Программа к курсу «Общая социология для школьников»
1. Знакомство с социологией.
2. Возникновение и развитие социологии. Западноевропейская социология (19
– начало 20 века).
3. Возникновение и развитие социологии. Западноевропейская социология (19
– начало 20 века) (продолжение).
4. Возникновение и развитие социологии. Классическая зарубежная социология.
5. Возникновение и развитие социологии. Классическая зарубежная социология. (Продолжение)
6. Современная зарубежная социология.
7. Социология в России.
8. Советская и Российская социология.
9. Советская и Российская социология. (Продолжение).
10. Объект и предмет социологии.
11. Структура социологии.
12. Категории социологии.
13. Функции социологии.
14. Место социологии в системе общественных наук.
15. Научный метод в социологии. Виды социологических исследований.
16. Методы сбора информации.
17. Опрос
18. Анкетирование.
19. Наблюдение.
20. Интервьюирование.
21. Анализ документов.
22. Схема процесса исследования.
23. Методы обработки информации. Интерпретация выводов Социальных исследований.
24. Специальные социологические дисциплины. Социология труда.
25. Специальные социологические дисциплины. Социальная структура.
26. Специальные социологические дисциплины. Социальная структура западного общества.
27. Специальные социологические дисциплины. Этносоциология.
28. Специальные социологические дисциплины. Социология семьи.
29. Специальные социологические дисциплины. Социология молодежи.
30. Специальные социологические дисциплины. Девиантное поведение.
31. Специальные социологические дисциплины. Политическая социализация.
32. Специальные социологические дисциплины. Общественные организации.
33. Специальные социологические дисциплины. Социология личности.
34. Специальные социологические дисциплины. Социология образования.
35. Специальные социологические дисциплины. Социология культуры.
36. Специальные социологические дисциплины. Социология религии.
1. Знакомство с социологией.
Социология – это способ изучения людей. Социологи хотят знать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе, почему они образуют группы, голосуют и тому подобное, то есть все, что происходит, когда люди взаимодействуют друг с другом. Можно сказать, что социология – это научное изучение общества в его социально-человеческом обличии. На основе уже имеющегося знания (философского, психологического, политологического, исторического, культурологического) социология дает свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей, формирует свой категориальный аппарат, свое видение объективного и субъективного в общественных процессах, свое представление о микро- и макроуровнях человеческой деятельности.
Но социология это не только теория, но и методология, то есть такой уровень теоретического знания, который интерпретирован на языке социологии, позволяющем оперировать информацией, положенной на язык индикаторов, показателей 9пример: сознание может быть представлено через набор следующих компонентов: знание, оценка, настроение, мотивы, ценности, установки, ориентации).
Кроме методологии для социологии очень важна методика познания социальной реальности, которая предполагает использование статистико-математического аппарата и многообразных специфических методов познания.
Далее социология как наука должна ответить на вопрос о своих исходных началах.
И наконец, социология призвана оперировать не умозрительными схемами, а реальными проявлениями жизни, что прежде всего находит отражение в состоянии общественного сознания, в различных формах и видах деятельности, в возможностях их проявления в конкретно-исторических условиях.
2. Возникновение и развитие социологии. Западноевропейская социология (19
– начало 20 века).
Термин «социология» буквально означает «наука об обществе». Впервые его употребил О. Конт (1798-1857). Он высказал рациональную идею о том, что необходим всесторонний анализ общественных явлений. Когда четко обозначилась тенденция к дифференциализации наук, в том числе и общественных, в социологии нашла выражение объективная потребность определить место и роль человека в жизни общества, его социальное положение, взаимодействие с другими людьми в рамках общностей, социальных групп, организаций в условиях гражданского общества.
В ответ на поставленные жизнью вопросы в 19 веке родились различные концепции, стремящиеся объяснить суть происходящего с тех или иных методологических позиций. На разных этапах развития социологической мысли на первый план выходило то одно, то другое направление.
