Культура - одно из самых сложных слов, используемых в нашем
практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет
сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется
крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых
различных системах мысли. В своем этимологическом значении понятие культуры
восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего
Рима. Понятие “культура” в переносном значении аналогично понятию
“хозяйство” и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души,
культура разума, культ богов и культ предков.
Римский философ М. Цицерон, уже имел в виду не землю, а духовность.
Он вел речь о необходимости культуры души и духа. К понятию культуры близок
и термин “оккультизм” (тайный, сокровенный). В Древнем Китае термин
“культура Вэнь” был одним из центральных. В учении древнекитайского ученого
Конфуция обосновывалась сущностная роль языка в познании принятии
правильных решений. Французский философ Ж. Сартр отмечал, что культура
никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в
ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом
зеркале он может увидеть свое лицо. Оригинально расшифровал понятие
“культура” Н. К. Рерих. Он разбил его на две части: “культ” - почитание,
“ур” - свет, то есть почитание света.
Согласно В. Далю, культура - это обработка и уход, возделывание,
образование умственное и нравственное. Подобным же образом и термин
цивилизация проник в Россию вместе с соответствующими переводными книгами.
В XX века в Росси под словом цивилизация стало пониматься общее состояние
общества или даже уровень воспитания или конкретных персон,
противопоставляемое дикости или варварству. Подведем итог лингвистического
развития слова культура в современных языках: 1) абстрактное обозначение
общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2)
обозначение состояния общества, основанного на праве и порядке, мягкости
нравов и т.д. в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений
слова цивилизация; 3) абстрактное указание на особенности способа
существования или образа жизни, свойственных какому то обществу, какой-то
группе людей, какому-то историческому периоду; 4) абстрактное обозначение
форм и продуктов интеллектуальной и, прежде всего художественной
деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино.
Понятие “культура” означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная функция феномена культуры человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, “языках” науки, философии, религии и других. Однако это не просто “склад” запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к анемии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти.
Познавательная функция связана со способностью культуры
концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она
имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире,
создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения.
Можно утверждать, что общество интеллектуально на столько, насколько им
используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде
человечества. Все типы общества существенно различаются, прежде всего, по
этому признаку.
Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную
знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения
соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры.
Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет собой
важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки
нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми
системами располагают и естественные науки.
Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
Функции культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по
отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее
в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом
наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов
(технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом
все функции культуры социальны, то есть обеспечивают именно коллективный
характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти
все формы индивид, активности человека в силу его связанности с социальным
окружением. Число такого рода функций весьма велико. Они могут быть
выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно
частных, обеспечивающих функции более высокого уровня.
Наиболее общей и универсальной функцией культуры следует признать обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.
Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести функции,
обеспечивающие основные формы интегрированного существования сообществ
людей:
> организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы: социально-территориальные соседские общины
(племена, этносы, нации), социально-функциональные (производств, военные, учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, проф. констелляции, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалектам, языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты, деноминации, конфессии) и т.п.;
> регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством исторической селекции, нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта в этой области и реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет и пр.) или институционального (право, политика, идеология, церемониал и т.п.) свойства;
> консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством выработки общих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и потребностей, чувства солидарности личности с коллективом и защищенности им, удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия, формирования системы образов групповой идентичности (этнических, социальных, конфессиональных, государственных и иных маркеров) и оснований личной самоидентификации человека в коллективе и самоотождествления с ним, заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивид, и групповым интересам.
Третий уровень — функции культуры, обеспечивающие основные средства
совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести:
V культуру демографического и социального воспроизводства членов сообщества, функционирующую посредством выработки норм сексуальных отношений, брачно-семейных и родственных обязательств, норм соседского общежития, стандартов физического развития индивида и охраны его репродуктивных возможностей, а также системы форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки норм и стандартов социализации и ин-культурации личности, ее социальной и культурной адекватности обществу проживания, стимулирования ее заинтересованности в приемлемых для общества формах социальной самореализации, в т.ч. в творческой и инновативной деятельности, в превращении индивида из “продукта и потребителя” культуры в ее
“производителя”;
V культуру адаптации сообщества к природным и историческим условиям его обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей), обеспечении коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивид, безопасности членов сообщества, их имущества и легитимных прав, интересов
(правоохранительная система);
V культуру развития искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами, выраженную в формировании принципов, норм, правил и стандартов построения территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов и их внутреннюю структуры, транспортных коммуникаций, размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон и пр.), развития системы энергообеспечения и производства средств производства (инструментария), обеспечения производства и распределения товаров потребления и услуг и т.п.;
V культуру собственности, власти и социальной престижности, связанную с развитием приемлемых для сообщества технологий и форм властно- собственнических претензий и отношений, способах обретения богатства, формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и его символической маркировки (титулатура, регалии, престижные образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.);
V культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в ситуации неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физическим недостаткам, пострадавшим от войны или стихийного бедствия и т.п.), благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифологии социальной справедливости, “уравниловки”, патронажа коллектива над личностью и т.п.;
V культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия), логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость), образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения и пр.);
V культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между людьми, реализуемую в виде процессов: символизации объектов и явлений
(формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.), сложение языков обмена информацией (“естественных” устных и письменных вербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символических и церемониальных действий, искусств, специализированных языков служебных и технических символов — математических, компьютерных, топографических, чертежных, нотных и пр., разнообразных систем знаков, звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.), сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и иной форме), ее тиражирования и трансляции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, банки данных, картотеки и пр.);
V культуру физической и психической реабилитации и релаксации человека, включающую принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья и личной гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы развлекательного, игрового и интеллект, досуга, систему институтов организованного досуга и т.п.
Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях речь идет не о практических технологиях по достижению утилитарного результата (созданию продукта потребления), а о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.
Четвертый и последующие уровни функций культуры связаны уже с
дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты
(“экономическая культура”, “военная культура”, “культура торговли”,
“религиозная культура”, “педагогическая культура” и т.п.) и системы
критериев качества осуществления тех или иных социальных функций (“культура
труда и потребления”, “культура быта”, “культура языка”, “культура научного
мышления”, “культура художественного творчества” и пр.). В обоих случаях
здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых
технологий (а отсюда и качественные параметры результатов) в той или иной
сфере жизнедеятельности общепринятым технологическим нормам в
соответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекции
такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с точки
зрения социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий
утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепились в
ценностных комплексах специфического свойства, называемых обычно “проф.
культурой” и “культурой образа жизни”.
Таким образом, во всем многообразии функций культуры можно выделить такие “профильные” направления, как социально-интегративное, организационно- регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационное и оценочное.
Литература:
I. Токарев С.А. Разграничительные и объединительные функции культуры. М.,
1983.
II. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.
III. Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.
IV. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
V. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М., 1996;
Они же. Апология культурологии // Обществ, науки и современность,
1997. № 2.