Рефетека.ру / Социология

Реферат: Перепись населения России 2002 года

Введение.

Данные о численности, размещении и составе населения относятся к важнейшим статистическим показателям. Они играют важную роль в системе показателей планового развития экономики, культуры, повышения материального благосостояния людей, используются как для оценки достигнутого уровня экономического роста, так и для текущего и перспективного планирования размеров производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, трудовых ресурсов и т.д.

Источниками сведений являются переписи и текущий учет населения.
Проводятся так же выборочные демографические обследования. Наша страна имеет большой опыт в организации переписи и учета населения.
Общепризнанными является полнота и достоверность получаемых данных. По классификации ООН Россию относят к странам, имеющим надежные данные о населении. Постоянно ведется работа по дальнейшему повышению их качества и обеспечению подробных сведений для практических и научных целей.

Статистика населения является самой древней отраслью статистики. В глубокой древности первые учетные операции проводились в связи с учетом населения в связи в военных и хозяйственных целях (воинские повинности, обложение налогом и т.д.). Определенные закономерности при изучении массовых данных впервые также выявлены в области таких явлений, как рождаемость и смертность населения.

И в наши дни население- объект всестороннего исследования, поскольку оно
(трудоспособная его часть) является непосредственным участником производственного процесса и потребление его результатов. Причем интерес к статистическому изучению населению, процессов, которые происходят в обществе, условий жизни не снижается, а, наоборот, все более возрастает.

Население как предмет изучения в статистике представляет собой совокупность людей, проживающих на определенной территории и непрерывно возобновляющихся за счет рождений и смертей. Население любого государства весьма неоднородно по своему составу и изменчиво во времени, поэтому закономерности развития населения, изменение его состава и многие другие характеристики должны изучаться с учетом конкретных исторических условий.

В статистике населения единицей населения наблюдения чаще всего является отдельный человек как индивидуум, однако может быть и семья. В 1994 году при проведении в России микро переписи населения впервые учитывалась не только семья, но и домохозяйство (как принято в международной практике). В отличии от семьи под домохозяйством понимают совместно проживающих и ведущих общее хозяйство людей (необязательно родственников). Домохозяйство, в отличии от семьи, может состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.

В статистике населения объектом статистического наблюдения могут быть самые разные совокупности: население в целом (постоянное или наличное), отдельные группы населения (трудоспособное население, безработные, пенсионеры, городское население или сельское, мужчины или женщины и т.д.), молодые семьи (или, наоборот, пожилые), родившиеся за год (или иной период) или умершие и т.д.

Объект и единица наблюдения выбираются в зависимости от цели исследования.

Основными источниками статистики населения являются текущий учет населения и единовременные наблюдения в виде сплошных или выборочных переписей. Как было уже сказано выше. Причем первоисточником сведений о населении являются переписи. Они дают наиболее полные и точные сведения о численности населения. Текущий учет родившихся, умерших, прибывших на ту или иную территорию и выбывших с неё позволяет определять численность населения ежегодно на основе итогов последней переписи.

Всеобщая перепись населения - это трудоемкая и дорогостоящая операция, поэтому она проводится нечасто. В бывшем СССР переписи населения проводились в 1920, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989гг. В промежутках между переписями для получения важных данных о демографических и социальных процессах, происходящих в обществе, проводятся обычно выборочные обследования (микро переписи населения), охватывающие 5% постоянного населения. В Российской Федерации микро перепись проводилась в 1994 году.

В каждом конкретном статистическом обследовании населения могут решаться
(и решаются) самые различные задачи. Но в целом, говоря о статистике населения, можно выделить следующие основные задачи:

1) определение численности население и его распределение (размещение) по территории страны;

2) изучение состава населения (по полу, возрасту, национальной принадлежности, социальному положению, образованию, занятиям и пр.);

3) изучение естественного движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост населения, заключение и расторжение браков);

4) изучение миграции населения;

5) социальная характеристика населения.

В своей работе я хотела бы рассмотреть, как проводились переписи в нашей стране, какие вопросы и задачи ставились при их проведении и каким образом они решались. В первую очередь интересна история переписи, как она возникла и почему именно она может решить вопросы в различных областях. Их результаты имеют важное политическое, хозяйственное и научное значение. В развитом демократическом обществе полная и точная информация о населении дает важные исходные данные для управления всеми сферами жизни общества.
Для составления научно-обоснованных планов нужно иметь подробную демографическую и социально – экономическую характеристику населения.
Перепись населения – это массовая статистическая операция, цель которой – учет численности и состава всего населения на той территории, на которой она производится. Из данного определения видно, что предметом учета при переписях является население. С первого взгляда кажется, что понятие
«население» является достаточно четким и ясным. Однако практика показывает, что могут быть различные его толкования, от чего зависят не только результаты, но так же методы и организация производства переписей. Об этом мне бы и хотелось рассказать в своей курсовой.

§1 Значение переписи населения.

Переписи являются основными источниками данных о численности и составе населения. Их результата имеют важное политическое, хозяйственное и научное значение. В развитом демократическом обществе полная и точная информация о населении дает важные исходные для управления всеми сферами жизни общества.
Для составления научно-обоснованных планов нужно иметь подробную демографическую и социально – экономическую характеристику населения.
Необходимо знать численность мужчин и женщин, как они распределяются по возрасту, сколько человек живет в городе и селе, работает в промышленности и в сельском хозяйстве, торговле и других отраслях, сколько учится, каков уровень образования населения, как оно распределяется по общественным группам, источникам средств существования и т.д. Тщательно подготовленная перепись обеспечивает получение данных, которые используются в качестве основы для производства текущих демографических расчетов в межпереписной период.

Переписи - не единственный источник сведений о населении. Наряду с переписями такими источниками являются текущий статистический учет и выборочные обследования. Однако у этих источников разные задачи, и они не могут заменить друг друга. В тоже время между ними имеется тесная связь: каждый источник дополняет или продолжает другой, и поэтому важно, чтобы при разработке программ наблюдения обеспечивалась взаимная увязка соответствующих показателей. В текущем порядке учитываются естественное движение населения (число рождений, смертных случаев, бракосочетаний, разводов) и миграции (число переселений из одной местности в другую). Сами по себе данные этого учета не могут характеризовать демографические процессы. В сопоставлении с данными о численности населения, полученными по материалам переписей, они позволяют уже измерять, сравнивать, анализировать и прогнозировать интенсивность и тенденции демографических процессов.

Используя результаты переписей и текущего учета, органы государственной статистики в период между переписями производят расчеты численности населения и его состава по полу, возрасту, уровню образования и другим показателям. Однако некоторые данные, например, о составе населения по национальностям и родному языку, второму языку народов СНГ, невозможно рассчитать, их можно получить только при всеобщей переписи.

В нашей стране раньше проводилось много различных выборочных обследований, направленных на углубленное изучение отдельных вопросов общественной жизни. Каждое из этих обследований дополняет итоги переписи, данные текущего учета, образуя вместе с ними цельную систему показателей.

Для того, чтобы иметь динамику демографических показателей и обеспечить наиболее качественную основу для разработки научных и практических задач в изучении населения, переписи проводятся через равные интервалы времени и по сопоставимым программа. Это считается в мировой статистической практике одним из основных вопросов планирования переписей. Число стран, которые регулярно проводят переписи через 10 или 5 лет, увеличивается. Так в первом десятилетнем периоде после второй мировой войны с 1945 по 1954 года переписи были проведены в 151 стране, во втором десятилетнем периоде с 1955 по 1964год – в 168 странах и в период с 1965 по 1974 год – в 179 странах. В настоящее время население мира, составляющее более 6 млрд. человек, почти полностью охвачено переписями. Только в отдельных развивающихся странах, где ещё не было достаточной возможностей для организации переписей населения, проведение их откладывается.

