Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
По дисциплине:
Экономическая теория
На тему:
“Основные направления социальной защиты населения России”
Выполнила: Семёнова Янина
Слушатель II курс СФТД группа 241(1) очное отделение
Научный руководитель: Бельченко М.А. кандидат экономических наук доцент
Санкт-Петербург 2004 г.
План:
Введение
Глава №1: Обоснование понятия социальная защита и ее необходимость.
§1 Социальная политика и социальная справедливость
§2 Необходимость социальной защиты
Глава №2: Социальная защита разных слоёв населения
§1 Социальное страхование§2 Прожиточный минимум
§3 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоев населения
§4 Пенсионное обеспечение
§5 Социальная защиты семей с детьми
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Тема, выбранная автором, является актуальной по той причине, что большая часть нашего общества живет с постоянным фоновым чувством сильно нарушенной в современной Российской Федерации социальной справедливости. Это выражается в первую очередь в возмущении созданным в «одночасье» (в начале девяностых годов) и «на ровном месте» колоссальным имущественным неравенством, а также в невозможности для квалифицированного человека найти применение своим знаниям и способностям и получить такую оплату своего труда, которая соответствовала бы его общественной ценности. И уж совсем нетерпимо то, что десятки миллионов людей самым грубым образом были лишены сравнительно приличного образа жизни и теперь ведут полуголодное существование. Эти люди считают наше теперешнее общество значительно более несправедливым, чем позднесоветское общество.
В связи с этим автор в данной работе ставит цель: проанализировать сущность
социальной защиты и ее основных направлений в РФ.
В ходе достижения цели курсовой работы предстоит решить ряд задач:
Обосновать понятие социальной защиты и ее необходимость для населения;
Рассмотреть: задачи выполняемые социальным страхованием; предназначение
прожиточного минимума; поддержку государства пенсионеров, инвалидов, семей
с детьми.
В ходе выполнения работы автором использовались материалы учебной и научной
литературы, а также официальные данные по социальной защите РФ, полученные
из разных источников.
Глава №1
§1Социальная политика и социальная справедливость.
Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная
на достижение благосостояния в обществе.
Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования
трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным
процессом, коллективные договоры, государственную систему социального
обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие
частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру
(образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также
реализацию принципа социальной справедливости.
Итак, субъект социальной политики (социальные группы, имеющие в своих руках
власть в социальной сфере), обеспечивая достижение благосостояния в
обществе (общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной
деятельности людей), реализует принцип социальной справедливости. Однако,
что есть справедливость?
Справедливость - понятие о должном, связанное с исторически меняющимися
представлениями о неотъемлемых правах человека. Справедливость
подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или
социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их
правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением,
преступлением и наказанием, заслугами ладей и их общественным признанием.
Справедливость всегда имеет исторический характер, коренится в условиях
жизни людей (классов).
Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) трактовал понятие справедливости, как
правило - не переступать установленных от века границ. [1]
Справедливость для ведического понимания - праведный закон человеческого
бытия, созвучный прекрасному порядку в природном мире.
Конфуций (551-479 гг. до н.э.) считал, что справедливость диктуется
традицией, воплощается в ритуале и этике, и является проявлением воли
"неба". [2]
Сократ (469-399 гг. до н.э.) - справедливость - следование мудрости,
истинному знанию, порядку вещей, законам. [3]
Справедливость Платона (428/427-347 гг. до н.э.) является венцом четырех
добродетелей идеального государства : справедливость — мудрость — мужество
— благоразумие. Справедливость почти синоним права. [4]
Аристотель утверждает: "Понятие о справедливости связано с представлением о
государстве...", - центральным понятием, характеризующим справедливость,
выступает "соразмерность". Справедливость - удивительная добродетель, общее
благо, приобретенное свойство души, в силу которого люди становятся
способными к справедливым действиям, согласованным с законом и правом
государства.
На протяжении длительного периода понятие справедливости было включено в
рамки теологического мировоззрения. Справедливость ассоциировалось в
общественном сознании как фиксация "божьего порядка", выражение воли бога.
На смену теологическому мировоззрению по мере развертывания
капиталистических отношении пришло юридическое мировоззрение.
Бекон (1561-1626) утверждал, что справедливость есть то, что объединяет
людей и создает основания для права. [5]
Гоббс (1588-1679) в "Левиафане" пишет так: "Справедливость, т.е. соблюдение
соглашений, есть правило разума, запрещающего нам делать что-либо, что
пагубно для нашей жизни, из чего следует, что справедливость есть
естественный закон". [6]
Гегель (1770-1831) утверждает, что конституция и есть "существующая
справедливость, как действительность свободы в развитии ее разумных
определений". [7]
Марксизм утверждает, что справедливость - укутанное в идеологическую
оболочку выражение существующих экономических отношений, ее содержание и
состояние зависят от существующего способа производства, следовательно,
все, не соответствующее данному способу производства, несправедливо.
Справедливость - понятие относительное - относительно личности,
высказываемой о ней, относительно оно и по отношению к историческим
условиям, во время, которых определение появлялось.
