Московский государственный университет
Им. М.В.
Ломоносова
Реферат
на тему:
Образование как социальный институт
Работу выполнила студентка 4-го
курса, социологического фак-та
Гугучия Лана
Москва, 2001г.
План реферата
Стр.
1. система формального образования как объект социологического изучения ……………………………………………… 3
2. эволюция института образования ………………………………………..3
3. функции института образования в обществе ……………………………5
4. заключение …………………………………………………………………10
1. система формального образования как объект социологического изучения
В процессе нормального функционирования и развития общества
исключительно важную роль играет социальный институт образования.
Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные
ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению
людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного
развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения
культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе
социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение
человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного
члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов
выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных
знаний и культурных ценностей.
Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития
В социологии принято проводить различие между формальным и
неформальным образованием: Термин "формальное образование" подразумевает,
во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций
(школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.),
осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном
индустриальном обществе система образования подчиняется определенному
официально предписанному образцу, как бы "задающему" объем получаемых
знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны
соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в
данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распространенных в
данном обществе социальных ролей. Стало быть функционирование системы
формального образования определяется господствующими в обществе культурными
стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое
воплощение в проводимой государством политике в области образования.
В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина "неформальное образование", то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование также является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль. Далее, говоря о социологических проблемах образования, мы будем иметь в виду прежде всего систему формального образования.
2. эволюция системы образования
Для того, чтобы лучше понять роль и место социального института образования в современном индустриальном обществе, специфику выполняемых им функций, следует кратко рассмотреть эволюцию системы образования.
В примитивных, первобытных обществах образование являлось составной частью социально-производственного процесса. В те далекие времена не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традиций участвовали все члены общества. "В жизни подрастающего поколения не существовало и особого периода подготовки к усвоению социальных ролей взрослых, ибо все необходимые знания, навыки и способности приобретались и развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам племени[1]. Характерно, что приобщение детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4—5 лет, а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении пищи. Воспитанием и образованием мальчиков занимались мужчины, а девочек - женщины. Когда ребенок подрастал, он подвергался особой церемонии "инициации", продолжающейся несколько дней, в течение которых юноши и девушки должны были продемонстрировать и подтвердить свои способности и права взрослых членов общества, участвуя в состязаниях, танцах, обрядах и культовых действиях.
В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов
общественного разделения труда, появлением государственной власти и
сословного неравенства начинается обособление института образования.
Специальную подготовку и обучение с использованием особой группы учителей
получают дети из богатых семей. Наглядным примером первых формальных систем
образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых
платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии,
музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение
детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда
подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу,
ремесленнику и т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал
профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др.
Подавляющая часть населения - крестьянство - обучала своих детей, передавая
им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в
воспитании детей принадлежала семье.
В эпоху средневековья начинает складываться более
организованная система образования, когда христианская церковь создает в
Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий
и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах.
Несколько позже культурно-образовательные функции университетов
расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции,
предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики,
математики, логики. Характерной особенностью системы формального
образования в доиндустриальном обществе являлось то, что оно было доступно
ограниченному числу лиц выходцам из богатых и престижных сословий.
Подлинная революция в системе образования происходит в обществе индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.
Такая радикальная трансформация института образования была вызвана потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в культуре и образе жизни людей. В XIX—XX вв. широкое распространение получают средние и специальные школы, растет число высших учебных заведений. Неполное, а затем и полное среднее образование становится необходимым условием получения профессии в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост системы образования приходится на период после Второй мировой войны, когда происходит техническое перевооружение ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники.
Быстро растет сеть высших учебных заведений - институтов,
колледжей, университетов, осуществляющих подготовку специалистов высшей
квалификации. Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000 вузов, в которых
обучались около 5 млн. чел. и ежегодно выпускалось около 800 тысяч
специалистов с высшим образованием. Наиболее впечатляющих масштабов
достигло развитие системы высшего образования в США, где общее количество
студентов достигает 12,5 млн. чел., из них 8 млн. учатся в высшей школе, а
4,5 млн. - в двухгодичных колледжах, дающих послешкольное специальное
образование.
