по всем отраслям или секторам, является
основным компонентом одного из важнейших макроэкономических показателей СНС
–валового внутреннего продукта (ВВП). ВВП в рыночных ценах является
балансирующей статьей сводного счета производства, составленного для всего
производства в целом.
Основными направлениями анализа показателей счета производства являются исследование пропорций и изучение динамки производства. Данные счета позволяют получить разноаспектную характеристику структуры производства и структурных сдвигов. На основе данных сводного счета производства определяют долю товаров и услуг, рыночного и нерыночного производства, отдельных отраслей и секторов экономики в общем объеме выпуска товаров и услуг и валовом внутреннем продукте. Показатели счета производства дают возможность проанализировать систему налогообложения, выявить налоговую емкость производства на основе сопоставления показателей объема налогов с показателями результатов производства. Данные счета производства позволяют исследовать эффективность производства на основе сопоставления показателей результатов производства с показателями издержек производства, в частности промежуточного потребления.
Привлечение показателей других счетов СНС и других разделов социально- экономической статистики позволяет расширить возможности анализа процесса производства.
Отношение валовой добавленной стоимости и валового внутреннего продукта к затратам труда в отрасли, секторе или экономики в целом характеризует соответственно производительность труда в отраслях и секторах экономики или общественную производительность труда.
В качестве показателей, характеризующих затраты живого труда, могут быть использованы показатели численности занятых в производстве, отработанного времени или оплаты труда (последнее – из счета образования доходов).
Отношение ВВП или ВДС отраслей и секторов экономики к совокупным затратам труда и капитала, выраженным общим объемом промежуточного потребления, потребление основного капитала и затрат живого труда, характеризует объем конечного результата производства, приходящийся на единицу затрат, и представляет собой сводный, обобщающий показатель уровня экономической эффективности производства.
Второе основное направление анализа показателей счета производства – это анализ их динамики, исследование влияния различных факторов на динамику результатов производственной деятельности.
В зависимости от вида связи результативного показателя с определяющими его факторами их влияние исследуется с помощью методов индексного факторного анализа или методов корреляционно-регрессионного анализа.
Различные производственные функции, отражающие зависимость
результативного показателя от производственных факторов, составляют
основной блок эконометрических моделей, используемых для анализа и
прогнозирования развития экономики в целом, ее отдельных отраслей и
секторов. На основе балансирующей статьи сводного счета производства
(валовой внутренний продукт и чистый внутренний продукт)рассчитывают
различные аналитические показатели, например показатель «чистый внутренний
продукт на душу населения», характеризующий уровень жизни населения и
применяемый в межстрановых сравнениях.
2.2 Текущие счета образования, распределения, перераспределения и использование доходов.
Анализ распределительных процессов начинается с составления счета
образования доходов по отраслям, секторам и экономике в целом. Его
назначение заключается в том, чтобы показать, из каких компонентов состоят
ВДС и ВВП, какие расходы, связанны непосредственно с процессом
производства, должны быть возмещены.
Для этих целей из счета производства в графу «Ресурсы» счета
образования доходов переносится ВВП – в счете для экономики в целом или ВДС
– в счете, составленном для отрасли или сектора. В графе «Использование»
этого счета прежде всего показываются расходы, которые несут производители
оплата труда наемных работников, налог на производство и импорт (за вычетом
субсидий на производство и импорт). Эти суммы составляют расходы
производителей и являются вместе с тем доходами соответствующих
институциональных единиц. Балансирующей статьей счета образование доходов
является валовая прибыль (ВП) или валовой смешанный доход (получают мелкие
предприятия, принадлежащие к домашним хозяйствам), полученный
производителями.
Рассмотрим схему счета образования доходов для отрасли или сектора
|Использование |Ресурсы |
|Оплата труда наемных работников |Валовая добавленная стоимость |
|Другие чистые налоги на производство | |
|Валовая прибыль или валовой смешанный | |
|доход | |
|В том числе | |
|Потребление основного капитала | |
|Чистая прибыль или смешанный доход | |
|Всего |Всего |
Валовую прибыль по экономике в целом можно получить путем суммирования валовой прибыли по секторам или по отраслям экономики
ВПэкономики = (ВПсекторов =(ВПотраслей
В счете образования доходов по отраслям или сектору отражаются только другие налоги на производство (за вычетом субсидий), так как именно они являются компонентом ВДС, исчисляемой в основных ценах.
Начисленные страховые взносы в СНС рассматриваются как выплаты осуществляемые работниками из своих доходов и включаются в оплату труда.