Социологическая теория О. Конта состояла из «социальной статики» и
«социальной динамики». Его замысел состоял в том, чтобы уподобить науку об
обществе «социальной физике» , чтобы исследователь мог также оперировать
конкретными данными, фактами, их взаимосвязями, как это делает
естествоиспытатель.
3. Возникновение и развитие социологии. Западноевропейская социология (19
– начало 20 века) (продолжение).
Другая концепция этого времени – биологическая. Связана с именем Г.
Спенсера (1820-1903), который рассматривал общество по аналогии с
биологическими организмами. Он поддерживал идею «естественного отбора».
Данная концепция была подвергнута критике со стороны А. Гумпловича (1838-
1909)г. Тарда (1843-1904), Ф. Тенниса (1855-1936) – сторонников социально-
психологической концепции социологии. Где анализировались социально-
психологические явления и были сделаны попытки объяснить роль субъективного
фактора в историческом процессе.
Географическое направление в социологии представлено Э. Реклю (1830-
1905), ф. Ратцелем (1844-1904). Его представителям удалось выявить
закономерности влияния природных условий на развитие народов и их культур в
различных географических условиях.
В 19 веке возникла марксистская ветвь социологии. К. Маркс (1818-1883) и ф. Энгельс (1820-1895) выдвинули идею о формационном (стадийном) развитии общества. Особое значение они придавали структурному строению каждого общества: базису и надстройке. Кроме того, они разработали концепцию социального конфликта в виде грядущих социалистических революций, изучили классы современного им общества, дали научно-обоснованную картину капиталистического общества и прогресса.
4. Возникновение и развитие социологии. Классическая зарубежная социология.
Несмотря на все разнообразие теорий, концепций, школ в 19 веке, они все были едины в одном – объектом и предметом социологии является общество, вся общественная жизнь.
Начало 20 века внесло существенные поправки в эти представления. Все больше слышалось замечаний, сто социология претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать все данные других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы.
Первым, кто в этом усомнился, был Э. Дюркгейм (1851917). Он полагал, что
социология, имея объектом изучения общество, не должна претендовать на роль
«всезнайки» - предметом ее интереса должны быть только те социальные факты,
которые и образуют социальную реальность. Кроме того, он обратился к
социальным группам, высоко оценивай роль коллективного сознания, благодаря
которому и существует социальная интеграция.
Г. Зиммель (1858-1918) считал, что социология должна изучать чистые формы
«социации» (общения), то есть те закономерности, которые недоступны другим
наукам.
5. Возникновение и развитие социологии. Классическая зарубежная социология. (Продолжение)
Труды М. Вебера (1864-1920) – уникальный сплав исторического и
социологического знания. Он рассматривал личность как основу
социологического анализа, считал, что такие сложные понятия как
«государство», «религия», «капитализм» могут быть осмыслены только на
основе анализа поведения индивидов. Он признавал огромную роль ценностей,
считая их мощной силой, влияющей на социальные процессы.
Нужно отметить социологическую систему В. Паретто (1848-1923). Уподобляя социологию точным наукам, он предлагает пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. По сути, он сформулировал основные требования эмпирической социологии. Значительны его заслуги также и в разработке проблем политической элиты.
Таким образом, серьезным вкладом представителей классической социологии начала 20 века было то, что они доказали несостоятельность претензий на изучение всего общества и пытались объяснить, что в основе науки должна лежать деятельность социальных групп и общностей (Э. Дюркгейм), личность во всем ее многообразии ее социальных действий (Вебер) и что критерием социологии должны стать эмпирические особым образом классифицированные и объясненные факты (В. Паретто).
6. Современная зарубежная социология.
Современная зарубежная социология представлена различными направлениями,
такими как структурный функционализм (Т. Парсонс (1902-1979)), теории
социального конфликта (Ч. Миллс (1916-1962)), бихевиоризм, теории
социального обмена (Дж. Хоманс (р. 1910) и П. Блау (р. 1918)),
символический интеракционизм (Дж. Г. Мид (1863-1931)), феноменологическая
социология (А. Шюц (1899-1959)), этнометодология (Г. Гарфинкель (р. 1917))
и другие. Кроме того, следует сказать, что в социологии в 90-е годы в
целом главный процесс состоит в изменении предмета исследования и
исследовательских ориентаций, идя от понятия социальной системы (60-е годы)
к понятию действия и деятеля (актора) соответственно изменился и
категориальный аппарат. Понятия социального института, социализации,
интеграции не являются более центральными социологическими понятиями.
