В в е д е н и е
Современный человек в сложном, противоречивом обществе
сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и
принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно
ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку
ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека
– это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения
окружающего его мира людей, их поведения.
Человек – весьма сложное существо, которое помимо особых, имеет и свойства, объединяющие его с остальными существами. Так, человек есть существо биологическое и подчиняется законам природы. Как биологическое существо, он есть результат длительной эволюции и имеет ряд определенных характеристик, а также способность приспосабливаться к различным ситуациям, чтобы сохраниться как вид. Но человек есть существо, наделенное психикой. Его психические свойства и его жизнь есть результат биопсихологической эволюции, в которой значительное место занимает трудовая деятельность. Наконец, человек есть общественное существо, сформировавшееся в ходе общественного развития.
Социология исходит из того, что человек есть природное существо, но не просто природное, а человеческое природное существо, и что человеческую природу нельзя объяснить лишь натуралистически, ибо человек не только является продуктом общественно-исторического развития, но и сам создает общество посредством отношений, в которые он вступает.
Социология, стремясь объяснить человеческое общество как особую часть природы, возникшую в результате взаимодействия людей, пытаясь дать социологическое понятие человека, открывает и указывает прежде всего на те особенности человека, которые делают его человеком, которые являются сущностными и из которых проистекают все остальные его особенности. Исходя из понимания человека как существа практического такими его особенностями являются: творчество, свобода и социальность.
Творчество – характерный признак человека. Посредством его
человек производит нечто, до сих пор не существовавшее, реализуя свой
предварительный замысел. Творчество выступает субъективным актом, в котором
субъект опромедчивает себя в процессе созидания. По сути в процессе
творчества, созидания, человек превращает мир ценностей в мир реальности.
Поэтому человек есть не только существо, которое мыслит, но и существо,
которое творит.
Свобода как существенное свойство человека неотделима от
творчества. Ибо проявить и реализовать себя в творчестве может лишь
свободный субъект, так же как и свобода заключается в возможности
творчества. Свобода состоит в выборе между двумя несколькими возможностями.
Однако необходимо отличать психологическую сторону выбора от его духовной
стороны, т.е. от выбора, в котором человек проявляет себя как существо,
которое создает духовные творения и совершает выбор не только на основе
психологической свободы, но и на основе и под влиянием создаваемых им
духовных творений.
Социальность является тем свойством человека, которое имеет наибольшее значение для социологии.Человек неизбежно тяготеет к обществу, поскольку он не может проявить и реализовать себя без другого человека. По сути человеку необходимо общество других людей, чтобы проявить себя человеком. Точно также все свойства человека направлены на других людей и существуют потому, что существуют другие люди. В то же время социология, изучая социальность человека, присущую человеческой природе и созданную в обществе, не имеет права забывать о самосознании человека, его свободе и творчестве.
Кроме перечисленных, существует еще целый ряд свойств человека, характеризующих его как существо своеобразное. Наиболее значительными из этих свойств являются способность человека к использованию знаков и коммуникации (при помощи знаков, а прежде всего – при помощи языка), способность быть ответственным и вести себя в соответствии с создаваемыми им нормами. Поэтому социология, исследуя возникновение общества и человека, изучает также и возникновение этих свойств (которыми человек отличается от других существ), стремясь узнать, в какой мере эти свойства или их зачатки были присущи первобытному человеку, а в какой они есть результат жизни человека в обществе.
С точки зрения социологии, человека можно определить как общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия.
Основная часть
1. Человек с точки зрения человека
Свойство задумываться о себе самом – специфическое свойство человека, проявление его разумности.
Человек, высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры. Человек – предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др.
Натура человеческая может проявляться весьма многообразно,
но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека.
Постичь сущность – это значит с точки зрения философии выявить ту главную
черту (или несколько), свойственную именно человеку.
Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и
назначении, месте человека в мире – одна из основных проблем в истории
философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии
человек мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного
«порядка» и «строя» бытия (природы), как «малый мир», микрокосм (Демокрит)
– отражение и символ Вселенной, макрокосма. Природа понималась как живой
организм, а человек – как сочетание разных элементов, или стихий «космоса».
Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: «Меж Небом и Землей
человек драгоценнее всего». При этом мир создан не ради человека, поэтому
человек не вправе диктовать свою волю природе. Он признан следовать
естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои,
происходящие время от времени, но он ответственен за свои деяния на высшем
«космическом» уровне.