Суммируя созданный в процессе производства первичные доходы (оплату труда(ОТ)), чистые налоги на производство и импорт (ЧН), валовую прибыль и валовой смешанный доход (ВП) полученные во всех отраслях и секторах экономики, исчисляют ВВП распределительным методом:
ВВП = ОТ + ЧН + ВП.
Если из валовой прибыли или валового смешанного дохода (ВП) вычесть потребление основного капитала (ПОК), то получим чистую прибыль или чистый смешанный доход (ЧП).
ЧП = ВП - ПОК
Следует отметить, что в счете образования доходов для секторов
«Государственные учреждения» и «Некоммерческие организации», как правило,
нет элемента «Чистая прибыль/Смешанный доход», поскольку продукция этих
секторов не рыночная и оценивается по сумме текущих затрат (включая
потребление основного капитала).
Сводный (консолидированный) счет образования доходов составляется по экономике в целом. В графу «Ресурсы» счета переносится показатель ВВП и счета производства, а в графе «Использование» отражаются чистые налоги на производство и импорт, поскольку они являются составной частью ВВП
Схема сводного (консолидированного) счета образования доходов:
|Использование |Ресурсы |
|Оплата труда наемных работников |Валовой внутренний продукт |
|Чистые налоги на производство и импорт| |
| | |
|В том числе: | |
|чистые налоги на продукты и импорт | |
|другие чистые налоги | |
|Валовая прибыль и валовые смешанные | |
|доходы | |
|В том числе: | |
|Потребление основного капитала | |
|чистая прибыль и чистые смешанные | |
|доходы | |
|Всего |Всего |
Можно выделить два основных направления анализа показателя счета образования доходов: структурный анализ и исследования динамики показателей счета.
Определение доли в общем объеме ВВП оплаты труда наемных работников, выплаченных чистых налогов прибыли и смешанных доходов позволяет проанализировать структуру ВВП по факторным доходам, исследовать процесс формирования прибыли, государственную налоговую политику.
Показатели сводного счета образования доходов дают возможность
получить оценку зарплатоемкости ВВП на основе сопоставления оплата труда и
ВВП.
Самостоятельное направление анализа может составить исследование структуры доходов по труду: определение доли выплат в денежной и натуральных формах, оплаты труда наемных работников, доли оплаты труда различных категорий работников, соотношение заработной платы руководителей предприятий и других категорий работников.
Анализ показателей счета образование доходов по секторам и отраслям экономики позволяет определить отраслевую и секторную структуры общего объема доходов от производственной деятельности, проанализировать соотношение доли отдельных отраслей и секторов экономики в общей сумме ВДС и оплаты труда.
Отраслевые счета образования доходов дает возможность сопоставить
объемы доходов от производственной деятельности в различных отраслях,
проанализировать отраслевые различия оплаты труда, сравнить зарплатоемкость
ВДС в различных отраслях (на основе сопоставления оплаты труда и ВДС).
Особое направление исследования составляет анализ основных показателей счета образования доходов в расчете на одного занятого и одного жителя страны.
Анализ динамики показателей счета дает возможность выявить основные тенденции в распределительных процессах, определить структурные сдвиги в распределении доходов, исследовать изменение во времени эффективности использования живого труда (на основе анализа соотношения темпов роста ВДС или ВВП и оплаты труда), изучить отраслевые особенности динамики оплаты труда и соотношение темпов роста оплаты труда и прибыли, а также решить многие другие аналитические задачи.
Анализ распределительных операций продолжается в счете распределение первичных доходов, в котором показывается, как доходы, образовавшиеся на стадии производства, распределяются среди их получателей.
Счет распределения первичных доходов составляется для секторов и экономики в целом.
