А.Горин
Церковь ЕХБ (НАДЕЖДА(, г. Москва
Введение
в догматическое богословие
Курс лекций прочитанных в Ц. “Надежда” (1997-8 гг.)
Лекция 2. Библия — Священное Писание Христианства. Откровение и его
аспекты. Место Библии в спектре откровения, в Церкви и в жизни христианина.
Природа Библии, ее характеристики…
В данной лекции я не всегда буду полностью разделять все построения, хотя большинство из них. Это связано с собственным продолжающимся богословским поиском. Будучи не в состоянии во всех случаях формализовать свои размышления и их результаты я предлагаю максимально удовлетворяющие меня и одновременно вполне закончено сформулированные рассуждения.
Когда мы начинаем разговор о Библии, то каждый из нас является
носителем определенного представления о Библии. Это само собой разумеется,
но я хотел бы подчеркнуть это здесь, со следующей целью. В христианстве
существует огромное множество взглядов на Библию и связанные с ней вопросы.
С другой стороны, нет нормативного церковного учения о Библии на уровне
Символов Веры либо заключений Соборов. Отчасти это и является причиной
разнообразия взглядов. Мы говорим, однако, что Библия является основным
источником нашего богословского процесса. Таким образом мы ставим перед
собой задачу — определить статус Библии, ее природу и связанные с этим
вопросы, в той мере, в какой это возможно в современном состоянии этого
вопроса в христианстве.
Понятно, что отсюда мы должны в полной мере обратиться к тем общим положениям, приведенным в 1-й лекции, которые будут формировать такое наше понимание. Это сложная задача. (Скажу тут же, что эти вопросы являются предметом моего собственного богословского занятия, как одни из ключевых, на мой же взгляд, в построении богословия). Конечно, мы не охватим всего комплекса связанных с этим вопросов, даже не коснемся некоторых. (В частности еще и потому, что на лекциях А.М. вы рассматриваете некоторые из них.)
Откровение. Библия — книга христиан. Это книга имеющая отношение к
религиозным, священным реалиям; в конечном счете к Богу. Существует
представление о том, что религиозный феномен исключительно антропоморфен. В
этом понимании обращение к Богу вторично по отношению к религиозной
активности. Есть другое понимание (К.Барт) — человек признает божественную
инициативу. Бог открыл Себя. Это тезис о первичности откровения. Как вы уже
говорили, (необходимость( боготкровения заключена в 1) трансцендентности
Бога; 2) Его личностности; 3) греховности человека [опять же, мы
затрагиваем некоторые богословские термины, которые будут выведены
впоследствии, что требует осторожности]. Даннинг рассматривает эти 3 пп.
говоря о соотношении (ткровения и трансцендентности; (. и знания; (. и
разума.
Предварительно надо отдать себе отчет, что проблема (. связана с
учением о Боге. Это не только подготовительные рассуждения для богословия.
Мы вынуждены оперировать неким представлением о Боге |?|. Далее, собственно
в Библии нет современного понимания (. Библейские авторы более
непосредственны в их повествованиях направленных на подчеркивание
реальности общения человека с Богом. Библейские термины имеющие отношение к
знанию носят сотериологический характер. Категория полного знания вообще
имеет эсхатологическое значение (1К. 13:12). Наконец, теоретическое
понимание откровения имеет недавнее происхождение. Гипотеза Тойнби о
(реакции на вызов(. |Прим.: поним. канона, Троицы и пр.|
Итак; под откровением мы понимаем все, в чем проявляется бытие и
действие Бога в пределах человеческого восприятия. (Мы не знаем как
воспринимается информация о Боге другими существами). Несомненно, что оно
((.) превосходит восприятие, но мы ограничиваемся восприятием и усвоением
(. в доступных нам пределах. Все что Бог счел нужным открыть может быть
воспринято людьми. (Мы говорим о знании Бога, а не о философском знании об
Абсолюте).
Попробуем уяснить цель, объем, причину (. и нашу способность к его восприятию.
Цель — спасение людей. (“хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины”–1Т.2:4). (. есть элемент благодати, имеющей сотериологическое измерение. Спасение — жизнь с Богом и в Боге — богопознание (Ин.17:3). Здесь глубинная связь богопознания в (. со спасением.
Человек доверяет чему-либо тогда, когда убежден в адекватности этого истине. Проблема истины.
Абсолютная истина – проявление божественой субстанции. Божество Само по
Себе непостижимо даже как понятие (таким образом истина не может совпадать
с божеством в сущности и является проявлением), а идея истины доступна
мышлению. Абсолютная истина недоступна овладению, но ее существование
доступно пониманию.