Гораздо большее значение приобретает понятие кризиса и близкие к нему
категории – деформация, насилие, беспорядок.
Лицо социологии определяют теории, которые восходят к человеку, его роли и активности в современном мире.
7. Социология в России.
Социологическая мысль России начала складываться в рамках других наук, и долгое время ее было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы ее представить в качестве самостоятельной дисциплины. Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений, таких как:
. Географическое (Л. Мечников (1843-1915));
. Органическая школа (А. Стронин (1827-1889));
. Социолого-юридическое (Н. Коркунов (1853-1904));
. Марксистская школа (В. Ленин (1870-1924), Г.Плеханов (1856-1918));
. Субъективная школа (П. Лавров (1823-1900), Н. Михайловский (1842-
1904).
Практически все социологи России в 19-начале 20 века в прямой или косвенной форме выходили на проблемы человека, индивида как социального существа (субъективная школа), считая его сознание и поведение основным критерием общественного прогресса, а в ряде случаев рассматривая этот феномен в качестве одного из основных составляющих компонентов, являющихся объектом социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития социологии в этот период времени.
8. Советская и Российская социология.
Первое 10-тилетие советской власти в целом характеризовалось продолжением
тех традиций социологической мысли, которые сложились на предшествующем
этапе развития, с той лишь поправкой, что марксистская школа стала
постепенно претендовать на ведущую роль. Исторический материализм стал
отождествляться с социологией. В 20-е годы серьезное развитие получили
отдельные отрасли социологического знания (экономическая социология и
социология труда – С. Струмилин, А. Гастеев, социология села – П.
Анисимова, социология молодежи – А. Колодной). Но социология в этот период
была представлена не только марксистами, труды П. Сорокина, В. Чаянова, н.
Кареева и других развивали социологию в других ракурсах и на других
основах.
9. Советская и Российская социология. (Продолжение).
С конца 20-х годов – перерыв в развитии социологической мысли. До конца
50-х социологию игнорировали и причисляли к «буржуазным наукам», к ложным
теориям. Конкретные методы изучения действительности были запрещены, так
как данные этих исследований «портили» или «могли испортить» картину
официальной идеологии. Начиная с конца 50-х годов социология стала
возрождаться. Разрабатывались теоретические и методические проблемы
социологии. Уже в конце 60-х – начале 70-х годов появились работы Г.
Андреевой, Ю. Левады, В. Ядова, посвященные программе, инструментарию,
процедуре, организации социологического исследования. Одновременно шел
трудный и сложный поиск ответов на фундаментальные вопросы социологической
науки, ее связи с другими научными дисциплинами. Разрабатывались методы
социологического исследования, а также сбору, обработке и использованию
социологической информации. Этот этап подготовил новое видение проблем этой
отрасли знания, что нашло отражение в работе социологов в конце 80-х –
начале 90-х годов, направленных на поиск альтернатив развития в нашей
стране. Таким образом, становление социологии как науки в нашей стране
прошло сложный путь.
10. Объект и предмет социологии.
Долгое время вопрос об объекте социологии специально не выделялся. В русской социологии в течение длительного времени в качестве ее объекта рассматривалось обществ в целом, (Н. Кареев – «социология ставит своей целью изучение общества вообще, то есть взятого отвлеченного и, так сказать, вне данных мест и данного времени»).
В истории научной мысли известен подход, направленный на более четкое выделение объекта социологии – гражданского общества, в котором общее находится в органическом единстве с особым, специфическим.
Социологи, исследуя общественные процессы и явления, в центр своего внимания все чаще ставят человека, его сознание, отношение к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определенной общественной группы, социального слоя, института. Через деятельность человека мы выходим на институциональный, стратификационный, управленческий и другие уровни организации общественной жизни.