Схема счета распределения первичных доходов для сектора:
|Секторы |Использование |Ресурсы |Секторы |
|… |1 |2 | | |1 |2 |… |
| | | |Доходы от |Валовая прибыль и | | | |
| | | |собственности(пере|валовой смешанный | | | |
| | | |данные) |доход | | | |
| | | |Счет валовых |Оплата труда | | | |
| | | |первичных доходов |наемных работников| | | |
| | | | | | | | |
| | | | |Налоги (минус | | | |
| | | | |субсидии) на | | | |
| | | | |производство и | | | |
| | | | |импорт. Доходы от | | | |
| | | | |собственности | | | |
| | | | |полученные | | | |
| | | | Всего |Всего | | | |
В графу «Ресурсы» данного счета и с предыдущего счета переносится его балансирующая статья «валовая прибыль и Валовой смешанный доход» для соответствующих секторов». Однако не вся полученная прибыль (Доход) остается в распоряжении производителей последние должны произвести отчисления от прибыли (дохода) за использование заемных активов в процессе производства в пользу собственников этих активов. Эти выплаты в СНС рассматриваются как доходы от собственности (выплаченные или полученные). В графе «Использование» показывает доходы от собственности, выплаченные соответствующими секторами: дивиденды по акциям, проценты по вкладам, займам и кредитам, рента за пользование землей, плата за разработку запасов полезных ископаемых лесных и рыбных угодий, плата за использование авторских прав, патентов и другое.
Одновременно в ресурсной части эти же доходы от собственности
показываются как полученные хозяйственными единицами соответствующих
секторов. Например, проценты, уплачиваемые банком, будут показаны в графе
использование по всем секторам, кроме сектора «Финансовые учреждения», а в
правой, ресурсной, части общий итог уплаченных процентов всеми секторами
будет указан в виде доходов от собственности полученных одним сектором
«Финансовые учреждения».
В предыдущем счете оплата труда была показана в графе использование
как сумма, начисленная наемным работникам. В счете распределение первичных
доходов она отражается в ресурсной части как сумма, получаемая сектором
«Домашнее хозяйство».
Налоги на производство и импорт в предыдущем счете в графе использование показаны как суммы, начисленные хозяйствующими субъектами, а в счете первичного распределения доходов они отражаются как доходы полученные сектором «Государственные учреждения».
Таким образом, для каждого сектора в этом счете будут отражаться свои показатели. Так, для сектора «Государственные учреждения» в графе «Ресурсы» показываются полученные доходы от собственности налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий), прибыль, а в графе «Использование» – выплачиваемые доходы от собственности.
Для секторов «Нефинансовые предприятия» и «Финансовые учреждения» в
графе «Ресурсы» не будет записей об оплате труда и налогах. У сектор
«Домашнее хозяйства» ресурсы формируются в виде смешанного дохода, оплаты
труда, доходов от собственности.
Балансирующая статья счета первичного распределения доходов – сальдо первичных валовых доходов, которая показывает сумму первичных доходов остающихся у каждого сектора осле того. Как учтены все затраты, связанные с производством.
Если это счет распределения первичных доходов рассматривают на уровне экономики в целом, то в графах ресурсы и использование найдут отражение только первичные доходы полученные из-за границы (от «Остального мира») и переданные «остальному миру». В этом случае в сводном счете должны быть отражены пе5рвичные доходы, полученные резидентами страны из-за границы:
- оплата труда работников-резидентов хозяйственными единицами- нерезидентами;
- налоги на производство, уплаченные государству хозяйственными единицами-нерезидентами;
- доходы от собственности полученные от «остального мира»
(поступление процентов по кредитам, предоставленным резидентами страны, правительствами иностранных государств, иностранным банкам, иностранным фирмам; дивиденды и другие доходы получаемые из-за границы резидентами за участие в акционерном капитале; реинвестируемые доходы предприятий прямого иностранного инвестирования; доходы, вмененные держателям страховых полисов и другое).
Точно также в консолидированном счете должны найти отражение
аналогичные первичные доходы переданные резидентами нашей страны
«остальному миру». Статьи доходов полученных от нерезидентов и переданных
нерезидентом, переносится из счета текущих операций остального мира.
Разность между первичными доходами, полученными резидентами данной страны
от резидентов, и первичными доходами, выплаченными нерезидентам, называется
сальдо первичных доходов, полученных от «остального мира».
Балансирующая статья сводного счета распределения первичных доходов
(сальдо первичных доходов) представляет валовой национальный доход (ВНД). В
СНС 1968 года этот показатель назывался валовым национальным продуктом
(ВНП).
ВНД(ВНП) = ВВП + Сальдо первичных доходов, полученных от «остального мира»
Чистый национальный доход (ЧНД), по концепции СНС, характеризует чистый доход общества, полученный за год. Он равен ВНД за вычетом потребления основного капитала (А).
