Как возникло христианство.
Христианство – одна из мировых религий. Оно появилось около 2х тысячелетий назад.
Как же возникла эта религия?
В Библии нарисована такая картина возникновения новой религии. В дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от «духа святого» и был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески – Христос) – божьего помазанника, и поднесли ему дары.
Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя из 12 доверенных людей – учеников (в Новом завете они названы апостолами) и, совершая с ними многократный обход городов и деревень Палестины, проповедовал новую веру, принесенную им с небес религию. При этом он творил чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полных двенадцать коробов. При этом никто не догадывался, что он Мессия, а его родные сочли даже, что он «вышел из себя», что он ненормален.
В дальнейшем проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала
раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным
Мессией. В конфликт вмешался римский наместник и Иудее Понтий Пилат. Иисус
был схвачен, судим и подвергнут распятию – мучительной казни на кресте, что
считалось самой позорной, «рабской» формой казни. После казни снова
произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, «отверзлись
гробы» и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус
воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке
вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших
и, осудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные
муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство и «горный Иерусалим»
– небесное божье царство.
Нетрудно заметить, что эти легендарные конструкции Библии находятся в полном противоречии с научными представлениями человека о мире и о себе.
Христианство, провозглашенные им вероучения, идеи и этические принципы выросли на почве определенных общественных отношений.
В первые века нашей эры римляне окончили завоевание Средиземноморья.
Подчинив себе множество народов и государств, Рим уничтожил их политическую
самостоятельность и государственность, самобытность их общественной жизни.
Безудержная алчность и жестокость римских наместников, тиски тяжелых
государственных налогов, римское судопроизводство, вытиснившее местные
правопорядки, - весь гнет государственной машины империи порождал в среде
завоеванных народов чувство ненависти к завоевателю и вместе с тем чувство
бессилия перед ним. Эти настроения хорошо переданы в одном из
раннехристианских произведений – «Апокалипсисе» (Откровение Иоанна),
написанном в I веке нашей эры. Автор этого произведения называет
рабовладельческий Рим «великой блудницей», развратившей целые народы и
страны и разрушившей их жизненные устои. В неистовых пророчествах он
предсказывает скорую и позорную гибель «вечного» Рима. «Время близко!» –
восклицает он, но надежды свои возлагает на небесные силы.
Другим большим вопросом общественной жизни являлась проблема рабства.
Дело было не только в том, что рабский труд обрекал общество на
экономический застой, - Римское государство страшилось своих рабов.
«Сколько рабов – столько врагов», - утверждала пословица того времени.
Меры устрашения рабов не могли решить проблемы, и в верхних слоях общества робко начинает пробивать себе дорогу идея некоторого смягчения форм рабовладения. Римский философ Сенека (I век нашей эры), богач и царедворец, советовал господам более мягко обращаться со своими подневольными. «Все люди, - говорил он, - одинаковы по существу, все одинаковы по рождению; знатнее тот, кто честен по природе. У всех нас общий родитель – мир. Природа велит нам приносить пользу всем людям – все равно, рабы они или свободные, свободнорожденные или отпущенники». В то же время рабам и тем, кто находится в зависимости, Сенека рекомендует проявлять терпение и спокойно сносить обиды, поскольку сопротивление только ухудшило бы их положение. Эти идеи, по-своему переработанные, выдвинуло и христианство.
Римское общество переживало нравственный и религиозный кризис.
Высшие круги общества с презрением относились к людям труда, не только рабам, но и свободным. Сукновалы, шерстобиты, сапожники, медники – постоянный объект пренебрежения и осмеяния. Греческий писатель Лукиан так изображает удел ремесленника: «Ты будешь недалек умом, будешь держаться простовато, друзья не будут искать твоего общества, враги не будут бояться тебя ... ты станешь жить как заяц, которого все травят, и станешь добычей сильного».
В то же время среди людей труда, не только рабов, но и свободных,
складывались свои меры ценностей человека. Из надгробных надписей, басен,
поговорок того времени мы узнаем, что такой мерой оказывалось трудолюбие,
мастерство, бескорыстие. В одной надписи некая жрица с гордостью говорит,
что ее родители вольноотпущенные, которые были бедны, но свободны духом. В
другой – об умершем – говорится, что его простодушие, «немудрствование» и
доброта открыли его душе возможность местожительствовать с богами.