Таким образом, для поддержания социальной справедливости в обществе,
социальная политика предусматривает раздел «социальная защита населения».
§2 Необходимость социальной защиты
Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы
является социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.
Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворение их
социальных потребностей существовала уже в начальный период развития
человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов.
Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и
социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи,
рода, общности. Взаимопомощь и выручка были естественными атрибутами
совместной жизни людей.
С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом
семейно-родственных и общественных связей государство все более активно
принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.
Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной
защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела
новый смысл и значение, прежде всего, как защита от неблагоприятных
воздействий рыночных отношений.
Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена в систему
рынка и является его неотъемлемым элементом. Социальная поддержка тех, кто
объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни,
это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской
деятельности и получение дохода в стабильном обществе.
Объективная реальность, обусловленная логикой развития рыночных отношений,
выдвигает на первый план формирование научно обоснованной системы
социальной защиты и социальной поддержки населения, ее наиболее неуязвимых
слоев. Необходимость создания этой системы обусловлена рядом факторов.
Одним из основополагающих факторов, действующих в рамках общества и
определяющих содержание социальной поддержки населения, является
«определённая система отношений собственности и права». Именно частная
собственность обуславливает, независимость гражданского общества от
государства, делает человека полноценным субъектом и гарантирует
необходимые условия его социальной жизнедеятельности.
Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не
имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин:
болезни, нетрудоспособности вследствие старости или возраста, не
позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети),
последствия экологических, экономических, и военных конфликтов, стихийных
бедствий, и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной
помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все
в большей степени становится капитал.
Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев
населения по нескольким причинам: -государство, провозгласившее себя
цивилизованными, обязано «обеспечить населению достойный уровень жизни»;-
всяко государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве
квалифицированной рабочей силы;- социально-экономическая поддержка неимущих
нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения.
Проанализировав вышесказанное, автор может подвести первый итог:
Социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и
морально - психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым
создаются равные для членов общества условия, препятствующие
неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойные и
социально приемлемое качество их жизни.
Глава №2
§ 1 Социальное страхование
Задачи системы социального страхования
Социальная защита населения по всем видам риска – это главная задача
системы социального страхования. В настоящее время основные задачи системы
социального страхования состоят в следующем:
1. установлении предельной величины заработка, на который начинаются страховые взносы (естественно, после существенного сокращения научного пространства неформальной и теневой экономики: скрытых заработков);
2. страхование принципов в области пенсионного обеспечения с учетом внедрения накопительных элементов и элементов профессионального и территориального пенсионного страхования, не отказываться от возможностей распределительной системы;
3. постепенном переходе к уплате страховых взносов работником и работодателем на паритетной основе;
4. отлаживании механизма обеспечения зависимости размеров страховых выплат от уплаченных страховых взносов ;
5. переходе к деятельности государственных социальных внебюджетных фондов на выплаты исключительно страхового характера.
Ведущую роль среди других организаций системы социального страхования
выполняет Фонд социального страхования. Этот фонд выполняет такие же важные
функции, как выплаты по больничным листам, пособия матерям и ряд других.
Однако в работе этой организации имеются заметные недочеты. В настоящее
время фонд прямо или косвенно расходует 5,4% фонда заработной платы и
постоянно имеет активное сольдо. Это приведет к тому, что создается такая
структура расходов предприятий и отдельных работников, которая не связана с
основными функциями фонда, заключающимися в предоставлении краткосрочных
пособий и регулировании профессиональных рисков. Его доля в налоге на фонд
заработной платы представляется чрезмерно большой.
Рассматривая более значительные недостатки организации страхования населения, экономисты пишут, что все, что есть от социального страхования в
России, - это автономные от бюджета внебюджетные фонды. На страхование организации ведется постоянное наступление, имеющее целью заменить страховой принцип налогом, в частности «социальным налогом». Страховые взносы работников являются собственностью работников и аккумулируются страховыми организациями. Замена страховых взносов налогом, хоть и
«социальным», по существу означает отказ от права распоряжаться страховыми средствами на паритетных началах самими работниками и работодателями, ликвидация гарантии на страховые выплаты работнику, обезличивание и отказ от строгого учета и охраны прав каждого застрахованного на протяжении всего периода его участия в страховании. Далее автор рассмотрит виды социального страхования более детально. Медицинское страхование
В складывающейся системе обязательного медицинского страхования по-прежнему
сдерживается достижение главной цели: утверждение пациента в качестве
ключевой фразы при взаимодействии медицинских учреждений, страховых
организаций и Территориальных фондов обязательного медицинского
страхования. Внедряемый в настоящее время «программный метод»деятельности
фондов обязательного медицинского страхования, является, безусловно, более
прогрессивным, тем не менее, не решает полностью проблемы преодоления
монополизма в оказании медицинских услуг и, следовательно, обеспечения
застрахованным лицом возможности выбора лечащего врача или лечебно-
профессионального учреждения. В результате этого неконкурентоспособные
медицинские учреждения продолжают успешно существовать, в том числе и за
счет средств фондов обязательного медицинского страхования, а
малоквалифицированные врачи остаются «востребованными» наравне со своими
более знающими и добросовестными коллегами.