В 1975 году начался очередной десятилетний цикл проведения переписей населения в странах мира. Всемирная конференция по народонаселению, проходившая в Бухаресте в 1974 году, в которой активное участие принимала делегация из бывшего СССР, рекомендовала всем странам провести переписи населения в период с 1975 по 1984 г. При этом указывалось на то, чтобы особое внимание в переписях было уделено данным, связанным с планированием социально – экономического развития и выработкой политики в изучении народонаселения.

Чехословацкие специалисты, например, подчеркивая важность переписей населения, отмечали, что в стране с плановой экономикой итоги переписи являются неотъемлемой составной частью всех научно обоснованных планов, а полное и рациональное использование этих итогов возможно только в обществе, где управление народным хозяйством и планирование его дальнейшего развития осуществляются на основе объективно полученных данных. В целях координации работ по переписям населения постоянная комиссия СЭВ по статистике устанавливает основные организационные и методологические принципы, рекомендуется, чтобы в каждой стране переписи проводились не реже чем раз в
10 лет.


1. История переписи населения. Первая перепись России 1897 года.

Ещё в древние времена, задолго до нашей эры, проводились различные учеты населения. Сведения о населении собирались с определенными практическими целями и именно поэтому они не могли быть полностью достоверными: каждому было выгодно скрывать свое имущество, с которого назначались подати, или уклонятся от воинской повинности.

Учет населения проводился в Китае, Египте, древнем Израиле, Персии, а позже – в Древнем Риме. Из канонических книг, составленных Конфуцием, известно, что учеты населения проводились в Китае ещё за 2 238 лет до нашей эры. В Библии (Ветхий Завет , пятикнижье Моисея) приводятся интересные данные о численности евреев, выведенных Моисеем из рабства в Египте во время их перехода в землю Ханаанскую. Имеются и другие упоминания о проведенных учетах населения

Возникновение переписей как периодической формы учета населения относится лишь к самым последним годам 18 – началу 19 столетия. Первая всеобщая перепись населения (ценз) была проведена в так называемых Северо-
Американских Соединенных Штатов (теперь США). Она началась в августе 1790 года и закончилась в 1792 г. Ценз проводился на основании постановления
Союзной конституции, предусматривающего проведение таких мероприятий каждые
10 лет, начиная с 1790 г. Такой порядок цензов в США сохранился и до сих пор.

В Великобритании переписи населения начались с 1801 г. и проводились каждые 10 лет. До 1841 г регистрация населения при переписи проводилась инспекторами органов призрения, и вопросы переписей были несложными (пол, возраст, занятие). Начиная с 1841 г круг вопросов, учитываемых в переписях, был значительно расширен, введено понятие критического момента переписи.

Начало нового этапа и совершенствование переписей как формы учета населения к 1846 году, когда была проведена первая перепись в Бельгии. Её организатор был известный ученый – статистик Адольф Кетле. Перепись была однодневной и учла наличное население. При этом было конкретизировано содержание ряда признаков населения и усовершенствован инструментарий.

На территории России попытки учета населения проводились ещё в глубокой древности, со времен установления татаро-монгольского ига. Позднее, в 16 –
17 вв., результаты учетов записывались в так называемых «писцовых книгах».
В 18 веке единицей налогообложения становится хозяйство, и производятся подворные переписи. Однако, как и в других государствах, они носили фискальный характер, т.е. предназначались главным образом для учета хозяйств (дворов) или душ в целях обложения их налогом. В соответствии с этим переписи охватывали только податное, в основном мужское, население. В некоторых переписях учитывались так же женщины и часть не податного населения, давалось распределение по возрастным группам, брачному состоянию и даже по роду занятий. В этой связи известный экономист А.И. Гозулов отмечал: «По программе и уровню организации подворные переписи 17 века были для своего времени формой изучения хозяйства, не имевшей на Западе равной себе системы учета». Последние подворные переписи были проведены в 1678 и
1710 гг. Последняя перепись, произведенная в самый разгар войны со Швецией, обнаружила столь сильное сокращение числа податных дворов (на 20%), что
Петр Первый вынужден был игнорировать её результаты и продолжать взимание налогов по данным подворной переписи 1678 г.

С начала 18 века в России стали проводить сравнительно регулярные учеты населения, в основе которых лежали так называемые «ревизии» - подушные переписи податного населения, из-за растущих недоимок и тяжелого положения государственных финансов, осуществлено Петром Первым в 1718 году. Всего в
России за период с 1720 по 1860г. было проведено 10 ревизий. Хотя они, как и подворные переписи, имели много дефектов (длились обычно по несколько лет, собранные сведения не относились к одному моменту времени и самое главное то, что население уклонялось от переписей, связанных с налогообложением), всё же дали богатый материал для изучения России многим прогрессивным ученым. М.В. Ломоносов высоко ценил их как источник сведений о населении и предлагал использовать для статистико-географического описания России. Материалы 10 ревизии, проведенной в 1857-1860гг., использовал К. Маркс при написании статьи «Об освобождении крестьян в
России», в которой он исследовал состояние помещичьего хозяйства и условия, предшествовавшие отмене крепостного права. Материалы ревизий и теперь являются ценным источником для изучения истории развития нашего народа.

С отменой крепостного права ревизии потеряли свое значение как переписи податного населения. Между тем с развитием капитализма в России все больше начинала ощущаться потребность в подробных данных о численности и составе населения, которые могла дать всеобщая перепись. Поэтому в данный период был разработан ряд специальных программ по изучению, как крестьянских хозяйств, так и кустарной промышленности, включавших помимо экономических вопросов также характеристики населения. Такая, перепись была проведена в
1897 г. В её организации огромная роль принадлежит известному русскому ученому П.П. Семенову – Тянь-Шаньскому, он был главным её инициатором. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце 19 века.

Следует отметить, что переписи 1897 г. предшествовала целая серия переписей населения в отдельных городах и областях России. В частности, с
1860 по 1887 г. проведено 88 местных и городских переписей (например, в
Петербурге – 1892 , 1863, 1864, 1869, 1881 гг., в Москве – 1871, 1882 гг., в Киеве – 1874 г., в Харькове – 1866, 18763, 1879 гг. других городах). Опыт этих местных переписей, осуществленных в ряде городов и губерний России, способствовал подготовке проведения всеобщей переписи населения. В переписи населения Москвы 1882 г. Участвовала выдающийся русский статистик
А.И.Чупров.

Программа Всеобщей переписи населения 1897 г. содержала следующие 14 вопросов: 1.ж пол. 2. возраст (сколько минуло лет или месяцев от роду). 3.
Родственное отношение к главе хозяйства и к главе семьи. 4. брачное состояние (холост, женат, вдов или разведен). 5. сословие, состояние или звание. 6. место рождения. 7. место прописки. 8. место постоянного
(обычного) проживания. 9. Отметка о временном отсутствии или временном проживании. 10. вероисповедание. 11. родной язык. 12. грамотность: а) умеет ли читать? б) где обучается, обучался ли, кончил ли курс образования? 13. занятие, ремесло, промысел, должность или служба отдельно: а) главное занятие, доставляющее основные средства существования; б) побочное или вспомогательное. В сельских местностях при ответе на этот вопрос требовалось указать также положение по воинской повинности. 14. наличие физических недостатков или душевного расстройства.

Учитывались три категории населения: 1) наличное; 2) оседлое; 3) приписное. Однако получить точные данные по всем этим категориям населения при первой всеобщей переписи населения оказалось невозможно. При подсчете итогов выявились значительные ошибки в учете переписного населения, и в результате не была произведена по нему разработка данных.