Не только массовость и общедоступность характеризуют современную
систему образования. Кроме того, она отличается рядом качественно новых
свойств: если в доиндустриальном обществе система образования была
ориентирована, главным образом, на сохранение и воспроизводство культуры,
опыта и знаний предшествующих поколений, то в современном обществе институт
образования становится важнейшим фактором культурного и социального
изменения. Вторую половину XX в. не случайно называют эпохой культурной и
образовательной революции по той причине, что система образования
становится ключевым фактором общественного прогресса. Во всех промышленно
развитых странах мира период 60-80-х годов ознаменовался крупными реформами
в системе образования, задача которых заключалась в повышении ее
эффективности, упрочении материально-технической базы на основе новых
информационных технологий и гуманизации образовательного процесса. Наиболее
существенными особенностями современной системы образования являются
следующие моменты: превращение ее в дифференцированную многоступенчатую
(начальное, среднее и высшее образование) систему, позволяющую человеку
непрерывно улучшать и обновлять полученные ранее знания и навыки) (здесь
важная роль отводится учреждениям, занятым повышением квалификации и
переподготовки кадров). Также громадное воздействие образования окаэывает
на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основным фактором ее
социализации, духовного и интеллектуального развития. Полученное человеком
образование в значительной степени определяет возможности дальнейшей
карьеры, достигаемое социальное положение. Социальный статус человека в
современном обществе в первую очередь определяется престижем его профессии,
который зависит от полученного образования.
Подобно другим социальным институтам институт образования призван обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе[2].
Функцию социализации выполняет в обществе также и институт семьи, но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний, навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе требует систематического и длительного обучения. Именно эту двойственную задачу и призван решать институт образования, организация которого характеризуется непрерывностью и многоступенчатостью, что позволяет осуществлять поэтапную социализацию и обучение молодежи. Вместе с тем круг задач, выполняемых институтом образования в современном обществе, значительно шире, наиболее важные из них с точки зрения общества - подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре общества, что является одним из важнейших функциональных требований любой социальной системы. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями - училищами, техникумами, институтами, университетами и др.
3. функции института образования в обществе
Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в обществе институтом образования. Их достаточно много, и различные авторы акцентируют внимание на разных сторонах деятельности института образования.
Наиболее важные из социальных функций института образования.
1) Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и наиболее
существенная из них. Она заключается в том, что посредством института
образования происходит передача от поколения к поколению ценностей
культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания,
достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила
поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На
протяжении всей истории человечества образование являлось главным
источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует
забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-
этнические особенности, а стало быть, система образования играет
исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры,
ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится
носителем национального сознания и национальной психологии.
2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций,
жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому,
молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в
социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе,
принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у
молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно
научается понимать других людей и самих себя, становятся сознательными
гражданами страны.
Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и
воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе
ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных
обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного
обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена
от государства, под контролем которого находится система формального
образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется
либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных
заведениях.
3) Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального
образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом,
что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить
дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для
несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В
ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные
образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд
которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков
создаются благоприятные условия.
В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи.
Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся
осуществляется современной школой как бы авоматически, так как сама
внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей
отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и
в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными
ориентациями. После обязательного восьмилетного образования значительная
часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают
учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После
окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве,
другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру. С точки зрения
социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом
образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда
различные группы молодежи завершают образование в различных учебных
заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной
структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство в
обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное
функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального
размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной
мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре
той или иной организации, как правило открывает для многих людей путь
профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и
властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в
современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной
мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и
высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью,
собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса
человека в современном обществе.
4) Функция социального и культурного изменения является прерогативой
современного института образования. Эта функция реализуется двумя
взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований,
научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных
заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит
свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия
общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью
происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего
образования и производства, результатом которой является ускорение научно-
технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся
научно-исследовательскими центрами, выпоняющими теоретические и прикладные
исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных
ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в
стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования,
так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы,
обеспечивают повышение качества специалистов.