Таким образом, обобщая концептуальные и финансовые проблемы различных видов
социального страхования и фондов, лежащих в их основе, следует отметить
объективность, целостность и взаимосвязь социальных рисков, их тесную
корреляцию и взаимозависимость. Общеизвестно влияние условий труда на
состояние здоровья работников, их трудоспособность и т.п.
Тем не менее «система социального риска» недостаточно эффективно
интегрирована в действующей системе социального страхования. С одной
стороны, далеко не все риски, имеющие социальное значение, включены в
перечень рисков, защита от которых гарантирована государством для всех или
отдельных категорий населения.
С другой стороны, защита от близких по смыслу социальных рисков часто
возложена на различные социальные внебюджетные фонды. Так не вполне
однозначным и требующим осмысления представляется, например, разделение
функций между фондами обязательного медицинского страхования и фондом
социального страхования. Первые оплачивают социально оговоренный перечень
медицинских услуг, а второй выплачивает пособие повременной
нетрудоспособности. И оба фонда финансируют профилактическую работу и
некоторые реабилитационные мероприятия.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональные заболевания
Система социальной защиты от рисков утраты трудоспособности из-за
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний остается
крайне несовершенной в концептуальном, правовом, организационным,
экономическом и социальном отношении. В значительной мере это связано с не
страховым характером механизмов социальной защиты от указанных рисков,
которые скорее являются механизмами социальной помощи, что неприемлемо для
рыночной экономики.
Для России данная проблема имеет особую актуальность, так как , во-первых,
право на льготное пенсионное обеспечение, в конечном итоге связанное с
высоким уровнем профессионального риска, распространяется более чем на 2,2
тысячи профессий. Во-вторых, ликвидированная в 1917 году система
социального страхование от несчастных случаев на производстве, находится
только на пути к возрождению. В-третьих, около 10% трудоспособного
населения страны проживают на обширных территориях в экстремальных природно-
климатических условиях.
В ближайшее время проблема социальной защиты от рисков, утраты
трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и от
профессиональных заболеваний приобретает еще большую остроту, особенно в
отраслях, где уровень риска высок: угольной, нефтяной, газовой, химической,
легкой промышленности, металлургическом комплексе, на предприятиях
автомобильного, сельскохозяйственного и общего машиностроения,
деревообрабатывающей промышленности, металлургическом комплексе и при
производстве строительных материалов.
Экспертные оценки свидетельствуют, что общая сумма расходов по
финансированию льготных, профессиональных и региональных пенсий, а также
издержки на индивидуальное возмещение ущерба составляют от 10-15% фонда
оплаты труда в промышленности. По отдельным отраслям и регионам эти
издержки составляют от 15 до 35%. В условиях неплатежеспособности и
ожидаемого массового банкротства предприятий (в сочетании с нечетким
законодательным решением вопросов правопреемства ответственности
работодателей за возмещение ущерба трудоспособности при смене
руководителей, при ликвидации, реорганизации юридического лица и
т.п.)перечисленные проблемы могут стать очагом хронической конфликтной
ситуации и источником постоянного социального напряжения.
Страхование временной нетрудоспособности
Устарели многие правила и нормы социального страхования временной утраты
нетрудоспособности. Это относится, прежде всего, к праву на получение
пособий и их исчислению, условиям определения размера пособий и
продолжительность выплат. Установленная еще в 30-х годах норма трудового
стажа на одном предприятии для исчисления размера пособия по болезни давно
превратилась в исторический нонсенс.
В условиях возрастающей безработицы непрерывный стаж в качестве фактора
закрепления кадров полностью утратил свой смысл. Кроме того, по мере
развития рыночных отношений будет возрастать доля участия самых работников
в финансировании расходов по социальному страхованию. Поэтому вряд ли
правильно в этих условиях начислять при заболеваниях разные по размеру
пособия (при разных взносах) на снованиях, не связанных с состоянием
здоровья.
Зарубежный опыт страхования свидетельствует, что применение кратковременной
выдачи пособия по уходу за больными членами семьи (от 3 од 14 суток по
каждому случаю заболевания) менее эффективно, чем установление
фиксированного суммарного времени в течение года на эти цели(например, 60
суток).[8] В последнем случае налицо экономическое стимулирование более
эффективной организации ухода за больными и рационального расходования
финансовых средств при одновременном уменьшении возможностей
злоупотреблений. В то же время представляются социально необоснованными
ограничения в сроках выплаты пособий по болезни работающим инвалидам, в
случаях бытовых травм и при искусственном прерывании беременности.
Страхование от безработицы
Среди нерешенных проблем страхования от безработицы одной из важнейших
является проблема исчисления размеров выплачиваемого пособия. Используемый
в настоящее время метод расчетов, ориентированный на среднюю заработную
плату по последнему месту работы, трудоемок и неприемлем в условиях высокой
инфляции. В результате его применения большинство безработных получают
одинаковое пособие, причем гораздо ниже принятого прожиточного уровня.