Вольноотпущенник Федр в басне о судебной тяжбе между пчелами и трутнями из-
за меда в улье дает понять, что он на стороне тех, кто добыл этот мед своим
трудом.
Поговорки и поучения трудовых людей содержат нередко противоположные призывы: призирай господство и не води знакомства с властью, отвечай обидчику тем же, ибо, прощая, ты вдохновляешь господ на новые обиды. В одной поговорке резко осуждается идея сопротивления: «Кроткие живут в безопасности, но зато они рабы». И наряду с этим: «Лекарство против обид – прощение». Здесь сопротивление злу – способ социальной самозащиты.
Многие из этих представлений были восприняты формировавшимся христианством.
Характерной чертой времени было известное охлаждение греко-римского общества к своим старым богам. Многие сомневались в самом их существовании.
Известный римский политический деятель и оратор Цицерон (106 – 43 гг. до нашей эры) в тракте «О природе богов» изобразил трех философов, ведущих спор о том, что «следует думать о религии, благочестии, обрядах, жертвоприношениях» и о самих бессмертных богах». Один из спорящих хотя и признает существование блаженных богов, однако, помещая их где-то в неведомых «междумириях», отрицает их вмешательство в дела людей и, следовательно, реальное значение религии. Другой, наоборот, утверждает, что строение Вселенной исполнено божественного разума, и боги все устроили для блага человека. Третий философ – его точку зрения разделяет сам Цицерон – говорит, что в народе надо поддерживать веру в богов, но для образованных людей вопрос темен. «Много ведь попадается такого и смущает так, что иногда кажется, что совершенно нет таких богов». Этот религиозный скептицизм уживался с самыми темными суевериями. Множество богов, демонов, духов опутывали мышление человека, держа его в страхе и подрывая, по выражению римского поэта Лукреция, «самые устои жизни».
Наряду со скептическим отношением к собственным богам в римском обществе распространяется интерес к восточным культам. В эту наполненную политическими и социальными потрясениями беспокойную эпоху они привлекали своей экзальтацией, исступленными обрядами, таинствами посвящения, создающими иллюзию общения с божеством. Некоторые из них содержали идеи потустороннего воздаяния и возмездия, отражая этим жажду социальной справедливости на Земле.
Таким образом, социальная и политическая неустойчивость эпохи, чувство
безысходности толкали массы к религиозным поискам. Наступление тяжелых
времен приписывалось злой воле или слабости старых богов. А с захирением
демократических учреждений Рима и упадком общественной жизни духовная
энергия людей все больше обращалась к сфере религии. «Во всех классах, -
пишет Энгельс, - должно было быть известное количество людей, которые,
отчаявшись в материальном освобождении, искали взамен него освобождения
духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния».
Предзнаменования, гадания, оракулы, составление гороскопов, ворожба и
заклинания, поиски магических формул заняли огромное место во всех слоях
общества. И в этом кипящем котле духовной жизни империи исподволь
подготавливалась и новая религия – христианство.
Велико число источников, религиозных, литературных, философских, из
которых черпала свои идеи новая религия. Философ Филон Александрийский (21
или 28 год до нашей эры – 41 или 49 год нашей эры) аллегорически толкуя
Библию, соединил в своем учении монотеизм (веру в единого бога) иудейской
религии с элементами греко-римской философии. Философская школа Филона дала
христианству идею богочеловека, посредника между небом и землей. Повлияла
на христианство и школа римского философа Сенеки, рассматривающего земную
жизнь лишь как преддверие к «новому рождению» в потустороннем мире, и
учение гностиков – религиозно-философское направление, считавшее материю
греховным началом и искавшее пути спасения души. На вероучение и культ
христианства оказали влияние и древнеегипетский культ Осириса и Исиды с его
идеями загробного суда и воскрешения, а также культ древнеперсидского
божества Митры с его символами и мифом о том, что бог добровольно принес
себя в жертву. Христианство восприняло учение иудаизма о едином боге как
первопричине всего существующего. Были восприняты и предсказания иудейских
пророков о предстоящем приходе Мессии–спасителя и наступлении божьего
царства.
В 1947 году неподалеку от Иерусалима, в местности Вади-Кумран, были
найдены запрятанные в пещерах древние рукописи, принадлежавшие
предхристианской иудейской секте, отколовшейся от официального иудаизма.
Ученые считают, что эта секта ессеев, которая упоминается в сочинениях
древних авторов. Поверив в близость конца света и страшного суда, ессеи
ушли в пустыню, чтобы «праведной» отшельнической жизнью готовиться к этим
событиям.