11. Структура социологии.
12. Категории социологии.
Категории, которые характеризуют сущность и содержание социологической науки, можно подразделить на несколько групп:
1. Связана с анализом объекта социологии, а также с характеристикой взаимосвязей социологии с общенаучными представлениями о мире;
2. Охватывают большую совокупность понятий, трактующих и объясняющих предмет социологии;
3. Условия, в которых реализуются (не реализуются) сознание и поведение людей, то есть касается субъектов реального сознания и поведения: индивида, социальной группы или класса;
4. Касается инструментов социологического познания;
5. Категории и понятия, которые углубляют наше представление о функциях социологии.
13. Функции социологии.
Как общественная наука социология выполняет:
. Теоретико-познавательную;
. Управленческую функцию.
В свою очередь они могут образовывать производные функции:
. Мировоззренческую;
. Просветительскую;
. Прогностическую;
. Профилактическую;
. Практическую.
14. Место социологии в системе общественных наук.
До недавнего времени место социологии среди других общественных дисциплин выяснялось главным образом при обсуждении ее отношений с истматом и теорией научного коммунизма. Однако, как показала практика социологической науки, такие споры были опровергнуты.
Актуальным стал вопрос о соотношении социологии с другими науками.
|Социология |Философия |
|Используя знания этих общих |Концентрирует внимание на |
|закономерностей, осуществляет анализ|крупномасштабных общественных |
|роли и места человека в жизни |явлениях, нацелена на установку |
|общества, его взаимодействия с |закономерностей развития |
|другими членами общества в рамках |человеческого общества. |
|различных социальных институтов. | |
|Социология |Политология |
|Выявить место, роль, позицию людей, |Анализ проблем власти |
|социальных групп и слоев в сфере | |
|политических отношений. | |
|Социология |Экономика |
|Изучает процесс воспроизводства |Изучает и анализирует экономические |
|общества |отношения. |
|Социология |Психология |
|Изучает личность и малые социальные |Интересует проблемы мотивации, |
|группы. |мотивов, установок и процессов |
| |взаимодействия личности с окружающей|
| |действительностью. |
|Социология |Право |
|Роль права в обществе, |Структура норм, юридических законов,|
|функционирование права как |прав; поведение личности в этих |
|социального института, его |правах, нормах. |
|взаимодействие с другими социальными| |
|институтами, правовое поведение, | |
|девиантное поведение | |
15. Научный метод в социологии. Виды социологических исследований.
Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении, процессах, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.
Конкретный вид СИ обусловлен характером поставленных в нем целей и задач.
3 вида СИ:
. Разведывательное;
. Описательное;
. Аналитическое.
16. Методы сбора информации.
При выборе метода социологического исследования учитываются условия, время и место, цели и задачи исследования, а также его вид. Существуют три основных метода сбора социологической информации:
1) Опрос, который делится на два подкласса:
. анкетный опрос
. интервью
2) анализ документов
3) наблюдения.
17. Опрос
Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей.
Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Опросным методом кроме социологов пользуются врачи, журналисты, следователи.
Социологический опрос имеет три отличительные черты:
1) Количество опрошенных.
2) Достоверность и объективность
3) Цель опроса.
18. Анкетирование.
Анкета (Франц. – расследование)– опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования.
Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом.
Вопросы анкеты различаются по:
. содержанию;
. форме.
По форме вопросы делятся на:
. Открытые вопросы
. Полузакрытые вопросы.
. Шкальные вопросы.
. Вопросы-меню
. Альтернативные вопросы
. Вопрос с преамбулой.
. Вопросы таблицы
По предметному содержанию вопросы можно разделить на:
. Вопросы о фактах.
. Вопросы о знании.
. Вопросы о мнении.
. Вопросы о мотивах.
По способу распространения анкет опросы подразделяются на:
. раздаточные
. почтовые
. прессовые
. телетайпные
По типу исследовательских задач опросы бывают :
. глубинный
. фокусированный
. стандартизированный
. социометрический
По уровню компетентности респондентов различают :
. массовый опрос
. массовый опрос в сотрудничестве с исследователем
. симптоматический опрос
. экспертный опрос.