ЧНД = ВНД – А
Основными направлениями анализа счета распределения первичных доходов являются:
- анализ структуры ВНД по видам первичных доходов, по секторам – получателям первичных доходов;
- анализ по секторальным счетам особенностей структуры первичных доходов, полученных отдельными секторами экономики (по видам первичных доходов и категориям их получателей);
- анализ соотношения ВНД, измеряющего поток первичных доходов, полученных резидентами, и ВВП, измеряющего поток товаров и услуг, произведенных резидентами (то есть сравнение балансирующей статьи свободного счета производства и счета распределения первичных доходов);
- сравнение первичных доходов, полученных сектором экономики, с его вкладом в создание ВВП, то есть валовой добавленной стоимостью, созданная сектором;
- анализ динамики показателей счета (в номинальном и реальном выражениях), определение тенденции в изменении объема и структуры первичных доходов, полученных резидентами.
Первичные доходы (оплата труда, прибыль, смешанный доход, налоги на производство и импорт, доходы от собственности) рассматриваются в СНС как доходы, полученные институциональными единицами в качестве вознаграждения за их участие в процессе производства. В результате дальнейшего распределения полученных доходов формируются располагаемые (конечные) доходы.
Важной группой перераспределительных операций являются трансферты, то
есть передача доходов как в денежной так и в натуральной форме одной
институциональной единицей другой на безвозмездной основе. При трансферте
происходит движение активов, товаров и услуг только в одном направлении.
Примерами трансфертов являются налоги, выплаты из бюджета (пособия, пенсии,
стипендии), пожертвования, добровольные взносы, гуманитарная помощь,
подарки и тому подобное.
Текущие трансферты показываются в счете перераспределения доходов
(вторичное распределение доходов), капитальные трансферты – в счете
операций с капиталом.
Для отражения перераспределительных операций составляется счет вторичного распределения доходов (для секторов на уровне экономики в целом).
Схема счета вторичного распределения доходов для секторов имеет вид:
|Использование |Ресурсы |
|Текущие трансферты, переданные |Сальдо валовых первичных доходов |
|хозяйственными единицами |Текущие трансферты. полученные |
|Валовой располагаемой |хозяйственными единицами |
|Всего |Всего |
В данном счете отражаются текущие трансферты, передаваемые от одного сектора экономики другому. Например, фактические отчисления на социальное страхование показанные в счетах образования и распределения первичных доходов в составе стать «Оплата труда», рассматриваются как трансферты, передаваемые организациям социального страхования домашними хозяйствованиями (работниками) для последующих выплат им пенсий по старости и других пособий.
Условно исчисленные отчисления на социальное страхование отражающиеся на счетах образования доходов и распределение первичных доходов как компонент оплаты труда наемных работников, в счете вторичного распределения доходов показываются как отчисления в условные фонды социального страхования нефинансовым предприятиям или финансовым учреждениям и как выплаты социальных пособий из этих условных фондов домашним хозяйствам.
Балансирующей статьей данного счета (для сектора) является валовой располагаемый доход (ВРД) (сальдо первичных доходов сектора плюс сальдо текущих трансфертов, полученных сектором в результате перераспределительных операций). ВРД – это конечный доход, которым располагают хозяйственные единицы для использования на цели финансирования своего конечного потребления и сбережения (без уменьшения своих наличных денег, ликвидации активов или увеличения пассивов).
В сводном счете вторичного распределения доходов на уровни экономики в целом в графе «Ресурсы» отражаются валовой национальный доход, текущие трансферты, полученные от «остального мира», а в графе «Использование» – текущие трансферты, переданные «остальному миру». Балансирующей статьей является валовой национальный располагаемы доход (ВНРД).
ВНРД связан с ВНД (ВНП) следующим соотношением:
ВНРД = ВНД + Сальдо текущих трансфертов полученных от «остального мира».
Данные счета вторичного распределения доходов позволяют определить совокупный платежеспособный спрос на товары и услуги, потребительский потенциал рынка, его емкость.
Показатели располагаемых доходов в расчете на душу населения является наиболее общим показателем уровня жизни населения. В анализе динамики уровня жизни населения используют показатели располагаемых доходов в номинальном и реальном выражениях.
Располагаемый доход может быть использован либо для конечного потребления, либо для сбережения. Под конечным потреблением понимаются расходы институциональных единиц на товары и услуги для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Сбережения как категория СНС подразумевают вложение полученных доходов в капитальное строительство, приобретение основных фондов, материальных оборотных средств, нематериальных активов и ценностей (ювелирных изделий, антиквариата, и как способ защиты от инфляции).
Счет использования располагаемого дохода показывает, как валовой располагаемый доход (ВРД) используется на конечное потребление и валовое сбережение.