Человек содержит в себе все основные элементы (стихии)
космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как два
аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции
(платонизм). В учении о переселении душ, развитом индийской философией,
граница между живыми существами (растениями, животными, человеком, богами)
оказывается подвижной; однако только человеку присуще стремление к
«освобождению» от пут эмпирического существования с его законом кармы –
сансары. Суть этого учения состоит в том, что душа человека после его
смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она
воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный
грех – в представителя низшей касты, за словесных – в животное, за
греховный поступок – в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку
приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности
через нравственное благородство, раскрепощение души, что дает возможность
достичь величия.
Античная философия обогатила науку пониманием различий
между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие:
«неизменные законы природы – изменчивые человеческие установления». Человек
как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой
культуры, особенно во времена расцвета. Философ Гераклит утверждал: «Из
обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом»,
«Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по
мудрости, и по красоте, и по всему остальному». А сами греческие боги
предстают величественными и вместе с тем человечными.
Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как
о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к
самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм
Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии наук о человеке.
В христианстве библейское представление о человеке как
«образе и подобии бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения,
сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы
личности Христа и возможности. Такое соединение открывало возможность
внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати,
преодоления греховности и смертности тела через бессмертие души.
Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Идея философа ХV в. Пико делла Мирандола заключалась в том что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, талантам, творческому началу.
В последующие эпохи представления о человеке расширялись, обогащались. В ХVII в. Декарт высказал идею о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление («Мыслю – следовательно существую»). Именно от этого тезиса ведет линию представление о разумности как специфической особенности человека, его сущности. Декарту же принадлежит мысль о том, что живое тело является своего рода машиной, которая, с одной стороны, испытывает влияния сознания, а с другой – способно воздействовать на него.
Для представителя классической немецкой философии ХVIII в.
И.Канта вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос
философии, а человек предстает как существо, принадлежащее двум различным
мирам – природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой
философии XVIII-XIX в.в. ведущим являлось представление о человеке как
творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала –
духа или разума.
Марксистско-ленинский анализ проблемы человека предполагает выявление социальной сущности, конкретно-исторической детерминации его сознания и деятельности, различных исторических форм бытия человека и его образа жизни и др.
Общественной истории человеку предшествовала его естественная
предыстория: зачатки трудоспособной деятельности у человекообразных
обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и
двигательных средств сигнализации. Определяющим условие реализации этих
предпосылок становления человека марксизм считает труд, возникновение
которого ознаменовало собой превращение человекообразной обезьяны в
человека. Человек, в отличии от животных, не просто приспосабливается к
коренным изменениям в условиях своего существования, а объединяясь в
совместном труде, преобразует их в соответствии со своими постоянно
растущими потребностями, создает мир материальной и духовной культуры.
Культура творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется
культурой.
Человек есть живая система, представляющая собой единство
физического и духовного, природного и социального, наследственного и
прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную
связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне
сознательной психике и личности человек обращен к социальному бытию с его
специфическими закономерностями. Морфологическая, физическая организация
человека является высшим уровнем организации материи в известной нам части
мироздания. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в
течение веков. Это кристаллизация осуществляется и через приобщение к
культурной традиции, и через механизм биологической наследственности.
Ребенок наследует запас генетической информации через специфически
человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков.
Однако природные задатки развиваются и реализуются только в условиях
социального образа жизни в процессе общения ребенка со взрослыми.
Проявление биологических закономерностей жизни человека
носит социально обусловленный характер. Жизнь человека детерминируется
единой системой условий, в которую входит как биологические, так и
социальные элементы. При этом биологические составляющие этой единой
системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития.
Действия человека, образ его мыслей и чувств зависят от объективных
исторических условий, в которых он живет, от особенностей той социальной
группы, класса, интересы которых он сознательно или бессознательно
представляет. Содержание духовной жизни человека и законы его жизни
наследственно не запрограммированы. Но это никак нельзя сказать о некоторых
потенциальных способностях к творческой деятельности, об индивидуальных
особенностей дарования, которые формируются обществом, но на основе
наследственных задатков.