Модель социальной организации (структуры) образования может быть предтставлена как состоящая из трех основных социальных позиций: 1) руководители и организаторы образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта структурная модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину, поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная и средняя школы, средние специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущими им особенностями управления и педагогической деятельности, контингентом преподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполне допустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициям обобщенные образцы поведения, нормативные требования и ролевые предписания, посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессе образования.
Итак, высшую позицию в социальной структуре образования занимают
руководители различных рангов: работники министерства, сотрудники
департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь
от сложной иерархической зависимости указанных должностей, следует обратить
внимание на ту роль, которую выполняют административные работники в системе
образования. Их главная задача заключается в том, чтобы принимать
ответственные решения и формировать стратегию образовательного процесса:
определять перечень основных дисциплин и последовательность их изучения,
обеспечить материально-техническую базу образовательных учреждений и т.п.
Они несут ответственность за формирование преподавательского корпуса,
определяют нормативные требования к деятельности преподавателей и
сотрудников, а также - критерии оценки их труда. Представители высшего
управленческого звена формируют государственную политику в области
образования, разрабатывают универсальные требования к содержанию и качеству
учебных программ в соответствии с изменяющимися социально-экономическими и
политическими условиями. Наряду с этим они осуществляют социальный контроль
над системой образования, определяют систему формальных санкций в учебных
заведениях. Административные работники нижнего звена (ректоры вузов и
деканы, директора школ и училищ, завучи и т.д.) отвечают за осуществление
процесса образования, корректируют и уточняют стратегию обучения
применительно к данному учебному заведению, осуществляют оперативное
руководство и контроль за работой преподавателей и поведением учащихся.
Центральное место в структуре системы образования занимае учитель. Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя сводятся к следующим моментам: он должен быть специалистом в определенной области науки и культуры (истории, литературы, математики, физики и т.п.), обладать лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, владеть методикой обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным приемам обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение задач и др.), уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь исправить ошибки и т.д.
Эти нормативные требования к социальной роли учителя являются самыми общими, они не раскрывают многих особенностей учительской профессии, и в первую очередь деятельности тех педагогов, которые добиваются выдающихся результатов в работе с учащимися, в том числе с так называемыми трудными подростками.
Другая особенность ролевого поведения учителя, в большой мере
связанная с традиционными нормативными требованиями - это умение объективно
оценивать знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело
в том, что выставляя оценку, учитель не только определяет правильность
знаний учащегося, но и "создает ученику определенную репутацию в классе", и
сама оценка имеет большое личное значение, так как выступает для учащегося
мотиватором учебной деятельности. Оценка учителем достигнутых учащимся
знаний является, таким образом, своеобразной нормативной шкалой "социальной
стратификации" в классе, будь то школа, или студенческая группа в вузе.
Посредством нее все учащиеся ранжируются на определенные подгруппы:
отличники, "хорошисты", просто успевающие и неуспевающие. Поэтому некоторые
социологи считают, что взаимное оценивание - учителем знаний учащихся, а
учащимися компетентности учителя и его профессиональных качеств -
определяет своеобразие межличностного взаимодействия в школе.
Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферу образования, что с наибольшей отчетливостью проявилось в падении общественной ценности образования и тесно связанным с этим падением престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.
В работе Ф.Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалах социологических опросов и посвященной анализу социального положения учительства, отмечается, что престиж профессии учителя значительно понизился в последние 2-3 года. Во-первых, среди самих учителей paстет доля лиц, скептически оценивающих культурно-образовательные возможности своей профессии. По данным опросов учителей регионов Сибири, Дальнего Востока, некоторых центральных районов, около 40% отрицательно настроены по отношению к своей профессии, а 30,6% затруднились с ответом. Мотивация учительского труда, настроенность на созидательный труд также значительно изменились в отрицательную сторону: 4% учителей идут в школу охотно и радостно, 2% отбывают время, 19% - с текучим меняющимся настроением, 19% - с чувством тяжелой повинности, а большая часть 61% - с постоянным беспокойством и тревогой. Налицо кризис профессии учителя, огромная неудовлетворенность своим трудом громадной армии работников школы. Главная причина такого положения - кризисные явления в экономике, политике, морали и культуре, отсутствие четкой государственной программы перестройки школы, которая не только была бы способной на достаточно высоком уровне обеспечить финансирование школы, но и, что самое главное - создать условия для социальной востребованности образования и знаний, которые будут способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус учителя.