Схема счета использования валового располагаемого дохода для секторов:
|Использование |Ресурсы |
|Расходы на конечное потребление |Валовой располагаемый доход |
|в том числе: | |
|домашними хозяйствами | |
|государственными учреждениями | |
|некоммерческими организациями, | |
|обслуживающими домашнее хозяйство | |
|Всего |Всего |
ВРД в графу «Ресурсы» переносится из предыдущего счета вторичного
распределения доходов. В графе «Использование» расходы на конечное
потребление отражаются в группировке по трем секторам, фактически их
финансирующим. В счете для домашних хозяйств (резидентов, находящихся как
на экономической территории страны, так и за рубежом) суммируются расходы
на приобретение потребительских товаров и услуг за счет личных средств и
поступления товаров и услуг в качестве личных доходов в нетоварной форме
(например, стоимость бесплатных услуг ведомственных больниц, домов отдыха и
так далее, предоставляемых своим работникам предприятиями; социальные
пособия в натуральной форме). Не относятся к конечному потреблению домашних
хозяйств расходы на покупку жилья, товаров и услуг для производственных
целей.
Расхода на конечное потребление государственных учреждений – это текущие расходы (включая износ основных фондов) государственных учреждений, оказывающих бесплатные услуги населению, а также учреждений управления, финансов и науки.
Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обсуживающих домашние хозяйства, определяются также в размере их текущих затрат (включая износ основных фондов).
Разность между ВРД и расходами на конечное потребление является балансирующей статьей счета и называется валовым сбережением (на уровне экономики – валовым национальным сбережением).
Следует различать показатель расходов на конечное потребление и показатель фактического конечного потребления, который также исчисляется в рамках СНС и характеризует стоимость фактически потребленных товаров и услуг независимо от источника финансирования.
Фактическое конечное национальное потребление складывается из:
- фактического конечного потребления домашних хозяйств;
-фактического конечного потребления государственных учреждений.
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств представляет собой стоимость товаров и услуг, приобретенных ими для индивидуального потребления за счет их текущих расходов, а также полученных в виде трансфертов в натуральной форме от государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Фактическое конечное потребление государственных учреждений – это стоимость услуг, удовлетворяющих коллективные потребности. Сумма расходов на конечное потребление в целом по экономике равна фактическому конечному национальному потреблению.
Основным направлением анализом счетов использования доходов является изучение структуры располагаемого дохода по направлениям, или формам использования. Счета позволяют проанализировать важнейшую народнохозяйственную пропорцию между конечным потреблением и сбережением и тенденции в ее изменении.
Данные счетов использования доходов дают возможность исследовать зависимость потребления и сбережения от дохода и других факторов, рассчитать показатели, характеризующие среднюю и предельную склонность к потреблению и сбережению. Анализ структуры расходов домашних хозяйств на конечное потребление позволяет сделать вывод об уровне жизни населения. В частности в качестве показателя уровня благосостояния используется показатель доли расходов на питание: чем доля ниже, тем выше уровень жизни населения. Этот показатель применяют в межстрановых сопоставлениях уровня жизни населения.
Самостоятельное направление анализа составляет исследование влияния различных факторов на структуру конечного потребления, в частности, может быть изучена влияние инфляции на структурные сдвиги в расходах домашних хозяйств на конечное потребление. Анализ динамики конечного потребления во многих случаях предполагает переоценку этого показателя в сопоставимые цены.
2.3 Счет товаров и услуг, баланс активов и пассивов.
Счет товаров и услуг в этом счете показывается формирование ресурсов товаров и услуг в экономике в целом за счет их производства и импорта, а также использования товаров и услуг на цели промежуточного потребления, конечного потребления, накопления и экспорта. Этот счет балансируется по определению:
|Использование |Ресурсы |
|Промежуточное потребление |Выпуск товаров и услуг |
|Расходы наконечное потребление |Импорт товаров и услуг |
|Валовое накопление основного капитала |Чистые налоги на продукты |
|Изменение запасов материальных |Чистые налоги на импорт |
|оборотных средств | |
|Экспорт товаров и услуг | |
|Статистическое расхождение | |
|Всего |Всего |
Данные для этого счета собираются из всех других счетов. Так, из
счета производства переносятся данные о выпуске товаров и услуг.
Промежуточном потреблении, налогах на продукты и импорт. Из счета
использования доходов – конечное потребление; из счета операций с капиталом
– валовое накопление основного капитала, изменение запасов оборотных
средств; из внешнеэкономического счета товаров и услуг – экспорт и импорт
товаров и услуг.