Происходящие в России процессы, вызываемые макроэкономическими
причинами, сопровождаются сокращением, перепрофилированием, банкротством и
закрытием отдельных производств, не имеющих жизненно важного значения. В
этих условиях вполне реальна угроза безработицы массового характера,
особенно в моноиндустриальных регионах. Не учитывать этого факта в политике
социального страхования по безработице недопустимо.
Представляется также целесообразным детальное изучение возможностей
введения страхования заработной платы работников на случай
неплатежеспособности работодателя (по аналогии с зарубежным «гарантийными
фондами»)
Пенсионное страхование
В мировой практике размеры страховых взносов пенсионного страхования обычно
колеблются а пределах 6-12% от доходов страхуемых. Поскольку при пенсионном
страховании наступление страхового события отдельно от начала начисления
страховых взносов, которое обычно начинается при достижении страхуемым
трудоспособного возраста, то накапливаемых столь длительное время страховых
взносов оказывается достаточно для выплаты нормальной пенсии. В то же время
значительная часть средств страховых платежей в Пенсионный фонд России,
составляющая 29%, тратится на выполнение обязательств бюджета, и, прежде
всего, по выплате пенсий военнослужащим и компенсационные выплаты, которые
также должны покрываться за счет бюджета.Компенсационные выплаты не имеют
никакого отношения к страхованию социального риска, связанного с
достижением нетрудоспособного возраста. В Симу этого, Пенсионный фонд
России не является страховым, и есть все основания считать, что
значительная часть аккумулированных и расходуемых им финансовых средств
носит налоговый характер, а, следовательно – бюджетный.
Сложившаяся на 2003-2004 года практика пенсионного страхования позволяет
выбрать в качестве основы для исчисления пенсий короткий период
профессиональной деятельности, в течение которого застрахованный может
получить максимальный доход. Естественно, что данный подход порождает
дополнительные нагрузки на бюджет Пенсионного фонда России и создает
предпосылки для массовых злоупотреблений.
Таким образом, настоящее время системы социального страхования выполняет
следующие задачи: устанавливает предельные величины заработка, на который
начинаются страховые взносы (естественно, после существенного сокращения
научного пространства неформальной и теневой экономики: скрытых
заработков); страхует принципы в области пенсионного обеспечения с учетом
внедрения накопительных элементов и элементов профессионального и
территориального пенсионного страхования, не отказываться от возможностей
распределительной системы; постепенно переходит к уплате страховых взносов
работником и работодателем на паритетной основе; отлаживает механизм
обеспечения зависимости размеров страховых выплат от уплаченных страховых
взносов .
В следующем параграфе автор предлагает рассмотреть вспомогательные
материалы в системе социального страхования.
§ 2 Прожиточный минимум
Прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Величина прожиточного минимума
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании
потребительской корзины и данных Государственного комитета Российской
Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты
питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным
платежам и сборам.
Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской
Федерации, является основой для установления минимального размера
оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для
определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
Величина прожиточного минимума (III квартале 2004 г) для всего населения в
целом составила 2396 руб. (прирост по отношению к III кварталу 2003 г. –
13%). Для трудоспособной части населения он увеличился до 2629 руб. (рост
на 13,4%), для пенсионеров – до 1816 руб. (рост на 12,7%), для детей – до
2336 руб. (11,8%).[9]
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в III квартале 2004 г. составила 26,7 млн. чел (18,7%).[10]
Минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости в
Российской Федерации поэтапно повышаются до величины прожиточного
минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда,
минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума
на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о
федеральном бюджете на соответствующий год.
Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход
которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в
соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей
(малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной
помощи.
Потребительская корзина
потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.[11]
Основные принципы
В законодательстве о прожиточном минимуме закладываются:
принципы и порядок формирования минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
подходы к учету субъектами РФ при определении потребительской корзины природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;
примерные минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.
Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом:
научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;
социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, финансовые возможности государства по обеспечению социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях;
объективных различий в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах Российской Федерации, определяемых природно- климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.
Для определения минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах Российской Федерации они распределяются по зонам, сформированным исходя из природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления.
При определении потребительской корзины продукты питания и непродовольственные товары, входящие в минимальный набор, объединяются в группы.
Принципы потребительской корзины
Продукты питания
Основными принципами формирования минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются:
удовлетворение потребности основных социально демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;
сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях;
выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах.
При формировании минимального набора продуктов питания используются действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации Всемирной организации здравоохранения.
Расчет химического состава и энергетической ценности минимального набора продуктов питания осуществляется с учетом их потерь при кулинарной обработке.
Минимальный набор продуктов питания для трудоспособного населения формируется исходя из физиологических особенностей организма мужчин и женщин, не занятых тяжелым физическим трудом. Для пенсионеров – с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания. Для детей – с учетом необходимости обеспечения им полноценного питания для развития здорового организма (в возрасте 0 - 6 лет), а также дополнительного питания для активного социального и физического развития (в возрасте 7 - 15 лет).
Продукты питания, входящие в минимальный набор, объединяются в группы:
. хлебные продукты;
. картофель;
. овощи и бахчевые;
. фрукты свежие;
. сахар и кондитерские изделия;
. мясопродукты;
. рыбопродукты;
. молоко и молокопродукты;
. яйца;
. масло растительное, маргарин и другие жиры;
. прочие продукты.