19. Наблюдение
Классификация видов социологического наблюдения
|Основание классификации |Виды наблюдения |
|Наличие системы контроля | Контролируемое |
|при проведении наблюдения |Неконтролируемое |
|Положение наблюдателя относительно | Включенное |
|наблюдаемых |Не включенное |
|Степень формализованности | |
| |Структурированное |
| |Неструктурированное |
|Условия организации | Полевое |
| |Лабораторное |
|Степень осведомленности наблюдаемых | Открытое |
|о наблюдении |Инкогнито |
|Регламентированность | Систематическое|
|времени проведения | |
| |Эпизодическое |
| |Случайное |
20. Интервью.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Имеется множество разновидностей интервью.
1) По содержанию беседы различают документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса.
2) По технике проведения - делятся на свободные, нестандартизованные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью.
Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой
детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель интервью”).
Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане
исследования.
Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
3) В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть
интенсивным (“клиническим” т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и
фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого.
Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах,
побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь
информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью
изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты
информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации
предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью
стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста
оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе
не осталось в памяти.
4) Так называемые ненаправленные интервью носят “терапевтический” характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервьюер лишь помогает ему “излить душу”.
4) Наконец, по способу организации интервью делятся на групповые и индивидуальные. Первые применяются относительно редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе. Методика проведения читательских конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений.
21. Анализ документов
Анализ документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство)
– метод сбора первичных данных, при котором документы используются в
качестве главного источника информации.
Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.
Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует в свою очередь получить системное представление о всем их многообразии. Ориентироваться в многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации.
По форме фиксации информация делится на:
- письменные документы (сведения изложены в форме текста);
- статистические данные (цифровая форма изложения);
- иконографическая документация (кино-, фотодокументация);
- фонетические документы.
Существуют самые разнообразные методы анализа документов. Самыми
распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических
исследований является традиционный (классический) и формализованный
(количественный).
22. Схема процесса исследования.
23. Методы обработки информации. Интерпретация выводов Социальных исследований.
Основная проблема: как измерить социальные процессы? Как проанализировать причинно-следственные факторы. 1-й измерительный инструментарий – социологические метолы, каждый метод использует ту или иную измерительную шкалу. В социологии существует 4 вида шкал:
. Шкала наименований;
. Обыкновенная порядковая шкала;
. Интервальная шкала;
. Специальная шкала.
Существуют математические методы статистической обработки информации,
которые позволяют проводить: i. Одномерный анализ. ii. Корреляционный анализ. iii. Регрессионный анализ. iv. Факторный анализ
Кроме того, существует 10 видов анализа, а общее количество неограниченно.
24. Специальные социологические дисциплины. Социология труда.
Социология труда возникает рядом с общей социологией, как специальная социологическая дисциплина начинается с 20-х годов 20 века.
Трудовая деятельность – базовый социальный процесс.
Труд – процесс в котором человек и общество связаны с окружающим миром, с природой. Способ существования общества заключается в цели производства условий для своего существования.
Трудовая деятельность – всякая положительная деятельность по созданию условий существования.
25. Специальные социологические дисциплины. Социальная структура.
В социологии социальная структура трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле под ней понимается всевозможное деление общества на сферы жизни людей: экономическую, социально-политическую, духовную, на производство, обмен, распределение и потребление.
При узком рассмотрении анализируется социальная стратификация и социальная дифференциация, под которой понимаются все значимые различия между людьми в процессах их жизнедеятельности.
Для характеристики социальной структуры большое значение имеет теория стратификации. Страта включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики. Кроме того, страты оперируют понятиями « социальное положение», «социальный статус», «престиж», которые ранжируют людей выше или ниже, характеризуют различные уровни доходов и соответственно образ и стиль жизни, причастность к различным образцам поведения.
26. Специальные социологические дисциплины. Социальная структура западного общества.