Переписи проводилась счетчиками. В качестве счетчиков привлекались учителя, представители духовенства, грамотные нижние чины, благонадежные грамотные жители. Перепись проводилась путем опроса населения и записи сведений в переписные листы (в каждый переписной лист можно было записать до 10 человек). Заполнение переписных форм начиналось за 10 дней до начала переписи в городах и за 20 дней – сельской местности. После начала переписи счетчики только проверяли и при необходимости исправляли переписные листы, на что им отводилось 2 дня в городах и 3 дня в сельской местности.

Собранный материал обрабатывался в основном в ручную, и поэтому итоги переписи были получены через длительное время после её проведения. Первый
(краткий) выпуск был опубликован через год, а полные итоги появились лишь спустя 8 лет, когда о переписи начали уже забывать. Это значительно снизило её общественное и научное значение, хотя историческая ценность первой всеобщей переписи населения России при всех её недостатках не утрачена и до сих пор.

Перепись 1897 г. была единственной всеобщей переписью в царской России.
После неё предпринимались попытки провести новую перепись населения, но всякий раз осуществление намеченного мероприятия откладывалось.

Перепись 1897 года имела огромное значение. Впервые были получены такие данные о население России, как численность, состав по полу, возрасту, брачному состоянию, грамотности, родному языку и некоторым другим характеристикам.

Данные переписи 1897 г. показали чрезвычайно тяжелую картину социально – экономического развития царской России.


2. Категории населения, учитываемые в переписи. Основные принципы переписи как научно организованной формы учета населения.

Перепись населения – это массовая статистическая операция, цель которой
– учет численности и состава всего населения на той территории, на которой она производится. Из данного определения видно, что предметом учета при переписях является население. С первого взгляда кажется, что понятие
«население» является достаточно четким и ясным. Однако практика показывает, что могут быть различные его толкования, от чего зависят не только результаты, но так же методы и организация производства переписей.

Обычно различают три категории населения, учитываемые в переписях: население наличное, постоянное или оседлое и население юридическое или приписное. Под наличным населением понимается все население, которое в момент переписи оказывается налицо в данной местности. В состав его входят все лица, независимо от их фактического места проживания, туристы, иностранные граждане. Под постоянным населением понимается население, которое связано по тем или иным причинам с данной местностью (обычно живет в данной местности, независимо от того, находились ли эти люди здесь в момент переписи или нет). Определение постоянного населения связано с большими трудностями, т.к. разграничение между постоянным и временным характером пребывания в данной местности является весьма условным.

Постоянное и наличное населения связаны между собой определенным соотношением. Для того, чтобы его определить, вводятся понятия «Временно проживающие» и «Временно отсутствующие». Временно проживающие - те которые на момент переписи оказались в данном месте, но не являются постоянными его жителями. Временно отсутствующие – те, кто на момент переписи отсутствовал на данной территории по той или иной причине, однако обычно постоянно проживают здесь.

В этом случае возникает проблема определения постоянного и временного проживания. В СССР был принят временной критерий характеристики указанных категорий населения, а именно: для того чтобы считаться проживающим постоянно, человек должен проживать на данной территории не менее 6 месяцев. В отношении кочевых племен вопрос решается следующим образом: их постоянное место проживание там, где ведется основное хозяйство.

Соотношение между численностью постоянного и наличного населения следующее:

Постоянное население= наличное население – временно проживающее + временно отсутствующее. Или кратко: ПН = НН + ВО - ВП. Отсюда: НН= ПН + ВП
- ВО;

ВП = НН + ВО - ПН и ВО = ПН + ВП - НН.

Из приведенных соотношений можно определить численность любой интересующей нас категории населения. Материалы переписи разрабатываются по постоянному и наличному населению.

Понятие юридического населения по существу является пережитком феодальных отношений, когда человек был прикреплен к земле или определенной сословной организации, т.е. это, население, приписанное к данной сельской или городской общине. Так, крестьяне в царской России были приписаны к определенному сельскому обществу. В приписное население не входят иностранцы и временно проживающие в данной общине, приписанные к другим общинам, но включаются все члены данной общины, проживающие в другой местности. В настоящее время такой категории населения в большинстве стран не существует.

Переписи могут проводиться методом самосчисления и методом опроса или с помощью сочетания этих двух методов. При приме6неие метода самосчисления переписные листы заполняются населением. В данном случае заполнить бланк переписи может отдельное лицо или глава семьи, домохозяйка, хозяин квартиры. При применении метода опроса переписной лист находится в руках у счетчика, который задает вопросы и ответы, записывает либо в словесной форме, либо в виде предусмотренного шрифта. Во втором случае можно получить более точные сведения, поскольку счетчик обычно задает дополнительные, разъясняющие вопросы.

Опрашивается при переписи каждый человек в отдельности. О детях в возрасте до 10 лет сведения можно получить от родителей. Документального подтверждения сообщенным сведениям не требуется. В связи с этим могут возникать определенные трудности с получением точной информации о возрасте человека или, например, о состоянии в браке (фактическом или юридическом).

Четкий и полный учет населения требует соответствия данных переписи точно установленному времени. Обычно это критический момент или день переписи. Все демографические изменения, происходящие за это время, в течение которого длится перепись, фиксируются в зависимости от того, произошли они до или после критического момента (дня). Существует два способа приведения записей к критическому моменту или критическому дню. В одном случае счетчики начинают заполнять переписные литы до этого, а после критического момента или в течение критического дня переписи вносят в записи соответствующие исправления и дополнения по поводу родившихся, умерших, прибывших или выбывших, т.е. перепись начинается за несколько дней до критического момента или дня. В другом случае перепись начинается на следующий день после критического момента или дня. Все сведения о населении записываются по состоянию на критический момент (день). Поэтому длиться перепись должна недолго, чтобы у людей прошлые события не стерлись из памяти.

Для проведения переписи обычно выбирается время, когда население наименее подвижно. В нашей стране и европейских странах временем наименьшей подвижности населения являются зимние месяцы. В это время нет сезонных работ, каникул, массовых отпусков. В зимние месяцы наиболее удобным для проведения переписи являются январь и февраль. Нельзя проводить переписи в воскресные и праздничные дни, при этом следует учитывать так же религиозные праздники. Длительность переписи измеряется 7-10 днями. Более длительные сроки проведения переписи крайне не желательны, так как это влияет на точность и полноту информации. После переписи устанавливаются также сроки проведения контрольного обхода (полного или выборочного). В сельской местности перепись может проводиться в более длительные сроки. Обычно перед началом переписи проводится предварительный обход населения. При этом счетчики знакомятся со своими участникам, ведут разъяснительную работу с людьми, договариваются, когда им удобнее всего прийти для заполнения переписных листов. Подготовка и проведение переписей, как правило, возлагаются на органы государственной статистики.

Органами, непосредственно проводящими перепись, являются переписные отделы, инструкторские участки и счетные участки. Переписные отделы организуются таким образом, чтобы охватить в городской местности от 10 до
35 тыс. населения, в сельской местности – от 10 до 20 тыс. населения.
Переписной отдел делится на инструкторские участки. Каждый инструкторский участок должен охватывать примерно 3-4 тыс. населения. Инструкторский участок объединяет 4-5 счетных участка (по 550- 600 человек). Границы всех переписных и счетных участков наносятся на карту городов заблаговременно, с тем, чтобы не допустить пропуска мелких населенных пунктов и отдельных домов. Устанавливаются нормы работы на каждого счетчика, нормы зависят от того, проводится перепись методом опроса или самосчисления.