Откровенная истина является частью абсолютной истины. Объем этой
частности определяется целями (. (спасением). В (. Бог раскрывает себя —
источние аб. истины — в той мере, в какой это необходимо для приближения к
Нему человека. ( (. относится к абс. истине как часть к целому, вероятно в
количественном соотношении. (О последнем трудно судить|?|).
Можно сказать, тем не менее, что (. качественно также не совпадает с абсолютной истиной, т.к. выражается человечески опосредовано. [Позже мы рассмотрим варианты этого аспекта]. В любом случае форма (. определяется собирательными свойствами человека, которому и адресовано.
Отсюда, кач. и колич. отношение объема и формы (. к абс. истине определяется как возможностями адресата, так и целями подателя (субъ. и объ. факторы). По отношению к Богу — источнику — (. является относит. истиной, а по отн. к человеку — приемнику — количественно и качественно частью абс. истины.
Этим же определяется абсолютный характер (. для человека. (. — доступный человеку объект познания, имеющий божественное происхождение. (. приобщает нас к Богу и, будучи продуктом божественной деятеьности являнется истиным!
Полное познание (. недоступно человеку. Существует представление, что христианское богословие в целом имеет своей задачей познание (. в его кач. и колич. полноте, но и то в перспективе исторического процесса. Возможно.
Перечислим известные нам виды откровения:
— раскрытие Бога в природе как Творца и Содержителя;
— человеческая способности нравственной оценки;
— субъективное и социальное преживание общения с Богом;
— непосредственные богоявления;
— промыслительные события в жизни человека и человечества;
— предание Церкви;
— Слово Бога в виде Священного Писания, как фиксированного предания;
— Богочеловечество Иисуса Христа — высшее (. Бога — утверждение всех прочих видов (.
(Конечно, этот пречень условен, как и всякое обобщение эмпирических
данных. Его пункты требуют, зачастую, немалого материала в свое обоснование
из области апологетики и ей подобных философски-богословских построений.
Все это имеет некоторый интерес. Иногда делают различение общего и частного
(., понимая под вторым Библию, но такое деление, зачастую подразумевает
весьма неполный взгляд на характер и спектр (., которые мы рассматриваем).
Что же касается познания одного из основных видов (., Священного
Писания, в его качественной полноте недоступно для отдельного человека, что
доказываеется рядом известных явлений: один и тот же человек при различных
обстоятельствах воспринимает один и тот же текст совершенно по разному,
открывая в нем все большую глубину содержания; разные люди различно
воспринимают одни и те же тексты, чем объясняется, в частности, множество
взаимодополняющих, а нередко и взаимопротиворечащих толкований. Кроме того,
под познанием (. надо понимать не только рациональное его восприятие, но и
эмоциональное, а также претворение его в жизнь, творческое его усвоение и
осуществление в активной деятельности.
Итак, под человеком, (познавшим( Слово Бога, т.е. наиболее важный и непосредственно доступный каждому вид (., мы можем понимать только того, кто усвоил его настолько органически, что вся жизнь такового стала осуществлением переданого в (. — в виде Библии, Слова Бога — идеала. Таким был, как известно, Христос — нравственный Абсолют человечества (в частной, но подавляюще общепринятой интерпретации). Для всех людей доступна определенная степень усвоения и исполнения Слова Бога, большая/меньшая степень приближения к полноте познания (. — Слова Бога.
Познание других видов (., напр. физ. мира в его полноте, также доступно не отд. личности, но чел-ву в целов. Это известно из закономерностей возможностей научного проникновения в законы материального мира.
Мы говорили, что объем откровения определяется его целью. Нельзя сказать, что в том, что мы воспринимаем и осознаем как (. Бога, нет ничего кроме (. Например, человек может воспринимать природу как творение говорящее о всемогуществе и благости Творца(Пс.18:1), но возможно воспринимать ее и как источник эстетических и познавательных переживаний, как нечто содержательное само по себе, вне зависимости от ее (объективно- субъективной) откровенной функции.
В Священном Писании, наряду с богословским, нравственно-дидактическим,
молитвенным, доксологическим и прочими сотериологическими аспектами мы
имеем множество понятийного (география, космология и пр.) и сугубо
семантического материала вне которого сотериологическое содержание не
объективируется (по крайней мере в данном историко-временном континууме),
(утрачивает взаимосвязь и смысл). |Пр. географии земной ж. Иисуса|. Однако
сами по себе эти составляющие имеют побочныи характер и не имеют смысла.