Считается, что для современного западного общества социальное расслоение имеет луковичную форму (см. приложение №2), для которой характерно выделение следующих слоев:
. Высший слой – 2%;
. Верхний средний – 5%;
. Средний – 14%;
. Низший средний – 29%
. Высший низший слой – 29%
. Низший слой – 17%
. Социально отверженные – 4%
Цифры довольно относительные и могут варьироваться.
Данная модель достаточно условна, равно как и само выделение слоев, так и
отнесение к той или иной группе различных личностей. Кроме того для
современного общества является характерным и то, что существует не так
много условий, которые приводили бы к жесткому закреплению слоев и
однородности слоевых образований.
Считается, что социальное неравенство сегодня очень трудно измерить по
вертикальным критериям, что дает повод переосмыслить имеющиеся модели
расслоения. Более рационально рассматривать расслоение с точки зрения
«периферия – центр» на уровне концентрических кругов (см. приложение №3).
Различаются центральные и краевые сферы, в чем и усматривается сущность
социального неравенства.
Центральная сфера определяется как сфера высшей квалификации и относительно высокого и стабильного статуса. Во внешней сфере находятся низшие статусы и во многом нестабильные. Для них характерно: высокая текучесть, низкая квалификация, ограниченные шансы на труд, низкая социальная безопасность и низкий уровень социальной организации.
27. Специальные социологические дисциплины. Этносоциология.
Предметом этносоциологии является национальное самосознание и этническое
поведение, опосредованные конкретно-историческими условиями их
существования.
В компетенцию этносоциологии входит:
. Изучение состояния общественного сознания и поведения основных рас: белой, желтой, черной (европеоидной, монголоидной, негроидной);
. Изучения национального самосознания и поведения народов;
. Феномен диаспор, то есть национальных групп, живущих в отрыве от исторической родины, но поддерживающих контакты между собой и сохраняющие культуру, язык, традиции.
28. Специальные социологические дисциплины. Социология семьи.
Семья как социальная группа и социальный институт.
Семья как социальный институт: i. семья имеет социальные функции, которые удовлетворяют потребности общества; ii. семья имеет нормы (правовые, традиционные); iii. влияние общества на социальный институт.
Семья как социальная группа:
Здесь важным моментом являются межличностные отношения.
Коммуникации в семье: «муж - жена», «муж - дети», «жена – дети», «дети -
дети».
Основные направления изучения семьи в социологии:
в Древней Греции семья понималась как – составляющая государства, прообраз.
Затем ракурс меняется (Гегель, Маркс) и появление семьи связывается с
появлением частной собственности. С этого времени начинают формироваться 2
пути изучения семьи:
1)происхождение семьи (характерно для 19 века);
2) изучение семьи в различных социальных условиях кроме того, существует функциональный подход: семья – организация для выполнения определенных функций в обществе.
Функция
Социальные
Личные, индивидуальные
(функции общества
(функции личности по по отношению к семье) отношению к семье)
- репродуктивная;
- статусная;
- воспитательная;
- эмоциональная;
- первичного социального
- сексуальная. контроля;
- экономическая.
Интеракционный подход – проблема взаимодействия, адаптации в семье.
Основные составляющие семьи:
. отношения родительства;
. отношения родства;
. отношения супружества;
Если они есть, то это полная семья.
29. Специальные социологические дисциплины. Социология молодежи.
Социология молодежи – специальная социологическая теория, изучающая сознание и поведение данной социальной общности, особенности социализации, вступающих в жизнь молодых людей, процесс преемственности и взаимоотношения со старшим поколением, степень, уровень и формы новаторства при решении общественных проблем.
Классификацию социальных проблем молодежи можно проводить по разным основаниям:
. По территориальному признаку; - проблемы, присущие индустриальным странам, отдельны м регионам;
. По временному признаку – проблема поколений;
. По системному признаку – общие и частные проблемы молодежи.
Специальные общественные функции.
. Воспроизводственная;
. Трансляционная;
. Инновационная.
30. Специальные социологические дисциплины. Девиантное поведение.