А что происходит в действительности? Свыше 60% опрошенных из
факторов, важных для успеха в жизни, поставили образование на предпоследнее
- 14-е место. Самое печальное, что именно у молодых людей в возрасте до 20
лет, когда и приобретаются знания, ценность образования стоит на
предпоследнем месте, у родителей оно на третьем месте от конца из 14-ти
позиций. Как следствие, около половины учащихся старших классов и студентов
вузов слабо настроены на получение знаний. Падение ценности образования в
нашем обществе закономерно вызывает и низкий рейтинг учительской профессии
в общественном сознании. Это подтверждают и социологические опросы. Так, в
1989 г. при ответе на вопрос, заданный учащимся-старшеклассникам "Как вы
оцениваете престиж профессии учителя в нашем обществе?" 4,6% признали его
"высоким", 61,5% - "средним" и почти одна треть респондентов "низким" и
"очень низким" (32,8%). Через два года (в 1991 г.) эти оценки снизились:
уже 45,3% опрошенных учащихся признали престиж профессии учителя в обществе
"низким" и 21% -"очень низким". Опросы родителей также свидетельствуют о
резком снижении авторитета учителя в обществе: только 35% считают престиж
учительской профессии высоким, около половины, 46% — "средним", а 51% -
"низким "и "очень низким".
Теперь поговорим о другой ключевой роли в структуре образовательного процесса - "ученика" (учащиеся школ, училищ, студенты и др.). Какие требования к его поведению предъявляет нормативно-ценностная система образования? Они достаточно очевидны: изучать различные предметы согласно программе курса (класса), усваивать и запоминать информацию, овладевать навыками самостоятельного изучения и использования изученных фактов, добросовестно посещать учебные занятия, уметь слушать педагога и принимать участие в ходе занятий, лекций и т.п. Непременное условие продвижения ученика по многоступенчатой лестнице образования - успешная сдача экзаменов и зачетов. По отношению к нерадивому учащемуся действует система санкций - неудовлетворительная оценка текущих занятий, замечания и записи в дневнике, вызов родителей и пр., вплоть до исключения из школы. В вузе система санкций более формализована: отлынивающий от занятий студент может получить выговор от деканата, в случае неудовлетворительной сдачи сессии, он наказывается лишением стипендии, не переводится на следующий курс. В нормативной структуре формального образования существуют, конечно, и определенный набор позитивных санкций, направленных на поощрение добросовестной учебы, стимулирующих учащегося к высоким достижениям в учебе. В первую очередь это отличные оценки, выдача аттестата с отличием и льготы, которые он дает при поступлении в средние и высшие учебные заведения, повышенная или именная стипендии в вузе, диплом с отличием, рекомендация для поступления в аспирантуру и т.д.
Решающее место в системе социального взаимодействия,
характеризующего образовательный процесс, занимают взаимоотношения между
учителем и учеником. Надо отметить, во-первых, присущее этим отношениям
неравенство: статус учителя неизмеримо выше статуса ученика, первый
занимает господствующее положение, второй - положение подчиненного.
Доминирующее положение учителя обусловлено тем, что он организует учебный
процесс и управляет им, является источником знаний для учеников, моральным
авторитетом. Господствующая позиция учителя в классе (или учебной группе)
порождает авторитарный стиль в преподавании, означающий безусловное
подчинение ученика авторитету учителя. Этот стиль предполагает, что учитель
должен быть строг с учащимися и наказывать провинившихся. Именно этот стиль
взаимоотношений многие столетия господствовал в системе формального
образования вплоть до последнего времени. Содержательной основой
авторитарного стиля преподавания в педагогике является традиционное
понимание целей образования как процесса передачи знаний от учителя к
ученику. Первый является специалистом в определенной области знаний и
культуры, и его главная задача заключалась в том, чтобы передать ученику
определенный объем знаний и научить ими пользоваться. Роль ученика
сводилась к пассивному усвоению и запоминанию той информации, которую давал
ему педагог. Однако в современную эпоху традиционный авторитарный
стиль в обучении оказывается все более неэффективным, утрачивает свою былую
популярность. Объясняется это тем фактором, что современное высокоразвитое
индустриальное общество в силу большой сложности хозяйственного механизма,
уникальности новейшей техники, ее громадного воздействия на все стороны
общественной жизни, включая и окружающую природную среду, требует нового
типа специалиста будь то предприниматель, инженер, экономист или юрист.