Не продовольственные товары
Основными принципами формирования минимального набора непродовольственных товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются:
удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в непродовольственных товарах с учетом возрастных особенностей и защиты организма от воздействия окружающей среды, а также для организации быта;
сложившийся уровень обеспеченности непродовольственными товарами малоимущих семей;
минимальная обновляемость, минимальное разнообразие, низкая розничная цена, доступность непродовольственных товаров.
Минимальный набор непродовольственных товаров формируется из непродовольственных товаров индивидуального и общесемейного пользования.
К непродовольственным товарам индивидуального пользования относятся одежда и обувь, а также школьно-письменные товары для детей.
При формировании минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования учитываются количественное разнообразие товаров для женщин, обусловленное физиологическими особенностями их организма, необходимость более частой обновляемости товаров для трудоспособного населения, обусловленной его социальной и физической активностью, и для детей, обусловленной естественным ростом их организма.
К непродовольственным товарам общесемейного пользования относятся постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения. Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования формируется в расчете на среднестатистическую семью.
Услуги
Основными принципами формирования минимального набора услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются:
удовлетворение потребности основных социально демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении;
сложившийся уровень пользования транспортными услугами;
платный характер оказания услуг.
Минимальный набор услуг включает в себя жилищно-коммунальные, транспортные услуги и другие виды услуг.
К жилищно-коммунальным услугам относятся обеспеченность жильем, отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение.
В минимальном наборе услуг обеспеченность жильем учитывается в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации федеральным стандартом социальной нормы площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек. Отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение включаются в минимальный набор услуг исходя из отраслевых норм расхода воды, электроэнергии и газа на бытовые нужды и расхода энергии, необходимой для отопления жилья.
При формировании объема транспортных услуг учитываются:
большее количество поездок трудоспособного населения по сравнению с детьми и пенсионерами, женщин с хозяйственными и культурными целями по сравнению с мужчинами, жителей крупных населенных пунктов, в том числе в связи с использованием нескольких видов транспорта;
льготы по оплате транспортных услуг, установленные для пенсионеров и детей.
Другие виды услуг (услуги связи и услуги по ремонту одежды и обуви, посещение парикмахерских, бань, прачечных, кинотеатров и т.д.) включаются в минимальный набор услуг в процентах к общей величине расходов на услуги исходя из данных статистических обследований.
Услуги, оказываемые организациями здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, в минимальный набор услуг не включаются. В соответствии с законодательством Российской Федерации минимальные объемы этих услуг предоставляются населению бесплатно организациями, финансируемыми за счет бюджетов различных уровней и государственных социальных внебюджетных фондов.
Делая вывод из изложенного выше прожиточный минимум в целом по
Российской Федерации предназначается для:
оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
формирования федерального бюджета.
§4 Пенсионное обеспечение
Пенсионеры – самая многочисленная категория граждан нуждающихся в
социальной защите в нашей стране.
Зачастую имея пенсию в качестве единственного источника дохода, пенсионеры
располагают гораздо меньшими возможностями по сравнению с другими
категориями населения вписаться в новые экономические отношения,
перестроить свою жизнь, исходя из реальной экономической ситуации. Если в
первом полугодии 2001 года среднемесячный размер начисленной пенсии
составляет 140% бюджета прожиточного минимума пенсионера, то в ноябре -
всего 92,5%, правда сейчас положение пенсионеров постепенно улучшается. К
группе пенсионеров относятся лица разных возрастов, в том числе и совсем
молодые. Это инвалиды, нетрудоспособные иждивенцы, получающие пенсию по
потере кормильца. Однако основную массу пенсионеров составляют пенсионеры
по старости (83% а 2002 году и 85% в 2003 году).[12]
Основной источник доходов для пенсионеров – составляют денежные выплаты в
виде пенсий, которые определяют уровень их благосостояния. Распределение
пенсионеров по величине получаемых пенсий свидетельствует о том, что кривая распределений сместилась вправо: в 2002 году произошел значительный рост
числа пенсионеров с пенсией в размере 350-500 рублей и свыше 500, а также
существенное снижение доли пенсионеров, имеющих низкие пенсии. В 2002 году
около 38% пенсионеров получили пенсии ниже прожиточного минимума
пенсионера, в 2003 году их стало значительно меньше – около 25%, что
говорит явном улучшении положения а сфере пенсионного обеспечения.
С 1 февраля 2003 году размер базовой части трудовой пенсии увеличен на 6%,с
1 апреля 2003 года увеличена страховая часть трудовой пенсии, а с 1 августа
2003 года все пенсии увеличены дополнительно на 8%.
С учетом проведенных мер средний размер пенсий в 2003 году составил – 1642
рубля и увеличилась за год на 19,1%, что обеспечило рост покупательной
способности пенсий и превысило прожиточный минимум пенсионера.[13]
Из указанного выше следует, что государство продолжает проявлять заботу о
пенсионерах. В течении следующего года пенсии будут повышаться три раза.