Сравнивая итоги двух разделов счета, определяют погрешность в расчетах, то есть статистическое расхождение. Оно практически всегда и везде имеет место в связи с отсутствием полной информации. Чем меньше статистическая погрешность тем выше качество расчетов. Если погрешность составляет до пяти процентов от ВВП, то такая погрешность считается допустимой.
На основе счета товаров и услуг может быть исчислен ВВП методом конечного использования как сумма следующих статей: расходов на конечное потребление, валового накопления основного капитала, изменения запасов материальных оборотных средств и сальдо внешнеторгового оборота (экспорт – импорт товаров и услуг).
Баланс активов и пассивов.
Для каждого из секторов и экономике в целом составляются балансы активов и пассивов.
Схема баланса активов и пассивов на начало (конец) периода:
|Активы |Обязательства и чиста стоимость |
| |капитала |
|Не финансовые активы |Финансовые обязательства |
|В том числе: |Чистая стоимость собственного капитала|
|произведенные активы | |
|не произведенные активы | |
|Финансовые активы | |
В балансе активов и пассивов отражается стоимость экономических
активов, находящихся в собственности институциональных единиц, и их
финансовых обязательств на определенный момент времени (на начало и на
конец периода), на правой стороне баланса показывается балансирующая статья
«чистая стоимость собственного капитала», которая определяется как разность
между стоимостью активов и обязательств. Этот показатель характеризует
стоимость имущества институционального сектора или национального богатства
страны на определенный момент.
Изменения стоимости активов обязательств и собственного капитала являются результатом экономических операций или явлений не относящихся к экономическим операциям.
Связь между показателями стоимости активов на начало и конец периода и показателями изменений стоимости активов в течении периода, как являющихся так и не являющихся результатом экономических операций (которые отражаются в счетах накопления), можно представить следующим образом.
Анп + Ап – Ав + Ад + ХП = Акп,
Где:
Анп – стоимость активов на начало периода;
Ап – стоимость приобретенных активов;
Ав – стоимость выбывших активов;
Ад – изменение стоимости активов связанные с другими изменениями в их объеме;
ХП – холдинговая прибыль;
Акп – стоимость активов на конец периода.
Аналогичные взаимосвязи существуют для показателей финансовых обязательств и чистой стоимости собственного капитала.
3. Основные направления анализа СНС
3.1 аналитические возможности СНС
Анализ – заключительный этап всякого статистического исследования.
Анализ развития экономики, как правило, проводится с целью выявления
основных взаимосвязей и пропорций общественного производства; степени
влияния отдельных факторов на результаты экономической деятельности;
получения теоретических выводов; образования целесообразности и направлений
дальнейшего совершенствования используемой статистической методологии;
формулировки практических выводах об основных тенденциях развития социально-
экономических процессов и их эффективности.
Анализ обобщающих экономических показателей и их взаимосвязи в динамике позволяет оценить правильность проводимой экономической политики и принять своевременные меры для корректировки экономической деятельности и внешнеэкономических связей.
СНС по праву считается главной информационной системой мира. Ее разработка сопровождается огромными затратами труда и средств; без анализа полученной информации эффект всей предшествующей статистической работы в значительной степени утрачивается.
Национальные счета – один из наиболее совершенных и распространенных в мировой практике балансовых методов взаимосвязанной статистической характеристики развития экономики и ее результатов. СНС отражает результаты производства товаров и услуг, источники формирования доходов от всех видов экономической деятельности, вклад каждой институционной единицы, каждого сектора экономики и отрасли в их создание и участие в их распределении и использовании, а также в накоплении национального богатства.
Наличие в СНС огромного объема взаимосвязанной информации о разных стадиях воспроизводственного цикла обеспечивает комплексность анализа, его глубину и многоаспектность.
В литературе о национальном счетоводстве, как правило, особо подчеркивается аналитический, прикладной характер СНС. Это качество явилось в определенной степени следствием самого процесса формирования СНС как результата развития теории макроэкономического анализа применительно к требованиям экономической политики.
Не случайно в определениях СНС подчеркиваются ее целостность и комплексность, отмечается, что СНС – это «способ описания… основных экономических явлений, которые составляют и характеризуют экономическую и финансовую жизнь нации в течении некоторого периода.