Этот специалист должен не только обладать большими познаниями в
соответствующей области, но и быть творческой, инициативной личностью,
умеющей принимать смелые и нестандартные решения, учитывать множество
факторов, связанных с использованием новейшей техники и технологии, с ее
социальными и культурными последствиями.
Новый, демократический стиль в построении образовательного
процесса характеризуется следующими особенностями:
1) формальный процесс передачи знаний заменяется решением конкретных
задач, которые совместно обсуждают учитель и ученик;
2) сущность передаваемого содержания не сводится к пассивному запоминанию,
а заключается в овладении разнообразной информацией;
3) формой общения учителя с учеником становится не научение, а взаимный
обмен информацией, что, естественно предполагает большую самостоятельную
работу ученика;
4) инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает учащийся;
5) характер отношении между участниками - попеременное доминирование или
равенство учителя и ученика;
6) в роли обучающего может выступать не обязательно учитель-профессионал,
а любой носитель ценной информации .
Очевидно, что такого рода нетрадиционная, демократическая модель образовательного процесса может успешно применяться в процессе обучения взрослых людей, имеющих сознательную мотивацию к образованию, желающих творчески овладеть изучаемыми предметами. К этой группе могут быть отнесены старшеклассники, студенты, специалисты, обучающиеся в системе повышения квалификации и др. Что касается начальной и средней школы, то в их деятельности удачно сочетаются элементы демократического и авторитарного стилей управления учебным процессом. Без демократического стиля, предполагающего уважительное отношение к ученику, сочетаемое со стремлением помогать ему и сопереживать вместе с ним, трудно пробудить у школьников интерес к учебе, привить им необходимые моральные качества.
Отмеченные выше трудности во взаимоотношениях учащихся и Учителей, безусловно, в значительной мере снижают эффективность образовательного процесса. Переход к новым, демократическим взаимоотношениям между ними является важнейшим звеном процесса перестройки образования на гуманистических началах, но это станет реальностью лишь тогда, когда общество в целом будет реформировано на принципах рыночной экономики и демократические институты окончательно утвердятся в стране. Только тогда возрастет ценность образования в стране, повысится престиж учительской профессии, а учащиеся и их родители будут сознательно ориентированы на получение образования.
4. Заключение
В современном индустриальном обществе школа, в первую очередь
высшая, не является в полной мере демократическим заведением. Некоторые
социологи даже приписывают институту образования консервативные функции,
поскольку он воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство,
а высшую школу называют элитарной. Подобные факты нельзя отрицать. Однако
при этом нужно помнить, что всеобщее равенство является утопией, и каждое
общество имеет свой средний образовательный стандарт, соответствующий его
объективным потребностям. В ряде высоко развитых индустриальных держав
мира, таких как Япония, Германия, США этот стандарт уже выходит за рамки
обязательного среднего образования. Кроме того в ряде западных стран
(Франция, Германия и др.) распространяется практика приема в вузы без
вступительных экзаменов, что является достаточно убедительным
свидетельством демократизации системы высшего образования. Аналогичные
эксперименты начинают практиковаться и в нашей стране.
В современном обществе более образованные социальные слои занимают более высокое положение в иерархии социального престижа. Движение индивида вверх или вниз по шкале социального престижа становится в прямую зависимость от уровня его образования. Таким образом образование является одним из важнейших символов социальной позиции и средством достижения успеха в обществе. Расширение масштабов образованности населения, совершенствование системы образования оказывают сильнейшее воздействие на социальную мобильность, делают ее более открытой и динамичной.
-----------------------
[1] Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни.
Новоибирск, 1991. С.110, 111
[2] Кузьминов Я. Советская экономическая культура: наследие и пути
модернизации// Вопр. Экономики, 1992, 3. С. 51