Дважды пройдет индексация и один раз, с 1 октября – увеличение базовой
пенсии. Таким образом, к 2005 году размер средней пенсии достигнет 1800
рублей.[14]
§ 5 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения
На сегодняшний момент законодательство РФ дает право каждому инвалиду или
нетрудоспособному человеку на индивидуальную программу реабилитации, в
соответствии с которым государство гарантирует обеспечение таких важнейших
потребностей инвалида как реабилитация, образование и трудоустройство.
Индивидуальную программу реабилитации (Ипр)- это комплекс оптимальных для
инвалида реабилитационных мероприятий (услуг) соответствующих его
индивидуальным потребностям, который разрабатывается при участии инвалида
или его законного представителя (родителя), при этом последние имеют право
выбирать исполнителя указанных в Ипр услуг и мероприятий или получать
компенсацию в размере их стоимости в случае самостоятельной оплаты Ипр.[15]
Таким образом, право на Ипр является одним из основных социальных прав
инвалидов, которое направлено на предоставление им равных со «здоровыми»
людьми возможностей участвовать в жизни общества.
Но именно это право является наиболее нарушаемым правом инвалидов и в
особенности детей инвалидов. Так, в 2000г. в России были разработаны Ипр
только для 9% детей-инвалидов. Никто из детей инвалидов не получил Ипр для
обучения в «обычных» школах, при этом родители не имели и не имеют
возможность участвовать в составлении Ипр. Эти данные являются индикатором
того, что социальная защита инвалидов, которая определяется законом, как
«система гарантированных государством экономических, социальных и правовых
мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения
(компенсации) ограничений жизнедеятельности и направлениях на создание им
равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества»[16] в
действительности из всеобъемлющей системы мер «мутировала» в мизерную
пенсию и незначительные льготы.
По мнению автора социальная защита права инвалидов на разработку и
осуществление индивидуальной программы реабилитации становится важнейшим
направлением борьбы за права инвалидов.
Чтобы реализовать свои права инвалидам, их родителям и их организациям
необходимо, заручившись поддержкой зарождающегося гражданского общества,
добиться выполнения законодательства, используя все разрешенные законом
способы защиты гражданских прав.
В связи с изложенным выше, автор делает вывод: защита прав инвалида или
нетрудоспособного человека в России пока находится на очень низком уровне.
Необходимо создать законодательную и нормативно-правовую базу, чтобы
вовлечь инвалидов в нормальный процесс жизни общества, предоставить им
рабочие места и обеспечить участие в общественной жизни.
§6 Социальной защиты семей с детьми
| | |
| | |
| |[pic] |
| | |
| |[pic] |
| | |
| |[pic] |
| | |
| |Проект закона Санкт-Петербурга устанавливает систему мер социальной |
| |поддержки семей Санкт-Петербурга, имеющих детей: |
| |- единовременная компенсационная выплата при рождении ребёнка; |
| |- ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей, |
| |обучающихся в государственных (муниципальных) образовательных |
| |учреждениях, реализующих образовательные программы: начального, |
| |основного, среднего (полного) общего, начального профессионального |
| |образования, на приобретение комплекта детской (подростковой) одежды для|
| |посещения школьных занятий и спортивной формы; |
| |- ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до 1 года на |
| |приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания;|
| | |
| |- ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 1 до 2 лет на |
| |приобретение |
| |специальных молочных продуктов детского питания; |
| |- ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 2 лет до момента |
| |поступления в первый класс общеобразовательного учреждения |
| |Санкт-Петербурга на приобретение продуктов питания и товаров детского |
| |ассортимента; |
| |- ежемесячное пособие на ребёнка с момента поступления в первый класс и |
| |до окончания общеобразовательного учреждения (но не старше 18 лет) на |
| |приобретение продуктов питания и товаров детского ассортимента; |
| |- обеспечение питанием детей, обучающихся в образовательных учреждениях,|
| |реализующих образовательные программы: начального, основного, среднего |
| |(полного) общего, начального и среднего профессионального образований, |
| |финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга; |
| |Единовременная компенсационная выплата при рождении (усыновлении в |
| |возрасте до трёх месяцев) ребёнка назначается по заявлению обладателя |
| |права в размере 3,5 прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге, |
| |установленного на II квартал года, предшествующего обращению, без учёта |
| |среднедушевого дохода. |
| |При рождении двух и более детей одновременно единовременная |
| |компенсационная выплата назначается на каждого ребёнка. |
| |Количество детей, родившихся в 2003 году - 40194 ребёнка. |
| |Количество детей, на которых была получена компенсационная выплата в |
| |2003 году -29 614 человека. |
| |В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от |
| |13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года |
| |составил 2489,6 руб. |
| |3, 5 прожиточного минимума составляет 8 714 рублей |
| |Сумма расходов на планируемый год, если выплаты производить всем без |
| |учёта среднедушевого дохода: 356 555, 025 тыс. руб. |
| |Ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей, |
| |обучающихся в государственных или муниципальных общеобразовательных |
| |учреждениях или в учреждениях начального профессионального образования, |
| |назначается по заявлению обладателя права в размере 0,3 прожиточного |
| |минимума для детей в Санкт-Петербурге, установленного на II квартал |
| |года, предшествующего обращению. |
| |Количество детей из многодетных семей, обучающихся в государственных или|
| |муниципальных общеобразовательных учреждениях или в учреждениях |
| |начального профессионального образования - 20 232 человек. | |
| |В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от |
| |13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года |
| |составил 2489,6 руб. |
| |0,3 прожиточного минимума составляет 750 рублей |
| |Сумма расходов на планируемый год: 15 000 тыс. рублей. |