Единицей наблюдения в переписи могут быть: человек, т.е. отдельное лицо, двор, хозяйство, квартира или жильё, семья. Определение единицы наблюдения в той или иной переписи согласуется с её конкретными задачами, а так же необходимостью учета той или иной категории населения. В настоящее время общепризнанно, что единицей наблюдения в современных переписях должна быть семья. Обусловлено это тем, что посемейный подход к решению многих социально- экономических проблем, изучение брачно-семейной структуры населения являются важным условием успешного развития многих отраслей общественного производства.

§2. Переписи Советской России, и их программы. Переписи России после советского периода.

После Великой Октябрьской революции Советское правительство, предположительно, уделяло большое внимание государственной статистике. В июле 1918г. В.И. Ленин подписал «Положение о государственной статистике». В нем были указаны задачи ЦСУ, в том числе, которых значилось проведение переписей населения.

В 1920 г. состоялась первая советская перепись населения. Она объединялась с сельскохозяйственной переписью и кратким учетом промышленных предприятий. С учетом особенностей сельскохозяйственного производства перепись проведена по состоянию на 28 августа. В её программу были включены следующие вопросы: пол; возраст; национальность; родной язык; гражданство; место рождения; продолжительность проживания в месте постоянного жительства и т.д.

Все вопросы, многие из которых определялись специфическим условиями того времени, были размещены в «Личном листке», который заполнялся на каждого человека, находившегося в хозяйстве в день переписи. Записи проводились счетчиками на основе опроса населения. В городах разрешалось также само исчисление при условии, что жители дадут на это согласие и есть уверенность в том, что они правильно и полно ответят на поставленные вопросы.

В основу организации первой советской переписи были положены научные принципы и методы статистических обследований населения. При составлении программы переписи была учтена необходимость получение показателей о социально – экономическом составе населения, его распределение по классам
(с этой целью в вопросы о занятых были включены подвопросы о положении в занятии: хозяин с наемными рабочими или без наемных, помогающий член семьи, служащий, рабочий, ученик). Впервые в истории переписи населения, включая и зарубежные, в программе переписи 1920 года был включен не только вопрос о родном языке, но и прямой вопрос о национальности. В отличие от переписи
1897 года в этой переписи наряду с вопросом о грамотности был включен вопрос об уровне образования. В тоже время не был включен вопрос о вероисповедании.

Перепись проводилась в период гражданской войны и иностранной интервенции. В стране царила хозяйственная разруха, не хватало финансовых средств, транспорта, бумаги, грамотных кадров. В Белоруссии, Крыму,
Закавказье, на Дальнем Востоке, в Туркестане, Хиве и Бухаре, В отдельных губерниях Украины, Поволжья, Северного Кавказа и Сибири велись боевые действия, и вследствие этого переписью не было охвачено около 30% населения страны. В некоторых районах, где уже была проведена перепись, собранные материалы были уничтожены, и перепись приходилось проводить вновь. Несмотря на огромные трудности, перепись была проведена, и ЦСУ смогло опубликовать её первые предварительные итоги уже в ноябре 1920года.

Полученные в результате переписи результаты о численности и составе населения страны были широко использованы в деле хозяйственного и культурного строительства, при разработке мероприятий по замене продразверстки продналогом. На основе материалов переписи известным советским экономистом С.Г. Струмилиным были произведены перспективные расчеты численности и трудовых ресурсов нашей страны.

Численность населения страны по данным переписи 1920 года составила
132,8 млн. человек. По данным прогноза группы Е.М. Тарасова население СССР к 1941 году было определено 177,1 млн. человек, а при пересчете населения по территориям численность населения СССР к началу Великой Отечественной войны должна была составлять 182,4 млн. человек. Фактически к 1941 году в стране было 177, 3 млн. человек. Таким образом, прогноз, выполненный на базе данных 1920 года можно считать одним из наиболее удачных, поскольку ошибка расчета составила только около 3%.

В 1923 году по состоянию на 15 марта была проведена перепись городского населения. В объект изучения включались также промышленные предприятия и торговые заведения. Переписью было охвачено население лишь тех городов, где происходила концентрация торгово-промышленной деятельности, и где численность и состав населения изменились наибольшим образом.

Следующая советская перепись населения была проведена в декабре 1926 года. При её подготовке выдающиеся статистики В.Г. Михайловский и О.А.
Квитко выработали научные принципы, которые легли в основу, как этой, так и последующих переписей населения. Впервые перепись охватила всю территорию страны и дала возможность отразить первые успехи в восстановлении народного хозяйства, разрушенного в годы первой мировой войны, гражданской войны и интервенции. Перепись была тщательно подготовлена. Разработанная программа переписи была довольно широкой и сохраняла преемственность переписей 1920 и
1923 годов.

Основным переписным документами были личный листок и семейная карта.
Личный листок использовался в целях удобства подсчета полученных сведений.
Он содержал в основном те же вопросы, что и при переписи 1920 года.
Основной вопрос, по моему мнению – вопрос безработицы, т.к. в то время безработица ещё имела место: по переписи 1926 г. безработных было учтено около 1 млн. человек. К 1930 г. Безработица была ликвидирована полностью
(по данным переписи и опросов). Всего личный вопрос включал 15 вопросов, а вместе с подворосами их было около 30; целая группа подворосов посвящалась характеристике главного и побочного занятий, социального положения, профессии и места работы.

Кроме личных листков, в городах и поселениях городского типа заполнялась семейная карта. Она составлялась на каждую семью (под семьёй понималась совокупность совместно проживающих в одной квартире, связанных родством и общим бюджетом; кроме того, в состав семь включались родственники, не живущие в той же квартире, но находившиеся на полном обеспечении кого – либо из членов семьи; родственники, живущие в той же квартире, но имеющие отдельный бюджет, в состав семьи не включались) или лицо, имеющее обособленное хозяйство, и предназначалась для получения сведений, характеризующих размер и состав семьи, а так же её жилищные условия.
Семейная карта содержала 20 вопросов. В отличие от личных листков, в которых учитывалось только наличное население, в семейную карту заносились все лица, принадлежавшие к постоянному составу семьи. Это позволяло установить в городах численность как наличного, так и постоянного населения.

Третьим документом переписи населения 1926 г. была «владенная» ведомость. Она составлялась в городских поселениях на каждое владение
(земельный участок с находящимися на нем строениями) и предназначалась для учета использования земли, строений, квартир и не жилых помещений, а так же для характеристики благоустройства городов. Владенная ведомость включала 13 основных вопросов: адрес; владения; кому принадлежит и т.д.

Для контроля за полнотой учета населения во время переписи составлялись так называемые поселенные списки домохозяев, которые использовались также для подсчета предварительных итогов переписи.

Основным переписным персоналом при Всесоюзной переписи населения 1926 года были счетчики, число которых составляло около 200 тыс. человек.

Перепись дала богатые материалы для разработки первой 5 - летки и баланса народного хозяйства. На базе её данных проводились расчеты текущей и перспективной численности и состава населения страны по различным признакам. Итоги переписи опубликованы в 56 томах, представляющих ценную информацию для научных исследований.

По данным переписи 1926 года численность СССР составила 141 млн. человек, в том числе 20,3 млн. – городских жителей, 120,7 – сельских. На возростно - половом составе населения страны отразились, прежде всего, значительные военные потери в первой мировой войне и гражданских войнах.
Перепись зарегистрировала более полутора миллионов безработных. Только 51% населения старше 9 лет было грамотно.

После завершения работ по переписи 1926 года началась подготовка к следующей Всесоюзной переписи населения, которая проводилась по состоянию на январь 1937 года. Однако организация этой переписи была признана не удовлетворительной, так как явно свидетельствовали о негативной его политике. Перепись 1937 года была объявлена «вредительской», а её организаторы подверглись репрессиям. Новая Всесоюзная перепись населения состоялась в 1939 г. 17 января и была осуществлена с учетом опыта переписей
1920 и 1926 гг. В программу переписи и организацию её проведения внесен ряд принципиально новых положений, которых не было при прошлых переписях.