То, что содержится в (., главное и второстепенное, достаточно для
спасения воспринимающих и переживающих его содержание. Характеристика Павла
– 2Т. 3:16-17 (будем помнить про динамический интерпретационный смысл этого
текста). Павел даже считает (. в природе и совести достаточным для
возложения на язычников, не имеющих возможности пользоваться другими видами
(., ответственности за отвержение Бога и безнравственную жизнь (Рим.1:18-
0;2:14-15). (Здесь я не вполне согласен с Павлом, во всяком случае, хочу
указать на необходимость тщательной отшлифовки всех этих понятий. Не
призывая к безнравственности и, тем более, отвержению Бога, хочу указать на
широкий спектр этих понятий.
Единственной причиной того, что (. преподано людям, является воля Бога,
направленая на спасение человечества, на помощь в достижении высшей степени
самоидентификации и самореализации ради творения (и Бога). Таким же актом
было творение и последующая история с высшим проявлением в приходе Иисуса
Христа.
(. было бы бессмыслено без возможности человека воспринимать и усваивать его. С самого начала бытия человек общается с Богом, находится в процессе богопознания. Можно делать косвенные выводы о наличии как (. так и человеческой способности воспринимать его и реагировать на него. Т.е. участвовать в диалоге с Богом с исполнением или нарушением заповедей, содержащихся в (. Необходимо учитывать, что это может быть неосознанно и даже с осознаным неприятием вербальных выражений христианства и его ортодоксии (как в виде других религий, так и редчайшего чистого атеизма и агностицизма) |Пр. в кн. о. Г.Чистякова|.
Можно сказать, что эта способность к богообщению определяет
уникальность положения человека (мы коснемся этого в последующих лекциях).
Не будь этой способности не имело бы смысла библейское откровение и вершина
откровения — пришествие Иисуса Христа. Итак, богоподобие человека является
предпосылкой боговоплощения!
Надо еще заметить, что человек наделен способностью к восприятию и усвоению (. в разной степени. Надеяться на более успешное и результативное усвоение (. может человек внутренне стремящийся к воле Бога (сознательно или нет) и при этом не пренебрегающий стремлением к усвоению интеллектуального, этического и эстетического богатства человечества во всем его многообразии
Далее, в свете изложеных рассуждений об откровении и следует понимать вопросы связанные с Библией — Священным Писанием Христианской Церкви.
{далее мы рассмотрим разделение откровения и богодухновения (с
различными теориями богодухновения), сферу богодухновения, воздействие
богодухновения, (коснемся теорий непогрешимости, безошибочности и попробуем
создать ясность в терминах), сделаем герменевтические выводы (касающиеся
соотношения откровения и истолкования, истории и догмы) из нашего понимания
богодухновения (гермен. проблема; теория феори/и–Барта), упомянем о
герменевтических предпосылках и, наконец, поговорим об авторитете Библии и
ее месте в жизни Церкви и христианина. – если успеем обо всем}
________________________________________________________________________
|| разделение откровения и богодух. – богодух. не сообщает новых
знаний; но может сочетаться с (. (пр.: пророки). Так ев. Лука писал на
основании своего иследования и не имел сверхъест. (., но был вдохновленным
писателем | другой подход – богодух. распр. на область знания Бога и Его
действия в мире. Она не касается всего чел. знания, но ее воздейст. не
исчерпывается порождением только чисто интеллектуального акта /ПравМысль,
VIII, с.115, 119 > 122/ | /AW, №4, с.11-14; 18, а.1; 24-26 – герм. принц.;
предпос.; феория/ | /№8, с.12-19 – ист. и догма/ | /Введ. в Биб., с.27-28;
33-34 – непогр.; авторитет/ | /Бож. Откр., с. 82-85 - истинность/ |
/Символ, №6, с.113-114, 116, 118а – фундаментал., непогр и пр./ | /Мень,
с.14, п.7 – на осн. его разраб. закл. (+ “РПЦерковность”, с.34)/ ||
Библиография к лекции 2
Мудьюгин М., арх., Введение в основное богословие. — М.: Общедоступный православный университет, 1995; 226 с. Стр. 146–151.
Даннинг Р., Благодать, вера, святость. — С.-Пб.: (Вера и святость(,
1997; 598 с. Стр. 89–92.
(Князев А., свящ., О боговдохновенности Священного Писания //
Православная мысль. — P., YMCA–Press, 1951, вып.VII; стр.113–127. …)