Девиация – отклонение.
Отклоняющее поведение – социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, несоответствующих официально установленным или фактически сложившимися в данном обществе нормами, стандартом, шаблоном.
Носителями рассматриваемого явления являются определенные лица, некоторые социальные группы, вступившие осознанно или стихийно в конфликт с существующими в обществе требованиями и нормами поведения.
Существует «первичная девиация» и «вторичная девиация».
Индивидуальные и коллективные формы девиации.
Основные группы отклоняющегося поведения:
. Алкоголизм и алкоголики;
. Наркомания и наркоманы;
. Преступность и преступники и так далее.
31. Специальные социологические дисциплины. Политическая социализация.
Появление этого направления в социологической науке связывается с именем
немецкого социолога М. Вебера (1864-1920). Политическая социализация вводит
человека в политическую жизнь, помогает овладевать политической культурой.
Этапы социализации:
6-7 лет – внушение патриотизма и чувства гордости;
8-9 до 13 лет – персонификация, как следствие – степень доверия к личности
руководителя, к стране;
13-14 лет – складывается представление о политической жизни, власти,
государстве.
18 лет – полноправное участие человека в политической жизни.
Политическая социализация – сложный, ступенчатый процесс усвоения соответствующей информации, ее интерпретации и приспособления к своим интересам и потребностям, а также реализация их в реальной жизни, в процессе взаимоотношений с обществом и государством.
32. Специальные социологические дисциплины. Общественные организации.
В 90-е годы в политической жизни России участвуют различные силы, различные по своему количеству и составу. Особое место среди них занимают политические партии, общественные движения, объединения по интересам. Тупик в развитии властных отношений всегда в истории преодолевается при помощи новых субъектов политического действия. Таковыми являлись политические партии, общественные движения и инициативы. Во почему общественные организации рассматриваются как один из важнейших субъектов, при помощи которых осуществляется процесс демократизации политической жизни.
33. Специальные социологические дисциплины. Социология личности.
Социология личности как специальная социологическая теория появилась на грани 19-20 веков. В этой теории нашли отражение роль общественного , группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализации их в социальном поведении и влияние макро - , мезо – и микроусловий на процесс их функционирования.
Социология личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются как синонимы – формирование, развитие, воспитание, социализация.
34. Специальные социологические дисциплины. Социология образования.
Сформировалась на рубеже 19-20 веков. Изучение образования имеет свои специфические задачи:
. Изучение потребностей в образовании, оценка его роли в жизни людей;
. Оценка уровня и количества знаний в контексте социальной значимости;
. Отношение общества и обучающихся к образованию;
. Выявление роли образования как фактора социального статуса;
. Определение степени его влияния на динамику духовных потребностей и интересов.
35. Специальные социологические дисциплины. Социология культуры.
Исследуя культуру социология исходит из того, что значение ее многообразно. Потому социология культуры рассматривает множество проблем:
. Приобщение к эстетичным ценностям;
. Оценка того, как формируются вкусы, предпочтения;
. Сочетание мировой и национальной культуры и так далее.
36. Специальные социологические дисциплины. Социология религии.
Как научная дисциплина она сделала свои первые шаги в середине 19 века.
Социологию религии интересует социальные явления как важный структурный
компонент гражданского общества в самых разных его социальных проявлениях и
на самых различных уровнях. Предметом социологии религии является
религиозное сознание, поведение; религиозные отношения, религиозные
организации – в их взаимосвязи между собой так и с другими компонентами
общества.
На 1-й план в социологии религии выходят 3 круга вопросов:
1) отношение к религии, понимание ее роли в истории и современном мире;
2) мировоззренческая проблематика, этика, культура, философское учение о человеке; спектр нравственно-правовых проблем (атеисты и верующие, их совместные усилия в деле сохранения и приумножения культурных ценностей).
-----------------------
Теория социологии
Теории среднего уровня
Эмпирическая социология
Социальная проблема
Исследовательская проблема
Методы сбора информации
Обработка информации
Обоснованный выбор
Программа исследования
Представление информации