Впервые в истории советских переписей учитывалось одновременно как наличное, так и постоянное население. Для обеспечения полноты и точности учета использовались совершенно новые методологические приемы; применялись контрольный бланк и справка о прохождении переписи (справка уже имела место в практике наших переписей, а контрольный бланк был использован впервые).
Начиная с переписи 1939 г. организованы предварительные обходы, что сохранилось до сих пор, счетчиками помещений своих участков. Была также измена программа переписи. По сравнению с предыдущими переписями включены новые вопросы об обучении, образовании, о принадлежности к общественной группе, вопрос о народности заменен на национальность, исключены вопросы о миграции, наличие физических недостатков, о безработице. Вместо личного листка при переписи 1939 г. был применен переписной лист списочной формы на несколько человек.

Перепись1939 года учла те изменения, которые произошли в нашей стране на базе выполнения двух пятилетних планов развития народного хозяйства, реконструкции промышленности и сельского хозяйства на основе новой техники при окончательной эксплуататорских классов.

В содержании программы переписи 1939 г. по сравнению с предыдущими переписями произошли существенные изменения. В частности, включены новые вопросы об обучении, образовании принадлежности к общественной группе.
Вопрос о народности заменен на вопрос о национальности. Исключены вопросы о миграции, о физических недостатках, так же нет вопроса о вероисповедании.

В стране намечалась подробная публикация данных переписи, но этому помешала Великая Отечественная война. Тем не менее, значение этой переписи трудно переоценить. Это была последняя предвоенная перепись, её данные были использованы при определении людских ресурсов войне и в после военные годы, а так же для оценки наших военных потерь.

Численность населения СССР по данным переписи 1939 года составила 170,6 млн. человек. В конце 1939 г, как известно, в стране изменились территориальные границы: в состав СССР вошли Западная Украина, Закарпатская
Украина, Западная Белоруссия, в 1940 г. – Литовская, Латвийская, Эстонская
ССР, была образованна Молдавская ССР, а в 1944 г. – Тувинская автономная республика. С учетом этих территориальных изменений численность населения страны оценивалась в 190,7 млн. человек, В том числе в городах 60,4 млн. человек, в сельской местности – 130,3 млн. человек. Таким образом, по сравнению с 1926 г. резко увеличилась численность городского населения страны. К 1939и г. существенно вырос образовательный уровень населения.
Так, грамотными по данным переписи 1939 г. в возрасте 9-49 лет были 93,5% мужчин и 81,6% женщин. Высшее образование имели 1,2 млн. человек, незаконченное высшее и среднее полное и неполное – 14,7 млн. человека. В целом возрастная структура населения характеризовалась относительно высокой долей молодых и детских возрастов и относительной невысокой долей пожилых.
Таким образом, накануне Великой Отечественной войны в стране сложилась довольно благоприятная демографическая ситуация, отмечались положительные изменения в образовательной и социальной структурах населения.

Принятые в 1939 г. прядок проведения и её методологические положения сохранились в своей основе в последующих переписях населения СССР 1959,
1970 и 1979 гг. Программа переписей изменялась не значительно. Об этом можно судить даже по количеству вопросов. В 1939 г. их было 16, в 1959 –
15, в 1970 – 18 и в 1979 г. – 16.

В целях более правильного учета постоянного населения в переписной лист вводился подвопрос о причине временного отсутствия в месте постоянного жительства.

Следующая перепись населения проводилась по состоянию на январь 1959 года. Эта перепись была весьма важным мероприятием, так как было необходимо получить подробную информацию о население страны и всех изменениях, происшедших в его структуре со времени предыдущей переписи 1939 года.

Переписной лист содержал 15 вопросов. Программа переписи 1959 г. была фактическим повторением программы переписи 1939 г. за исключением вопроса о грамотности, который не включался в дальнейшем ни в какие другие переписи в качестве самостоятельного.

В 1959 г. переписывалось все население страны, включая иностранных граждан, находившихся в СССР в момент переписи и советских граждан за границей, т.е. наличное население.

Численность населения СССР по переписи 1959 г. составила 208,8 млн. человек; 48% всего населения составляли городские жители и 52% - сельские.
Изменился и возростно – половой состав населения. В результате военных потерь соотношение между численностью мужчин и женщин в население было нарушено, мужчин было 45% и женщин 55%. В возрастах, принимавших участие в боевых действиях, это соотношение было еще более не благоприятным.
Значительно увеличился удельный вес старших возрастных групп. Основной причиной этого явилось существенное снижение рождаемости, а так же значительные военные потери в молодых возрастах.

В 1970 году прошла следующая перепись населения. Особенностью программы переписи было то, что состояла из вопросов сплошной переписи, на которые были получены ответы от всего населения (с 1 до 11 вопросы бланков сплошной и выборочной переписи) и из вопросов выборочной переписи, на которые были получены ответы только от 25% населения (с 12 по 18 вопросы второй формы).
При этом исключение составили лишь национальные округа с население менее
500 тыс. жителей, где население переписывалось все полностью на бланках и сплошной выборочной переписей.

В основном программа переписи 1970 года повторяла программу переписи
1959 г., однако в ней были некоторые дополнения.

Одновременно с переписью были получены данные о лицах в трудоспособном возрасте, занятых в домашнем и личном подсобном хозяйствах, выяснились условия, при которых они могли бы работать в общественном производстве.

Общая численность населения по данным переписи в стране составила 241,7 млн. человек, в том числе мужчин - 111,4 млн., женщин- 130,3 млн., т.е. диспропорции в соотношении населения по полу постепенно начали выравниваться. По сравнению с 1959г. сократился удельный вес детей и подростков, увеличилась доля людей в пожилом и преклонном возрастах.

Следующая перепись балы проведена в январе 1970г. Однако были уточнены некоторые вопросы и их формулировки, в частности, вопрос о состоянии в браке. В переписях до 1969 г. он учитывался в краткой формулировке. В переписи 1979 г. нужно было дать на этот вопрос, развернутый ответ. Далее в программу был включен один новый вопрос: «для женщин, указать, сколько детей родила». Точно так же, как и в переписи 1970 г. на 11 из 16 вопросов переписного листа ответы были получены от всего населения и на 5 вопросов – только от 25% населения.

Одновременно с переписью всего населения проводилась перепись людей в трудоспособном возрасте, не занятых в общественном производстве. Новым в переписи 1979 г. был и переписной бланк. Прежде всего, именно он был носителем информации, сведения с переписного листа не переносились на другой носитель информации, он сам вводился в ЭВМ. Кроме того переписной лист уже не носил списочную форму, как это было в прошлых переписях. В переписной бланк заносились сведения только для двух человек, а при выборочном обследовании – на одного. Все это существенно облегчило и удешевило обработку материалов переписи.

Численность населения по данным переписи 1979 г. в нашей стране составила 262,4 млн. человек, в том числе 46,8% мужчины и 53,2% женщин.

Так же в переписи 1970 г., в 1979 г. изучалась миграция населения, но не по такой подробной программе. В программе 1979 г. по этой проблеме был поставлен один вопрос – продолжительности (в городах) проживания человека в данном населенном пункте, если он проживает здесь не с рождения. Детально изучить миграцию с помощью этого вопроса, конечно, не возможно, но определение тенденции этих процессов все же удалось выявить.