| |Расходы на ежегодную компенсационную выплату на детей из многодетных |
| |семей, обучающихся в государственных или муниципальных |
| |общеобразовательных учреждениях или в учреждениях начального |
| |профессионального образования предусматриваются в бюджете органов |
| |местного самоуправления. |
| |Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от рождения до 1 года на |
| |приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания |
| |назначается по заявлению обладателя права в размере, прожиточного |
| |минимума для детей в Санкт-Петербурге, установленного на II квартал |
| |года, предшествующего обращению: |
| |- 0,5 прожиточного минимума для детей - при рождении |
| |первого ребенка; |
| |- 0,65 прожиточного минимума для детей - при рождении |
| |второго ребенка; |
| |- 0,35 прожиточного минимума для детей - при рождении третьего и |
| |последующих детей. |
| |В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от |
| |13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года |
| |составил 2489,6 руб. |
| |0,5 составляет 1 244.8 руб. |
| |0,65 составляет 1 618,24 руб. |
| |0,35 составляет 871,36 руб. |
| |Планируемое количество получателей в возрасте от 0 до 1 года - 24 079 |
| |человек. |
| |Сумма расходов на планируемый год с учётом почтовых расходов: 531 046,40|
| |тыс. рублей. |
| |Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 1 года до 2 лет на |
| |приобретение специальных молочных продуктов детского питания назначается|
| |по заявлению обладателя права в размере 0,1 прожиточного минимума для |
| |детей в Санкт-Петербурге, установленного на II квартал года, |
| |предшествующего обращению. |
| |Количество детей в возрасте от 1 до 2 лет - 19 359 человек |
| |В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от |
| |13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года |
| |составил 2489,6 руб. |
| |0,1 прожиточного минимума составляет 248,96 руб. |
| |Сумма расходов на планируемый год с учётом почтовых расходов: 80 253,30 |
| |тыс. рублей. |
| |Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 2 лет до момента |
| |поступления в первый класс образовательных учреждениях, реализующих |
| |образовательные программы: начального, основного, среднего (полного) |
| |общего образования, на приобретение продуктов питания и товаров детского|
| |ассортимента назначается по заявлению обладателя права в размере 0,1 |
| |прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге установленного на II |
| |квартал года, предшествующего обращению. |
| |Количество детей в возрасте от 2 до 7 лет - 109 000 человек |
| |Количество одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от 2 до 7 лет - 14|
| |130 человек |
| |В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от |
| |13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года |
| |составил 2489,6 руб. |
| |0,1 прожиточного минимума составляет 248,96 руб. |
| |Сумма расходов на планируемый год с учётом почтовых расходов: 374 474,7 |
| |тыс. руб.[17] |
| |Ежемесячное пособие на ребёнка с момента поступления в первый класс и до|
| |окончания образовательного учреждения, реализующего образовательные |
| |программы: начального, основного, среднего (полного) общего образования |
| |(но не старше 18 лет), на приобретение продуктов питания и товаров |
| |детского ассортимента назначается по заявлению обладателя права в |
| |размере 0,04 прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге |
| |установленного на II квартал года, предшествующего обращению. |
| |Количество детей в возрасте от 7 до 16 лет - 272 485 человек. |
| |Количество одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от 7 до 16 лет - |
| |27 314 человек. |
| |В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от |
| |13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года |
| |составил 2489,6 руб. |
| |0,04 прожиточного минимума составляет 99,6 руб. |
| |Сумма расходов на планируемый год с учётом почтовых расходов: |
| |365641,0 тыс. руб. |
| |Обеспечение питанием детей, обучающихся в образовательных учреждениях, |
| |реализующих образовательные программы: начального, основного, среднего |
| |(полного) общего, начального и среднего профессионального образований, |
| |финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. |
| |Расчёт затрат бюджета на обеспечение питания производится Комитетом по |
| |образованию. |
| |Расходы на реализацию мер социальной поддержки в 2005 году семей |
| |Санкт-Петербурга, имеющих детей, предусмотренные проектом закона |
| |Санкт-Петербурга «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в |
| |Санкт-Петербурге», ответственным за исполнение которых является Комитет |
| |по труду и социальной защите населения: |
| |Единовременная компенсационная выплата при рождении (усыновлении в |
| |возрасте до трёх месяцев) ребёнка - 356 555,025 тыс.руб. |
| |Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от рождения до 1 года на |
| |приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания |
| |- 531 046,40 тыс. рублей. |
| |Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 1 года до 2 лет на |
| |приобретение специальных молочных продуктов детского питания - 80 253,30|
| |тыс. рублей. |
| |Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 2 лет до момента |
| |поступления в первый класс общеобразовательного учреждения |
| |Санкт-Петербурга на приобретение продуктов питания и товаров детского |
| |ассортимента - 374 474,7 тыс. рублей. |
| |Ежемесячное пособие на ребёнка с момента поступления в первый класс и до|
| |окончания общеобразовательного учреждения (но не старше 18 лет) на |
| |приобретение продуктов питания и товаров детского ассортимента - 365 |
| |641,0 тыс.рублей. |
| |Всего: 1 707 970,425 тыс. руб.[18] |
| |Таким образом, автор делает вывод, что государство уделяет внимание |
| |защите семей с детьми. |
| | |
| | |
| | |
Заключение
По существу поставленных цели и задач и проведенного исследования, автором
были сделаны следующие выводы :
1. Для поддержания социальной справедливости в обществе, социальная политика предусматривает раздел «социальная защита населения».Социальная защита – это система законодательных, социально- экономических и морально - психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойные и социально приемлемое качество их жизни.
