Джайнизм.
Оформление этого учения связано с именем Махавиры Джины (6 в до нэ)
считается последним из 24 тиртханов (тех кто смог освободиться от кармы).
Родившись в семье кшатрия он в 30 лет ушел из дома. Через несколько лет он
прозрел и стал проповедовать свое учение. Вначале последователями были лишь
аскеты, отказавшиеся от всего материального включая одежду - ради
достижения мокши. Позже численность общины увеличилась за счет
сочувствоваших и кормивших их мирян. Учение Джайнов состояло из того что
душа человека выше его материальной оболочки. Достичь мокши- значит
освободить душу от материи. При этом материальной считалась и карма а все
остальное как бы прилипало к ней. Только после освобождения от веками
накопленной кармы как от липкой основы, вместе с ней устраняется и все
прилипшее к ней. Джайнизм гоаорит, что нужна глубокая убежденность в
истинность исповедуемой доктрины. Образ жизни джайнов. 5 основных обетов:
1. Не причинять вреда живому 2. Не красть 3. Не прелюбодействовать. 4. Не
стяжать 5. Быть искренним и благочестивым. К этим 5 прибавлялись
дополнительные обеты ведшие к сокращению наслаждений жизни. Среди джаинов
нет крестьян (даже повреждение земляного червя плугом- грех). Поэтому
джайны селились в городах и занимались ремеслами или торговлей, обладая
немалым капиталом джайны играли большую роль в политической жизни страны.
Касты у джайнов продолжали существовать, но не имели того значения как в
индуизме. Особый слой составляли монахи-аскеты полностью порывающие с
нормальной жизнью, являлись эталоном и ориентиром для всех джайнов. Сначала
кандидат в аскеты 3 года должен пробыть послушником, выполняя принятые на
себя обеты. Затем он углубленно изучает доктрину джайнизма. После этого его
принимают в аскеты- обратного пути уже нет. Аскеты всегда ведут жизнь
странников. Аскет ест понемногу не более двух раз в сутки. Аскет живет
милостыней. Одной из крайних мер аскезы является отказ от пищи- голодная
смерть.