Хотелось бы привести некоторые данные национального состава населения
СССР, по переписи 1979 года (см. табл. 1), на примере Свердловской области.

| |Всего |В том числе |Из общего числа лиц данной |
| | |считают родным языком. |национальности |
| | | |свободно владеют вторым языком народов |
| | | |СССР |
| | |язык своей |язык другой |языком своей |языком другой |
| | |национальности |национальности |национальности |национальности |
| | | |русский |другие | |русский |другими |
| | | | |языки | | |языками |
|Городское и сельское население. |
|Оба пола |4454508 |4244257 |205990 |4261 |399990 |265030 |15047 |
|Русские |3954961 |3954449 |--------- |512 |303 |--------- |11243 |
|Татары |179347 |131109 |48091 |147 |12059 |117096 |210 |
|Украинцы |81982 |35166 |46762 |54 |12639 |32876 |159 |
|Немцы |33588 |12523 |21040 |20 |----------------|11420 |136 |
| | | | | |---- | | |
|Башкиры |30051 |19076 |8408 |2567 |1743 |19969 |560 |
|Белорусы |29329 |10129 |19149 |51 |3642 |9485 |221 |
|Марийцы |26757 |21342 |5372 |43 |1097 |18461 |146 |
|Удмурты |21506 |11571 |9896 |39 |2022 |10908 |67 |
|Евреи |18433 |1424 |16921 |88 |946 |1278 |1230 |
|Чуваши |16314 |8794 |7489 |31 |1707 |8316 |94 |
|Мордва |16164 |8380 |7773 |11 |1766 |8006 |54 |
|Другие |46076 |30294 |15089 |693 |2066 |27215 |927 |
|националь- | | | | | | | |
|ности. | | | | | | | |

Данные Всесоюзных переписей населения 1959 и 1970 г. разрабатывались по наличному населению, однако некоторые сведения, в частности, о величине и составе семьи были получены по постоянному населению. В переписи 1979 г. итоги по общей численности и распределения населения по полу разрабатывались и публиковались как по наличному, так и по постоянному населению. Большая же часть данных публиковалась по постоянному населению.

Последняя перепись в СССР была проведена в 1989 г. Её программа включала
24 вопроса. Семь из них были посвящены характеристике жилья, так же исключили вопрос об образовании, указав в подсказке на него обучение в профессионально – техническом училище. Для более подробного изучения миграции спрашивали не только, сколько времени человек проживает в данном населенном пункте, но и откуда прибыл. В дополнение к вопросу для женщин
«сколько детей родила» выясняли так же, сколько из этих детей осталось в живых. Если в прошлых переписях спрашивалось об одном дополнительном источнике средств существования, то в переписи 1989 года выясняли 2 возможных дополнительных источника средств существования. Наконец, вместо первого вопроса о главе семьи один из членов семьи будет переписываться первым, остальные в соответствии с родственниками отношением к нему, т.е. члены семьи записывались по отношению к тому, кто записан первым.

Впервые в переписи 1989 года со сведениями о населении, были собранны сведения о том, в каких условиях живут люди. Это позволило получить информацию о жилищных условиях различных социально – демографических групп населения во всех районах страны, о развитие жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильём и его благоустройстве.

2.1. Причины и особенности микропереписи населения 1994 года.

Осуществление в стране глубоких социально-экономических реформ, необходимость разработки и реализации новой государственной политики в области населения в условиях кризисного обострения демографических процессов требуют разнообразной статистической информации о социально- демографических характеристиках россиян.

Полные и наиболее объективные сведения о населении дают всеобщие переписи, последняя из которых была проведена в 1989 г. однако резкие и динамичные перемены в экономической, социальной, политической сферах развития общества за 5 лет, прошедших после переписи, существенно повлияли на население, его структуру и размещение по территории.

Для получения данных о современном составе населения и демографических перспективах страны, в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 145 марта 1993 года № 231, в феврале 1994 года повсеместно (за исключением Чеченской республики) проведена микроперепись с охватом 5% населения.

Особое значение и ценность материалов микропереписи заключаются в том, что они получены непосредственно у населения путем опроса респондентов по специальной программе, причем каких-либо иных источников и способов сбора информации по ряду важнейших показателей в настоящее время не существует.
Это, прежде всего, относится к сведениям о национальном составе, источников средств существования, уровне образования, брачном состоянии населения и составе домохозяйств, репродуктивном поведении и репродуктивных планах женщин.

2.2. Некоторые итоги микропереписи населения 1994 Свердловской области.

Микропереписи 1994 г. проводилась с 14 по 23 февраля во всех районах городах и районах области Свердловской области (кроме Верхнесалдинского и
Гаринского районов, не попавших в выборку) с охватом 5% постоянного населения. На вопросы бланка переписи ответили 232,8 тыс. жителей области, в том числе 203,4 тыс. горожан и 29,4 тыс. селян. Полученные в результате опроса данные существенно дополняют наши представления о демографической, национальной, образовательной характеристике и социально – экономическом положении населения.

1.Поло-возрастной состав населения.

Уже многие десятилетия наблюдается неблагоприятное соотношение полов – женщин во всем населении области заметно больше, чем мужчин. Микроперепись зафиксировала еще большие ухудшение этого показателя (см. таблица 2):

|В процентах |
| |1989 год |1994 год. |
| | | |
|Все население | | |
|в том числе: | | |
|городское население | | |
|сельское население | | |
| |Мужчины |Женщины |Мужчины |Женщины |
| |46,6 |53,4 |45,5 |54,5 |
| |46,4 |53,6 |45,3 |54,7 |
| |48,4 |51,6 |47,3 |52,7 |

Увеличение диспропорции полов обусловлено, главным образом, ростом и без того высокой смертности мужчин: по сравнению с 1989 годом её общий показатель увеличился на 56,4% (у женщин – на 28,9%). За прошедшие после всеобщей переписи пять лет ожидаемая продолжительность жизни у мужчин уменьшилось с 64 до 58 лет (у женщин – с 74 до 71). Средний возраст мужчин по данным микропереписи на пять лет меньше, чем у женщин (33,9 года против
38,8 лет).

Ухудшилась по сравнению с 1989 г. и возрастная структура жителей нашей области (см. таблица 3):

|Население в возрасте (в процентах к итогу) |
| |Моложе |Трудоспособном |Старше |
| |трудоспособного | |трудоспособного |
|Все население:| |
|1989 |24,6 |57,0 |18,4 |
|1994 |22,4 |56,3 |21,3 |
|Мужчины: | |
|1989 |26,8 |63,1 |10,1 |
|1994 |25,0 |62,2 |12,8 |
|Женщины: | |
|1989 |22,7 |51,6 |25,7 |
|1994 |20,2 |51,3 |28,5 |

Падение на 2,2 пункта доли детей и подростков в возрасте до 16 лет обусловлено, главным образом, падением рождаемости (с 13,7 рождений на 1000 человек в 1989 г. до 8,6 в 1993 г. или на 37,4%). Усилился процесс старения населения – удельный вес людей пенсионного возраста увеличился за последние
5 лет почти на три пункта.

2. Национальность и языки.