2. В настоящее время системы социального страхования выполняет следующие задачи: устанавливает предельные величины заработка, на который начинаются страховые взносы (естественно, после существенного сокращения научного пространства неформальной и теневой экономики: скрытых заработков); страхует принципы в области пенсионного обеспечения с учетом внедрения накопительных элементов и элементов профессионального и территориального пенсионного страхования, не отказываться от возможностей распределительной системы; постепенно переходит к уплате страховых взносов работником и работодателем на паритетной основе; отлаживает механизм обеспечения зависимости размеров страховых выплат от уплаченных страховых взносов .
3. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения Российской
Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета.
4. Государство продолжает проявлять заботу о пенсионерах. В течении следующего года пенсии будут повышаться три раза. Дважды пройдет индексация и один раз, с 1 октября – увеличение базовой пенсии. Таким образом, к 2005 году размер средней пенсии достигнет 1800 рублей.
5. Защита прав инвалида или нетрудоспособного человека в России пока находится на очень низком уровне. Необходимо создать законодательную и нормативно-правовую базу, чтобы вовлечь инвалидов в нормальный процесс жизни общества, предоставить им рабочие места и обеспечить участие в общественной жизни.
6. Государство уделяет значительное внимание защите семей с детьми.
Из всего выше сказанного следует, что сущность социальной защиты состоит в
том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной
жизненной ситуации, не зависимо от его места жительства, национальности,
пола, возраста.
В работе рассматриваются такие направления социальной защиты как: защита
пенсионеров, нетрудоспособных слоев населения (инвалидов),семей с детьми и
защита безработных.
Совершенствование системы социальной защиты и социальной помощи населению
РФ является сейчас не только благими намерениями, но и насущной
необходимостью.
Список используемой литературы
Пантелеева Т.С. Червякова Г.А. «Экономические основы социальной работы»
учебное пособие для ВУЗов 2001г.
Философский словарь, 1997,- под ред. И.Т. Фролова.
ФЗ «о социальной защите инвалидов», ст.№2
Научно практический и теоретический журнал Финансы и кредиты №5(119)март
2004
www.gov.spb.ru Официальный портал администрации Санкт- Петербурга
О социальной поддержки семей Санкт-Петербурга, имеющих детей. 14.07.04
www.gov.spb.ru Официальный портал администрации Санкт- Петербурга
Денежные доходы населения и прожиточный минимум в III квартале 2004
Бухгалтерская газета №4 / 2003 Выплата пособия по временной нетрудоспособности (ПВНТ)
17.09.2003
М. Денисов, В. Милитарев, «Товарищ»
-----------------------
[1] Философский словарь, 1997,- под ред. И.Т. Фролова.
[2] Там же
[3] Там же
[4] Там же
[5] Философский словарь, 1997,- под ред. И.Т. Фролова.
[6] Там же
[7] Там же
[8] Бухгалтерская газета №4 / 2003 Выплата пособия по временной нетрудоспособности (ПВНТ)
[9] www.gov.spb.ru Официальный портал администрации Санкт- Петербурга
Денежные доходы населения и прожиточный минимум в III квартале 2004
[10] www.gov.spb.ru Официальный портал администрации Санкт- Петербурга
Денежные доходы населения и прожиточный минимум в III квартале 2004
[11] www.gov.spb.ru Официальный портал администрации Санкт- Петербурга
Денежные доходы населения и прожиточный минимум в III квартале 2004
[12] [13] Научно практический и теоретический журнал Финансы и кредиты
№5март 2004
[14] Научно практический и теоретический журнал Финансы и кредиты
№5(119)март 2004
[15] Там же
[16] Научно практический и теоретический журнал//Финансы и кредиты стр.16
[17] ФЗ «о социальной защите инвалидов», ст.№2
[18] www.gov.spb.ru Официальный портал администрации Санкт- Петербурга
О социальной поддержки семей Санкт-Петербурга, имеющих детей. 14.07.04
[19] www.gov.spb.ru Официальный портал администрации Санкт- Петербурга
О социальной поддержки семей Санкт-Петербурга, имеющих детей. 14.07.04