Изучение кумранских свитков выявило удивительно много сходного в
религиозных воззрениях этой секты с первохрианскими общинами. Эта идея
всеобщей греховности, воздаяния за добро и возмездия за зло после смерти.
Другая характерная черта – враждебное отношение к божеству и пренебрежение
к собственности. В кумранских свитках содержатся упоминания об «учителе
праведности», которого в какой-то мере можно рассматривать как прообраз
евангельского Христа.
Христианство возникло в Палестине в первой половине I века нашей эры.
Его формирование растянулось на продолжительное время. Глухое упоминание о
христианских проповедниках в обрамлении мифов и легенд сохранилось в
исторических источниках.
Первоначально христианство было небольшим стихийным движением. Первые
христианские общины состояли по преимуществу из рабов, вольноотпущенников,
ремесленников, городской бедноты, всех тех, кого, по образному выражению Ф.
Энгельса, «выбросил за борт процесс разложения старого мира». Все они
осуждали существующие порядки и мечтали о социальном и духовном
переустройстве. Все они искали в новой религии утешение. И христианство ими
же творимое, все это охотно обещало.
Новая религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут
человеку спасение и райское блаженство в загробном мире, а в сопротивлении
злу видела путь к нравственному совершенствованию. Она обещала всем
обездоленным, что «будут последние первыми, и первые последними», что
праведные получат свое и низшим сословиям – всем этим, по евангельской
фразеологии, «нищим», «простецам», «малым сим» – принадлежит будущее.
Богатство, стяжательство рассматривались новой религией как «западня
дьявола».
Христианство отбрасывало не только социальные, но и национальные
преграды между людьми. «Нет ни эллина, ни иудея ... ни варвара, ни скифа,
ни раба, ни свободного», - говорится в одном из апостоловских посланий.
Христианство получило характер универсальной, общечеловеческой религии.
Однако осуществление этих мечтаний христианство отодвигало в
«потусторонний» мир, и само земное существование людей рассматривало лишь
как «божье царство».
Со временем христианство меняет свое социальное лицо. Углубление кризиса римского рабовладельческого общества побуждало все большее число людей искать утешения и спасения в новой религии. Во II – III веках в христианские общины хлынули состоятельные люди. Они принесли не только имущество, но и свои социально-политические воззрения. Идеалы бедности, нестяжательства, равенства отодвигаются на задний план.
Христианские общины становятся богатыми, приобретают экономический и
политический вес. Руководство ими сосредотачивается в руках немногих
должностных лиц – епископов. Создается сложная церковная организация. Ее
высшим органов становятся съезды епископов – церковные соборы. Епископы
больших областей получают в дальнейшем наименование архиепископов.
Архиепископы Рима, Александрии, Антиохии стали называться патриархами, а
первые два – папами (от греческого «папас» – отец).
Постепенно вырабатывается сложный культ, чуждый первоначальному
христианству. Позднее в молитвенных домах появились иконы – изображения
Иисуса Христа, его матери, апостолов. Вводилось пышное богослужение.
Таким образом, к IV веку христианство проникло во все социальные слои римского общества. Мощная организация общественной связи, земельные владения и богатства, накопленные к этому времени, делали христианскую церковь силой, с которой власти не могли не считаться. Тем более что сама церковь теперь стремилась к сближению с государством.
Тенденции эти наметились давно. Уже в посланиях апостолов (I-II века) появляются призывы: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом... как Христу», «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога».
Эта готовность церкви освятить слабеющую императорскую власть и весь строй империи авторитетом христианского бога не могла не быть услышана.
Император Константин в начале IV века, стремясь укрепить единство
империи и свою власть, прекратил преследование христиан и дал христианству
права легальной религии. А в последнее десятилетие IV века, при императорах
Грациане и Феодосии I, христианство получило привилегии единственной
государственной религии. Остатки дохристианских языческих культов
преследовались. Имущество старых храмов было конфисковано или разграблено,
статуи богов низвергнуты, жертвоприношения им запрещены. Знаменитая статуя
Виктории – богини победы, символ старого римского духа и государственности,
была удалена из сената. В 394 году император Феодосий I специальным
декретом упразднил как один из последних оплотов язычества – знаменитые
олимпийские празднества – олимпиады. Христианство распространилось по всем
районам империи и вышло за ее пределы.
Христианская церковь сделалась опорой и союзником гибнущего рабовладельческого государства.