Программа микропереписи предусматривала получение сведений о национальном составе населения. Ответ на вопрос о национальной принадлежности записывался, как это принято при переписях, со слов опрашиваемых, национальность детей определялась родителями. Всего по области микропереписью были уточнены представители 94 национальностей (в переписи 1989 г. – 120 национальностей). По сравнению с переписью 1989 г. в перечне национальностей появились такие новые, как: йезиды (18), татары сибирские (12), гагаузы (9), албанцы и мокша (по 4), турки – месхетинцы
(3),тлибишинцы, кумандинцы, нагайбаки, хемшилы, белуджи (по 2), арчинцы и тиндинцы (по 1) и, кроме того, казаки (8). Смотри таблицу 4


|В расчете на 100 000 человек |1994 год в |
| |% к 1989г. |
| |1989год |1994год | |
|Русские |88744 |90235 |101,7 |
|Татары |3905 |3839 |98,3 |
|Украинцы |1747 |1398 |80,0 |
|Башкиры |882 |813 |92,2 |
|Марийцы |665 |630 |94,8 |
|Немцы |668 |528 |79,0 |
|Белорусы |614 |502 |81,8 |
|Удмурты |502 |432 |86,1 |
|Евреи |304 |265 |87,2 |
|Чуваши |346 |248 |71,7 |
|Мордва |328 |247 |75,3 |
|Армяне |78 |97 |124,4 |
|Азербайджанцы |155 |79 |51,0 |
|Молдаване |94 |64 |68,1 |
|Казахи |135 |50 |37,0 |
|Поляки |56 |48 |85,7 |
|Греки |29 |47 |162,1 |
|Цыгане |83 |45 |54,2 |
|Коми – пермяки |45 |44 |97,8 |
|Таджики |30 |37 |123,3 |
|Болгары |33 |32 |97,0 |
|Узбеки |97 |30 |30,9 |
|Грузины |46 |28 |60,9 |
|Осетины |18 |21 |116,7 |
|Латыши |19 |17 |89,5 |
|Коми |31 |16 |51,6 |
|Литовцы |35 |15 |42,9 |
|Аварцы |12 |14 |116,7 |
|Лезгины |19 |12 |63,2 |
|Корейцы |13 |11 |84,6 |
|Чеченцы |19 |11 |57,9 |
|Киргизы |28 |8 |28,6 |
|Эстонцы |15 |6 |40,0 |

Изменения обусловлены взаимодействием ряда причин, среди которых можно выделить вынужденную иммиграцию из стран ближнего зарубежья (например, русских, армян, таджиков, осетин некоторых других национальностей), возвратную этническою миграцию в эти же страны (украинцев, азербайджанцев, казахов, узбеков, киргизов, эстонцев), а так же в национальные территориальные образования в пределах России (мордвы, татар, башкир, чувашей, марийцев, удмуртов, коми и других) и эмиграцию в государства дальнего зарубежья (прежде всего немцев и евреев).

Анализ ответов на вопрос программы о родном языке показал, что подавляющая часть респондентов (94,8%) считает родным языком русский, причем 4,8% из них не отнесли себя к русским. Помимо русских, русский назвали родным: евреи (94,7%), поляки (82,9%), немцы (75,5%), белорусы
(70,9%), болгары (70,7%), украинцы (69,8%), латыши (66,7%), коми – пермяки
(57,8%), мордва (55,9%), удмурты (52,7%), т. е. представляющие собой, в основном, славянские народы или ассимилировавшиеся среди русских национальности. В целом же среди нерусского населения 46,4% опрошенных назвали русский родным и 51,1% - вторым языком, которым свободно владеют.
Кроме того, 7,5% евреев, 1% украинцев и 0,7% русских показали, что свободно владеют одним из 4-х иностранных языков (английский, немецкий, французский испанский).

При микропереписи впервые получены сведения о том , на каком языке разговаривают жители области дома, на работе, в учебных заведениях и дошкольных учреждениях. Как выяснилось, свыше три четверти (79%) нерусского населения общается дома на русском языке (в том числе в городских поселениях – 85,1%, в сельской местности – 50,1%); удельный вес разговаривающих по-русски на работе существенно выше – 96% (в городах –
99,9%, на селе – 73,6%); в учебных заведениях и дошкольных учреждениях русским языком пользуются 99,2% учтенных микропереписью нерусских (99,8% горожан и 96,7% сельских жителей).

Более других (кроме русских) общаются на языке своей национальности: дома – кабардинцы (87,5%), цыгане (68,6%), киргизы и йезиды (по 61,1%), даргинцы (53,3%), марийцы (42,5%), армяне (41,2%), азербайджанцы (35%), таджики (34,5%) и аварцы (34,5%),; на работе – марийцы (29,1%) и татары
(6%).

3. Источники средств существования.

Данные микропереписи показали, что у 45,4% опрошенных зарплата, получаемая на предприятиях, организациях и учреждениях всех форм собственности, по – прежнему является основным источником существования. В
1989 г. такой доход имело 52,4% жителей области. Пенсию в качестве источника средств существования называли 26% респондентов; различные пособия – 25%; стипендию получали 2,8% опрошенных; пособие по безработице –
0,6%.

В тоже время принципиально новыми возможностями получения доходов, предоставленными в рамках проводимых в стране реформ, пользуется не значительная часть охваченного микропереписью населения.
Предпринимательскую деятельность, как источник дохода, назвало 0,8% обследованных, доходы от фермерской деятельности – 0,4% сельских жителей, доходы от собственности (дивиденды, доходы от сдачи в аренду жилья, автомобиля, другой собственности) – 0,2% опрошенных.

В итогах микропереписи заметно повышение активности населения в поисках дополнительных источников доходов. Удельный рост респондентов, указавших более одного источника средств существования, увеличился в области с 12,6 % в 1989 г. до 58,2% в 1994 год. Среди них в наиболее типичных сочетаниях назвали: 30,2% - заработную плату и доход от личного и подсобного хозяйства; 16,9% - пенсию и доход от личного и подсобного хозяйства; 3,1% - заработную плату и пенсию. 84,7% из числа всех иждивенцев отдельных лиц получали различные государственные пособия. Наличие трех и более источников средств существования отмечено у 4,4% респондентов.

Принимаемые государством меры по защите наиболее социально уязвимых слоев населения, наряду сростом числа пенсионеров, обусловили почти трехкратное увеличение части населения области, получающих пенсию и различные государственные пособия – с 19,3% в 1989 г. до 52% в 1994 г.

Хотелось бы еще привести данные о численности постоянного и обследованного населения (см. таблица 5) и о распределение населения по пол (см. таблица 6), по микропереписи 1994 года.

Таблица 5:
| |Численность |Процент |
| | |обследованного |
| | |в микропереписи |
| | |населения |
| |Постоянного |Обследованного | |
| |населения |населения | |
| |На 01.01.94г. |на 14.02.94 г | |
| |/тыс. чел./ |/человек/. | |
|Российская |147977,1 |7346961 |4,96 |
|Федерация | | | |
|Уральский регион |20380,4 |1016762 |4,99 |
|Свердловская |4656,7 |232842 |5,00 |
|область | | | |
|в том числе: |4057,1 |203410 |5,01 |
|городское население| | | |
| | | | |
|г. Екатеринбург |1345,5 |68020 |5,06 |
|г. Нижний Тагил |428,7 |22208 |5,18 |
|г.Каменск-Уральский|205,8 |10268 |4,99 |
|г. Первоуральск |142,6 |7889 |5,53 |
|г. Серов |102,0 |4572 |4,48 |
|г. Асбест |83,2 |4054 |4,87 |
|Сельское население |599,6 |29432 |4,91 |

Таблица 6:
| | | |На100 |
| |Численность |На 1000 человек |женщин |
| |/человек/ |приходится |приходится |
| | | |мужчин |
| |Мужчин |Женщин |Мужчин |Женщин | |
|Российская |3373246 |3973715 |459 |541 |849 |
|Федерация | | | | | |
|Уральский |467597 |549165 |460 |540 |851 |
|регион | | | | | |
|Свердловская |106001 |126841 |455 |545 |836 |
|область | | | | | |
|в том числе: | | | | | |
|городское |92091 |111319 |453 |547 |827 |
|население | | | | | |
|г. |30306 |37714 |446 |554 |804 |
|Екатеринбург | | | | | |
|г. Нижний |10024 |12184 |451 |549 |823 |
|Тагил | | | | | |
|г. |4623 |5645 |450 |550 |819 |
|Каменск-Уральс| | | | | |
|кий | | | | | |
|г. |3539 |4350 |449 |551 |814 |
|Первоуральск | | | | | |
|г. Серов |2040 |2532 |446 |554 |806 |
|г. Асбест |1794 |2260 |443 |557 |794 |
|Сельское |13910 |15522 |473 |527 |896 |
|население | | | | | |

Очередная перепись должна была состояться в 1999 году, однако отложена с нехваткой денежных средств (и кризисом 1998 года).