Следует отметить, что статистический анализ СНС должен проводиться при соблюдении определенных принципов. К таким принципам относятся: четкость в определении целей и задач анализа, методологическая сопоставимость показателей; логическая взаимосвязь между показателями в системе, характеризующими объект или процесс; комплексность и полнота их статистической характеристики. Соблюдение данных принципов наряду с применением методов статистического анализа обеспечивает достижение целей исследования субъектов и процессов экономики в соответствии с международной методологией учета и статистики.
3.2 Направления анализа показателей отдельных счетов.
Счет производства: Этот счет лежит в основе всех других счетов и имеет большую аналитическую ценность. Он дает возможность проанализировать объем и структуру валового выпуска по нескольким направлениям. Во-первых, позволяет определить долю продуктов и материальных услуг и долю нематериальных услуг в общем объеме валового выпуска и валового внутреннего продукта всей экономики, что дает возможность судить о развитии сфер деятельности. Во-вторых, предоставляет возможность исчислит долю валового выпуска и валовой добавленной стоимости отдельных секторов и отраслей в общем валовом выпуске продуктов и услуг; выявить их натурально-вещественную и стоимостную структуру с целью оценки доли затрат живого и овеществленного труда на производство продукции отрасли, сектора, страны в целом, а также на производство различного вида услуг.
Для углубления анализа целесообразно сопоставить показатель валового
выпуска с другими показателями счета производства. Удельный вес добавленной
стоимости в валовом выпуске дает представление о результативности
производства отдельных отраслей и секторов экономики. самостоятельный
интерес для анализа представляет показатель «промежуточное потребление»
(ПП), на основании которого можно проанализировать материалоемкость
производства продуктов и услуг отдельных секторов и отраслей экономики (как
отношение промежуточного потребления к валовому выпуску), а также структуру
промежуточного потребления – удельный вес в ПП стоимости использованных в
текущем производственном процессе продуктов и материальных услуг (покупных
и собственного производства), оплаты нематериальных услуг; проанализировать
дополнительные расходы, связанные с обеспечением потребностей текущего
производства (командировочные, расходы на спецодежду, на приобретение
инструмента, на обучение работников и тому подобное), расходы
домовладельцев на текущий ремонт дома и другое. Это облегчит поиск резервов
снижения материалоемкости.
Важным направлением анализа этого счета является анализ использования средств производства в процессе создания продукта и определение доли затрат живого труда, что важно с точки зрения поиска резервов снижения затрат на производство. Целесообразно выявить долю продукции и услуг, использованных на промежуточное потребление, долю амортизации и долю добавленной стоимости в валовом выпуске и проследить изменение их в динамике.
На основе балансирующих статей счетов производства отраслей и секторов экономики определяют их вклад в конечные народнохозяйственные результаты и структуру ВВП.
Объем налогов в сопоставлении с валовой добавленной стоимостью позволяет определить, сколько на каждую единицу конечного результата уплачено налогов. Анализ показателей налогов позволяет получить информацию о налоговой системе: о видах, источниках поступлений налогов и сделать вывод о том, на кого возложено основное налоговое бремя. Привлечение данных других счетов системы позволит расширить возможности анализа процесса производства.
Счет образования доходов: Этот счет дополняет информацию счета
«производства»; он дает возможность проанализировать уровень оплаты труда
по отраслям экономики. данные этого счета позволяют увязать доходы от
производственной деятельности с достигнутыми результатами деятельности по
секторам и отраслям; на основе привлечения данных о численности занятых
рассчитать показатели доходов на одного занятого; сопоставить объемы
доходов от производственной деятельности различных отраслей и секторов;
получить сравнительную оценку зарплатоемкости отдельных отраслей на основе
сопоставления оплаты труда и ВДС.
В этом счете ВВП (годовой результат затрат труда) в совокупности с
объемом субсидий рассматривается как источник формирования доходов.
Представляют интерес сравнительный анализ структуры ресурсов этого счета в
разрезе отраслей и секторов, выявление тех институционных единиц, субсидии
которых играют наибольшую роль в формировании объема ресурсов этого счета.
Аналогичное направление анализа налогов дополнит картину формирования
валовой прибыли.
Анализ информации о выплаченных в процессе производства налогах в отдельных отраслях и секторах по экономике в целом дает возможность определить их удельный вес в общем объеме использованных доходов. Органы управления получают возможность проанализировать свою налоговую политику по отношению к отдельным институционным единицам, секторам и отраслям.
Основу информации этого счета исходя из его назначения, составляют показатели объема доходов по труду и их структуры. Основная задача счета образования доходов – показать на первом этапе формирование доходов по результатам производства: оплату труда наемных работников, выплату налогов на производство и импорт, образование валовой прибыли (смешанного дохода).