Перед каждым вступающим в жизнь человеком простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. Именно этот очеловеченный мир, в котором каждый предмет и процесс как бы заряжен человеческим смыслом, социальной функцией, целью, и окружает человека. При этом достижения человеческой культуры не даны человеку в готовом виде в воплощающих их объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных исторически сложившихся форм деятельности – главное условие и решающий механизм индивидуального становления человека. Чтобы сделать эти формы своими личными способностями и частью своей индивидуальности, человек с раннего детства вводится в такое общение со взрослыми, которое выражается в виде подражания, учения и обучения. В результате этого индивидуально развивающийся человек овладевает способностями разумно действовать с орудиями труда, с различными рода символами, словами, с представлениями и понятиями, со всей совокупностью социальных норм.
В процессе приобщения культуры у человека вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевыми усилиями регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложными оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности.
Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем он несет в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта исторического процесса. Становление личности связано с процессом общественной дифференциации, выделением отдельного индивида из коллектива по мере развития личных прав и обязанностей.
2. Индивид и индивидуальность
Как часто о человеке заметном, выделяющемся среди других приходится слышать: «Он – индивидуальность!». Близко по звучанию к этому слову и понятие индивид. В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Однако наука различает их по смыслу.
Понятие индивид в первые использовал в своих сочинениях
древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слова
«атом», что означало неделимый и относилась к мельчайшим и неделимым, по
мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид»
характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, на
сколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее
представителей (царь Иван Грозный).
Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенности. При этом имеется ввиду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.
Термин «индивидуальность» дает возможность характеризовать
отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но
и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый
человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Живописца,
скульптора, архитектора, ученого , инженера Леонардо да Винчи,
государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Никколо
Макиавелли отличало своеобразие, оригинальность, яркая самобытность. Их
можно отнести к индивидуальностям, и личностям. Близкое по значению слово
« личность» обычно сопровождается эпитетами «сильная», «энергичная». Тем
самым подчеркивается самостоятельность, способность проявлять энергию, не
терять своего лица.
Понятием «индивидуальность» в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.
Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое
своеобразие какого-либо явления, включая и природные, и общественные.
Если индивид рассматривается как представитель общности, то
индивидуальность – как своеобразие проявлений человека подчеркивающая
неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и
непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в
единстве типичное и неповторимое.
Чтобы уяснить различие между терминами «индивид» и
«индивидуальность», обратимся к примеру. 20 марта 1809 года в Сорочинцах в
семье помещика Василия Гоголя – Яновского родился сын, крещенный именем
Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей,
нареченных Николаями, то есть индивид. Если бы он скончался в день
рождения, то так и остался бы в памяти своих близких как индивид.
Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет
волос, глаз, строение тела). По свидетельству знавших Гоголя с рождения, он
был очень худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с
взрослением, обучением, индивидуальным стилем жизни - он рано начал
читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором,
за творчеством которого следила читающая Россия. В нем проявилась яркая
индивидуальность, то есть те черты, свойства, признаки, которые отличали
именно Гоголя.
Однако личность Гоголя проявилась не только в своеобразии индивидуальных черт. Он воплощал определенный тип личности и сам был личностью незаурядной.
3. Индивид и общество
Пытаясь открыть законы общества, выяснить законы, по которым живет и развивается человек, социология интересуется отношением, существующим между обществом и индивидом.
Существуют различные теории, которые сводят общества к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть, «молекулу» общества. Человек и общество диалектически взаимосвязаны. Они не могут рассматриваться изолировано, отдельно друг от друга: нет общества без человека, но и человек существует только в обществе. Человек в своим отношением к природе создает себя как общественное существо и творит при этом историю, отчего и история есть не что иное, как деятельность человека, реализующего свои цели. По сути отношения между человеком и обществом в своей основе определяется тем, что человек как человеческое существо проявляет себя, раскрывая свою родовую сущность в процессе труда, что возможно лишь в условиях общества, то есть тогда, когда поведение многих индивидов взаимосвязано, в процессе производства, когда люди изменяют существующее и создают новое, воздействуя друг на друга и создавая друг друга и себя самих.
Сущность общества заключается во взаимных отношениях и взаимной деятельности индивидов, а сущность человека есть совокупность общественных отношений. Индивид и общество являются двумя сторонами одного явления – социальной истории человечества.
Отношение между человеком и обществом является сложным.
Эта сложность воздействия человека на общества и общества на человека
проистекает из того, что человек как отдельный индивид появляется на свет с
определенными психическими склонностями, которые лишь в обществе в
продолжение жизни в общественном коллективе развиваются и через развития
которых индивид становится личностью.