Перепись 2002 г. будет первой переписью населения в независимой России.
Состоялся ряд заседаний правительства на эту тему, приняты важные организационные решения. Во многих регионах страны активно ведется подготовка к данному мероприятию – как организационная, так и просветительская. На проведение всероссийской переписи населения предполагается потратить 3,3 млрд. рублей. В этот раз предполагается расширить круг вопросов, касающихся социально – экономического положения населения, чтобы составить по возможности картину, свободную как от негативных политических спекулятивных, так и от лакировки действительности.

Согласно одному из главных принципов проведения переписей, персональные данные никогда не попадут куда – либо, кроме Госкомстата, и не будут преданы гласности. В том числе они закрыты и для других государственных учреждений и ведомств. Для обеспечения защиты данных переписи 2002 г. при участии МВД и ФАПСИ была создана Государственная техническая комиссия.
Помимо технической и программно – технологической защиты компьютеров, будет создана специальная зона безопасности, куда станут пропускаться только специалисты, имеющие непосредственное отношение к обработке данных.

Предполагалось также, что перед проведением переписи счетчики могут проводить предварительные обходы, что бы познакомиться с людьми, которых будут опрашивать.

К сожалению, согласно недавним социологическим исследованиям, лишь половина опрошенных выразила готовность честно ответить на все вопросы.
Однако у оставшейся половины есть ещё время серьезно подумать и изменить свое мнение. Ведь без полной и объективной информации невозможно нормально управлять государством, тем более таким огромным и сложным, как наша держава.

Заключение.

В заключение своей работы я хотела бы отметить то, что дальнейшая демократизация нашего многонационального общества предполагает разработку и осуществление в стране новой современной государтсвен6ной национальной политики. Концепцию такой политики можно должным образом обосновать, располагая надежной информационной статистической базой, которую даст лишь перепись. Её материалы позволяют получить сведения не только о численности населения той или иной национальности, но и об их возростно – половом составе, родном и другом языке, которым они свободно владеют, состояние в браке, уровне образования, источниках средств существования, экономической активности, занятых и т.д.

Успешная реализация реформ, духовное и экономическое состояние общества во многом зависят от развития интеллектуального потенциала страны, проще говоря – от образовательного уровня населения. Казалось бы, в этой области особых оснований для беспокойства быть не должно. Сопоставим хотя бы итоги микропереписи 1994 года с материалами 1989 г., получается, что образовательный уровень россиян повысился почти во всех возрастных группах, и особенно в старших возрастах, в которые ныне вступили люди достаточно образованные. Однако среди молодежи в возрасте от 15 – 19 лет картина сложилась обратная: доля молодых людей этого возраста с незаконченным высшим или средним (полным и неполным) образованием за 5 лет уменьшилась более чем на 4 пункта: с 94,5% до 91%. Чтобы как – то стабилизировать и улучшить эту ситуацию необходимо было изначально хотя бы узнать это, т.е. была необходима перепись и она была проведена.

Дальнейшее развитие реформ, необходимость регулирования вызванных ими сложных процессов социально – экономической сфере предъявляют новые требования к информации о состоянии трудового потенциала страны и занятости населения. В современных условиях собрать достаточно полную подробную информацию о численности и структуре трудовых ресурсов России и её территорий можно только в рамках переписи. Для этого в проекте её программе предусмотрен блок вопросов. Эти материалы переписи будут служить основой для текущих оценок и расчетов по районам и городам в межпереписной период, а так же базой для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств при организации наблюдения за текущими изменениями и тенденциям на рынке труда.

Еще один блок важной информации – о жилищных условиях населения, эту информацию можно получить, только проведя перепись. Обеспеченность жильём всегда была в России одним из болезненных вопросов. По данным микропереписи
1994 г., у 14% домохозяйств на одного человека приходилось менее 7 кв. м. жилой площади, и свыше 6% городских домохозяйств располагались в коммунальных квартирах. В ближайшее время положение может ещё более усугубиться в связи с ограниченностью муниципального жилищного строительства, высокой стоимостью предлагаемых для продажи квартир, а в ряде регионов, кроме того, из – за резкого повышения потребности в жилье для расселения и обустройства семей вынужденных мигрантов.

И хотелось бы отметить, что одним из главных факторов успешного проведения переписи будет готовность к ней самого населения, понимание её целей и государственного значения для формирования эффективной социально – экономической политики. Такого понимания можно добиться только при умелой организации разъяснительной работы с использованием всех средств массовой информации.

Перепись является одним источником обо всех численных, национальных и др. изменениях в обществе, она представляет важнейшую информацию для правительства в целях установления годового бюджета, в какую сферу общественной жизни следует вложить большие затраты. Я считаю, что переписи следует проводить не реже, чем в 10 лет, тогда мы будем иметь полную информацию о жизни людей в стране.

Перепись 2002 г. будет первой переписью населения в независимой России.
Состоялся ряд заседаний правительства на эту тему, приняты важные организационные решения. Во многих регионах страны активно ведется подготовка к данному мероприятию – как организационная, так и просветительская. На проведение всероссийской переписи населения предполагается потратить 3,3 млрд. рублей. В этот раз предполагается расширить круг вопросов, касающихся социально – экономического положения населения, чтобы составить по возможности картину, свободную как от негативных политических спекулятивных, так и от лакировки действительности.

Согласно одному из главных принципов проведения переписей, персональные данные никогда не попадут куда – либо, кроме Госкомстата, и не будут преданы гласности. В том числе они закрыты и для других государственных учреждений и ведомств. Для обеспечения защиты данных переписи 2002 г. при участии МВД и ФАПСИ была создана Государственная техническая комиссия.
Помимо технической и программно – технологической защиты компьютеров, будет создана специальная зона безопасности, куда станут пропускаться только специалисты, имеющие непосредственное отношение к обработке данных.
Перепись будет проходить на основании закона гарантирующего конфедициальность полученных сведений, каждый в праве предоставляет данные о себе на добровольной основе.

Хотелось бы ещё отметить, что результаты переписи положительно повлияют на результаты в области управления экономикой. Все результаты, полученные в результате переписи 2002 года будут учтены. Президент считает, что перепись станет проверкой дееспособности всех уровней власти.


Похожие работы:

  1. • Зависимость численности населения от экономического ...
  2. • Особенности миграционной ситуации в России в 90-е ...
  3. • Статистика российской религиозности: магия цифр и ...
  4. • Перепись населения
  5. • Первые переписи населения в России
  6. • Маленькие народы России
  7. • Перепись населения в России, её задачи и история ...
  8. • Основы экономической географии
  9. • Генофонд России
  10. • Миграции населения
  11. • Влияние международной миграции на рынки труда
  12. • Государственная миграционная политика
  13. • Миграция рабочей силы на примере России
  14. • Анализ этносоциальных и этнополитических процессов ...
  15. • Территориальная мобильность населения
  16. • Разработка туристского продукта для установленного ...
  17. • Особенности гендерной идентичности
  18. • Анализ демографической ситуации и оценка ...
  19. • Конституционные основы государственного устройства Российской ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com