Анализ структуры счета образования доходов позволяет выявить
изменение доли валовой прибыли в ВВП за счет изменения налогообложения и
за счет изменения оплаты труда. Информация этого счета позволяет рассчитать
показатели емкости ВВП по отдельным компонентам. Например, какой объем на
единицу ВВП составляет оплата труда наемных работников (зарплатоотдача).
Обратный показатель отражает объем ВВП, приходящийся на один рубль оплаты
труда (зарплатоемкость).
Целесообразно проанализировать сравнительные темпы роста среднемесячной заработной платы в отраслях народного хозяйства. Она определяется делением начисленного фонда оплаты труда, включающего вознаграждения по итогам работы за год и единовременные поощрения, на среднегодовую численность рабочих и служащих.
Особым направлением анализа счета образования доходов может быть анализ основных показателей счета на одного занятого в народном хозяйстве и на одного жителя страны. Как известно, процесс падения валового внутреннего продукта был вызван снижением объема производства практически во всех отраслях. Это повлекло за собой сокращение численности занятых в народном хозяйстве. Поэтому важно уточнить, как сокращение численности занятых повлияло на динамику основных показателей счета, а в конечном итоге на ВВП в расчете на одного занятого – производительность общественного труда.
Сравнение темпов роста производительности труда и оплаты труда на одного работающего является одним из показателей экономической эффективности производства. Его анализ покажет, как в целом за период было выдержанно соотношение между производительностью труда и оплатой труда одного занятого.
Следующим направлением анализа является анализ формирования доходов по отраслям народного хозяйства. СНС располагает информацией о подробной структуре формирования первичных доходов по отраслям: удельном весе чистых налогов на импорт и на продукты.
Интересно проанализировать соотношение между удельном весе ВДС и оплаты труда разных отраслей в общей сумме, то есть выявить отрасли, в которых доля в оплате труда ниже, чем вклад в ВДС, и отрасли, доля которых выше, чем вклад в ВДС.
Следует осуществить и анализ соотношения налогов и субсидий в счете образования доходов.
Счет распределения доходов: эти счета могут послужить источником информации о налогах и налоговом бремени секторов и отраслей экономики. на их основании можно сравнивать объемы выплаченных налогов отдельными институциональными единицами, увязать все показатели доходов и сальдо первичных доходов, найти долю доходов от труда , капитала и смешанных доходов в располагаемом доходе. Органы государственного управления получают в данном случае возможность анализа своей налоговой политики: насколько оптимально налоговые платежи распределены между секторами, как они увязаны с их доходами и вкладом в экономику. Анализ показателей счета распределения доходов дает возможность оценить участие хозяйственных единиц в получении и передаче доходов в результате производственной деятельности, от собственности, а также в процессе перераспределения доходов; структуру первичных доходов по источникам формирования, формирование располагаемого дохода, имеющего самостоятельное значение в экономическом анализе. Этот счет позволяет проанализировать потоки доходов: прибыли, смешанного дохода, доходов, полученных в порядке оплаты труда; определить структуру доходов, например, выявить удельный вес доходов от собственности и увязать их с процессом приватизации; выявить норму налогов на доходы и имущество по отраслям и секторам экономики.
Анализ счетов распределения, охватывающих первичное и вторичное
распределение, дает информацию органам и лицам, занимающимся так называемой
фискальной политикой (то есть проверкой правильности уплаты налогов с
доходов), что весьма актуально, так как по подсчетам отдельных специалистов
около 50% всех доходов России на этом этапе ее развития укрывается от
налогов. Эти счета позволяют проанализировать степень охвата налоговым
обложением секторов или провести анализ по определенному типу налога
(например, налога на добавленную стоимость или подоходного налога).
Счет операций с капиталом: содержит информацию по капиталовложениям и показывает, какие секторы имеют сбережения и какие предпринимают новые капиталовложения. Эта информация очень важна для исследований, связанных с инвестиционной политикой.
Особенность национального счетоводства состоит в том, что для углубленного анализа и использования информации СНС для оценки деятельности секторов и отраслей экономики может быть дезагрегировано содержание всех счетов, а макроэкономические показатели разложены на их составляющие.
Основным направлением анализа СНС является их увязка с показателями бухгалтерского и банковского учета, что требует дезагрегирования макроэкономических показателей и разработки специальных направлений анализа секторальных счетов.