4.Личность
Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью ( ибо тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.
Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующий индивида как члена того или иного общества.
В обоих определениях подчеркиваются связи индивида, личности и общества. В науке проявляются два подхода к личности.
Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для
понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный
участник свободных действий, как субъект познания изменения мира.
Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ
жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно
оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами.
Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом
самооценка может меняться в зависимости от проявления личности и
общественных условий, в которых она действует.
Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе проявляет себя в самых разных обстоятельствах, в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Например, взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий при родовом строе, других – в современном обществе.
Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли – работника, семьянина, спортсмена и т.д. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и т.д. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воли случая».
Личность как единство особенностей, свойств, формируется в
результате взаимодействия организма и общественной среды. Важнейшими
свойствами личности является ее творческая способность, которая проявляется
в способности изменить внешний мир, а также во внутренней потребности в
творчестве, социальность, которая отражает включенность в социальный
коллектив и общественный характер человеческой природы, субъективность -
выражение своеобразной индивидуальности и целостность, в которой
выражается организация со всеми психосоцальными характеристиками и которые
обеспечивают относительное единство поведения в различных ситуациях. Люди
устанавливают взаимоотношения и согласуют между собой свое поведение как
личности, и в этом взаимосвязанном поведении проявляются личные качества
индивида такие, как совесть, характер, отношения к общественным ценностям.
Таким образом, то, что отдельные люди представляют собой как личности,
индивидуальности, имеет большое значение для характера отношений, которые
они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением.
С другой стороны и общество, более или менее организовано, через специальные институты оказывает влияние на всякого индивида, т.е. на формирование личности. Именно в обществе развертывается процесс превращения биологического индивида в личность. Этот процесс называется социализацией.
5.Социализация личности.
Известно, сто младенец вступает в большой мир как
биологический организм и его основной заботой в этот момент является
собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится
человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и
антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственности, а
также с неповторимо индивидуальным повторением мира. Человек достигает
этого состояния с помощью процесса, который называется социализацией. В
ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Социализация – процесс посредством которого индивидом устанавливаются нормы
его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляются
уникальность данного индивида как личности.
Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества.
Обособление личности сначала от физического мира, а затем
от социального – довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь.
Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он
сознает, что мужчина – это папа, женщина – это мама. Так постепенно его
сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус
мужчины), к специфическим именам, обозначающих отдельных индивидов, включая
его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать
понятие Я, осознавая при этом, что становится отдельным человеческим
существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы
различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее
формирование человека как личности – это построение собственного Я на
основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом
осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними
качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального
окружения качествами, которые постигаются через групповое общение.
Если ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и
воспитывался в среде животных то, как показало изучение восприятия
подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире, они
не имеют собственного Я. У них полностью отсутствует представление о себе
как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ.
Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с
другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может
считаться личностью.
Известный американский психолог Ч. Кули поставил перед собой
задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличая своего
Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он
определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе
длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может
осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального
окружения. Каждый человек, по предположению. Ч. Кули, строит свое Я,
основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает
в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша
собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно
часто, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка, в конечном
счете, ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже
хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего
возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относится к
ней, как к некрасивой.
Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что
личностный Я - образ не рождается только в связи с объективными факторами.
Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет
ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время
как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого
воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает мучительное
чувство некомпетентности и его способности могут практически
парализованы. Именно через отношения с другими людьми, через их оценки
каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или
некрасивый, достойный или никчемный.
Профессор Чикагского университета, философ, социолог и
социальный психолог Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется
сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция
«обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию
зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой»
представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой
группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я – образ.
Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит
себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в
соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».
Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая
человек со смущением представляет себе, как он выглядит в глазах остальных.
Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.
Это осознание «обобщенного другого» развивается через
процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли – это попытка
принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли.
Исполнение роли – это действие, связанные с действительным ролевым
поведением, в то время как принятие роли претендует на игру.
Два наиболее часто применяемых термина, отражающих
отражение человеком своего собственного Я и степень социализации личности,
- это идентичность и самоуважение. Под идентичностью понимаются ощущение
существования уникальной индивидуальности, отдельной, отличной от других
индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от
других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель
определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя
их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с
группой значительной степени зависит от индивидуальных или групповых
потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в
глазах «обобщенного другого». Часто люди определяют идентичность по
признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих
признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах
тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее
поведение.
Наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным.
Процесс социализации личности протекает в основном под
влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой Я – образ на
основании того, как о ней думают, как оценивают другие. Для того чтобы
такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и
глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир.
Формируя свой Я – образ, личность социализируется. Однако не существует ни
одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности,
так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.
6. Исторические личности
Понятие «историческая личность» обычно отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой исторический отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков, оценка может быть отрицательной или многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны деятельности той или иной деятельности.
Науки известно и понятие «выдающаяся личность», характеризующее
деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных
преобразований. «Великий человек, - писал
Г. Плеханов, - велик … тем что у него есть особенности, делающие его
наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени
… Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше
других и хочет сильнее других.. Он решает научные задачи, поставленные на
очередь предыдущим ходом умственного развития общества. Он указывает новые
общественные нужды, созданные предыдущем развитием общественных отношений.
Он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».
Историческим личностям свойственны: стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимые для этого служения стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий; отрешенность от национальной замкнутости и исключительности; совестливость во всех делах, в том числе в дипломатии; стремление сообщать преобразовательным порывам и помыслам вид таких простых, отчетливых и убедительных планов, в разумность и исполнимость которых хотелось верить, польза которых была очевидна всем.
7. Духовный мир личности.
Человек, особенно в годы юности, все чаще задумывается о жизненном пути, стремится к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс возвышения человека один из философов назвал «человеческим самостроительством».
Духовная жизнь людей охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых..
Человек , у которого высоко развита духовная жизнь обладает
важным личным качеством, он приобретает духовность как стремление к высоте
своих идеалов, и помыслов определяющих направленность всей деятельности.
Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между
людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно
сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное – это
характеристика и практики, а не только сознания.
И напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен.
В основе духовной жизни - сознание. Сознание – это такая форма психической деятельности и духовной жизни, благодаря которой человек осмысливает, понимает окружающий его мир и свое собственное место в этом мире, формирует свое отношение к миру, определяет свою деятельность в нем.
Заключение
Мысль о том, что человек не может жить вне общества, теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. А значит, и цивилизованное существование человека не возможно вне окружающей его культуре. Рождаясь, человек не выбирает, как и своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой ему предстоит прожить свой век. Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества.
Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор
сделает личность, поэтому во все века и поныне человека самыми разными
способами учат, наставляют, упрашивают, подстрекают, угрожают, бранят,
поощряют, берегут, подавляют, заставляют … Если бы человек в такой
«пестрой среде» культурного воздействия подчинялся бы всем призывам и
любому нажиму, то он неизбежно был бы вовлечен в вихрь хауса, духовно
расколот на сотни и тысячи частей. Но этого не происходит.
Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях человек может лишь в том случае, если он сформировался как личность. Быть личность – значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям.
Чем сложнее мир и богаче палитра жизненных устремлений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции.
Не нужно особого воображения, чтобы представить, сколь мощный поток информации обрушивается сегодня на человека, с какой силой воздействует он на его сознание и чувства. В этой ситуации особое значение приобретает избирательное отношение к источникам информации, к ее содержанию, а такое отношение напрямую зависит от мировоззрения личности, степени развития ее мышления, системы ценностных ориентаций.
Суть заключается в новой постановке коренных вопросов: если
прежде был вопрос: «Какой человек нужен обществу?», то сегодня к нему
прибавляется еще один: «Какое общество в полной мере соответствует
возможностям человека, его эгоистическим и нравственным требованиям к
удобствам комфортности, не наносит ущерб его человеческому достоинству,
чувству свободы, красоты и нравственной удовлетворенности?».
Общечеловеческий разум ищет ответ на этот вопрос. Но для цивилизации важно,
что он уже поставлен: сам человек нуждается в защите не меньше, чем
окружающая его социальная и природная среда.
Список используемой литературы
1. Д. Маркович «Общая социология»
Ростов-на- Дону, Издательство Ростовского университета, 1993 г.
2. С.С. Фролов «Основы социологии»
Москва, Издательство «Юристъ», 1997г
3. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова «Человек и общество»
Москва, Издательство «Просвещение», 1996г.
4. Философский энциклопедический словарь
Москва, Издательство «Советская энциклопеция», 1983г.